ВОРОНИНА Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела учета музейных фондов Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» Волгоград, Российская Федерация Irina V. VORONINA Cand. Sci. (Theory and Methods of Training and Education), Senior Researcher, State Historical Memorial Museum
"The Battle of Stalingrad", Volgograd, Russian Federation, [email protected]
УДК [069.02:93/99]:[374.7:82-5](470.45) DOI: 10.36343/SB.2019.20.4.014
ГРНТИ 13.51.08 ВАК РФ 24.00.03
Музей-заповедник «Сталинградская битва» в системе культурно-образовательной деятельности региона: опыт организации лекториев
The State Historical Memorial Museum "The Battle of Stalingrad"
in the System of Cultural and Educational Activities in the Region: The Experience of Organising Lectures
В статье рассматривается одно их актуальных направлений в работе музеев - разработка и реализация лекториев для различных категорий посетителей. Данное направление приобрело в последние годы иной, в отличие от прошлого десятилетия, характер. С развитием социальных сетей, блогосферы и широкополосного Интернета изменился социально-демографический портрет посетителя музеев. В связи с этим возникает необходимость проведения дополнительных исследований по изменению лекториев и их адаптации к потребностям и запросам различных категорий посетителей. На примере работы музея-заповедника «Сталинградская битва» автор раскрывает специфику подачи материала при проведении мультимедийной лекции для разных категорий посетителей; рассматривает требования к информационным ресурсам, используемым на лекциях при реализации идей музейной педагогики; обращает внимание на значительную роль музея-заповедника «Сталинградская битва» в системе культурно-образовательной деятельности региона.
Ключевые слова: музей, музейная педагогика, культурно-образовательная деятельность, информационные ресурсы, мультимедийная лекция, лекторий.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. говорится о необходимости «сохранения культурного и историче-
ского наследия народа, обеспечения доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни» [1]. Для достижения поставленной задачи современный музей
осуществляет свою работу по следующим направлениям: фондовая работа в музее (комплектование, учет, хранение, изучение музейных фондов), культурно-образовательная деятельность, экспозиционная деятельность, научно-исследовательская деятельность, издательская деятельность, музеефикация, новые технологии в музейном деле (музейный менеджмент, маркетинг, фандрейзинг, PR-технологии), информационные технологии. В другом документе — Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [5] — делается акцент на усилении роли музея в реализации культурно-образовательной деятельности. И здесь очень важным представляется вопрос музейной коммуникации.
Как показывает практика, для создания условий понимания «языка» музейных предметов сотрудники музея используют разнообразные формы культурно-образовательной деятельности (экскурсии, лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы). Одной из распространенных форм культурно-образовательной деятельности музеев, охватывающей многочисленную аудиторию, является лекция. В соответствии с «Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации», принятой правительством РФ 21 мая 2003 г., а также с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020гг.» сотрудниками музея-заповедника «Сталинградская битва» подготовлена обширная экскурсионно-лекционная программа. В военно-патриотической работе музея-заповедника представлены следующие формы лекционной работы: тематические лектории, выездные лекции для различных групп населения, лекции выходного дня. Кроме этого получили распространение музейные абонементы, ориентированные на аудиторию, готовую на долгосрочную работу, стремящуюся пополнить и расширить гуманитарное образование. В зависимости от содержания и характера излагаемого материала лекции подразделяют на информационные, проблемные, проблемно ориентированные, лекции-визуализации, лекции «вдвоем», лек-
ции-провокации, лекции-пресс-конференции, лекции-консультации.
Анализ статистических данных относительно посещаемости музея-заповедника «Сталинградская битва» и социально-демографической структуры аудитории за 20142018 гг. показал, что основными посетителями экспозиций, выставок и культурно-образовательных мероприятий являются дети до 16 лет, студенты, военнослужащие, инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья, отечественные и иностранные туристы. Данные категории посещают музей как в качестве индивидуальных зрителей, так и в составе экскурсионных и лекционных групп.
Лекционная тематика музея-заповедника «Сталинградская битва» разнообразна и ориентирована на разные возрастные и социальные категории музейных посетителей.
