Научная статья на тему 'Музей-заповедник «Горки Ленинские»: проблемы ребрендинга'

Музей-заповедник «Горки Ленинские»: проблемы ребрендинга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экспозиционно-выставочная деятельность / брендинг территорий / бренд / музееведение / музей-заповедник / горки ленинские / выставки / исторический музей / музей / Exposition / exhibition / branding / brand / museology / museum-reserve / museum rebranding / Gorki Leninskiye / historical museum / museum.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зотова Татьяна Анатольевна

В статье анализируется опыт ребрендинга музейного пространства Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские». Раскрываются основные этапы и современные принципы этой деятельности. Значительное внимание в статье уделяется актуальным экспозиционно-выставочным проектам, формирующим современную систему брендов «Музея, сохранившего эпохи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE HISTORICAL MUSEUM-RESERVE "GORKI LENINSKIYE": REBRANDING ISSUES

The article analyzes the experience of museum rebranding of the State Historical Museum-Reserve "Gorki Leninskiye". The main stages and modern principles of this activity are revealed. Considerable attention in the article is paid to the actual exposition and exhibition projects that form the modern museum brand system.

Текст научной работы на тему «Музей-заповедник «Горки Ленинские»: проблемы ребрендинга»

RAR

УДК 069.01 ББК 79.1

10.34685/HI.2019.27.4.009

МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИК «ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ»: ПРОБЛЕМЫ РЕБРЕНДИНГА

Зотова Татьяна Анатольевна,

старший научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева,

129366, Москва, ул. Космонавтов, д.2; ведущий научный сотрудник, Государственный исторический музей-

заповедник «Горки Ленинские», 142712, Московская обл., Ленинский р-н, пос. Горки Ленинские, ул. Центральная, д. 1.

[email protected]

Аннотация

В статье анализируется опыт ребрендинга музейного пространства Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские». Раскрываются основные этапы и современные принципы этой деятельности. Значительное внимание в статье уделяется актуальным экспозиционно-выставочным проектам, формирующим современную систему брендов «Музея, сохранившего эпохи».

Ключевые слова

Экспозиционно-выставочная деятельность, брендинг территорий, бренд, музееведение, музей-заповедник, горки ленинские, выставки, исторический музей, музей.

В постсоветские времена ленинские музеи закрывались не с меньшим энтузиазмом, чем они открывались во времена советские. Имея в основе мемориальные комплексы, связанные с весьма неактуальными для 1990-х гг. темами, они оказались перед необходимостью тотальной модернизации своего образа и всей деятельности1. Сотрудники ленинских музеев первыми познакомились с таким понятием как «ребрен-динг». В данной статье анализируется опыт одного из подобных учреждений - Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские», который в начале 1990-х гг. стол-

1 См. Калякина А.В. Формирование системы ленинских музеев. 1920-1990-е годы // Музейный сборник №7. М., 2002. С. 58-70.

кнулся с неизбежностью переосмысления своей деятельности и перепозиционирования себя в глазах потенциальных посетителей2.

Определяя понятие бренд как «систему знаков или символов, помогающую потребителям отличать объекты и услуги»3 одного учреждения от другого, а музейную экспозицию - как

2 См. Калякина А.В. Новая модель ленинского музея на примере Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» // Музейный сборник №7. М., 2002. С. 7-19.

3 Нельзина О.Ю., Окороков А.В., Поляков Т.П. Тематиче-

ские парки как учреждения музейного типа: проблемы

и перспективы. М., 2019. С. 246.

«определяющую форму существования музея»4, рассмотрим процесс ребрендинга музея-заповедника через основные направления развития его экспозиционно-выставочной деятельности.

