СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ
Мелиховский Виктор Михайлович
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
почетный преподаватель ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова» г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: melikhovsк[email protected]
Аннотация: В третьей части дается авторский анализ моделей крипто валютного рынка, выявляются особенности и перспективы развития либерального, централизованного и открытого варианта регулирования отношений, предлагаются меры по совершенствованию институтов нового рынка.
Ключевые слова: права собственности на крипто валютный актив, институциональное моде. JEL: E44, E52, Е62
MODERN MODELS OF INSTITUTIONAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCY
Melikhovsky Viktor Mikhailovich, Doctor of Economics, Professor
honored worker of higher education of the Russian Federation, honorary teacher of the Yaroslavl state University named after p. G. Demidov»
Yaroslavl, Russian Federation
Abstract: This publication is the second part of the work, the first part of which was published in the previous issue. The second part discusses the features of the economic functions of cryptocurrency. The necessity of material support of crypto-money to fulfill the role of universal equivalent is proved. New signs of competition in the cryptocurrency financial market are revealed. The third and final part of the work is planned to be published in the next issue.
Keywords: cryptocurrency functions, cryptocurrency material support, cryptocurrency information standard, fiduciary money, fiat money, cryptocurrency market competition, stablecoin.
Ход дискуссии по криптовалюте, развернувшейся на страницах нашего журнала, выявил, что недостаточно исследуются институциональные проблемы регулирования криптовалютного рынка. Именно этому вопросу посвящена З-я часть нашего исследования (Предыдущие две см.: 6 и 7). Выясним общие принципы регулирования криптовалютных отношений в разных странах, а также применяемые модели: либеральная, централизованная и открытая.
Отношение к криптовалютам по всему миру неоднозначное. В ряде стран они приравнены к основным валютам и легализированы на законодательном уровне с целью наполнения бюджета и защиты своих интересов. Многие стремятся ограничить полную активность криптовалютного рынка и тем самым не подрывать экономику и сократить перевод ее финансовых сегментов в теневой сектор. Часть стран полностью запрещает виртуальные деньги, что объясняется рядом причин, в том числе отсутствием ресурсов, слабой квалификацией кадров и стремлением обезопасить свою экономику от иностранного влияния.
Соответственно складываются и институциональные связи. Они очень многообразны, переплетаются с юридическими, социальными и политическими отношениями, что приводит
к различным подходам к оценке явлений. Институциональные отношения некоторые авторы ограничивают только проблемами формирования и использования норм и правил. Думаю, что этого недостаточно. Реализация этой функции требует использования организационных отношений и соответствующих институтов. В связи с таким подходом предлагаю авторский вариант институциональных криптовалютных отношений как совокупности норм и правил и организационного управления ими с помощью соответствующих институтов.
С учетом такого подхода можно сформулировать авторскую оценку свойственным им институционально-экономическим отношениям. Они включают отношения:
- по защите прав собственности на криптовалютный актив,
- по регулированию (государством и саморегулируемыми организациями) экономико-правовых норм на криптовалютном рынке,
- по управлению организационно-экономическими отношениями и иинститутами криптовалютного рынка, в том числе: по вычислительной инфраструктуре, по регулированию транзакционных платформ, по организации децентрализованной базы данных, по функционированию распределенных реестров аккаунтов, по действию платформ разработки, по действиям программ обеспечения с открытым исходным кодом, по формированию инструментов криптовалютного рынка - токены, кошельки, майнинг, ICO, ISO. по организации безопасности и гарантий децентрализованного доверия между участниками рынка.
Однако в Сети пока не решены важные вопросы выявления ведущих тенденций экономико-правового регулирования этого нового рынка. Предлагаются разные варианты его классификации, в том числе: в зависимости от расположения на континентах, от степени юридической доступности рынка. Я предлагаю использовать институциональное моделирование и выделить такую оценку развития системы, которая позволяет определить вид институционального регулирования. Можно выделить такие основные модели:
- страны с либеральным подходом и с использованием уже имеющихся законов по денежному регулированию;
- страны с акцентом на государственно - централизованное регулирование новых денежных отношений, с активной разработкой новых законов;
- страны с открытым доступом к крипто-валютным отношениям;
- страны с запретом на применение криптовалюты.
Конечно, такая классификация достаточно условная, ибо в действиях стран могут сочетаться разные варианты. Но такой подход позволяет выявить ведущие тенденции.
Рассмотрим первую модель формирования институциональных отношений на примере США, ЕС, Японии. Выделяем США как экономику с развитым финансовым рынком. Законодатель здесь выбрал такой вариант действий: использовать уже имеющиеся законы, но при необходимости их усовершенствовать, а также разрабатывать новые законы.
В 2016 году Верховный суд США обязал признавать биткоин и криптовалюту как полноценный актив. Тем самым он стал управляться Комиссией по ценным бумагам и встал в один ряд с акциями и облигациями. Позже были проведены новые поправки для разделения понятий и создания для криптовалюты отдельных норм и структур регулирования. Отметим важную особенность: нормативное регулирование представляет собой сочетание общефедерального и регионального регулирования штатов. Тем самым созданы условия для частичной децентрализации управления. На федеральном уровне принято унифицированное регулирование Uniform Regulation of Virtual-Currency Business Act (URVCBA). Этот документ носит рекомендательный характер, однако служит ориентиром для принятия законодательных актов и развития единообразной практики.
