Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ В МУЗЕЕ ГОРОДА ЕЙСК'

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ В МУЗЕЕ ГОРОДА ЕЙСК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЙСКИЙ МУЗЕЙ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евко Наталья Павловна

Музеи занимают важное место в культурной жизни общества как хранители материального, духовного наследия, предметов национальной гордости нашей страны. Как и прежде, они занимаются сбором, изучением, атрибуцией, реставрацией, презентацией наследия страны или региона. В последние десятилетия музей выполняет также коммуникативную, досуговую функции, чтобы быть востребованным наравне с другими культурными институциями. На современном этапе развития музеев необходимым условием его эффективного функционирования выступает инновационная деятельность, стимулирующая открытие новых возможностей коммуникации с посетителем. Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования современных мультимедийных средств и интерактивных форм деятельности музея, используемых в культурно-образовательном пространстве, практических аспектов инноваций в экскурсионной деятельности Ейского музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MULTIMEDIA AND INTERACTIVE FORMS OF MUSEUM WORK IN THE YEISK MUSEUM

Museums occupy an important place in the cultural life of society as keepers of the material, spiritual heritage, objects of national pride of our country. As before, they are engaged in collecting, studying, attribution, restoration, presentation of the heritage of a country or region. In recent decades, the museum has also performed communicative, leisure functions in order to be in demand on a par with other cultural institutions. At the present stage of the development of museums, an essential condition for its effective functioning is innovative activity that stimulates the opening of new communication opportunities with the visitor. The relevance of this topic lies in the need to study modern multimedia tools and interactive forms of museum activity used in the cultural and educational space, practical aspects of innovations in the excursion activities of the Yeisk Museum.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ В МУЗЕЕ ГОРОДА ЕЙСК»

Музееведение Museology

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-104-112 УДК 069.01

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ В МУЗЕЕ ГОРОДА ЕЙСК

Наталья Павловна Евко

Ейский историко-краеведческий музей имени В.В.Самсонова

г. Ейск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация: Музеи занимают важное место в культурной жизни общества как хранители материального, духовного наследия, предметов национальной гордости нашей страны. Как и прежде, они занимаются сбором, изучением, атрибуцией, реставрацией, презентацией наследия страны или региона. В последние десятилетия музей выполняет также коммуникативную, досуговую функции, чтобы быть востребованным наравне с другими культурными институциями. На современном этапе развития музеев необходимым условием его эффективного функционирования выступает инновационная деятельность, стимулирующая открытие новых возможностей коммуникации с посетителем. Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования современных мультимедийных средств и интерактивных форм деятельности музея, используемых в культурно-образовательном пространстве, практических аспектов инноваций в экскурсионной деятельности Ейского музея.

Ключевые слова: Ейский музей, интерактивность, инновационная деятельность, модернизация музейного дела, информационные технологии, мультимедийные инсталляции, цифровой контент, виртуальное пространство музея

Для цитирования: Евко Н.П. Современные мультимедийные и интерактивные формы музейной работы в музее города Ейск // Культурный ландшафт регионов. 2022. Том 4. № 6. С. 104-112. DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-104-112

Original article

MODERN MULTIMEDIA AND INTERACTIVE FORMS OF MUSEUM WORK IN THE YEISK MUSEUM

Natalia Pavlovna Evko

Yeisk Museum of Local History named after V.V.Samsonov

Yeisk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract. Museums occupy an important place in the cultural life of society as keepers of the material, spiritual heritage, objects of national pride of our country. As before, they are engaged in collecting, studying, attribution, restoration, presentation of the heritage of a country or region. In recent decades, the museum has also performed communicative, leisure functions in order to be in demand on a par with other cultural institutions.

At the present stage of the development of museums, an essential condition for its effective functioning is innovative activity that stimulates the opening of new communication opportunities with the visitor.

The relevance of this topic lies in the need to study modern multimedia tools and interactive forms of museum activity used in the cultural and educational space, practical aspects of innovations in the excursion activities of the Yeisk Museum.

