Научная статья на тему 'Современные модели корпоративных изданий образовательных организаций (на примере вузовской периодики Самарской области)'

Современные модели корпоративных изданий образовательных организаций (на примере вузовской периодики Самарской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
527
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ / УЧРЕДИТЕЛЬ / ФУНКЦИИ СМИ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / КОНТЕНТ ИЗДАНИЯ / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / КАЧЕСТВЕННАЯ ПРЕССА / МАССОВАЯ ПРЕССА / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / CORPORATE EDITION FOUNDER / THE FUNCTIONS OF THE MEDIA / THE TARGET AUDIENCE / TARGET PURPOSE / EDITION CONTENT / GENRES OF JOURNALISM / QUALITY PRESS / MASS PRESS / TYPOLOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Витковская Н.Г.

Проведён типологический анализ одиннадцати корпоративных изданий вузов Самарской области. Это наиболее крупные образовательные организации, которые насчитывают, как правило, значительное количество обучающихся и сотрудников, имеют развитую инфраструктуру, дополнительные виды деятельности, в частности научную, являющиеся социально значимыми для страны и региона, поэтому их корпоративную периодику можно рассматривать как важную составную часть региональной системы СМИ. В результате анализа в сегменте корпоративной прессы образовательных организаций выделены две подгруппы печатных СМИ в зависимости от их целевой аудитории, преобладающей содержательно-тематической направленности и особенности подачи информации. А именно: корпоративные качественные научно-образовательные издания по тематике, связанной с направлениями подготовки в вузе научно-техническое, естественное, гуманитарное, и корпоративные массовые издания с молодёжным уклоном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MODELS OF CORPORATE EDITIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE UNIVERSITY PERIODIC OF THE SAMARA REGION)

Conducted a typological analysis of eleven corporate publications of universities in the Samara region. These are the largest educational organizations that, as a rule, have a significant number of students and employees, have a developed infrastructure, additional activities, in particular scientific, that are socially important for the country and the region, therefore their corporate periodicals can be viewed as an important part of the regional system MASS MEDIA. As a result of the analysis, in the corporate press segment of educational organizations, two subgroups of print media were identified, depending on their target audience, the prevailing content-thematic focus, and the specifics of presenting information. Namely: corporate high-quality scientific and educational publications on topics related to areas of training at the university scientific, technical, natural, humanitarian, and corporate mass publications with a youth bias.

Текст научной работы на тему «Современные модели корпоративных изданий образовательных организаций (на примере вузовской периодики Самарской области)»

УДК: 070

ББК: 76.01

Витковская Н.Г.

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНЫХ ИЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВСКОЙ ПЕРИОДИКИ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Vitkovskaya N. G.

MODERN MODELS OF CORPORATE EDITIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE UNIVERSITY PERIODIC

OF THE SAMARA REGION)

Ключевые слова: образовательная организация, корпоративное издание, учредитель, функции СМИ, целевая аудитория, целевое назначение, контент издания, жанры журналистики, качественная пресса, массовая пресса, типологическая модель.

Keywords: educational organization, corporate edition founder, the functions of the media, the target audience, target purpose, edition content, genres ofjournalism, quality press, mass press, typological model.

Аннотация: проведён типологический анализ одиннадцати корпоративных изданий вузов Самарской области. Это наиболее крупные образовательные организации, которые насчитывают, как правило, значительное количество обучающихся и сотрудников, имеют развитую инфраструктуру, дополнительные виды деятельности, в частности научную, являющиеся социально значимыми для страны и региона, поэтому их корпоративную периодику можно рассматривать как важную составную часть региональной системы СМИ. В результате анализа в сегменте корпоративной прессы образовательных организаций выделены две подгруппы печатных СМИ в зависимости от их целевой аудитории, преобладающей содержательно-тематической направленности и особенности подачи информации. А именно: корпоративные качественные научно-образовательные издания по тематике, связанной с направлениями подготовки в вузе - научно-техническое, естественное, гуманитарное, и корпоративные массовые издания с молодёжным уклоном.

