12. Folklornie tradicii Omskogo Priirtishya. Obryadovie pesni belorusskih pereselencev v ispolnenii Valentini Kondratevni Parohonko. Audio-albom [Folklore traditions of the Omsk Irtysh region. Ceremonial songs of Belarusian immigrants in the performance of Valentina Kondratieva, Parkonika. Audio album]. Omsk, 2008.
13. Janicba Cyareshki [Cyareshka'sMarriage]. Mn., Science and Technics, 1992, 519p. [Belarusian folk art].
© С. А. Мясникова, 2016
Автор статьи: Софья Анатольевна Мясникова, соискатель учёной степени кандидата филологических наук, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Т. А. Голованева, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИФЛ СО РАН, г. Новосибирск. Н. К. Козлова, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и культурологи, Омский государственный педагогический университет.
УДК 808.2-085(82) DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.80
И. П. Ромашова,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского МЕДИАРЕСУРСЫ ВУЗОВ ОМСКОГО РЕГИОНА
В статье представлен прагмастилистический анализ медиаресурсов вузов Омского региона, в частности - печатных корпоративных изданий. Анализируются новые технические и содержательные характеристики вузовских СМИ, возникшие в условиях смены ведущих каналов коммуникации. В связи с возможностью размещения изданий в электронном виде оцениваются возникшие перспективы трансформации внутрикорпоративных изданий в новый формат - в СМИ смешанного типа, рассчитанные как на внутреннего потребителя (студенты, преподаватели), так и на внешнюю аудиторию (профессиональная среда, региональная власть, абитуриенты, широкая общественность). Прагмастилистический анализ позволил поставить проблему реализации обратной связи корпоративных изданий с целевыми аудиториями. Материал статьи используется для преподавания дисциплин по связям с общественностью и в лекциях для магистрантов по новым корпоративным медиа.
Ключевые слова: медиалингвистика, новые медиа, корпоративные издания, региональные СМИ.
Работа выполнена в соответствии с темой гранта «Медиасфера омского региона: структура, каналы, ценности, новые дискурсивные практики» (соглашение № 35 от 08.12.2016 «О предоставлении гранта в форме субсидии на реализацию научно-исследовательского проекта в области гуманитарных исследований, гуманитарных наук»)
Корпоративные медиа вузов ещё с советских времён занимают важное место в системе российских СМИ. Так, в 1972 г. в СССР выпускались 3852 многотиражные газеты общим тиражом свыше 440 миллионов экземпляров (вузовских из них - около 4000) [1]. На сегодняшний день практически каждое высшее учебное заведение г. Омска издаёт собственную газету. Более того, именно вузовские корпорации демонстрируют ярко выраженную тенденцию к созданию на своей базе целых систем корпоративных СМИ, включающих в себя как печатные, так и электронные издания. В последние годы система корпоративных медиа омских вузов пополняется более современными каналами коммуникации - например, развивается корпоративное ТВ в его интернет-формате. Так, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского одним из первых открыл на факультете филологии и медиакоммуникаций «Лабораторию телерадиожурналистики». Руководителями и участниками Лаборатории выступают преподаватели кафедры журналистики и медиалин-гвистики. На фестивале «Сибирские Афины-2013» программа «Артефакт», созданная в Лаборатории, заняла первое место. Проект «Артефакт» - это научно-познавательная программа, в которой рассказывается об артефактах культуры: «тех, которые можно потрогать, и тех, которые потрогать нельзя. Пишущая машинка и баллончик краски для граффити, космические теории и деревенские суеверия, кукольный театр и старый танк в омском дворе» [2]. В настоящее время в рамках Лаборатории действуют два проекта - «Артефакт» и «Фактура», а также снимаются корпоративные фильмы для факультета филологии и медиа-коммуникаций. Фильмы, посвящённые ведущим преподавателям факультета, становятся отражением
университетских традиций и залогом их продолжения. Ещё в двух вузах: СибГАДА (Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия) и ОмГПУ (Омский государственный педагогический университет) - действует корпоративное ТВ. В СибГАДА первый выпуск новостей вышел 23 мая 2013 г. [3], в ОмГПУ - 31 мая 2014 г., а 22 марта 2016 г. на базе ОмГПУ открыт Межвузовский ТВ-Центр «Первое областное студенческое телевидение» [4].
