Научная статья на тему 'ПРОДОЛЖАЯ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ ЦЕНТРА ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ'

ПРОДОЛЖАЯ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ ЦЕНТРА ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ / ЦЕНТР ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ / ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зотова Татьяна Алексеевна

В статье представлена краткая информация об основных результатах научно-исследовательской деятельности структурного подразделения Института Наследия - Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING THE BEST TRADITIONS. MODERN RESEARCHES OF THE DEVELOPMENT OF MUSEUM EXHIBITIONS OF THE HERITAGE INSTITUTE

The review provides brief information on research and creative projects of one of the departments of the Heritage Institute - the Development of Museum Exhibitions.

Текст научной работы на тему «ПРОДОЛЖАЯ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ ЦЕНТРА ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ»

КУЛЬТУРОЙ

ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

2022/2(48)

спецвыпуск

ISSN 2222-2480

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

■ыходит с 2010 года

К 90-ЛЕТИЮ РИК- ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

DOI 10.34685/HI.2022.81.83.017

Зотова Т.А.

Продолжая лучшие традиции. Современные разработки Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев Института Наследия

Аннотация. В статье представлена краткая информация об основных результатах научно-исследовательской деятельности структурного подразделения Института Наследия -Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев.

Ключевые слова: Институт Наследия, Центр экспозиционно-выставочной деятельности музеев, музей, музейная экспозиция, проектирование экспозиций, экспозиционно-выставочная деятельность.

Центр экспозиционно-выставочной деятельности музеев [1] - активно развивающееся подразделение Института Наследия, которое изучает различные феномены современного музейного проектирования, а также способствует продвижению наиболее актуальных и эффективных методов и технологий экспозиционного творчества.

Наш Центр продолжает лучшие советско-российские научные и творческие традиции, являясь наследником Отдела музееведения и Лаборатории музейного проектирования, успешно действовавших в Российском институте культурологии до объединения двух научно-исследовательских институтов в 2014 г. [2]. Преемственность знаний и подходов обеспечивается, в первую очередь, благодаря деятельности руководителя подразделения - Т. П. Полякова, кандидата исторических наук, опытного музейного проектировщика. Будет не лишним сказать, что наибольший успех ему принесла реализованная концепция экспозиции Государственного Музея В. В. Маяковского в Москве, ставшего одним из наиболее посещаемых столичных музеев (19892013 гг.) [3]. Здесь впервые и в полном объеме был применен новый, художественно-мифологический метод проектирования, разработанный на базе тогдашнего НИИ культуры [4]. Общественная дискуссия вокруг смелого авторского подхода, подтверждавшая известный закон

диалектического противоречия, завершилась краткой оценкой известного искусствоведа Г. Ревзина: «В Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный. Маяковского. Это единственный в мире музей про то, как поэзия трансформирует физическое пространство» [5].

Сегодня Центр экспозиционно-выставочной деятельности музеев не только участвует в проекте модернизации этой легендарной экспозиции, но и старается сохранить главные ценности, обеспечившие рождение столь новаторского и успешного проекта. Это приоритет триады «ответственность - творчество - профессионализм» в решении рабочих задач, а также -уважительное отношение к посетителю как к субъекту музейной деятельности, нацеленному на личностное, не шаблонное восприятие исторических и культурных явлений.

Сотрудники Центра стремятся к реализации такого подхода в контексте двух основных направлений: осуществление научно-исследовательских работ (НИР) и участие в сценарном (литературном) проектировании экспозиций музеев и музейно-парковых комплексов. Следует подчеркнуть, что все творческие и исследовательские проекты нашего подразделения тесно взаимосвязаны, однако для удобства читателя представим их обособленно.

В центре всех НИР, проходящих на базе нашего подразделения, - актуальные проблемы и тенденции развития музейного дела в России. Например, в 2019 г. вышла коллективная монография «Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы» (О.Ю.Нельзина, А.В.Окороков, Т.П.Поляков) [6]. Авторы издания, обобщив мировой и отечественный опыт в строительстве и развитии тематических парков, показали, что эти современные учреждения зачастую практикуют свойственные музеям формы деятельности и с успехом выполняют их отдельные функции.

