Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ НА БАЗЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ НА БАЗЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Полина Валерьевна, Иванов Егор Витальевич

В статье рассматриваются интерактивные культурно-образовательные программы как одна из форм актуализации наследия, специфика их применения на базе музеев под открытым небом. Музей характеризуется как образовательное пространство, которое взаимодействует как непосредственно с образовательными учреждениями, так и с частными посетителями, осуществляя трансляцию культурно-значимых смыслов. Установлено, что культурно-образовательные музейные программы должны быть не только информативными, но и увлекательными, чтобы более эффективно актуализировать наследие. Важным принципом репрезентации наследия является интерактивность. Выявлены преимущества и недостатки интерактивных программ в сравнении с традиционными формами культурно-образовательной деятельности, в частности с экскурсией. Понятие «интерактивность» рассматривается в аспекте теории музейной коммуникации, применительно к культурно-образовательной деятельности, также выявлены другие методы и приемы, которые могут использоваться в культурно-образовательных интерактивных программах. Особое внимание уделяется реализации данных программ на базе музеев под открытым небом. Установлено, что в этом случае расширяется спектр методов и форм, а также имеется больший потенциал по внедрению интерактивных технологий. Это обусловлено тем, что в музеях сохраняются не только движимые, но и недвижимые и нематериальные объекты наследия, а также создаются новодельные комплексы, обладающие высокой степенью интерактивности. Проанализирован опыт музея-заповедника «Томская Писаница» по проведению интерактивных программ, обозначены перспективы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Полина Валерьевна, Иванов Егор Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS AS A FORM OF HERITAGE MAINSTREAM BASED ON THE MUSEUM-RESERVE TOMSKAYA PISANITSA

The article considers interactive cultural and educational programs as one of the forms of actualization of heritage, defines the specifics of their application based on open-air museums. The museum is characterized as an educational space that interacts both directly with educational institutions and with private visitors, broadcasts culturally significant meanings. It is established that cultural and educational museum programs should be not only informative, but also fascinating in order to more effectively actualize the heritage. An important principle of heritage presentation is interactivity. Interactivity in cultural and educational activities is carried out due to various forms of interaction between a museum employee and a visitor and ways of using the museum objects. The advantages and disadvantages of interactive programs in comparison with traditional forms of cultural and educational activities, with excursions in particular, are revealed. The program requires significantly more resources, but it allows you to systematically assimilate information, present the legacy in an exciting way. The concept of interactivity is considered in the aspect of the theory of museum communication, in relation to cultural and educational activities, other methods and techniques that can be used in cultural and educational interactive programs are identified. Special attention is paid to the implementation of these programs based on open-air museums. It is established that in this case the range of methods and forms is expanding, and there is a greater potential for the introduction of interactive technologies. This is because not only movable, but also immovable and intangible heritage objects are preserved in museums, and new-model complexes with a high degree of interactivity are being created. The experience of the museum-reserve Tomskaya Pisanitsa in conducting interactive programs is analyzed, prospects in this direction are outlined.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ НА БАЗЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»»

УДК 069.052

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-24-30

ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ НА БАЗЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»

Абрамова Полина Валерьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Иванов Егор Витальевич, экскурсовод, Кузбасский музей-заповедник «Томская Писаница» (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются интерактивные культурно-образовательные программы как одна из форм актуализации наследия, специфика их применения на базе музеев под открытым небом. Музей характеризуется как образовательное пространство, которое взаимодействует как непосредственно с образовательными учреждениями, так и с частными посетителями, осуществляя трансляцию культурно-значимых смыслов. Установлено, что культурно-образовательные музейные программы должны быть не только информативными, но и увлекательными, чтобы более эффективно актуализировать наследие. Важным принципом репрезентации наследия является интерактивность. Выявлены преимущества и недостатки интерактивных программ в сравнении с традиционными формами культурно-образовательной деятельности, в частности с экскурсией. Понятие «интерактивность» рассматривается в аспекте теории музейной коммуникации, применительно к культурно-образовательной деятельности, также выявлены другие методы и приемы, которые могут использоваться в культурно-образовательных интерактивных программах. Особое внимание уделяется реализации данных программ на базе музеев под открытым небом. Установлено, что в этом случае расширяется спектр методов и форм, а также имеется больший потенциал по внедрению интерактивных технологий. Это обусловлено тем, что в музеях сохраняются не только движимые, но и недвижимые и нематериальные объекты наследия, а также создаются новодельные комплексы, обладающие высокой степенью интерактивности. Проанализирован опыт музея-заповедника «Томская Писаница» по проведению интерактивных программ, обозначены перспективы в данном направлении.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, культурно-образовательная деятельность, музей под открытым небом, интерактивная программа.