Определения криптовалют в США различными структурами даются по - разному, например: • Налоговое управление США (IRS): криптовалюты есть «цифровое представление ценности,
которое функционирует как средство обмена, единица учета и/или хранилище стоимости (и) не имеет законного статуса (в какой-либо) любой юрисдикции».
• 1RS также указывает, что биткоин -сделки являются бартером.
• Американская Сеть по расследованию финансовых преступлений (FinCEN) с 2013 года полагает, что обмены цифровых «денег» и деятельность администраторов по обороту виртуальных «валют» подпадают под регулирование Закона о банковской тайне (BSA), и поэтому участники должны зарегистрироваться в качестве бизнеса по денежным услугам (MSB).
Имеются различия по контрольным функциям. Так, Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) несет контрольные функции за соблюдением законодательства об отмывании доходов (AML and CTF legislation). Оно выпустило руководство, в котором говорится, что если пользователь получает конвертируемую виртуальную валюту и использует ее для покупки реальных или виртуальных товаров, или услуг, то эта операция не считается осуществлением бизнеса с денежными средствами (MSB) и не подпадает под регулирование. Однако администраторы или обменники централизованных и децентрализованных виртуальных валют признаются денежными посредниками, а их деятельность по обмену криптовалютами требует прохождения специальной процедуры регистрации в FinCEN и соблюдения установленных правил.
Что касается майнинга криптовалют, то еще в январе 2014 года FinCEN разъяснил, что пока пользователь добывает биткоины исключительно в собственных нуждах, его деятельность не подпадает под регулирование FinCEN, поскольку эти действия не связаны ни с «принятием», ни с «передачей» конвертируемой виртуальной валюты и не являются передачей средств в смысле, предусмотренном нормами.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) осуществляет регулирование криптовалют в двух разных сферах: инвестиции, приобретенные посредством криптовалюты, и инвестирование в криптовалюту. Комиссия по ценным бумагам также публикует отчеты, памятки для инвесторов и правовые позиции по вопросам, связанным с криптовалютой и ICO. В частности, предлагается учитывать, что данный финансовый актив - или не ценная бумага (то есть служебный токен), или это инвестиционный токен. Добытые в результате майнинга биткоины считаются налогооблагаемой базой. Но может быть учтён налог на разницу стоимости в момент "создания" биткоина и в момент продажи. При этом комиссия заявила, что если майнинг - это частное дело (т.е. его ведёт не предприниматель, а физическое лицо), то налогообложение в этом случае не применяется. Согласно мнению Счётной Палаты США, налог не уплачивается в том случае, когда происходит обмен биткоина на другие цифровые товары (например, на игровые деньги или другие криптовалюты).
Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) считает криптовалюту товаром с 2015 года, деятельность Комиссии нормирована The Commodity Exchange Act 1936 года, который регулирует торговлю на товарных биржах такими финансовыми инструментами, как фьючерсы, опционы, деривативы.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в марте 2019 г. опубликовала новое регуляторное руководство для эмитентов токенов. Им предлагается учитывать ряд факторов при оценке правового статуса своего финансового инструмента: ожидание дохода, наличие централизованных структур, отвечающих за выполнение определённых задач в сети, а также способность создавать и поддерживать рынки цифрового актива. Предлагается шире использовать тест Хауи, который регулирует зависимость цены токена от действий организаторов проектов, обоснованные ожидания дохода, корреляция между начальной ценой продажи и рыночным курсом токена. В процессе пересмотра правового статуса цифрового токена применяются следующие критерии:
а) сеть распределённого реестра и цифровой актив разработаны и функционируют, то есть пользователи могут немедленно задействовать токен для выполнения какой-либо функции;
б) токен имеет определённую область применения, не ограничивающуюся рыночными
спекуляциями;
в) токен имеет ограниченные перспективы роста;
г) в случае использования в качестве валюты токен способен выполнять функцию средства накопления.
Иными словами, юрисдикция постоянно совершенствуется. Причем, наиболее активно идет поиск методов сочетания государственного воздействия и саморегулирования. Член Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Хестер Пирс считает, что рынкам криптовалют должна быть предоставлена возможность саморегулирования, когда это возможно.
Другой пример. Член Палаты представителей США Том Эммер представил в Конгрессе три новых законопроекта: «Резолюция поддержки цифровых валют и технологии блокчейн», «Акт правовой определенности регулирования блокчейна», и «Безопасная гавань для налогоплательщиков с цифровыми активами, пережившими форк». Сами названия говорят о смысле инициатив [1].