Keywords: Yeisk Museum, interactivity, innovation, modernization of museum business, information technology, multimedia installations, digital content, virtual museum space

For citation: Evko N.P. Modern multimedia and interactive forms of museum work in the Yeisk museum. Cultural landscape of the regions. 2022. Vol. 4. № 6. P. 104-112 (In Russ.).

DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-104-112

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий. Современные технологии всё больше проникают в культурное пространство. В настоящее время инновации активно используются музеями для привлечения в них посетителей. Инновации в музее приносят новые идеи, продукты и благоприятствуют появлению новых новаторских услуг. Не случайно в свое время еще Кеннет Хадсон сказал: «Музею, в котором не возникают новые идеи, нет смысла дальше существовать» [1, с. 321]. Об этом свидетельствуют

публикации Лебедева А.В. [2], Кондратьевой И.Н., Рубашкина Д.Д. [3] и других исследователей [4].

Практически каждым музеем ведется собственный поиск инновационных форм экскурсионного обслуживания. При их разработке учитываются существующие и доступные музею ресурсы и технологии и, конечно, анализ уровня подготовки экскурсоводов. Музеями изучаются предпочтения экскурсантов, обеспечивается обратная связь с ними по модели «музей - посетитель», при этом доминантой выступают интересы и творческие склонности данной аудитории [5].

Музеи, которые в качестве основополагающего направления избирают посещаемость, должны ориентироваться на креативность и оригинальность подачи репрезентируемого материала.

Современная компьютерная техника и высокие компьютерные, информационные технологии нашего времени позволяют музеям оснащать экспозиции разными видами оборудованиями. На сегодняшний день в музеях активно используются и аудиоустройства - аудиогиды [6, с. 50-53].

К сожалению, не все музеи могут себе позволить оснастить экспозиции дорогим мультимедийным оборудованием, т.к. не имеют для этого средств. В качестве наиболее приемлемого варианта выступают медиатехнологии с применением простейших гаджетов: электронные фоторамки, телефоны, планшеты, плазменные ЖК панели.

Использование медиатехнологий в экспозициях и программах музея зарекомендовали себя как эффективные.

Освещение и звуковые эффекты традиционно применяют для формирования эмоционального фона экспозиции как наиболее универсальные инструменты.

Большинство музеев в России динамично развиваются, активно участвуя и в образовательном процессе. Они интегрировано подходят к содержанию и методике проведения различных форм работы для разных возрастных социальных групп.

Особо важно подчеркнуть, что доминирующей целевой аудиторией музеев выступает молодое поколение. В таком случае музеям нужно соответствовать интерактивным форматам актуальных тенденций, предлагая своим посетителям новые впечатления. Отдельного внимания заслуживают 3 D-фотозоны с историческими персонажами, событиями и с приложением к ним интерактивного реквизита.

Виртуализация также радикально меняет способ организации музейного пространства. Создание интерактивных площадок, ведение активной коммуникации в социальных сетях, оптимизация сайта, формирование цифрового контента составляют различные векторы развития современных музеев.

Использование современных мультимедийных и интерактивных форм в культурно-образовательном пространстве музея должно оцениваться не просто как потребность современного взгляда на музей и имеющиеся в нём инновационные коммуникации, но и как признак толерантности и коммуникативной компетенции музейной среды в интересах посетителей разных поколений. Примером подобного инновационного подхода к подаче материала может выступать Ейский историко-краеведческий музей имени В.В. Самсонова - один из старейших музеев Кубани. Музей имеет 2 филиала - это художественный музей имени И.А. Арзамасцева и музей выдающегося борца, «чемпиона чемпионов» - Ивана Максимовича Поддубного. Частью музея является Мемориальный комплекс на Ейской косе «Защитникам Ейска» [7].

Сотрудники Ейского музея превращают музей города в комфортную среду интерактивного взаимодействия, что, в свою очередь, способствует продуктивному общению с разными категориями людей: воспитанниками детских садов, учащимися школ, студентами, военнослужащими, отдыхающими города, людьми старшего поколения и другими [8].

