6. Hermitage Online. (2020) Antonio Kanova v Ermitazhe. Kollektsiya mramornykh proizvedeniy [Antonio Canova at the Hermitage. A Collection of Marble Works]. [Video]. [Online] Available from: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8365285442277077945&text= %D 1%8D %D 1%80 %D 0%BC %D 0%B8 %D 1%82 %D0 %B 0%D0%B6 + %D0 %BE%D 0 % BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9% D0%BD+%D1%8D%D0%BA%D1%81% D0%BA% D1% 83% D1% 80%D1%8 1%D0%B8%D1%8F+%D0%B0%D0%BD%D1%8 2%D0%BE%D0%BD% D0%B8%D0%BE+%D0% BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.
7. Kandinskiy, V.V. (2005) Tochka i liniya na ploskosti [Point and Line on a Plane]. St. Petersburg: Azbuka-klassika.
8. Odnoralov, N.V. (1982) Skul'ptura i skul'pturnye materialy [Sculpture and Sculpture Materials]. 2nd ed. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo.
9. Antonyan, A.S. (2006) Restavratsiya skul'ptury iz kamnya: Metodicheskie rekomendatsii [Restoration of Stone Sculptures: Methodological Guidelines]. Moscow: SkanRus.
10. Shemakhanskaya, M.S. (1998) Restavratsiya metalla. Metodicheskie rekomendatsii [Restoration of Metal. Methodological Guidelines]. Moscow: VNIIR.
УДК 069.3
DOI: 10.24412/2070-075Х-2020-4-91-100
Г.И. Воробьева, Н.И. Орфаниди, Н.Б. Акоева
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Интерактивные технологии, ставшие доминирующими практически во всех сферах профессиональной деятельности, вызвали серьезные изменения в том числе и в музейном мире. С внедрением технических и технологических новшеств модернизация форм деятельности музея коснулась не только фондовых хранилищ, но и коммуникации музея с посетителем.
Актуальной проблемой стало выявление роли музея в образовательной, воспитательной, культурно-просветительной сфере, его стремление обеспечить комфорт для посетителей, условия для самообразования.
Апробируя в музейном пространстве технологические новшества, интерактивные мероприятия, сотрудники Астраханского музея-заповедника пытаются не превращать музей в комплекс развлечений, а, сохранив традиционные функции музея, дополнить их актуальными формами визуализации.
Ключевые слова: музей, музейный педагог, интерактивные технологии, образовательная деятельность музея, культурно-просветительная сфера, музейная коммуникация.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью показать, как музей, реагируя на вызовы времени, дополняет экспозицию оригинальными предметами, интерактивными программами, проекциями, внедряет новые формы работы с разновозрастной аудиторией, стремясь совместить интерактивность и чувственное восприятие музейного объекта.
В современной музеологии широко используются культурологические дефиниции: музей, рекреация, интерактивный музей, культурно-образовательная, воспитательная и экскурсионная деятельность. Они, по сути, определяют актуальные вызовы современного общества к учреждениям культуры, посещаемым объектам историко-культурного наследия, в рамках чего деятельность современного музея рассматривается в гуманитарной науке достаточно широко. Здесь можно обратиться к исследованиям
выдающегося русского философа Н.Ф. Федорова1, современным зарубежным работам К. Хадсона2, М. Маклюэна3, Р. Крейга4, Д. Камерона5.
Свой вклад в исследование проблем коммуникации с посетителем внесли работы В.Ю. Дукельского6, М.Б. Гнедовского7, О.А. Ботяковой8 и других музееведов.
В то же время целый ряд конкретных практико-методических вопросов, связанных с культурно-образовательной, воспитательной и экскурсионной деятельностью музея остается приоритетом долгого и подробного изучения. К их числу относятся проблемы музейной коммуникации, внедрения интерактивных технологий, взаимодействия музея с новым посетителем.
Цель исследования - представить организацию деятельности музея с использованием новых интерактивных форм музейной коммуникации.
