Научная статья на тему 'Основные подходы к дефиниции понятий «Молодежная культура» и «Молодежные субкультуры»'

Основные подходы к дефиниции понятий «Молодежная культура» и «Молодежные субкультуры» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6334
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ДЕФИНИЦИЯ / DEFINITION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА / YOUTH CULTURE / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / INFORMAL ASSOCIATION / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / СУБКУЛЬТУРЫ / SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скакун Александра Сергеевна

В статье анализируются основные подходы к определению понятий «молодежная культура», «субкультура» и «молодежная субкультура/ субкультуры» в отечественной и зарубежной науке. Даются авторские определения этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Approaches to Definition of the Concepts of «Youth Culture» and «Youth Subculture»

The paper analyzes the main approaches to definition of the concepts of «youth culture», «subculture» and «youth subculture» in Russian and foreign science. The author gives her definitions of these concepts

Текст научной работы на тему «Основные подходы к дефиниции понятий «Молодежная культура» и «Молодежные субкультуры»»

А. С. СКАКУН

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА» И «МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ»

Ключевые слова: дефиниция, молодежь, молодежная культура, неформальное объединение, субкультура, субкультуры

Key words: definition, youth, youth culture, informal association, subculture, subcultures

В статье анализируются основные подходы к определению понятий «молодежная культура», «субкультура» и «молодежная субкультура/ субкультуры» в отечественной и зарубежной науке. Даются авторские определения этих понятий.

The paper analyzes the main approaches to definition of the concepts of «youth culture», «subculture» and «youth subculture» in Russian and foreign science. The author gives her definitions of these concepts.

Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала внимание исследователей и политиков на протяжении всего ХХ в. Стремительное ускорение и постоянное обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных постиндустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, радикально изменяя социальные связи и формы коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, постоянно перестраивающих культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к перманентно меняющимся условиям и требованиям жизни. Все это причины того, что поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и собственного социального статуса предельно осложнены изобилием выбора, сочетающегося с новизной.

Молодежь в ряду других социальных субъектов выполняет исключительную функцию — она является «проводником

СКАКУН Александра Сергеевна, магистр культурологии Рязанского государственного университета.

новых идей, инициатив выступает носителем новейших знаний»1. По определению С. Н. Иконниковой, молодежь — это социально-демографическая группа, внутренне дифференцированная по ряду признаков, «сложное, многомерное и динамичное образование, постоянно воспроизводящее и изменяющее социальную структуру общества»2.

В. Т. Лисовский считает молодежь специфической социально-демографической общественной группой, имеющей «общие социально-психологические особенности и ориента-ции»3. А. П. Мальцев определяет молодость как «период в развитии поколения, находящегося в объективных условиях выбора специализированной профессиональной и социально значимой деятельности в сфере общественных отношений»4.

Авторы справедливо подчеркивают обусловленность социального положения молодежи в обществе, ее функций, видов деятельности, ценностных ориентаций, интересов и потребностей возрастными, социально-психологическими и социокультурными особенностями, зависимостью от общественного строя и исторической ситуации.

В наше время большинство социальных движений преследуют цель развития альтернативных стилей жизни внутри общества. Источники конфликтов, возникающих в результате социально-экономических изменений, скорее культурные, нежели экономические и политические.

Стремясь обрести и закрепить некий статус в обществе, молодежь идет на создание собственной культуры, системы ценностей, альтернативной доминирующей культуре, т. е. субкультуры. Приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир доминирующей культуры, адаптация к ней — процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям. Именно так рождаются определенные культурные модели, обусловленные сменой поколений и, как следствие, меж-поколенческим конфликтом. Юношество воплощает новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, однако влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи5.

Понятие «молодежь» входит в научный обиход вместе с понятием «молодежная культура». Его появление связывалось с одним из ярчайших представителей структурного функционализма и апологетов «молодежного вопроса» в культурологии Т. Парсонсом. Для него молодежь — важный компонент социальной структуры общества, транзитивная социальная группа, находящаяся на стыке двух ценностных систем — традиционного и современного обществ — и обеспечивающая либо плавный, гармоничный, либо конфликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому. Как и другие возрастные категории населения, молодежь реализует важные функции, но исполнить свою историческую роль молодежи труднее, чем другим социальным группам. Это является следствием усложнения социальных структур, повышения уровня социальной и культурной неопределенности, угроз глобализации.