Особо важным является регулирование налоговой сферы. В марте 2014 года Налоговое управление США (The Internal Revenue Service, IRS) выпустило руководство относительно применения базовых налоговых принципов к виртуальным валютам. В частности, отмечено, что продажа или обмен конвертируемой виртуальной валюты или ее использование для оплаты товаров, работ и услуг имеет налоговые последствия, и нарушитель может понести ответственность. Управление определило биткоин как «собственность» для целей налогообложения. Стоимость виртуальной валюты, добытой при майнинге, также подлежит включению в доходы. Характеристика прибыли или убытка основывается на том, является ли продавец инвестором, владеющим виртуальной валютой в качестве основного актива (доходы от прироста капитала и капитальные убытки) или финансового инструмента или другого имущества (доход или убыток от продажи инвестиций)
Согласно официальной позиции IRS, обмен одной криптовалюты на другую будет считаться основанием для налогообложения. Фактически, каждый раз, когда американский налогоплательщик использует криптовалюту для покупки товаров, работ или услуг, IRS рассматривает это как «распоряжение активами», и пользователь должен платить налог на прирост капитала.
В США допускаются различия в оценках на национальном (федеральном) уровне и региональном (штатов) места и роли криптовалюты при одновременном сохранении монополизма единой национальной фиатной валюты. Это создает возможность сочетания централизованного и децентрализованного регулирования. Например, лицензия на обмен криптовалют в США выдается или на национальном уровне, с действием на всей территории страны, или на уровне отдельных штатов с распространением только на них. Если компания собирается вести реальную деятельность именно в Америке, удобнее общее разрешение. Государственный сбор за национальную лицензию составляет 176226 долларов - плюс ежегодный платеж 136855 долларов. Платеж в штатах различен и устанавливается властями штата - от 200 долларов в Юте, Канзасе и Айдахо до 7000 долларов в Оклахоме. Необходимый размер уставного капитала для регистрируемой и оформляющей лицензию компании - от 1000 долларов на Гавайях до миллиона долларов в Пенсильвании. Минимальный размер капитала для поддержания и развития бизнеса на личных или корпоративных счетах бенефициаров должно быть от 1000 до миллиона долларов. Но, например, в Джорджии этого требования вообще нет. Ставки налога на прибыль от операций с криптовалютами в штатах тоже разные.
Таким образом, несмотря на отсутствие законодательного регулирования на общенациональном уровне, практика федеральных органов США активно развивается и направлена на встраивание новых понятий в существующее правовое регулирование. Активно предлагают свои варианты законов в штатах. В первую очередь это касается сфер, затрагивающих публичные интересы: законодательства о ценных бумагах, налогов и уголовного права.
Рассмотрим опыт Европейского Союза (ЕС). Криптовалютное регулирование в Европейском Союзе все еще на ранней стадии. Проводится большая работа над общими принципами в отношении
крипто-регулирования для всех государств в составе Союза, в котором насчитывается 28 членов. Отдельные страны уже применяют свои различные подходы, вырабатывают свою практику контроля в соответствии с местными правовыми традициями и общим состоянием рынка.
Какие особенности регулирования криптовалюты? Еще в 2012 году Европейский центральный банк определял виртуальную валюту как «тип нерегулируемых цифровых денег, который выпускается и обычно контролируется их разработчиками, используется и принимается среди членов определенного виртуального сообщества». ЕЦБ классифицирует биткоин как децентрализованную виртуальную валюту, предпочитая использовать термин «виртуальная валюта», а не «цифровая» или «крипто». Пока это была первая попытка определиться с предметом регулирования.
В 2015 году Европейский Центробанк проанализировал риски и определил юридический и экономический характер криптовалют. По его мнению, виртуальная валюта не является деньгами или валютой с юридической точки зрения. С экономической точки зрения криптовалюты не полностью отвечают всем трем функциям денег как средство обмена, сохранение ценности и способа учета. Но криптовалюта может выполнять функцию средства обмена или единицы учета. Однако из-за их высокой волатильности, её нельзя назвать средством для сбережения. Она, скорее, представляют собой «договорные деньги». Это «соглашение между покупателем и продавцом, чтобы принять данную виртуальную валюту как платежное средство». В итоге ЕЦБ уточнил понимание криптовалюты: «Виртуальная валюта - это цифровое представление стоимости, не выпущенное центральным банком или кредитным учреждением, которое в некоторых случаях может использоваться в качестве альтернативы деньгам».
Следующим этапом стал 2016 год, когда были приняты законы против отмывания денег и финансирования терроризма. Была предложена поправка, известная как «Директива 5AML», которая устанавливает, что биржи и обменники криптовалют должны работать по правилам борьбы с отмыванием денег: должны зарегистрироваться в уполномоченном AML - органе и выполнять тщательную проверку клиентов и передавать отчеты органам. С этой точки зрения, было продолжено уточнение определения криптовалюты. «5AML» определяет виртуальные валюты как «цифровое представление ценности, которое не выдается или не обеспечивается центральным банком или государственным органом, не привязывается к юридически установленной валюте и не имеет юридического статуса валюты или денег, но принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства обмена, которое может быть передано, сохранено и продано в электронном виде». Европейский парламент подтвердил последний текст Директивы 26 апреля 2018 года. Тем самым этот правовой документ вводит первое юридически обязательное определение виртуальных валют в ЕС [2].
В таком подходе, по моему мнению, видны три особенности. Первая - противопоставление криптовалюты и фиатной (государственной) валюты. Вторая - криптовалюте свойственны некоторые признаки обычных фиатных денег. Третье - позитивная эволюция взгляда на криптовалюту.