Задачи заключаются в том, чтобы показать актуальность входящих в режим функционирования музея таких интерактивных форм, как творческие занятия, мастер-классы, интерактивные экскурсии, дидактические лекции-беседы, событийная театрализация, викторины, квесты, флеш-мобы, игры в рамках экспозиций, выставок, инсталляций; выявить требования посетителей к музейным предложениям, например, познаватель-ность, доступная коммуникативная форма, интерактивность, погружение в атмосферу определенного времени и т. п.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании теории музейной коммуникации, а также представлении практической деятельности Астраханского музея-заповедника в этой сфере.
Данная работа выполнена в рамках междисциплинарного подхода. Для решения поставленных задач использованы теоретические (анализ научно-теоретической и практической разработанности проблемы, обобщение) и эмпирические методы (беседы, интервью с посетителями).
Глобальные социальные процессы изменяют структуру политических, правовых, экономических, духовно-нравственных социальных отношений. В мировой тенденции последних лет отмечается изменение статуса музея посредством адаптации к современной действительности. В практической деятельности музей призван стать одним из дополнительных средств передачи информации, сохраняя при этом уникальность, загадочность его коллекций, которые всегда представляли ценность для общества [1. С. 17].
Становление рыночной экономики, активное внедрение информационных технологий, освоение новых методик использования гуманитарных ресурсов затронули все сферы музейной деятельности, повысили требования к качеству музейных услуг.
В этих условиях заметно возрастает роль поддержки государством функционирования музеев. Музеи России в полном масштабе встраиваются в программы социально-
1 Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Сочинения. М.: Мысль. 1982.
2 Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 194 с.
3 Маклюэн Г.М. Понимание Медиа. Внешнее расширение человека. М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. 464 с.
4 Крейг Р. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика III. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003.
5 Камерон Д. Музеи - современному человеку // Курьер ЮНЕСКО. 1970. Октябрь; Он же. Музей: храм или форум? // Музейной дело. Музей - культура - общество: сб. науч. тр. М.: Изд-во Музея революции, 1992.
6 Дукельский В.Ю. Терминологические проблемы теории музейного предмета // Терминологические проблемы музееведения, М., 1986.
7 Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий // Музей и современность. Сб. науч. тр. М., 1986; Гнедовский М.Б., Дукельский Ю.В. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: музей - культура - общество: сб. науч. тр. М., 1992.
8 Ботякова О.А. Формы культурно-образовательной деятельности. Проблемы классификации. Тезисы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourism.pu.ru/attachments/075_Botiakova_2.doc (дата обращения: 5.10.2015).
экономического развития регионов и всей Российской Федерации. Сохраняя наследие, предлагая яркие, нестандартные решения в области культурных практик, музеи способны стать фактором, влияющим на рост доходности территорий, на инвестиционную привлекательность регионов.
Особенность музея состоит в том, что он является и хранителем национального достояния, и субъектом рынка услуг. Музеи - это некоммерческие организации, они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь частично, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующим результатам, отражающим эти цели.
Являясь социальным институтом, музей, как и прежде, занимается хранением и презентацией культурно-исторического наследия. Особую роль в деле просвещения местных жителей играет историческое наследие региона, для туристов - посещение мест географических, исторических, этнографических, культурно отличных от их родных мест. Поскольку общество находится в состоянии ускоренной эволюции, задача такого просветительства может быть реализована с помощью межмузейного взаимодействия. Это предполагает обмен выставками, проведение научно-практических конференций, дней культуры тех или иных городов, стран, этносов, празднование исторических событий и прочее, в чем проявляется, безусловно, положительное влияние глобализационных процессов.
Богатство и уникальность музейных собраний России в значительной степени определяет ее культурный статус в мировом сообществе. Музеи способствуют повышению образовательного уровня населения, предоставляют возможности для развития творческой способностей личности, организуют культурно-познавательный досуг обществу и тем самым вносят значительный вклад в развитие человеческого потенциала России [2. С. 330].
