Научная статья на тему 'Управление процессами функционирования территорий опережающего развития как фактор обеспечения устойчивости региональных экономических систем'

Управление процессами функционирования территорий опережающего развития как фактор обеспечения устойчивости региональных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1958
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / МОНОГОРОД / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT / SINGLE-INDUSTRY TOWN / INVESTMENTS / REGION / STRATEGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Авдеева Ирина Леонидовна, Головина Татьяна Александровна, Беликова Юлия Валерьевна

Статья посвящена изучению особенностей управления процессами функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в условиях становления экономики знаний. Проблема развития экономики регионов в России является в настоящее время одной из самых сложных и актуальных. Среди крупных программ последнего времени, направленных на модернизацию монопрофильных населенных пунктов, – проект «комплексного развития моногородов», включенный в перечень приоритетных направлений Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ. Проведен анализ нормативно-правовой базы по развитию территорий опережающего социально-экономического развития страны. Выявлены проблемы в области нормативно-правового обеспечения процесса формирования территорий опережающего развития, а также их тенденции и предпосылки. Проведен анализ привлекательности условий формирования и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в зарубежных странах, таких как Корея, Китай, Сингапур, США, Канада, Япония. Мировая практика показывает, что создание благоприятных условий для формирования территорий опережающего развития необходимо для формирования региональной инфраструктуры производственной деятельности предприятий. Территории опережающего развития являются также механизмом по формированию системы льгот в целях реализации новых эффективнейших способов привлечения дополнительных инвесторов как государственного уровня, так и частных секторов, поскольку Федеральным законом № 473-ФЗ закреплен ряд преимуществ для резидентов территории опережающего развития – территории в масштабах муниципального района или городского округа, конкурентоспособной на международном уровне в привлечении инвестиций и новых жителей. Для экономической оценки целесообразности развития территории опережающего развития введен особый правовой статус предпринимательской деятельности территории опережающего развития. Без повышения уровня инвестиционной привлекательности невозможно добиться модернизации и эффективного развития экономики регионов России, даже с учетом использования государственных корпораций. Ввиду этого Правительство РФ стремится к достижению уровня инвестиций экономик Бразилии, Индии и Китая. Именно территории опережающего развития смогут гарантировать модернизационно-инновационный рывок России, но сценарий их развития сегодня имеет множество недостатков, что, скорее, тормозит экономический рост регионов, чем предопределяет его положительную динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Авдеева Ирина Леонидовна, Головина Татьяна Александровна, Беликова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the processes of functioning of territories of advanced development as a factor in ensuring the sustainability of regional economic systems

The article is dedicated to studying the features of managing the processes of functioning of the territories of advanced social and economic development in the conditions of the forming knowledge economy. The problem of economic development of Russian regions is currently one of the most complex and urgent. One of the major recent programs aimed at modernizing mono-profile settlements is the project of ‘integrated development of single-industry towns’, included in the list of priorities by the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects. The article analyzes the regulatory and legal framework for the development of the territories of the country's advanced social and economic development. We have revealed the problems in the field of normative and legal support of the process of forming the territories of advanced development at present, as well as their tendencies and prerequisites. We have analysed the attractiveness of the conditions for the formation and functioning of the territories of advanced socio-economic development in foreign countries, such as Korea, China, Singapore, the USA, Canada, Japan. World practice shows that the creation of favorable conditions for the formation of territories of advanced development is necessary for the formation of a regional infrastructure for the production activities of enterprises. The territories of advanced development are also a mechanism for creating a system of benefits in order to implement new efficient ways of attracting additional investors, both at state level and in private sectors, since Federal Law No. 473-FZ granted a number of benefits for residents of the territory of advanced development. A territory of advanced development is a territory within a municipal or urban district, internationally competitive in attracting investments and new residents. The special legal status of conducting entrepreneurial activity in the territory of advanced development serves for economic evaluation of the expediency of developing the territory of advanced development. Without increasing the level of investment attractiveness, it is impossible to achieve modernization and effective economic development of Russian regions, even taking into account the use of state corporations. In view of this, the Government of the Russian Federation is striving to achieve the level of economic investment on par with Brazil, India and China. It is the territories of advanced development that will be able to guarantee the modernization and innovation leap of Russia, but the development scenario today has many shortcomings, which rather hinders the development of regions of the Russian Federation than predetermines the positive dynamics.

