40
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА1
THE MAIN DIRECTIONS
OF THE RESEARCH
OF DIGITAL ASSETS
IN THE CONDITIONS
OF DEVELOPMENT
OF INFORMATION SOCIETY
Е.Н. КЛОЧКОВА
Доцент кафедры статистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва, Россия), кандидат экономических наук
E.N. KLOCHKOVA
Associate professor of the Department Statistics Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), Candidate of Economics
1 Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 18-29-16145 мк «Механизм правового регулирования отношений с использованием технологии распределенных реестров».
Л.В. ОВЕШНИКОВА
Профессор кафедры статистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва, Россия), доктор экономических наук
L.V. OVESHNIKOVA
Professor of the Department Statistics, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), Doctor of Economics
Актуальность функционирования цифровых активов определила необходимость выявления ключевых направлений исследования данной предметной области. Авторами изучено правовое регулирование цифровых активов, статистическая методология их анализа, риски криптоэкономики, ведение бухгалтерского учета криптоактивов и анонимности транзакций, а также возможности взимания налогов по сделкам с криптоактивами. Исследование проводилось, опираясь на национальный и зарубежный опыт функционирования цифровых активов, определяя возможности и перспективы их развития в современном информационном обществе. ABSTRACT
The relevance of functioning of digital assets defined need of identification of the key directions of a research of this subject domain. Authors studied legal regulation of digital assets, statistical methodology of their analysis, risks of cryptoeconomy, conducting accounting of cryptoassets and anonymities of transactions and also possibilities of collection of taxes on transactions with cryptoassets. The research was conducted, relying on national and foreign experience of functioning of digital assets, defining opportunities and the prospects of their development in modern information society.
42
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Wифровые активы, криптовалюта, криптоэкономика, направления исследования, токины,биткоины,криптоактивы. KEYWORDS
Digital assets, cryptocurrency, cryptoeconomy, directions of a research, tokens, bitcoins, cryptoassets.
Достижения научно-технического прогресса в области информационных технологий обеспечили широкое внедрение технологий распределенного реестра (блок-чейн) в различных отраслях хозяйствования и, прежде всего, в сфере финансовых технологий, организации электронных платежей и расчетов [1]. Под понятие «цифровой актив» могут подпадать разнообразные объекты, имеющие электронную форму и экономическую ценность, в числе которых — криптоактивы, которые являются объектом настоящего исследования.
Криптовалюты, первая и «главная» из которых — битко-ин, появившаяся в 2009 году, получили активное развитие и распространение к 2017 году, достигнув пика капитализации, исчисляемой сотнями миллиардов долларов США [2]. Криптовалюты, в свою очередь, явились драйвером распространения и развития технологий распределенного реестра, обусловив отношение к технологии блокчейн как к самостоятельному направлению цифровизации экономики [3].
С момента своего появления криптоактивы привлекли интерес множества исследователей. Попытки понять, что такое цифровая валюта на блокчейне и как она работает, предпринимались в ведущих мировых университетах и исследовательских центрах [3]. В настоящее время рыночная капитализация криптовалют составляет около 600 млрд долларов, при этом еще в начале 2017 г. капитализация рынка
составляла 7 млрд долларов. Рост популярности криптова-лют обусловлен развитием возможности использования криптовалют в качестве средств платежа, а также благоприятными регуляторными условиями для использования криптовалют и токенов, которые создают страны [3].
Криптовалютами ежедневно пользуется 5,8 млн человек, из них 30-35% применяют цифровые деньги для оплаты товаров и услуг. Как отмечают члены CCAF, численность работников, официально зарегистрированных в криптоинду-стрии, составляет менее двух тысяч человек по всему миру. Однако реальная цифра сотрудников криптокомпаний находится на отметке 20-30 тыс. человек. Более 17% бюджета стартапов криптовалютной сферы уходит на безопасность [4]. Каждый шестой сотрудник компании связан с работой служб, обеспечивающих защищенность пользователей и ноу-хау организации от взломов и других хакерских атак. Особенности основных отраслей криптовалютного рынка по данным CCAF представлены в табл. 1.