Для успешной реализации образовательных программ, ставших актуальными для музейных учреждений в последние два десятилетия и методических разработок форм деятельности музейного сотрудника, необходимо изучение аудитории реципиентов и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Исследователи выделяют их по количеству, возрасту, профессии и другим признакам, внося изменения и усовершенствования в традиционные формы и методы музейной работы. Кроме того, многоуровневые образовательные программы должны учитывают специфику конкретного музея и особенности музейного собрания.
Музейные программы адаптируются к образовательной программе в школах, включая в себя нетрадиционные для музея виды: игры, мастер-классы, квесты. Активно работают клубы по интересам, разнообразные творческие мастерские. Музеи активно участвуют в общероссийских и региональных мероприятиях и т. п. Это дает право исследователям считать музеи также культурно-досуговыми учреждениями, указывая на «многообразие форм культурно-образовательной деятельности» [3].
Современный музей воспринимается как коммуникационное пространство в системе культуры, куда введены экспонаты, музейные работники и посетители. Можно с уверенностью утверждать и прогнозировать значительное нарастание объемов постоянно обновляемой информации во всем спектре музейной деятельности. Уже сейчас эффективность и значимость музея зависит от степени включенности музея в информационные и коммуникационные процессы регионального и мирового уровня [4. С. 82].
Постепенно музей становится частью социальной среды своего региона или страны в целом, тесно сотрудничая с другими учреждениями культуры (архивами, театрами, библиотеками, концертными организациями), используя современные передовые технологии. Только в этом случае музейное пространство станет условием и поводом для коммуникации.
Анализируя посещаемость Астраханского музея-заповедника в течение последних лет, можно сделать вывод, что основная категория организованных посетителей - это
дети младшего школьного возраста. В связи с этим большее число музейных экскурсий и тематических мероприятий должно быть ориентировано именно на потребности этой группы посетителей. Приходя в музей, каждый ребенок имеет свой набор потребностей и ожиданий. Базовая потребность, часто имеющая бессознательный характер у самих детей и вполне осознанная их педагогом, - это необходимость получения новых знаний как в рамках школьной программы, так и вне ее.
Вторая потребность, а скорее ожидание, - это развлекательный и рекреационный момент. Для многих детей само пребывание в музее становится чем-то необычным [5. С. 28], поэтому многие современные музеи стараются сделать досуг детей и их родителей интересным, познавательным. Стратегической целью программ выходного дня для этой категории посетителей является формирование культуры семейного отдыха как неотъемлемой части «цивилизации досуга», для чего в первую очередь необходимо признание семьи как ценности.
В связи с этим задачей экскурсоводов становится не только передача опыта и знаний, но также и создание той самой атмосферы новизны, которую ожидают юные посетители. Опыт работы с детьми показывает, что, имея разные черты характера, как положительные, так и негативные, и даже отклонения от общепринятых норм поведения в некоторых случаях, дети младшего школьного возраста довольно быстро увлекаются чем-то новым, интересным. И если в течение всей экскурсии будет сохраняться это состояние заинтересованности, работа музейного педагога или научного сотрудника будет считаться успешной.
Однако в музейных стенах потребность в получении новых знаний и в отдыхе должны удовлетворяться одновременно и неразрывно друг с другом. Каждое музейное мероприятие (экскурсия, лекция, беседа, урок), ориентированное на детей младшего школьного возраста, должно иметь в себе как базовую теоретическую часть, так и дополнительную интерактивную. Во время теоретической части слушатели получают информацию строго по теме мероприятия. Четкая структурированность, разделение на подтемы являются одним из важнейших факторов для более полного усвоения детьми научного материала. А простой, доступный для ребенка язык способствует лучшей концентрации внимания и большей заинтересованности детской аудитории. При работе с детьми в случае использования необходимых терминов они должны быть расшифрованы и объяснены слушателям.
Исходя из опыта практической работы с детьми, можно выделить несколько традиционных форм музейных мероприятий, пользующихся большим успехом среди учащихся школ и студентов: экскурсии, беседы, викторины, музейные уроки.
