Научная статья на тему 'Тенденции развития корпоративных СМИ: от многотиражек до конвергентных корпоративных медиа'

Тенденции развития корпоративных СМИ: от многотиражек до конвергентных корпоративных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2301
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОТИРАЖКА / КОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ / КОНВЕРГЕНЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ / КОНТЕНТ ГАЗЕТЫ / БУМАЖНЫЙ НОСИТЕЛЬ / ЦИФРОВОЙ НОСИТЕЛЬ / PR-АГЕНТСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / FACTORY NEWSPAPER / CORPORATE EDITION / СONVERGENCE OF JOURNALISM / COMMUNICATION FUNCTION / THE SUBJECT OF PUBLICATIONS / NEWSPAPER CONTENT / PAPER MEDIUM / DIGITAL MEDIA / PR AGENCY / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Витковская Н. Г.

Прослеживаются тенденции развития корпоративных изданий, начиная от советских многотиражек (на примере газеты «Политехник») и заканчивая современными корпоративными СМИ, сочетающими цифровые и традиционные медиа. Называются причины развития корпоративных медиа в России, начиная с 2000-х годов. Рассматриваются основные черты современных корпоративных медиа с учётом их вектора развития в будущем. Приводятся статистические данные, представленные Ассоциацией распространителей печатной продукции и Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России, указывающие на такую тенденцию, как использование конвергентных технологий в журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF CORPORATE MEDIA: FROM FACTORY NEWSPAPERS TO THE CONVERGENT CORPORATE MEDIA

Trends in the development of corporate publications are traced starting, from Soviet factory newspapers (on the example of the newspaper "Polytechnic") and ending with modern corporate media, combining digital and traditional media. The reasons for the development of corporate media in Russia, starting from the 2000s, are called. The main features of modern corporate media are considered taking into account their development vector in the future. The statistical data presented by the Association of Print Distributors and the Association of Directors of Communications and Corporate Media of Russia are cited, indicating a trend such as the use of convergent technologies in journalism.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития корпоративных СМИ: от многотиражек до конвергентных корпоративных медиа»

УДК: 070

ББК: 76.01

Витковская Н.Г.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СМИ: ОТ МНОГОТИРАЖЕК ДО КОНВЕРГЕНТНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ МЕДИА

Vitkovskaya N. G.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF CORPORATE MEDIA: FROM FACTORY NEWSPAPERS TO THE CONVERGENT CORPORATE MEDIA

Ключевые слова: многотиражка, корпоративное издание, конвергенция журналистики, коммуникационная функция, тематика публикаций, контент газеты, бумажный носитель, цифровой носитель, PR-агентство, социальные сети.

Keywords: factory newspaper, corporate edition, œnvergence ofjournalism, communication function, the subject of publications, newspaper content, paper medium, digital media, PR agency, social networks.

Аннотация: прослеживаются тенденции развития корпоративных изданий, начиная от советских многотиражек (на примере газеты «Политехник») и заканчивая современными корпоративными СМИ, сочетающими цифровые и традиционные медиа. Называются причины развития корпоративных медиа в России, начиная с 2000-х годов. Рассматриваются основные черты современных корпоративных медиа с учётом их вектора развития в будущем. Приводятся статистические данные, представленные Ассоциацией распространителей печатной продукции и Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России, указывающие на такую тенденцию, как использование конвергентных технологий в журналистике.

Abstract: trends in the development of corporate publications are traced starting, from Soviet factory newspapers (on the example of the newspaper "Polytechnic") and ending with modern corporate media, combining digital and traditional media. The reasons for the development of corporate media in Russia, starting from the 2000s, are called. The main features of modern corporate media are considered taking into account their development vector in the future. The statistical data presented by the Association of Print Distributors and the Association of Directors of Communications and Corporate Media of Russia are cited, indicating a trend such as the use of convergent technologies in journalism.