Наиболее популярные проекты реализуются в странах, которые создали понятные и четкие регуляторные рамки, к ним относятся США, Швейцария, Япония, остров Мэн и др. В Южной Корее — крупнейшие криптобиржи на территории мира. Первая криптовалюта — биткоин — возникла в 2009 г., а первые транзакции с помощью биткойна были сделаны в 2010 г. Преимущества криптовалюты над существующими средствами платежа заключаются в быстроте проведения транзакций и отсутствии необходимости использования инфраструктуры профессиональных участников рынка (банков и др.). Заметим, что Россия является второй страной в мире в области блокчейна и криптовалют, по количеству проведенных ICO резидентами России (но не в России).
Та бл и ца 1
Исследование основных отраслей криптовалютного рынка
Биржи Кошельки Платежи Майнинг
Более 50% сотрудников криптовалютной индустрии работают в биржевых компаниях Количество зарегистрированных крип-товалютных кошельков по состоянию на январь 2017 года -11,5 млн 79% компаний, осуществляющих платежи в крип-товалютах, имеют устойчивые связи с банками Из общего числа май-неров 38% имеют статус организаций (пулов для майнинга), остальные 62% - частные пользователи
Только треть крупных биржевых организаций имеют разрешение на деятельность от надзорных органов стран, где они зарегистрированы Каждый активный пользователь в среднем имеет два кошелька 2 из 3 транзакций с использованием цифровых денег - покупка токенов за фиатные деньги на обратные операции приходится лишь 27% переводов Всего в мире существует 11 крупных объединений майнеров (более 1000 участников)
У небольших бирж эта цифра выше - наличием лицензий могут похвастаться 52% компаний Только в 4% ШаНе!:-приложений нельзя хранить биткоины 52% компаний-респонден-тов ответили утвердительно на вопрос, работают ли они с компаниями по продаже и покупке товаров 7 из 10 майнеров считают, что оказывают значительное влияние на протокол выбранной ими крипто-валюты
Биржи Кошельки Платежи Майнинг
Секретные ключи от кошельков клиентов хранят 73% бирж 4 из 5 созданных кошельков созданы компаниями, зарегистрированными в Северной Америке и Европе; лицензией обладает лишь каждое четвертое приложение Государственная лицензия на право проведения транзакций есть у 54% платежных сервисов; 58% майнинг-пулов, принявших участие в исследовании, находятся в Китае (показатель США-лишь 26%). На английский язык переведены сайты 100% объединений для майнинга
Защита средств пользователей от кражи обеспечивается «холодным» хранением денег (92%) и мультиподписями (86%) В 52% кошельков можно обменивать криптовалюты друг на друга, а также на фиат Процедура КУС внедрена у 86% опрошенных компаний К странам, наиболее привлекательным для добычи криптовалюты, относят европейские государства, а также Россию и Канаду - в этих регионах есть дешевое электричество, быстрое соединение с интернетом и низкотемпературные зоны
Примечание: материалы исследований Центра Кембриджского университета по альтернативным финансам (CCAF)
46
Причем в каждом втором проекте есть в команде россияне. Тем не менее привлечь инвестиции в Россию очень сложно, поэтому важно создавать среду, которая помогла бы этим проектам [5].
Актуальность исследования цифровых активов обусловлена их уникальными свойствами, удобным инструментарием оперирования средствами и передачи стоимости, новациями, которые они привносят в привычные экономические отношения. Поскольку сфера криптоэкономики в настоящее время становится все более актуальной и предполагает новые формы взаимоотношений между участниками рынка, это требует выявления ключевых направлений ее исследования (рис. 1).
Правовое регулирование цифровых
Основные направления исследования цифровых активов и современной концепции криптоэкономики
Ведение бухгалтерского учета криптоактивов и анонимности транзакций
Ж
Взимание налогов по сделкам с криптоактивами
Рис. 1. Ключевые направления исследования цифровых активов и криптоэкономики
Правовое регулирование цифровых активов на национальном уровне продиктовано необходимостью установления их правового положения, признания статуса объекта
имущественных гражданских правоотношений, регулирования связанных с цифровыми активами процессов, правовой защиты интересов инвесторов [1].
Евразийская экономическая комиссия регулирует вопросы функционирования бизнеса в крипте и вносит рекомендации, дает базу и дефиниции для стран, а также правильный методологический подход. Однако в настоящее время во многих странах, где начинает развиваться криптобизнес, не сформирована основательная нормативная основа, регламентирующая вопросы функционирования криптоактивов, т.е. в настоящее время криптоиндустрия намного шире, чем регламентирующая законодательная база, ее описывающая [6]. Рассматривая практику нормативных актов в криптоэко-номике разных стран, можно наблюдать достаточно многоаспектный характер законодательных практик (таблица 2).