Экскурсия тесно связана с необходимостью встречи посетителя и экспозиции. Сущность экскурсии заключается в обеспечении адекватного восприятия посетителями экспозиционного образа, в раскрытии идеи и содержания экспозиции (выставки) с учетом особенностей каждой конкретной экскурсионной группы [6].
Филиал музея-заповедника (краеведческий музей) представлен экспозициями, в которых проводятся тематические экскурсии для разных категорий посетителей:
- экспозиция «Живое прошлое земли» раскрывает период оледенений и межледниковых эпох в европейской части России, когда обитали гигантские животные - южный и древний слоны, носороги, исполинские олени и многие другие. Брендом экспозиции являются реконструкции скелетов мамонта и ископаемого бизона;
- зал «Астраханский край в древности» посвящен далекому историческому прошлому Астраханского края: эпохе камня, бронзы, раннему железному веку, Средневековью и XVI - XVIII вв. Ярко представлен комплекс «Золотая Орда», рассказывающий об истории великой империи, с использованием предметов быта, украшений, фрагментов архитектурного декора из богатой фондовой коллекции музея-заповедника;
- выставка «Золото кочевников» раскрывает уникальные археологические предметы из драгоценных металлов, найденные на территории Астраханской области. Коллекция начала формироваться во второй половине XX в.;
- экспозиция зала «Оружейная комната» предоставляет возможность ознакомиться с уникальной коллекцией холодного и огнестрельного оружия, военной амуницией разных эпох, от Средневековья до современности;
- экспозиции «Русская изба» и «Юрта» раскрывают быт людей, проживающих в данных жилищах.
Беседа в процессе экскурсии предполагает диалог посетителя, музейного сотрудника и музейного предмета. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов сотрудник музея может побудить участников к применению уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений [7]. Это довольно эффективная форма музейной деятельности, поскольку участники имеют возможность не только усвоить новую информацию, но и осмыслить ее, выразить свое мнение по проблеме, услышать мнение своих сверстников по поставленному вопросу.
В филиале музея-заповедника (краеведческом музее) проходят, как правило, интерактивные, беседы на самые различные темы: «До начала времен» - о насекомых, появившихся на планете во времена динозавров; «Сказ о рыбах Понизовья»; «Астраханская рыбалка» - об истории рыбной ловли, о способах сохранения водных богатств дельты; «Спешим домой» - об особенностях сезонной миграции птиц; «Пернатые соседи» - о видах птиц, обитающих в черте города, об особенностях их жизнедеятельности и другие. Многие из этих бесед заканчиваются проведением квестов, что вызывает активный интерес у посетителей.
Важной составляющей традиционных форм работы в последнее время стала музейная театрализация - особая форма, сочетающая в себе и демонстрацию, и беседу с аудиторией, и игровые моменты. Главное преимущество театрализованного действа - это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. В последнее время музеями поощряется внедрение элементов театрализации в обычное музейное пространство [8. С. 27-29]. Театрализованные праздники и мероприятия не только дают участникам в процессе действия новую информацию, но и поднимают эмоциональный фон, вырабатывают навыки образного мышления, взаимодействия с коллективом. Театрализация также способствует погружению в музейную тематику, изучению исторических, культурных событий «от первого лица», созданию атмосферы необычности, которую ожидает увидеть посетитель [9].
Примером таких мероприятий в краеведческом музее стали «Луговой оркестр» -беседа о насекомых, особенностях строения и приспособлениями к окружающей среде с театрализацией по мотивам сказки «Муха-цокотуха»; «Лубяная избушка» - об особенностях весенних месяцев с театрализацией одноименной сказки; «Жили-были дед да баба» - беседа в экспозиции о традиционно-бытовой культуре русского народа (избе, домашней утвари, орудиях труда, одежде) с элементами театрализации по сказке; «У теплого очага» - интерактивное мероприятие в экспозиции о быте казахского народа с элементами театрализации обряда «Встреча гостей».
Одной из форм научно-просветительской деятельности музея являются лекции, которые не могут быть заменены проведением экскурсий или другими формами работы. Тематика лекций должна носить специфически музейный характер, и в основе ее должна лежать научно-исследовательская работа в фондовых и экспозиционных отделах музея.
