Музееведение Museology
УДК 908
АКОЕВА Наталья Борисовна
Краснодарский государственный институт культуры Краснодар, Россия [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ
В статье рассматриваются проблемы современных краеведческих музеев Краснодарского края. Освещается их экспозиционная деятельность, трудности со сменой экспозиции, т.к. у многих из них отсутствует адекватная концепция музея, ориентированная на комплексное решение задач, стоящих перед музеем в современных условиях.
Многие музеи нуждаются в дополнительных площадях, во многих не хватает квалифицированных кадров для эффективной культурно-образовательной деятельности.
Для решения имеющихся проблем надо обратиться к «новому краеведению», чтобы найти новые интересные точки в истории своего региона, рассказать истории жизни простых горожан и станичников, используя инициативу граждан, вовлекая их в работу музея.
Обязательно нужна государственная, спонсорская широкомасштабная поддержка инициатив, научно-исследовательских и культурных проектов местных музеев, чтобы создать условия для развития локальных культурных центров.
Ключевые слова: музей, экспозиция, концепция, «новое краеведение»
Для цитирования: Акоева Н.Б. Проблемные точки в деятельности краеведческих музеев. Культурный ландшафт регионов. 2019. Том. 1. № 1. С. 06-12.
Natalya B. AKOEVA
Krasnodar State Institute of Culture Krasnodar, Russia [email protected]
PROBLEM POINTS IN THE ACTIVITIES OF LOCAL HISTORY MUSEUMS
The article considers the problems of modern local history museums of Krasnodar Territory. Their exposition activities, difficulties with the change of exposition are covered, as many of them do not have an adequate concept of the museum, oriented to the complex solution of the tasks facing the museum in modern conditions.
Many museums need additional space, many lack qualified personnel for effective cultural and educational activities.
In order to solve the existing problems, it is necessary to turn to "new local history" to find new interesting points in the history of the region, to tell the stories of life of ordinary citizens and villagers, using the initiative of citizens, involving them in the work of the museum.
State, sponsorship large-scale support of initiatives, research and cultural projects of local museums is necessarily needed to create conditions for the development of local cultural centers.
Key words: museum, exposition, concept, "new local history"
For citation: Akoeva N.B. Problem points in the activities of local history museums. Cultural landscape of the regions. 2019. Vol. 1. no. 1. PP. 06-12. (In Russ., abstr. in Engl.).
Многие современные краеведческие музеи нашей страны имеют одинаковую историю. Они возникли в первые годы советской власти на базе прежних педагогических музеев, музеев при статистических комитетах и т.п. Ейский истори-ко-краеведческий музей создан в марте 1910 г. на базе коллекции всех городских учебных заведений. Темрюкский историко-археологический музей был образован в 1920 году по инициативе учителей города как естественно-педагогический музей. С 1924 года он становится историко-краеведческим.
В 1960 - 1980-е гг. в стране стали возникать общественные музеи, созданные по инициативе и при поддержке местных жителей, например, Староминский историко-краеведческий музей (1975), Белореченский историко-краеведческий музей имени Василия Семеновича Миронова (1981), Попутненский музей Т.Г. Со-ломаха (1981).
В них было собрано много предметов материального быта населения региона (домашняя утварь, одежда, мебель, орудия труда), представлены этапы развития района до революции и после со стендами о победах в сборе урожая, надоях молока, строительстве домов, школ, больниц. Особая роль принадлежала материалам о победе советской власти в данной местности, о периоде Великой отечественной войны, известных людях, прославивших свой город или село в мирное время и на полях сражений.
Ряд музеев имели залы, представляющие флору и фауну района, его климатические и геологические особенности. В некоторых были материалы археологических раскопок, этнографические коллекции.
В целом, все советские музеи были одинаковы, т.к. при сборе материала и построении экспозиции руководствовались официальной государственной идеологией.
По мнению власти, музеи должны были воспитывать советского человека -строителя коммунизма, гражданина и патриота своей малой Родины, а значит и страны. Эту роль призваны были выполнять краеведческие музеи, хотя многие из них формально не имели в своих названиях слова «краеведческие».
Исследователи отмечают, что в СССР «краеведческие музеи вообще образовывали наиболее многочисленную профильную группу (519 из 1500 государственных музеев). Они действовали во всех союзных и автономных республиках, в краевых и областных центрах, а также в ряде районных» [1].
