ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ТАВКЕШЕВА М.Г.,
аспирант,
Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН,
e-mail: [email protected];
КУЛЬТУРБАЕВА Л.Р.,
аспирант,
Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН,
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы государственного регулирования агропромышленного производства, предложен механизм управления взаимодействием органов власти и сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: региональное управление; взаимодействие; государственное регулирование; сельскохозяйственное производство.
In article problems of state regulation of agroindustrial manufacture are considered, the mechanism of management is offered by interaction of authorities and the agricultural enterprises.
Keywords: a regional government; interaction; state regulation; an agricultural production.
Коды классификатора JEL: Q13, Q14, Q18.
Вопрос о месте и роли сельхозтоваропроизводителей и органов власти в сельском хозяйстве возникает периодически. В условиях вхождения в ВТО, завершения радикальных экономических реформ, при выработке как федеральной, так и региональной политики должны учитываться специфика региона и интересы сельхозтоваропроизводителей [4].
Что же побуждает власть ставить сельское хозяйство страны на последнее место в системе приоритетов?
Причины кроются, видимо, в общеэкономической политике и недооценке роли и места сельского хозяйства в экономике страны [3], хотя за последние годы Правительством Российской Федерации сделаны определенные шаги по стабилизации сельскохозяйственного производства.
Например, введено субсидирование процентных ставок по кредитам с погашением за счет федерального бюджета 2/3 учетной станки ЦБ РФ. Реализуются меры по расширению целевых программ лизинга, организации страхования, введению механизма закупочных и торговых интервенций, защите отечественного рынка от необоснованного импорта продовольствия, особенно сахара и мяса, финансовому оздоровлению и привлечению инвестиций в АПК. Наконец-то приняты долгожданные базовые законы, регулирующие земельные отношения: «О личном подсобном хозяйстве», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О разграничении государственной собственности на землю», «О приватизации государственного и муниципального имущест ва», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве», «О государственном земельном кадастре» и др.
Медленно, но улучшаются производственные и экономические показатели отрасли. В течение последних 5 лет в Кабардино-Балкарской Республике наметился процесс восстановления сельского хозяйства. Хотя темпы роста пока низки и не сопоставимы с дореформенным периодом.
Тем не менее до настоящего времени наиболее острыми в сельском хозяйстве остаются вопросы собственности на землю и земельных отношений, взаимоотношений государства (власти), предпринимательских структур (бизнеса) и крестьянства в широком плане.
На наш взгляд, государственная аграрная политика должна исходить из необходимости устойчивого и эффективного развития агропромышленного комплекса в целях удовлетворения потребности населения в его продукции, высокой мотивации труда его работников, развития сельских территории.
При этом сельское хозяйство следует рассматривать не только с позиции производства, но и как сложную многофункциональную систему, выполняющую широкий спектр народнохозяйственных функций: различные виды несельскохозяйственной деятельности, территориальную, демографическую, трудоресурсную, экологическую, природоохранную и др. [2].
© М.Г. Тавкешева, Л.Р. Культурбаева, 2012
Необходимо вернуться к определению содержания основных механизмов аграрной политики, тем более что в настоящее время идет работа по актуализации Указа Президента РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30.01.2010 № 120 (табл. 1) [1].
Таблица 1
Механизмы государственной сельскохозяйственной политики
Основные принципы государственной сельскохозяйственной политики Содержание
Устойчивость Обязательства государства перед сельхозтоваропроизводителями обеспечивают устойчивость механизмов поддержки развития сельского хозяйства в течение 5 лет
Адресность Государственная поддержка оказывается непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Не допускается получение бюджетных средств на поддержку развития сельского хозяйства посредническими организациями
Гарантированность Обязательства государства по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, включаемых в отдельные направления ее программы
Разграничение полномочий и соблюдение равных условий конкуренции Финансовая поддержка из федерального бюджета может быть дополнена финансовой поддержкой из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но по своим программам
Учет международных обязательств При осуществлении государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей учитываются обязательства России по международным соглашениям, в том числе обязательства, возникающие из ее участия в ВТО
Ограничение размеров государственной поддержки Сумма средств, получаемых в порядке государственной поддержки одним сельскохозяйственным товаропроизводителем из федерального бюджета, ограничена и не может превышать, например, 2 млн руб.
Равнодоступность Все формы хозяйств, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения, имеют равные права на поддержку из бюджета
Достижение целей государственной сельскохозяйственной политики должно контролироваться Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ по следующим показателям:
обеспечение продовольственной безопасности страны (продовольственная безопасность РФ считается обеспеченной, если доля продаж отечественной продукции в общем объеме продаж на рынке составляет не менее: зерна — 90%, сахара — 60%, растительного масла — 70% молока и мяса — 80%);
доступность пищевых продуктов (доступность пищевых продуктов считается достигнутой при обеспечении их бесперебойного поступления в места реализации продовольствия в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей населения, и по приемлемым ценам);
сближение средних уровней доходов (сближение средних уровней доходов в сельском хозяйстве и иных отраслях экономики);
выравнивание цен (выравнивание индексов цен на сельскохозяйственную продукцию и используемые сельхозпроизводителями средства производства).