Для основной категории слушателей — учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования — был разработан специальный лекторий. На лекциях по истории Сталинградской битвы используются информационные ресурсы, в которых наибольшую ценность представляет собственно информация: базы данных, информационно-справочные системы (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг.»), газеты («Сталинградская правда», «В бой за Родину»), журналы периода Великой Отечественной войны («Звезда», «Знамя», «Исторический журнал», «Фронтовая иллюстрация» и др.) в мультимедийном виде, а также оцифрованные документальные фильмы и демонстрационные программные средства.
Поскольку визуальная коммуникация является неотъемлемой составляющей современного общества, использование средств визуальной передачи информации становится одним из ключевых направлений деятельности музея.
По результатам проведенного работниками музея-заповедника анкетирования была обоснована актуальность кинолекториев для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.
и. в. Воронина • музей-заповедник «сталинградская битва»...
В рамках раздела «Страницы истории Сталинградской битвы» был разработан кинолекторий для учащихся 9-11 классов по следующим темам: «Начало Сталинградской битвы» (на основе документального фильма «На степных рубежах»), «Трагедия мирного населения» (на основе документального фильма «23 августа»), «Контрнаступление под Сталинградом» (на основе документального фильма «Операция „Уран"»), «Сталинградская битва и ее значение» (на основе документального фильма «Победа»), «Восстановленный Сталинград» (на основе документального фильма «Возрождение Сталинграда»).
В кинолекторий, подготовленный для учащихся тех же 9-11 классов в рамках раздела «Великая Отечественная война» включены лекции: «Начало Великой Отечественной войны» (на основе документального фильма «22 июня 1941 г.»), «Героизм и мужество жителей блокадного Ленинграда» (на основе документального фильма «Блокада Ленинграда»), «Сталинградская битва и ее значение» (на основе документального фильма «Победа под Сталинградом»), «Освобождение Европы от фашизма» (на основе документального фильма «От Карпат на Балканы и Вену»), «Парад Победы» (на основе документального фильма «Парад Победы 24 июня 1945 г.»).
Очень интересный кинолекторий разработан в рамках раздела «Чья эта улица, чей это дом», посвященного участникам Сталинградской битвы, именами которых названы улицы Волгограда. Он ориентирован на учащихся средних классов. Каждая из его лекций («Ни шагу назад!», «Отдам Родине все что могу», «Вся жизнь — только ей», «Отомщу за каждую вашу слезинку», «Если страна потребует...», «За Волгой для нас земли нет.») завершается созданием конкретного продукта — презентации на WikiWall, облака слов ^оМ1е), сконструированной интеллект-карты.
Перечисленные выше кинолектории, а также «Видеоучебник по истории Великой Отечественной войны», «Город-герой Волгоград» и др. привлекают юных посетителей своей наглядностью и доступностью для восприятия.
Сотрудники Мемориально-исторического отдела и музея «Память» разработали лек-
торий для учащихся старших классов по истории Великой Отечественной войны 19411945 гг. Вошедшие в него лекции проводятся как дополнение к школьной общеобразовательной программе по истории России на базе музея-заповедника «Сталинградская битва». Информационные образовательные ресурсы для данных лекций включают мультимедийное сопровождение исторической и архивной документации. По данной программе музей успешно сотрудничает со многими учебными заведениями региона. В настоящее время сотрудники музея ведут работу над созданием новой образовательной программы «Здравствуй, музей!», которая ориентирована на работу с посетителями младшего школьного возраста. В рамках раздела «Музей приглашает маленьких» сотрудниками музея-заповедника были разработаны интерактивные музейные занятия для учащихся 1-5 классов («Я поведу Тебя в Музей.», «Война и дети», «Юные герои Сталинграда», «В теплушке», «От Сталинграда к Великой Победе». Информационные ресурсы становятся интерактивными (интерактивные плакаты, мультитач-столы с заданиями, успешность выполнения которых определяет переход по структуре презентации).