Однако все изменилось после распада СССР. Резкая смена идеологии поставила многие музеи на грань закрытия. Работники не понимали, сохранять ли старую экспозицию, проведя небольшой «косметический» ремонт или создавать новую экспозицию, но что брать за основу ее построения? Возникла проблема в создании новой научной, художественной концепции экспозиции (концепции музея).
Со временем стали «открываться» ранее закрытые архивные источники, появились публикации на закрытые ранее темы. Однако, многие музеи не имели материала по этим темам, т.к. часть его была уничтожена в разные годы, да и музеи не приобретали артефакты, не вписывающиеся в официальную концепцию (музеям не давали денег, опасно было для существования самого музея). Не было кадров, способных изменить и перестроить всю прежнюю экспозицию. Оказалось, что музеи не могут удовлетворить интерес людей к истории своей малой Родины, деятельности своих земляков, преданных забвению. Как следствие - люди перестали ходить в музеи.
Постепенно, когда экономическая ситуация в стране стабилизировалась, музеям стали выделять бюджетные средства. Но к этому времени в зданиях надо было чинить крыши, менять полы и окна. Денег на смену экспозиции не хватало, поэтому произвели замену ряда экспонатов, убрав одиозные упоминания о победе Великого Октября, роли партии и т.п.
После просмотра сайтов 15 станичных и районных музеев Краснодарского края и 4 музеев из других регионов, надо отметить одну особенность: в музеях нет экспозиций, посвященных революции и гражданской войне. Отдельные экспонаты существуют, но они не составляют экспозиции. В нескольких музеях есть отдельные залы, связанные с земляками, например, «Дом-музей Т.Г. Соломаха» в станице Попутной. Его экспозиция показывает историю жизни и смерти героини Гражданской войны Татьяны Григорьевны Соломаха, зверски убитой белогвардейцами. Здесь представлены подлинные вещи Татьяны и членов её семьи, фотографии, документы, мебель [2].
В историко-краеведческом музее станицы Кавказской есть экспонаты, связанные с Федором Ивановичем Елисеевым (1892 - 1987). Он родился в станице Кавказской, участвовал в Первой мировой войне, получив шесть боевых орденов. В годы Гражданской воевал на стороне белых. В музее хранится книга из личного архива Ф.И. Елисеева «Лабинцы и последние дни на Кубани, 1920 год», переданная писателем Виктором Лихоносовым в дар малой родине знаменитого казака. Есть в музее и личные вещи Федора Елисеева, которые привез его сын Джордж Елисеефф, посетивший станицу Кавказскую в 2002 году.
Сейчас еще трудно объективно показать всю историю советского периода. Но это надо делать, иначе за нас это сделают недобросовестные СМИ, исказив и оболгав наше прошлое.
К сожалению, в ряде музеев экспозиции не меняются много лет. А ведь именно экспозиция является краеугольным камнем краеведческого музея. В ее создании должны принимать участие коллективы, включающие фондовиков, экс-
курсоводов, дизайнеров, художников и др. специалистов. Именно они отбирают, интерпретируют, презентуют культурное наследие в соответствии со своими представлениями о той или иной эпохе. «Принципиально важно понимать, какую историю будет ретранслировать музей, а также отказаться от иллюзии, что можно показать все так, «как было на самом деле» [3].
Но в музеях, как и прежде, представлены история станицы, участие жителей в Великой Отечественной войне, современное развитие населенного пункта. Например, Ленинградский районный историко-краеведческий музей имеет более 8200 экспонатов. Экспозиция представлена в 5 залах на площади 500 кв. метров. Залы: природы, история основания станицы Уманской - Ленинградской, Великая Отечественная война, послевоенное развитие Ленинградского района, выставочный зал.
В зависимости от особенностей региона добавляются еще залы. Например, в Ейском историко-краеведческом музее создана экспозиция, посвященная Ивану Поддубному (1871 - 1949), который жил в Ейске в годы войны и после и похоронен в городском парке. Сейчас экспозиция располагается в отдельном здании, имеется 2861 ед. хранения [4].
Староминский музей имеет богатый книжный фонд на основе дарений писателей-земляков Ивана Вараввы и Николая Веленгурина. Из США был привезен уникальный казачий архив в составе 120 журналов прошлых лет, других печатных изданий казачьей тематики [5].
