Научная статья на тему 'Современные молодежные культуры или субкультуры'

Современные молодежные культуры или субкультуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
800
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБКУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / ВЛИЯНИЕ / YOUTH / SUBCULTURE / COUNTERCULTURE / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филина Нина Владимировна, Чебоксаров Дмитрий Алексеевич

В статье анализируется влияние культуры на молодежь. Проводятся параллели между культурой и субкультурой. Выделяются основные причины ухода молодежи в асоциальные субкультуры. Анализируется понятие контркультура и ее влияние на молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Youth Cultures or Subcultures

The article analyzes the influence of culture on youth. Parallels are drawn between culture and subculture. The main reasons for leaving young people in asocial subcultures are highlighted. The concept of counterculture and its influence on youth is analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные молодежные культуры или субкультуры»

Филина Н.В., Чебоксаров Д. А. Современные молодежные культуры или субкультуры// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск № 6. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00679.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 394

Филина Нина Владимировна

Кандидат политических наук, ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск nv. filina@omgau.org

Чебоксаров Дмитрий Алексеевич

студент третьего курса ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск timoxnemez@mail.ru

Современные молодежные культуры или субкультуры

Аннотация. В статье анализируется влияние культуры на молодежь. Проводятся параллели между культурой и субкультурой. Выделяются основные причины ухода молодежи в асоциальные субкультуры. Анализируется понятие контркультура и ее влияние на молодежь.

Ключевые слова: молодежь, субкультура, контркультура, влияние.

Юность - это время, когда подросток пытается стать самостоятельным. Он находится в поиске определенных групп, классов и слоёв, которые могли бы обеспечить ему защиту от пока еще чужого мира, мира взрослых. В подобных поисках индивиды часто отворачиваются от своих семей. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным.

Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутренние единообразия и внешний протест против общепринятых установлений. [4]

Субкультура - понятие, изучающееся несколькими науками, в том числе, и социологией, и которое обозначает часть культуры общества и отличается своим поведением от преобладающего большинства. В более узком смысле субкультура представляет собой некую общность людей, чья система ценностей, взгляды на жизнь, язык, поведение и одежда отличается от общепринятых норм.

Переход из подросткового возраста в юные годы знаменуется тем, что психологическое состояние «вчерашних» подростков вступает в один ряд со взрослым, но их социальный уровень при этом ниже. В одном случае, черпая новую информацию, юноша может взрослеть быстрее, но в другом его статус в обществе и возможность заявить о своём мнении, говорит о медленном созревании. Молодое поколение, образованное на стыке традиционного и динамического общества, трактуется психологией зрелости при недостатке серьёзного участия в обществе взрослого поколения. [3]

Исследователи приняли тот факт, что появление молодежной субкультуры обязано техногенной цивилизации, которая берет свое начало в 1950-х годах. Именно в это время на смену традиционному обществу, которое развивалось довольно медленно и постепенно, пришло динамическое общество. Его принципы - свобода человека, инновации в любых областях жизни и готовность мгновенно приспособиться к изменениям.

Само же появление молодого культурного феномена взаимосвязано с непостоянством молодых людей в поиске своего места в социуме, а также неуверенностью в личном социальном статусе. В аспекте онтогенеза молодежную субкультуру можно назвать одним из уровней развития человека, пройти который должен каждый. Его задача заключается в поиске собственного социального статуса. Основной же социальной «сценой» для конкретной деятельности молодежи является досуг. Проведение досуга раскрывает в молодом поколении их самостоятельность и умение принимать собственные решения.