Таблица 2
Законы криптоэкономики в некоторых странах мира
Страна Некоторые аспекты законодательной практики стран мира
США Налогоплательщики должны платить налог с доходов в крип-товалюте: расчет происходит по среднему курсу популярных бирж на момент совершения сделки [7]
Япония Вышел закон о виртуальной валюте и признал криптовалюты Bitcoin и Ethereum деньгами, имеющими «функции, схожие с деньгами». Согласно закону, фирмы теперь могут использовать криптовалюту для взаиморасчетов друг с другом. Кроме того, компании и частные лица могут покупать эти виртуальные деньги как товар. Закон определяет криптовалюты как «приравненные к активам носители стоимости, которые могут использоваться для осуществления платежей и передаваться в цифровом виде». Закон регулирует создание цивилизованного рынка криптовалют с понятными правилами и защитой потребителей. В стране также отменен НДС по обмену криптовалюты на фиатные деньги [8]
48
Страна Некоторые аспекты законодательной практики стран мира
Эстония Приняты поправки в закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма, требования по идентификации клиентов распространены на криптокошельки и обменники криптовалют
Белоруссия Является первой страной, в которой сформирована законодательная основа, регламентирующая операции по бухучету крипты
Израиль ЦБ Израиля не признал биткоин валютой и вообще законным платежным средством, поэтому криптовалюта рассматривается как товар. Законодательством предусмотрена возможность выплаты заработной платы в токенах, работник должен платить налог на доход
Германия Регистрация криптобиржи на территории Германии немного проще, чем в других странах. Компании, занимающиеся крип-тобизнесом, будут отнесены к финансовым компаниям, они обязаны получить соответствующую лицензию и следовать ее четким требованиям: уставной капитал компании должен составлять не менее 730 тыс. евро; она должна своевременно подавать отчетность в Федеральное управление финансового надзора (нем. Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht (BaFin)) [9]
Швейцария В Швейцарии криптовалюта приравнена в правах к традиционным иностранным валютам. В законодательстве предусмотрены разъяснения для ICO-проектов, позволяющие оценить соответствие проекта законодательству страны
В целом, исследуя, можно отметить достаточно «полярные» аспекты формирования нормативной базы криптобиз-неса, например, в Киргизии, Эквадоре, Ливане, Таиланде, Боливии, Индонезии, Исландии, Вьетнаме транзакции с использованием криптовалют запрещены, хотя майнинг законом не преследуется. В Сингапуре были выпущены в обращение специальные платежные карты для хранения крип-товалюты и удобного способа расчета цифровыми деньгами.
Что касается государств с развитой рыночной экономикой, то в большинстве из них (США, Великобритания, Германия, Южная Корея, Канада, Израиль, Дания, Франция, Норвегия, Кипр, Австралия, Италия, Япония и многие другие) крипто-валюта в целом признана, а нормативно-правовая база для ее внедрения в реальный сектор экономики официально разработана и принята [10]. В Швейцарии на криптовалюты действуют такие же правила, как и на иностранные валюты, и эта страна является одной из самых благоприятных юрисдикцией для В^сот-стартапов. При этом отметим, что страны ОЭСР не навязывают свое представление о том, что такое криптовалюта, токен. Они разрешают неопределенность за счет разъяснений и точечных изменений законодательства.
Следует отметить риски Евразийского экономического союза в части криптоэкономики — разночтения в регулировании: если национальное регулирование криптоэконо-мики будет разниться с мировым, то это создает трудности и барьеры, а также различные серые схемы в подходах к национальному регулированию криптобизнеса.
В России одним из предложений по урегулированию правового положения цифровых активов является проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» [11], в котором к цифровым финансовым активам предлагается отнести: 1) криптовалюту — вид цифрового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций; 2) то-кен — вид цифрового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей.
0
В проекте закона о цифровых инвестиционных финансовых платформах (о краутфандинге) рассмотрены ограничения по приобретению криптоактивов для тех, кто в этом не разобрался. Согласно ряду экспертных мнений, отмечается, что помимо ограничений еще более важны скорость принятия решений, гибкость и оперативность регулирования правовых вопросов.