Abstract: conducted a typological analysis of eleven corporate publications of universities in the Samara region. These are the largest educational organizations that, as a rule, have a significant number of students and employees, have a developed infrastructure, additional activities, in particular scientific, that are socially important for the country and the region, therefore their corporate periodicals can be viewed as an important part of the regional system MASS MEDIA. As a result of the analysis, in the corporate press segment of educational organizations, two subgroups of print media were identified, depending on their target audience, the prevailing content-thematic focus, and the specifics of presenting information. Namely: corporate high-quality scientific and educational publications on topics related to areas of training at the university - scientific, technical, natural, humanitarian, and corporate mass publications with a youth bias.

Развитие корпоративной прессы в России является следствием усиления тенденции специализации и дифференциации СМИ. Сегодня это один из мощных сегментов рынка печатных изданий, который растет на фоне снижения интереса к прессе. Это связано с тем, что корпоративные издания ориентированы на узкую аудиторию, выпускаются на средства компаний и не

ориентированы на коммерческую прибыль.

Корпоративные издания рассматриваются как важный элемент системы отраслевых коммуникаций, как фактор повышения эффективности работы организации, инструмент управления персоналом и его самоорганизации в различных компаниях. Для печатных СМИ образовательных организаций характерны рост количества наимено-

ваний и качественное изменение изданий.

Во многих городах нашей страны растет количество корпоративных изданий учебных заведений. Есть такие, которые характеризуются непрофессионализмом, т.к. редакторами являются дилетанты, либо по старинке выпускаются только газеты, что отрицательно сказывается на развитии системы корпоративных СМИ. Но есть учебные заведения, где используются средства мультимедиа, различные технологические возможности и новинки.

В последнее время развитие и усложнение рынка диктует корпоративным изданиям условия по изменению контента, форм подачи, оформления изданий. Их модели меняются в сторону журналистики. Анализ корпоративных газет и журналов вузов Самарской области продемонстрировал нам эту тенденцию.

Мы провели типологический анализ корпоративной прессы девяти вузов Самарской области, рассмотрев одиннадцать печатных изданий за период: январь 2017 г. -июнь 2018 г. Прежде чем обратиться к типологической характеристике корпоративных изданий образовательных организаций, необходимо выяснить, какие организации относятся к категории образовательных. Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года образовательной организацией является некоммерческая организация, «осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация со-здана»1. Она является юридическим лицом, представляет собой самостоятельный субъект права и в зависимости от того, кем создана, может быть государственной, муниципальной или частной. Все образовательные организации действуют на основании устава, в котором, как правило, указано, что основной целью их деятельности является удовлетворение потребностей общества в выпускниках, обладающих определёнными знаниями и компетенциями. Кроме того, эти организации выполняют роль по удовлетво-

1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения 8.09.2018)

рению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Поскольку под корпорацией в данном исследовании мы понимаем любое объединение лиц, которое юридически зарегистрировано, действует на основании устава, учредительного договора или иных положений об общественных организациях, имеет цели, направленные на общественное благо, то образовательные организации относятся к корпорациям, как и бизнес-организации. Как и все субъекты права в Российской Федерации образовательные организации имеют право на создание собственных каналов распространения информации, имеющих значение для определённых сегментов общества. Образовательные организации этим правом широко пользуются и многие из них имеют корпоративные СМИ различных форм распространения: печать, радио, телевидение, интернет.

Образование в Российской Федерации, согласно вышеназванному закону, подразделяется на четыре вида: общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение. Наиболее крупными образовательными организациями являются организации высшего образования, они насчитывают, как правило, значительное количество обучающихся (до нескольких тысяч человек), имеют развитую инфраструктуру, дополнительные виды деятельности, в частности научную, являющиеся социально значимыми для страны и региона.

Для анализа корпоративных СМИ мы возьмём периодические издания вузов Самарской области: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, Самарский государственный технический университет, Толь-яттинский государственный университет, Самарский государственный экономический университет, Самарский государственный медицинский университет, Самарский государственный университет путей сообщения, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Волжский университет имени В.Н. Татищева - всего девять вузов. В них

печатные издания выходят с постоянной периодичностью, зарегистрированы в органах Роскомнадзора (за исключением двух изданий), их уровень соответствует профессиональным нормам журналистики. Это газеты Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва «Полёт»1, Самарского опорного государственного технического университета «Инженер»2, Тольяттинского опорного государственного университета «Тольяттинский университет»3 и

«ЗреесИка»4, Самарского государственного экономического университета «Эконо-мист»5, Самарского государственного медицинского университета «Медик»6, Самарского государственного социально-педагогического университета «Молодой учитель»7, Самарского государственного университета путей сообщения «Хроника»8, Волжского университета им. В.Н. Татищева «Волжский университет»9. Журналы «Технополис Поволжья» Самарского опорного государственного технического университета и «Аудитория» Самарской государственной сельскохозяйственной академии11.