Более детально данный феномен изучается в контексте НИР «Современные музейно-парковые комплексы в России: оригинальные проекты и проблемы их реализации», которая выполняется Центром в настоящее время. Цель исследования - выявление, анализ и разработка оригинальных проектов современных музейно-парковых комплексов [7] в России, а также определение и анализ основных проблем, связанных с реализацией подобных проектов. В итоге предполагается издать одноименную монографию (2022-2023 гг.). Предварительные результаты представлены в статьях «Музеи под открытым небом и музейно-парковые комплексы: генезис и подходы к классификации» (Т.А.Зотова) [8], «Концептуальные подходы к музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки в Музее-заповеднике "Горки Ленинские"» (Т.П.Поляков, Т.А.Зотова) [9] и др.

Другим аспектам музейного проектирования посвящена коллективная монография «Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации "Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года"» (авторы - Т.П.Поляков, Т.А.Зотова, Ю.В.Пустовойт, О.Ю.Нельзина, А.А.Корнеева) [10], подготовленная в рамках НИР в 2019-2020 гг. Основная новизна исследования состояла в том, что впервые в отечественной практике наиболее

актуальные методы, технологии и тенденции современной экспозиционной деятельности рассматривались в комплексе, во взаимосвязи друг с другом и, главное, в контексте стратегических идей развития культурной политики. В изданной монографии подробно описываются методы и технологии экспозиционного проектирования, способные обеспечить сохранение и актуализацию духовно-нравственных ценностей российского общества, а также повысить успешность и эффективность работы музеев. Особое внимание в тексте уделяется современным иммерсивным технологиям - «живого музея», мультимедиа и витрины-образа.

является своего рода итогом исследовательской, проектной и педагогической деятельности руководителя Центра и предназначена как для музейных проектировщиков, экспозиционеров и художников, так и для студентов (аспирантов), обучающихся по специальности «Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов». Следует добавить, что презентация книги проходила в рамках работы Международного фестиваля музеев «Интермузей-2019» и сопровождалась активным интересом российских музееведов, музейных проектировщиков и художников.

Необходимо отметить, что сотрудники Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев постоянно апробируют результаты собственных исследований на российских и международных научно-практических конференциях. Более того, на базе Центра в 2020 г. была организована Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Экспозиционная деятельность музеев-заповедников и современные музейные практики в контексте реализации "Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года": проблемы брендирования территорий».

В конференции приняли участие научные сотрудники музеев под открытым небом, преподаватели вузов и аспиранты из 24 регионов нашей страны, а также из Белоруссии и Узбекистана. Среди них - Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный археологический музей-заповедник «Костёнки», Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье», Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнёздово» и др.

Говоря о публикациях Центра, нельзя обойти вниманием новую монографию Т.П.Полякова - «Музейная экспозиция:

методы и технологии актуализации культурного наследия» [11]. Автор показывает коммуникативные возможности музея как специфического языка культуры, а музейные экспозиции

как оригинальные тексты, прошедшие эволюцию от

Т.П.Поляков

предметных «словарей» и научно-популярных иллюстраций до оригинальных произведений искусства. Монография

Следует сказать, что соорганизатором мероприятия выступил Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» (Московская область), которому была оказана консультативная и креативная помощь в разработке актуальной Концепции развития (2019). Напомним, что этот бывший идеологический комплекс в течение последних десятилетий находится в постоянном поиске новых культурных брендов, способных развивать его основную тематику. Предложенный сотрудниками Центра подход строился на том, что история данного «месторазвития» не ограничивается ни ленинской, ни усадебной темами, а включает реальную историю разных эпох, от времени финно-угорских племен до периода перестройки [12]. Показать уникальность всех объектов, составляющих историко-культурный ландшафт заповедника, -главная задача его коллектива.

В продолжение представим краткую информацию о других проектах Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев, разработанных в последние годы. В 2019-2020 гг. наше подразделение принимало участие в подготовке Концепции перспективного развития особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации «Ансамбль Новодевичьего монастыря» как объекта культурного наследия и как объекта музейного показа, при непосредственном взаимодействии с Государственным историческим музеем (Москва). Сотрудники Центра разработали первую часть данного документа - Концепцию музеефикации и развития территории особо ценного объекта культурного наследия «Ансамбль Новодевичьего монастыря» и его буферной (охранной) зоны (исполнители - Т.П.Поляков, Т.А.Зотова, Ю.В.Пустовойт). В тексте, базирующемся на основных идеях П.А.Флоренского о рождении «живого музея» на территории действующего монастыря, представлены предложения по экспозиционным зонам и объектам, расположенным в историческом пространстве комплекса.

