Научная статья на тему 'ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ "ЖИВОГО МУЗЕЯ" КАК ДИНАМИЧНАЯ ФОРМА РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ "ЖИВОГО МУЗЕЯ" КАК ДИНАМИЧНАЯ ФОРМА РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЖИВОЙ МУЗЕЙ" / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / МУЗЕЙНАЯ ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотова Татьяна Анатольевна

Рассматриваются ключевые характеристики экспозиционных технологий «живого музея». Производится дифференциация современных форм культурно-образовательной деятельности, относящихся к музейной педагогике, и интерактивных технологий экспозиционной работы, объединенных концептом «живого музея». Проводится своеобразная реабилитация идеи «живого музея» как определенного принципа построения музейно-экспозиционного пространства. Приводятся примеры локального, интенсивного и комплексного применения данных технологий из деятельности наиболее влиятельных российских музеев под открытым небом (музеев-заповедников)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIVING MUSEUM TECHNOLOGY AS A DYNAMIC FORM OF RECONSTRUCTING HISTORICALLY ESTABLISHED ACTIVITIES

This article considers the key characteristics of “living museum” exhibition technologies. As it does so, two main tasks are solved. The first one is to differentiate modern forms of cultural and educational activities related to museum pedagogy and interactive technologies of exhibition work, which are united by the “living museum” concept. Besides, the author rehabilitates the idea of a “living museum” as a certain principle of designing the museum exposition space. The article presents examples of local, intensive and integrated application of these technologies from the activities of the most influential Russian open-air museums (museum-preserves)

Текст научной работы на тему «ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ "ЖИВОГО МУЗЕЯ" КАК ДИНАМИЧНАЯ ФОРМА РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

RAR УДК 069 ББК 79

DOI 10.34685/HI.2022.37.2.008

ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЖИВОГО МУЗЕЯ» КАК ДИНАМИЧНАЯ ФОРМА РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ

ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зотова Татьяна Анатольевна,

старший научный сотрудник, аспирант, ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва», 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2;

zotova_t@yaho o.com

Аннотация

Рассматриваются ключевые характеристики экспозиционных технологий «живого музея». Производится дифференциация современных форм культурно-образовательной деятельности, относящихся к музейной педагогике, и интерактивных технологий экспозиционной работы, объединенных концептом «живого музея». Проводится своеобразная реабилитация идеи «живого музея» как определенного принципа построения музейно-экспо-зиционного пространства. Приводятся примеры локального, интенсивного и комплексного применения данных технологий из деятельности наиболее влиятельных российских музеев под открытым небом (музеев-заповедников).

Ключевые слова

«Живой музей», музей-заповедник, музей под открытым небом, музейная интерактивность, музейная экспозиция, технологии экспонирования.

В настоящее время в Институте Наследия ведется разработка темы «Современные музей-но-парковые комплексы в России: оригинальные проекты и проблемы их реализации»1. Одна из ее основных задач — проанализировать сближение методов и технологий актуализации культурного и природного наследия, отмечаемое в практике музеев под открытым небом и тематических парков историко-культурной направленности. Точнее — методов и технологий экспозиционной деятельности этих учреждений.

В своей работе мы опираемся на классификацию методов, разработанную и внедряемую Т. П. Поляковым. Согласно его подходу выделяется пять методов экспозиционного проектирования, применяемых в зависимости от цели создания экспозиции. Это — коллекционный, ансамблевый / ландшафтный, иллюстративно-тематический, му-зейно-образный и образно-сюжетный (художественно-мифологический) методы2.

1 На базе Центра экспозиционно-выставочной деятельности (музеев) Института Наследия.