Молодежная культура представляется независимым социальным пространством, в котором молодые люди могут обрести идентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных полномочий и полностью контролируемы взрослыми. Кроме того, в современных индустриальных обществах семья начинает терять традиционные функции образования и профессионализации. Посредством ценностей и образцов поведения, принятых в компаниях сверстников, подростки дистанцируются от родительских и профессиональных ролей взрослого общества. Таким образом, молодежная культура помогает развитию моделей эмоциональной независимости и безопасности, приватизации «своих» территорий, изменению ролевых характеристик первичной (детской) социализации через усвоение принятых в компании соревновательных (конкурентных) и инструментальных техник, что подготовляет подростка к занятию взрослой позиции.

Н. Смелзер отмечает наличие в обществе множества подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. По его мнению, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется субкультурой6. Е. В. Сенько определяет субкультуру как ментально обусловленное образование со своими философскими, психологическими, прагматическими и культурологическими основами7.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб» обретает совершенно новое значение. Молодежная субкультура рассматривается как нечто, содержащее инновационные потенции молодежной культуры, как источник дальнейшего прогрессивного развития общественной культуры. Впервые в отечественной литературе определение субкультуры дала С. Н. Иконникова: «Субкультура — это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами»8. В этом определении даны качественные характеристики, обозначены составляющие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры.

По мнению А. Я. Флиера, «субкультуры — наиболее крупные сегменты целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт (или комплексов черт)»9. По его мнению, «всякая культура состоит из многих элементов, составляющих ее специфику (язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и т. п.), а субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка базовой, отличаясь лишь од-ной-двумя чертами». Также он отмечает наличие в любой субкультуре двух противоположных тенденций: сближение с базовой культурой, либо размежевание с ней. А. Я. Флиер приводит краткие основания для типологизации субкультур. Он выделяет субкультуры, отличающиеся от основной культуры какими-либо этническими, лингвистическими или конфессиональными признаками. Помимо них, существует «множество субкультур, основанных на социальной, возрастной или какой-то иной специфике. Например, молодежная субкультура, субкультура пенсионеров и людей пожилого возраста, субкультура инвалидов, субкультура гомосексуалистов и т. п.»10.

Л. Сауленко также замечает, что субкультуры обладают определенными признаками. У них суровые внутренние правила, в них действуют культурные механизмы, обеспечивающие удаление «инакомыслящих» из группы. Субкультуры

формируются вокруг добровольных объединений и являются их высшей ступенью11. Н. В. Иванова дает иную трактовку. С ее точки зрения, субкультура — это совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. д.), влияющих на стиль жизни, мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «Мы», отличного от «Они»12.

Т. Б. Щепанская в своей интерпретации этого понятия исходит из положения, что субкультура не представляет собой самостоятельного целого и является подсистемой культуры. Вслед за другими исследователями отличие субкультур она видит в том, что они «не способны к полностью автономному самовоспроизводству, используют коды своей культуры, из которых заимствуют символы, несколько трансформируя и перекодируя их»13.

Т. Б. Щепанская понимает субкультуру как коммуникативную систему, включающую средства (знаки и символы) и определенную конфигурацию каналов коммуникаций (связей), и определяет ее как «знаковую и нормативную систему, способную к самовоспроизводству и относительно автономную в рамках более широкой системы культуры»14.

Наибольший интерес в концепции субкультуры, описанной Т. Б. Щепанской, представляет разграничение ею субкультуры как системы знаков и норм от субкультурного сообщества как локального уплотнения межличностных связей. Согласимся с ней, что в отечественной научной литературе имеется тенденция их отождествлять, описывая едва ли не любое наблюдаемое сообщество, обладающее общей символикой, как «субкультуру», хотя их границы далеко не всегда совпадают. «На основе той или иной субкультурной традиции, т. е. ее знаков и норм может возникать множество разных сообществ, а трансляция традиции чаще всего происходит на меж- или надгрупповом уровне»15. Субкультура порождает сообщества, которые возникают и перестают существовать, внося свой вклад в ее традицию. В нашем исследовании мы будем придерживаться аналогичного разделения: под субкультурным сообществом будем понимать носителей субкультуры как системы знаков, ценностей, типов межличностных связей, форм общения, внешней атрибутики, языка и т. д.