Музей города ведет большую экскурсионную работу, также удивляет экскурсантов программами виртуальной реальности. Следуя запросам современного общества, музей города предоставляет актуальную информацию на основе интересов посетителей, расширяя музейное пространство новыми инновационными мультимедийными и интерактивными продуктами в соответствии с перспективными тенденциями: экскурсиями с элементами игрового обучения - обучение через развлечение, мультимедийно-интерактивными мероприятиями с демонстрацией экспонатов в действии. Интерес представляют музейные квесты, интегрированные в обзорный музейный маршрут с использованием разных логических заданий, уличные парковые квесты. В заданиях квеста преимущественно используется интерактивный интерфейс с применением гаджетов, а также выездные интерактивные экскурсии и выставки. В Ейском музее разрабатываются мастер-классы, челленджи, музейное селфи, проводятся акции, интерактивные праздничные экскурсии с сюжетно-ролевыми командными заданиями и многое другое.

Используя интерактивные способы коммуникации с посетителями, музей города становится более привлекательным. В Ейском историко -краеведческом музее во время проведения мультимедийно-интерактивных программ, работниками выставляются для показа экспонаты из фондов музея, с некоторыми предметами экскурсанты знакомятся ближе, т.к. их можно трогать и брать в руки. Тактильное восприятие окружающей действительности играет большую роль, особенно в детских экскурсиях и мероприятиях, ведь маленькие посетители всегда хотят узнать, из чего состоит, как изготовлен тот или иной экспонат - это главный ключ к заинтересованности ребят. Детям необходимо убедиться в действительности экспоната, а не являться пассивным зрителем.

Реальные интерактивные взаимодействия с музейными предметами во время экскурсий дают возможность насыщать её дополнительными зрелищными элементами, которые демонстрирует в процессе мероприятия экскурсовод. Например, в музейном детском квесте «Сказки в музее», в музейном экспозиционном обзорном разделе, в сопровождении музыкального сказочного фона учащихся младших классов встречает «медиа-домовой» музея Кузьма Кузьмич. Он создает атмосферу дружбы с ребятами, рассказывает им про музейные экспонаты, которые превратились в «сказку». Каждая найденная участниками «сказка-экспонат» раскроет детям секреты музейного предмета и, в свою очередь, задействует ребят в ориентированной тактильной квест-игре. По Кузиным следам ребята и дальше двигаются по локусам в экспозиции в поисках сказок, выполняя задания: по замыслу сказки «Репка» построить новый портовый город Ейск, открыть золотым ключиком Карабаса Барабаса замок в двери или приготовить кашу из топора и так далее. По количеству найденных сказок определяется победитель квеста, получающий грамоту.

В интерактивной программе для учащихся младших классов «Забавы и игры Кубани!» экскурсовод погружает детей в атмосферу начала XX века. В интерьере купеческого дома он знакомит ребят с жизнью горожан и играет с ними в старинные интерактивные игры: бирюльки, фанты, шарады, пазлы, лото, ручеёк и другие.

В интерактивной экскурсии для учащихся среднего возраста «В гостях у старого фонаря» ребят знакомят с историей светца и лучины, масляных светильников и керосиновых ламп. Также детям предлагаются различные весёлые и занимательные игры.

Через интерактивное мероприятие «Почта в Ейске» ребят средних классов знакомят с понятием «почтовый тракт», выявляют старые маршруты, определяют социально-экономическую роль почты в портовом городе. С помощью мультимедийной презентации показывают детям первые письма, документы, телеграммы, счета, написанные и заполненные купцами во второй половине XIX века. В ходе мероприятия участники должны расшифровать срочное извещение с помощью «старинного оптического телеграфа».

Мероприятие «Обычаи и традиции кубанской казачьей семьи» рассчитано на обучающихся среднего и старшего возраста. Здесь ребята узнают, как складывался быт казаков после переселения на Кубань, познакомятся с традициями и обычаями казачьей семьи. В ходе мероприятия его участники изучают предметы казачьего быта: макитры, чугунки, глечики, кувшины, коромысло, прялки, веретено, разные утюги и т.д. Ребята пробуют проделать часть работы хозяйки-казачки, например, погладить рушник с помощью рубеля и скалки или прясть пряжу. В этом мероприятии у ребят есть возможность насладиться народным фольклором, спеть частушки и даже поговорить на казачьем диалекте - балачке.