Мы использовали критерии анализа, предложенные профессором А.И. Акоповым12. К вторичным типообразующим признакам добавили ещё один, обусловленный

1 http://www.ssau.ru/events_news/news/polet/ (дата обращения 3.10.2018)

2 https://samgtu.ru/university/gazeta-inzhener (дата обращения 3.10.2018)

3 http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s= 196&т=34815 (дата обращения 3.10.2018)

4 http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=196&m=26253 (дата обращения 3.10.2018)

5 http://www.sseu.ru/press-centr/ekonomist (дата обращения 3.10.2018)

6 http://www.samsmu.ru/medic/ (дата обращения 3.10.2018)

7 http://www.pgsga.ru/life/actions/details/media_ ac.php (дата обращения 3. 10.2018)

8 https://www.samgups.ru/media/pechatnye-smi-universiteta/gazeta-khronika/ (дата обращения 3.10.2018)

9 http://vuit.ru/gazeta/2017/ (дата обращения 3.10.2018)

10 https://samgtu.ru/university/zhurnal-tehnopolis-povolzhya (дата обращения 3.10.2018)

11 http://www. ssaa.ru/news/906-vyshel-novyj -nomer-zhurnala-auditoriya

12 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985.

развитием информационных технологий, -взаимодействие печатного издания с интернет-платформой. Поскольку все корпорации имеют официальный сайт, то важно отследить их взаимодействие, основанное на схожести контентов. На основании этого контент печатного издания по отношению к сайту может быть идентичным, эксклюзивным и смешанным. Данное взаимодействие влияет на содержательно-тематическую направленность газеты или журнала, жанровую и языковую специфику прессы. Обладая эксклюзивным содержанием, газета, на наш взгляд, остаётся газетой, т.к. использует красивую лексику, художественно-публицистические жанры, ведь для Интернета более характерен деловой стиль новостных текстов, отражающий лишь факты и их суть.

Из рассмотренных изданий только газета СамГУПС «Хроника» обладает эксклю-

13

зивным содержанием . Её тексты отличаются объёмными текстами с красивым слогом, богатой лексикой. Их цель - не просто сообщить некие факты, а создать образы, предложить читателю драматургию развития того или иного явления. Ведь придать медиатексту релевантность можно не только интригующим лидом или сенсационным контентом.

В результате анализа нами было выявлено общее и особенное в действующих моделях печатных корпоративных СМИ и предложена обобщённая модель периодического печатного изданий образовательной организации.

Типологический анализ корпоративных газет вузов Самарской области позволил нам заключить, что печатные издания образовательных организаций под влиянием учредителя являются особой разновидностью внутри такого типа СМИ как корпоративные. Это происходит под влиянием учредителя - учебного заведения, которое имеет скорее социальные функции, нежели коммерческие, и специфики аудитории, основу которой составляет молодёжь.

В уставах учреждений высшего профессионального образования закреплены цели и задачи корпораций, и это, безуслов-

https://www.samgups.ru/upload/iblock/(дата обращения 5.10.2018)

но, сказывается на целевом назначении корпоративных газет и журналов. Среди задач образовательных организаций - распространение среди населения научных знаний, накопленного образовательного и научно-исследовательского опыта, повышение образовательного и культурного уровня граждан; формирование у студентов ответственного отношения к труду и к жизни, самостоятельности, гражданской и творческой активности, интереса к научной деятельности. Соответственно, корпоративная пресса включена в решение данных вопросов. Кроме того, она выполняет профориентаци-онную функцию, является коммуникационной площадкой для общения партнёров по науке, учёбе, общественной деятельности. Поскольку авторами материалов газет и журналов являются, в том числе, студенты, печатная периодика выполняет творчески-развивающую функцию. А газеты тольят-тинских вузов ещё являются базой практики для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика». Здесь добавляется образовательная функция. Таким образом, мы видим, что возрастает социальная значимость корпоративных СМИ, которые выполняют важные функции «большой» прессы: идеологическую, образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую, творчески-развивающую.