Каждое из этих корпоративных средств может быть объектом самостоятельного медиаисследо-вания. В данной статье речь пойдёт только о печатных корпоративных изданиях омских вузов.
Целый ряд научных работ посвящён группе корпоративных медиа. Это статьи Р. П. Баканова «Проблемы изучения корпоративных вузовских изданий (на примере Республики Татарстан)» [5], Ю. В. Чемякина, Т. И. Сидорова «Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа» [6] и «Вузовские издания как тип корпоративной прессы», «Периодика университета: вехи истории» [7]. Вузовским медиа посвящено диссертационное исследование Д. А. Алексеева «Корпоративное издание в формировании имиджа регионального вуза: на примере комплекса изданий Ухтинского государственного технического университета» [8]. В названных работах определяется значение корпоративных медиа для вуза, выявляется их жанровая специфика. Они рассматриваются в системе связей с общественностью вузовской корпорации, определяется их роль в корпоративной идентификации студентов и их профессионализации. Однако в целом анализ научных исследований показывает, что корпоративные медиа вузов до настоящего времени не получили глубокого и системного описания, несмотря на высокое внимание к ним специалистов. Особенности функционирования вузовских корпоративок в электронном медиапространстве, реализация PR-функций этими изданиями, их влияние на имидж учебного заведения до конца не изучены. Это определило выбор темы данного исследования.
Эмпирической базой исследования послужила корпоративная периодика омских вузов: Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (газеты «Омский университет»; «Шаг к Парнасу»; «Филт»; «Юрист»; «АльмаМатем»; «FMBEST»); Омского государственного технического университета (газеты «Омский политехник»; «Читалка: газета сотрудников и друзей научной библиотеки Ом! ТУ»; «9 бит»; «5 корпус»); газета «Кировец» Омской государственной аграрной академии (ОмГАУ); электронная газета «Короленко, 12» Омской юридической академии (ОмЮИ); газеты Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) «Транспортник» и «Параvоz»; газета «Автодорожник» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибГАДА); газета «За медицинские кадры» Медицинской академии (ОмГМА); газета «Вести академии» Омской академии МВД России и газета «Молодость» Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ). Всего было проанализировано 18 вузовских изданий.
Проведённый прагмастилистический анализ позволил выявить функции, форматы существования вузовских печатных СМИ г. Омска, систему их жанров и особенности стилистики.
Можно с уверенностью утверждать, что корпоративные издания высших учебных заведений выполняют преимущественно те же задачи, что и печатные издания других государственных и коммерческих организаций, а именно: способствуют формированию корпоративной культуры и положительного имиджа организации, созданию в коллективе атмосферы «единства и сплочённости», распространению актуальной информации, налаживанию вертикальных и горизонтальных коммуникаций на основе реализации конструктивных диалоговых отношений, мобилизации членов корпорации на добросовестную работу (или учёбу). Но помимо задач, общих для корпоративной периодики, Ю. В. Чемякин и Т. И. Сидорова в своей статье выделяют специфические черты собственно вузовских корпоративных газет: «превалирование молодёжной тематики и ориентацию на молодёжный формат; развитие профессиональных навыков студентов журналистских и смежных факультетов» [6].
