Научная статья на тему 'Современные модели принятия стратегических и тактических решений в системе функционирования промышленной государственной корпорации как бизнес-партнера'

Современные модели принятия стратегических и тактических решений в системе функционирования промышленной государственной корпорации как бизнес-партнера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / БИЗНЕС-ПАРТНЕРСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / INDUSTRIAL STATE CORPORATION / BUSINESS PARTNERSHIP / STRATEGIC AND TACTICAL ADMINISTRATIVE DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Татьяна Александровна

Рассмотрены модели функционирования промышленных государственных корпораций на принципах бизнес партнерства в целях повышения уровня их развития, а также принятия обоснованных решений стратегического и текущего характера по реализации выбранной хозяйствующим субъектом бизнес-стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MODELS OF ADOPTION OF STRATEGIC AND TACTICAL DECISIONS IN SYSTEM OF FUNCTIONING OF THE INDUSTRIAL STATE CORPORATION AS BUSINESS - THE PARTNER

In article models of functioning of the industrial state corporations on the principles business partnership for increase of level of their development, and also adoption of reasonable solutions of strategic and current character on the realization chosen as an economic entity business strategy are considered

Текст научной работы на тему «Современные модели принятия стратегических и тактических решений в системе функционирования промышленной государственной корпорации как бизнес-партнера»

УДК 330.34.014

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ КАК БИЗНЕС-ПАРТНЕРА

Т. А. Головина

Рассмотрены модели функционирования промышленных государственных корпораций на принципах бизнес - партнерства в целях повышения уровня их развития, а также принятия обоснованных решений стратегического и текущего характера по реализации выбранной хозяйствующим субъектом бизнес-стратегии.

Ключевые слова: промышленная государственная корпорация, бизнес-партнерство, стратегические и тактические управленческие решения.

В современных условиях развития отечественной экономики промышленные государственные корпорации призваны обеспечивать устойчивое развитие как регионов, так и хозяйствующих субъектов.

Современные условия функционирования промышленных государственных корпораций в России приведены на рис.1.

Однако кризис экономических процессов наглядно показал, что функции и ресурсы, которыми наделены промышленные государственные корпорации, не в полной мере позволяют решать задачи по разработке новых и адаптации существующих методов и системных моделей функционирования промышленных государственных корпораций на принципах бизнес - партнерства.

Лишь малая доля промышленных государственных корпораций на принципах взаимодействия с учебно-научными учреждениями, хозяйствующими субъектами и другими составляющими элементами экономической системы стремятся стать центрами генерации экономического импульса.

Не ставя приоритет решение текущих задач по реализации выбранной стратегии промышленные государственные корпорации не могут качественно сформулировать свои инновационные приоритеты, эффективно распределить ресурсы.

С точки зрения эффективного развития промышленные государственные корпорации должны направить все свои усилия на институциональное проектирование дополнительных институтов, которые будут способствовать развитию региональных экономических систем. В то же время промышленные государственные корпорации уже занимаются направлением формирования институциональных образований, являются инициаторами их создания, что лежит в основе их создания.

Рис.1. Современные условия функционирования промышленных государственных корпораций в России

В то же время промышленные государственные корпорации должны способствовать развитию рыночной инфраструктуры экономики в регионах, способствовать созданию новых институциональных структур для обеспечения эффективности деятельности промышленных государственных корпораций, предлагать институциональные решения для модернизации системы государственного инвестирования, к тому же они способны вносить предложения с целью совершенствования нормативной базы [1, 2,4].

Функции промышленных государственных корпораций как ключевого бизнес - партнера приведены на рис.2.

В настоящее время построение взаимодействия в рамках бизнес -партнерства является залогом успешного экономического развития, как промышленных государственных корпораций, так и региональных хозяйствующих субъектов.

Разработка новых и адаптация существующих моделей функционирования промышленных государственных корпораций на принципах бизнес -партнерства способствует как повышению уровня их развития, так и позволит принимать обоснованные решения стратегического и текущего характера по реализации выбранной хозяйствующим субъектом бизнес - стратегии.

