Научная статья на тему '«ОЖИВЛЕНИЕ» ИСТОРИИ КАК ОДНА ИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ В РОССИИ'

«ОЖИВЛЕНИЕ» ИСТОРИИ КАК ОДНА ИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ЖИВАЯ ИСТОРИЯ / ЖИВОЙ МУЗЕЙ / МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зотова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются методологические особенности «живой истории» как особой формы музейной актуализации культурного наследия. Исходя из историко-культурологического подхода, автор кратко представляет генезис данного концепта, зарубежные подходы к его осмыслению, а также опыт реализации в отечественных музеях. Эмпирическую базу исследования составляют проекты музеев-заповедников «Бородинское поле», «Куликово поле», «Михайловское» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«REVITALIZATION» OF HISTORY AS ONE OF THE TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY HISTORICAL AND MILITARY-HISTORICAL MUSEUMS-PRESERVES IN RUSSIA

The article discusses the methodological features of living history as a special form of museum actualization of cultural heritage. Based on the historical and cultural approach, the author briefly presents the genesis of this concept, foreign approaches to its understanding, as well as the experience of implementation in domestic museums. The empirical basis of the research is the projects of the Borodinskoe pole Museum-preserve, the Kulikovo pole Museum-preserve, the Mikhailovskoye Museum-preserve, etc.

Текст научной работы на тему ««ОЖИВЛЕНИЕ» ИСТОРИИ КАК ОДНА ИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ В РОССИИ»

УДК 069.53 DOI 10.36945/2658-3852-2022-3-36-48

Т. А. Зотова

«ОЖИВЛЕНИЕ» ИСТОРИИ КАК ОДНА ИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ В РОССИИ

Аннотация: В статье рассматриваются методологические особенности «живой истории» как особой формы музейной актуализации культурного наследия. Исходя из историко-культурологического подхода, автор кратко представляет генезис данного концепта, зарубежные подходы к его осмыслению, а также опыт реализации в отечественных музеях. Эмпирическую базу исследования составляют проекты музеев-заповедников «Бородинское поле», «Куликово поле», «Михайловское» и др.

Ключевые слова: музей под открытым небом, музей-заповедник, живая история, живой музей, методология музейной работы.

В настоящее время в России происходит активное освоение идей и практик «живой истории», создаются учреждения музейного типа, а также складываются новые направления деятельности традиционных музеев под открытым небом (in situ, скансенов) и музеев-заповедников.

Важно подчеркнуть, что в отечественной науке распространено синонимичное использование терминов «тематический исторический парк» и «музей "живой истории"» [Нельзина, 2019]. Действительно, провести различие между ними довольно трудно: и те и другие основаны на идеях «живой истории» и предполагают повсеместное использование театрализации и игровых приемов. Однако, в отличие от многих тематических исторических парков, для музеев «живой истории» характерно широкое применение техник реконструкции историко-культурных явлений, а не их моделирования. Последнее понимается как процесс создания концептуального представления некоторого культурного явления и обретает форму стилизации, в то время как реконструкция - это достаточно обоснованное (научно и методологически) воссоздание конкретного утраченного либо руинированного культурного или природного объекта (его частей) [Словарь музейных терминов, с. 60]. К сожалению, в современности грань между реконструкцией и моделированием становится всё менее уловимой.

© Зотова Т. А., 2022.

Исследователи отмечают, что идеи «живой истории» как особой формы обучения и исследования, как самостоятельного движения и даже философии исторически основаны на принципах работы шведского «Скансен-парка» [Boardman, 2019]. Но наибольшее развитие они получили в Северной Америке. Первые и наиболее известные музеи «живой истории» - Колониальный Уильямсбург и Деревня Гринфилд - были созданы в США при поддержке Джона Рокфеллера и Генри Форда уже в конце 1920-х гг. Как считают последователи движения, американские магнаты лелеяли идею о легендарной Великой Америке времен Войны за независимость и индустриальной революции и хотели передать тот же патриотический пыл своим согражданам. Легкий путь к сердцу публики, по их мнению, лежал через опыт взаимодействия с «настоящей историей» и через глубокое погружение в мир прошлого [«Живая история» - достоверная реконструкция, 2022].