Анализ практики показал, что в восприятии материала по истории Сталинградской битвы помогает лекция-визуализация, которая позволяет в значительной степени улучшить усвоение информации за счет презентации и флеш-презентации. Как отмечает Ю. Н. Михеев, «мультимедийная лекция — это не просто слайдовое сопровождение традиционной аудиторной лекции. Это самостоятельный электронный дидактический материал с принципиально иными функциями и педагогическими задачами, предназначенный как для группового, так и для индивидуального освоения» [3, с. 85]. В отличие от презентации, созданной на базе программы Microsoft Power Point, основу которой составляют слайды, графические и аудиовизуальные средства в композиционном единстве, флеш-презентации позволяет показывать зрителям интересный интерактивный фильм со звуками и анимацией. Успешно проведенная лекция-визуализация позволяет сформировать постоянную аудиторию
слушателей, ориентированную на долгосрочное взаимодействие.
В рамках раздела «Герои и подвиги» сотрудниками музея-заповедника были разработаны лекции-визуализации для учащихся 6-8 классов («Женщины в солдатских шинелях», «Из прошлого в будущее: гвардейцы Родимцева в Сталинграде», «Творчество художников-карикатуристов Кукрыниксов в период Великой Отечественной войны», «Реликвии рассказывают», «Города-побратимы Волгограда»; для учащихся 10-11 классов («История панорамного искусства», «Последние письма из Сталинграда», «10-я дивизия войск НКВД. Подвиг А. Ващенко», «Дом будет наш!», «Писатели — участники Сталинградской битвы», «Орден Солдатской Славы», «Герои Отечества»).
Для всех, кто стремится получить систематические знания по истории Сталинградской битвы, кто хочет лучше ориентироваться в исторических процессах, предназначен лекторий, который дает возможность разным категориям посетителей познакомиться с одним из центральных событий Второй мировой войны — Сталинградской битвой.
Военно-патриотическая работа музея-заповедника «Сталинградская битва» базируется на принципах плановости, сохранения традиций, комплексного подхода и цикличности. Использование цикловых форм, по мнению Ю. Б. Кисленко [2], дает возможность ориентироваться на постоянную аудиторию, поэтому тематические лектории, объединенные общей идеей, позволяют более глубоко и полно освоить материал.
Лекторий работает на нескольких площадках (в кинозале музея-заповедника «Сталинградская битва», муниципальных образовательных учреждениях, колледжах, вузах и др. г. Волгограда и области), сопровождается мультимедийными презентациями, показом слайдов, информационно-справочного материала. Большой популярностью в городе и Волгоградской области пользуются выездные музейные лектории («музей в чемодане»), которые сопровождаются работой временных тематических выставок на выездных площадках. В наше время, характеризующееся развитием социальных сетей, блогосферы
и широкополосного Интернета многие посетители предпочитают получать информацию через Всемирную паутину. В связи с этим актуализировалась потребность заказа, бронирования и приобретения билетов на выездные музейные лектории через сайт музея. Экскурсионно-просветительский отдел музея принимает заявки от общеобразовательных учебных заведений на проведение урока мужества, посвященного победе в Сталинградской битве для учащихся 1-11 классов, заявки от вузов города Волгограда на проведение занятий с иностранными студентами. Выездные музейные лектории позволяют донести теоретический материал (который сопровождает показ музейных коллекций) большему числу слушателей, включая тех, кто проживает в отдаленных районах Волгоградской области.
Гостям города музейные отделы предлагают лекции для разового посещения. При составлении текста лекции для иностранных туристов учитывается специфика аудитории, у которой, в частности, могут возникнуть трудности с восприятием названий населенных пунктов, имен, фамилий и отчеств. События, о которых идет речь, сопоставляются с хронологически соответствующими им событиями из истории родной страны слушателей.
Особая категория иностранных гостей музея-заповедника «Сталинградская битва» — студенты. Для этих посетителей, как показал опыт, целесообразно проводить лекции с опорой на их национальные традиции, менталитет, с учетом гендерных и этнокультурных особенностей. По словам Т. К. Смыков-ской и С.А. Коробковой, «гендерные различия связаны с культурными и заметно отличаются по совокупности социальных и культурных норм, предписываемых представителям разных культур в зависимости от их биологического пола» [4, с. 136]. Учет принципа дифференцированного подхода к студентам из различных стран способствует более эффективному восприятию информации, облегчает понимание отдельных исторических фактов, помогает запомнить трудные для восприятия иностранцев слова за счет использования опорных карточек, специально разработанных буклетов. Информационные ресурсы для лекториев, ориентированных на иностранных
и. в. воронинд • музей-заповедник «стдлингрддскяа битвя»...