Газеты вузов г. Омска в основном имеют от 8 до 12 полос. Могут быть полноцветными или чёрно-белыми, а также двуцветными. Распространяются преимущественно на территории вуза, но, поскольку все они размещены на сайте и в вузовских группах в соцсетях, то их материалы становятся достоянием широкой общественности. Этот факт должен свидетельствовать, по мнению исследователя Р. П. Баканова, о том, что «вузовская пресса выходит в мировое интернет-пространство», преследуя при этом, как минимум, три цели: (1) рассказать широкой общественности о новостях вуза («..интернет-платформа сразу повышает статус издания как минимум до федерального распространения»); (2) «не упустить категорию потенциальных читателей, которая, отказавшись от получения новостей из традиционных источников, ушла во всемирную сеть»; (3) повысить оперативность распространяемых сведений («Вузовская пресса до недавнего времени оставалась вне широкого информационного поля, замыкалась в рамках вуза, реже - города. Интернет даёт возможность распространения публикуемой информации быстро и сравнительно недорого» [9]).
Учитывая очевидные преимущества электронной версии перед печатной (большая функциональность, сравнительная дешевизна, более высокое качество визуализации и широкий охват аудитории), 15 из 18 анализируемых изданий представлены в электронной форме на вкладках официальных сайтов вузов или на хостинге для электронных журналов «Issuu.com». Данный ресурс позволяет осуществлять генерацию из pdf-формата во flash-приложение.
Что касается содержательной концепции вузовских изданий, то в большинстве своём она ориентирована на внутреннюю аудиторию вуза и отражает сюжеты, понятные и интересные руководству, преподавателям и студентам данного учебного заведения. Так, например, в издании «Омский политехник» (ОмГТУ) отмечается, что «информация в газете отражает основные аспекты внутренней жизни нашего университета, публикуются интервью с выдающимися студентами и представителями профессорско-преподавательского состава, важные официальные документы». Соответственно, постоянными рубриками газеты являются: «О главном» (актуальный материал номера); «Событие» -новостные заметки из разных сфер жизни университета; «Наука» - содержит информацию о научных конференциях, форумах и грантах; «Внеучебная работа» - об участии студентов в различных конкурсах, студенческих выездах и общественных инициативах; «Наш выпускник» - рубрика, посвящённая выпускникам университета, добившимся определённых успехов в той или иной профессиональной сфере; «Международная деятельность» - новости отдела международных и общественных связей; а также рубрика «Жизнь студента». В других изданиях постоянная рубрикация отсутствует, однако контент вращается вокруг тех же тем.
Анализ содержания вузовских изданий позволяет говорить о зависимости тиража газеты от его контента. В целом годовой тираж исследуемых газет колеблется от 1200 до 12 000 экземпляров в год. При этом самые большие тиражи у тех газет, которые не ограничиваются внутрикорпоративной тематикой. Например, содержание издания «За медицинские кадры» (ОмГМА) включает аналитические материалы «о достижениях в области здравоохранения и медицинского образования» (№ 1, 2014 г.), а в «Читалке» (ОмГТУ) печатаются статьи и заметки, посвящённые развитию культуры в г. Омске и культуре чтения в целом. Этот фактор сказывается на привлекательности издания для её целевых аудиторий. Так, с 2014 г. газета «За медицинские кадры» стала позиционироваться как профильное «региональное издание для специалистов в области здравоохранения». Размещая информацию об учебном заведении, газета широко освещает достижения и проблемы российской и мировой медицины, а в качестве экспертов выступают ведущие специалисты - преподаватели ОмГМА. Думается, что с учётом появления электронных версий контент корпоративных изданий может быть расширен, что позволит привлечь иные целевые аудитории: профессиональную среду, региональную власть, абитуриентов, широкую общественность. Расширение и привлечение данных целевых аудиторий, формирование медиаобраза вуза - насущные задачи вузовских изданий в новых экономических и технологических условиях высшего образования.
Система жанров корпоративной печати омских вузов представляет собой сочетание журналистских, художественных и PR-текстов. Информационные материалы представлены в корпоративной печати вузов преимущественно жанрами «заметка», «отчёт», «интервью», «репортаж». Им, как правило, отведены первые страницы номеров. Заметки сообщают о новостях вуза: о профессиональных достижениях преподавателей и студентов, о прошедших конкурсах, грантах и мероприятиях и т. п. На последней полосе вузовских корпоративных изданий размещаются анонсы и материалы о будущих мероприятиях, конкурсах, семинарах, действующих творческих коллективах в вузе.