INTERACTIVE CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS AS A FORM OF HERITAGE MAINSTREAM BASED ON THE MUSEUM-RESERVE TOMSKAYA PISANITSA

Abramova Polina Valeryevna, PhD in Culturalogy, Associate Professor of Department of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Ivanov Egor Vtalyevich, Tour-guide, Kuzbass Museum-reserve Tomskaya Pisanitsa (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article considers interactive cultural and educational programs as one of the forms of actualization of heritage, defines the specifics of their application based on open-air museums. The museum is characterized as an educational space that interacts both directly with educational institutions and with private visitors, broadcasts culturally significant meanings. It is established that cultural and educational museum programs should be not only informative, but also fascinating in order to more effectively actualize the heritage.

An important principle of heritage presentation is interactivity. Interactivity in cultural and educational activities is carried out due to various forms of interaction between a museum employee and a visitor and ways of using the museum objects. The advantages and disadvantages of interactive programs in comparison with traditional forms of cultural and educational activities, with excursions in particular, are revealed. The program requires significantly more resources, but it allows you to systematically assimilate information, present the legacy in an exciting way. The concept of interactivity is considered in the aspect of the theory of museum communication, in relation to cultural and educational activities, other methods and techniques that can be used in cultural and educational interactive programs are identified. Special attention is paid to the implementation of these programs based on open-air museums. It is established that in this case the range of methods and forms is expanding, and there is a greater potential for the introduction of interactive technologies. This is because not only movable, but also immovable and intangible heritage objects are preserved in museums, and new-model complexes with a high degree of interactivity are being created. The experience of the museum-reserve Tomskaya Pisanitsa in conducting interactive programs is analyzed, prospects in this direction are outlined.

Keywords: museum, museum pedagogy, cultural and educational activities, open-air museum, interactive program.

Современный музей - это учреждение, которое не только изучает, собирает, хранит, интерпретирует и экспонирует материальное и нематериальное наследие, но и является образовательным и рекреационным пространством. Наряду с основными функциями у музея формируется функция рекреационная: музейное пространство становится площадкой, где посетитель может не только коммуницировать с музейным предметом, но и отдыхать. При этом хранительская и просветительская функции не утрачиваются, напротив, музей как институт памяти только усиливает свои позиции. Но методы, транслирующие заключенную в музейных коллекциях информацию, меняются и адаптируются под потребности современного посетителя.

В связи с формированием у музея новых функций меняется и методика презентации наследия, подход к осуществлению процесса коммуникации. Современный посетитель превращается из пассивного слушателя и созерцателя в активного участника процесса музейной коммуникации. Также стоит учитывать потребность современного посетителя в рекреации и его увлечение информационными технологиями. В такой ситуации музей должен адаптировать традиционные формы культурно-образовательной деятельности, создавать уникальные программы, способные вызвать яркие эмоции и впечатления. Но при этом не должен забывать о своей главной миссии - транслировать культурно-значимую информацию и осуществлять передачу культурных кодов.

Одним из основных направлений работы музея и ключевым каналом музейной коммуникации является культурно-образовательная деятельность. Данное направление трансформировалось из просветительской деятельности в связи с изменением социальной роли музея и характера взаимодействия с посетителем. Традиционные формы культурно-образовательной деятельности: экскурсии, лекции и консультации - не теряют актуальности и сегодня. Экскурсия является самой востребованной у посетителя формой, несмотря на появление значительного количества инновационных форм. Но и традиционные формы сегодня подвергаются изменениям, трансформируются, становятся интерактивными.

Четкого определения понятию «интерактивность» в музееведческой литературе не дается. Стоит отметить, что термин широко применим в различных сферах деятельности: в СМИ, педагогике и др. Ключевым для данного понятия является взаимодействие, то есть одинаково активное участие в процессе коммуникации адресата и адресанта. На практике интерактивность достигается за счет взаимодействия посетителя с музейным предметом или музейным сотрудником. Зачастую два данных процесса не отделимы друг от друга. Внедрение интерактивных технологий может осуществляться как за счет информационно-коммуникационных технологий, так и без них, поэтому термин «интерактивные технологии» не приравнивается к мультимедийным. Интерактивность экспозиции зачастую достигается

применением мультимедиа. Благодаря этому посетитель имеет возможность принимать решения в реальном времени, определять экспозиционный маршрут, прилагать определенные усилия, чтобы получить информацию об экспонатах. Подобные технологии требуют значительных финансовых ресурсов, однако позволяют разнообразить формы работы с посетителями, предоставить персонализированную информацию, а также облегчить коммуникацию между музейным предметом и посетителем [5].