Субкультура не разделяется на «старшую» и «младшую»: общество, невзирая на возраст, имеет схожие музыкальные вкусы, танцевальные жанры и т.д., однако различия между поколениями есть. Сейчас «отцы и дети» сильно различаются в морально-нравственных принципах, в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Молодежная культура развивается под воздействием социально-политических, экономических, демографических процессов происходящих в обществе. Меняется форма контроля; если раньше это были экзамены, то сейчас ЕГЭ. Увеличивается время обучения в школе, например, начальная школа сейчас это четыре класса, в 1990-е гг. - только три. Обучение в университете составляло пять лет, сейчас 6 лет. Это приводит к резкому расслоению среди молодежи, некоторые ощущают себя подростком, другие стремятся, как можно раньше получить образование и трудовой стаж. Причем рабочее место, заработная плата для молодежи имеет большое значение. [2]

Современные молодежные субкультуры имеют противоречивый характер. Они протестуют против «серого» общества, его обыденных ценностей и конъюнктуры, но в то же время они создавались, чтобы помочь адаптироваться молодым людям в этом же обществе. Когда человек попадает в определенную субкультуру, он связывается с ней в единое целое. Человек соглашается принять все правила, устоявшиеся порядки и законы нового для него общества. У индивида может измениться полностью взгляд на окружающий его мир.

Субкультуре характерно единение внутреннего мира и идея, выступающая в противоположном направлении от общих принципов. Из-за присутствия собственного культурного течения, данные классы побочны во взаимодействии с целым обществом. Поэтому они постоянно будут содержать в себе доли социальной дезорганизации и потенциально тяготеть к отличному от общепризнанных норм поведению. [1]

Нередко это приводит к эксцентричному поведению индивида, когда происходит нарушение общепризнанных норм поведения и стирание моральных ценностей. Интерес вызывает лишь сексуальная жизнь, беспробудные вечеринки и, в некоторых случаях, наркотики. Данное общество образовывает некую контркультурную ориентацию, которая объявляет своим высшим принципом удовольствие и наслаждение. Эти принципы выступают в роли побудительного мотива и задачей для всего поведения. Контркультуру, обычно, связывают с иррационализмом. Иррационализм определяет контркультуру молодежи и отдает ведущую роль гедонизму. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультур.

Приобретая возраст юноши, индивид пытается уйти от института семьи. Человек пытается найти именно те социальные связи, которые могли бы дать ему защиту от пока еще неизвестного ему социума. От этого возникает промежуток времени между потерявшейся семьей и неизведанным обществом. Между этим промежутком молодой человек присоединяется к себе подобным людям. Такое присоединение образует неформальную группу, которая стремится обеспечить индивиду конкретный статус в обществе. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых.

Часто случается и так, что когда тот, кто идентифицирует себя с той или иной неформальной группой, зачастую не может до конца понять её. Например, подростки-металлисты зачастую устраивают побоища и различные беспорядки. Занимаются хулиганством, грубят старшим на пустом месте и после этого считают себя истинными металлистами. Они не смогут понять и осознать, что движение металлистов было образовано в первую очередь из-за самой музыки (жанра «металл») и особого ощущения мира, а не из-за стремления ломать и крушить все на своем пути.

Ссылки на источники:

1. Красавина Е. В. Влияние молодежной субкультуры на адаптационные стратегии студенческой молодежи: монография / Е.В. Красавина. - Электрон. текстовые данные.

- М.: Российская таможенная академия, 2010. - 110 с.

2. Латышева Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / «Социс» - 2010.

- №15. - С. 94.

3. Манько Ю. В. Социология молодежи: учебное пособие / Ю. В. Манько, К. М. Оганян.

- Электрон. текстовые данные. - СПб: Петрополис, 2008. - 316 с.

4. Сергеев С. А. Молодежная субкультура готов. Генезис, стиль, влияние на массовую культуру: монография / С. А. Сергеев, Т. С. Абдуллина. - Электрон. текстовые данные. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. - 152 с.

Nina Filina

Candidate of Political Sciences FSBEI HE Omsk SA U, Omsk nv. filina@omgau.org

Dmitry Cheboksarov

Third year student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

timoxnemez@mail.ru

Modern Youth Cultures or Subcultures

Annotation. The article analyzes the influence of culture on youth. Parallels are drawn between culture and subculture. The main reasons for leaving young people in asocial subcultures are highlighted. The concept of counterculture and its influence on youth is analyzed. Keywords: youth, subculture, counterculture, influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.