Текст научной работы на тему «Управление процессами функционирования территорий опережающего развития как фактор обеспечения устойчивости региональных экономических систем»

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 10, № 6, 2017

DOI: 10.18721/JE.10608 УДК 338.1

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

И.Л. Авдеева, Т.А. Головина, Ю.В. Беликова

Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Орел, Российская Федерация

Статья посвящена изучению особенностей управления процессами функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в условиях становления экономики знаний. Проблема развития экономики регионов в России является в настоящее время одной из самых сложных и актуальных. Среди крупных программ последнего времени, направленных на модернизацию монопрофильных населенных пунктов, — проект «комплексного развития моногородов», включенный в перечень приоритетных направлений Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ. Проведен анализ нормативно-правовой базы по развитию территорий опережающего социально-экономического развития страны. Выявлены проблемы в области нормативно-правового обеспечения процесса формирования территорий опережающего развития, а также их тенденции и предпосылки. Проведен анализ привлекательности условий формирования и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в зарубежных странах, таких как Корея, Китай, Сингапур, США, Канада, Япония. Мировая практика показывает, что создание благоприятных условий для формирования территорий опережающего развития необходимо для формирования региональной инфраструктуры производственной деятельности предприятий. Территории опережающего развития являются также механизмом по формированию системы льгот в целях реализации новых эффективнейших способов привлечения дополнительных инвесторов как государственного уровня, так и частных секторов, поскольку Федеральным законом № 473-ФЗ закреплен ряд преимуществ для резидентов территории опережающего развития — территории в масштабах муниципального района или городского округа, конкурентоспособной на международном уровне в привлечении инвестиций и новых жителей. Для экономической оценки целесообразности развития территории опережающего развития введен особый правовой статус предпринимательской деятельности территории опережающего развития. Без повышения уровня инвестиционной привлекательности невозможно добиться модернизации и эффективного развития экономики регионов России, даже с учетом использования государственных корпораций. Ввиду этого Правительство РФ стремится к достижению уровня инвестиций экономик Бразилии, Индии и Китая. Именно территории опережающего развития смогут гарантировать модернизационно-инновационный рывок России, но сценарий их развития сегодня имеет множество недостатков, что, скорее, тормозит экономический рост регионов, чем предопределяет его положительную динамику.

Ключевые слова: территория опережающего развития; моногород; инвестиции; регион; стратегия

Ссылка при цитировании: Авдеева И.Л., Головина Т.А., Беликова Ю.В. Управление процессами функционирования территорий опережающего развития как фактор обеспечения устойчивости региональных экономических систем // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 6. С. 84—95. DOI: 10.18721/^.10608

MANAGEMENT OF THE PROCESSES OF FUNCTIONING OF TERRITORIES

OF ADVANCED DEVELOPMENT AS A FACTOR IN ENSURING THE SUSTAINABILITY OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

I.L. Avdeeva, T.A. Golovina, U.V. Belikova

Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russian Federation

The article is dedicated to studying the features of managing the processes of functioning of the territories of advanced social and economic development in the conditions of the forming knowledge economy. The problem of economic development of Russian regions is currently one of the most complex and urgent. One of the major recent programs aimed at modernizing mono-profile settlements is the project of 'integrated development of single-industry towns', included in the list of priorities by the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects. The article analyzes the regulatory and legal framework for the development of the territories of the country's advanced social and economic development. We have revealed the problems in the field of normative and legal support of the process of forming the territories of advanced development at present, as well as their tendencies and prerequisites. We have analysed the attractiveness of the conditions for the formation and functioning of the territories of advanced socio-economic development in foreign countries, such as Korea, China, Singapore, the USA, Canada, Japan. World practice shows that the creation of favorable conditions for the formation of territories of advanced development is necessary for the formation of a regional infrastructure for the production activities of enterprises. The territories of advanced development are also a mechanism for creating a system of benefits in order to implement new efficient ways of attracting additional investors, both at state level and in private sectors, since Federal Law No. 473-FZ granted a number of benefits for residents of the territory of advanced development. A territory of advanced development is a territory within a municipal or urban district, internationally competitive in attracting investments and new residents. The special legal status of conducting entrepreneurial activity in the territory of advanced development serves for economic evaluation of the expediency of developing the territory of advanced development. Without increasing the level of investment attractiveness, it is impossible to achieve modernization and effective economic development of Russian regions, even taking into account the use of state corporations. In view of this, the Government of the Russian Federation is striving to achieve the level of economic investment on par with Brazil, India and China. It is the territories of advanced development that will be able to guarantee the modernization and innovation leap of Russia, but the development scenario today has many shortcomings, which rather hinders the development of regions of the Russian Federation than predetermines the positive dynamics.