Интерактивность не ограничивается лишь применением информационно-коммуникационных технологий в музее, в культурно-образовательной деятельности интерактивность осуществляется за счет различных вариантов взаимодействия посетителя и музейного сотрудника, а также способов использования музейных предметов. На самом деле интерактивность присутствует в экскурсиях еще с середины XX века. Традиционный методический экскурсионный прием вопросов-ответов уже предполагает активное участие посетителей. Сегодня все большее распространение получают экскурсии, совмещенные с конкурсными и игровыми формами: викторинами, квизами, квестами, шарадами [2, с. 18-20]. Несомненное преимущество таких несложных интерактивных форм в том, что экскурсант, пусть и на короткое время, вовлекается в процесс ведения экскурсии, выступает не только в качестве наблюдателя, но и принимает активное участие в получении информации.

Больше возможностей для применения принципов интерактивности имеют комплексные формы, которые включают не только экскурсию, но и ролевую игру, конкурсы, используют метод театрализации, а также предполагают применение музейных предметов по первоначальному назначению. В данном случае осуществляется актуализация не только материального, но и нематериального наследия. Экскурсовод, соответственно, становится интерпретатором, участвующим в активном процессе познания экскурсанта. В рамках таких форм культурно-образовательной деятельности обучение органично соединяется с развлечением, это позволяет не только актуализировать объекты культурного наследия, но и вызвать у посетителя яркие эмоции, что в свою очередь ведет к наилучшему усвоению предоставленной инфор-

мации. К существенным недостаткам можно отнести более сложную организационную работу, привлечение большего количества специалистов, значительные ресурсные затраты [7, с. 39-51].

Комплексные формы могут объединяться в циклы и составлять культурно-образовательные программы продолжительностью год или более, образуя таким образом систему, которая позволяет получить наиболее полную информацию по определенной тематике. Для таких образовательных циклов также обязателен принцип интерактивности, позволяющий эффективно актуализировать историко-культурное наследие.

Комплексные культурно-образовательные программы музея проводятся для всех категорий посетителей, однако наибольшим потенциалом обладают программы с выраженной образовательной составляющей для обучающихся. Музей стал восприниматься как образовательное пространство еще с 30-х годов ХХ века, в настоящее время образовательная функция музея только усиливается. Поэтому сегодня остро стоит вопрос об установлении прочной связи музей - школа. Именно в работе с детской аудиторией интерактивные программы могут раскрыть весь свой потенциал.

Востребованность музейных интерактивных программ образовательными организациями подчеркивается и на государственном уровне. В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Министерства просвещения России от 31 мая 2021 года № 286 и № 287, достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Также ФГОС устанавливает обязательную внеурочную деятельность, которая является частью содержательного раздела основной образовательной программы. Реализация данной внеурочной деятельности наиболее перспективна на базе музеев и учреждений музейного типа. Это подтверждается созданием Федерального проекта «Живые уроки».

Проведение интерактивных программ для образовательных организаций имеет ряд преимуществ:

1) возможность длительного взаимодействия между учреждениями, относительно постоянные экскурсионные группы (учебные коллективы - классы);

2) возможность корректировки интерактивной программы с учетом изучаемой темы в образовательном учреждении;

3) возможность предварительного знакомства с темой интерактивной программы (музейные уроки);

4) создание условий для самостоятельного поиска информации перед посещением музея;

5) использование музейных ресурсов для наилучшего усвоения материала;

6) возможность сбора статистических данных, которые позволят оценить успех и выявить слабые стороны интерактивной программы.

Взаимодействие учебных заведений и музеев - обоюдовыгодный процесс, так как каждая из сторон получает доступ к ресурсам друг друга. Музей может транслировать информацию через музейные предметы - подлинных свидетелей прошлого. Это также способствует обеспечению наглядности учебного процесса. В свою очередь, школа позволяет вписывать музейные программы в образовательный процесс, что способствует комплексному усвоению материала. В результате формируется интегративный результат образования - образованность [4]. Музейные программы при этом не воспринимаются как ключевой способ получения знаний, а преследуют цель закрепить, проработать изученный в школе материал, возбудить интерес к новому, сформировать устойчивый апперцептивный фон.