В 2020 г. развернулась масштабная работа с Военно-историческим музейно-парковым комплексом проекта «Кронштадт. Остров фортов» (г.Кронштадт, Санкт-Петербург). Следует отметить, что этот проект, представляющий собой новый формат развития исторической территории, стремится к объединению инвестиционных и общественных интересов. Для креативной команды, возглавляемой К.С.Шойгу, сотрудники Центра подготовили несколько концептуальных документов, в которых обозначены базовые идеи для проектирования музейных объектов комплекса.

Особое место среди них занимает Концепция музеефикации и сюжетно-тематическая структура экспозиционного пространства трех фортов г. Кронштадта («Петр I», «Александр I» и «Кроншлот») (исполнители - Т.П.Поляков, Т.А.Зотова, О.Ю.Нельзина). Совершив незабываемую прогулку по бушующему Финскому заливу и лично осмотрев аутентичные постройки уникальных фортификационных сооружений, авторы сформулировали свое главное предложение: все общественные пространства, которые проектируются здесь, должны подчеркивать неповторимый облик каждого из объектов и актуализировать интереснейшую историю их строительства, функционирования и развития.

В процессе разработки концепции были определены основные темы, способные объединить разные функциональные зоны. Для форта «Петр I» таковой стало минно-пороховое дело. Для «Александра I», являющегося визитной карточкой города, - история строительства уникального казематированного форта и работа в его пространстве Особой лаборатории Императорского Института экспериментальной медицины. В качестве базовой темы «Кроншлота», ставшего первым укреплением острова, предлагалась история формирования и возведения всей системы кронштадтских фортов.

Данные музеефицированные памятники, согласно общей идее, должны были стать наиболее аттрактивной частью музейно-паркового комплекса, строящегося в пространстве бывшей Каботажной гавани Кронштадта. В дополнение к уже существующей «Аллее Героев» сотрудники Центра разработали варианты тематических исторических площадок, способных в познавательно-развлекательной форме показать героическую историю российского флота. Данные предложения вошли в Концепцию музеефикации и сюжетно-тематическую структуру экспозиционного пространства береговой (уличной) территории военно-исторического музейно-паркового комплекса проекта «Кронштадт. Остров Фортов» (исполнители - Т.П.Поляков, Т.А.Зотова).

Наконец, были разработаны главная идея, тематическая структура инсталляций для музейной экспозиции «Военно-морская слава России», планируемой в центральном здании музейно-паркового комплекса. По задумке авторов, каждая из инсталляций должна обращаться к образу знаковых морских сражений, боевых походов, научно-разведывательных экспедиций или торжественных парадов и тем самым «погружать» посетителя в наиболее символические событиям военно-морской истории страны. Обеспечить это могут подлинные исторические предметы, актуализированные с помощью оригинальных витрин-образов, мультимедийных технологий и интерактивных зон «живого музея». Эти и другие предложения были изложены в Сценарии стационарной экспозиции «Военно-морской флот России» в центральном здании Военно-исторического музейно-паркового комплекса проекта «Кронштадт. Остров фортов» (исполнители - Т.П.Поляков, Т.А.Зотова).

Следующий проект стал для сотрудников Центра своеобразным профессиональным вызовом. Дело в том, что в 2021 г. появилась неожиданная задача - разработать Концепцию системы экспозиций Музея истории ВМФ России и сюжетно-тематическую структуру стационарной экспозиции «Московская летопись Военно-морского флота России» для Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино» (Москва) (исполнители - Т.П.Поляков, Т.А.Зотова; главный консультант и автор идеи - Ю.В.Ермаков [13]). Если лейтмотивом предыдущего проекта был образ Кронштадта, ставшего колыбелью российского флота, то в данном случае предстояло впервые в музейной практике раскрыть «московский след» в создании и развитии ВМФ.