2 См. Поляков Т.П. «Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия». М.: Ин-

ститут Наследия, 2018. 588 с

Все разнообразие музейно-экспозиционных приемов невозможно объяснить исключительно отличиями данных методов, ведь при проектировании даже схожих экспозиций решаются самые несхожие задачи. Соответственно, используются разные экспозиционные технологии. В их числе — мультимедиа, технологии «витрины-образа» и «живого музея», в концептуальной и методологической разработке которых Институт Наследия принимал непосредственное участие3. Конечно, нельзя забывать о традиционных технологиях; также — о новых, активно развивающихся в настоящее время, которые условно можно назвать сенсорными, инклюзивными, технологиями тематических парков и т.д.

В данной статье анализируются перспективные интерактивные приемы экспонирования, объединяемые в группу технологий «живого музея». Они широко используются в отечественных музеях под открытым небом, и основная область их применения — актуализация нематериального наследия, то есть сохранение, реконструкция и, в исключительных случаях, ревитализация традиций. Важно отметить, что для демонстрации объектов неосязаемого наследия музеи прибегают как к таким интерактивным приемам экспозиционно-выставочной работы (или технологиям экспонирования), так и к интерактивному формату культурно-образовательной деятельности (или технологиям интерпретации экспозиции). Поэтому провести смысловое различие между ними — одна из главных задач настоящей статьи.

Российская музейная энциклопедия определяет интерактивность как технологию, предполагающую «активное участие аудитории ... в процессе коммуникации ... с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства» и использующуюся «в формах культурно-образовательной деятельности (интерактивные занятия, театрализованная экскурсия, ролевая игра), а также при разработке сопроводительных материалов (листки активности, твор-

3 См. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»: монография / Т.П. Поляков, Т.А. Зотова, Ю.В. Пустовойт, О.Ю. Нельзина, А.А. Корнеева. М.: Институт Наследия, 2021. 438 с. DOI 10.34685/HI.2020.11.84.020.

ческие задания, интерактивные путеводители)»4. То есть, речь идет об интерактивных технологиях интерпретации экспозиции, активно развиваемых музейными педагогами и получивших концептуальное описание в трудах Столярова Б. А., Юхневич М. А. и др. специалистов.

Классический пример использования таких форм культурно-образовательной деятельности можно увидеть в Музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (Архангельская область). Этот скансен обладает одной из наиболее масштабных экспозиций деревянной архитектуры под открытым небом в России, включающей 120 исторических построек XVI — нач. XX в. Причем, каждый из экспозиционных секторов (Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский) представляет собой модель поселения с характерной для того или другого района планировкой и наиболее типичными постройками. В их контексте проходит множество театрализованных и интерактивных программ, распределенных по нескольким циклам — «Мир северной деревни», «Народные праздники», «Трудовая жизнь русского крестьянства» и пр.

Театрально-игровые приемы, здесь использующиеся, — интересны и оригинальны. Например, во время музейной программы «Страда деревенская» посетители участвуют в уборке настоящего урожая и сжинают созревшие за лето колоски, навешивают снопы и обмолачивают зерна5. Кроме того, как и другие российские архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, «Малые Корелы» проводят большие музейные праздники («Святки в северной деревне», «Покровские посиделки» и др.). В их обязательную программу входит демонстрация постановочных «этнографических картинок» и работа просветительских площадок народного творчества.

Обращает внимание, что главная задача подобных форм культурно-образовательной деятельности — создание благоприятных (как для адресата, так и для музейного сотрудника) условий для активного освоения (передачи) сведений об историко-культурном наследии. Ключевая

4 Интерактивность музейная / Российская музейная энциклопедия: онлайн-версия. URL: http://museum.ru/rme/ dictionary.asp?65 (дата обращения: 07.09.2021).

5 Экскурсии // Музей деревянного зодчества и народного

искусства «Малые Корелы»: офиц. сайт. URL: https://m.

korely.ru/visitors/tours/ (дата обращения: 10.09.2021).

особенность — действие всегда запланировано, происходит по сценарию и, как следствие, статично.