Рассмотрим эти легендарные музеи «живой истории» подробнее. Колониальный Уильямсбург (Colonial Williamsburg, штат Вирджиния) - это крупнейший частный музей «живой истории» в США, актуализирующий и популяризирующий культурное наследие посредством захватывающих аутентичных событий. История его начинается в 1926 г., когда преподобный доктор Уильям Арчер Резерфорд Гуд-вин при финансовой поддержке Рокфеллера начал восстанавливать город XVIII в. до его первоначального колониального состояния. Сегодня в историческом районе города находятся восстановленные и сохранившиеся здания, 88 из которых - подлинные [Colonial Williamsburg, 2022]. К слову, эта часть Уильямсбурга является одной из основных туристических достопримечательностей штата Вирджиния.

Каждый человек здесь поддерживает традиции с многовековой историей: более 1,5 тысяч актёров и интерпретаторов в костюмах XVIII в. гуляют по улицам города ежедневно. Они беседуют на разные темы, от тонкостей работы кузнеца до политических проблем, волновавшие колонистов того времени [Дробышева, 2011]. В числе прочего в музее под открытым небом постоянно работают: кузнечная мастерская Андерсона, где из раскаленного железа куют различные инструменты, оборудование и оружие; аптека, которая рассказывает о медицине, оздоровительных и хирургических методах XVIII в.; плотницкий двор, где с помощью ручных инструментов изготавливают пиломатериалы, распиливают и поднимают тяжелые деревянные каркасы зданий, а также обшивают новые конструкции сайдингом и кровлей; суд, демонстрирующий принципы правосудия XVIII в., и др. объекты [Colonial Williamsburg, 2022]. На глазах у постелей проводятся археологические раскопки, идет строевая подготовка, проводится стрельба из мушкета и многие иные мероприятия. Благодаря этому Колониальный Уильямсбург считается образцовым музеем «живой истории», на который равняются другие экспозиции по всему миру.

Столь же известный музей и методический центр по развитию техник «живой истории» - Деревня Гринфилд (Greenfield Village, 1929, штат Мичиган). Это часть комплекса Генри Форда, она включает почти сто исторических зданий,

перенесенных с их прежних мест и устроенных в искусственно созданной «деревенской» обстановке. Основная идея музея - показать в интерактивной форме, как американцы жили и работали с момента основания страны. Поэтому деревня включает в себя как постройки XVIII в., так и современные здания.

Как и в предыдущем примере, экспозиция оживляется интерпретаторами и актёрами, которые демонстрируют исторические технологические процессы, ремесленные и бытовые (ведение сельского хозяйства, шитьё и приготовление пищи). На территории музея воссоздана мастерская братьев Райт, собраны оригиналы и реконструкции производственных станков рубежа столетий. В гончарных, стеклодувных и жестяных магазинах продаются произведенные предметы. По улицам деревни ходят различные виды исторического транспорта: автобус Ford Model AA 1931 г., омнибусы, запряженные лошадьми, и др.; по железной дороге - поезда с паровозами.

Ежегодно музей становится площадкой для крупномасштабных реконструкций и исторических фестивалей. Например, Гринфилд чтит память о Гражданской войне, жертвами которой стало более 700 тыс. человек. Поэтому обычно в День памяти (30 мая) в деревню съезжаются сотни реконструкторов, проводящих выставки, презентации, реконструкции сражений, концерты, постановку коротких пьес, практические занятия с историками и др. (в 2022 г. мероприятия были отменены) [Civil War Remembrance, 2022]. Для школьников в деревне Грин-филд с июня по август работает летний лагерь. Каждый из его отрядов имеет свою тему и специфику, что позволяет музею рассказывать о разных периодах истории страны. В числе прочего дети участвуют в таких мероприятиях, как ученичество, гребля на каноэ, выдувание стекла и др., в зависимости от их возраста [Greenfield Village, 2014].

Безусловно, всё это - «путешествие во времени» и «имитация жизни других эпох». Именно такие определения для данного движения использует американский исследователь феномена «живой истории» J. Anderson [Anderson, 1991]. Её анализ ранних практик «оживления истории» показал, что археологи, фольклористы и предприниматели, развивающие музеи под открытым небом, начали массово экспериментировать с этой техникой в США и Европе в середине XX столетия. Считается, что они стремились к поиску более эффективных форм демонстрации материальной культуры, к проверке археологических исследований и к поиску новых данных, а также к развитию рекреационной деятельности в познавательно-развлекательном формате [Boardman, 2019].