Несмотря на значительный образовательный потенциал музея и явные преимущества взаимодействия музея и школы, данная связь на сегодняшний день не является прочной и устойчивой. В большинстве случаев школы не взаимодействуют с музеями на постоянной основе. Это приводит к тому, что музейные программы не имеют органичной связи с образовательным процессом, школьники оказываются неподготовленными к музейной коммуникации, что значительно снижает результативность данного вида деятельности. В то время как еще А. В. Бакушинский указывал на образовательный потенциал музея, подчеркивал, что экскурсия имеет большую педагогическую ценность как вспомогательное средство при проработке известной части курса [3]. Поэтому интерактивные программы должны быть обязательно вписаны в образовательный процесс, коррелировать со школьной программой, что будет в

наивысшей степени способствовать трансляции культурно-значимой информации и результативности обучения.

Несмотря на то, что школа не всегда осознает необходимость внедрения в образовательный процесс музейных программ, музеи, понимая преимущества данной формы, активно включают ее в свою культурно-образовательную деятельность. Интерактивные культурно-образовательные программы для обучающихся могут проводиться на базе музеев любых видов и типов. Однако наибольшим потенциалом в данном направлении обладают музеи под открытым небом.

Несомненное преимущество музея-заповедника перед другими - это экспозиция на открытом пространстве, где могут проводиться как массовые мероприятия, так и программы для ограниченной аудитории. В музеях под открытым небом презентуются не только музейные предметы, но и недвижимые объекты, а в ряде случаев объектом становится историко-культурная среда. Поэтому музей-заповедник в полном объеме может использовать такие методы музее-фикации, как моделирование и реконструкция [6, с. 106-111]. Еще одним преимуществом является возможность привлечения носителя традиционной культуры для актуализации наследия и создания межкультурного диалога, то есть применение метода фиксации [10].

Вышесказанное подтверждается успешным примером ГАУК «Кузбасский музей-заповедник "Томская Писаница"». Для актуализации культурного наследия музеем используются различные формы культурно-образовательной деятельности - как традиционные, так и инновационные, при этом интерактивные программы занимают далеко не лидирующие позиции. За 2022 год проведено 3700 экскурсий, которые являются традиционной формой актуализации наследия, и только 303 из них интерактивные, а это чуть больше 8 %. Но в то же время за последние два года частота проведения интерактивных программ выросла на 4,2 %. Данную статистику можно объяснить тем, что организация и проведение культурно-образовательной программы - значительно более трудоемкий процесс, нежели экскурсии, однако очевидно, что именно данная форма культурно-образовательной деятельности является наиболее эффективным способом актуализации наследия.

Сегодня на территории музея-заповедника проводятся несколько интерактивных программ, которые соотносятся с тематикой экспозиционных комплексов музея, а именно сибирской историей, этнографией и археологией. Из 9 экспозиционных комплексов для 7 разработаны интерактивные программы, направленные на лучшее усвоение предоставленной информации и предполагающие как театрализованные действа, так и активное самостоятельное участие экскурсантов.

Интерактивные программы крайне вариативны; несмотря на то, что они имеют определенную тематику, нет жестких рамок, а модели варьируются и собираются, подобно конструктору в зависимости от группы. Так могут совмещаться традиционные и новые формы, проводиться групповые и индивидуальные, активные и пассивные, разовые и объединенные в циклы программы.

Зачастую интерактивная программа предполагает использование метода театрализации, который эффективно может применяться в экспозиционных комплексах под открытым небом. Это позволяет не только презентовать объекты показа, но и создать определенную атмосферу, добиться эффекта «погружения» в прошлое.

Применение интерактивных программ в музее позволяет людям с разными каналами восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический типы) одинаково эффективно усваивать информацию, что особенно актуально для образовательных учреждений, сотрудничающих с музеем [8].

Зачастую интерактивные программы являются междисциплинарными, а значит, затрагивают широкий спектр тем. Например, интерактивная программа «В гостях у охотника» на базе музея-заповедника «Томская Писаница» ориентирована на изучение исторических наук, но в ходе нее участники также получают знания по химии (добывают огонь с помощью безопасных химических элементов), по геологии (узнают, какие геологические породы использовались охотником), также в программе предусмотрены физические активности с элементами баллистики - стрельба из лука. Такая междисциплинарность делает программу вариативной: появляется возможность расширять спектр тем или изучать одну из них более углубленно.