В историко-краеведческом музее Гулькевичского района есть выставочный зал «Космос», в котором представлены образцы пищи космонавтов, уникальные предметы для подготовки к полетам. Особое место в экспозиции выделено Почетному жителю района, летчику-космонавту, Виктору Васильевичу Горбатко [6].
Для построения экспозиции нужны соответствующие площади. Однако многим музеям их не хватает, ведь они размещаются в приспособленных для этого исторических зданиях или построенных специально для музея, но еще в 70-е г. XX в. Историко-краеведческий музей обороны Туапсе (1999 г.) имеет экспозиционно-выставочную площадь всего в 98,7м2, фондохранилище - 12,8м2. Историко-краеведческий музей муниципального образования Гулькевичский район (1977) имеет экспозиционно-выставочную площадь в 208м2, фондохранилище -41м2 [7]. Этого не хватает для размещения экспонатов и презентации современной научной картины развития данного региона.
Решить вопросы построения экспозиции, привлечения посетителей, продвижения музея, организации научной работы и др. можно при наличии адекватной концепции музея, ориентированной на комплексное решение задач, стоящих перед музеем в современных условиях.
Немаловажное значение имеют также архитектурные особенности здания музея, внешний вид помещений, музейных витрин. Все это создает имидж музею, влияет на восприятие посетителями региона в целом.
Серьезной проблемой для современно провинциального краеведческого музея кадровая обеспеченность. В конце XX в. низкая заработная плата научных сотрудников показывала отношение государства к этому культурному институту (как, кстати, ко всей культуре и образованию по остаточному принципу). Высококвалифицированные музейные работники стали уходить из музея. Сейчас ситуация изменилась. Но как радикально?
Принципиально важен вопрос о сотрудниках музея: каков их возраст, образование, какова роль в создании социокультурной среды города или поселка, насколько они самостоятельны в выстраивании экспозиции?
Многие районные краеведческие музеи до сих пор испытывают нехватку специалистов в музейном деле - профессионалов фондовиков, реставраторов, экскурсоводов, музейных педагогов и др. К сожалению, штатное расписание не позволяет музеям иметь должное число специалистов, которые нужны для полноценной эффективной работы с музейной аудиторией, а вышестоящие организации не решаются менять ситуацию.
Кроме того, в маленьких городах и поселках нет интеллектуальной элиты, которая помогла бы музейщикам выработать интересные идеи в сфере сохранения и презентации культурного наследия. Но даже в крупных городах университетские ученые не готовы помогать музеям, т.к. они имеют свою учебную нагрузку, должны вести научно-исследовательскую деятельность.
Проблемой для многих провинциальных музеев является посещаемость. В крае работает несколько музеев в курортных городах, там ситуация несколько лучше. Например, Археологический музей-заповедник «Горгиппия» в Анапе в среднем принимает в год 165000 посетителей, более 1 тыс человек в день. В Ейском историко-краеведческом музее имени В. В. Самсонова среднее количество посетителей в год - 104400, это 300 человек в день.
Однако есть и другие цифры. В Белореченском историко-краеведческом музее им. В.С. Миронова число посещений - 12400 чел. В историко-краеведческом музее муниципального образования Гулькевичский район среднее количество посетителей в год - 11400, в месяц - 900, в день - 30 человек. В Курга-нинском историческом музее количество посетителей в год составляет 9600, в месяц - 800, в день - 33 человека. Ленинградский районный историко-краеведческий музей и другие музеи - примерно та же картина [8].
Надо отметить, что эти музеи ведут большую работу с населением: проводят выставки, мастер-классы, различные фестивали. Многие имею сайты, представлены в соцсетях. По мере возможности пополняют свои фонды.
Самой благодатной аудиторией являются школьники. Но для их посещения нужен особый автобус, специальный водитель, масса бумаг и разрешений. Поэтому часто работникам музея приходится самим выезжать в школы. Но ведь это уже совсем другая атмосфера, другое отношение к музейному предмету, привезенному в школу. Управлению культуры и управлению образования муниципалитетов пора договориться о сотрудничестве. Можно организовывать поездки в близлежащие станицы для посещения соседних станичных музеев, чтобы показать интересные экспонаты, которых нет в местном музее или рассказать об интересном человеке.
Кроме того, на наш взгляд, надо создать филиалы музеев равномерно по территории района или города. В фондах крупных музеев достаточно материалов, которые годами лежат без движения. Часть этих артефактов можно отдать в филиалы, сделав музеи доступнее для населения.