В течение 1960-х гг. обсуждение и эксперименты значительно расширились, и появилась идея создать систему региональных ферм «живой истории» по всей территории США. В итоге в 1970 г. появилась Ассоциация живых исторических ферм и сельскохозяйственных музеев (с 1998 г. - Ассоциация музеев «живой истории», ферм и сельского хозяйства - ALHFAM). Сегодня она известна как

организация людей, которые «оживляют историю», и включает в себя фермы «живой истории», сельскохозяйственные музеи, небольшие исторические дома-музеи, исторические мельницы и фабрики, военно-исторические объекты, морские музеи, а также реконструкторов и ремесленников, которые занимаются тщательным воспроизведением материальных объектов и процессов [Там же].

По мере распространения идей «живой истории», всё больше музеев стремились присоединиться к этому движению. В Америке получили развитие и признание такие музеи «живой истории», как Коннер Прери (Conner Prairie, Гамильтон), деревня Олд Стербридж (Old Sturbridge Village, Стербридж), Музей Аппалачей (Museum of Appalachia, Норрис), морская деревня и порт Мистик Сипорт (Mystic Seaport Museum, Мистик), Деревня пионеров (The Pioneer Living History Museum, Финикс) и др. [Там же]. Появились свои «живые музеи» в Европе, специализация которых охватывает период от каменного века до середины ХХ столетия [List of living history museums in Europe, 2020].

В нашей стране действует несколько крупных тематических парков, строящихся по принципам (или учитывающих принципы) зарубежных коллег. Это - «Со-чи-парк» в Адлере, «Моя Россия» в Красной Поляне, «Федюхины Высоты» в Севастополе, «Этномир» в Калужской обрасти и военно-патриотический парк «Патриот», обладающий наибольшей популярностью, в Московской области. На данном фоне весьма примечательно то, что идеи «живой истории» всё шире распространяются в российских музеях под открытым небом и музеях-заповедниках, особенно исторической и военно-исторической направленности. Это выражается как в популярности фестивалей реконструкции и иммерсивных спектаклей, так и в создании зон исторической реконструкции на периферии мемориального пространства.

Например, в Музее-заповеднике «Бородинское поле», культурный ландшафт которого включает в себя подлинные свидетельства событий 1812 и 1941 гг., проходят самые разные военно-исторические фестивали, связанные с событиями Отечественной и Великой Отечественной войн. Наиболее крупный из них - ежегодный международный военно-исторический фестиваль «День Бородина», посвященный годовщине великого сражения.

В русском и французском лагерях, которые устанавливаются за несколько дней до реконструкции, посетители могут примерить, потрогать и испробовать всякими другими способами костюмы, оружие и снаряжение, которые полностью соответствуют началу XIX в. Также они получают возможность узнать в свободном общении с любителями «живой истории», как и зачем использовались все эти предметы.

Кульминацией фестиваля является масштабная военно-историческая реконструкция эпизодов генерального сражения Отечественной войны 1812 г., которая сопровождается пиротехническими эффектами и комментариями дикторов. В ней задействованы более тысячи участников и десятки тысяч зрителей,

приезжающих в эти памятные дни на Бородинское поле, чтобы отдать дань памяти героям, стоявшим тут «пятою твердой». Важно отметить, что не меньше гостей посещают другой исторический праздник, устраиваемый музеем-заповедником, -«Москва за нами. 1941 год». Он воссоздает фрагменты октябрьских боев первого года Великой Отечественной войны. Интересом пользуются и иные мероприятия музея-заповедника - военно-исторический праздник «Стойкий оловянный солдатик», Международный конный фестиваль военно-исторической реконструкции имени Дениса Давыдова и др.

На другом ратном поле России с 1997 г. проводится международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово», который проходит в третью неделю сентября и приурочен к ежегодным торжествам годовщины известнейшей битвы. В пространстве музея-заповедника «Куликово поле», на берегах Дона и Непрядвы собираются представители военно-исторических объединений и организаций, специализирующихся на реконструкции костюмов, вооружения, доспехов и снаряжения Руси и Золотой Орды с XIII по XIV в. [Положение о проведении фестиваля, 2021]. К примеру, в 2021 г. были задействованы участники 77 клубов военно-исторической реконструкции из самых разных городов России - Воркуты, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Белгорода и др. [Развлечение с поучением, 2021].