Посетители узнают о правилах сбора казака на службу и сами попробуют себя в роли кубанских казаков.

Музей города предоставляет театрализованное мероприятие «Широкая масленица». В этой весёлой детской программе ребят ждёт встреча с интересными персонажами, много развлекательных интерактивных игр, а также шутки и весёлые частушки. В этом мероприятии дети водят праздничные хороводы вокруг масленицы.

В рамках духовно-нравственного воспитания для ребят разновозрастной категории в музее проводятся интерактивные мероприятия совместно с Ейской епархией. В них рассматриваются вопросы духовно -нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи. В таких мероприятиях ребятам предлагается самостоятельное рассмотрение церковной литературы, икон с просмотром тематических видеосюжетов.

Особое внимание сотрудники Ейского музея уделяют патриотическому воспитанию детей. Регулярно проводятся мероприятия военно-патриотической направленности, в которых используется интерактивный формат. Ребятам рассказывают о событиях времен Великой Отечественной войны. Дети узнают историю сражений под Ейском, проходивших в августе 1942 года, знакомятся с экспонатами времён войны, выполняют интерактивные, познавательные задания, участвуют в сюжетных играх на военную тематику: «Разведчики», «Солдатский треугольник», «Рода войск», сюжетно-ролевые игры «Военный госпиталь», «Вещмешок солдата», «Полевая почта» и т.д.

Маленькие посетители с удовольствием участвуют в музейных программах с элементами перевоплощения.

Ребята среднего возраста могут принять участие в познавательно-развлекательном мероприятии «Эх, зимний разгуляй в городе Ейске!». В преддверии Нового года детям проецируется история зимних календарно-обрядовых праздников в дополнении с атрибутикой новогодних символов. Посетители наряжаются в разные персонажи, используя для этого костюмы, маски, новогодние украшение. Например, одевшись в «колядовщиков», ребята в сопровождении фоновой новогодней музыки собирают волшебной перчаткой конфеты, пополняя свой волшебный мешочек новогодними дарами. В ходе новогоднего мероприятия участники наряжают Козу Меланью, поют весёлые «колядки», водят хороводы и пританцовывают.

Ролевые игры с использованием разных костюмированных комбинаций развивают у ребят творческое воображение и фантазию. В Мемориальном музее И.М. Поддубного ребята узнают о выдающемся борце - Иване Максимовиче Поддубном. Они могут побывать на «арене цирка», поднять интерактивные гири, потрогать спортивные артефакты: пояс и трость И.М. Поддубного и, конечно, стать участниками весёлого циркового представления.

В художественном музее имени Арзамасцева школьники разных возрастов знакомятся в интерактивной форме с выставками музея. В ходе мероприятия ребятам рассказывают интересную экскурсию о художественной галерее, влюбляя детей в атмосферу музея.

В музее посетители сами смогут попробовать себя в роли настоящих художников и нарисовать разнообразные сюжеты на камнях.

Особой популярностью в Ейском музее пользуются индивидуальные экскурсии, которые проводятся как для одиночного посетителя, так и для семейных групп. Для семейной аудитории предлагаются экскурсии, в которых экскурсантов задействуют в сценках и командных играх.

Использование Wi-Fi в музее помогает посетителям подключиться к сети, чтобы отсканировать с мобильных гаджетов QR-коды с внесенной дополнительной интересной информацией, и самостоятельно больше узнать о музейных экспонатах. Для посетителей без смартфонов Ейский музей предоставляет в пользование планшет и наушники, для просмотра разных видеосюжетов. Сотрудники Ейского музея пользуются разными методическими приёмами и находят тот самый интерактивный стиль, который помогает детям и взрослым ближе познакомиться с музеем [5].