Выполнению образовательно-просветительской и, добавим, имиджевой функций во многом способствует включение в издание материалов художественной направленности, созданных преподавателями и студентами. Хорошей традицией был раздел корпоративной газеты ОмГУ им. Ф. М. Достоевского «ЛитОргия», где публиковали свои произведения не только студенты, но и преподаватели: стихи, прозу, забавные афоризмы и др. В газете факультета культуры и искусств ОмГУ такие материалы тоже представлены, но эпизодически. В газете ОмЮИ «Короленко, 12» литературное творчество студентов сосредоточено в постоянном разделе «Досуг». В изданиях других вузов литературные пробы студентов и преподавателей отсутствуют.
Система публикаций газет омских вузов активно дополняется PR-текстами, такими как: кейс-стори, байлайнеры, имиджевые статьи, имиджевые интервью с активными студентами, руководителями и ведущими специалистами вуза. Так, в газете «Омский политехник» размещено интервью с Н. Кайгородцевой, доцентом кафедры «Инженерная геометрия и САР» в ОмГТУ, которая стала победителем конкурса преподавателей «ТОП-100 ведущих преподавателей технологий Autodesk» (№ 19
2014 г.); а в № 8-9 2014 г. в газете «Кировец» ОмГАУ мы найдём интервью с О. В. Шумаковой, проректором по учебной работе, о приоритетных направлениях учебной деятельности в университете. Примером кейс-стори может послужить материал «Почему я выбрал магистратуру?», где от имени студента ОмГУ рассказывается об истории выбора направления обучения данным студентом («Омский университет», № 11, 2013 г.). Факт-лист как жанр позволяет восстановить основные вехи развития организации или проекта. Например, в разделе «История аграрного университета» мы находим данные:
1918 г. - основание Сибирского сельскохозяйственного института;
1935 г. - переименование в Омский сельскохозяйственный институт им. С. М. Кирова;
1994 г. - на базе ОмСХИ Омского государственного института переподготовки кадров и агробизнеса создаётся Омский государственный аграрный университет;
2010 г. - вуз успешно прошёл государственную аккредитацию, подтвердил государственный статус университета и продлил лицензию на право ведения образовательной деятельности сроком на 6 лет;
2011 г. - присвоено имя П. А. Столыпина («Кировец», № 1, 2015 г.).
И, конечно, как в любом корпоративном издании, в вузовских СМИ находит применение ряд этикетных жанров, назначение которых - отражение и формирование корпоративной культуры организации. Речь идёт о жанрах поздравления, некролога, воспоминаний и т. п. Часть из них выполняет PR-функции, способствуя формированию имиджа вуза: «С круглой датой, любимый факультет! Пусть твои выпускники и дальше радуют своим уровнем, бурная студенческая жизнь кипит, а научные разработки факультета будут известны далеко за пределами Омской области. Александр Калашников, гр. РО-418» («Омский политехник», спецвыпуск «Радиотехническому факультету - 50 лет», № 17, 2014 г.). Отметим, что печатные издания вузов, в сравнении со СМИ коммерческих структур, не злоупотребляют жанром поздравлений. В корпоративных СМИ многих организаций г. Омска до % общей площади номера отводится на поздравления (с профессиональными и личными датами, с рождением детей и поступлением их в институт и т. п.) [10]. В этом смысле вузовские СМИ в большей степени политематичны и разнообразны по жанровой палитре.