Тематика лекций разрабатывается в связи с историческими и юбилейными датами, результатами научно-исследовательской деятельности музея, с учетом запросов различных категорий посетителей музея.
Подготовка лекции и выступление с ней перед аудиторией требуют определенного запаса методических знаний, ведь лекция представляет собой особую форму научного сообщения по проблеме. Она является своеобразным жанром научного стиля со специфическими признаками: логическим развитием, своей терминологией, а также особым жанром ораторской речи, отличной от книжного.
Лекция по любой теме, на любом материале одновременно выполняет несколько функций: образовательную (сообщение новой информации, систематизация имеющихся знаний); воспитательную (формирование определенных свойств личности, взглядов и убеждений слушателей); развивающую (обогащение и развитие интеллекта слушателей посредством совместных с лектором рассуждений и доказательств).
Так, в краеведческом музее проходят циклы лекций: «Академические природоведческие экспедиции на территории Астраханской губернии в конце XVIII - начале XIX вв.; «Ботанические коллекции Астраханского музея-заповедника; «Буддийская культовая архитектура Астраханского края» и т.д.
В то же время необходимо отметить, что на основе рекомендаций специалистов-педагогов, наряду с традиционными формами работы, музеи используют интерактивные технологии с целью активизации познавательной деятельности и эмоциональной отзывчивости посетителей.
Известный музеевед З.А. Бонами, указывая на коммуникативный характер культуры, предлагает рассматривать «образовательную функцию музея через призму коммуникативной модели», потому что музей помогает посетителям «адекватно взаимодействовать с культурной средой» [10. С. 24-28].
Вместе со школой, библиотекой, церковью он составляет ту основу, которая определяет поступательную динамику и устойчивость функционирования и эволюции культуры. Музей предлагает высокого уровня духовные версии ответов на краеугольные вопросы человеческого бытия и вместе с тем сохраняет высокую меру свободы выбора в приобщении к этим ответам, формирует заинтересованное отношение к миру.
Музей является «особым учреждением единства», связующим звеном между поколениями, площадкой, на которой могут взаимодействовать различные сообщества - дети друг с другом, дети и родители, музейные педагоги и учителя [11].
Миссия музея заключается в хранении и трансляции материального и духовного наследия. В пространстве музея формируются этические, эстетические, духовно-нравственные ценности на основе соприкосновения с подлинными памятниками истории и культуры.
Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности музея составляет музейная педагогика. В рамках этой научно-практической дисциплины разрабатываются принципы, методы и формы музейно-образовательной деятельности. Специальные музейные программы для разной аудитории создаются практически во всех государственных музеях, успешно решающих задачу интеграции музейной и школьной деятельности. Музей активно участвует в образовании и воспитании подрастающего поколения, выполняя одну из своих основных функций. В тесной систематической связи с учителем как единомышленником, партнером музейный сотрудник готовит и проводит музейные уроки на основе «...музейного памятника с привлечением разнообразных текстов, наглядных пособий, аудио-, видео- и компьютерной техники, а также технологий, позволяющих включать в педагогический процесс как интеллект, так и эмоции» [12].
В ходе музейных уроков решаются разнообразные педагогические задачи: поликультурное, культурологическое образование, формирование толерантности, этических и эстетических принципов, творческого, самостоятельного мышления. Важно, чтобы педагог и музейный специалист отчетливо осознавали стоящую перед ними проблему и видели реальные пути ее решения с помощью музейной педагогики.
Музей как институт культурной памяти оказывает на посетителей значительное воздействие, поскольку прошлое недостаточно просто помнить, заключив его в музеи и архивы, его нужно понимать.
Для этого разрабатываются музейные программы и мероприятия федерального и регионального значения. Можно привести в пример работу ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник» по разработке таких программ, как «Войди в историю города»,
осуществляемых на базе образовательных учреждений, и «Музей глазами детей», участие в федеральных программах «Популяризация символов России» [13], «Дни воинской славы», активная деятельность в рамках программы «Народная культура и фольклор», способствующей воспитанию толератных взаимоотношений в полиэтничном регионе.