Причём существенных различий в целевых установках между прессой, которую выпускают государственные и негосударственные вузы, мы не выявили. Как и ожидалось из теоретических предположений, все издания представляют собой симбиоз пиара и журналистики. Баланс между интересами корпорации и удовлетворением информационных запросов читателей склоняется в сторону журналистики. Это доказывают содержание издания, использование журналистских жанров (заметки, отчёты, интервью, научно-популярные статьи, корреспонденции, колонки, нарративные и литературные публикации), публицистического и разговорного стиля в текстах.

В связи с этим расширяется и целевое назначение корпоративных изданий. Наш типологический анализ показал, что основными целями корпоративных изданий образовательных организация являются следу-

ющие:

- ведение информационно-имиджевой политики;

- включённость в профориентацион-ную работу;

- информирование заинтересованной аудитории об основных направлениях развития науки и образования;

- стимулирование молодёжи к научно-исследовательской работе;

- формирование коммуникационной площадки для сотрудничества внутри профессионального сообщества;

- воспитание молодёжи в духе патриотизма и любви к Отечеству;

- формирование у молодёжи активной гражданской и жизненной позиции;

- расширение кругозора и развитие творческих способностей студентов;

- воспитание у молодёжи ответственного отношения к труду и учёбе;

- решение морально-нравственных задач, стоящих перед обществом.

Целевая аудитория всех изданий смешанная. Это студенты, сотрудники вуза и внешняя аудитория - учащаяся молодёжь, партнёры по научно-образовательной деятельности и люди, интересующиеся научно-популярным направлением в журналистике. Для корпоративных изданий проблемой являются релевантность и декодируемость текстов.

Внутренняя структура газет похожа. Хотя точно названия рубрик и тематических полос не совпадают, тем не менее их смысл идентичен: научные, образовательные, трудовые, общественные достижения сотрудников и студентов; главное событие («Тема № 1») номера; рассказы об истории вуза, заслуженных людях, связанные в основном с юбилейными датами; учебная, научная, трудовая, волонтёрская и творческая деятельность студентов; участие вуза в патриотических акциях; профориентационные публикации; рассказы о выпускниках; юбилеи знаменитых российских учёных и деятелей культуры; городские культурные события; жизненные вопросы, волнующие молодёжь.

Особенности подачи информации свидетельствуют о том, что все издания являются качественными. Стиль публикаций -

научный либо официально-деловой. В основном распространены информационные жанры: заметка, отчёт. Есть интервью, беседы, зарисовки, колонки и новый формат -дискуссионный баттл на какую-либо научную или социальную тему, - представленный в газете СамГТУ «Инженер»1. Особенности подачи информации в плане языкового стиля не всегда соответствуют читательским ожиданиям, поскольку вряд ли молодёжи и сторонней аудитории понравится официально-деловой и научный стили. В данном отношении выгодно отличаются газеты «Экономист» и «Хроника», материалы которых легко читаются2. В «Экономисте» используется разговорный стиль, близкий для молодёжной аудитории. Газета «Хроника», к сожалению, единственное корпоративное издание, выполняющее гедонистическую функцию в отношении русского языка. Читатель получает наслаждение от медитекстов с красивой лексикой, насыщенных метафорами, эпитетами, сравнениями и т.п.

Что касается обобщённой композиционно-графической модели, то здесь издания явно движутся в сторону повышения удобочитаемости и улучшения навигации номеров. Тенденция использования рубленых шрифтов для основного текста с широким интерлиньяжем способствует лучшему восприятию публикаций. Крупные заголовки, подзаголовки, лиды, рубрики, тематические полосы характерны для всех газет. Из 11 изданий - восемь печатаются в цвете. Все издания иллюстрированные. Титулы узнаваемы, у большинства имеются логотипы вуза. Почти все газеты выходят в наиболее удобном формате А3 (только «Экономист» имеет формат А4). Конечно, вузы с особым статусом (научно-исследовательские и опорные), вероятно, могут позволить себе высокопрофессиональных дизайнеров, поэтому оформление их изданий отличается разнообразием, интересными дизайнерскими решениями (газеты «Полёт», «Инженер», журнал «Технополис Поволжья»).