Пропуская историю5 формирования и развития музейного комплекса «Горки Ленинские», которая началась в 1938 г., отметим, что к 1990-м гг. в распоряжении коллектива имелась значительная территория (350 гектар) с охранной зоной (9,5 тыс. гектар), многочисленные архитектурные, археологические и природные памятники, а также несколько музейных объектов со стационарными экспозициями: Дом-музей В.И. Ленина в Горках (позже - Музей-усадьба «Горки»), «Музей В. И. Ленина» в Научно-культурном центре («Музей политической истории России с 1917 г. по 1924 г.») и Музей В.И. Ленина в д. Горки (Музей крестьянского быта).

В основу обновленной деятельности музея-заповедника был положен принцип многопро-фильности, закрепленный в «Концепции сохранения, устойчивого функционирования и развития ГИЗ «Горки Ленинские»,6 разработанной в 19971998 гг. Особое внимание было обращено на темы, связанные с усадебной культурой, традициями и бытом крестьян южного Подмосковья на рубеже Х1Х-ХХ вв., историей и археологией края. Началась активная выставочная деятельность.7

Однако, практически единственным «брендом» музея-заповедника в 1990-2000-ее гг., по-прежнему, оставалась ленинская тематика. Во-первых, за годы «лихолетья», сотрудники музея не только смогли сохранить свою коллекцию предметов, связанных с именем В. И. Ленина и членов его семьи, но и значительно ее преумножили. В 1994 г. по распоряжению Правительства РФ, в связи с реконструкцией здания Сената, коллекция Музея «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле», насчитывающая более 53 тысяч

единиц, была передана для хранения и экспонирования в «Горки Ленинские».

Во-вторых, заявленная многопрофильность еще долгие годы не отражалась в экспозиции Музея-усадьбы «Горки» - самого популярного объекта заповедника: главным «содержанием» здесь по-прежнему являлась «жизнь и деятельность Ленина»8. Даже минимальные попытки ре-брендинга уникальной усадьбы вызывали колоссальные дискуссии как внутри коллектива9, так и среди общественности. Стойкая идеологическая мифологема «Горки Ленинские - это только Ленин» продолжала работать.

Шло время, постепенно возрастал общественный интерес к русским усадьбам как самобытному явлению российской национальной культуры. В 2015 г. после научной реставрации Большого дома Музея-усадьбы «Горки» принцип многопрофильности получил, наконец, экспозиционное воплощение. Решение восстановить аутентичную обстановку усадьбы на период 1918 г. - времени выезда из Горок бывшей хозяйки и времени приезда в усадьбу В. И. Ленина - «позволило наиболее полно раскрыть в экспозиции музея как усадебную, так и ленинскую тематики»10. Несмотря на то, что дискуссии вокруг проводимого ре-брендинга не утихают и поныне, его успешность и эффективность однозначно отображены в росте количества посетителей музея-заповедника и в росте доли его внебюджетных доходов.11

Безусловно - это результат удачного введения в оборот второго большого «бренда» на пути превращения бывшего идеологического музея в многопрофильное учреждение культуры. Но данный шаг - не единственный, а предваряющий основные мероприятия по ребрендингу музея-заповедника.

4 Поляков Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. М., 2018. С.7.

5 См., например: Наумова Г.А., Савинова Е.Н., Шубина Т.В. Музей и время. М., 2012. 225 с.

6 См. Зайцева Г.А., Некрасов Р.М. Основные положения Концепции сохранения и развития Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» // Музейный сборник № 5. М., 1999. С. 3-9.

7 Наумова Г.А., Савинова Е.Н., Шубина Т.В. Музей и время. М., 2012. С. 136-154.

8 Хромов О.В., Добрина Е.К., Власов Б.В., Шубина Т.В., Наседкин Е.Н., Зотова Т.А. и др. Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года. Горки Ленинские, 2019. С. 21.

9 Наумова Г.А., Савинова Е.Н., Шубина Т.В. Музей и время. М., 2012. С. 198.

10 Хромов О.В., Добрина Е.К., Власов Б.В., Шубина Т.В., Наседкин Е.Н., Зотова Т.А. и др. Указ. соч. С. 25.

11 Там же. С. 113-118.