С 2017 г. Астраханским музеем-заповедником осуществляется культурно-познавательный проект «Чудеса родного края». Данный проект разработан для педагогов и учащихся начальной школы как дополнение к основному курсу по окружающему миру. Цель проекта - развитие у детей младшего школьного возраста интереса к изучению природы и истории Астраханского края, а также приобщение учащихся к музейному пространству.
Познавая окружающий мир в рамках школьной программы, учащиеся узнают о разнообразных природных явлениях, уникальном животном мире своей страны. Проект «Чудеса родного края» позволяет посредством музейных мероприятий и экскурсий воспитывать в детях чувство уважения к природе и истории родного края. Музейными педагогами учитывалась тематика занятий по школьному курсу «Окружающий мир». За основу были взяты учебные пособия учебно-методического комплекса «Школа России» под редакцией А. А. Плешакова.
Проект призван помочь педагогам начальных классов в организации дополнительных занятий согласно разделам учебного календарно-тематического плана. Занятия на музейной экспозиции не только дополняют уже изученный в школе материал краеведческой составляющей, но и насыщают его интерактивными элементами, например, играми, мастер-классами, творческими занятиями. Такое разнообразие форм работы позволяет заинтересовать детей и родителей в посещении музея во внеурочное время и пополнении знаний в области краеведения.
В рамках данного проекта участникам предлагается посещение четырех музейных мероприятий в течение учебного года. Дату и время проведения мероприятия устанавливает педагог. Среди мероприятий можно особо выделить такие, как «Дар природы - вода», «По страницам Красной книги», «Полезные ископаемые нашего края», «Тайны леса», «Времена года», «Лети, лети, лепесток!».
Заключительное четвертое занятие предоставляется музеем в подарок за участие в проекте и проводится в форме викторины, в ходе которой участники могут проверить свои знания о природе и истории Астраханского края.
С сентября 2018 г. было выпущено дополнение к основному проекту под названием «Для маленьких всезнаек». Эта программа включает в себя не только посещение Краеведческого Астраханского музея, но и знакомство с Музеем истории города и Музеем культуры Астрахани.
В рамках проекта «Музейные выходные» дети и их родители в воскресенье приходят в музей, каждый раз совершая небольшую экскурсию, участвуя в квесте или мастер-классе. Так, в октябре 2020 г. ребята познакомились с историей земли в ледниковый период, узнали о жизни животных того времени - мамонте, бизоне. А на мастер-классе «Мама для мамонтенка» создали сувенир для своих близких [14].
Тенденция привлечения посетителей путем выхода музея за свои обычные рамки, получает широкое распространение.
Анализ деятельности Астраханского краеведческого музея в системе культурно-образовательной, воспитательной и экскурсионной деятельности выявил следующие информативно-коммуникативные компоненты, которые вошли в повседневную практику и зарекомендовали себя как востребованные со стороны посетителей: разработка специальных музейных программ, разнопрофильных по своему содержанию, вариативных с учетом возраста, социальной и культурной подготовки аудитории в расчете на различные способы зрительного и слухового восприятия; афишная презентация музея как перечень тех интерактивных программ, проектов, общественных акций, мастер-классов, интерактивных и выездных мероприятий, которые сопровождают экспозицию и выстав-
ку, что дает посетителям возможность выбора; организация деятельности музея в рамках внедрения интерактивных технологий при обязательности тесной взаимосвязи с учреждениями образования, культуры.
Литература
1. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. Решение коллегии от 7 февраля 2013 года № 3. URL: https://culture.gov.ru/ documents/o-kontseptsii-razvitiya-muzeynoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2020-goda-3/ (дата обращения: 14.08.2020).
2. Занина Е.О. Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы // Молодой ученый. 2017. № 46. URL: https://moluch.ru/archive/180/ 46488/ (дата обращения: 19.11.2019).