Налоги на криптовалюту в ЕС. Пока единого стройного закона по налоговому режиму в отношении криптовалют в ЕС нет. Некоторые государства-члены решили придерживаться прецедента, установленного предварительным постановлением Европейского Суда от 2015 года, когда по просьбе Высшего административного суда Швеции Европейский суд опубликовал предварительное постановление «О применимости Европейской директивы НДС по операциям с виртуальной валютой»: для целей налогообложения BTC (биткоины) следует рассматривать как валюту, а не как товар. Операции с биткоинами освобождаются от НДС в соответствии с положениями о сделках, связанных с «валютой, банкнотами и монетами, используемыми в качестве законного платежного средства» (Директива Совета 2006/112/EC от 28 ноября 2006 года) [2].
В странах ЕС имеются большие различия в оценках криптовалюты. Так, в Германии с декабря 2013 года Федеральное управление финансового надзора рассматривает биткоин как единицу
расчётов, что, в свою очередь, ведет к возможности применения правил налогообложения для «частных денег», то есть как капитал. Минфин Германии также оценивает биткоин как частные деньги или как финансовый инструмент. Но коммерческая деятельность по продаже биткоина и иных цифровых валют должна облагаться налогом. При этом биткоин как инвестиция в Германии налогом не облагается. 24 февраля 2018 года федеральное министерство финансов подписало постановление о признании ВПсот законным платежным средством. Покупки, совершенные за криптовалюту, освобождены от налогообложения. Теперь Германия официально определяет биткоин как валюту.
Иная ситуация во Франции. Разработка законов по криптовалюте оказалось затянутой. Лишь в феврале 2018 года заявлено, что финансовые продукты, в основе которых лежат криптовалюты, нужно регулировать как деривативы. 26 апреля 2018 года Государственный совет Франции снизил налоговую ставку на продажу криптовалют с 45% до 19%. Это связано с постановлением Высшего суда Франции о том, что цифровые активы теперь причисляются к движимому имуществу. Тем самым налог снижен до уровня налогообложения интеллектуальной собственности. Но налоговые скидки распространяется лишь на инвестиции.
В апреле 2019 года во Франции был принят новый закон, разрешающий использовать специализированные фонды для совершения инвестиций в криптовалюту. Он дает возможность инвестировать в более чем 200 инновационных проектов блокчейнов, разработанных во Франции и защищенных от мошенничества. Организации должны получить соответствующие лицензии и сертификаты и уплатить государству налог на прибыль. Таким образом, криптовалютам будет дано определенное признание со стороны государства.
В Японии регулирование криптовалюты происходит сложно. В последние годы в Японии приняты несколько законов о криптовалюте. Первые - «Закон о финансовых расчетах» и «Закон о финансовых инструментах и биржах». С 2016 года биткоин считается официальным платежным средством. А с 2017 года продажа цифровой валюты освобождена от налога на потребление. Прибыль, полученная от транзакций и операций с биткоинами, приравнивается к прибыли от ведения бизнеса, поэтому облагается налогом только на прирост капитала.
Власти Японии в апреле 2017 года приняли новый закон о виртуальной валюте. Благодаря новому закону в стране теперь легализованы криптовалюты ВПсот и ЕШегеит. Тем самым эти виртуальные деньги в Японии могут быть использованы для взаиморасчетов. Изменения направлены на дальнейшую защиту потребителей и введение более жесткого контроля над деривативными продуктами, а также предотвращение рисков взломов бирж. Благодаря принятому закону, японские фирмы, чьи внутренние правила разрешают работать с криптовалютой, теперь могут использовать ВПсот и Е^егеит для взаиморасчетов друг с другом. Кроме того, компании и частные лица получили возможность покупать эти виртуальные деньги как товар и избегать налогообложения потребительским налогом. Потребительский налог в Японии является аналогом налога на добавленную стоимость, он выплачивается при покупке большинства товаров и услуг и в 2014 году составлял пять процентов, а в 2019 г. - восемь процентов. Кроме того, Японское национальное налоговое агентство повысило государственный налог на крипто-валютную прибыль с 15% до 55%, в то время как прибыль с валютных бирж облагается 20-процентным налогом.
Вместе с тем, криптовалютные трейдеры в Японии получили полную правовую защиту своих активов. Шесть крупных бирж уже получили указания по части внедрения AML/KYC. Крупные компании, в том числе авиаперевозчики, гостиницы, торговые сети, а также тысячи мелких предпринимателей, принимают биткойн в Японии. POS-терминалы, интегрированные с криптовалютными обменниками, используются для проведения оплаты в цифровой валюте. Но чтобы получить статус зарегистрированного пункта обмены криптовалют, компания в Японии, согласно новому закону, должна иметь уставной капитал не менее десяти миллионов иен (88,2 тысячи долларов) и защищенную компьютерную систему для проведения финансовых операций. Кроме того,
такая организация обязана каждый год проходить аудит.
Следует отметить, что законом дополнительно введен новый юридический термин для криптовалют - теперь они будут официально называться «криптоактивами», а не «виртуальными валютами», как это было до сих пор. Предполагается, что новые правила вступят в силу в апреле 2020 года.