Современное развитие корпоративной прессы в России является следствием усиления тенденции специализации и дифференциации СМИ. Сегодня это один из мощных сегментов рынка печатных изданий, который растет на фоне снижения интереса к прессе. Действительно, по данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРИИ), в сравнении с 2014 годом объём рынка розничных продаж периодической печати в 2015 году в денежном выражении сократился до 46,4 млрд руб. или на 2,3%, суммарный тираж периодики, реализованный в розницу, - до 1,36 млрд экз. или на 15%, выручка от подписки на 6% - до 18,4 млрд руб., а подписной тираж на 16% - до 0,51 млрд экз. Всего рынок реализации газетно-журнальной продукции по подписке и в розницу за 2015 год потерял 3,3%, а рынок рекламы в печатных СМИ, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), - 29%\

1 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой

Корпоративные издания ориентированы на узкую аудиторию, выпускаются на средства компаний и не ориентированы на коммерческую прибыль. Возможно, поэтому среди главных трендов рынка СМИ 2015 года в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям названо усиление конкуренции между рыночными и корпоративными СМИ в результате роста доли корпоративной журналистики в потребительском сегменте и ее качественного развития2. Надо отметить, что данная тенденция сохраняется.

Корпоративные издания рассматриваются как важный элемент системы отраслевых коммуникаций, как фактор повышения эффектив-

доклад. 6.06.2016. URL: http://www.fapmc.ru/ rospe-chat/activities/reports/2016/pechat.html (дата обращения 21.01.2017).

2 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 22.06.2015. URL: http://www.fapmc.ru/ rospe-chat/activities/reports/2015/pechat.html (дата обращения 21.01.2017).

ности работы организации, инструмент управления персоналом и его самоорганизации в различных компаниях. Для печатных СМИ образовательных организаций также характерны рост количества наименований и качественное изменение изданий.

Многотиражные газеты, издаваемые в производственных или учебных коллективах и отражающие их функционирование, возникли в СССР в 20-х гг. прошлого века. Первые печатные фабрично-заводские газеты создавались на основе стенных газет путем их размножения на гектографе1. Вместе с техническим прогрессом, появлением более совершенных способов печати, росло и число многотиражных газет в Советском Союзе. В 1979 году их насчитывалось 3132 наименования с годовым тиражом более 383 млн. экземпляров2. Все они являлись органами партийной печати, их содержание строго регламентировалось идеологами КПСС. Практически в каждом самостоятельном вузе имелась своя многотиражка.

Начало трансформации российских СМИ положили перестройка и гласность, курс на которые был провозглашен Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым в апреле 1985 года. Именно это событие привело впоследствии к коренным изменениям в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. В результате радикальным образом изменилась и политика власти по отношению к СМИ, и сами СМИ.

Выбор прессы в качестве проводника новых идей стало во многом революционным процессом. С одной стороны, демократизация и гласность, по мнению историка журналистики Р.П. Овсепяна, открыли для журналистов новые темы и новые возможности, с другой - создали им огромные трудности. «Никогда прежде однопартийная советская журналистика не сталкивалась с необходимостью объективного отражения многочисленных проблем, рожденных новым политическим и экономическим мышлением. < ..> И все же развитию гласности препятствовали силы и традиции, складывавшиеся десятилетиями. Сохранялся частокол всевозможных табу, запретов на правдивое освещение недалекого прошлого и реальностей перестроечного периода»3.

Партийный аппарат и бюрократия всяче-

1 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 815.

2 Там же. С. 815.

3 Овсепян Р.П. История новейшей отечествен-

ной журналистики. М.: Изд- во МГУ, 1999. С. 198.

ски сопротивлялись многим политическим и экономическим начинаниям. Номенклатура видела в гласности угрозу собственной безопасности, и данный конфликт интересов мешал реальным позитивным изменениям в общественной, политической и экономической жизни страны. Периодическая печать активно формировала общественное сознание, что могло быть опасно для руководителей различных рангов, поскольку гражданская активность масс могла выйти из-под контроля. Это наложило значительный отпечаток на судьбу многих СМИ, от полярного изменения тематических предпочтений и содержания до их окончательного закрытия.

Данная тенденция коснулась и корпоративных СМИ, многие из которых появились на основе «обновившихся» многотиражек. Они стремились не отставать от центральных и региональных СМИ в плане обсуждения острых вопросов, появления проблемных корреспон-денций, публикации критических выступлений сотрудников.