Keywords: territory of advanced development; single-industry town; investments; region; strategy

Citation: I.L. Avdeeva, T.A. Golovina, U.V. Belikova, Management of the processes of functioning of territories of advanced development as a factor in ensuring the sustainability of regional economic systems, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (6) (2017) 84-95. DOI: 10.18721/JE.10608

Введение. В современных условиях формирования эффективной и конкурентоспособной структуры экономики России приоритет должен быть направлен на развитие отраслей промышленности нового технологического уклада по прогнозу 2018 г. В связи этим, стратегия формирования территорий опережаю-

щего социально-экономического развития должна соответствовать программе мер по формированию отраслей промышленности нового технологического уклада в целях инновационно-инвестиционного развития не только всей Российской Федерации, но и ее отдельно взятого региона [1—4, 8—13].

Развитие региональной инновационной инфраструктуры должно осуществляться в целях обеспечения национальной безопасности и улучшения качества жизни населения, на что и ориентирована Национальная технологическая инициатива.

Одним из методов решения данной проблемы является проектный подход, ориентированный на решение структурных преобразований в экономической и социальной сферах российской экономики. Проектный подход в развитии региональной инфраструктуры с участием государства должен быть основан на изучении эффективных административных практик в экономико-социальной сфере не только России, но и зарубежных государств.

Формирование эффективных региональных экономических систем необходимо в целях обеспечения получения максимальных благ от имеющихся ресурсов в регионах России и решения проблем их инвестиционной привлекательности.

Процессы развития регионов страны осуществляются без четкого видения их нового структурного формата и эффективных моделей функционирования. Одной из последних может стать территория опережающего развития (ТОР) как инструмент экономического инвестиционного роста региона и повышения его конкурентоспособности.

Актуальность исследования заключается в разработке инструментов, моделей и техно -логий функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в целях повышения эффективности инвестиционной привлекательности региональных экономических систем (на примере Орловской области).

Исследованию проблем развития инновационной инфраструктуры посвятили свои научные труды многие зарубежные ученые, например М.Б. Геррард, М.К. Льюис, А. Линхард. Изучением проблем развития региональной инфраструктуры с участием государства занимаются российские ученые К.А. Антонова, Г.С. Бектенова, В.Г. Варнавский, А.М. Воротникова, И.А. Губанов, Е.А. Дмитриева, А.А. Звеев, В.А. Королев, И.Ю. Мерзлов, А.А. Спиридонов и мн. др. Изучением развития территорий опережающего социально-экономиче-

ского развития занимаются А.А. Антонов, Е.М. Бухвальд, О.Н. Валентик, А.С. Галушка, А.М. Осипов, О.А. Скуфинский, М.Л. Шерей-кин, а также другие ученые. Устойчивости региональных экономических систем посвящают свои исследования В. Леонтьев, Г.В. Семенов, И.В. Щетинина, Д.Ю. Миропольский и мн. др.

Однако следует отметить недостаточность теоретических и прикладных исследований в области формирования территорий опережающего социально - экономического развития.

Цель данного исследования — в разработке теоретических и научно-методических рекомендаций по управлению процессами функционирования территорий опережающего развития региональных экономических систем.

Методика и результаты исследования. Исследование проведено с использованием экономико-статистических методов.

Перспективным направлением развития региона является обеспечение устойчивости региональных экономических систем с учетом их потенциальной возможности реализации инвестиционных инфраструктурных проектов на принципах взаимовыгодного партнерства науки, образования и бизнеса за счет формирования территории экономического развития.

В связи с отсутствием единой методологии формирования территории опережающего развития целесообразно использование методов системного анализа и закономерностей диалектического развития региональных экономических систем.

Считаем, что эффективное функционирование территории опережающего развития возможно только на основе развития модели взаимовыгодного партнерства бизнеса, власти и науки. Для разработки организационно-управленческой модели реализации такого партнерства необходимо применение концепции интеграционного подхода.

В 2014 г. был принят Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 47Э-ФЗ от 29.12.2014 г. В феврале 2015 г. отобраны и утверждены первые три инвестиционных проекта — ТОР «Хабаровск», «Комсомольск» и «Надеждинская».

Федеральный закон № 473-ФЗ устанавливает для ТОР особый правовой режим, определяет меры государственной поддержки и порядок деятельности, ведущейся на этих территориях. Цель принятия закона — создание оптимальных условий для привлечения инвестиций и ускорения социально-экономического развития. Финансирование ТОР ведется за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также из внебюджетных источников [5].