Т.А.Зотова на объекте исследований

и сюжеты локальных

Для этого предлагается создать оригинальную музейную экспозицию, которая будет состоять из нескольких разделов, отображающих роль столицы в становлении флота, начиная с XVI в. В музейных инсталляциях через топографические и «корабельные» образы Москвы, а также через «морские» названия московских улиц, набережных и бульваров предстоит показать события допетровской и петровской эпох, рассказать о героической истории Российского Императорского военно-морского флота, о рождении советского ракетно-ядерного флота и, наконец, о восстановлении боевой мощи ВМФ РФ в начале XXI столетия. По авторской задумке, посетитель начнет путешествовать в экспозиционном пространстве из современной Москвы к ее истории, связанной с рождением регулярного флота, и будет периодически возвращаться в современное пространство столичных проспектов, улиц, бульваров и набережных, посвященных легендарным героям отечественного ВМФ, а затем вновь погружаться в историю...

Пожалуй, можно ограничиться описанием этих проектов - они достаточно полно рассказывают о современной сценарной работе Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев. Но следует добавить, что в последние годы развивались и развиваются научные и творческие контакты сотрудников подразделения с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина (Москва), Российским этнографическим музеем (Санкт-Петербург), Военно-патриотическим парком культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» (Московская обл.) и другими столичными и региональными музеями и учреждениями музейного типа. В каждом из наших проектов мы стремимся «вырастить» из историко-культурного потенциала уникальных объектов неповторимые, авторские экспозиции, рассчитанные на вдумчивое, а значит и неоднократное посещение.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] До 2020 г. - сектор в составе Центра изучения и проектирования музеев Института Наследия.

[2] Приказом Министерства культуры Российской Федерации 23 января 2014 г. Институт Наследия был объединен с Российским институтом культурологии (РИК).

[3] Соавторы: художники Е.А.Амаспюр, И.Л.Лубенников, архитектор А.В.Боков.

[4] Научно-исследовательский институт культуры - будущий Российский институт культурологии (РИК).

[5] Ревзин Г. Музей довольно острого мгновенья // Коммерсантъ Weekend. - 2010. - № 15 (161).

[6] Нельзина О.Ю., Окороков А.В., Поляков Т.П. Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы. - М.: Ин-т Наследия, 2019. - 288 с.

[7] То есть, социокультурных феноменов, синтезирующих в своем общественном пространстве основные принципы создания музеев под открытым небом (музеев-заповедников) и тематических парков с историко-культурной (этнографической, военно-исторической и т.п.) направленностью.

[8] Зотова Т.А. Музеи под открытым небом и музейно-парковые комплексы: генезис и подходы к классификации // Журнал Института Наследия: сетевое научное рецензируемое издание. - 2022. - №1 (28). - URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/487.html (дата обращения: 22.03.2022).

[9] Зотова Т.А., Поляков Т.П. Концептуальные подходы к музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки в Музее-заповеднике «Горки Ленинские» (Московская область) // Культурологический журнал: сетевое научное рецензируемое издание. - 2021. - №4 (46). - URL: http://cr-joumal.ru/rus/joumals/559.html&j_id=49 (дата обращения: 12.04.2022).

[10] Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» : монография / Т.П.Поляков, Т.А.Зотова, Ю.В.Пустовойт, О.Ю.Нельзина, А.А.Корнеева. - М.: Институт Наследия, 2021. - 438 с.

[11] Поляков Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. - М.: Вече; Ин-т наследия, 2019. - 592 c.

[12] Зотова Т.А. Музей-заповедник «Горки Ленинские»: проблемы ребрендинга // Культурное наследие России. - 2019. - № 4. - С. 62-69.

[13] Заместитель директора Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино», полковник в запасе.

Зотова Татьяна Алексеевна,

старший научный сотрудник,

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва» Email: info@heritage-institute.ru

Zotova T.

Continuing the best traditions. Modern researches of the Development of Museum Exhibitions of the Heritage Institute

Abstract. The review provides brief information on research and creative projects of one of the departments of the Heritage Institute - the Development of Museum Exhibitions.

Key words: Heritage Institute, Development of Museum Exhibitions, museum, museum exhibition, design of exhibitions, museum design.

Zotova Tatiana Alekseevna,

Senior Researcher,

Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (Moscow)

© Зотова Т. А., 2022. © Зотова Т.А., фото, 2022. Статья поступила в редакцию 20.04.2022. URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/588.html&j_id=52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.