63

Они обозначены в принятой в 2019 г. новой «Концепции развития.. ,»12.

Среди первоочередных задач ребрендинга -планируемое развитие «Горок усадебных», вплоть до восстановления всего историко-ландшафтно-го комплекса. На первом этапе - музеефикация хозяйственных объектов усадьбы и благоустройства исторического парка.

В Инженерном корпусе усадьбы, сохранившем подлинный архитектурный облик и уникальное техническое оборудование13, планируется открытие интерактивной экспозиции под названием «Русская Аркадия Серебряного века». Посетитель попадет в атмосферу раннего синематографа с возможностью просмотра дореволюционных кинокартин, посещения усадебного буфета и ознакомления с прочими удовольствиями эпохи отечественного модерна. Часть помещений корпуса отводится под создание выставки «Русский свет», посвященной электротехническим достижениям России конца XIX - начала XX вв. В программу выставочного проекта будет входить посещение смотровой площадки водонапорной башни, откуда открываются великолепные перспективы на окрестности усадьбы14.

Предстоит модернизация и легендарной экспозиции «Мемориальный гараж». Здесь на основе единственного в мире автомобиля Rolls-Royce «Silver Ghost» на полугусеничном ходу (автосани) с помощью мультимедийных технологий планируется создать интерактивную выставку «Он любил быструю езду», которая рассчитана на молодежную аудиторию.

В Оранжерейном комплексе усадьбы развернется интерактивная экспозиция «Образцовое хозяйство», знакомящая с организацией хозяйственной жизни усадьбы начала ХХ в. В пространстве «зимнего сада» будут проводиться тематические выставки, а в оборудованных гостиничных номерах - проживать посетители.

Своеобразной зоной «живого музея» в Музее-усадьбе «Горки» должен, наконец, стать и исторический усадебный парк. После реставрации и восстановления малых архитектурных форм

12 Хромов О. В., Добрина Е. К., Власов Б. В., Шубина Т." Наседкин Е. Н., Зотова Т.А. и др. Указ.соч.143 с.

13 Нефтяной двигатель «Отто Дейтц».

14 Хромов О. В., Добрина Е. К., Власов Б. В., Шубина Т."

Наседкин Е. Н., Зотова Т.А. и др. Указ. соч. С. 34.

он станет площадкой для проведения культурно-развлекательных мероприятий, нацеленных на погружение в традиционные для русской усадьбы досуговые занятия.

Отметим, что «ленинское» направление музейной деятельности ждет не меньшее обновление. В состав ключевых объектов «Горок Ленинских» входят две самостоятельные экспозиции на данную тему: в Музее «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» и в Научно-культурном центре «Музей В.И. Ленина».

Первая из них, напомним, представляет восстановленную экспозицию кремлевского музея В.И. Ленина. В мемориальном парке было выбрано одноэтажное здание дореволюционной постройки, примерно равное площади кремлевской экспозиции, однако этажность, планировка, расположение комнат существенно различались со зданием Сената. Поэтому произвести точное копирование кремлевского музея в этих помещениях было невозможно. Начался поиск сбалансированного подхода.15 Первый вариант восстановленной экспозиции был открыт в 1995-1996 гг. и просуществовал до 2017 г. В тот же период были сформулированы некоторые принципы актуализации необычного собрания и начата их реализация.

В итоге коллектив музея ставит перед собой сложную задачу: максимально приблизить данную экспозицию к кремлевскому оригиналу 16. Во время капитального ремонта (2017-2018 гг.) была проведена перепланировка и увеличено количество помещений. В новой экспозиционной зоне -воссоздан «Кремлевский коммутатор», получили более точное расположение условные «комнаты» Марии Ульяновой и Надежды Крупской. Следующий шаг - восстановление внешнего облика двух помещений - «кремлевской кухни» и «кабинета В.И. Ленина», за счет изготовления точных макетов печи и камина, с использованием подлинных изразцов. Предстоит также модернизировать территорию, прилегающую к зданию музея. Оригинальный проект ее оформление нацелен на созда-

15 См. Савинова Е.Н. Новые принципы музейного использования коллекции Музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» // Музейный сборник №7. М., 2002. С.25-30.