Вопросы перестройки занимают одно из главных мест в тематике газет образовательных учреждений в период с 1986-го по 1991 годы. Подобные материалы регулярно выходят под рубрикой «Вуз: перестройка». Повышение эффективности учебного процесса, научной деятельности, демократизация управления - вот основные темы этих публикаций Их авторами являются не только сотрудники газеты, но и преподаватели, и студенты. В качестве примера можно взять многотиражку Тольяттинского политехнического института «Политехник»4. Если посмотреть содержание издания того времени, то оно самое разнообразное: преобразования по организации занятий на кафедре физического воспитания (Никитин К. Сделаны первые шаги // Политехник. 1989. № 1(834)); отчет о диспуте по проблемам перестройки, проводимом между студентами ТПИ, ТФМТИ и филиала Куйбышевского пединститута (Лиштаева И. Встретились студенты трех институтов...// Политехник. 1989. № 3(836)); изменения в программе обучения на военной кафедре (Конорев Н. Идет перестройка. 1989. № 8(841)); о переходе научно-исследовательского сектора на хозрасчет (Андреева Р. В новых экономических условиях. 1989. № 11(844)). Данная подборка свидетельствует о частом и регулярном освещении проблем перестройки.

4 Витковская Н.Г. Трансформация проблематики и содержания постсоветских СМИ // Вестник Волжского университета им. В.Н.татищева. - 2014. -№ 4(17). - С. 234-242.

Особого внимания заслуживает дискуссионный клуб «Позиция», под эгидой которого преподаватели и студенты института заочно обсуждали не только проблемы перестройки, но и различные вопросы учебы, досуга, общественной жизни. Публикации под заголовком «Дискуссионный клуб «Позиция» начал выходить, когда редактором газеты была Р.Т. Попова. В рамках этих материалов студенты высказывались открыто и смело, чего в доперестроечное время представить было невозможно. Например, обсуждая качество обучения в вузе, студенты прямо говорили, что «инженер обязан творчески мыслить, постоянно находиться в поиске, вести научную работу. А кто ему в этом поможет? Преподаватель, долбящий на лекциях азы какой бы то ни было науки?» Преподавателей называют «провокаторами» конфликтов», ратуют за отмену гозэкзаменов (дискуссионный клуб «Позиция». 1989. № 9 (842). Скорее всего, критика была не всегда обоснованна, но это доказывает присутствие свободы слова на страницах газеты. В эпоху застоя такое никогда бы не напечатали.

Надо отметить, что накал критики постепенно возрастает. На страницах газеты можно увидеть весьма смелые сатирические материалы, касающиеся руководства вуза. Ироническая статья «Save our students» посвящена ремонту крыши в студенческом общежитии. У института, как выяснилось, не хватает стройматериалов, чтобы залатать протекающую кровлю. Автор материала И. Строева смело критикует за это администрацию вуза: «Вот так, ребята, и нечего капать на мозги в рабочее время по каждой мелочи. Потому как они - административные мозги - заняты более глобальными вопросами, типа строительства военной кафедры. Уж «любимое дитя народа» получит крышу - бомбой не пробьешь.

< . > Надо думать, Владимира Ивановича (ректора ТПИ. - Прим. авт.) дома не беспокоит капель с потолка, вспузырившиеся обои и осыпающаяся штукатурка: это как же сосредоточенно нужно искать, чтобы найти такую точку зрения на вопрос, при которой причина и следствие поменялись бы местами»1.

С углублением экономического кризиса в стране снижается уровень жизни граждан Многотиражка становится трибуной для тех, кто пытается предпринять какие-либо шаги в плане социальной защиты сотрудников. В газете «Политехник» от 6 ноября 1991 года был опубликован отчет о собрании трудового коллектива

1 Строева И. Save our students // Политехник. 1989. № 25. С. 1.

электротехнического факультета, на котором было утверждено «Обращение к преподавателям и сотрудникам ТолПИ», в случае невыполнения его условий преподаватели намерены провести предупредительную забастовку и другие акции протеста. Острие критики направлено в сторону ректора. Она настолько смелая, что с позиции современного работника корпоративного СМИ кажется недопустимой. «Коллеги, если вы решитесь поддержать меня, я бы счел целесообразным выразить недоверие ректору и создать стачком, - приводятся в отчете о собрании слова профессора И.А. Милорадова. <...> До тех пор, пока он сидит в своем кресле, мы ответа на свои запросы не получим.

Вспомните, каким образом в институте создавались НИЛы, вводилось обучение в ПТУ, патентоведение, трехступенчатое образование. Всех нас ломали через колено. Теперь та же история повторяется с УНПК. Этот человек, похоже, верит в то, что с нами можно поступать как угодно.