Таким образом, можно выделить некоторые признаки либеральной модели. Первое - это при сохранении общих норм и правил допускается разнообразие подходов. Второе - допускаются различия в оценках на национальном (федеральном) уровне и региональном (штатов) места и роли криптовалюты при одновременном сохранении монополизма единой национальной фиатной валюты. Это создает возможность сочетания централизованного и децентрализованного регулирования.
Третье - имеется консенсус ветвей власти с бизнесом - крупным, средним и мелким, благодаря чему создаются приемлемые для общества институты регулирования.
Четвертое. Одной из самых инновационных инициатив ЕС является создание рабочих групп для изучения проблем блокчейна. Первая группа - Blockchain Policy and Framework Conditions - сосредоточена на политических и нормативных требованиях, которые необходимы для беспрепятственных инноваций, исследует технологические проблемы, в том числе масштабируемость, устойчивость, кибербезопасность. Вторая рабочая группа - The Use Cases and Transition Scénarios -предлагает программы для государственного сектора и анализирует сценарии перехода устаревших систем организации и управления к действиям в новых условиях цифрового рынка.
Рассмотрим вторую модель - централизованную. Сторонники централизованной модели отстаивают идею об исключительной роли государства как эмитента единственной фиатной законной валюты со всеми ее функциями. Криптовалюте отводится вспомогательная роль. Рассмотрим этот подход на примерах Китая и России.
Китай очень осторожно вводит меры по продвижению криптовалюты из-за опасений ослабления юаня и обострения конкуренции на финансовом рынке, а также коррупции. Первое объявление о финансовом статусе криптовалюты было осенью 2013 года. Народный банк Китая отметил, что криптовалюта не сможет выйти на национальный уровень, но возможность проводить операции с виртуальными деньгами была доступна всем желающим. Декабрь 2013 года: Центральный народный банк Китая (People's Bank of China (PBoC)) выпускает «Уведомление о предотвращении финансового риска Биткойна», запрещающее банкам все операции, связанные с криптовалютами. Основной причиной этой меры являются проблемы безопасности из-за децентрализованной природы биткойна. В январе 2014 года Народный банк порекомендовал всем банковским учреждениям, платежным системам прекратить работу с биткоин и закрыть счета, а Bitcoin приравнивался к активам. Статус денежной единицы не был признан. В стране с сентября 2017 г. вводились запреты на все ICO. После этого крупнейшие в мире китайские криптовалютные биржи потеряли большую часть оборота и были вынуждены сменить юрисдикцию. Но все же включение крипто-монет в «Общие принципы гражданского права Китайской Народной Республики», принятые 15 марта 2017 года, показывает, что криптовалюта в Китае законом разрешена и получила статус «виртуальной собственности».
Введение ограничений продолжалось. В феврале 2018 правительство ограничило доступ к иностранным обменникам, чтобы оградить своих жителей от мошенников. Запоку пку, продажу крипты, её рекламу всё ещё возможен реальный тюремный срок. В августе 2018 года власти предупредили о рисках, связанных с незаконной деятельностью по сбору средств под видом «криптовалют». В декабре 2018 года Народный банк Китая (PBoC) объявил о нелегальности предложений токенов безопасности (STO) в стране.
Но отношение к блокчейну было противоположным. Тем самым власти разделили процессы применения блокчейна и криптовалюты, что является новым подходом к регулированию. В 2016 году разработка технологии блокчейн была включена в 13-ую пятилетку на 2016-2020 годы, что сделало
Китай одним из первых государств в мире, включившим эту технологию в свою официальную политику. Страна одной из первых тестирует и принимает новые инновационные концепции (например, платежи на основе QR-кодов - быстрых платежей). Китайские компании подали больше всего патентов, связанных с блокчейном. Лидер электронной коммерции Alibaba владеет большинством патентов Blockchain в мире: примерно 49 лицензий, в основном ориентированных на приложения, которые используются в здравоохранении, общественном благосостояние и логистике.
В июле 2018г. Народный банк Китая и национальные СМИ опубликовали данные о том, что китайская национальная валюта в настоящее время участвует в менее чем 1% всех сделок с биткойнами по всему миру. Наиболее популярными классами активов для китайских инвесторов являются биткойн и недвижимость. Но одновременно правительством Китая было принято решение стимулировать добычу криптовалюты в промышленных масштабах, для чего владельцам крипто-ферм предоставлены дополнительные скидки на электроэнергию. Фермы для крипто-майнинга размещены по всей стране. Провинция Сычуань известна в мире как «столица добычи биткойнов», на провинцию Ляонин приходится более 3% хэшрейта всей сети Биткойн.
Следует отметить еще одно важное решение, принятое в Китае. В Народном банке Китая сообщили, что в ближайшее время в стране будет развернута инфраструктура с собственной цифровой валютой. Работающий прототип «китайского биткоина» уже существует, его разрабатывали с 2014 года, хотя исследования не афишировались. При этом для своей CBDC (цифровой валюты центрального банка) китайские власти собираются задействовать смешанную систему из распределенных и централизованных сетей. Это является новым подходом к организации регулирования криптовалюты и достижения оптимального соотношения безопасности и пропускной способности сети. Криптовалюта будет опираться на классическую двухуровневую систему, во главе которой расположится эмитирующий центробанк, а распространяться она будет посредством банков второго уровня.