Интересно, что все участники фестиваля проходят строгий предварительный отбор: ещё до поездки они предъявляют исторические костюмы, объясняют, откуда появились те или иные аксессуары, имеют ли они исторический прототип [Там же]. После этого близ деревни Татинки, в местах, где по преданию русские ратники переправлялись к месту будущего сражения, разворачивается крупнейший средневековый лагерь. И благодаря энтузиазму российских последователей «живой истории» здесь царит удивительных дух Средневековья, воспроизводится культура средневековых традиций Руси и Золотой Орды эпохи Куликовской битвы, особенности быта, костюмов, ремесел и т. д.

В рамках фестиваля традиционно проходят турниры по историческому фехтованию, конные состязания, маневры, бугурты, показательные выступления и концерты фолк-групп, а также ярмарка средневековых ремесленников, дефиле исторического костюма и тематические мастер-классы по гончарному, кузнечному и ткацкому ремеслу [Фестиваль военно-исторической реконструкции «Поле Куликово», 2021]. Для детей устанавливается «Богатырская застава» - игровая площадка, где можно научиться метать копья, владеть мечом, стрелять из лука, сражаться на мягких мечах и примерять доспехи [Власова, 2019].

Важно отметить, что в концепции развития Музея-заповедника «Куликово Поле» обозначены планы по возведения постоянного интерактивного объекта у деревни Татинки, имеющего такое же название. Предполагается, что музей под открытым небом «Богатырская застава» будет воссоздавать деревоземляную крепость с сопутствующим комплексом построек и объектов. Его основу составят

результаты 35-летнего научного изучения деревянного оборонительного зодчества, сельских усадебных комплексов, особенностей хозяйства, быта и ремесленной деятельности древнерусского населения Куликова поля ХП-Х]^ вв. [Концепция развития Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», 2017].

В этом контексте следует напомнить, что пионером в процессе создания зон исторической реконструкции на периферии мемориального пространства стал Музей-заповедник «Михайловское», воссоздавший в процессе музеефикации масштабного историко-культурного ландшафта, связанного с А. С. Пушкиным, соответствующее этнографическое поселение - Музейный комплекс в д. Бугрово (1986). Он включает, как и его исторический прототип, «всего-то два двора» [Музей «Пушкинская деревня» и Музей-мельница в д. Бугрово, 2022], да пару «живых музеев» - музей-мельницу и музей-почту, о которых следует сказать подробнее.

Музей-мельница - это реконструированная водяная мельница начала XIX в., где демонстрируются принципы работы старинных механизмов, восстановленных по архивным описям. Обратим внимание: в результате такой музейной деятельности производится мука, которая предлагается посетителю в качестве сувенира.

В музее-почте расположена небольшая экспозиция, знакомящая с историей почтового отделения. Здесь же проходят мастер-классы по обучению технике письма XIX в. Но акцент следует поставить на другом: музей предлагает гостям широкий ассортимент привычных почтовых услуг - отправление посылок и бандеролей, писем и открыток.

Словом, создание зоны исторической реконструкции на периферии мемориального пространства позволило Михайловскому не только обратиться к техникам «живой истории», но и реализовать идею «живого музея» П. А. Флоренского (см. [Поляков, 2021, с. 125-130]). В контексте нашего исследования важно отметить, что проблема соотношения зарубежной методики «оживления» истории и отечественного концепта «живого музея» - требует детального рассмотрения. В России встречается ошибочное синонимичное употребление этих музейных терминов (напр., [Прокудина, 2020]). Исследовательская работа автора показывает, что музеи «живой истории», как правило, строятся на основе объектов-реконструкций и предметов-новоделов; «живые музеи» - на основе сочетания предметов-подлинников и реконструкций, соблюдая принцип «руками трогать» и активно включая посетителя в то или иное действие, соответствующее тематике конкретного «живого музея».

В настоящее время многие музеи-заповедники разрабатывают собственные проекты тематических исторических парков на периферии мемориального пространства. В том числе - «Кижи» (интерактивная зона исторических реконструкций «Этнодеревня» близ бывшей д. Нестерово) [Концепция развития музея-заповедника «Кижи» в 2017-2027 гг., б/д]; «Томская Писаница» (Архитектурный

историко-этнографический комплекс «Русские Притомья») [Каплунов, Скрябина, 2015]; «Горки Ленинские» (тематический парк исторических реконструкций «Земля вятичей») [Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские"» до 2025 года, 2019]; «Царицыно» (тематический парк «Царицынский рай. Парк цветников и увеселений XVIII-XXI веков») [Концептуальные предложения по развитию музея-заповедника «Царицыно», б/д] и др.