11нновационная функция

Функция администрирования бизнес-процессов

Функция стимулирования конкуренции

Инвестиционная функция

та

Реализуемые функции промышленных государственных корпораций

Внешнеэкономическая функция

Стабилизационная функция

К)

Функция институционального проектирования

Формирование и развитие бизнес - партнерства с хозяйствующими объектами

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Содействие решению задач хозяйствующих о бъектов стратегического и текущего характера в системе функционирования промышленной государственной корпорации

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Информационное взаимодействие с региональными органами власти

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»

Рис.2. Функции промышленных государственных корпораций как ключевого бизнес - партнера

Основным вектором развития промышленной государственной корпорации должно стать организация принятия текущих решения по реализации бизнес - стратегий хозяйствующих субъектов, путем поддержки промышленной продукции отечественных предприятий в условиях им-портозамещения с позиций принятия управленческих решений, а также содействия в поиске потенциальных инвесторов.

Функционирование промышленной государственной корпорации должно осуществляться через взаимодействие с хозяйствующими субъектами. Примером такого взаимодействия может выступать бизнес - партнерство, формирование которого должно осуществляться на региональном уровне [6]. Такое сотрудничество промышленной государственной корпорации даст возможность снизить уровень расходов, связанных с финансированием отдельных организаций, а региональным предприятиям даст импульс экономического роста. Также немало важным моментом в развитии промышленных государственных корпораций является их развитие как стабилизационного фонда, суть которого должна заключаться в ранжировании проектов направленных на инновационное развитие экономики.

Промышленная государственная корпорация должна выступать драйвером выхода на международные рынки региональным экономическим системам. Существенные вливания ресурсов в промышленные государственные корпорации позволит им выводить продукцию отечественных региональных предприятий на мировые рынки, а также сделает ее конкурентоспособной.

Выявленные функциональные государственных корпораций возможности будут направлены на повышение эффективности текущей деятельности промышленных государственных корпораций, в частности выход в региональные депрессивные рынки, информатизация текущей деятельности, что приведет к прозрачности функционирования промышленных государственных корпораций, повысит контроль при реализации бизнес - стратегий в регионах как со стороны промышленной государственной корпорации, так и со стороны региональных органов и промышленных предприятий.

С этой точки зрения возникает необходимость выделить наиболее значимые формы управленческих решений в рамках механизма бизнес -партнерства:

- эффективное совместное использование ресурсов;

- гибкость по отношению к изменяющейся внешней среде, которая охватывает все действия стратегического планирования;

- способность промышленной государственной корпорации выбирать направления стратегического развития, которое будет способствовать выделять сильные и слабые стороны корпорации в рамках стратегии развития конкретного региона.

Решение текущих задач по реализации стратегии является инструментом, который направлен на реализацию общей цели. Важнейшей задачей процесса решения текущих задач по реализации выбранной стратегии

является обеспечение изменений и нововведений в данный процесс. Между тем помимо самой проблемы решения текущих задач по реализации выбранной стратегии, существует проблема, отражающая на деятельности промышленных государственных корпораций, является анализ, сбор информации о текущей деятельности с последующим использованием полученных данных в процессе реализации выбранной стратегии.

Формирование бизнес - партнерства с хозяйствующими субъектами предоставит всем участникам экономические рост, что позволяет стимулировать развитие приоритетных отраслей промышленности, что приведет к структурным преобразованиям экономики путем смещения вектора от торговых посредников непосредственно к промышленным предприятиям [5,9].

При жесткой конкуренции, насыщенности большинства рынков, нестабильности экономических и политических систем для поддержки отечественных предприятий в регионах промышленные государственные корпорации должны быть инициатором создания бизнес - партнерства между самой промышленной государственной корпорацией, региональными хозяйствующими субъектами. Данное взаимодействие направлено на достижение стратегических целей и задач, которые являются взаимовыгодными для всех участников и в первую очередь для решения текущих задач по реализации выбранной стратегии.

Функционирование промышленных государственных корпораций как ключевого бизнес - партнера является одной из сложных форм организации производства. Оно преследует различные задачи и сводится к различным результатам функционирования как с положительной, так и с отрицательной стороны. Бизнес - партнерство дает положительный результат по ряду экономических показателей и эффективности производства, так как увеличение технологической цепочки позволяет применять более эффективные формы организации производства, такие как реализация выбранной стратегии, снижать себестоимость конечного продукта за счет комплексного подхода к решению проблемы затрат на различных стадиях производственного процесса [10].