Из-за быстрых изменений налоговая система страны оказалась неадаптированной к подобным рыночным отношениям. По действующему законодательству Китая с каждой операции, где фигурирует криптовалюта, снимается налоговое взыскание: налог на доходы, налог на увеличение состояния, добавочная стоимость. Совершенствовать эту систему власти намерены в ближайшее время.
Таким образом, противоречивое развитие системы регулирования в Китае отражает важную тенденцию - колебание между потребностью извлекать доходы от новых технологий и стремлением сохранить централизованное воздействие на криптосферу. Оно отражается в ходе дискуссий на самом высоком уровне - в начале 2019 г. на заседаниях двух сессий Национального народного конгресса (НКП) Китая. Были такие заявления:
• Ши Гилу (Shi Guilu), представитель НКП и председатель совета директоров Shaanxi Rongmin Holding Group, высказал мнение в «Предложении о построении правил регулирования виртуальной валютной системы»: юридическая природа криптовалюты должна быть точно определена; должно быть открытое разграничение виртуальных денег от других типов цифровой валюты, определение их в качестве законного платежного средства;
• Гун Фувэнь (Gong Fuwen), член Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции (КНПКК) и вице-президент Высшего народного суда провинции Шэньси: цифровые токены не являются криптовалютой. Цифровые токены могут нести платежи внутрибанковских транзакций по технологии блокчейн, но не имеют относительно стабильных валютных ценностей, гарантий суверенного кредита в законных валютах, средств обмена, поддержки внутренней стоимости, базовых характеристик широкого признания предметов и шкал ценностей, хранения ценностей и других рудиментарных функций. Нестабильность и высокая волатильность криптовалюты приводят к манипулированию ценами и спекуляциям на рынке;
• Профессор Дэн Цзяньпэн (Deng Jianpeng) из Центрального финансово-экономического университета сказал, что потенциальные риски внутренней криптовалюты в основном отражены в следующих моментах:
- «широкое использование цифровых активов может повлиять на выпуск и использование национальной законной валюты;
- широкое использование платежей в виртуальной валюте может привести к потере национального налогообложения;
- использование криптовалюты выходит за рамки традиционных банковских счетов или каналов платежей и преодолевает существующую традиционную систему финансового регулирования, которая может стимулировать отмывание денег, финансирование терроризма и трансграничную передачу активов, а также многие другие незаконные и преступные действия;
- дела о краже виртуальной валюты являются очень частыми, поскольку статус криптовалюты не определен в национальном уголовном законодательстве, и местные суды придерживаются разных стандартов суждений о краже криптовалюты, в результате чего права владельцев криптоактивов не могут быть должным образом защищены». [3]
Таким образом, для Китайской модели характерны следующие особенности:
- разделение функций блокчейна и криптовалюты, поощрение блокчейна и запреты на использование криптовалюты;
- разработка смешанной системы из децентрализованных распределенных и централизованных сетей для криптовалюты.
Россия. По сравнению с Китаем, Россия позднее стала участвовать в разработке методов регулирования. В стране традиционно не было развитого денежного рынка и соответственно законодательства. Поэтому власти приходится в основном разрабатывать новые законы, в которых законодатель пытается использовать зарубежный опыт.
Приведем некоторые данные по истории оценки криптовалюты в России:
2015. Центробанк изучает возможности криптовалюты.
2016. Биткойны приравняют в России к иностранной валюте.
2017 Минфин и ЦБ РФ представили первый вариант законопроекта о регулировании криптовалют. ЦБ предложил считать биткоины цифровым товаром.
2018 Госдума России приняла в первой редакции закон «О цифровых финансовых активах». Арбитражный апелляционный суд в России признал криптовалюту имуществом. Законопроект о введении понятий «цифровое право» и «цифровые деньги».
2019 Правительство РФ в 2019 - 2020 гг. внесет более 20 законопроектов по вопросам цифровой экономики: «О цифровых финансовых активах», «О внесении изменений в ГК РФ» («О цифровых правах»), «О краудфандинге», «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций», «О совершении сделок с использованием электронной платформы». Возможны и другие предложения.
Вот несколько пронятых решений до 01 августа 2019 года. 26 февраля 2019 Пленум Верховного суда (ВС) решил включить понятие криптовалюты в статьи 174 и 174.1 Уголовного кодекса России, в которых говорится о легализации преступных доходов. Изменения в Уголовный кодекс внесли из-за рекомендаций международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force - FATF). После включения понятия криптовалют в УК, предметом преступлений могут объявить в том числе деньги, преобразованные из виртуальных активов.
В июле 2019 г. Госдумой РФ был принят Федеральный закон от 18.03.2019 №№ 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», который изменяет и уточняет правовое регулирование криптовалюты. Закон вступит в силу с 1 октября 2019 г.