студентов, должны содержать больше статичных и динамических графических объектов информации.
Так, лекторий, специально разработанный для иностранных студентов, раскрывает тему великой победы советского народа в лекциях: «Грозное оружие», «Великие сыны России (Маршалы Победы)», «Сталинградская битва. Уроки истории», «Триумф Победы. Военный парад 7 ноября 1941 г. в Москве», «Подарки городу — как символ признания героического подвига Сталинграда» и др. Для смешанных по национальному составу групп иностранных студентов, ставящих перед собой цель не только познакомиться с культурой и историей нашей страны, но и выучить русский язык, лекции читаются на русском языке (английский язык используется в качестве языка-посредника).
Проведение лекций для иностранных студентов требует особого подхода в подаче материала, в формировании текстового и графического контента информационных ресурсов. В этих случаях необходим тщательный отбор используемой лексики, правильная, четкая артикуляция, оптимальный темп лекции. В работе с иностранными студентами хорошо зарекомендовала себя видеолекция. Такой тип информационного ресурса предоставляет возможность неоднократного повторения части или всего объема уже показанной информации, ключевых моментов; использования системы текущего контроля знаний, позволяющего оперативно оценить степень усвоения материала слушателями. Видеолекция максимально облегчает активное понимание и запоминание новой лексики, устойчивых фраз и выражений, необходимых для обеспечения
коммуникации при письменном и устном общении, вовлекая в процесс обучения слуховую, зрительную и эмоциональную память. Данный лекционный формат также позволяет преодолеть трудности, возникающие при построении связного текста и его стилистическом оформлении.
В настоящей статье мы обратились к актуальному направлению в работе музеев — разработке и реализации лекториев для различных категорий посетителей. Это направление приобрело в последние годы иной, в отличие от прошлого десятилетия, характер, поэтому требует дополнительных исследований. Разработка лекториев для разных категорий посетителей музея-заповедника «Сталинградская битва» во многом способствует повышению эффективности культурно-образовательной деятельности в регионе. Рассмотренные на лекциях вопросы знакомят слушателей с историей города Волгограда и Волгоградской области. Предлагаемая тематика лекций направлена на расширение кругозора и повышение уровня общей эрудиции посетителей, что способствует более качественному и осмысленному освоению знаний по истории и усилению мотивации к дальнейшему познанию. Современные школьники и студенты относятся к поколению «2» — поколению, которое использует планшеты, VR- и 3D-ре-альность, рассматривает Глобальную сеть как доступный источник информации, среду общения и досуговой деятельности. В связи с этим возникает необходимость проведения дополнительных исследований, позволяющих своевременно вносить изменения в лектории и адаптировать их к потребностям и запросам данной категории посетителей.
Irina V. VORONINA
The State Historical Memorial Museum "The Battle of Stalingrad" in the System of Cultural and Educational Activities in the Region: The Experience of Оrganising Lectures
Abstract. The article presents the use of information resources in the implementation of lectures in the military-patriotic work of the museum "The Battle of Stalingrad", the specifics of the presentation of multimedia lectures for different categories of visitors, the requirements for electronic educational resources used in lectures in the implementation of the ideas of museum pedagogy. The visualising lecture helps in the perception of material on the history of the Battle of Stalingrad: it can significantly
Museiod: выставки, фонды, коллекции
improve the learning of educational material through PowerPoint and flash presentations. In contrast to the PowerPoint presentation, which is based on slides, graphic and audio-visual means in their compositional unity, flash presentations show the audience an interesting interactive film with sound and animation. When writing the text of a lecture for foreign tourists, it is necessary to take into account the specifics of the presentation of the material when using information resources: it is advisable to organise lectures based on foreigners' national traditions, mentality, taking into account their gender and ethnocultural characteristics, their abilities and differences. For groups of international students mixed in national composition, who want not only to get acquainted with the culture and history of our country, but also to learn Russian, lectures are given in Russian; English is used as an intermediary language. In this article, the author describes the current direction in the work of museums: the development and implementation of lectures for various categories of visitors. This makes "The Battle of Stalingrad" museum a key element in educating adults, students and schoolchildren: all who seek systematic knowledge on the history of the Battle of Stalingrad, who want to better navigate in historical processes. The topics of the lectures are selected so that they broaden visitors' horizons and increase the level of their general erudition, which contributes to a better and more meaningful development of knowledge of history and strengthening of motivation for further learning. Modern schoolchildren and students belong to Generation Z; they use tablets, VR and 3D reality, consider the global network as an accessible source of information, an environment for communication and leisure activities. In this regard, there is a need for additional research on changing lectures and their adaptation to the needs and requirements of this category of visitors.