Методология статистических исследований крипто-экономики предусматривает применение статистического инструментария к рассматриваемой предметной области и включает структурно-динамический, корреляционно-регрессионный анализ, эконометрическое моделирование и прогнозирование и др. Разнообразие применяемых методов и рассчитываемых показателей дополняется визуализацией полученных результатов, демонстрирующих выявленные тенденции и взаимосвязи (рис. 2).
Япония Австралия Швейцария Чехия Австрия Финляндия Испания Великобритания Канада США
О 200 400 600
12000
Пластиковые
Рис. 2. Страны с наибольшим числом биткоин-банкоматов (слева), и страны с наибольшим количеством криптовалютных карт в 2017 году, штук (справа)
Из представленного графика видно, что некоторые страны занимают лидирующие позиции и по числу бит-коин-банкоматов и по количеству криптовалютных карт (например, Япония, Великобритания). Наблюдаемые показатели по странам с наибольшим числом биткоин-банкома-тов и криптокарт можно сравнить с долей жителей разных стран, которые владеют биткоином или другими криптова-лютами, и следует отметить, что в большинстве стран рейтинг показателей сопоставим (рис. 3).
О 2 4 6 8 10 12
Испания Чехия США Австрия Германия Италия Австралия Нидерланды Великобритания
Бельгия Люксембург
Рис. 3. Удельный вес жителей разных стран, которые владеют биткоином или другими криптовалютами, % (2018 год)
Исследование криптоэкономики с точки зрения рисков определяет их виды, по которым можно исследовать риски в криптовалютах (рис. 4). Самыми популярными рисками согласно экспертным мнениям в развитых странах (США, Япония) являются риски отмывания денег, представляющие собой возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансо-
2
вых операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма за счет оборота криптовалюты.
Согласно позиции Центрального Банка России существует риск замены фиатных денег. По вопросу вероятности вытеснения криптовалютой фиатных денег заметим, что это, скорее, дело выбора. Поскольку биткоин появился как альтернатива современной финансовой системе, то любое лицо может совершить трансграничный перевод в криптовалюте, что, как правило, быстрее и дешевле, чем традиционный SWIFT [5].
Еще один вид риска, включающий ряд составляющих, поскольку рискам подвержены любые криптовалютные транзакции, — это финансовый риск, который включает: риск изменения курса (волатильность), риск утраты ликвидности, т. е. способности криптоактива быстро трансформироваться в фиатные деньги, также существует риск образования финансовой пирамиды (однако в настоящее время он менее распространен).
В криптоэкономике выделяются риски размывания налоговой базы, возникающие за счет неуплаты сделок с оборота криптовалюты, что ставит ряд вопросов о том, как облагать налогами криптобизнес. Рассматриваются также риски нарушения прав потребителей, которые требуют регулирования не за счет введения новых ограничений для рынка, а через информирование населения о существующих рисках и повышение его финансовой грамотности.
И наконец, системные риски, которые могут существенно повлиять на крипторынок и иметь глобальный характер, могут быть связаны с любым аспектом криптоэкономики: информация, новости, ажиотаж, запреты на государствен-
ном уровне, государственное регулирование и т.д. — все это непосредственно влияет на криптоэкономику [12]. В составе системных рисков следует выделить риски запрета крип-тоактивов на уровне законодательства, риски нарушения законодательства о криптобизнесе, риски переоценки инвестиционных ожиданий, что может приводить к тому, что участники криптобизнеса могут покинуть крипторынок, а также технологические риски, предусматривающие возможные возникновения сбоев, неполадок в программах и технологиях, которые способны спровоцировать хакинг и кражу средств участников крипторынка.
Исследование криптоэкономики с точки зрения рисков
риски размывания налоговой базы
нарушения прав потребителей
системные риски
Рис. 4. Исследование основных рисков криптоэкономики
В рамках направления исследования криптоэкономики с точки зрения бухгалтерского учета криптоактивов и анонимности транзакций следует отметить, что, по мнению экспертов, считает важным, чтобы была возможность отслеживания цепочек криптовалютной транзакции. Транзакцию криптовалютных сделок отследить можно, даже для биткои-на. Факт наличия транзакции записан в блокчейне (однако не во всех блокчейнах). Есть системы, способные обеспечить
54
максимальную анонимность. Криптовалютную транзакцию можно выявить через Bigdata.