< ..> В институте господствует авторитарный, недемократический стиль управления. В создавшемся положении очевидна личная вина ректора, профессора Столбова В.И.»2.

Тема публикации «Будем бастовать?» обсуждалась на страницах «Политехника» в течение двух месяцев. В том числе был напечатан и ответ ректора на обращение сотрудников электротехнического факультета. Необходимо отметить, на наш взгляд, аргументированность и логичность высказываний сотрудников ТолПИ по этому поводу. Каждый пункт «Обращения...» рассматривался детально. Многие авторы защищали ректора. То есть газета предоставляла право высказаться всем желающим. Открытое, конструктивное обсуждение в СМИ животрепещущих проблем было приметой «золотого века» свободы.

Хочется обратить внимание также на острую статью профессора А.Н. Резникова «Следует ли стриптиз связывать с именем Тольяттин-ского политехнического института?» Он возмущен тем, что в городской газете «Тольятти сегодня» опубликована заметка об объявлении клубом «Натали», созданном при Тольяттин-ском политехническом институте, закрытого конкурса на звание «Мисс Стриптиз». Собственно, возмущение вызвала не сама заметка, а то, что «коммерческой организации не очень высокого уровня культуры» разрешено называться студенческим клубом при Тольяттинском политехническом институте, «бросая тень на

2 Будем бастовать? // Политехник. 1991. № 29, 30. С. 1-2.

доброе имя, честь и достоинство вуза». Свое возмущение автор статьи адресует прежде всего ректору, ответственному за все, что происходит в образовательном учреждении.

Заслуживает внимания еще одна острая публикация «Договор не полупроводник, или О правовой незащищенности УНПК», появившаяся на страницах «Политехника» 9 апреля 1993 года. Ее автор руководитель УНПК «Техмаш», доцент А.В. Гордеев. Его возмущает то, что с УНПК не считаются и при попустительстве руководства вуза имеют место нарушения условий договора между ректоратом и УНПК. Доцент А.В. Гордеев приводит три таких факта, которые в результате «складываются в тенденцию придания договорам УНПК с институтом роль пустых бумажек, которыми более сильная сторона может безнаказанно пренебрегать. Именно безнаказанно, поскольку никто из названных мною руководителей и прямых исполнителей не только не удостоился взыскания за самоуправство, но и получил моральную поддержку ректората»1.

Как мы уже отмечали, свобода слова позволяла редакторам газет самостоятельно выбирать тематику публикаций. Иногда на страницах «Политехника» появлялись публикации, которым, на наш взгляд, было не место в газете для студентов. В частности, в газете размещались материалы, пропагандирующие нетрадиционные учения, целью основателей которых было привлечь на свою сторону как можно больше молодёжи. Поскольку идеологическая ниша, занятая ранее партией и комсомолом, оказалась пуста, ее пытались заполнить разного рода заграничные варяги. Так в газете появились материалы о деятельности представителей Международного общества сознания Кришны (Усанова Ел. Знание, избавляющее от страданий. Политехник. 1991. № 35 (887)).

Как отмечает Д.Л. Стровский, политическая несвобода, как реальность существования СМИ советских времен, после непродолжительного периода полной свободы к середине 90-х сменилась их экономической несвободой2. Поскольку учредителем газеты «Политехник» был ректорат института, то руководство, конечно, было недовольно появлением на страницах газеты критики в свой адрес. Редакция оказалась под бременем зависимости от учредителя.

Со второй половины 1993 года в газете

1 Гордеев А. Договор не полупроводник, или О правовой незащищенности УНПК // Политехник. 1993. № 13. С. 1-2.

2 Стровский Д.Л. Отечественная журналисти-

ка новейшего периода: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

«Политехник», например, перестали появляться критические статьи в адрес администрации. Однако эстафетная палочка от преподавателей по критике администрации перешла в руки профкома. Дело в том, что профсоюзы России активно выступали в защиту социальных прав работников предприятий и организаций. Профком ТолПИ во главе с его председателем А.В. Калининым не оставался в стороне. Вузовская многотиражка не раз писала о разногласиях между администрацией и трудовым коллективом при заключении Коллективного договора.