Объём газет: от четырёх до восьми полос. Периодичность выхода: от ежемесячно-

1 https://samgtu.ru/ (дата обращения 6.10.2018)

2 http://www.sseu.ru/press-centr/ekonomist (дата обращения 20.10.2018)

го до еженедельного. К сожалению, не все вузы соблюдают заявленную периодичность. Как правило, в студенческие каникулы (июль, август) корпоративные издания вузов не выпускаются. Тираж: от 300 до 5000 тысяч экземпляров.

Взаимодействие печатных изданий с другими корпоративными медиаплатфор-мами наблюдается смешанное. То есть ито-гово-событийная лента присутствует и в газете, и в новостных рубриках сайта. В одних случаях на сайте даются хроникальные сообщения, а в газете событие освещается более подробно («Полёт», «Инженер», «Экономист»), в других, наоборот, подробное описание даётся на сайте («Тольяттинский университет», «Медик», «Молодой учитель»). Материалы газеты «Волжский университет» идентичны новостям на официальном сайте вуза, хотя есть в газете, безусловно, и эксклюзивная информация. Во многих газетах используются QR-коды для смартфонов, чтобы читатели могли без труда найти нужную страницу сайта. Это говорит о том, что в условиях конвергенции создаются объединенные редакции, которые, как правило, входят в структуру пресс-службы или отдела по связям с общественностью вуза и работают во взаимодействии.

Были выявлены тенденции развития корпоративных СМИ образовательных организаций, в частности вузов: дигитализа-ция, создание объединённых (конвергентных) редакций, расширение тематики в сторону социальной, поиск новых жанров и форматов, ориентация в большей степени на внешнюю аудиторию, использование творческого потенциала молодёжи.

Печатные издания образовательных организаций под влиянием учредителя являются особой разновидностью внутри такого типа СМИ как корпоративные. Большинство из них можно охарактеризовать как качественные научно-образовательные, ориентированные на молодёжную аудиторию издания. Это обусловлено спецификой деятельности учредителя и большим сегментом студенческой молодёжи среди читателей. Тем не менее в сегменте корпоративной прессы образовательных организаций можно выделить подтипы печатных СМИ в зависимости от их целевой аудитории, пре-

обладающей содержательно-тематической направленности и особенности подачи информации.

В этой группе изданий можно выделить две подгруппы: 1) корпоративные качественные научно-образовательные издания по тематике, связанной с направлениями подготовки в вузе - научно-техническое, естественное, гуманитарное - (газеты «Полёт», «Инженер», «Медик», «Молодой учитель», журналы «Технополис Поволжья», «Аудитория»), либо с молодёжным уклоном («Тольяттинский университет»), либо с социально-патриотическим уклоном («Хроника»); 2) корпоративные массовые издания с молодёжным уклоном («SPEECHka», «Экономист») либо культурно-просветительским уклоном («Волжский университет»).

Стоит отметить, что среди девяти вузов, периодические издания которых мы анализировали, есть вузы с особым статусом: национальный исследовательский университет и опорный университет региона. К первой категории относится Самарский государственный аэрокосмический университет имени С.П. Королёва, ко второй - Самарский государственный технический университет и Тольяттинский государственный университет. Они имеют более развёрнутые задачи, нежели рядовые вузы.

Например стратегическая цель СГАУ - войти в топ ведущих мировых научно-исследовательских и образовательных центров. Его миссия обозначена как генерация инженерно-технических идей, подготовка инженеров аэрокосмической отрасли через научные исследования и достижения1. Вуз ставит перед собой задачу повышения конкурентоспособности среди не только российских, но и ведущих университетов мира за счёт количественного и качественного роста своей научной базы. Это касается в первую очередь кадрового состава, как сотрудников, так и обучающихся. Безусловно, привлечение талантливых, хорошо подготовленных абитуриентов - один из способов решения данной задачи. Поиск инвесторов для научной деятельности, улучшение материально-технической базы, финансовых показателей также способствуют повыше-

1 https://ssau.ru/ (дата обращения 10.10.2018)

нию общемировых рейтингов СГАУ.