21 июля 2019 г. Госдума РФ приняла закон о краудфандинге. Закон, по мнению эксперта Екатерины Получанской, трактует порядок привлечения финансовых средств с помощью инвестиционных платформ. Краудфандинг в законе определяется как розничное инвестирование, инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица. Организовывать краудфандинг будут только зарегистрированные операторы инвестиционных платформ. В законе есть положение о регулировании «возникновения и обращения утилитарных цифровых прав». Тем самым новый закон легализирует одно из направлений криптоиндустрии - ICO (первичное размещение токенов). Введенные законом утилитарные цифровые права соответствуют ютилити-токенам ICO (utility token). Инвесторы, приобретшие утилитарные цифровые права (цифровые токены), получают право требовать передачи вещей, выполнения работ и услуг. Утилитарные цифровые права также могут означать права на результаты интеллектуальной деятельности. Закон вступит в силу в 2020 году. Он предполагает инвестирование в виде традиционных фиатных денег. Но организовывать российские ICO можно будет только через инвестиционные платформы, внесённые в реестр ЦБ РФ. Насколько эти платформы будут приспособлены для децентрализованного выпуска цифровых токенов - неизвестно.
В России введут налог на криптовалюту. Но при этом придется решать многие проблемы. Первое. По мнению юристов, предлагается приравнять все виды токенов - как виртуальных монет, так и цифровых прав - к имущественным правам, а операции с криптовалютой отнести к категории объектов налогообложения. Такая мера позволит стабилизировать оборот цифровых активов за счёт единых учётных правил. Второе. Для измерения стоимости криптовалют Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) разрабатывает систему кросс-курсов. Речь идёт о соотношении стоимости двух валют, которое определяется на основе их курсов относительно третьей валюты. Третье. Одобрено предложение освободить операции с цифровыми активами от НДС и не взимать подоходный налог с граждан, которые реализуют свои токены после года и более владения ими. Четвертое. Налоговые преференции надо предоставить и майнерам. К ним предлагается применять патентную систему налогообложения. Пятое. Майнинг могут отнести и к предпринимательской деятельности - со всеми соответствующими налогами на доходы [4]. Шестое. По мнению эксперта А. Генкина, при введении налога на криптовалюты необходимо учитывать не оборот, а доходы в них, имея в виду лишь чистый положительный результат за налоговый год.
Таким образом, для централизованной модели характерны такие свойства:
- преобладание роли государства в регулировании рынка;
- сохранение монополизма единой национальной валюты;
- наличие многочисленных запретов и ограничений;
- разделение функций блокчейна и криптовалюты, поощрение блокчейна и запреты на использование криптовалюты;
- разработка смешанной системы из децентрализованных распределенных и централизованных распределенных сетей для криптовалюты.
Наряду с отмеченными моделями в мире развиваются открытые модели. Страны провозглашают льготные условия для размещения и регулирования криптовалют, отказ от налогообложения и другие преференции. Главная причина такого поведения - стремление обеспечить своей стране приток дополнительных капиталов и получение дохода.
Самой прогрессивной из стран СНГ в отношении криптовалют считается Беларусь. Еще в 2017 году подписан закон, официально разрешающий использование технологии блокчейн, проведение операций с криптовалютами и предусматривающий налоговые льготы. На законодательном уровне в Беларуси отменен валютный контроль и обеспечена возможность заключения договоров по английскому праву. Официально разрешены все криптовалюты, майнинг и операции с ними. Кроме того, участники сделок получат налоговые льготы, их освободили от подоходного налога, налога на прибыль и на добавленную стоимость. Создана особая экономическая зона - «Парк высоких
технологий» (ПВТ). Компании смогут пользоваться льготами вне зависимости от фактического места расположения их офиса в стране. IT-специалисты, которых будут нанимать на работу резиденты парка, получат возможность въезжать в страну без визы. Резиденты смогут в уведомительном порядке заниматься валютными операциями, которые связаны с движением капитала. Это позволит создать в стране условия для прихода мировых IT-компаний и открытия их представительств в Белоруссии. В конце 2018 года в ПВТ было зарегистрировано 388 компаний, в том числе из России.
Конечно, в стране нет отмены абсолютно всех ограничений. В ноябре 2018 г. утверждены правила работы криптобизнеса в Беларуси. Они согласованы с Национальным банком Беларуси и Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и устанавливают общий регламент для резидентов ПВТ, рамки для организаторов ICO, требования к операторам криптовалютных платформ и обмена криптовалют, а также ко внутреннему контролю. В марте 2018 года министерство финансов страны опубликовало национальный стандарт бухгалтерского учета криптовалют.
Особую политику разработали на Кипре. Там создали еще в 2014 г. «ака оффшор Кипр». Было объявлено, что правовой статус биткоина и других цифровых валют на Кипре является неопределённым: биткойн не является незаконным, но в то же время он не контролируется и не регулируется". Так работа с криптоактивами в данной стране переведена на правила общего гражданского права. Совершенствование законодательства продолжается. Так, объем покупаемых и продаваемых криптовалют, по нормам Кипра, действующим с 2017 года, не должен превышать 15% от общего оборота фирмы, а кредит по инструментам уменьшается до 1:5 (причина - повышенная волатильность рынка). Открытие криптовалютного обменника на острове позволяет работать на всей территории Евросоюза. Повышают привлекательность Кипра также пониженные налоговые ставки, дополнительные возможности для нерезидентного бизнеса. Прибыль от торговли криптовалютой не облагается налогом (ставка - 0%), а лицензирование майнинга и крипто-трейдинга (а с тем и ICO) не предусмотрено.