3. Кулямзина С.В. Музейный спектакль как форма культурного взаимодействия с посетителем // Мир науки, культуры, образования. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/muzeynyy-spektakl-kak-forma-kulturnogo-vzaimodeystviya-s-posetitelem (дата обращения: 20.09.2020).
4. Марисова Н.Д., Пантелеева Л.Н. Особенности музейной коммуникации в сфере туристических услуг // Миграционные, демографические, социокультурные процессы в регионе. Астрахань, 2014.
5. Пахомова Л. Стратегия взаимодействия // Музей. 2013. № 4.
6. Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obrazovatelnaya-deyatelnost-muzeya-soderzhanie-i-formy (дата обращения: 14.08.2020).
7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. URL: http://figym.kz/ uploads/100q100a.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
8. Юхневич М. Театрализация в музейном пространстве: за и против // Музей. 2011. № 7.
9. Галкина Т.В. О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности в современных российских музеях // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-dosugovyh-form-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-sovremennyh-rossiyskih-muzeyah (дата обращения: 14.08.2020).
10. Бонами З.А. Музей и проблема трансляции музейно-исторических кодов // Музей и образование. М., 1989.
11. Прокофьева О.Н., Логунова В.А. Использование игры в культурно-образовательной деятельности музея // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30710807& (дата обращения: 20.09.2020).
12. Шеховская Н.Л., Мандебура Е.П. Музейная педагогика: историко-педагогичес-кий анализ // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2011. Т. 9. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (дата обращения: 20.09.2020)
13. Приказ от 27.04.2005 г. № 129 «О плане действия по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России». URL: https:// base.garant.ru/12143962/ (дата обращения: 20.09.2020).
14. Сайт Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника. URL: http://astrakhan-musei.ru/ (дата обращения: 26.10.2020).
The Use of Interactive Technologies for Organizing Activities of a Regional Museum
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2020, 4 (79), 91-100. DOI: 10.24412/2070-075X-2020-4-91-100
Galina I. Vorobyeva, Astrakhan State United Historical and Architectural Museum-Reserve (Astrakhan, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Nellya I. Orfanidi, Russian University of Cooperation, Krasnodar Branch (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Natalya B. Akoeva, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: museum, museum teacher, interactive technologies, educational activities of museum, cultural and educational sphere, museum communication.
Having become dominant in almost all areas of professional activities, interactive technologies have also caused major changes in the museum world. With the introduction of technical and technological innovations, the modernization of the museum's forms of activities affected not only repositories, but also the museum's communication with the visitor. An urgent problem in this research was to identify the role of the museum in the educational, fostering and cultural spheres, its desire to provide comfort and conditions for self-education for its visitor. Testing technological innovations and interactive events in the museum space, the staff of the Astrakhan Museum-Reserve try not to turn the museum into an "entertainment center", but to supplement the traditional functions of the museum with new forms of visualization. The relevance of the research consists in the need to show how, responding to the challenges of time, the museum complements the exhibition with original objects, interactive programs, projections, introduces new forms of work with a multi-age audience, attempts to combine interactivity and sensory perception of the museum object. The aim of the research is to present the organization of museum activities using new interactive forms of museum communication. The objectives are (1) to show the relevance for museum functioning of such interactive forms as creative classes, workshops, interactive excursions, didactic lectures, conversations, event theatricalization, quizzes, quests, flash mobs, games within expositions, exhibitions, installations, and (2) to identify visitors' requirements to museum offers such as informativity, accessible communication form, interactivity, immersion in the atmosphere of a certain time, etc. The novelty of the research is not only in the theoretical substantiation for the theory of museum communication, but also in the demonstration of the practical activities of the Astrakhan Museum-Reserve in this area. This research was carried out within the framework of an interdisciplinary approach.
References
1. RF Ministry of Culture. (2013) Kontseptsiya razvitiya muzeynoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. Reshenie kollegii ot 7 fevralya 2013 goda № 3 [Concept for the Development of Museum Activities in the Russian Federation for the Period up to 2020. Decision of the Board of February 7, 2013, No. 3]. [Online] Available from: https://culture.gov.ru/documents/o-kontseptsii-razvitiya-muzeynoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2020-goda-3/ (Accessed: 14.08.2020).