В уставе университета написано, что основными задачами учреждения являются подготовка специалистов и выполнение заказов на научные исследования. Однако помимо этого университет видит предметом своей деятельности распространение и продвижение накопленного образовательного и научно-исследовательского опыта, распространение знаний среди специалистов и широких групп населения, повышение его образовательного и культурного уровня, в том числе, посредством периодических изданий.

Корпоративное издание СГАУ - газета «Полёт» - открыто для общества, решает в большей мере социальные задачи, нежели является инструментом управления компанией. Учитывая прописанные в уставе университета цели, можно сказать и о целевом назначении газеты. Это воспитание вовлечением в науку молодёжи, обогащение внутреннего мира целевой аудитории, просвещение читателей, консолидация научных сил и представление достижений науки как важных артефактов. Таким образом, постоянно повышается ценность науки как для жизни людей, так и вида деятельности. Происходит популяризация науки, научно-образовательная деятельность представляется престижной. Данные целевые установки делают газету «Полёт» похожей на научно-образовательную прессу. Несмотря на то что она выполняет роль внутреннего коммуникатора вуза, выполняет имиджевые функции, но она ориентирована и на целевые установки некорпоративных изданий. В этом её концептуальная особенность. Данная особенность делает издание частью современной журналистики, а не инструментом пиара. То есть «Полёт» выполняет социально значимые функции, характерные для «большой» прессы: идеологическую, воспитательную, культурно-просветительскую, образовательную, творчески-развиваю-щую.

Деятельность СамГТУ как опорного университета региона нацелена на развитие Самарской области в целом, и вузовская газета должна способствовать решению данной задачи. То есть способствовать созданию научно-образовательной среды, участ-

вовать в социальных проектах региона, формировании кадрового потенциала, повышать престиж науки, распространять научные знания, выполнять функции коммуникации на региональном, а не только на корпоративном уровне. Перед газетой «Инженер» стоит задача по установлению новых общественных связей. Данные задачи размещены на официальном сайте вуза1.

Как опорный вуз Тольяттинский государственный университет реализует три стратегических проекта: «Высшая инженерная школа», «Центр урбанистики и стратегического развития территорий», «Центр гуманитарных технологий и медиакомму-никаций»2. Данные проекты должны обеспечить реализацию новой образовательной модели, основанной на сочетании практической профессиональной деятельности студентов и передовых информационных технологий. Инновационная деятельность вуза должна стать драйвером положительных изменений в научной, экономической, социокультурной жизни Тольятти. Таким образом, градообразующий вуз играет важную роль в развитии города, являясь инициатором прогрессивных перемен.

Проанализировав печатную прессу вузов Самарской области с особым статусом, мы пришли к выводу, что все газеты относятся к типу научно-образовательных (исходя из содержательно-тематической направленности) в основном с техническим уклоном, учитывая профиль вуза. Газеты ТГУ имеют молодёжный уклон, т.к. они выпускаются под эгидой молодёжного ме-диахолдинга «Есть talk» и ориентированы на молодёжную аудиторию.

В этих учебных заведениях ведётся интенсивная научная деятельность, поэтому в изданиях даётся много научной информации. СамГТУ даже издаёт научно-популярный журнал «Технополис Поволжья», посвященный научным изысканиям учёных технического профиля. Кроме того, это большие по численности студентов и персонала организации, итогово-событийная лента там достаточно наполненная. С одной стороны, в прессе из-за

1 https://samgtu.ru/ (дата обращения 6.10.2018)

9.09.2018)

https://www.tltsu.ru/ (дата обращения

этого преобладают новостные публикации, связанные с вузом. С другой стороны, у редакции есть возможность выбрать наиболее интересные для внутреннего и внешнего читателя события. Кроме того, у них хорошо выстроена концепция газеты, основанная на системе ключевых сообщений. Ключевые позиции занимают материалы о деятельности вуза как опорного, об этом напоминают рубрики, заголовки, подзаголовки. В каждом тексте, если это оправдано, обязательно упоминается статус учебного заведения.