16 Хромов О. В., Добрина Е. К., Власов Б. В., Шубина Т. В., Наседкин Е. Н., Зотова Т. А. и др.Указ. соч. С. 46.

ние у посетителя «мягкой иллюзии нахождения на территории Московского Кремля»17.

Такой подход, при удачном воплощении, может стать своеобразным экспозиционным ответом на излюбленные вопросы посетителей и критиков этого музея по поводу его мемориаль-ности и подлинности. Обладая максимально полной коллекцией предметов, связанных с бытом В.И. Ленина и его семьи, но не имея подлинных помещений, в которых протекала их реальная жизнь, сотрудники музея вынуждены экспериментировать и искать оригинальные пути ответа на эти непростые вопросы.

В процессе ребрендинга интерес вызывают проекты, демонстрирующие новые способы актуализации этого собрания. Сегодня Музей «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» ориентирован не на историко-политическую, а на историко-бытовую тематику. Одним из приоритетных направлений исследовательской и экспозиционно-выставочной деятельности является тема «Ульяновы как представители разночинного дворянства и интеллигенции конца XIX - начала XX вв.»18. Актуальный пример - разработка проекта экспонирования предметов женской одежды, характерной для той эпохи и входящей в собрание музея.

Дальнейшее развитие этого музея предусматривает организацию мультимедийной зоны с интерактивными комплексами «Ленин на карте мира», «Интерактивная библиотека» и «Разговор с Лениным». Они ориентированы на разные возрастные категории, в первую очередь - на молодежную аудиторию. Локализация подобных проектов в отдельном зале, предваряющем осмотр ансамблевой экспозиции, рассматривается как разумный компромисс «между требованиями современности и сохранением» особой ауры музейного комплекса, построенного исключительно на подлинных предметах.19

Вторая экспозиция на ленинскую тему, расположенная в Научно-культурном центре «Музее В. И. Ленина», - совершенно иного плана. Данный комплекс представляет собой уникальный памят-

ник советской пропаганды и музейных технологий конца 1980-х гг. 20

Главный «экспонат» этого музея - идеологизированная картина советского прошлого, показанная с помощью документов первых советских лет и теоретико-публицистических работ В. И. Ленина. Их подборка должна была сформировать у посетителя определенный образ исторических событий с 1917 г. по 1924 г.21 Органически увязывалась с документальной экспозицией система аудиовизуальных комплексов или идейно-эмоциональных центров, «кубов», при создании которых многие технологии были использованы впервые в мировой и российской музейной практике22. Применение мультимедийных технологий обосновано желанием создать музей для нового поколения, музей для человека не только думающего, но и чувствующего. Удивительно, что авторы этой экспозиции предугадали будущие тенденции развития мирового музейного дела, создав здесь атмосферу сопереживания и «со-бытия», другими словами -вовлеченности зрителя в исторические события.

Однако этот «центр» на долгие годы оказался вне внимания посетителей. Частичную модернизацию экспозиция прошла в 1990-е гг., вначале получив новое название - «Музей политической истории России с 1917 г. по 1924 г.». Позднее обновилась документальная экспозиция, в частности - за счет введения информации о Белом движении. Проводились мероприятия по поддержанию работоспособности аудиовизуальных комплексов, но в условиях упадка общей посещаемости музея-заповедника их реализация осложнялась недостаточностью кадровых и финансовых ресурсов.

17 Там же. С. 42.

18 Хромов О. В., Добрина Е. К., Власов Б. В., Шубина Т. В., Наседкин Е. Н., Зотова Т.А. и др. Указ. соч. С. 50.

19 Там же. С. 40-41.