Развитие и популярность практик «живой истории» в российских музеях-заповедниках свидетельствует о возросшем внимании этих учреждений к проблеме эффективной актуализации культурного наследия. Кроме того, эти процессы связываются с расширением их функций и раскрытием рекреационного потенциала. Для самих учреждений данное стремление к «оживлению» собственного пространства и к использованию повсеместной театрализации является проверенным способом расширения постоянной аудитории музея, размеры которой равны успешности его деятельности.

В контексте популярности данных практик важно напомнить, что усилия и эксперименты в области «живой истории» на протяжении многих лет вызывали как похвалу, так и критику. Как отмечают зарубежные специалисты, «живая история» - это один из лучших способов преодолеть пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим. Использование техник интерпретации, в особенности от первого лица, позволяет максимально «погрузить» посетителя в историко-культурные явления, рассказать наглядно и подробно об исторических событиях и ценности памяти о них. Безусловно, главным преимуществом «живой истории» является непосредственное и свободное взаимодействие интерпретаторов и гостей музея.

Но использование таких интерактивных технологий требует большого профессионализма. Ведь те приемы, которые могут подойти для одного объекта, не всегда уместны в ином. Поэтому специалист в области «живой истории», К. Воа^шап, пишет, что в центре всех дискуссий о недостатках данной практики находятся вопросы аутентичности и истинности воссоздаваемых явлений и отношение к методологической позиции, ориентированной на «образование через развлечение» [Воа^шап, 2019].

Точность исследований и информации, представленной в рамках «живой истории», необходима для образовательной и исторической эффективности проектов. В центре данной практики находится триада «исследование, знание, презентация», а также понимание материальной культуры и методов её изучения. При этом полнота сведений об исторических явлениях зачастую недостижима, и преодолеть эту методологическую проблему в рамках «живой истории» очень сложно. Её распространение приводит к стереотипному представлению фактов в этих интерактивных музеях и парках, в итоге развлекающих, а не просвещающих своих посетителей.

В целом К. Воа^шап относит к недостаткам «живой истории» следующие моменты:

- высокую стоимость проектов;

- постоянную необходимость обучения сотрудников, актёров и волонтеров;

- ограниченное восприятие исторических событий, основанное на авторском подходе к их интерпретации;

- склонность к романтизации прошлого;

- риск повреждения артефактов, экспонируемых в условиях «живой истории»;

- поверхностность многих исследований или недостаточную документацию;

- тягу к интерпретации современных представлений (о добре, о порядке, о чистоте и др.), а не самих исторических событий, что приводит к созданию интересных, но фантазийных пространств;

- большой интерес к сказочным историям в стиле «Микки-Маус», акцентированным на развлечение, а не образование [Там же].

В заключение следует отметить, что, несмотря на эти недостатки и сложности, техника «живой истории» является одной из наиболее развивающихся в современных музеях по всему миру. «Практический» и «интерактивный» являются в настоящее время «жужжащими» словами музейной деятельности. Во многом это заслуга реконструкторов и практиков, верящих, что историю можно оживить...

Подведем итог. Данный аналитический обзор, базирующийся на историко-культурологическом подходе, обращается к генезису и характеристикам концепции «живой истории», которая широко используется в современных исторических, военно-исторических музеях и музеях-заповедниках России. Проведенный анализ показал, что реализация этой концепции протекает в двух основных форматах: фестивали реконструкции и организация интерактивных зон (исторической реконструкции) на периферии мемориального пространства. Об этом говорит опыт работы таких отечественных музеев под открытым небом, как «Бородинское поле», «Куликово поле», «Михайловское», «Кижи», «Томская Писаница», «Горки Ленинские», «Царицыно» и др.

Также в тексте представлена точка зрения на недостатки и проблемы «живой истории», осознание которых приобретает особое значение в условиях популярности данного подхода в нашей стране. Среди всех высказанных положений сложнее всего преодолеть неосознанную тягу последователей к интерпретации современных представлений (о порядке, о добре, о чистоте и др.), а не их прототипов, которые давным-давно «ушли» в историю. По авторскому мнению, этот методологический тупик можно превозмочь, обратившись к отечественной концепции «живого музея». В настоящей статье ставится и частично решается задача дефиниции понятий «живая история» и «живой музей», которые могут лаконично дополнить друг друга в контексте развития методологии российской музейной деятельности.

