Научная статья на тему 'Стратегический консорциум как механизм наращивания инновационного потенциала промышленности Юга России'

Стратегический консорциум как механизм наращивания инновационного потенциала промышленности Юга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНСОРЦИУМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION POTENTIAL OF INDUSTRY / STRATEGIC CONSORTIUM / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Людмила Григорьевна, Чернова Ольга Анатольевна

В статье на основе анализа уровня инновационной активности бизнеса Юга России предлагается использование механизмов партнерства в форме консорциума, позволяющего сконцентрировать инновационные ресурсы региона на стратегически значимых направлениях развития. Разработан модельный инструментарий формирования стратегического консорциума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic consortium as a mechanism for steady raising of the innovative industry potential in the south of Russia

On the basis of analysis of the innovation activity level of the business in the South Russia the authors offer the use of partnerships in the consortium form, allowing to focus the innovation region resources on the strategically important development areas. Modeling tools of the strategic consortium formation are developed in the paper.

Текст научной работы на тему «Стратегический консорциум как механизм наращивания инновационного потенциала промышленности Юга России»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

www.hjournal.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНСОРЦИУМ КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЮГА РОССИИ

МАТВЕЕВА ЛЮДМИЛА ГРИГОРЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной информатики в экономике, Южный федеральный университет, е-mail: matveeva_lg@mail.ru

ЧЕРНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета, филиал ЮФУ в г. Новошахтинске, е-mail: chernovaolga71@mail.ru

В статье на основе анализа уровня инновационной активности бизнеса Юга России предлагается использование механизмов партнерства в форме консорциума, позволяющего сконцентрировать инновационные ресурсы региона на стратегически значимых направлениях развития. Разработан модельный инструментарий формирования стратегического консорциума.

Ключевые слова: инновационный потенциал промышленности; стратегический консорциум; региональное развитие.

STRATEGIC CONSORTIUM AS A MECHANISM FOR STEADY RAISING OF THE INNOVATIVE INDUSTRY POTENTIAL IN THE SOUTH OF RUSSIA

MATVEEVA LYUDMILA, G.,

PhD, professor,

Head of the department “Applied Informatics in Economics”,

Southern Federal University, e-mail: matveeva_lg@mail.ru

CHERNOVA OLGA, А.,

PhD,

professor of the department “Finance and Accounting”, Branch of Southern Federal University in Novoshakhtinsk,

е-mail: chernovaolga71@mail.ru

On the basis of analysis of the innovation activity level of the business in the South Russia the authors offer the use of partnerships in the consortium form, allowing to focus the innovation region resources on the strategically important development areas. Modeling tools of the strategic consortium formation are developed in the paper.

Keywords: innovation potential of industry; strategic consortium; regional development.

JEL: L16, L80, O31, Q55, Rll.

© Л. Г Матвеева, О. А. Чернова, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

Региональный аспект промышленной модернизационной политики, приобретающей в последние годы ярко выраженный инновационный вектор, предполагает углубленное исследование специфики и особенностей территориальной организации промышленного производства, в значительной степени определяющей возможности и масштабы капитализации локальных ресурсов в проектах инновационного характера. Это обусловливает усиление научного интереса к поиску эффективных форм взаимодействия экономических субъектов — носителей ресурсного потенциала в процессе реализации такого рода проектов, направленных на рост инновационной активности хозяйственных образований промышленности. При этом задача инновационной капитализации территориальных ресурсов, являющаяся одной их ключевых проблем современного этапа модернизации промышленного производства в регионах страны, по существу заключается, как отмечает Ю. С. Колесников, в обеспечении институционального связывания ресурсов территории для производства конкурентоспособных на глобальном рынке товаров и услуг (Колесников, 2012а. С. 285). Особую актуальность решение данной проблемы имеет для южных регионов, где структура экономики, по оценкам специалистов, только на 5% состоит из инновационного сегмента.

В силу ряда институциональных особенностей организации национальной экономики развитие процессов инноватизации снизу-вверх (инициативы со стороны малого и среднего бизнеса) сталкивается с рядом ограничений: административные барьеры, неразвитость механизмов трансфера инновационных идей, низкая организационная культура, низкий уровень информационного обмена и прочее. Для Юга России ситуация усугубляется низким уровнем капитализации совокупных ресурсов территории (трудовых, финансовых, природных), нагрузками социальной ответственности и барьерами легализации (Колесников, 20126. С. 7). Динамика показателей инновационной активности предприятий ЮФО и СКФО за последние 11 лет свидетельствует о значительном отставании данного показателя от среднего по России на фоне общей тенденции к его снижению (см. рис. 1). В то же время динамика показателей внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки (см. рис. 2) демонстрирует недостаточную эффективность инвестиций в промышленные инновации, а также низкую восприимчивость отечественных предприятий к инновациям.