Создание территории опережающего социально-экономического развития основывается на следующих этапах:

1) привлечение иностранной рабочей силы для строительства ТОР;

2) обеспечение земельными участками для строительства ТОР;

3) использование земель государственной и муниципальной собственности для строительства ТОР;

4) установление сервитутов;

5) проведение экологической экспертизы;

6) осуществление строительства ТОР.

Механизмы управления и функционированием территории опережающего социально-экономического развития:1

— перевод земель из одной категории в другую;

— установление технических регламентов;

— установление СанПиН;

— вопросы градостроительного планирования территорий;

— вопросы государственной строительной экспертизы и строительного надзора;

— вопросы технических условий и платы за технологические присоединения;

— привлечение квалифицированного, в том числе иностранного, персонала для резидентов ТОР;

— вопросы таможенных процедур;

— медицинская и образовательная деятельность в ТОР;

— отдельные полномочия органов государственной власти и МСУ;

— недропользование;

— налоговые льготы.

Стоить отметить, что первые территории опережающего социально - экономического

1 Сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

развития начали создаваться на Дальнем Востоке, что вызвано налаживаем сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского рынка. Привлекательные условия территории опережающего социально-экономического развития приведены в табл. 1.

Структура территории опережающего социально-экономического развития:

1) ядро — десятки-сотни гектар — экспор-тоориентированная специальная экономическая зона, индустриальный парк, технопарк, зона свободной торговли;

2) окружение — десятки квадратных километров — инфраструктурное и социальное обеспечение ядра;

3) экосистема.

Территория опережающего социально-экономического развития — территория в масштабах муниципального района или городского округа, конкурентоспособная на международном уровне в привлечении инвестиций и новых жителей.

Представим схематически основные направления выделяемого правового статуса ведения предпринимательской деятельности на территории опережающего развития в Орловской области (рис. 1).

Формирование территории опережающего развития Орловской области является мощным механизмом для модернизации ее экономической системы. Чаще всего именно кризисная ситуация и необходимость стимулирования технологического развития являются толчком для внедрения современных управленческих систем. Так как в процессе формирования территории опережающего развития осуществляется имущественный взнос государства, необходимо отметить высокий уровень ее финансовой устойчивости.

Для экономической оценки целесообразности развития территории опережающего развития вводится особый правовой статус предпринимательской деятельности на ТОР Орловской области [7].

Без повышения уровня инвестиционной привлекательности невозможно добиться модернизации и эффективного развития экономики регионов России, даже с учетом использования государственных корпораций.

Таблица 1

Привлекательные условия территории опережающего социально-экономического развития

Attractive conditions of the territory of advanced social and economic development

Россия

Условия в ОЭЗ государств АТР Корея Китай Сингапур США Канада Япония текущее состояние целевое для модельной ТОР Единица измерения

Налог на прибыль 10 15 17 33 23,5 26,4 13,5 10 % от прибыли

Затраты 700 550 440 1320 1 660 970 1800 440 Долл. США

на транспорти- за 20-футовый

ровку, логистика контейнер

Затраты 7,3 7,4 13,6 6,9 7,4 17,9 11,7 6,9 Центы США

на энергоресурсы за 1 кВтч электроэнергии

Налоги на зара- 8,8 26,7 16 7,7 8,7 25,6 14 7,7 % от ФОТ

ботную плату, %

Получение 29 67 26 27 163 193 244 26 Дни

разрешения

на строительство

Подключение 28 41 36 68 142 105 254 28 Дни

к системе электроснабжения

Меры поддержки 5 4 4 4 5 3 2 5 Баллы исходя

экспорта из объема мер поддержки экспорта

Защита интел- 2 3 4 5 4 5 3 5 Баллы по рангу

лектуальной собственности в рейтинге IPRI

Доступность Высокая Средняя Высокая Низкая Высокая

кадров

Доступность Высокая Средняя Высокая Низкая Высокая

поставщиков

Рис. 1. Основные направления выделяемого правового статуса ведения предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (на примере Орловской области)

Fig. 1. The main directions of the allocated legal status of doing business in the territory of the advanced social and economic development (on the example of the Orel region)

Ввиду этого, Правительство РФ стремится к достижению уровня инвестиций экономик Бразилии, Индии и Китая. Необходимость формирования территории опережающего развития на Дальнем Востоке вызвана развитием Азиатско-Тихоокеанского рынка экспорта и налаживаем сотрудничества с государствами-представителями данного рынка [14, 15].

В 2015 г. в Томской области была создана Концепция создания инновационного территориального центра «ИНО Томск».