В рамках функционирования криптобизнеса технологии анонимных транзакций — огромные вычисления, если их «загонять» в рамки бухучета, то это может остановить процесс их развития. Поскольку главная цель криптовалют — создание среды для проведения платежей, которую никто не сможет отследит. В этом случае актуально рассматривать транзакции Мопего, имеющие высокий уровень конфиденциальности. В основе транзакций Мопего лежит ряд факторов, которые взаимосвязаны и позволяют обеспечить анонимность (табл. 3).
Таблица 3
Основные факторы анонимных транзакций Мопего [13]
Фактор Характеристика фактора анонимных транзакций
Алгоритм Позволяет ускорить решение блоков и проведение платежей, однако больше защищает систему от взлома
Кольцевые подписи Являются главной защитой транзакций, в них существует определенное количество пользователей. Когда кто-то отправляет средства, транзакция подписывается кольцом, а не одним человеком. Поскольку здесь нет центрального пользователя, отследить, кто именно отправил такой перевод, невозможно
Смешивание Это принцип, по которому основные монеты (которые создают «входы») смешиваются с другими, уже использованными. Это также позволяет скрыть личность отправителя, поскольку неизвестно, какая именно монета была им отправлена в конкретном смешивании
Скрытые адреса Это система, которая позволила спрятать личность получателя. Они генерируются произвольно и не привязываются к конкретным кошелькам. Соответственно, намного сложнее отследить, как был создан такой адрес, и кто будет получателем средств
Тем не менее остается важным вопрос — каким образом вести бухучет криптоактивов. Первой страной, в которой был законодательно закреплен бухучет крипты,стала Белоруссия. Поскольку правовые системы России и Белоруссии схожи, то их пример может послужить основой для нашего законодательства. Так, существует стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)», принятый Министерством финансов в Белоруссии 6 марта 2018 года № 16 (далее — Стандарт) в связи с выпущенным Декретом № 8 от 21 декабря 2017 г. «О развитии цифровой экономики». По смыслу бухгалтерского учета криптовалюта понимается как «цифровой знак», или «токен». Токены, которые приобретает организация в процессе ICO, являются «обязательствами». В зависимости от ситуации приобретения криптовалюты или токенов описываются методы их учета в бухгалтерском балансе. Рассмотрим также опыт некоторых других стран (табл. 4).
В России у участников рынка также возникают вопросы о порядке бухгалтерского учета криптовалюты и токенов, что предполагает необходимость принятия соответствующих разъяснений со стороны Минфина [16]. Если рассматривать мнение стороны бизнеса, получающего доходы в крипте, то в чем основное преимущества? В том, что можно делать криптобизнес и блокчейн дешево — запустил бизнес-логику и все работает (не нужна ни техника, ни программы). Однако если сейчас весь доход, получаемый в крипте, перевести на бухгалтерию, то, по расчетам экспертов, это будет в 10 раз дороже, чем тот доход, который получают участники крипторынка [6]. Ведение бухгалтерского учета по крипто-валюте — это сложный процесс. Перед тем как составлять бухучет, нужно учесть способ приобретения криптовалюты.
Выделяется всего три наиболее удобных варианта: покупка цифровой валюты за реальные средства, собственное производство криптовалюты (майнинг), расчет криптовалютой при совершении сделок; получение платы от клиента в виде криптовалюты.
Таблица 4
Опыт бухгалтерского учета криптовалют в некоторых странах
Страна Характеристика Особенности
Германия Федеральный финансовый орган Германии (BaFin) опубликовал заявление, в котором предупреждали потребителей о рисках ICO, об учетных операциях и политике ведения финансовых сделок Федеральное правительство и парламент Германии, внеся поправки в Банковский кодекс, впервые признало ЬМхот «частными деньгами», некими «единицами финансового учета», отнеся их, таким образом, именно к финансовым инструментам
Эстония Основные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета в Эстонии - Закон о бухгалтерском учете, Стандарты бухгалтерского учета Эстонии (начиная с января 2017 года) и МСФО Транзакции, связанные с крипто-валютами, рассматриваются как финансовая сделка. Благоприятным вариантом для постановки на бухучет криптовалют в организациях, является стандарт - валютные денежные средства [14]
Австралия Центром отчетности и анализа транзакций (AUSTRAC), главным агентством финансовой разведки Австралии, производится контроль криптовалютных платформ, выполнения обязательств по отчетности и нормативным требованиям [15] Транзакции с криптовалютами определяются как бартерные отношения. Компании, которые ра -ботают с виртуальными деньгами, должны вести обязательный учет всех транзакций по содержанию и датам. Токены, полученные как платеж, приравниваются к обычному доходу и оцениваются в австралийских долларах
Страна Характеристика Особенности
Украина Международный Стандарт Бухгалтерского Учета № 38, раздел «Нематериальные активы» говорит о том, что актив - это ресурс, который контролируется предприятием в результате прошлых событий и от которого предприятие ожидает получить будущие экономические выгоды Криптовалюта имеет все признаки нематериального актива, так как контролируется субъектом хозяйствования путем исключительного доступа к электронному кошельку и имеет перспективу будущих экономических выгод
России в направлении развития бухгалтерского учета криптоэкономики следует внести изменения в ФЗ № 115 и распространить требования идентификации на участников рынка (криптобиржи, кошельки, обменники). ФНС — разработать руководство, разъясняющее для физических и юридических лиц порядок налогообложения сделок с криптовалютами и доходов от них. Министерству Финансов РФ необходимо разработать разъяснение о порядке бухгалтерского учета криптовалют и токенов на балансе компаний [17].