Многие российские музеи под открытым небом (музеи-заповедники), реконструируя исторически сложившиеся виды деятельности6, пытаются преодолеть этот недостаток. Происходит превращение таких интерактивных программ в постоянные объекты показа и, значит, в неотъемлемую часть экспозиции7. Появляется иной формат музейно-экспозиционной работы, построенный уже не на запланировано-игровом поведении участников коммуникации, а на формировании условий для новых видов культурной деятельности, основанных на исторической традиции.

Именно подобные формы экспозиционной работы объединяются в группу технологий «живого музея». Сегодня данное понятие находится в стадии становления, и с учетом все нарастающей популярности нуждается в характеристике и уточнении. Поэтому вторая задача, решаемая в рамках настоящей статьи, — своеобразная реабилитация «живых музеев», упрощенное понимание которых распространено сегодня в музееведческой практике.

Одна из современных концепций «живого музея» строится на идеях Н. Ф. Фёдорова, П. А. Флоренского и Д. С. Лихачёва и разрабатывается в Институте Наследия8. Согласно данному подходу, экспозиционные технологии «живого музея» — это технологии воссоздания интерактивной модели конкретного интерьера,

6 Отметим, что сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования) - одна из основных его задач. См. Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации // Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». URL: http:// www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (дата обращения: 29.12.2021).

7 Следует сказать, что у Музея «Малые Корелы» тоже есть подобные проекты. Например, - «Ожившие ремесла».

8 Например, см.: Поляков Т.П. Технологии, зоны и объекты «живого музея» в экспозиционном пространстве: генезис, развитие, перспективы // Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». С. 113-162.

максимально приближенной к оригиналу, где выделяются и используются те объекты, средства и приемы общения и действия, которые были наиболее актуальны в данной исторической среде. К примеру, в библиотеке, театре, трактире, магазине, на корабле и т. п.

Основная задача подобных технологий — спровоцировать в этом условном (или музеефи-цированном) пространстве такие поведенческие ориентиры и действия самих посетителей, которые были наиболее характерны для данных объектов и учреждений в их социально-бытовой или духовно-интеллектуальной реальности9. То есть, ожидается, что в музее-библиотеке посетитель поведет себя как читатель, в музее-трактире — как клиент, зашедший поесть и попить, а на корабле — как пассажир или, наоборот, как командир или член команды.

Ключевая особенность интерактивных зон, созданных с помощью технологий «живого музея», — «они не только превращают посетителей в участников игровых программ, но и погружают его в атмосферу реальных интеллектуально-творческих или социально-бытовых акций»10. Словом, это — динамичная форма реконструкции исторически сложившихся видов деятельности, которая обеспечивает живое (свободное) взаимодействие посетителей с наследием на разных уровнях.

Условная классификация «живых музеев» строится на соотношении в таких экспозициях «духовного» и «материального» и включает:

— духовно-интеллектуально-творческие объекты (музеи-храмы, музеи-театры, музеи-библиотеки и т.п.);

— социально-бытовые объекты (музеи-магазины, музеи-гостиницы, музеи-трактиры и т. п.);

— объекты промежуточного типа (музеи-монастыри, музеи-мастерские (творческие), музеи-салоны и др. зоны общения, органично соединяющее духовное и бытовое)11.

Следует отметить, что схожую трактовку «живого музея» можно найти в популярном Словаре музейных терминов. Однако все чаще в научных докладах и статьях данное определение опускается. В центре внимания оказываются исключительно вопросы внедрения техник «живой

9 Там же, с. 114.

10 Там же, с. 115.

11 Там же.

истории» в современную музейную сферу (создание парков реконструкции, проведение исторических фестивалей, театрализованных выступлений и др.)12. В результате несправедливо упрощаются идеи «живого музея», и нарастает необоснованное непонимание крайне перспективной формы актуализации культурных традиций, способствующей их ревитализации.

К счастью, практика показывает, что многие российские музеи-заповедники уже не первый год активно осваивают технологии «живого музея». Причем, встречаются разные вариации их использования — локальный, интенсивный и комплексный подходы. Рассмотрим каждый из них подробнее на конкретных примерах.