Библиография

Власова, М. В Тульской области отметили 639 годовщину Куликовской битвы [Электронный ресурс] // Комсомольская правда: сетевое издание (Тула) [сайт]. 22.09.2019. - Режим доступа: https://www.tula.kp.rU/daily/27032.5/ 4096282/ (дата обращения: 14.01.2022).

Дробышева, Т. Колониальный Вильямсбург: назад в XVIII век [Электронный ресурс] 17.09.2011. - Режим доступа: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/ 608-kolonialnyj-viljamsburg-nazad-v-xviii-vek (дата обращения: 14.06.2022).

«Живая история» - достоверная реконструкция [Электронный ресурс] // Электронный ресурс [сайт]. 2008-2022. - Режим доступа: https://donjon.ru/artic-les/zhivaya-istoriya—dostovernaya-rekonstrukciya/ (дата обращения: 07.06.2022).

Каплунов, В. А., Скрябина, Л. А. Архитектурный историко-этнографический комплекс «Русские Притомья» как новый социокультурный проект музея-заповедника «Томская Писаница» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 32. - С. 59.

Концепция развития Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» (в редакции 2016 года) / Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»; отв. редактор А. Н. Наумов; (утверждена решением Ученого совета Государственного музея-заповедника «Куликово поле» 28 февраля 2017 г.). - Тула, 2017. - 96 с.

Концепция развития музея-заповедника «Кижи» в 2017-2027 гг. (б/д) [Электронный ресурс] // Музей-заповедник «Кижи» [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/media/info/files/attached/1603/03_03_2016_01.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года / Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские»; (авторский коллектив). - Горки Ленинские : Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские», 2019. - С. 79-82.

Концептуальные предложения по развитию музея-заповедника «Царицыно» (б/д) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tsaricino.mos.ru/upload/ iblock/39b/kontseptsiya-razvitiya-gmz-tsaritsyno.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

Музей «Пушкинская деревня» и Музей-мельница в д. Бугрово [Электронный ресурс] // Музей-заповедник «Михайловское» [офиц. сайт]. 2011-2022. -Режим доступа: https://www.pushkinland.ru/2018/reserve/res4.php (дата обращения: 14.06.2022).

Нельзина, О. Ю. Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы / О. Ю. Нельзина, А. В. Окороков, Т. П. Поляков. - Москва : Рос. науч.-исслед. ин-т культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, 2019. - 288 с.

Положение о проведении фестиваля (2021) [Электронный ресурс] // Исторический фестиваль «Куликово Поле» [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://kulpole-fest.ru/ (дата обращения: 19.05.2022).

Поляков, Т. П. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»: монография / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Пустовойт [и др.]; Рос. науч.-исслед. ин-т культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. - Москва, 2021. - 438 с.

Прокудина, Д. А. Живой музей: трансформация музея в контексте экономики впечатлений (зарубежный опыт) / Д. А. Прокудина, Е. К. Прокудина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2020. -№ 6 (98). - С. 34-48.

Развлечение с поучением: Куликово поле собрало любителей русской истории (интервью директора музея-заповедника Вл. Гриценко) [Электронный ресурс] // РИА-Новости: сетевое издание [сайт]. 23.09.2021. - Режим доступа: https://ria.ru/20210921/kulikovo-1751162341.html (дата обращения: 14.01.2022).

Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. - С. 60.

Фестиваль военно-исторической реконструкции «Поле Куликово» (2021) [Электронный ресурс] // Музей-заповедник «Куликово Поле» [офиц. сайт]. - Режим доступа: https://kulpole.ru/bitva/festival-voenno-istoricheskoj-rekonstrukcii (дата обращения: 14.01.2022).

Anderson, J. (ed.) A Living History Reader: Museums, Nashville, American Association for State and Local History. Vol. I: Museums. - Rowman & Littlefield Publishers, 1991. - 240 p.

Boardman, K. Revisiting Living History: A Business, An Art, A Pleasure, An Education in The living history anthology : perspectives from ALHFAM [Электронный ресурс] / Edited by Martha B. Katz-Hyman, Cliff Jones, Susan J. McCabe, and Mary Seelhorst; Association for Living Historical Farms and Agricultural Museums (U.S.). -New York, NY: Routledge, 2019. - Режим доступа: https://www.taylorfrancis.com/ books/edit/10.4324/9780429427282/living-history-anthology-martha-katz-hyman-cliff-jones-susan-mccabe-mary-seelhorst (дата обращения: 27.01.2022).