Вузовские корпоративные СМИ включают и рекламные статьи, такие как, например, материал «Ты выбрал ОмГАУ не зря, теперь мы одна семья», «В ОмГАУ влюбилась с первого взгляда» (отзыв студента) («Кировец» № 7, 2014 г.), в самом заглавии ярко отражён рекламный характер. ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и ОмГАУ два раза в год делают рекламные спецвыпуски для абитуриентов. Такие газеты становятся раздаточным материалом на рекламных акциях. Благодаря рекламным и PR-текстам корпоративные газеты участвуют в продвижении образовательных программ вуза и в его позиционировании. Лингвист О. Е. Шефер считает, что имиджевый дискурс вуза - «это совокупность рекламных и РR-тестов, отражающих корпоративную культуру и формирующих положительный образ вуза в восприятии общественности» [11]. Медийный имидж формируется с помощью СМИ, в т. ч. материалов корпоративного издания: «Вузовское корпоративное издание ... служит формированию имиджа современного активно развивающегося регионального вуза» [12].
К сожалению, вузовские медиа не избежали проблем, свойственных всему корпоративному ме-диасектору. Чтобы издание было интересным, на его страницах, как отмечают исследователи, нужно поднимать спорные, проблемные вопросы, действительно интересующие сотрудников, сопоставлять различные точки зрения, выявлять личностные позиции. Но те же исследователи российских корпоративных СМИ (Д. А. Мурзин, В. А. Волкоморов, Л. С. Агафонов и др.) отмечают отсутствие в корпоративных медиа полемичности и диалогичности: «За редким исключением в них отсутствуют проблемные материалы о компании, что свидетельствует о неполном информировании, которое, в свою очередь, отражает низкий уровень доверия в организации, . что является следствием характерных для России высокой дистанции власти и авторитарного стиля управления» [13]. В вузовских СМИ тезис об актуальности, проблемном характере материалов корпоративной периодики также остаётся нереализованным. Обсуждение насущных вопросов, инициированное сотрудниками и студентами, критические материалы в рассматриваемых изданиях не встречаются. Анализ жанровой структуры омских внутрикорпоративных медиа показывает, что они представляют собой по преимуществу средство трансляции позиции руководства, а не способ диалога с преподавателями и студентами. Включение в жанровую палитру корпоративной периодики вуза «селективных, оптимизированных» PR- и рекламных текстов ещё более усугубило ситуацию.
Журналистским материалам корпоративных СМИ омских вузов не хватает тематической ориентированности на внешние целевые аудитории, проблемности, а самое важное - диалогичности. Ни в одном исследуемом издании, в его печатной форме, не было замечено рубрик «Вопрос-ответ»,
«Ваши пожелания» и пр., где студенты могли бы задать вопрос преподавателям и руководству вуза. В настоящее время эта проблема решается через размещение вузовских СМИ на платформах социальных сетей, что позволяет открывать обсуждения, проводить экспресс-опросы о качестве издания, вести постоянный диалог с читателями. Кроме того, современные социальные сети открывают дополнительные инструменты для оценки функционирования издания. Функция «Статистика» позволяет отслеживать количество посещений издания, видеть, какие материалы набирают большую часть «лайков» и, следовательно, являются наиболее привлекательными для читателей. Анализ показал, что в официальных группах в социальных сетях практически все корпоративные медиа имеют подобные «Обсуждения». Например, в официальной группе «ВКонтакте» газеты ОмГАУ им. П. А. Столыпина «Кировец», которая носит название «Молодёжная редакция газеты "Кировец"» [https://vk.com/ kirovez_omgau], открыто «Обсуждение» - «А вы читаете газету "Кировец" и что бы вы хотели поменять?» [14]. Однако «Обсуждение» давно не обновлялось и последний комментарий датируется декабрём 2013 г. Комментарий к любому материалу газеты «Короленко, 12» можно оставить на сайте ОмЮИ. Данная функция корпоративных медиа - быть средством обратной связи, диалога между администрацией, преподавателями, студентами - обеспечивается, в том числе, за счёт стилистических ресурсов (на уровне применения языковых средств диалогичности). Использование аббревиатур, бытующих только в данном учебном заведении, элементов разговорного синтаксиса («Авось, он и в Африке ...», «кхм, зарплата говорите, ГОСы на отлично, звучит заманчиво»; «Думаете это всего лишь шутка? А вот и нет!») и студенческого жаргона («пара», «зачётка», «инфА»), языковой игры («Со«стояние» современной научной деятельности», «Россия и наука - две вещи несовместные?») создаёт стилистику живого диалога с читателем.