Таким образом, промышленным государственным корпорациям необходимо ответственно подойти к решению возникающих проблем, особенно которые могут воздействовать на эффективность деятельности самих корпораций, так и субъектов, взаимодействующих с ними. Грамотная организация деятельности промышленных государственных корпораций, которая будет направлена на решение текущих задач по реализации выбранной стратегии в виде реализации инвестиционных проектов в регионах, позволит:

- эффективно использовать имеющиеся в промышленных государственных корпорациях ресурсы;

- повысить конкурентоспособность промышленных предприятий региона;

- дать импульс экономического роста в регионах;

- повысить инвестиционно-инновационный рост, как самих промышленных государственных корпораций, так и всех участников бизнес-партнерства;

- обновить устаревшую инфраструктуру в регионах и т.д.

Таким образом, для формирования эффективной системы по решению текущих задач по реализации выбранной стратегии промышленные государственные корпорации должны выступать в роли ключевого бизнес - партнера всех участников социально-экономических процессов в регионе, быть ориентированными на его приоритеты, тем самым обеспечивать функционирование стимулирующего и мотивирующего механизма повышения инвестиционной активности в нем.

Контур приоритетных предметных областей взаимодействия промышленной государственной корпорации и хозяйствующих субъектов на принципах бизнес - партнерства с учетом актуальности современных проблем их развития должен включать такие блоки как: инновации, инвестиции, информационный обмен и социальное партнерство.

Участники бизнес - партнерства должны обеспечивать не только активизацию взаимодействия, но и давать возможность повышения уровня их экономического роста, повышения конкурентоспособности [3,8].

Модель бизнес-партнерства должна выполнять следующие функции:

- контроль и координацию деятельности хозяйствующих субъектов;

- создание условий доступа к знаниям;

- способствование появлению новых организаций в промышленном секторе экономике;

- снижение уровня рисков взаимодействия.

Целесообразно выделить следующие принципы, обеспечивающие функционирование промышленной государственной корпораций как ключевого бизнес-партнера и позволяющие решать текущие задачи по реализации выбранной бизнес-стратегии хозяйствующими субъектами:

- принцип инновационного взаимодействия позволяет реализовать процесс установления эффективных взаимосвязей между промышленной государственной корпорацией с хозяйствующими субъектами в регионе, результатом которых является конкурентоспособное инновационное развитие. Принцип способствует активизации совместной инновационной деятельности в регионе при решении текущих задач по реализации выбранной стратегии.

- принцип инвестиционного взаимодействия предполагает использование совокупности инструментов, включая методы стимулирования совместной инвестиционной деятельности участников бизнес - партнерства при решении текущих задач по реализации выбранной стратегии. В рамках инвестиционного взаимодействия оказывается поддержка в поиске и получении инвестиций путем формирования базы данных реальных и потенциальных инвесторов, разработки инвестиционных проектов и налаживания коммуникаций с потенциальными инвесторами.

- принцип информационного взаимодействия представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение взаимного обмена информацией участниками бизнес - партнерства по вопросам решения текущих задач по реализации выбранной стратегии. Информационное взаимодействие способствует развитию процессов разработки, передачи технологий, а так же совместных управленческих решений, нацеленных на достижение долгосрочных стратегических приоритетов.

- принцип социального взаимодействия предполагает совместное взаимовыгодное достижение социально значимых результатов от решения текущих задач по реализации выбранной стратегии на основе справедливого распределения между бизнес - партнерами социально-организационных ролей и функций. Принцип социального партнерства реализуется на основе приоритета общих интересов партнеров над частными целями и задачами.

Основным инструментом функционирования промышленной государственной корпорации на принципах бизнес - партнерства должна стать специальная интеграционная платформа, которая обеспечивала бы возможность доступа к ней всех участников и в то же время защиту прав и конфиденциальность информации о реализуемых государственных закупках.

Необходимо развитие коммуникационной системы на уровне промышленной государственной корпорации с использованием автоматизации обработки информации в интересах принятия эффективных превентивных мер на ранних стадиях возникновения технологических, информационных, организационных проблем.

Решение текущих задач по реализации выбранной стратегии необходимо осуществлять с учетом приоритетов всех его участников, что возможно только в условиях социального партнерства.

Таким образом, за счет формирования взаимодействия промышленных государственных корпораций с хозяйствующими субъектами на принципах бизнес - партнерства создается механизм, благодаря которому промышленная государственная корпорация в лице государства, инвестирует финансовые средства для решения конкретных задач, реализует стратегии в условия эффективного, прозрачного и гармоничного бизнес - партнерства, основанного на принципах рациональности интересов всех его участников и основанного на объединении финансовых ресурсов бизнес -структур и промышленных государственных корпораций.