20 Внутренняя планировка экспозиционных залов и дизайн интерьеров разработаны художниками Комбината живописно-оформительского искусства г. Ленинграда (г. Санкт-Петербурга) - В. Л. Ривиным, В.И. Коротко-вым, В.Н. Бугай и В.И. Куминовым. См. Наумова Г. А., Савинова Е. Н., Шубина Т. В. Музей и время. М., 2012. 225 с.

21 Хромов О. В., Добрина Е. К., Власов Б. В., Шубина Т. В., Наседкин Е. Н., Зотова Т. А. и др. Указ. соч. С. 54-55.

22 Аудиовизуальная и светотехническая аппаратура и

системы программного управления были закуплены,

согласно подписанному 20 марта 1987 г. контракту,

у английской фирмы «Электросоник». Управляется мультимедийная система компьютером МастЫ^Ь. Там же. С. 55.

65

Сегодня «реставрация и сохранение стационарной экспозиции в Научно-культурном центре «Музей В.И. Ленина», «а также разработка актуальных проектов и программ по экспозиционно-выставочному и образовательно-просветительскому использованию дополнительных площадей научно-культурного центра»23 является одной из приоритетных задач.

Планируется подготовить ряд выставочных проектов на тему «Ленин. XXI век». Это должны быть экспозиции-дискуссии, актуализирующие наиболее «живучие» ленинские идеи и созданные в увлекательной, квестовой форме, с использованием современных музейно-экспозиционных технологий24, т.е. рассчитанные на молодежную аудиторию.

Кроме брендов, связанных с ключевыми темами музея-заповедника, его потенциальных посетителей в ближайшем будущем ожидает много новых тем, экспозиций, образов и сюжетов.

Прежде всего, продолжит свое развитие «Музей крестьянского быта», постепенно превращающийся в полноценный историко-бытовой и интерактивный комплекс, отражающий бытовую и хозяйственную жизнь трудового крестьянства Подмосковья в начале XX века. Он был открыт в 1982 г. в одном из домов деревни Горки, где 9 января 1921 г. произошла встреча местных крестьян с В. И. Лениным по вопросу электрификации. Дом принадлежал семье крестьян Шульгиных, которая долгие годы сохраняла его внутреннюю обстановку в память об этом событии. Изначально экспозиция музея делилась на два блока - историко-документальный, посвященный истории электрификации деревни, и историко-бытовой, отображающий обстановку крестьянского дома. В 1992 г. Музей В.И. Ленина в деревне Горки получил современное название, и основным направлением его развития стало второе - этнографическое25.

В настоящий момент данная экспозиция позиционируется как гармоничное дополнение усадебной тематики. Одну из существенных сложностей в продвижении Музея крестьянского быта - отдаленность от основной территории

23 Там же. С. 17.

24 Там же. С. 59.

25 См. Наумова Г.А., Савинова Е.Н., Шубина Т.В. Музей и время. М., 2012. 225 с.

музея-заповедника - предполагается устранить за счет «экологической тропы»26, которая обозначит духовную связь народной жизни и жизни обитателей усадеб (накануне известных событий), и объединит две ипостаси русского мира. Очень важно, что в контексте этого обновленного «крестьянского» комплекса намечается проведение ряда образовательных и культурно-массовых, игровых и театрализованных программ, нацеленных на семейную аудиторию27 и пропагандирующих «семейные ценности» российской цивилизации.

Другое направление ребрендинга - актуализация археологического наследия и популяризация средневековой истории данного «место-развития»28. На территории музея-заповедника расположены многочисленные археологические объекты29, среди которых особого внимания заслуживают славянские курганы Х-Х11 вв., принадлежавшие племенам вятичей. Органично вписанные в планировку верхнего парка, эти свидетели прошлого придают всему комплексу дополнительную ауру древности. Полноценно ее раскрыть призван новый масштабный проект музея-заповедника - «Историко-тематический парк-музей «Земля Вятичей».