Исследование проблемы взимания налогов по сделкам с криптоактивами говорит о том, что существует ряд экспертных мнений, которые дают в целом положительный ответ по данному вопросу, но это зависит от вида отношений и типа сделок. Криптовалюта дает доход, соответственно, если он есть, то должен облагаться налогом. Налогообложение криптовалютных активов становится все более распространенной практикой. Цели регулирования следующие: привлечение дополнительных доходов в государственную казну; исключение вероятности мошенничества и дру-
58
гих преступных способов получения криптомонет; обеспечение безопасных операций на обменных и биржевых площадках; предотвращение возможности отмывания незаконной прибыли и финансирования терроризма. Рассмотрим политику налогообложения в некоторых странах [18] (рис. 5).
Как мы видим в мире действуют разные правила налогообложения криптовалют. Например, в Японии, Швеции и Нидерландах они считаются платежными инструментами и налог при их продаже не взимается. В Норвегии криптова-люты считаются финансовым активом и облагаются налогами на имущество и с продаж. В Финляндии налог платится не только при конвертации криптовалюты в традиционную с дохода от курсовой разницы, но и с ее майнинга. В США биткоин считается имуществом и обсуждается идея, чтобы с полученного от продажи дохода до $600 налог не платился [19].
В России 23 марта 2018 года в первом чтении приняли законопроект, согласно которому криптовалюты считаются имуществом. Он регулирует отношения при хранении, обращении и использовании криптовалют. Но в законе мало внимания уделили налогам. Совместными усилиями Минфин и Госдума разработали поправки, согласно которым процентная налоговая ставка составляет 13%. Как следует из Поручения Президента, следует обеспечить внесение в законодательство изменений, направленных на регулирование криптовалютной отрасли, в том числе по вопросу облагать ли ее как вид предпринимательской деятельности. Также требуются внесения изменений в другие проекты законов РФ, и даже в ГК РФ. Различают продуктовые токе-ны и токены типа ценных бумаг. Нужна дифференциация
•Физические лица выплачивали подоходный налог; юридические лица платили налог на прибыль; продажу криптомонет облагали потребительским налогом, составляющим 8%.С 1 апреля 2017 года криптовапюту в Японии причисляют к платежным средствам и законным валютам, не снимая налогов за операции с её использованием. В стране действует 7 категорий налогообложения, ставки в которых составляют от 5% до 45%.
■С октября 2017 здесь начал работать закон, устанавливающий правовое регулирование криптовалют, наделив их статусом «виртуального товара». Криптовалюты облагаются такими налогами: Capital Gains Tax (прирост капитала); Individual Income Tax (подоходный); Value-added tax (добавленная стоимость); Corporate Tax (прибыль). Китай выдает лицензии для криптовалютных операций. Тип документа зависит от характера деятельности компании. Лицензию могут отозвать, если фирма замешана в ICO.
•Криптоденьги в США считаются имуществом. С монет выплачивают подоходный налог, при сделках в паре с фиатными деньгами. С 1 января 2018 года заработали новые поправки, касающиеся налогообложения криптовалютной отрасли., при этом криптодержатели платят за монеты, которые находятся в их собственности. Новые налоговые ставки зависят от срока, на протяжении которого инвестор хранит криптоактивы: до года - от 10% до 37%; от года - от 0% до 23,8%.Любые операции с криптовалютой, в качестве собственности, с начала 2018 года облагаются налогом.