Keywords: museum, museum pedagogy, cultural and educational activities, information resources, multimedia lecture, lecture centre.
Использованная литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг.» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/programs/217/ events/ (дата обращения 17.09.19)
2. Кисленко Ю. Б. Использование музейно-педа-гогических программ в историко-патриотическом воспитании подрастающего поколения: опыт Лабинского музея [Электронный ресурс] // Наследие веков. 2015. № 3(3) URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2015/11/2015_3_Kislenko.pdf. (дата обращения: 28.06.19).
3. Михеев Ю. Н. Технологии создания и применения электронных и мультимедийных средств в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Методологические и практические проблемы инновационного обучения и воспитания, формирующего инновационное мышление студентов в высшей школе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., (Балашиха, 17-18 марта 2006 г.). Балашиха: Ин-т соц.-экон. прогнозирования и моделирования, 2006. С. 84-87.
4. Смыковская Т. К. Гендерный подход к обучению иностранных студентов в условиях поликультурной образовательной среды вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 7. С. 136-142.
5. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Президент Россий-
References:
1. Government of the Russian Federation. (2013) Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitie kul'tury i turizma na 2013-2020 gg." [State Program of the Russian Federation "Development of Culture and Tourism for 2013-2020"]. [Online] Available from: http://government. ru/programs/217/events/. (Accessed: 17.09.2019).
2. Kislenko, Yu.B. (2015) The Use of the Museum and Educational Programs in the Historical and Patriotic Education of the Younger Generation: Labinsk Museum as a Case Study. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 3(3) [Online] Available from: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/11/2015_3_Kislenko.pdf. (Accessed: 28.06.2019). (In Russian).
3. Mikheev, Yu.N. (2006) [Technologies for the Creation and Use of Electronic and Multimedia Tools in Educational Institutions of Higher Vocational Education]. Metodologicheskie i prakticheskie problemy innovatsionnogo obucheniya i vospitaniya, formiruyushchego innovatsionnoe myshlenie studentov v vysshey shkole [Methodological and Practical Problems of Innovative Training and Education, Which Forms the Innovative Thinking of Students in Higher Education]. Proceedings of the All-Russian Conference. Balashikha 17-18 March 2006. Balashikha: Institute for Social and Economic Forecasting and Modeling. pp. 84-87. (In Russian).
4. Smykovskaya, T.K. (2012) Gendernyy podkhod k obucheniyu inostrannykh studentov v usloviyakh polikul'turnoy obrazovatel'noy sredy vuza [A Gender Approach to Teaching Foreign Students in a Multicultural
и. в. Воронина • музей-заповедник «сталинградская битвя»...
ской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/39208 Educational Environment of the University]. Izvestiya (дата обращения 30.09.19). Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki -
News of Southern Federal University. Pedagogical Sciences. 7. pp. 136-142.
5. Kremlin.ru. (2014) Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. N 808 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki" [Decree of the President of the Russian Federation No. 808 of December 24, 2014, "On Approval of the Fundamentals of the State Cultural Policy"]. [Online] Available from: http://kremlin.ru/acts/ bank/39208. (Accessed: 30.09.2019).
Полная библиографическая ссылка на статью:
Воронина, И. В. Музей-заповедник «Сталинградская битва» в системе культурно-образовательной деятельности региона: опыт организации лекториев [Электронный ресурс] / И. В. Воронина // Наследие веков. - 2019. - № 4. - С. 113-119. Э01: 10.36343ZSB.2019.20.4-.014
Full bibliographic reference to the article:
Voronina, I. V. (2019) The State Historical Memorial Museum "The Battle of Stalingrad" in the System of Cultural and Educational Activities in the Region: The Experience of Organising Lectures. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 4. pp. 113-119. (In Russian). DOI: 10.36343/SB.2019.20.4.014