Критический анализ основных направлений регулирования отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и органами государственной власти позволил отметить следующее:
1. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» определяет направления государственной поддержки, но не содержит конкретных механизмов. Правила господдержки и регулирования агропродовольственных рынков изменяются Федеральным Собранием и Правительством РФ ежегодно, в то время как хозяйствующие субъекты планируют свою деятельность, как правило, на предстоящие 3-4 года.
2. Из денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства, на долю непосредственных товаропроизводителей приходится незначительная часть выделенных средств, около 20%.
3. Ограничен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к государственным средствам поддержки. Личные подсобные хозяйства, производящие более половины сельскохозяйственной продукции, не имеют достаточного механизма государственной поддержки.
4. Из-за соответствующего разграничения полномочий РФ и ее субъектов по регулированию и поддержке агропромышленного производства нарушается единое экономическое пространство страны, создаются неравные экономические условия для конкуренции.
5. Механизм распределения бюджетных средств по действующему законодательству не обеспечивает рационального распределения государственных ресурсов между сельскохозяйственными товаропроизводителями.
6. У органов власти отсутствует механизм контроля эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для развития предприятий агропромышленного комплекса.
От органов власти при разработке государственной сельскохозяйственной политики требуется переориентация бюджетной политики, направление средств на развитие рыночных институтов, обеспечение прав собственности и гарантий выполнения контрактов.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
122
М.Г ТАВКЕШЕВА, Л.Р КУЛЬТУРБАЕВА
При дефиците бюджетных средств их эффективное использование становится важным фактором развития агропромышленного комплекса страны. Однако, как показывает практика, выбор и осуществление программ поддержки АПК происходит без учета специфических особенностей функционирования в условиях ВТО [5].
При распределении бюджетных средств следует учитывать, что основной проблемой сельскохозяйственных производителей является низкий платежеспособный спрос на их продукцию. Поэтому в сложившихся условиях государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий, на наш взгляд, должна быть направлена на расширение возможностей сбыта продукции, поддержку экспортеров, гарантирование экспортных кредитов, приведение отечественных стандартов в соответствие с мировыми.
Наши исследования показывают, что необходимыми условиями формирования государственной сельскохозяйственной политики являются макроэкономическая стабилизация, снижение инфляции, стабильность валютного курса, уменьшение коррупции в органах государственной власти, а также законодательная база, четко определяющая и защищающая права собственности.
Все это создает условия для организации предпринимательской деятельности предприятий аграрного сектора, развития инфраструктуры (сети дорог, водоснабжения, связи и др.), а также способствует росту уровня управления сельскохозяйственными предприятиями.
Проблемы сельскохозяйственных предприятий во многом обусловлены недоступностью для производителей рыночной информации. Информационное обеспечение предприятий АПК позволило бы уменьшить финансовые потери и создать благоприятные условия в сфере инвестиции.
В настоящее время большая часть поддержки сельского хозяйства осуществляется из региональных бюджетов. Многие местные администрации применяют неэффективные меры поддержки, такие как регулирование цен на основные продукты питания и установление региональных барьеров. Региональные мероприятия по поддержке сельскохозяйственных предприятий необходимо синхронизировать с федеральными программами, они должны взаимодействовать друг с другом [1, 3].
То есть, говоря о механизме государственного регулирования и поддержки регионального АПК, очень важно подчеркнуть необходимость разграничения компетенции между федеральными и региональными органами власти.
В проекте «Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» одним из принципов государственного регулирования АПК, в частности отрасли сельского хозяйства, является принцип разграничении полномочий.
Разграничение полномочий между уровнями государственного регулирования определяет постановку задач и обеспечение рациональных механизмов и методов их решения уже в соответствии с поставленными задачами. Мы считаем, что на федеральном уровне должны решаться такие задачи как:
формирование и регулирование единого продовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и других отраслей АПК; осуществление гибкой и эффективной внешнеторговой политики;
проведение единой общегосударственной земельной, финансово-кредитной и налоговой политики; организация общегосударственных контрольных функций (качество продовольствия, ветеринарный, экологический, технико-технологический контролль, рациональное и бережное использование земель); научное, консультативное, информационное и кадровое обеспечение АПК.
На федеральном уровне должны быть использованы такие инструменты, как: правовая база, индикативное планирование, цены, тарифы, налоги.