Принимая во внимание общую разрозненность и относительно низкую инновационную активность бизнеса Юга России в отношении реализации промышленных разработок, можно утверждать, что для обеспечения развития инновационных процессов в региональной промышленности необходимы радикальные преобразования, которые затронут различные по формам собственности и масштабам деятельности предприятия и организации, обеспечивая получение мультипликативного эффекта за счет интеграции потенциалов, во-первых, субъектов из разных регионов Федерального округа; во-вторых, предприятий и организаций разной отраслевой принадлежности. Однако, по мнению ряда специалистов, партнерские отношения компаний разного масштаба и тем более из разных субъектов одного макрорегиона несут высокие риски для малого и среднего бизнеса. В частности, существующая асимметричность отношений в части получения положительных эффектов, как отмечает А. В. Алешин, приводит к тому, что в случае потери привлекательности малого бизнеса для крупного предприятия, в том числе в результате перетекания информации и технологий от малых предприятий к крупным, у структур большего масштаба существует больше возможностей для смены партнера (Алешин, 2012. С. 439). Кроме того, представляют сложность процессы управления взаимодействием потенциальных участников инновационного проекта на стадии проведения научных исследований и опытноконструкторских работ.

Все это предполагает необходимость освоения новых механизмов управления процессами трансфера инновационных технологий, обеспечивающих расширение пространства совместной деятельности.

2

О

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011

-----ЮФС — • СКФО ------------------б среднем по России

Рис. 1. Динамика изменения показателей инновационной активности предприятий ЮФО и СКФО на фоне показателей инновационной активности в среднем по России

Рис. 2. Динамика изменения величины текущих затрат на научные исследования и

разработки в ЮФО и СКФО

Учитывая стратегическую важность для модернизационного развития промышленного производства на юге нашей страны осуществления инновационных проектов межрегионального значения, в состав участников которых будут входить предприятия и организации из разных субъектов макрорегиона, большое практическое значение приобретает выбор наиболее эффективных моделей интеграции потенциала территориально разобщенных участников. Представляется в этой связи, что формирование стратегических консорциумов как формы совместной деятельности участников на период жизненного цикла инновационного проекта является одним из эффективных механизмов взаимодействия разномасштабного бизнеса и научных организаций из разных регионов, обеспечивающим наращивание инновационного потенциала промышленности Юга России и формирующим синергию его социально-экономического развития. Целесообразность взаимодействия бизнеса и научно-исследовательских и конструкторских организаций в рамках инновационного консорциума обусловлена наличием двусторонней и двунаправленной заинтересованности между данными структурными элементами. Как справедливо отмечает Л. Н. Рощина, «потеря связи» между наукой и бизнесом вызвана не столько отсутствием финансирования, сколько отсутствием информации о проводимых разработках и достигнутых результатах: руководство промышленных предприятий, даже имея желание внедрять инновации, зачастую не знает, в какое учреждение необходимо обратиться, ученые же не в

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

состоянии эффективно предлагать собственные разработки (Рощина, 2011. С. 128). Именно поэтому логика развития инновационных процессов в промышленности и реальная практика обусловливают целесообразность развития новых форм взаимодействий на макро- и мезоуровнях.

Интеграционные структуры в форме консорциума, являясь относительно независимыми, имеют возможность, объединив потенциалы своих участников, создать новое предприятие, действующее в интересах данного консорциума. Как известно, руководство текущей деятельностью консорциума осуществляет компания-лидер при участии представителей компаний того же или других регионов, входящих в данную структуру. Распределение ролей внутри консорциума осуществляется в соответствии с тем, в какой именно сфере промышленных инноваций и на каком этапе инновационного проекта каждый участник способен наиболее эффективно реализовать свой потенциал. Участником консорциума, реализующего социально значимый проект межрегионального характера, могут также быть государственные и муниципальные структуры, что позволит осуществить его привязку не только к целям промышленной модернизации, но также приоритетам регионального социально-экономического развития и получить определенные преференции на федеральном и региональном уровнях.