Сравнительный анализ условий налогообложения для резидентов особой экономической зоны и территории опережающего развития Томской области обозначим особый правовой режим территории опережающего развития: льготы по налогообложению; пониженные тарифы страховых взносов резидентов в ПФ; пенсионный фонд, фонд социального страхования и федеральный; особенности регулирования трудовой деятельности у резидентов ТОР, осуществления медицинской деятельности и образовательной деятельности на ТОР и многие другие правовые особенности.

Комплексный подход к реновации региональной экономики предполагает эффективное взаимодействие всех его «точек роста», в том числе создание территорий опережающего развития. В то же время в таких зонах должны действовать специальные условия ведения экономической деятельности, формироваться необходимая инфраструктура для участников, предоставляться льготы по налогам и сборам на региональном и муници-

пальном уровнях. Все вышеизложенное требует внедрения инновационных подходов к государственному администрированию.

Серьезного научно-методического обеспечения требуют вопросы организации управления инвестиционными проектами в зонах опережающего развития, повышения инвестиционной привлекательности территорий в рамках концепции бизнес-партнерства, выработки мероприятий по поддержке инновационного предпринимательства [2].

В настоящее время основными проблемами эффективного функционирования промышленных предприятий являются низкая результативность их деятельности в сфере реализации текущих управленческих решений, которые должны быть направлены на формирование импульса инновационного развития различных сфер экономики.

Также к проблеме развития промышленных предприятий необходимо отнести низкую прозрачность их деятельности, что приводит к высокому уровню коррупции, злоупотреблению положением руководящего состава, хищению денежных средств. Сформированная концепция позволит реализовать систему регионального управления инвестиционными проектами в рамках реализации национальной технологической инициативы России до 2035 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представим в табл. 2 выявленные проблемы взаимодействия, бизнеса, власти и науки при формировании территорий опережающего развития.

Проблема Риски

Недостаток законодательной базы Отсутствие — защиты прав участников, унифицированных форм бизнес-партнерства, форм взаимодействия партнеров, льгот, нормативной базы по регулированию отношений

Коррупция Помеха финансирования, необъективный выбор партнера, нецелевое использование ресурсов, низкий уровень управления, увеличение затрат со стороны частного сектора экономики

Беспринципное поведение Низкий уровень качества конечного результата взаимодействия, нарушение сроков исполнения инвестиционных проектов

Отсутствие мотивации Ограничение в развитии бизнес-партнерства, перекладывание рисков на других участников взаимодействия

Нерациональное распределение ответственности Повышение расходов на реализацию проектов, отсутствие компетенций по управлению рисками, отсутствие распределения ответственности без учета компетенций

Низкая квалификация кадров Отсутствие необходимых знаний, повышение уровня управленческих кадров, низкий уровень качества конечного результата взаимодействия

Таблица 2

Выявленные проблемы взаимодействия, бизнеса, власти и науки при формировании территорий опережающего развития

Identified problems of interaction, business, power and science

Рис. 2. Модель управления процессами функционирования территории опережающего развития Fig. 2. Model for managing the processes of functioning of the territory of advanced development

Формирование партнерства между государством, бизнесом и наукой дает возможность улучшить качество услуг, дает доступ к рынку частного капитала органов государственной власти и предпринимательства.

Важным моментом является необходимость построения модели управления процессами функционирования территории опережающего развития, которая позволит координировать и стимулировать участников территории на достижение установленных индикаторов развития с учетом факторов внешней и внутренней среды.

Представим на рис. 2 модель управления процессами функционирования территории опережающего развития.

Управление процессами функционирования территории опережающего развития возможно за счет организации системных действий, реализуемых через организационный, экономический, нормативно-правовой, социальный, информационный механизмы. При этом необходимо сформировать схему взаимодействия предприятий зоны террито-

рии опережающего развития, органов государственной власти и научно-образовательных учреждений [7].

Содержание предложенной организационно-управленческой модели поддержки решения текущих задач по формированию территории опережающего развития в Орловской области приведено на рис. 3.

Основным инструментом, определяющим приоритетные направления развития деятельности предприятий зоны территории опережающего развития является инструмент государственно-частного партнерства. Реализация механизма государственно-частного партнерства в Орловской области даст мощный импульс развития экономических инновационных процессов.

Создание территорий опережающего развития в Орловской области требует системного и комплексного подхода. Системный подход предполагает интеграцию самостоятельных хозяйствующих субъектов региона, рождающую синергетические свойства, которые отсутствуют у бизнес-структур по отдельности.