В целом анализ показывает, что корпоративные медиа омских вузов пытаются идти в ногу со временем, осваивая, помимо печатных, электронные каналы коммуникаций. Однако не все тренды развития корпоративных медиа задействованы в этом процессе. Так, существует тенденция, согласно которой корпоративные СМИ компаний России всё чаще превращают в профильные деловые медиа, а руководители корпораций ведут свои сайты, блоги, проводят вебинары, способствуя формированию имиджа вуза - эксперта в профессиональной среде [15]. Думается, что вузы г. Омска с их мощным научным потенциалом вполне могли бы превратить свои сайты, издания, ТВ и группы в соцсетях в такие источники экспертной информации, что значительно расширит целевую аудиторию вузовских корпоративных медиа, позволит выйти на профессиональное сообщество, региональную власть, общественность. Социальный запрос на подобного рода информацию есть. Это во многом способствовало бы формированию имиджа региональных университетов как научных, культурных и образовательных центров Сибири.
Библиографический список
1. Тухватова, А. Р. Особенности развития и функционирования региональных корпоративных СМИ: на примере деятельности изданий и электронных масс-медиа ОАО «Татнефть» : дис. .канд. филол. наук / А. Р. Тухватова. - Казань, 2007. - 166 с. - С. 78.
2. Артефакт // Лаборатория телерадиожурналистики ОмГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://хп—ctbe9ajvm.xn--p1ai/vypuski-peredach.html, свободный.
3. СибАДИ ТВ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/sibaditv, свободный.
4. Первое областное студенческое телевидение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omgpu.ru/pervoe-oblastnoe-studencheskoe-televidenie-vypusk-no1, свободный.
5. Баканов, Р. П. Проблемы изучения корпоративных вузовских изданий (на примере Республики Татарстан) / Р. П. Баканов // Материалы ежегод. междунар. науч. конф. молодых учёных «Ломоносов - 2008». - М. : 2008. - С. 3-5.
6. Чемякин, Ю. В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа / Ю. В. Чемякин, Т. И. Сидорова // Медиаскоп: электронный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/887, свободный.
7. Чемякин, Ю. В. Вузовские издания как тип корпоративной прессы / Ю. В. Чемякин // Медиа-дискурс. Теория и практика массовых коммуникаций. - Екатеринбург : Дискурс Пи, 2009. - Вып. 2. - С. 6-7; Чемякин, Ю. В. Периодика университета: вехи истории / Ю. В. Чемякин // Известия Уральского государственного университета. - Серия 1. - 2010. - № 3. - С. 25-36.
8. Алексеев, Д. А. Корпоративное издание в формировании имиджа регионального вуза: на примере комплекса изданий Ухтинского государственного технического университета : дис. ... канд. филол. наук / Д. А. Алексеев. - СПб., 2005. - 189 с.
9. Баканов, Р. П. Вузовские издания в Интернете. Проблема качества публикуемой информации / Р. П. Баканов // Мультимедийная журналистика Евразии-2009: информационные войны, партизанский маркетинг, кризисные коммуникации Востока и Запада: материалы Третьей междунар. науч.-практ. конф. - Казань : КГУ, 2009. - С. 25.
10. Медиадискурс / под ред. Н. А. Кузьминой. - Омск : И. Баловнева, 2010. - С. 77.
11. Шефер, О. В. Отражение корпоративной культуры вуза в имиджевом дискурсе : автореф. ... дис. канд. филол. наук / О. В. Шефер. - Челябинск, 2007. - С. 6.