Локальное внедрение таких технологий приводит к формированию в экспозиции зон «живого музея» (зон живого общения или действия). Например, согласно этому принципу развивается мемориальный комплекс «Сибирская ссылка В. И. Ленина» в Историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское» (Красноярский край). В рамках любой обзорной экскурсии по заповеднику можно посетить бондарную мастерскую в усадьбе крестьянина-середняка В. А. Зотова; ткацкую мастерскую в усадьбе Г. И. Контарева; гончарную мастерскую в усадьбе Я. З. Петрова и др. Последний объект заслуживает особого внимания, так как в наибольшей степени соответствует концепту «живого музея». В мастерской производится традиционная посуда по историческим технологиям не только для демонстрации, но и для нужд крестьянского (музейного) кафе и для продажи посетителям13.

Оригинальные примеры локального внедрения технологий «живого музея» можно увидеть в музеях-усадьбах, сегодня все чаще обращающихся к реконструкции традиционных форм природопользования и хозяйствования. В частности, — в Историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские» (Московская область), где в процессе ребрендинга началось освоение

12 Например, см.: Потапова С.А. Живые музеи. Проблемы взаимодействия музейно-развлекательных центров и туристических компаний // Туризм и музеи: синер-гетический эффект взаимодействия. М.: «Знание-М», 2020. С. 132-150.

13 Возрождение ремесел // Музей-заповедник «Шушен-

ское»: офиц. сайт. URL: http://www.shush.ru/direction/4/

(дата обращения: 28.09.2021).

многочисленных хозяйственных объектов усадьбы Горки, реконструированной в начале ХХ в. по проекту Ф. О. Шехтеля и Ф. Н. Кольбе.

В рамках данного исследования, интерес вызывают планы музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы. Здесь планируется открытие интерактивной музейно-образной экспозиции «Оранжерея Зинаиды Морозовой-Рейнбот и фло-реальные образы эпохи модерна», которая согласно концепции будет включать три раздела:

— «Прекрасная Дама в платье Оранж», посвященный З. Г. Морозовой-Рейнбот и обращающийся к осмыслению ее образа и биографии в контексте известных концептов и символов модерна и Серебряного века;

— «Путешествие по Европе и России в цветочную эпоху модерна», который актуализирует с помощью технологий витрины-образа и мультимедиа наиболее яркие и интересные флореаль-ные мотивы, выраженные в архитектуре, декоративно-прикладном и графическом искусстве Нового стиля;

— зону «живого музея» — реальную оранжерею, где будут выращиваться растения из исторического ассортимента «Садоводства З. Г. Рейнбот в Горках»; так же, как и в начале ХХ в. — для собственных нужд и на продажу через музейный магазин комплекса14.

Теперь — несколько примеров интенсивного внедрения технологий «живого музея». Такой подход приводит к образованию на территории комплекса экспозиционных объектов, которые органично совмещают музейные и дополнительные (театральные, библиотечные, ресторанные и т.п.) функции. То есть, становятся «живыми музеями».

В поисках оригинального примера следует вернуться в музей-заповедник «Шушенское», где на протяжении ряда лет успешно функционирует архитектурный комплекс «Новая деревня». По своей сути, это — тематический парк, расположенный на периферии мемориального пространства, но выполняющий роль музея-эко-гостиницы.

14 Подробнее см.: Зотова Т.А., Поляков Т.П. Концептуальные подходы к музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки в Музее-заповеднике «Горки Ленинские» (Московская область) // Культурологический журнал. 2021, 4 (46). URL: http://cr-journal.ru/rus/ journals/559.html&j_id=49 (дата обращения: 12.12.2021). DOI 10.34685/HI.2021.45.53.028.