При определенных институциональных условиях в структуру консорциумов могут входить и крупные инорегиональные корпорации. В частности, на Юге России действуют Глория Джинс, Тетра Лаваль, Сосьете Женераль Восток, Рерй1со, ЯУЪОгоир, ЗАО «Евроцемент», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», ООО «Золотая семечка и ряд других, отличающихся высокой склонностью к стратегическому поведению и способных к интенсивной модернизации развития бизнеса.

Инициативы по формированию консорциума могут идти со стороны малых предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих инновационные идеи, но не обладающих достаточным финансовым потенциалом для их реализации и материальной базой для апробации. Возможно проявление инициативы по образованию промышленного консорциума инновационной направленности и со стороны крупных компаний, имеющих реальную производственную задачу, для решения которой необходим не имеющийся в наличии научный потенциал, либо компания не желает отвлекать свои активы на реализацию высокорискованного проекта. Так или иначе, результатом формирования стратегического консорциума становится создание инновационного производства (см. рис. 3).

Одной из основных сложностей формирования стратегических консорциумов является недостаточная информированность российской промышленности о результатах научных исследований и разработок, а научно-исследовательских учреждений о нуждах промышленности. В связи с этим безусловный интерес представляет идея о формировании в рамках единой информационной системы региона подсистемы мониторинга промышленных инноваций, включающей банк данных инновационных идей и разработок, что позволит существенно нивелировать «слабую либо полную недоступность отдельных источников информации для промышленных предприятий» (Матвеева, 2012). Очевидно, что такая

информационная база будет нести интегрирующую функцию, создавая условия для «связывания» инновационных ресурсов и превращения их в конкурентный товар.

Очевидно, что поскольку консорциум, как правило, представляет собой временную структуру, образуемую под решение конкретной задачи, он является наиболее подходящей структурой для реализации совместных инновационных проектов хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере взаимодействия науки и промышленного бизнеса. Одновременно отношения партнерства в рамках стратегического консорциума ориентированы на потенциальную долгосрочность, что позволяет научным организациям осуществлять продолжительные исследования и разработки, апробируя их на системной основе, а промышленным предприятиям — осознанно наращивать свой инновационный потенциал.

Рис. 3. Модели формирования стратегических консорциумов инновационной направленности в промышленной сфере региона

Таким образом, императивы модернизации и инноватизации отечественной промышленности ставят перед региональными органами власти новые управленческие задачи, обусловленные необходимостью мотивации хозяйствующих субъектов к образованию стратегических консорциумов для реализации инновационных проектов. Реализация мер государственной поддержки может осуществляться посредством следующих механизмов:

• прямое финансирование инновационных проектов, в том числе в виде грантов, субсидий;

• включение инвестиционных проектов консорциума в целевые программы регионального развития;

• предоставление бюджетных гарантий для частных инвесторов;

• предоставление налоговых льгот;

• предоставление государственного заказа;

• оказание помощи в поиске инвестиционной базы данных.

Необходимость развертывания эффективной системы государственной поддержки процессов формирования стратегических консорциумовв промышленной сфере Юга России с точки зрения выделения объектов наибольшей стратегической значимости для развития инновационного потенциала региона, обусловливают необходимость разработки механизма объективной оценки эффекта осуществляемых взаимодействий, в том числе, и для последующей селективной поддержки отдельных направлений и сфер деятельности.

С точки зрения активизации процессов промышленной модернизации к числу положительных эффектов образования инновационного консорциума можно отнести следующие:

• усиление связей между промышленными бизнес-структурами и региональными и местными органами власти, академической наукой;

• образование малых инновационных промышленных предприятий;

• снижение рисков реализации проектов модернизации и инновационного развития;

• преодоление барьеров, связанных с трансфертом и коммерциализацией научных разработок;

• повышение эффективности использования ресурсного потенциала участников консорциума;

• концентрация («связывание») региональных ресурсов на приоритетных направлениях модернизационного развития промышленности.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

Одновременно можно выделить и возможность возникновения следующих отрицательных эффектов партнерства:

• дополнительные издержки на развитие партнерских отношений и

координацию совместной деятельности;

• риск недостаточного уровня экономического потенциала партнеров;

• размывание ответственности за результаты реализации инновационного

проекта;

• риск негативных результатов партнерства.

Технологическая цепочка с обозначением ролей основных участников

стратегического консорциума представлена на рис. 4.