Civil War Remembrance. The Henry Ford. 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thehenryford.org/current-events/calendar/civil-war-remembrance/ (дата обращения: 14.06.2022).

Colonial Williamsburg. 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.colonialwilliamsburg.org/ (дата обращения: 28.01.2022).

Greenfield Village. 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20140328235720/http://hfmgv.org/village/events/in dex.aspx (дата обращения: 14.06.2022).

List of living history museums in Europe. 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livinghistoryarchive.com/article/living-history-museums-in-europe (дата обращения: 28.01.2021).

Сведения об авторе

Зотова Татьяна Анатольевна, аспирант, старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Москва).

E-mail: tzoto@list.ru

T. A. Zotova

«REVITALIZATION» OF HISTORY AS ONE OF THE TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY HISTORICAL AND MILITARY-HISTORICAL MUSEUMS-PRESERVES IN RUSSIA

Abstract: The article discusses the methodological features of living history as a special form of museum actualization of cultural heritage. Based on the historical and cultural approach, the author briefly presents the genesis of this concept, foreign approaches to its understanding, as well as the experience of implementation in domestic museums. The empirical basis of the research is the projects of the Borodinskoe pole Museum-preserve, the Kulikovo pole Museum-preserve, the Mik-hailovskoye Museum-preserve, etc.

Key words: open-air museum, museum-preserve, living history, living museum, methodology of museum work.

References

Vlasova, M. V Tul'skoj oblasti otmetili 639 godovshchinu Kulikovskoj bitvy [Elektronnyj resurs] // Komsomol'skaya pravda: setevoe izdanie (Tula) [sajt]. 22.09.2019. - Rezhim dostupa: https://www.tula.kp.ru/daily/27032.5Z4096282/ (data obrashcheniya: 14.01.2022).

Drobysheva, T. Kolonial'nyj Vil'yamsburg: nazad v XVIII vek. [Elektronnyj resurs] 17.09.2011. - Rezhim dostupa: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/608-kolonialnyj-viljamsburg-nazad-v-xviii-vek (data obrashcheniya: 14.06.2022).

«ZHivaya istoriya» - dostovernaya rekonstrukciya [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj resurs [sajt]. 2008-2022. - Rezhim dostupa: https://donjon.ru/articles/zhi-vaya-istoriya—dostovernaya-rekonstrukciya/ (data obrashcheniya: 07.06.2022).

Kaplunov, V. A., Skryabina, L. A. Arhitekturnyj istoriko-etnograficheskij kom-pleks «Russkie Pritom'ya» kak novyj sociokul'turnyj proekt muzeya-zapovednika «Tomskaya Pisanica» // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2015. - № 32. - S. 59.

Koncepciya razvitiya Gosudarstvennogo voenno-istoricheskogo i prirodnogo muzeya-zapovednika «Kulikovo pole» (v redakcii 2016 goda) / Gosudarstvennyj voenno-istoricheskij i prirodnyj muzej-zapovednik «Kulikovo pole»; otv. redaktor A. N. Naumov; (utverzhdena resheniem Uchenogo soveta Gosudarstvennogo muzeya-zapovednika «Kulikovo pole» 28 fevralya 2017 g.). - Tula, 2017. - 96 s.

Koncepciya razvitiya muzeya-zapovednika «Kizhi» v 2017-2027 gg. (b/d) [Elektronnyj resurs] // Muzej-zapovednik «Kizhi» [ofic. sajt]. - Rezhim dostupa: http://kizhi.karelia.ru/media/info/files/attached/1603/03_03_2016_01.pdf (data obrashcheniya: 14.01.2022).

Koncepciya razvitiya Federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya kul'tury «Gosudarstvennyj istoricheskij muzej-zapovednik «Gorki Leninskie» do 2025 goda / Gos. istor. muzej-zapovednik «Gorki Leninskie»; (avtor-skij kollektiv). - Gorki Leninskie : Gos. istor. muzej-zapovednik «Gorki Leninskie», 2019. - S. 79-82.