Упомянутые ученые, помимо определения термина и освещения аспектов его репрезентации, выделяют и несколько признаков, при наличии которых можно говорить о выделении субкультуры как социокультурного феномена в молодежной среде: определенная степень увлеченности какой-либо стороной современной культуры; существование философской системы; наличие понятийного аппарата (определенного набора символов и кодов субкультуры), типического и специфического для различных молодежных групп.

В отечественной литературе понятие «молодежная субкультура» стало использоваться для характеристики явлений и процессов, происходящих в период «перестройки» российского общества на рубеже 80—90-х гг. ХХ в. Возникновение и функционирование субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения этих потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные для общества ценности или вырабатывать собственные. Говоря о молодежной субкультуре, многие исследователи подчеркивают ее равнозначность понятию «молодежная культура».

По мнению С. И. Левиковой, молодежная субкультура — это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» (не для всех) культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это культурная подсистема внутри системы официальной, материнской, базовой культуры общества, определяющей стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (мировосприятие, умонастроение) ее носителей16. Далее С. И. Левикова дает несколько уточненную интерпретацию, приравнивая понятие «молодежная культура» к понятию «субкультура»: «Молодежная культура, или "субкультура", представляет собой частичную, относительно когерентную культурную подсистему внутри базовой культуры общества, культивирующую собственно молодежную систему ценностей, норм и форм поведения, отношение к моде и т. д. Молодежная культура, с одной стороны, является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а с другой — попыткой изменения или корректировки старой и создания новой системы ценностей, морали»17. Как видно из приведенных цитат, она отождествляет понятия «молодежная культура» и «молодежная субкультура».

Возникновение молодежной субкультуры совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже плюралистична, так как вбирает в себя хиппи, готов и др.; множественна, поскольку у нее нет стержневого единства; неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура; фрагментарна, т. е. каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие; изменчива, так как периодически обновляется, перерождается; эклектична, так как вбирает абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и взаимно дополняют друг друга.

Д. С. Титов, описывая ситуацию постмодерна в философии и культуре, отмечает, что субкультура — это мир «для себя»; она содержит набор качеств, своеобразные черты сознания и поведения, отличающие эту общность от общества. Молодежная субкультура — это устойчивая общность людей, выделившаяся на возрастной основе и имеющая собственные регуляторы социального поведения, а именно: нравы, традиции, обычаи. Важным в образе жизни субкультуры является наличие специфических форм общения, особого рода контактов, личностных связей, механизмов социального регулирования, особой шкалы ценностей, сферы потребления и своего языка, знаковой системы и системы символов, ритуалов и собственной мифологии18.

Ю. А. Зубок считает онтологическим основанием молодежной субкультуры протест19, хотя это и вовсе не единственный параметр ее выделения. Реализацией подобного отношения к общественным установкам, нормам и ценностям является большинство проявлений молодежной культуры: внешний вид, этика, искусство, язык и др.20 Еще более открыто протест проявляется в форме молодежных демонстраций, бунтов, бродяжничества, увлечения ритуалами и мистикой, суицидальных настроений, в употреблении наркотиков и т. д. Все это направлено на эпатаж социума.

Е. Л. Омельченко подчеркивает, что выделение субкультуры как таковой невозможно без идентификации участников

с ее «именем». Субкультура обязательно должна носить какое-либо название («панки», «готы», «хиппи», «металлисты»). Также при рассмотрении молодежных субкультурных образований нередко поднимаются вопросы, связанные с их потребительской активностью, гендерными стереотипами, насилием и жестокостью, девиантным поведением, моралью и нравственностью нового поколения, сексуальной культурой или бескультурьем и т. п.21

Таким образом, осуществляются попытки введения единого определения понятия «субкультура», рассматриваются различные типологизации и классификации молодежных объединений, проводится разностороннее изучение их проблематики. Однако в современной гуманитарной науке отмечается плюрализм методологических, теоретических и эмпирических подходов к определению и исследованию культуры молодого поколения. Богатый исследовательский материал позволяет дать собственную дефиницию понятия «молодежная субкультура». С нашей точки зрения, молодежная субкультура — это особый вид культуры, создаваемый и потребляемый молодежью, объединенной единой системой взглядов и интересов, общими социокультурными практиками, с целью их социальной идентификации и самоидентификации. Это сообщества, обладающие разработанными системами идентифицирующих признаков: самоназванием, системой ценностей, обычаями, нормами, имиджем, стилем поведения, эстетическими предпочтениями. Под «субкультурой» следует понимать наличие внутри молодежной культуры определенных групп, целью которых является самоидентификация молодых людей, объединенных интересами в нескольких областях жизнедеятельности. Обязательны при этом наличие у субкультурных движений имен (растаманы, панки, хипстеры и др.) и признание подростком этого имени применительно к себе. Только тогда, когда подросток относит себя к субкультурному движению, мы можем говорить о его принадлежности к нему.