Организационно-управленческая поддержки решения текущих задач по формированию территорий опережающего развития в Орловской области

ir

ж

рц

О

н =

н о

13

ю о

о в

Экономическая

оценка предлагаемой модели

Конкурсный выбор инвесторов

Ж

Ж

Мониторинг, сопровождение

St-V

Возврат финансирования

Определение ключевых позиций предлагаемой модели, имеющей приоритетное значение для региона

Формирование бизнес-партнерства для эффективного решения текущих задач по реализации модели

Выбор эффективных вариантов решения текущих задач по реализации модели

Выделение ключевых позиций реализации модели

Участие в выборе бизнес-партнера

Разработка документации

на решение текущих задач по реализации текущих задач

Реализация предлагаемой модели

\

у

Организация контроля

Получение прибыли

Формирование технического задания

по реализации предлагаемой модели -U

Разработка Ü II-

Корпорация развития Орловской области

Научно -образовательные учреждения

Рис. 3. Организационно-управленческая модель поддержки решения текущих задач по реализации выбранной хозяйствующим субъектом стратегии по формировании территории опережающего развития в Орловской области

Fig. 3. Organizational and management model of support of the solution of current tasks on implementation of the strategy chosen by the economic entity for the formation of the territory of advanced development in the Orel region

Комплексный подход ориентирован на использование совокупности бизнес-процессов для максимизации результата, в частности целевых установок, формирования стратегических и тактических планов по их реализации, внедрения технологий проектного менеджмента, структурирования, установления правил и процедур, ресурсного обеспечения.

Среди предлагаемых направлений диверсификации экономики моногородов — снижение рисков зависимости от градообразующего предприятия, создание и реализация инновационной конкурентоспособной про-

дукции, формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах.

В целях эффективного функционирования территории опережающего развития необходимо создать координационный центр, который обеспечит процесс эффективной

реализации приоритетных бизнес-стратегий

2

на мезоуровне в регионе.2

2 Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Пост. Правительства РФ № 614 от 22.06.2015 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Представим на рис. 4 рекомендуемую модель оценки эффективности функционирования территории опережающего развития в Орловской области.

Координационный центр с информационно-коммуникационной платформой необходимо наделить следующими функциями:

— исследовательская;

— доработка проектов;

— продвижение проектов;

— мониторинг результатов реализации проектов.

Основные причины информационного взаимодействия:

— достижение эффекта масштаба в производстве или маркетинге,

— заполнение «белых пятен» в научно-технической или производственной областях;

— получение доступа к новым рынкам.

о

Формирование критериев оценки эффективности функционирования территории опережающего развития в Орловской области

Увеличение доходов. Снижение затрат.

Минимизация потребностей в инвестициях

Социально-экономические критерии

Рост удовлетворенности инвесторов. Снижение рисков и административных ограничений в регионе

Экономико-стратегические критерии

Достижение показателей разработанной стратегии.

Развитие ключевых компетенций. Улучшение конкурентных позиций предпринимательских структур

Q Группировка элементов системы критериев

Анализ показателей оценки критериев стратегии по обеспечению функционирования территории опережающего развития в Орловской области

,—1-

Оценка эффективности решений по реализации выбранной стратегии по обеспечению функционирования территории 4 опережающего развития в Орловской области

Рис. 4. Рекомендуемая модель оценки эффективности реализации функционирования территории опережающего развития в Орловской области Fig. 4. Recommended model for assessing the effectiveness of the implementation of the territory of advanced development in the Orel region

Функционирующие в пределах промзоны предприятия Орловской области, в частности, ООО Промышленная компания «Вто-раллюминпродукт», ЗАО Металлургическая компания «Сталькрон», ООО «Коч Метиз», ЗАО «Винсадин» в контексте условий поддержки Фонда развития моногородов предложили ряд проектных инициатив (инвестиционные предложение) по созданию реакторной технологии переработки оксида железа с получением товарного чугуна, строительству завода по переработке отходов электронного и электрического оборудования, производству ферроникеля и сплавов на его основе, производству метизов, производству пресс-форм для литья изделий из алюминия и пластмасс, модернизации производства дверной и оконной фурнитур.

Согласно Положению НКО «Фонд развития моногородов», софинансирование объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов, может составлять до 95% затрат, осуществляется беспроцентно и безвозвратно и может формироваться из расчета не более 1 млн р. на одно создаваемое рабочее место.3

Целевыми значениями показателей эффективности реализации мероприятий по развитию моногорода являются количество созданных рабочих мест и объем привлечен-

^ 4

ных инвестиций.4

Главным критерием оценки функционирования территории опережающего развития в Орловской области являются следующие показатели.