У нас в шаговой доступности аптеки, Магниты, Пятерочки, мойки автомашин, а должны быть музеи.
Эта мысль озвучивалась Президентом ГМИИ им. А.С. Пушкина Ириной Антоновой в интервью порталу «Культура»: «Беда главных отечественных музеев -провинциальный дух и эгоизм». В Москве и Петербурге «хорошие вещи десятилетиями скрыты от публики, многие картины никогда не будут показаны зрителям: просто нет места». Она предлагает вспомнить опыт первых лет советской власти, когда создавались региональные музеи, получавшие из столиц картины, скульптуры для открытия своих музеев. Известный российский искусствовед отмечает, что нужно строить музеи и готовить для них кадры, иначе может оказаться утеряно понимание искусства» [9].
Проблема увеличения посещаемости может решаться и за счет смены экспозиции, о чем уже шла речь. Как отмечают исследователи «музей должен быть «подвижен» - постоянно разрабатывать новые выставки, новые способы подачи информации и др. Надо активнее внедрять «современные формы взаимодействия музея и посетителя - актуальные и соотносящиеся с уровнем развития общества, отвечающие как запросам зрителя, так и согласующиеся со смысловой, ценностной стороной произведения» [10].
Сегодня в стране работает более 800 краеведческих музеев. Деятельность многих из них нуждается в переменах. Для этого музейщикам необходимо обратиться к «новому краеведению», чтобы найти новые интересные точки в истории своего региона, рассказать истории жизни простых горожан и станичников, используя инициативу граждан, вовлекая их в работу музея.
Обязательно нужна государственная, спонсорская широкомасштабная поддержка инициатив, научно-исследовательских и культурных проектов местных музеев, чтобы создать условия для развития локальных культурных центров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грицкевич В.П. основные тенденции развития музеев в социалистических странах // История музеев мира: уч. пособие. Минск: БГУ, 2003.
2. О музее http://museum.poputnaya.ru/index.php?area=about
3. Крылова И. В. Создание музейных экспозиций как способ передачи исторического знания // Триумф музея? СПб. 2005. С. 172.
4. Сайт Ейского историко-краеведческого музея muzeisamsonova.ru
5. Пустовая Е. Возраст зрелости // Кубанские новости. 7 ноября 2015 г.
6. Сайт историко-краеведческого музея Гулькевичского района https://gulkevichi.com
7. Музейная энциклопедия http://www.museum.ru/M3193
8. Там же.
9. Воротынцева К. Ирина Антонова: «Беда главных отечественных музеев -провинциальный дух и эгоизм» http://portal-kultura.ru/articles/muzei/203342-irina-antonova
10. Аверкин М. Г. Модификация форматов коммуникативного взаимодействия современного музея // Вопросы музеологии. 2010. № 2.
REFERENCES
1. Gritskevich V.P. Main trends in the development of museums in socialist countries. History of world museums: studies. allowance. Minsk: BSU, 2003.
2. About the museum http://museum.poputnaya.ru/index.php?area=about
3. Krylova IV. Creation of museum expositions as a way of transmitting historical knowledge. Triumph of the museum? SPb. 2005.P. 172.
4. The site of the Yeisk Museum of History and Local Lore muzeisamsonova.ru
5. Pustovaya E. Age of maturity. Kuban news. November 7, 2015
6. Website of the Museum of Local History of the Gulkevichi District https://gulkevichi.com
7. Museum Encyclopedia http://www.museum.ru/M3193
8. In the same place.
9. Vorotyntseva K. Irina Antonova: "The trouble of the main domestic museums is the provincial spirit and selfishness" http://portal-kultura.ru/articles/muzei/203342-irina-antonova
10. Averkin MG Modification of the formats of communicative interaction of the modern museum. Questions of museology. 2010. No. 2. P. 157-164
Информация об авторе: Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук,
доцент, профессор Краснодарского государственного института культуры,
(Краснодар, ул. 40-летия Победы 33).
Краснодар, Россия
SPIN-код: 7286-4236
AuthorID: 256365
Поступила: 09.12.2019 Принята к публикации: 21.12.2019
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Natalya B. Akoeva, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of Krasnodar State Institute of Culture, (Krasnodar, street 40-letiya Pobedy 33). Krasnodar, Russia SPIN-код: 7286-4236 AuthorID: 256365 [email protected]
The paper was submitted: 09.12.2019
Accepted for publication: 21.12.2019
The author have read and approved the final manuscript.