Таким образом, молодежь как специфическая социально-демографическая группа в процессе приобщения к господствующей культуре создает собственную культуру, являющуюся одновременно и ее частью, и альтернативою ей — молодежную субкультуру.

Сначала понятие «молодежная субкультура» означало явление, противостоящее по своим ценностям, идеалам общепринятой национальной культуры, будучи в определенном смысле синонимом понятию «контркультура». К концу ХХ в. ряд исследователей констатировали, что молодежная субкультура не представляет собой самостоятельного целого и выступает подсистемой базовой культуры общества, вследствие чего опирается на ее культурный код, заимствуя из него определенный, необходимый этой субкультуре набор символов, преобразуя их сообразно своим целям. При этом происходит постоянное взаимодействие господствующей культуры и субкультур, которое может иметь различный характер, как конструктивный, так и деструктивный, но всегда приводит к появлению новых культурных форм и элементов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Самоявцев М.В. Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины ХХ века: дис. ... канд. культурологии. Нижневартовск: НГГУ, 136 с.

2 Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. Л.: Знание, 1988. С. 30.

3 Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. M.: Педагогика, 1990. С. 40—41.

4 Мальцев А.П. Молодежь: философские проблемы становления субъекта культуры: автореф. дис. ... канд.. филос. наук. Уфа: УГАТУ, 1988. С. 14.

5 См.: Культурология. ХХ век: словарь. СПб.: Универ. книга, 1997. С. 450—453.

6 См.: Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 67.

7 См.: Сенько Е.В. Хиппи, панки и так далее // Рус. речь. 2009. № 5. C. 54—58.

8 Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. С. 39.

9 Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2009. С. 206.

10 Там же. С. 207.

11 См.: Сауленко Л. Молодежные субкультуры: украинский контекст. URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/13/38 (дата обращения: 14.01.2013).

12 См.: Иванова Н.В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. 2005. № 7. С. 31—36.

13 Щепанская Т.Б. Микроэкономика молодежных субкультур: стратегии безденежья // Этнограф. обозр. 2008. № 1. С. 42—55.

14 Там же. С. 42—43.

15 Там же. С. 43—44.

16 См.: Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: Гранд-Фаир, 2004. 608 с.

17 Ее же. Место техники в системе ценностей молодежной культуры // Обществ. науки и современность. 2001. № 4. С. 178—188.

18 См.: Титов Д. Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Article/Tit_SitPost.php (дата обращения: 18.09.2013).

19 См.: Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2003. С. 79.

20 См.: Кейес М. Молодежная культура и взросление. URL www.index. org/joumal/23/keies23.html (дата обращения: 25.06.2013).

21 См.: Омельченко Е.Л. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ в. // Неприкоснов. запас. 2004. № 4. С. 53—60.

Поступила 25.02.2014.

A. S. Skakun. Basic Approaches to Definition of the Concepts of «Youth Culture» and «Youth Subculture»

The paper substantiates the need to distinguish the concepts of «youth culture» and «youth subculture». It presents an attempt to analyze approaches to definition of these concepts in the works by Russian and foreign scientists. The author gives her definitions of the concepts of «youth subculture», «youth subcultures», and «subculture».

Youth subculture is considered as a special kind of culture that is created and consumed by young people united by a common system of beliefs and interests, shared socio-cultural practices, for their social identification and self-identification. Youth subcultures are the communities which have sufficiently developed systems of identifiers: their own original name, a system of values, customs, norms, an image, behavioral style, aesthetic preferences. The «subculture» should be understood as presence of certain groups within the youth culture whose aim is the self-identification of young people united by common interests in several areas of life. Mandatory, however, is the existence of names of subcultural movements (Rastafaris, punks, hipsters, etc.) and a teenager's admission that this name also applies to him or her. Only when a teenager considers himself a part of a subcultural movement we can say he or she belongs to it.

SKAKUN Alexandra Sergeyevna, Master of Culturology, Ryazan State University (Ryazan, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.