Тем не менее формирующаяся во второй половине 90-х корпоративная печать ставила перед собой иные задачи. Информационный продукт, представленный в ней, должен был формировать позитивный имидж организации, привлекать клиентов. Для политехнического института это стало весьма важно после того, как на его базе в 1995 году был открыт Волжский университет им. В.Н. Татищева, где обучение велось на платной основе. Необходимо было привлекать абитуриентов. Газета «Политехник» по- прежнему ориентировалась на информационное освещение событий, происходящих в политехническом институте, выполняла образовательную, просветительскую, рекреативную функции, но не рекламную3. Руководством института многотиражную газету «Политехник» решено было закрыть. Последний номер издания вышел 26 апреля 1996 года.

Таким образом, на выявлении тенденций, связанных с тематикой и содержанием многотиражной газеты «Политехник», можно проследить, как отразились общественно-политические процессы, происходившие в нашей стране со времен начала горбачевской перестройки. Издание трансформировалось сначала в перестроечную модель, затем представляло журналистику как «четвертую власть» и, в конце концов, стало жертвой корпоративно-авторитарной модели, когда судьбу СМИ решали бизнес и чиновники.

Еще в конце 90-х годов прошлого века некоторые авторы не относили корпоративные издания к журналистике, суживая их функцию до решения лишь собственных маркетинговых вопросов. Однако на примере газеты «Политехник» мы можем видеть, что корпоративные издания занимали важное место в системе советской периодической печати. Впоследствии российские исследователи журналистики обычно рассматривали и многие рассматривают до сих

3 Витковская Н.Г. Профессионально -личностное становление молодежи и средства массовой информации // Знак: проблемное поле медиаобразова-ния. Т. 2. 2011. № 8. С. 82-87.

пор корпоративную прессу как часть системы СМИ и относят ее к подвиду деловой прессы. Однако сегодня не только производственные компании имеют свои издания, практически все организации — торговые, образовательные, научно-исследовательские и т.д. - выпускают то или иное СМИ. Кроме того, с развитием новых информационных технологий появляется большое количество корпоративных интернет-изданий и различных корпоративных проектов, основанных на конвергентной журналистике.

После крушения советских идеалов, развала СССР, отхода КПСС ст лидирующих позиций корпоративная пресса воспринималась как нечто ненужное, лишнее на рынке СМИ. Держать и финансировать такие издания могли позволить себе богатые организации, руководители которых часто использовали их для личного пиара. Но постепенно приходило понимание того, что в условиях жёсткой конкуренции в бизнесе нематериальные факторы могут играть далеко не последнюю роль. Газета становится неким объединяющим ресурсом, способствующим консолидации сотрудников предприятия, определяющим фактором в воспитании корпоративной культуры. Ориентируясь на внешний рынок, газета помогает созданию позитивного имиджа организации как ведущей социально ответственный и «прозрачный» бизнес. Ну, и наконец трудно переоценить значение газеты или журнала в плане рекламы. Конечно, рекламный буклет тоже читают, но там сухие цифры и краткие сведения, а в СМИ можно написать более интересные, «живые» материалы, эффективность которых может быть выше. Кроме того, сегодня пробиться на страницы федеральных и региональных изданий весьма непросто. Во-первых, это дорого, во-вторых, читатель с опаской относится к публикациям, помеченным специальном значком рекламы, а в-третьих, вы можете просто затеряться на фоне рекламы более богатых клиентов.

Все эти факторы способствовали развитию корпоративных СМИ. Уже в конце 90-х этот сегмент системы СМИ был представлен разнообразными изданиями. «После кризиса 1998 года рост корпоративной прессы приобрел взрывной характер, - подчеркивает один из московских исследователей деловых СМИ Дмитрий Мурзин. По данным АКМР (Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России) на май 2016 года уровень распространения печатных и цифровых корпоративных СМИ в России по-прежнему остаётся очень высоким. Их используют 93% опрошенных компаний. В структуре печатных СМИ, зарегистрированных в Российской Федерации на ко-

нец 2014 года, корпоративные газеты и журналы занимали 12%, что соответствует 7500 официально зарегистрированных изданий с тиражом более 999 экземпляров. Темпы роста рынка корпоративных печатных изданий в последние пять лет составляют в среднем 15-20% в год1. По данным отраслевых ассоциаций, ситуация на отечественном рынке печатных корпоративных СМИ выглядит следующим образом:

- примерно 50% корпоративных изданий издаются в сегменте B2P (Business-to-Personnel) и адресованы персоналу компаний - внутрикорпоративные газеты и журналы;

- 30% являются корпоративными изданиями для потребителей (Business-to-Consumers, или B2C) с целью информационного воздействия на конечных потребителей своей продукции и услуг;

- 20% - издания B2B - для партнеров, инвесторов, органов государственной власти, отраслевого сообщества2.