Интерактивная программа, как уже было отмечено, требует более тщательной и длительной подготовки. Также для ее проведения необходимо

достаточное количество материалов «портфеля экскурсовода», специальный реквизит и смоделированное особым образом экспозиционное пространство. В данном случае именно музей-заповедник имеет очевидное преимущество, так как обладает обширной территорией, где располагаются музеефицированные недвижимые объекты. Также на базе музеев-заповедников могут создаваться новодельные комплексы под открытым небом, ориентированные на интерактивное использование. Так, на территории «Томской Писаницы» в 2020 году появился экспозиционный комплекс «Сибирский острог», который представляет собой имитационную модель фортификационного сооружения. На территории экспозиционного комплекса реализуется программа «Ратные люди», которая рассказывает о жизни служилых людей, дает возможность познакомиться с элементами вооружения, учит обращаться с ними.

Также опыт музея-заповедника «Томская Писаница» показывает, что музеи под открытым небом имеют возможность создавать привлекательный информационный продукт - контент для социальных сетей. В настоящее время интернет-пространство является неотъемлемой частью жизни современного посетителя, в сущности, его субъективная витальность неразрывно связана с его жизнью в Интернете [1]. Положительная оценка информационного продукта пользователем в социальных сетях позитивно сказывается на том, кто публикует контент [9]. Именно музеи-заповедники с разнообразными экспозиционными комплексами, органично вписанными в ландшафт, и интерактивными программами, которые помимо образовательной функции реализуют рекреационную, позволяют создавать не похожий на других контент, который интересен большому количеству пользователей. Для самого музея это возможность создавать рекламные ролики, которые также привлекают внимание потенциальных посетителей. Интерактивные программы в данном случае выступают своеобразной точкой аттракции.

Таким образом, можно утверждать, что интерактивные программы как форма актуализации наследия являются одним из наиболее перспективных направлений современной культурно-образовательной деятельности музея. Такие программы позволяют расширить возможности

музейной коммуникации, посетитель становится активным участником диалога, считывает информационные поля музейных предметов как через интерпретатора, так и самостоятельно. Это способствует наилучшему усвоению транслируемой информации. Интерактивные музейные программы могут использоваться в образовательной деятельности, это помогает обучающимся лучше усвоить материал, повысить интерес к обучению, углубить полученные в школе знания. Программы могут корректироваться в зависимости от возраста, состава и мотивации посетителей. Но в данном случае необходимо установление прочной связи музей - школа. Наибольшим по-

тенциалом для проведения интерактивных программ обладает музей под открытым небом. Во-первых, в музее данного типа сохраняются и экспонируются не только движимые, но и недвижимые и нематериальные объекты наследия, а также историко-культурная среда, что позволяет использовать разнообразные методы и приемы актуализации наследия; во-вторых, в музеях-заповедниках возможно органично совмещать рекреационную и образовательную функции; в-третьих, подобные музеи имеют значительное количество экспозиционных комплексов под открытым небом, а также новодельные смоделированные интерактивные комплексы.

Литература

1. Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11, № 1. - С. 133-163.

2. Артемов Е. Г. Музейно-педагогические технологии: пособие-справочник. - Изд. 2-е, доп. - СПб.: ФГУК ГМПИР, 2006. - 32 с.

3. Бакушинский А. В. Исторические экскурсии как способ углубления и повторения учебного курса // Исследования и статьи. - М., 1981. - С. 91-98.

4. Драницына Е. Г., Репина Е. Г. О различных подходах к трактовке понятия «образование» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. - № 1, ч. II. - М.: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. - С. 65-68.

5. Ефимов П. П. Интерактивные методы обучения - основа инновационных педагогических технологий // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). -Казань: Бук, 2014. - С. 286-290.

6. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия. - М.: Этерна, 2012. - 432 с.

7. Курьянова Т. С. Сохранение и актуализация культурного наследия: учеб. пособие. - Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. - 82 с.

8. Мухортова Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. -№ 12 (116). - С. 787-789. - URL: https://moluch.ru/archive/116/31787 (дата обращения: 12.01.2023).

9. Самосват О. И. Значимость социального одобрения для подростков в условиях социальных сетей // Научные ведомости. Серия гуманитарные науки. - 2016. - № 7 (228). - Вып. 29. - С. 181-189.

10. Старикова А. С. Актуализация культурного наследия в музеях под открытым небом (на примере истори-ко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта») // Молодой ученый. - 2018. -№ 19 (205). - С. 413-418.