Вместе с тем выгоды хозяйствующих субъектов заключаются в том, что промышленные государственные корпорации на основе бизнес - партнерства принимают на себя определенный объем расходов и рисков, а также применяют административный ресурс для повышения уровня привлекательности реализуемых стратегий частного сектора экономики [7,11].

Реализация выбранной хозяйствующим субъектом стратегии при взаимодействии с промышленной государственной корпорацией на принципах бизнес - партнерства позволит учитывать стратегические приорите-

ты развития региона и экономический потенциал всех участников бизнес -партнерства.

Список литературы

1. Аштаева С.С. Госкорпорации в современной России: функции, структура и особенности деятельности // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 1. С. 113-116.

2. Гаджиев Г.А. Госкорпорации в России с позиций конституционной экономики // Цивилист. 2011. № 2. С. 21-26.

3. Измалкова С.А. Концептуальные аспекты повышения эффективности стратегии управления промышленными предприятиями на основе фактора перспективности проектного решения // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов №4 (27) Орел: Госуниверситет - УНПК, 2014. С. 91-100

4. Измалкова С.А., Хубулова Т.Д. Стратегия формирования инновационной среды для модернизации приборостроительной отрасли // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3. 1. С. 242-250.

5. Измалкова С.А., Тронина И.А. Концепция управления инновационным развитием интегрированных образований в условиях системности, нелинейности и трансформации сущности экономики знаний // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 35 (434). С. 2-13.

6. Измалкова С.А., Тронина И.А. Методологический подход к созданию современной модели управления инновационным развитием интегрированных систем в высокотехнологичном секторе экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 18 (417). С. 15-29.

7. Измалкова С.А. Развитие эффективных механизмов взаимодействия промышленности, науки и образования в инновационной среде // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 1. Ч.1. С. 716-723.

8. Кирдина С.Г. Российские госкорпорации - ответ на глобальные экономические вызовы // Академический вестник. 2012. № 2. С. 184-188.

9. Рогожин С.А. Модельное решение по реализации текущих бизнес - стратегий государственных корпораций в России. // Научно-практический и теоретический журнал Вестник ОрелГИЭТ. Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», 2014. №2(28). С. 92-97

10. Рогожин С.А. Функционирование государственных корпораций на принципах государственно-частного партнерства // Научно-практический и теоретический журнал Вестник ОрелГИЭТ. Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». 2013. №4(26). С. 128-132

11. Степанов К.С. Реализация государством предпринимательской функции через институт госкорпорации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 1. С. 36-38.

Головина Татьяна Александровна, д-р экон. наук, доц., проф., golovinaj78@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУВО «ОГУ им. И.С. Тургенева»

MODERN MODELS OF ADOPTION OF STRATEGIC AND TACTICAL DECISIONS IN SYSTEM OF FUNCTIONING OF THE INDUSTRIAL STATE CORPORATION

AS BUSINESS - THE PARTNER

T.A. Golovina

In article models of functioning of the industrial state corporations on the principles business - partnership for increase of level of their development, and also adoption of reasonable solutions of strategic and current character on the realization chosen as an economic entity business - strategy are considered

Key words: industrial state corporation, business partnership, strategic and tactical administrative decisions.

Golovina Tat'jana Aleksandrovna, doktor of economic sciences, professor at the department of «Jekonomika i menedzhment», golovina t78 a mail.ru, Russia, Orel, Orlovksky State University I.S. Turgeneva.

УДК 658.3

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

В.И. Нечаев, Ю.В. Нечаев

Выполнен обзор литературы по проблеме профессионального сознания. Проанализированы достоинства и недостатки определений и компонентного состава профессионального сознания. Публикации, рассматривающие профессиональное сознание руководителя, обнаружить не удалось. Предложена модель профессионального сознания руководителя, актуальная для теории управления.

Ключевые слова: профессиональное сознание, теория управления, руководитель, система, процесс.

Деятельность управленческого персонала организаций различных отраслей экономики и в первую очередь промышленных предприятий приобретает всё более динамичный и инновационный характер. Необходимым условием успешной деятельности предприятия в турбулентной экономической среде является высокий уровень профессионализма руководителей всех уровней управления.

Профессионализм руководителя представляет собой систему, на первом структурном уровне которой выделяются следующие компоненты:

- профессионально значимые личностные характеристики психически и физически здорового человека;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.