Предполагается, что этот парк-музей будет строиться по мотивам исторических легенд о вятичах и былинных сюжетов об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Он воплотит условный образ столицы вятичей - таинственного города Вантит: здесь будут развернуты интерактивные экспозиции, характеризующие землю воинов,

26 Хромов О. В., Добрина Е. К., Власов Б. В., Шубина Т. В., Наседкин Е.Н., Зотова Т. А. и др.Указ.соч. С. 70.

27 Там же. С. 67-70.

28 Месторазвитие - одно из фундаментальных понятий, введенное в научный оборот основателями евразийского учения, а также созданная на его базе концепция «стяжения воедино географических и исторических начал». По мнению автора термина, известного русского геополитика П. Н Савицкого (1895-1968), это понятие наиболее полно отражает процесс пространственно-временного взаимодействия между социумом и вмещающим его ландшафтом. См. URL: http://ponjatija.ru/ node/591. Обращение от 06.05.2019.

29 См. Кренке Н.А. Археологическая карта музея-заповед-

ника «Горки Ленинские» // Сохранение и восстановление природно-культурных комплексов Подмосковья.

М., 1995. С. 90-121.

охотников и мастеров, которая позже всех древнерусских территорий покорилась власти киевских князей и, через несколько столетий, стала основой для создания Московской Руси.

Реализация проекта предполагает грамотное зонирование его пространства - разделение на «сакральную часть», с мемориальными вятич-скими курганами, и «профаническую зону», находящуюся на периферии исторического парка и предназначенную для создания реконструкций,

а также проведения образовательных и культурно" 30

массовых мероприятий на данную тему.30

Второй археологический «бренд» - история белокаменного дела: на сопредельной территории были обнаружены следы поселений XIV-XVII вв., жители которых занимались добычей известняка.31 В полуподземных помещениях музея-усадьбы «Горки» планируется открыть экспозицию «Путь Белого Камня», посвященную этому уникальному строительному материалу, добывавшемуся в районе реки Пахры, и белокаменному Кремлю времен Дмитрия Донского, как символу побед и трагедий, сопровождающих начало становления российского государства. В процессе ее создания предполагается использовать не только археологическую коллекцию, но и современные технологии, с помощью которых посетитель сможет поучаствовать в ярком и драматическом действии с музейной спецификой.

Экспозиция должна войти в состав экскурсионного маршрута «Тайны Горкинских подземелий», который был частично запущен в январе 2019 г. На данный момент он включает полуподвальные помещения Южного флигеля, Большого дома и подземный переход, их соединяющий. В долгосрочной перспективе для расширения маршрута и создания экспозиции, посвященной эпохе первых владельцев усадьбы XV-XVII вв., предполагается использовать полуподвальные помещения Северного флигеля, которые имеют

30 Хромов О.В., Добрина Е.К., Власов Б.В., Шубина Т.В., Наседкин Е.Н., Зотова Т.А. и др. Указ. соч. С. 79-82.

31 См. Наседкин Е.Н. «Путь белого камня» - как экспериментальный сборник материалов исследований, посвященных добыче белого камня // Путь белого камня. Материалы научной конференции «Путь белого камня». М., 2015. С. 5-7.

сводчатую конструкцию и древнюю кирпичную кладку.32

Данные проекты нацелены на преодоление канонов традиционного музея-заповедника, стремящегося, как правило, только к физическому сохранению историко-культурного и природного наследия, находящегося на его территории. Ведь термин «духовное хранение»33 подразумевает, прежде всего, актуализацию, интерпретацию и, главное, доступность этого наследия для потенциальных посетителей.

Как справедливо отмечено в «Концепции...», история данного «месторазвития» не ограничивается «ленинской» и «усадебной» темами, а включает «реальную историю разных эпох, от времени финно-угорских племен до периода перестройки»34. Это обстоятельство позволяет заняться масштабным ребрендингом музейного пространства, насыщенного действительными и потенциальными историко-культурными объектами, нуждающимися либо в обновлении, либо в профессиональной музеефикации.