Рис. 4. Технологическая цепочка в стратегическом консорциуме

Отметим, что в зарубежной практике консорциумы находят распространение в сфере усиления взаимодействия государственных и частных структур и научных учреждений, выполняя роль институтов технологического трансфера. Так, в США с 1974 года действует Консорциум федеральных лабораторий по передаче технологий, «активно продвигая самое широкое и полное представление и использование федеральных исследований и разработок, обеспечивая соответствующие условия для успешной передачи технологий» (Белинский, 2012).

Формализованное представление механизма управления инновационным потенциалом промышленности на основе реализации отношений партнерства представителей разных регионов Юга России в форме стратегического консорциума показано на рис. 5.

Развитие отношений партнерства в форме стратегических альянсов может стать действенным механизмом наращивания инновационного потенциала промышленности Юга России. Предпосылкой к этому является высокий научный потенциал высшего профессионального образования, а также квалифицированные трудовые ресурсы. В частности, стержневым механизмом создания малых предприятий, генерирующим инновационные идеи и разработки, может стать Южный федеральный университет, мощный инновационный и научнообразовательный потенциал которого позволяет не только непосредственно решать вопросы поддержки малого бизнеса, но и является благоприятной

институциональной платформой для взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса и государственных органов власти.

Органы государственной власти

Цели 1 Мотивирующие воздействия

• стимулирование развития [ • прямое финансирование проектов,

инновационных процессов [ гранты

• развитие процессов коммерциализации ! • гарантии и льготы

инноваций • государственный заказ

• повышение инновационного потенциала 1 • информационно-организационные

отечественной промышленности и пр. 1 механизмы и пр.

Субъекты рынка

Крупный бизнес

Корректирующие воздействия

Рис. 5. Механизм управления инновационным потенциалом промышленности регионов Юга России через формирование стратегических консорциумов

Таким образом, стратегические консорциумы являются действенными интеграционными структурами нового типа для разномасштабного бизнеса, науки и власти, обеспечивающими наращивание инновационного потенциала промышленности на основе трансфера инновационных продуктов. Кроме того, охватывая мезо- и макроуровень агрегирования экономической системы, предложенный механизм построения партнерских отношений между наукой и бизнесом позволит не только решить проблемы отдельного предприятия, региона, но и будет способствовать решению системных проблем модернизации российской промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алешин А. В. (2012). Оценка эффективности взаимодействия корпоративных структур, малого и среднего бизнеса в регионе: комплексный подход // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник, Вып. 13. Волгоград.

Белинский А. Н. Консорциум федеральных лабораторий США и передача технологий. (http://www.arms-expo.ru/055057052124049051049051050.html).

Колесников Ю. С. (2012а). Капитализация локальных ресурсов как ключевая проблема модернизации многоукладной экономики Северного Кавказа / Глобальный мир: антикризисные императивы, модернизация, институты. Мат. 4-ой междун.научно-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ.

Колесников Ю. С. (2012б). Региональная политика модернизации экономики российского Кавказа: проблемы и стратегии // ТЕЯЯА ЕСОМОМ1СиБ, Т. 1, № 3-3.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

Матвеева Л. Г. (2012). Государственная компонента инновационного

потенциала региональной промышленности // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС), № 2.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Росстат. М.,

2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рощина Л. Н. (2011). Научно-инновационный потенциал промышленности: теория и методология исследования, инструментарий управления. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ.

REFERENCES

Alyoshin A. V. (2012). Efficiency assessment of corporate structures, small and medium business interaction in the region: integrated approach. Economy of development of the region: problems, searches, prospects: year-book, vol. 13. Volgograd. (in Russian).

Belinsky A. N. Consortium of federal laboratories of the USA and transfer of technologies. (http://www.arms-expo.ru/055057052124049051049051050.html). (in Russian).

Kolesnikov Yu. S. (2012a). Capitalization of local resources as a key modernization problem of multistructure economy of the North Caucasus / Global world: anti-recessionary imperatives, modernization, institutes. The 4th International Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don: Publ. House of SFU. (in Russian).

Kolesnikov Yu. S. (2012b). Regional modernization policy in the Russian Caucasus: problems and strategy. TERRA ECONOMICUS, vol. 1, no. 3-3. (in Russian).

Matveeva L. G. (2012). State innovative potential component of the regional industry. Public and municipal administration (Scientific notes of SKAGS), no. 2. (in Russian).

Regions of Russia. Social-economic indexes. 2012: Rosstat. M., 2012. (in Russian).

Roschino, L. N. (2011). Scientific and innovative capacity of the industry: theory and research methodology, management tools. Rostov-on-Don: Publ. House of SFU. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.