12. Моисеева, Н. К. Маркетинг образовательного учреждения / Н. К. Моисеева // Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения. - 1999. - № 5. - С. 78.
13. Волкоморов, В. А. Корпоративная пресса как фактор формирования и развития экономической культуры организации: на примере внутрикорпоративных газет ОАО «Газпром» : дис. ... канд. филол. наук / В. А. Волкоморов. - М., 2010. - С. 16.
14. Группа ВКонтакте ОмГАУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/topic-45843576_27297302), свободный.
15. Мирошниченко, А. Как корпорации становятся медиа 2013 / А. Мирошниченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sostav.ru/publication/kak-korporatsii-stanovyatsya-media-5473.html, свободный.
I. P. Romashova, Omsk F. M. Dostoevsky State University MEDIA RESOURCES OF THE OMSK REGION UNIVERSITIES
The article presents a pragma-stylistic analysis of the media resources of higher educational institutions of the Omsk region, of printed corporate editions in particular. It analyzes new technical and informative characteristics of the university mass media which appeared under the condition of changing of the leading communication channels. Due to the possibility of posting the editions electronically, the article estimates the arising prospects of transforming the intra-corporate editions to a new format - mixed type mass media, aimed at internal consumer (students, teachers) as well as external audience (professional community, regional authorities, high school graduates, wide audience). A pragma-stylistic analysis allowed to create an issue of implementing the feedback of corporate editions with target audience. The article is used for PR lectures and lectures in new corporate media for undergraduates.
Keywords: media linguistics, new media, corporate publications, regional media.
References
1. Tuhvatova A. R. Osobennosti razvitiia i funktcionirovaniia regionaVny^kh korporativny^kh SMI: na primere deiateVnosti izdaniV i elektronny^kh mass-media OAO «Tatneff» [Peculiarities of development and functioning of regional mass media: by the example of publications and electronic mass media of JSC "Tatneft"]. PhD dissertation. Kazan, 2007, p. 78.
2. Artifact. Laboratorija teleradiozhurnalistiki OmGU. Available at: http://xn—ctbe9ajvm.xn--p1ai/vypuski-peredach.html
3. SibADI TV. Available at: https://www.youtube.com/user/sibaditv
4. Pervoe oblastnoe studencheskoe televidenie [The first regional student TV]. Available at: http://www.omgpu.ru/pervoe-oblastnoe-studencheskoe-televidenie-vypusk-no1
5. Bakanov R. P. Problems of studying corporate university editions (by the example of the Republic of Tatarstan). Materialyjezhegodnoj mezhdunarodnoj nauch. konf. molodyh uchonyh «Lomonosov-2008». Moscow, 2008, pр. 3-5.
6. Chemyakin Yu, V. , Sidorova T. I. University mass media in the system of corporate media. Mediaskop. Available at: http://www.mediascope.ru/node/887
7. Chemyakin Yu, V. University editions as a type of corporate press. Media discourse. Teorija i practica mas-sovyh communicatij. Ekaterinburg, 2009. Vol. 2. P. 6-7; Chemyakin Yu, V. University periodicals: history highlights. Izvestija Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Yekaterinburg, 2009. Vol. 2, p. 6-7 .
8. Alekseev D. A. Korporativnoe izdanie v formirovanii imidzha regionaVnogo vuza: na primere kompleksa izdanif Ukhtinskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Corporate edition in creation of the regional university image: by the example of set of editions of Ukhta State Technical University]. PhD dissertation. St. Petersburg , 2005. 189 p.
9. Bakanov R. P. University editions in the Internet. Problem of published information quality. Multimedijnaja shurnalistika Evrazii -2009. Kazan', 2009, p. 25.