Здесь находится несколько крестьянских усадеб-реконструкций, воссозданных по историческим данным. Самое примечательное, что каждая из них имеет свой конкретный прообраз, то есть воспроизводит внешний облик жилых и хозяйственных построек определенной крестьянской семьи. В частности, один из дворов — это реконструкция усадьбы зажиточного крестьянина Лыткина Панфила Прокопьевича из с. Лугавское Енисейской губернии; второй — воссозданные постройки семьи Рожковых из деревни Рожково; третий — построен по образу дома семьи Верхотурова из деревни Чадобец и т. п.15

Гости музея, став на время хозяевами одной из этих усадеб, могут жить в этнографически наполненных интерьерах, воссозданных с сохранением аутентичных черт. Причем, новодельные предметы обихода здесь дополняются отдельными артефактами, подлинными по отношению к исторической эпохе. Проживание в этой деревне-гостинице включает не только размещение в крестьянском доме, но и знакомство с блюдами сибирской кухни, посещение бани и участие в насыщенной культурно-образовательной программе.

Широкую славу сыскали два «живых музея» Мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» (Псковская область). Речь идет о музее-мельнице и музее-почте, открытых на территории деревни Бугрово, которая воссоздана по историческим описаниям и тематически дополняет мемориальные пушкинские усадьбы16. Музей-мельница — это реконструирована водяная мельница начала XIX в., где демонстрируются принципы работы старинных механизмов, восстановленных по архивным описям. В результате — производится мука, которая предлагается посетителю в качестве сувенира. В музее-почте расположена небольшая экспозиция, знакомящая с историей почтового отделения и проходят мастер-классы по обучению технике

15 Архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня» // Туристская Компания «Дискавери». URL: https://www.discovery-khakasia.ru/turbazy/baza-otdyha/ item/629-baza-otdykha-novaya-derevnya.html (дата обращения: 28.09.2021).

16 Музей «Пушкинская деревня» и «Музей-мельница в д. Бугрово» // Музей-заповедник «Михайловское»: офиц. сайт. URL: https://www.pushkinland.ru/2018/reserve/res4. php (дата обращения: 27.09.2021).

письма XIX в. Но самое главное в другом: музей предлагает гостям широкий ассортимент привычных почтовых услуг — отправление посылок и бандеролей, писем и открыток.

Наиболее удивительные и оригинальные примеры «живых музеев» можно обнаружить в Литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» (Московская область). Собственно, один из самых известных проектов музея — экспозиция (музей-поликлиника) «Амбулаторiя». Она открыта в бывшей «людской» и воссоздает кабинет земского врача конца XIX в. Исторический прообраз — медицинские пункты, которые Чехов устраивал в период холеры 1892-1893 гг. в соседних селах. Однако музей реконструировал не только кабинет писателя-врача, но и возродил саму традицию оказания медицинской помощи. Сегодня вторую часть бывшей «людской» занимает действующий фельдшерский пункт, ставший за долгие годы первым медицинским кабинетом в Мелихово и ближайших селах17.

Второй «живой музей» — метеопост «Мелихово». Он основан на интересной, но малоизвестной стороне общественной деятельности писателя, заложившего здесь традицию метеонаблюдений. Сегодня в интерактивном музейном пространстве можно увидеть исторические артефакты — набор приборов для наблюдений за погодой конца XIX в., а также действующий метеопост XX в. и автоматизированную станцию XXI в.

Следует добавить, что эта метеостанция является единственной в районе официально зарегистрированной в международной метеорологической сети18. После ее открытия Мелихово стал первым российским литературно-мемориальным музей-заповедником, на территории которого на постоянной основе ведутся измерения метеорологических величин и регистрация атмосферных явлений. Да еще и в такой, экспозиционной форме.

Однако наибольший эффект на посетителя производит комплексный поход к внедрению тех-

17 Иванова Ирина. На приём к доктору Чехову // Интернет-портал «Российской газеты». 28.07.2006. URL: https://rg.ru/2006/07/28/melihovo.html (дата обращения: 13.09.2021).

18 О проекте // Метеопост «Мелихово». Партнерский про-

ект музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» и Росгидромета: информ. ресурс. URL: http://meteomelikhovo.ru/ about (дата обращения: 12.09.2021).