Referenses

1. Aleksandrova L.A. Sub"ektivnaya vital'nost' kak predmet issledovaniya [Subjective vitality as a subject of study]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of higher school of economics], 2014, iss. 11, no. 1, pp. 133-163. (In Russ.).

2. Artemov E.G. Muzeyno-pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical museum technologies]. St. Petersburg, FGUK GMPIR Publ., 2006. 32 p. (In Russ.).

3. Bakushinskiy A.V. Istoricheskie ekskursii kak sposob uglubleniya i povtoreniya uchebnogo kursa [Historical excursions as a way to deepen and repeat the course]. Issledovaniya i stat'i [Article and researchers]. Moscow, 1981, pp. 91-98. (In Russ.).

4. Dranitsyna E.G., Repina E.G. O razlichnykh podkhodakh k traktovke ponyatiya "obrazovanie" [On different approaches to interpretation of the concept of "education"]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk: nauchnyy zhurnal [Actual problems of humanities and natural sciences. Scientific journal], 2017, no. 1, part II, pp. 65-68 (In Russ.).

5. Efimov P.P. Interaktivnye metody obucheniya - osnova innovatsionnykh pedagogicheskikh tekhnologiy [Interactive learning methods - the basis of innovative pedagogical technologies]. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: materialy I Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Innovative pedagogical technologies. Materials of the I International Scientific Conference]. Kazan, Buk Publ., 2014, pp. 286-290. (In Russ.).

6. Kaulen M.E. Muzeefikatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya Rossii [Museumfication historical and culture heritage of Russia]. Moscow, Aeterna Publ., 2012. 432 p. (In Russ.).

7. Kuryanova T.S. Sokhranenie i aktualizatsiya kul'turnogo naslediya: ucheb. posobie [Preservation andMainstreaming of Cultural Heritage. Educational Guide]. Tomsk, Publishing House TGU, 2014. 82 p. (In Russ.).

8. Mukhortova D.D. Vizualy, audialy, kinestetiki [Visual, auditory, kinesthetic]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no. 12, pp. 787-789. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/116/31787 (accessed 10.03.2023).

9. Samosvat O.I. Znachimost' sotsial'nogo odobreniya dlya podrostkov v usloviyakh sotsial'nykh setey [The importance of social acceptance for adolescents in social networks]. Nauchnye vedomosti. Seriya gumanitarnye nauki [Scientific Journal. Series of Humanities], 2016, no. 7, iss. 29, pp. 181-189. (In Russ.).

10. Starikova A.S. Aktualizatsiya kul'turnogo naslediya v muzeyakh pod otkrytym nebom (na primere istoriko-etnograficheskogo i arkhitekturnogo muzeya-zapovednika "Staraya Sarepta") [Updating of cultural heritage in open-air museums on the example of historical-ethnographic and architectural museum-reserve "Stary Sarepta"]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2018, no. 19, pp. 413-418. (In Russ.).

УДК 069.15

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-30-39

НОЧЬ МУЗЕЕВ ВО ФРАНЦИ КАК ПРИМЕР СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Казакова Ольга Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (г. Орел, РФ). E-mail: kazaolga@ yandex.ru

Кошелева Светлана Витальевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (г. Орел, РФ). E-mail: [email protected]

Статья посвящена современным трендам организации и проведения Европейской ночи музеев во Франции на основе широкой кооперации. Актуальность темы обусловлена лидерством Франции в акции Европейская ночь музеев и растущей популярностью мероприятия в России. Цель исследования заключается в изучении богатого и разнообразного французского опыта общественно-государственного и международного партнерства при организации и проведении Ночи музеев для его продуктивного использования в отечественной музейной практике. В изучении темы применялись общенаучные (анализ, синтез, сравнение, индукция) и частнонаучные методы (системный, историко-генетический, музейно-аксиологический, метод музейно-коммуникационного анализа). Источниковую базу исследования составили официальные документы, информационно-аналитические ресурсы Министерства культуры Франции, федерации обществ друзей музеев, отдельных музеев, международных, национальных и региональных партнеров акции, профильная периодика.

В ходе исследования выявлены особенности организации Ночи музеев во Франции, обусловленные государственной политикой мультикультурализма, национальными традициями музейного дела, ролью страны в Евросоюзе. Определены юридические и институциональные основы кооперации и партнерства в акции. Проанализированы практики коллаборации французских музеев с институтами Евросоюза и международными организациями, отдельными странами Европы и мира, ведомствами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.