2. Zanina, E.O. (2017) Kul'turno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' muzeev: formy osushchestvleniya i perspektivy [Cultural and Educational Activities of Museums: Forms of Implementation and Prospects]. Molodoy uchenyy - Young Scientist. 46. [Online] Available from: https://moluch.ru/archive/180/46488/ (Accessed: 19.11.2019).
3. Kulyamzina, S.V. (2009) Museum Show as a Form of Cultural Interaction With the Visitor. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture and Education. 5 (17). pp. 114-118. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n7muzeynyy-spektakl-kak-forma-kulturnogo-vzaimodeystviya-s-posetitelem (Accessed: 20.09.2020).
4. Marisova, N.D. & Panteleeva, L.N. (2014) [Features of Museum Communication in the Field of Tourist Services]. Migratsionnye, demograficheskie, sotsiokul'turnye protsessy v regione [Migration, Demographic, Socio-Cultural Processes in the Region]. Proceedings of the Regional Conference. Astrakhan: Sorokin Roman Vasil'evich. (In Russian).
"Культурная жизнь Юга России
№ 4 (79), 2020
5. Pakhomova, L. (2013) Strategiya vzaimodeystviya [Strategy of Interaction]. Muzey. 4.
6. Makeeva, I.A. (2011) Cultural-Educational Activity of the Museum: Maintenance and Forms. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika - Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 17. pp. 164-168. [Online] Available from: http://cyberleninka.ru/ article/n/kulturno-obrazovatelnaya-deyatelnost-muzeya-soderzhanie-i-formy (Accessed: 14.08.2020). (In Russian).
7. Podlasyy, I.P. (2006) Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov. [Online] Available from: http://figym.kz/uploads/100q100a.pdf (Accessed: 20.09.2020).
8. Yukhnevich, M. (2011) Teatralizatsiya v muzeynom prostranstve: za i protiv [Theatri calization in the Museum Space: Pros and Cons]. Muzey. 7.
9. Galkina, T.V. (2012) About the Development of Entertainment Forms of Museum-Pedagogical Work in Modern Russian Museums. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 3 (118). pp. 221-226. [Online] Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-dosugovyh-form-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-sovremennyh-rossiyskih-muzeyah (Accessed: 14.08.2020). (In Russian).
10. Bonami, Z.A. (1989) Muzey i problema translyatsii muzeyno-istoricheskikh kodov [Museum and the Problem of Broadcasting Museum-Historical Codes]. In: Gnedovskiy, M.B., Makarova, N.G., Yukhnevich, M.Yu. (eds) Muzey i obrazovanie: Materialy dlya obsuzhdeniya [Museum and Education: Materials for Discussion]. Moscow: VNIK "Shkola".
11. Prokof'eva, O.N. & Logunova, V.A. (2017) The Use of Games in Cultural and Educational Activities of the Museum. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of Modern Pedagogical Education. 57 (3). pp. 162-168. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30710807& (Accessed: 20.09.2020). (In Russian).
12. Shekhovskaya, N.L. & Mandebura, E.P. (2011) Museum Pedagogy: Historicaland Pedagogical Analysis. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya - Issues in Journalism, Education, Linguistics. 9. [Online] Available from: http://cyberleninka.ru/article/ n/muzeynaya-pedagogika-istoriko-pedagogicheskiy-analiz. (In Russian).
13. Garant. (2005) Prikaz ot 27.04.2005 g. № 129 "O plane deystviya po realizatsii programmy meropriyatiy po populyarizatsii gosudarstvennykh simvolov Rossii" [Order of 27 April 2005 No. 129 "On the Action Plan for the Implementation of the Program of Measures to Popularize the State Symbols of Russia"]. [Online] Available from: https:// base.garant.ru/12143962/ (Accessed: 20.09.2020).
14. Astrakhan State United Historical and Architectural Museum-Reserve. Official Website. [Online] Available from: http://astrakhan-musei.ru/ (Accessed: 26.10.2020). (In Russian).