Konceptual'nye predlozheniya po razvitiyu muzeya-zapovednika «Caricyno» (b/d) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://tsaricino.mos.ru/upload/iblock/ 39b/kontseptsiya-razvitiya-gmz-tsaritsyno.pdf (data obrashcheniya: 22.01.2022).

Muzej «Pushkinskaya derevnya» i Muzej-mel'nica v d. Bugrovo [Elektronnyj resurs] // Muzej-zapovednik «Mihajlovskoe» [ofic. sajt]. 2011-2022. - Rezhim dostupa: https://www.pushkinland.ru/2018/reserve/res4.php (data obrashcheniya: 14.06.2022).

Nel'zina, O. YU. Tematicheskie parki kak uchrezhdeniya muzejnogo tipa: problemy i perspektivy / O. YU. Nel'zina, A. V. Okorokov, T. P. Polyakov. - Moskva : Ros. nauch.-issled. in-t kul'turnogo i prirodnogo naslediya im. D. S. Lihacheva, 2019. - 288 s.

Polozhenie o provedenii festivalya (2021) [Elektronnyj resurs] // Istoricheskij festival' «Kulikovo Pole» [ofic. sajt]. - Rezhim dostupa: http://kulpole-fest.ru/ (data obrashcheniya: 19.05.2022).

Polyakov, T. P. Ekspozicionnaya deyatel'nost' muzeev v kontekste realizacii «Strategii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda»: monografiya / T. P. Polyakov, T. A. Zotova, YU. V. Pustovojt [i dr.]; Ros. nauch.-issled. in-t kul'tur-nogo i prirodnogo naslediya imeni D. S. Lihachyova. - Moskva, 2021. - 438 s.

Prokudina, D. A. ZHivoj muzej: transformaciya muzeya v kontekste ekonomiki vpechatlenij (zarubezhnyj opyt) / D. A. Prokudina, E. K. Prokudina // Vestnik Moskovs-kogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2020. - № 6 (98). - S. 34-48.

Razvlechenie s poucheniem: Kulikovo pole sobralo lyubitelej russkoj istorii (interv'yu direktora muzeya-zapovednika Vl. Gricenko) [Elektronnyj resurs] // RIA-

Novosti: setevoe izdanie [sajt]. 23.09.2021. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/ 20210921/kulikovo-1751162341.html (data obrashcheniya: 14.01.2022).

Slovar' aktual'nyh muzejnyh terminov // Muzej. - 2009. - № 5. - S. 60.

Festival' voenno-istoricheskoj rekonstrukcii «Pole Kulikovo» (2021) [Elek-tronnyj resurs] // Muzej-zapovednik «Kulikovo Pole» [ofic. sajt]. - Rezhim dostupa: https://kulpole.ru/bitva/festival-voenno-istoricheskoj-rekonstrukcii (data obra-shcheniya: 14.01.2022).

Anderson, J. (ed.) A Living History Reader: Museums, Nashville, American Association for State and Local History. Vol. I: Museums. - Rowman & Littlefield Publishers, 1991. - 240 p.

Boardman, K. Revisiting Living History: A Business, An Art, A Pleasure, An Education in The living history anthology : perspectives from ALHFAM [Elektronnyj resurs] / Edited by Martha B. Katz-Hyman, Cliff Jones, Susan J. McCabe, and Mary Seelhorst; Association for Living Historical Farms and Agricultural Museums (U.S.). -New York, NY: Routledge, 2019. - Rezhim dostupa: https://www.taylorfrancis.com/ books/edit/10.4324/9780429427282/living-history-anthology-martha-katz-hyman-cliff-jones-susan-mccabe-mary-seelhorst (data obrashcheniya: 27.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Civil War Remembrance. The Henry Ford. 2022 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.thehenryford.org/current-events/calendar/civil-war-remem-brance/ (data obrashcheniya: 14.06.2022).

Colonial Williamsburg. 2022 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.colonialwilliamsburg.org/ (data obrashcheniya: 28.01.2022).

Greenfield Village. 2014 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://web.archive.org/web/20140328235720/http://hfmgv.org/village/events/in dex.aspx (data obrashcheniya: 14.06.2022).

List of living history museums in Europe. 2020 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.livinghistoryarchive.com/article/living-history-museums-in-europe (data obrashcheniya: 28.01.2021).

About the author

Zotova Tatiana Anatolyevna, postgraduate student, senior researcher of Lik-hachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage (Moscow).

E-mail: tzoto@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.