Для региона — социальная эффективность, бюджетная эффективность.

Для промышленной государственной корпорации — инвестиционно-инновационная

3 О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета в 2014—2017 годах субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов : Пост. Правительства РФ № 549 от 17.06.2016 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4 О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения: Пост. Правительства РФ № 709 от 22.07.2014 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

эффективность, экономическая эффективность, финансовая эффективность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для экономической оценки целесообразности развития территории опережающего развития Орловской области введен особый правовой статус ведения предпринимательской деятельности.

Создание территории опережающего развития в моногороде позволит оздоровить экономику города, привлечь инвестиции и, в конечном счете, будет способствовать преодолению кризиса монозависимости.

По итогам исследования:

1) предложены основные направления правового статуса ведения предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

2) предложена модель управления процессами функционирования территорий опережающего социально-экономического развития с учетом выделенных нами принципов взаимодействия государства, бизнеса и власти;

3) предложена модель оценки эффективности реализации функционирования территории опережающего социально-экономического развития в Орловской области, учитывающая интересы и региона и предпринимательских структур.

Выводы. Теоретическая значимость полученных научно-методических результатов заключается в разработке управления процессом функционирования территорий опережающего развития в регионах. Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды выдающихся российских и зарубежных ученых, специалистов в областях управления процессами функционирования территорий социально-экономического развития, управления проектами, государственно-частного партнерства, управления инвестиционными проектами.

Практическая значимость полученных научно-методических результатов в том, что они могут быть использованы в деятельности федеральных и региональных органов власти при реализации региональных инфраструктурных проектов с участием государства в рамках реализации национальной технологической инициативы России до 2035 г.

Научно-методическая ценность исследования заключается в разработке модели

управления процессами функционирования территорий опережающего развития, включающей цель, объект, предмет, принципы и механизмы реализации территорий опережающего социально-экономического развития в современных условиях.

Направления дальнейших исследований связаны с необходимостью разработки методологических рекомендаций по формированию регионального портфеля приоритетных

инфраструктурных проектов с учетом критерия их инновационности и потенциальной возможности региональной экономической системы реализации инновационного проекта. Отличительной особенностью предлагаемой методики будет создание пула экспертов, позволяющего учесть инициативы как профессиональных экспертов, так и общественных экспертов, выявленных посредством технологий краудсорсинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Авдеева И. Л. Новые формы функционирования и развития экономических систем в условиях глобализации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 32 (335). С. 38—44.

[2] Андреева М.Ю., Вотинцева Л.И. Проектное финансирование — ключ к становлению центров и осей развития территорий опережающего развития Дальнего Востока России // Финансы и кредит. 2017. № 7(737). С. 1015—1032.

[3] Головина Т.А. О роли индустриальных парков в развитии // Актуальные вопросы экономического развития регионов : матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Пятигорский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», Рекламно-информационное агентство на Кавминводах, 2013 г. С. 239—245.

[4] Головина Т.А., Поповичева Н.Е., Авдеева И.Л. Управление инвестициями в новые промышленные точки роста: будущее территорий опережающего развития в моногородах // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. № 6(11). С. 370—377.

[5] Долганова О. Тенденции развития системы управления государственно-частным партнерством // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 1.

[6] Кришталь И.С. Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности региона: особенности и проблемы развития // Инновации и инвестиции. 2016. № 10. С. 148—153.

[7] Моногорода: расселить нельзя, диверсифицировать? [Аналитический доклад] / Центр региональных экономических исследований. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2009. С. 24—31.

[8] Мякишева Е.А. Организационно-экономическая модель стратегического управления территорией опережающего социально-экономического развития. Концептуальные аспекты модели-

рования // Научное обозрение. 2015. № 23. С. 246-250.

[9] Осипов В.С. Территории опережающего развития — новый вектор институциональных условий развития российской промышленности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9(74). С. 852—857.

[10] Парахина Л.В. Управление инновационным развитием в региональной экономической системе: стратегический подход // Новые подходы и технологии эффективного управления в глобальной экономике: матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. / кафедра менеджмента Института экономики и управления Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, 2016 г. С. 116—121.

[11] Полянин А.В., Докукина И.А. Тенденции и прогнозы экономического роста для российской экономики: региональный аспект // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 3(12). С. 53—63.

[12] Рудакова О.В., Полянин А.В., Кузнецова Л.М.

Основные приоритеты инновационной привлекательности России // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. № 2(11). С. 152—162.