«Музей, сохранивший эпохи»35 - лозунг, который встречает каждого посетителя уже сегодня. Надеемся, что со временем этот лозунг будет дополнен гармоничной системой равноправных музейных экспозиций, объединенных одной метатемой - духовной аурой «Горок Ленинских» как уникального ландшафта, отражающего ос-новные этапы истории и культуры России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Зайцева Г. А., Некрасов Р.М. Основные положения Концепции сохранения и развития Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» // Музейный сборник. № 5. М., 1999. С. 3-9.

32 Хромов О.В., Добрина Е.К., Власов Б.В., Шубина Т.В., Наседкин Е.Н., Зотова Т.А. и др. Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года. Горки Ленинские, 2019. С. 78-79.

33 Автор термина «духовное хранение» - российский музеевед и культуролог Н. И. Романов. См. Романов Н. И. Местные музеи и как их устраивать». М.,1919. С. 17.

34 Хромов О.В., Добрина Е.К., Власов Б.В., Шубина Т.В., Наседкин Е.Н., Зотова Т.А. и др.Указ. соч. С. 15.

35 Там же. С. 128.

67

2. Калякина А. В. Формирование системы ленинских музеев. 1920-1990-е годы // Музейный сборник. № 7. М., 2002. С. 58-70.

3. Калякина А. В. Новая модель ленинского музея на примере Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» // Музейный сборник. № 7. М., 2002. С. 7-19.

4. Кренке Н. А. Археологическая карта музея-заповедника «Горки Ленинские» // Сохранение и восстановление природно-культурных комплексов Подмосковья. М., 1995. С. 90-121.

5. Менькова О.Ю., Шубина Т. В. Музей-усадьба «Горки» и его коллекция. М., 2005. 160 с.

6. Наседкин Е. Н. «Путь белого камня» - как экспериментальный сборник материалов исследований, посвященных добыче белого камня // Путь белого камня. Материалы научной конференции «Путь белого камня». М., 2015. С. 5-7.

7. Наумова Г.А., Савинова Е.Н., Шубина Т.В. Музей и время. М., 2012. 225 с.

8. Нельзина О.Ю., Окороков А. В., Поляков Т.П. Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы. М., 2019. 288 с.: ил.

9. Офицеров В. А. О ленинской тематике в Музее-заповеднике «Горки Ленинские» // Музейный сборник. № 13. М., 2009. С. 3-8.

10. Поляков Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. М., 2018. 588 с.

11. Романов Н.И. Местные музеи и как их устраивать». М.,1919. 110 с.

12. Савинова Е. Н. Новые принципы музейного использования коллекции Музея «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле» // Музейный сборник. №7. М., 2002. С.25-30.

13. Шубина Т.В. «Живой музей»: проблемы проектирования экспозиции Музея-усадьбы «Горки» // Современные проблемы сервиса и туризма. № 2/2009. С. 23-32.

14. Хромов О. В., Добрина Е.К., Власов Б. В., Шубина Т. В., Наседкин Е.Н., Зотова Т. А. и др. Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года. Горки Ленинские, 2019. 143 с.

STATE HISTORICAL MUSEUM-RESERVE "GORKI LENINSKIYE": REBRANDING ISSUES

Zotova Tatyana Anatolyevna,

senior researcher, Russian Scientific Research Institute for cultural and natural heritage.

D. S. Likhachev, 129366, Moscow, UL. Astronauts, d. 2; leading researcher, State Historical Museum-Reserve "Gorki Leninskiye",

142712, Moscow region, Leninsky district, Gorki Leninskie, Central street, 1.

[email protected]

Аbstract

The article analyzes the experience of museum rebranding of the State Historical Museum-Reserve "Gorki Leninskiye". The main stages and modern principles of this activity are revealed. Considerable attention in the article is paid to the actual exposition and exhibition projects that form the modern museum brand system.

Keywords

Exposition, exhibition, branding, brand, museology, museum-reserve, museum rebranding, Gorki Leninskiye, historical museum, museum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.