На региональном уровне необходимо избрать два направления мер государственной поддержки. Первое направление связано с существенным увеличением средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, и расширением объемов поддержки, совершенствованием ее форм. Второе направление связано с сокращением затрат сельхозпредприятий на единицу продукции (см. рис. 1).
Средства поддержки должны использоваться с учетом многообразия экономических и социальных задач, стоящих перед сельским хозяйством. В тоже время, основная их часть должна быть направлена на повышение доходов сельскохозяйственных предприятий всех форм. Наиболее актуальными направлениями расходования средств поддержки являются следующие:
поддержка цен с помощью механизмов государственных закупок и товарных интервенций, прямых субсидий; компенсация части затрат на приобретение наиболее дефицитных средств производства (минеральные удобрения, ГСМ и топливо, элитные семена и племенные животные, сельскохозяйственная техника); расширение льготного кредитования сельхозпроизводителей; разработка и реализация программ повышения качества менеджмента.
Среди других направлений поддержки, недостаточно реализуемых в настоящее время, на наш взгляд, являются: облегчение условий выплаты долгов сельхозпредприятий, накопленных в период недостаточной финансовой поддержки сельского хозяйства (по существу, этот период продолжается до сих пор, однако наибольшие потери от диспаритета имели место до 1998 г. включительно);
поддержка развития аграрной науки и систем внедрения научно-технических достижений и консультация [2]. контроль за осуществлением государственного регулирования и управления сельским хозяйством осуществляется органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании Федерального закона и иных нормативных правовых актов, в рамках предоставленных им полномочий.
Очень многое зависит от государства. Оно много лет опекало сельское хозяйство, и это было ошибкой. Потом бросило его на произвол рыночной стихни, и это стало другой ошибкой. Нужна взвешенная политика. На наш взгляд, она состоит в том, чтобы основной упор был сделан на более развитые предприятия. Такой подход имеет место. Он представлен в нормативных документах, разрабатываемых или уже одобренных правительством. Но этого мало. К экономически слабым и слабейшим
предприятиям, а их не менее 40-60%, нужен особый подход. Их ликвидация, переориентация, реформирование или банкротство должны сочетаться с продуманной программой социальной защиты занятых в них работников (дотации на отдельные виды продукции; расширение применения льготного кредита путем регионального субсидирования процентной ставки; субсидированное из бюджета страхование сельскохозяйственной продукции; частичное субсидирование приобретения техники; содействие развитию новых несельскохозяйственных производств, в том числе посредством частичного финансирования инвестиционных проектов; замена команды руководителей предприятия, возможно, с привлечением специализированных консультационных фирм, зарекомендовавших себя успешной работой с предприятиями; участие в программах повышения качества менеджмента; содействие в определении более сильного хозяйства или интегратора-инвестора).
Поддержка
финансовых
инструментов
Субсидирование процентных ставок по кредиту
Компенсация части затрат по договорам страхования
Лизинг
Поддержка
производства
Компенсация части
затрат на
приобретение
материально-
технических
Налоговые льготы ресурсов
Поддержка
отдельных
отраслей
сельского
хозяйства
(племенное
животноводство,
рыболовство и др.)
Поддержка
экспортеров
Помощь в
продвижении
продукции
Экспертные
субсидии
Поддержка
рынка
Закупочные и
товарные
интеграции
Содействие
маркетингу
Информационное
обеспечение
Мониторинг паритета цен и улучшение их соотношения
I
Регулирование внешнеэкономической деятельности
Содействие интеграции с перерабатывающи ми предприятиями
Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности
Передача
сельхозпредприятиям объектов ЖКХ и социальной инфраструктуры в муниципальную собственность
Разработка и реализация региональных и местных программ инвестиционных проектов для различных групп хозяйств
Содействие развитию несельскохозяйственных видов деятельности
Рис. 1. Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей региона
Реформа стоит средств, и немалых. Если средства затрачены не будут, сельское хозяйство как более или менее современная экономико-технологическая система может рассыпаться. Это скажется и на состоянии личного подсобного и фермерского хозяйств, которые поддерживают свой уровень в значительной степени насчет крупного производства.
Вывод один: государство должно разработать аграрную политику, адекватную интересам России. Укрепить экономику аграрного сектора можно только с помощью государственной поддержки, формы которой в основном ясны. Реформы делаются для людей, они призваны улучшать их положение, и в этом должны активно участвовать органы власти всех уровней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30.01.2010 № 120.
2. БабашкинаА.М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007.
3. БаклаженкоГ. Сельское самоуправление в России // АПК: Экономика и управление. 2004. № 3. С. 43-48.
4. Гумеров Р. Позиция России на переговорах о присоединении к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству: резервы усиления // Российский экономический журнал. 2002. № 2. С. 41-47.
5. Мисаков В. С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса // Тегга Есопоткиэ. Ростов н/Д: ЮФУ, 2012. Т. 4. № 1.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3