[13] О нанотехнологиях в России. URL: http://www.nanonewsnet.ru

[14] Хардаев Н.Э., Платонов В.А. Территории опережающего развития как основной механизм развития Дальнего Востока и Байкальского региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65-3). С. 355—357.

[15] Чаадаева Л.А., Суленова Ю.С. Дальневосточный регион — территория опережающего социально-экономического развития: современные вызовы и перспективы развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 6. С. 21—27.

АВДЕЕВА Ирина Леонидовна. E-mail: [email protected] ГОЛОВИНА Татьяна Александровна. E-mail: [email protected] БЕЛИКОВА Юлия Валерьевна. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.08.17

REFERENCES

[1] I.L. Avdeeva, Novye formy funktsionirovaniia i razvitiia ekonomicheskikh sistem v usloviiakh globalizatsii, Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika, 32 (335) (2013) 38-44.

[2] M.Iu. Andreeva, L.I. Votintseva, Proektnoe finansirovanie - kliuch k stanovleniiu tsentrov i osei razvitiia territorii operezhaiushchego razvitiia Dal'nego Vostoka Rossii, Finansy i kredit, 7 (737) (2017) 10151032.

[3] T.A. Golovina, O roli industrial'nykh parkov v razvitii, Aktual'nye voprosy ekonomicheskogo razvitiia regionov : mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Piatigorskii filial FGBOU VPO «Rossiiskii gosudarstvennyi torgovo-ekonomicheskii universitet», Reklamno-informatsionnoe agentstvo na Kavminvodakh, 2013 g. 239-245.

[4] T.A. Golovina, N.E. Popovicheva, I.L. Avdeeva,

Upravlenie investitsiiami v novye promyshlennye tochki rosta: budushchee territorii operezhaiushchego razvitiia v monogorodakh, Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 6 (11) (2016) 370-377.

[5] O. Dolganova, Tendentsii razvitiia sistemy upravleniia gosudarstvenno-chastnym partnerstvom, Vestnik Instituta ekonomiki RAN, 1 (2010).

[6] I.S. Krishtal', Territoriia operezhaiushchego razvitiia kak faktor investitsionnoi privlekatel'nosti regiona: osobennosti i problemy razvitiia, Innovatsii i investitsii, 10 (2016) 148-153.

[7] Monogoroda: rasselit' nel'zia, diversifitsirovat'? Analiticheskii doklad. Tsentr regional'nykh ekonomicheskikh issledovanii, Ekaterinburg, Izd-vo UrGU, (2009) 24-31.

[8] E.A. Miakisheva, Organizatsionno-ekonomicheskaia model' strategicheskogo upravleniia territoriei operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia.

Kontseptual'nye aspekty modelirovaniia, Nauchnoe obozrenie, 23 (2015) 246-250.

[9] V.S. Osipov, Territorii operezhaiushchego razvitiia - novyi vektor institutsional'nykh uslovii razvitiia rossiiskoi promyshlennosti, Ekonomika i predprinimatel'stvo, 9 (74) (2016) 852-857.

[10] L.V. Parakhina, Upravlenie innovatsionnym razvitiem v regional'noi ekonomicheskoi sisteme: strategicheskii podkhod, Novye podkhody i tekhnologii effektivnogo upravleniia v global'noi ekonomike: mater. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kafedra menedzhmenta Instituta ekonomiki i upravleniia Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I.S. Turgeneva, 2016 g. 116-121.

[11] A.V. Polianin, I.A. Dokukina, Tendentsii i prognozy ekonomicheskogo rosta dlia rossiiskoi ekonomiki: regional'nyi aspekt, Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 3(12) (2017) 53-63.

[12] O.V. Rudakova, A.V. Polianin, L.M. Kuznetsova, Osnovnye prioritety innovatsionnoi privlekatel'nosti Rossii, Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 2(11) (2016) 152-162.

[13] О nanotekhnologiiakh v Rossii. URL: http://www.nanonewsnet.ru

[14] N.E. Khardaev, V.A. Platonov, Territorii operezhaiushchego razvitiia kak osnovnoi mekhanizm razvitiia Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona, Ekonomika i predprinimatel'stvo, 12-3 (65-3) (2015) 355-357.

[15] L.A. Chaadaeva, Iu.S. Sulenova, Dal'nevostochnyi region - territoriia operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia: sovremennye vyzovy i perspektivy razvitiia, Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia, 6 (2017) 21-27.

AVDEEVA Irina L. E-mail: [email protected] GOLOVINA Tat'iana A. E-mail: [email protected] BELIKOVA Uulua V. E-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.