нологий «живого музея», когда данные технологии становятся основой экспозиционной деятельности музея-заповедника. Это приводит к его преобразованию в масштабный «живой музей», стирающий грани между музейными моделями-реконструкциями и реальностью.

На данном пути развития находятся многие российские музеи-заповедники, в том числе — Михайловское, Шушенское, Ясная Поляна и др. Но наиболее яркий пример — Историко-архи-тектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (Республика Карелия).

Напомним, Кижи — один из крупнейших в России музеев под открытым небом смешанного типа. Его основа — ансамбль Кижского погоста (объект ЮНЕСКО), дополненный традиционными постройками крестьян Олонецкой губернии. Они представлены в исторических деревнях Ямка и Васильево, а также в экспозиционных секторах «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пря-жинские карелы».

Важно подчеркнуть, что благодаря продуманному ландшафтному проекту сегодня музей выглядят как живописный зеленый остров с россыпью самых настоящих селений XIX в. Однако особое очарование ему придает использование на разных уровнях технологий «живого музея». Если говорить кратко, с помощью множества одновременно реализуемых проектов на острове происходит воссоздание «естественных очагов активности». Перечислим некоторые из этих проектов:

— в рамках проекта «Ожившая экспозиция» проводится возрождение и демонстрация местных ремесленных технологий и традиционных крестьянских бытовых процессов (стирки, сушки, глажения белья), а также осуществляется собственное производство необходимых копий фондовых предметов и исторических костюмов19;

— проект «Крестьянское хозяйство» — это воссоздание традиционной трехпольной системы земледелия; причем, в данных сельскохозяйственных занятиях принимают участие сотрудники разных отделов музея и, непосредственно, мест-

19 Нематериальные формы культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи» / Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет. Петрозаводск: Скандинавия. 2006. Электронная версия // Музей-заповедник «Кижи»: офиц. сайт. URL: http:// kizhi.karelia.ru/library/kizhi-40/413.html (дата обращения: 23.09.2021).

ные жители;

— программа «Колокольные звоны» — возрождение звонарных традиций; осуществляется как в формате характерных перезвонов на праздники и перед службой, так и в виде фестивалей звонарского искусства, собирающих лучших звонарей со всей России;

— в музее-заповеднике открыт Центр традиционного судоходства и судостроения, который занимается сохранением и возрождением исторического судостроения Кижской волости — «шитьем» заонежских лодок («кижанок»).

Следует добавить, что на острове работают Международный учебно-методический центр по сохранению памятников деревянного зодчества, Центр мониторинга и реставрации объектов, Плотницкий центр, выполняющий реставрационные работы на объектах музея и др. профессиональные объединения.

Благодаря такому комплексному подходу, остров-музей превратился в настоящую «ожившую» сказку. Здесь, почти в каждом крестьянском доме, «девушки в ярких сарафанах» плетут, прядут и шьют, «в огородах зреет урожай овощей», в мастерских под открытым небом «плотники показывают свое умение работать», а «над погостом разносится колокольный звон, воссоздавая традиционный звуковой ландшафт»20. Неудивительно, что посетители, передвигаясь по экологическим тропам, абсолютно не ощущают грани между этой обворожительной музейной жизнью и реальностью.

Подводя итог, остается отметить одну крайне важную черту всех представленных проектов. Вне зависимости от выбранного подхода (локального, интенсивного или комплексного), интеграция технологий «живого музея» в экспозиционную деятельность позволяет обрести музейным комплексам собственный и очень индивидуальный образ. Что, безусловно, способствует повышенному интересу к их деятельности.

Более того. Создание «живых музеев» или зон свободного общения и действия — по природе динамичных и постоянно изменяющихся — формирует идейную основу для мотивации посетителей к неоднократному посещению музейных

20 Джанджугазова Е.А. Туристская привлекательность ландшафта: особенности восприятия (на примере музея-заповедника «Кижи») // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018, № 3, т. 5. С. 47.