Для тех, кто не имеет возможности часто бывать в музее, существуют виртуальные туры. Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова ведёт работу в цифровом формате. Музей города самостоятельно продвигается в сети интернет, в группах музея, публикует для массового просмотра интерактивно -анимационные видеосюжеты, видео-экскурсии, видео-мероприятия, на музейном сайте разработаны виртуальные туры. Они распространяются в виртуальном контенте через социальные площадки: «RUTUBE», «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram».

Предлагаемые музеем интерактивные формы работы помогают посетителям «глубже осмыслять социальные явления, соотносить свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал памятников» [9, с. 114].

Подводя итоги, надо отметить, что Ейский музей, желая оставаться актуальным и востребованным, оперативно реагирует на происходящие вокруг изменения в реальном мире, используя при этом инновационные технологии и средства их продвижения.

Современный музей - это сложная многоуровневая система, сочетающая традиционные виды просветительной деятельности по сохранению, изучению, экспонированию историко-культурного наследия с образованием инновационных мультимедийных и интерактивных форм в культурно-образовательном пространстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. См. Богданова Н.В., Боргест Н.М. и др. Онтология проектирования современного университетского профильного музея // Онтология проектирования. - 2021. - Т. 11. № 3(41).

2. Лебедев А.В. Музей как информационная система // XVI Ежегодная международная научно-практическая конференция АДИТ-2012.

URL: http://www kizhi.karelia.ru. 2012.

3. Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Мультимедиа-технологии в музеях Санкт-Петербурга. URL:

http ://www.elbib .ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/

4. Визуальное представление экспонатов. URL: http ://www.viking .ru/info/museum_vis.php

5. Лескова Г.А. Инновационные подходы к организации экскурсионной деятельности. Лекция. Федеральный проект «Творческие люди».

URL: https://2021.do.spbgik.ru/project/

6. Штольц С. Культурное наследие в цифровую эпоху. Музей. 2016. № 10.

7. Ейский историко-краеведческий музей. URL: https://muzeisamsonova.ru

8. Опыт Ейского историко-краеведческого музея в проведении интерактивных экскурсий и мероприятий.

URL: https://muzeisamsonova.ru/opyt-eyskogo-istoriko-kraevedcheskogo-muzeya-v-provedenii-interaktivnyh-ekskursiy-i-meropriyatiy/

9. Акоева Н.Б. Интерактивные приемы работы на музейной экспозиции // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 3.

REFERENCES

1. See Bogdanova N.V., Borgest N.M., etc. Ontology of designing a modern university profile museum. Design ontology. - 2021. - T. 11. № 3(41).

2. Lebedev A.V. Museum as an information system. XVI Annual International scientific and Practical conference ADIT-2012. URL: http://www ki-zhi.karelia.ru . 2012.

3. Kondratieva I.N., Rubashkin D.D. Multimedia technologies in museums of St. Petersburg.

URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/

4. Visual representation of exhibits.

URL: http://www.viking.ru/info/museum_vis.php

5. Leskova G.A. Innovative approaches to the organization of excursion activities. Lecture. The federal project "Creative People".

URL: https ://2021.do. spbgik.ru/proj ect/

6. Stolz S. Cultural heritage in the digital age. Museum. 2016. № 10.

7. Yeisk Museum of Local History. URL: https://muzeisamsonova.ru

8. The experience of the Yeisk Museum of Local History in conducting interactive excursions and events. URL: https://muzeisamsonova.ru/opyt-eyskogo-istoriko-kraevedcheskogo-muzeya-v-provedenii-interaktivnyh-ekskursiy-i-meropriyatiy/

9. Akoeva N.B. Interactive techniques of work at the museum exposition. Cultural life of the South of Russia. 2016. № 3.

Информация об авторе: Евко Наталья Павловна, ведущий научный сотрудник экскурсионно-массового отдела Ейского историко-краеведческого музея имени В.В. Самсонова

e-mail: [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Evko Natalia Pavlovna, leading researcher of the excursion and Mass Department, Yeisk Museum of Local History named after V.V.Samsonov.

e-mail: [email protected]

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 11.11.2022

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and

revision: 23.12.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.12.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

© Евко Н.П. 2022 © «Культурный ландшафт регионов». 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.