10. Mediadiscours / Ed. by Kuzmina . Omsk, 2010, p. 77 .
11. Schaefer O. V. Otrazhenie korporativnof kuVtury" vuza v imidzhevom diskurse [Reflection of corporate culture of the university in the image discourse]. PhD dissertation. Chelyabinsk, 2007, p. 6.
12. Moiseeva N. K. Marketing i konkerentosposobnost' obrazovatelnogo uchrezhdenija. [Marketing of the educational institution]. 1999, vol. 5, p. 78.
13. Volkomorov V. A. Korporativnaia pressa kak faktor formirovaniia i razvitiia e^konomicheskoC kuVtury" or-ganizatcii: na primere vnutrikorporativny^kh gazet OAO «Gazprom» [Corporate press as a factor of formation and development of economic culture of an organization: by the example of intra-corporate newspapers of JSC "Gazprom"]: PhD dissertation. Moscow, 2007, p. 16.
14. OmGAU. Available at: https://vk.com/topic-45843576_27297302
15. Miroshnichenko A. Kak korporatcii stanoviatsia media [How corporations become a media]. 2013. Available at http://www.sostav.ru/publication/kak-korporatsii-stanovyatsya-media-5473.html
© И. П. Ромашова, 2016
Автор статьи: Инна Петровна Ромашова, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Н. А. Мельникова, кандидат филологических наук, доцент, Омский университет дизайна и технологий.
Н. В. Соломина, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций,
Омский госудрственный технический университет.
УДК 81.33 DOI 10.17238Zissn1998-5320.2016.26.86
Е. А. Никитина,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС ОМСКОГО РЕГИОНА
Интерес к экономическому медиадискурсу в России и во всём мире растёт. В данном исследовании экономический дискурс анализируется как один из подтипов институционального дискурса. В статье в качестве средства описания имиджа представлен фрейм: это как раз та структура, которую базовый субъект PR пытается навязать целевой аудитории. Для оценки эффективности коммуникативной деятельности организации проводится сравнительный анализ моделируемого образа компании «Оша», реконструированного по первичным PR-текстам, и объективного образа компании, отражённого в медиатекстах.
Ключевые слова: региональный экономический медиадискурс, дискурс-анализ, фрейм, слоты.
Работа выполнена в соответствии с темой гранта «Медиасфера омского региона: структура, каналы, ценности, новые дискурсивные практики» (соглашение № 35 от 08.12.2016 «О предоставлении гранта в форме субсидии на реализацию научно-исследовательского проекта в области гуманитарных исследований, гуманитарных наук»)
Исследование региональных медиадискурсов - актуальное направление современной медиа-лингвистики (медиарегионалистики). Описание медиасферы Омского региона является важнейшей базовой задачей для разработки региональных медиастратегий, однако исследования этой тематики весьма немногочисленны [1-4]. Скорее всего, медиадискурс региона имеет довольно предсказуемую тематическую структуру, отражающую стратификацию общественных видов деятельности: экономический дискурс, политический дискурс, социальный дискурс, просветительский дискурс, дискурс культуры, спортивный дискурс, дискурс моды. Их соотношение, конечно, специфично для каждого региона: так, в Омске можно говорить о превалировании экономического, социального, спортивного, «культурного» дискурсов и лишь о начале формирования дискурса моды; думается, что и политический дискурс Омского региона довольно сложно дифференцируется от других видов медиадискурса, например, от социального, что связано с особенностями политических процессов в регионе.
В рамках этой статьи мы остановимся на моделировании экономического дискурса Омска. Следует признать, что в науке нет общепризнанного мнения о статусе экономического дискурса. Все исследователи солидарны в отнесении его к институциональному типу по известной классификации В. И. Карасика (Е. Ильченко, М. Ликунь, Е. Лут, В. Мальцева, Т. Мартынюк, Е. Петушинская, Ю. Степанов, К. Томашевская и др.), однако многие рассматривают его как составляющую политического дискурса (А. П. Чудинов, А. Н. Баранов, Е. И. Шейгал и др.) или отождествляют с понятиями