Лучшее финансирование позволяет таким вузам выпускать по два издания. И если в одном из них преобладают новостные материалы о корпорации, то другое направлено на удовлетворение информационных запросов жителей региона. Журнал СамГТУ «Технополис Поволжья» является научно-популярным изданием, газета ТГУ «SPEECHka» удовлетворяет интересы молодёжной аудитории. «Лобовой» пиар становится всё менее популярным, и издания стремятся не ограничиваться корпоративным полем в распространении информации. Все понимают, что полезная, интересная для внешней аудитории «обёртка» эффективна в плане агитации и пропаганды. Тем более, если корпорация может позволить издавать нерентабельные газеты и журналы, которыми являются региональные научно-популярные и молодёжные СМИ, то это благотворно влияет на систему региональных СМИ. Ведь данные сегменты востребованы аудиторией.

Таким образом, оставаясь инструментом ПР-коммуникаций, корпоративные издания образовательных организаций являются важной частью системы региональной журналистики, эффективно дополняя такие её сегменты, как научно-популярное, культурное, молодёжное направления. Растёт социальная значимость корпоративных СМИ, которые выполняют важные функции «большой» прессы: идеологическую, образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую, творчески-развиваю-щую.

Но у корпоративной прессы есть и недостатки, которые мешают ей встать в один ряд с региональными СМИ. Это внутренняя

цензура корпорации, которая ведёт к обесцвечиванию содержания, устранению злободневных критических материалов. Хотя есть исключения. Например, в газете «Толь-яттинский университет» время от времени появляются острые проблемные материалы, что нехарактерно для корпоративных СМИ. Выходят они чаще всего под рубрикой «Ходят слухи...» в формате комментария и являются инструментом управления коллективом, поскольку выражают мнение администрации. Например, статья «О коррупции тут речи нет.» (№ 6 (725) от 28 февраля 2018 года), в которой проректор по учебной работе отвечает на актуальный вопрос, касающийся распределения бюджетных мест в вузе1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акопов, А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) [Текст] / А.И. Акопов. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. -96 с.

2. Аудитория: журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ssaa.ru/news/906-vyshel-novyj-nomer-zhurnala-auditoriya

3. Волжский университет имени В.Н. Татищева: официальный сайт. - Режим доступа: http://vuit.ru/index.php

4. Волжский университет: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://vuit.ru/gazeta/2017/

5. Инженер: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://samgtu.ru/university/ gazeta-inzhener

6. Медик: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.samsmu.ru/medic/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Молодой учитель: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pgsga.ru/ life/actions/details/media_ac.php

8. Опорный вуз - Тольяттинский государственный университет: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tltsu.ru/

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

10. Полёт: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ssau.ru/ events_news/news/polet/

11. Самарская государственная сельскохозяйственная академия: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ssaa.ru/

12. Самарский государственный социально-педагогический университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pgsga.ru/

13. Самарский государственный медицинский университет: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.samsmu.ru/

14. Самарский государственный университет путей сообщения [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: https://www.samgups.ru/

15. Самарский государственный экономический университет: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sseu.ru/

1 https://www.tltsu.ru/media-tsu/TU/ (дата обращения 9.09.2018)

Жанровое однообразие, официально-деловой стиль публикаций, скучная подача материала всё ещё присутствуют на страницах корпоративных изданий, поскольку им не нужно бороться за рынок. С одной стороны, непрофессиональные авторы получают возможность самовыражения, но зачастую это ухудшает качество материалов. Газеты практически не привлекают к авторству внешнюю аудиторию, за исключением, может быть, партнёров. Однако эти отрицательные моменты не умаляют значение корпоративных изданий образовательных организаций для региональной журналистики.

16. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ssau.ru/

17. Самарский политех - опорный университет: официальный сайт Самарского государственного технического университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.samgtu.ru/

18. Технополис Поволжья: журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://samgtu.ru/university/zhurnal-tehnopolis-povolzhya

19. Тольяттинский университет: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=196&m=34815

20. Хроника: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.samgups.ru/ media/pechatnye-smi-universiteta/gazeta-khronika/

21. Экономист: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sseu.ru/ press-centr/ekonomist

22. SPEECHka: газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/ site.php?s=196&m=26253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.