Мальта сосредоточила свое внимание на предоставлении наиболее полного свода правил лицензирования и надзора за операторами в отрасли. Гибралтар утвердил принципиальные положения, направленные на защиту клиентов, управление рисками и предупреждение преступности в этой сфере.
Люксембург. В апреле 2014 года Комиссия по надзору за финансовым сектором выпустила заявление, в котором приравняла криптовалюты к обычным валютам. Соответственно, власти предоставляют возможность для как физических, так и юридических лиц использовать криптовалюты для проведения взаиморасчетов или же других операций. Но криптовалютные обменники и биржи должны получить специальные разрешения от государственных органов для оказания финансовых услуг.
Австралия стремится стать одним из центров развития инновационных блокчейн-технологий с благоприятной юрисдикцией. Криптовалюта в Австралии рассматривается как один из возможных способов для осуществления платежей. Соответственно, к операциям с криптовалютой применяются стандартные правила налогообложения - налог на прибыль предприятий и подоходный налог, за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС).
Эстония. В ноябре 2017 года в Эстонии вступил в силу новый Закон о борьбе с легализацией доходов от преступной деятельности и финансированием терроризма, в котором криптовалюта рассматривается как альтернативное средство платежа, то есть нетрадиционный финансовый инструмент, имеющий денежную оценку. В марте 2018 года Финансовая инспекция (EFSA) опубликовала рекомендации по ICO, в согласии с которыми токены могут быть признаны ценными бумагами в соответствии с эстонским законодательством в области ценных бумаг и фондового рынка. Регулирование криптовалютной деятельности уточняется и становится более либеральным.
Отметим дополнительно те страны, в которых криптовалюты запрещены: Румыния,
Кыргызстан, Эквадор, Тайвань, Вьетнам, Бангладеш. Но эта политика, как правило, не проходит бесследно. Как отмечает эксперт информационно-аналитического центра «Альпари» Владислав Антонов, в Зимбабве криптовалюта запрещена еще в 2017 г., но возник большой теневой рынок. Так, цена биткоина для пользователей платформы LocalBitcoins в 2018 г. в Зимбабве достигла $76 тыс., то есть биткоин торговался с наценкой почти в 600% [5].
Таким образом, институциональное регулирование криптовалютного рынка осуществляется с помощью разнообразных мер. Со временем одни из них останутся, а другие - отомрут. Главная тенденция, по моему мнению, состоит в обеспечении открытости системы и предоставлении возможностей для развития нового денежного рынка.
Новизна исследования.
1. Рассмотрен авторский вариант институциональных криптовалютных отношений как совокупности норм и правил и организационного управления ими с помощью соответствующих институтов. Они включают отношения:
- по защите прав собственности на криптовалютный актив;
- по регулированию экономико-правовых норм на финансовом (криптовалютном) рынке;
- по управлению организационно-экономическими отношениями и иинститутами криптовалютного рынка;
- по формированию экономико-правовых инструментов криптовалютного рынка - токены, кошельки, майнинг, ICO, ISO;
- по организации безопасности и гарантий децентрализованного доверия между участниками рынка.
2. Предложено использовать институциональное моделирование для рассмотрения ведущих моделей:
- страны с либеральным подходом и с использованием уже имеющихся законов по денежному регулированию;
- страны с акцентом на государственно - централизованное регулирование новых денежных отношений;
- страны с открытым доступом к крипто-валютным отношениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конгресс США рассмотрит три законопроекта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// bitnovosti.com/2018/09/22/kongress-ssha-rassmotrit-tri-zakonoproekta-po-regulirovaniyu-tehnologii-blokchejn-i-kriptovalyut/ - (дата обращения 24.09.18).
2. Регулирование криптовалют в Евросоюзе. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// crypto-fox.ru/faq/regulirovanie-kriptovalyut-v-evrosoyuze/ (дата обращения - 09.08.19).
3. Криптовалюты будут частью глобальной экономики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ruscoins.info/news/politicheskie-lidery-kitaya-vystupayut-za-regulirovanie-kriptovalyuty-22023/ -дата обращения -12.08.19).
4. Кто и как будет платить налоги с криптовалют в России? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://2bitcoins.ru/kak-platit-nalogi-s-kriptovalyut-v-rossii/?utm_source=pulse_mail_ru&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru (дата обращения - 01.08.19).
5. Антонов В. Правовой статус криптовалют. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// lawstrust.com/ico/pravovoj-status-kriptovalyut -(дата обращения - 12.08.19)
6. Мелиховский В.М. Причины возникновения криптовалюты и экономические свойства блокчейна в цифровой экономике / В.М. Мелиховский // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2019. - № 8. - С. 109-121. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный:
http://www.theoreticaleconomy.ru
7. Мелиховский В.М. Социально-экономические функции криптовалюты и конкуренция (2-я часть) / В.М. Мелиховский // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2019. - № 9. - С. 96-107. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.