В начале 2000-х появились первые научные работы о корпоративных изданиях, а в 2005 году вышла первая монография Д.А Мурзина «Феномен корпоративной прессы»3. В дальнейшем многие авторы рассматривали различные стороны функционирования корпоративной прессы в России. Л. С. Агафонов и Ю.В. Чемякин делали акцент на эффективности данного вида изданий, Ю.А Петропавловская - на особенностях редактирования корпоративных текстов, в трудах А.Ю. Бабкина, Б.А Играева детально проработаны типологическая характеристика, способы классификации и специфика разных видов корпоративных СМИ, АА Данилина, С.В. Лебедева, Т.А Наговицина исследовали роль школьных и вузовских изданий в плане медиаобразования и нравственного воспитания молодежи. Специфика корпоративных СМИ образовательных организаций, основанная на их типологической характеристике до сих пор не рассматривалась. Исследование данного сегмента корпоративной прессы представляется важным также для выявления направлений развития современной корпоративной периодики в целом.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется, c одной стороны, ростом сегмента корпоративной периодики, в том числе образовательных организаций, с другой - отсутствием работ, посвященных изучению особенностей

1 АКРМ: официальный сайт. URL: http:// corpmedia.ru/analytics/statistika_issledovaniya/ (дата обращения 25.01.2017).

2 Там же. (Дата обращения 25.01.2017.)

3 Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. М.: Хроникер, 2005.

и тенденций развития корпоративных изданий.

Теоретико-методологическую базу научного исследования могут составить труды по теории и истории журналистики Е.Л. Вартановой, С.М. Гуревича, Я.Н. Засурского, С.Г. Кор-коносенко, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондина, М.И. Шостак, работы по ряду научных направлений теории и методологии СМИ А.И. Акопова, А.А. Грабель-никова, Е.А. Корнилова, А.А. Тертычного, В.В. Тулупова; монографии в области пиара В.М. Горохова, Т.М. Гринберг, А.Д Кривоносо-ва; научные работы по типологии и функционированию корпоративной прессы Л.С. Агафонова, А.Ю. Бабкина, С.М. Гуревича, А.А. Данилиной, Д.А. Мурзина, Ю.В. Чемякина.

Развитие сегмента корпоративной прессы происходит в России, начиная с 90-гг. прошлого века. Многие издания возникли на базе заводских и вузовских многотиражек, которые появились в СССР в 20-е гг. прошлого столетия. К сожалению, сущность изданий не изменилась. Если раньше они были органом парткомов, несли мощную идеологическую функцию, то теперь хозяин сменился - учредителем стали администрации корпораций, и диктат КПСС на концепцию газеты сменился диктатом учредителя. Нахождение компромисса между читательским интересом и маркетинговым интересом администрации корпорации - вот дилемма, которую сегодня приходится решать корпоративным СМИ. Кроме того, рост их количества при снижении качества и профессионализма отрицательно влияет на поступательное развитие данной типологической группы газет. Научные исследования в этой области должны помочь периодическим изданиям обеспечить их эффективность воздействия на аудиторию.

Приоритет интересов корпорации определяет концепцию, стратегию и содержание корпоративного издания и принципиально отличает корпоративную прессу от рыночной. Эффективность коммуникационной функции издания будет соблюдаться при наличии баланса между корпоративными и читательскими интересами. Отсутствие новых трендов в корпоративных коммуникациях с массовым читателем снижает эффективность печатного издания. Поэтому нахождение компромисса между учредителем и читательской аудиторией, использование новых трендов в периодических изданиях корпораций должно положительно сказаться на их развитии, а для этого необходимо выявить данные направления, изучить их. Кроме того, специализированная пресса образовательных организаций решает социальные задачи, к которым относятся вопросы медиаобразования, формирования

культурных и нравственных ценностей, просвещения, этики и другие. В России растет количество корпоративных изданий учебных заведений, однако многие из них характеризуются непрофессионализмом, т.к. редакторами являются дилетанты, что отрицательно сказывается на развитии системы корпоративных СМИ.