комплексов. И, в перспективе, обеспечивает музеи постоянной аудиторией.

Список литературы

Архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня» // Туристская Компания «Дискавери». URL: https://www.discovery-khakasia.ru/turbazy/baza-otdyha/item/629-baza-otdykha-novaya-derevnya.htmI (дата обращения: 28.09.2021).

Возрождение ремесел // Музей-заповедник «Шушенское»: офиц. сайт. URL: http://www.shush. ru/direction/4/ (дата обращения: 28.09.2021).

Джанджугазова Е.А. Туристская привлекательность ландшафта: особенности восприятия (на примере музея-заповедника «Кижи») // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018, № 3, т. 5. С. 42-53.

Зотова Т.А., Поляков Т.П. Концептуальные подходы к музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки в Музее-заповеднике «Горки Ленинские» (Московская область) // Культурологический журнал. 2021, 4 (46). URL: http://cr-journaI.ru/rus/journaIs/559.htmI&j_id=49 (дата обращения: 12.12.2021). DOI 10.34685/ HI.2021.45.53.028.

Иванова Ирина. На приём к доктору Чехову // Интернет-портал «Российской газеты». 28.07.2006. URL: https://rg.ru/2006/07/28/meIihovo. html (дата обращения: 13.09.2021).

Интерактивность музейная / Российская музейная энциклопедия: онлайн-версия. URL: http:// museum.ru/rme/dictionary.asp?65 (дата обращения: 07.09.2021).

Музей «Пушкинская деревня» и «Музей-мельница в д. Бугрово» // Музей-заповедник «Михайловское»: офиц. сайт. URL: https://www. pushkinIand.ru/2018/reserve/res4.php (дата обращения: 27.09.2021).

Нематериальные формы культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи» / Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет. Петрозаводск: Скандинавия. 2006. Электронная версия // Музей-заповедник «Кижи»: офиц. сайт. URL: http://kizhi. kareIia.ru/Iibrary/kizhi-40/413.htmI (дата обращения: 23.09.2021).

О проекте // Метеопост «Мелихово». Партнерский проект музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» и Росгидромета: информ. ресурс. URL: http://meteomeIikhovo.ru/about (дата обращения: 12.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поляков Т.П. «Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия». М.: Институт Наследия, 2018. 588 c.

Потапова С.А. Живые музеи. Проблемы взаимодействия музейно-развлекательных центров и туристических компаний // Туризм и музеи: синергетический эффект взаимодействия. М.: «Знание-М», 2020. С. 132-150.

Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_ LAW_10496/ (дата обращения: 29.12.2021).

Экскурсии // Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»: офиц. сайт. URL: https://m.koreIy.ru/visitors/tours/ (дата обращения: 10.09.2021).

Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»: монография / Т.П. Поляков, Т.А. Зотова, Ю.В. Пус-товойт, О.Ю. Нельзина, А.А. Корнеева. М.: Институт Наследия, 2021. 438 с. DOI 10.34685/ HI.2020.11.84.020

LIVING MUSEUM TECHNOLOGY AS A DYNAMIC FORM OF RECONSTRUCTING HISTORICALLY ESTABLISHED

ACTIVITIES

Zotova Tatyana Anatolyevna,

Senior Researcher, graduate student, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Kosmonavtov Street, d. 2, Moscow, Russian Federation;

belka-gorki@mail.ru

Abstract

This article considers the key characteristics of "living museum" exhibition technologies. As it does so, two main tasks are solved. The first one is to differentiate modern forms of cultural and educational activities related to museum pedagogy and interactive technologies of exhibition work, which are united by the "living museum" concept. Besides, the author rehabilitates the idea of a "living museum" as a certain principle of designing the museum exposition space. The article presents examples of local, intensive and integrated application of these technologies from the activities of the most influential Russian open-air museums (museum-preserves).

Keywords

Living museum; museum-preserve; open-air museum; museum interactivity; museum exhibition; museum technology; reconstruction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.