На наш взгляд, необходимо систематизировать сведения о корпоративных изданиях организаций. Чтобы проследить тенденции их развития, необходимо описать, какие издания существуют и что они из себя представляют. Во многих городах нашей страны растет количество корпоративных изданий учебных заведений Есть такие, которые характеризуются непрофессионализмом, так как редакторами являются дилетанты, либо по старинке выпускаются только газеты, что отрицательно сказывается на развитии системы корпоративных СМИ. Но есть учебные заведения, где используются средства мультимедиа, различные технологические возможности и новинки. Набирает обороты конвергентная журналистика.

Действительно, сегодня повысить интерес к бумажному изданию, в том числе и корпоративному, невозможно без использования цифровых технологий. Это он- лайн версии, версии для различных мобильных платформ и использование социальных сетей («Twitter», «Facebook», «Youtube» и «Instagram», «Одноклассники», «Вконтакте»). По данным АКРМ, 47,2% компаний используют как печатные, так и цифровые медиа, 19,4% - только цифровые1. На наш взгляд, тенденция, направленная на увеличение цифровой аудитории корпоративных медиа, будет продолжаться. Ещё одна тенденция - это обращение к внешним издателям, к которым можно отнести специализированные структурные подразделения крупных издательских домов (Издательский синдикат ИД "КоммерсантЪ", Custom Publishing (подразделение ИД Sanoma Independent Media), ИД Hachette Filipacchi Shkulev), специализированные издательские дома (Медиалайн, Люди People, Фабрика журналов, Медиакрат, Карт Бланш) и небольшие издательские агентства, в том числе специализированные подразделения PR-агентств (SPN Publishing (группа компаний SPN), десятки агентств, которые имеют в портфеле по 1-3 издания). Примерно 60% работающих в России компаний выпускают корпоративные печатные СМИ собственными силами2. Тем не менее рынок аутсорсинга для россий-

1 http://corpmedia.ru/analytics/statistika_ issledo-vaniya/ (дата обращения 25.01.2017).

2 Там же. (Дата обращения 26.01.2017.)

ских компаний, как показывает статистика, постепенно укрепляется.

Таким образом, тенденции развития корпоративных СМИ на ближайшую перспективу просты и понятны. В первую очередь это сочетание цифровых и традиционных технологий в представлении корпоративного контента. Именно сочетание, поскольку интерес к газетам

и журналам на бумажном носителе не исчезает совсем. Аналитика, статистика, художественная публицистика по-прежнему занимают читателя в традиционных СМИ, так как требуют сосредоточенности и больших временных затрат, а экран компьютера не может удерживать внимание человека долго на одном печатном тексте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. 22.06.2015 [Электронный ресурс] / Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии; под общ. ред. В.В. Григорьева // Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. - URL: http:// www. fapmc. ru/rospechat/activities/ reports/ 2015/ pechat. html

2. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. 6.06.2016 [Электронный ресурс] / Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии; под общ. ред. В.В. Григорьева // Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. - URL: http:// www. fapmc. ru/rospechat/activities/ reports/ 2016/ pechat. html

3. АКРМ: официальный сайт. - URL: http://corpmedia.ru/analytics/statistika_issledovaniya/

4. Будем бастовать? // Политехник. - 1991. - 6 ноября. - № 29, 30 (881, 882).

5. Витковская, Н.Г. Профессионально-личностное становление молодежи и средства массовой информации / Н.Г. Витковская // Знак: проблемное поле медиаобразования.- 2011. - № 8. Т. 2. -С. 82-87.

6. Витковская, Н.Г. Трансформация проблематики и содержания постсоветских СМИ /// Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - №4(17). - С. 234-242.

7. Гордеев, А. Договор не полупроводник, или О правовой незащищенности УНПК // Политехник. - 1993, 9 апреля. - № 13 (940).

8. Мурзин, Д.А. Феномен корпоративной прессы / ДА Мурзин. - М.: Хроникер, 2005. - 192 с.

9. Мурзин, Д.А. Новые корпоративные стратегии коммуникаций в современной России / Д.А Мурзин // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. № 1. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 63-75.

10. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики / Р.П. Овсепян. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 314 с.

11. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 1600 с.

12. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: учеб. пособие для студентов вузов / Д.Л Стровский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 359 с.

13. Строева, И. Save our students // Политехник. - 1989, 29 сентября. - № 25 (858).

14. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.