•Криптовалюту здесь считают «иностранной валютой». Если доход составляет от 25 Биткоинов в год, он облагается подоходным налогом. Небольшой доход от эмиссии криптомонет физлицами ничем не облагается, считаясь прибылью от «хобби». Существует несколько видов налоговых выплат: на имущество; подоходный или корпоративный (для майнеров). Больше никаких налогов не оплачивают.
•Налогообложению в Сингапуре подвергают коммерческую деятельность, связанную с криптоденьгами: компании, совершающие покупку и продажу биткоинов, платят подоходный налог, зависящий от сумы прибыли (от 0% до 17%); недавно созданные фирмы (за исключением стартапов привлекающие инвестиции), получают трехгодичную льготу — 0%; сделки с реальными товарами/услугами (если оба участника сделки - официальные резиденты Сингапура), где криптовалюты выступают платежными средствами -изымается services tax в размере 7%.
Рис. 5. Политика налогообложения криптоэкономики в некоторых странах
по видам токенов в рамках ICO. Что касается продуктовых токенов, то пока их нет, но они будут появляться. Следовательно, в ближайшее время нужен закон о регулировании
0
токенов2. Соглашаясь с этим тезисом, важно отметить, что вопросы налогообложения регулирует Налоговый кодекс РФ, к которому Федеральной налоговой службе также необходимо дать разъяснения о порядке налогообложения сделок с криптовалютами.
В целом исследование анатомии криптоэкономики можно считать гомогенной областью новой экономической деятельности. Относительно будущего статуса виртуальных валют можно установить, что уже сейчас транзакции и другие операции с биткоинами успешно осуществляются по всему миру, что определяет необходимость разработки многоаспектной законодательной базы, регламентирующей функционирование криптовалют, регулирования рисков криптоэкономики, а также вопросов ведения бухгалтерского и налогового учета криптоактивов.
Нельзя не указать на существующие серьезные затруднения в выработке структуры и методологии исследований цифровых активов и криптоэкономики. Квинтэссенция исследований данной предметной области должна базироваться на возможности интегрированного учета опыта основных вопросов функционирования цифровых активов на национальном уровне (в Российской Федерации) и в других государствах, что обусловливает плоскость глубокого понимания экономической и правовой природы таких активов при использовании информационных, программно-технических, цифровых и криптографических средств, определяя возможности и перспективы их развития в современном информационном обществе.
2 Нужен ли России особый путь в криптоэкономике? Гайдаровский форум 2019. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/vazhnejshie-meropriyatiya-h-gajdaгovskogo-foгuma-budut-tгansliгovatsya-v-onlajn-гezhime.
Библиографический список
1. Горбунов С.В. Проблемы государственного регулирования цифровых финансовых активов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--h1aav0a9a.xn--p1ai/articles/19-problemy-gosudarstvennogo-regulirovanija-cifrovyh-finansovyh-aktivov.html
2. Ястребова С., Стулов М. Капитализация рынка крипто-валют превысила $500 млрд [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2017/12/13/745186-kapitalizatsiya-kriptovalyut
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://government.ru/docs/28653/
4. Криптовалютные исследования. Любопытные факты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cryptor.net/kriptovalyuty/ kriptovalyutnye-issledovaniya-lyubopytnye-fakty
5. Криптовалюты против фиатных денег: за кем будущее [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://letknow.news/publications/ kriptovalyuty-protiv-fiatnyh-deneg-za-kem-budushchee-16775.html
6. Нужен ли России особый путь в криптоэкономике? Гайдаровский форум 2019. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/vazhnejshie-meropriyatiya-h-gajdarovskogo-foruma-budut-translirovatsya-v-onlajn-rezhime
7. Левашенко А. Лучшие мировые практики в помощь регулированию криптоэкономики в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://itm.ranepa.ru/doc/conf2018/Levashenko_02.03.18. pdf
8. Правовой статус криптовалют в Японии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://forknews.io/legal/000304-pravovoj-status-kriptoval.html
9. Налогообложение криптовалюты в Германии. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sb-sb.com/publications/article/ pravovoe_regulirovanie_kriptovaljuty_v_germanii/
2
10. Правовое регулирование криптовалют в разных странах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://coinmania. com/o-pravovom-regulirovanii-kriptovalyut-v-raznyh-stranah/
11. Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» № 02/04/01-18/00077904 от 30.01.2018г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://гegulation.gov.гu/pгojects#npa=77904
12. Риски криптоэкономики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.net/4_30480_razdel--riski-kriptoekonomiki.html
13. Насколько анонимны транзакции Monero? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blockchainwiki.ru/ na-skolko-anonimny-tranzaktsii-monero/
14. Как поставить криптовалюту на баланс компании? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/ 8^^/477795/
15. Легализация криптовалют в Австралии: свобода или ограничение? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://forknews.io/ legal/000425-legalizaciya-kriptovalyut.html
16. Концепция развития регулирования криптоэкономики в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oecd-russia.org/ analytics/kontseptsiya-гazvitiya-гeguИгovaniya-kгiptoekonomiki-v-rossii.html
17. Лучшие мировные практики в помощь регулированию крипто-экономики в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://itm.ranepa.ru/doc/conf2018/Levashenko_02.03.18.pdf
18. Зачем нужен налог на криптовалюту: условия налогообложения в разных странах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// tradehow.ru/crypto/nalog-na-kriptovalutu.html
19. Минфин объяснил, как людям платить налоги с криптовалют [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.banki.ru/ news/bankpress/?id=10110938
List of References
1. Gorbunov S.V. Problems of state regulation of digital financial assets [Electronic resource]. Access mode: http://xn--h1aav0a9a.xn--p1ai/ articles/19-problemy-gosudarstvennogo-regulirovanija-cifrovyh-fi-nansovyh-aktivov.html
2. Yastrebova S., Stulov M. "Capitalization of the market of cryptocurrencies exceeded $500 billion" [An electronic resource]. Access mode: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2017/12/13/745186-kapitalizatsiya-kriptovalyut
3. "Digital Economy of the Russian Federation" program. [Electronic resource]. Access mode: http://government.ru/docs/28653/
4. Cryptocurrency researches. Curious facts [Electronic resource]. — Access mode: https://cryptor.net/kriptovalyuty/ kriptovalyutnye-issledovaniya-lyubopytnye-fakty
5. Cryptocurrencies against fiat money: for whom the future [An electronic resource]. — Access mode: https://letknow.news/publications/ kriptovalyuty-protiv-fiatnyh-deneg-za-kem-budushchee-16775.html
6. Whether the special way in cryptoeconomy is necessary to Russia? Gaidar's form 2019. — [Electronic resource]. — Access mode: https:// www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/vazhnejshie-meropriyatiya-h-gaj-darovskogo-foruma-budut-translirovatsya-v-onlajn-rezhime
7. Levashenko A. The best world practices for the aid to regulation of cryptoeconomy in Russia [An electronic resource]. — Access mode: http://itm.ranepa.ru/doc/conf2018/Levashenko_02.03.18.pdf
8. Legal status of cryptocurrencies in Japan [An electronic resource]. — Access mode: https://forknews.io/legal/000304-pravovoj-status-krip-toval.html
9. Taxation of cryptocurrency in Germany. — [Electronic resource]. — Access mode: https://sb-sb.com/publications/article/ pravovoe_regulirovanie_kriptovaljuty_v_germanii/
64
10. Legal regulation of cryptocurrencies in the different countries [An electronic resource]. Access mode: https://coinmania. com/o-pravovom-regulirovanii-kriptovalyut-v-raznyh-stranah/
11. Draft federal law "About Digital Financial Assets" No. 02/04/0118/00077904 of 30.01.2018 [Electronic resource]. Access mode: http:// regulation.gov.ru/projects#npa=77904
12. Risks of cryptoeconomy [Electronic resource]. — Access mode: https:// studopedia.net/4_30480_razdel--riski-kriptoekonomiki.html
13. On how many transactions of Monero are anonymous? [Electronic resource]. — Access mode: https://blockchainwiki.ru/ na-skolko-anonimny-tranzaktsii-monero/
14. How to enter cryptocurrency in books of the company? [Electronic resource]. — Access mode: https://www.klerk.ru/buh/articles/477795/
15. Legalization of cryptocurrencies in Australia: freedom or restriction? [Electronic resource]. — Access mode: https://forknews.io/le-gal/000425-legalizaciya-kriptovalyut.html
16. The concept of development of regulation of cryptoeconomy in Russia [An electronic resource]. — Access mode: http://oecd-russia.org/ana-lytics/kontseptsiya-razvitiya-regulirovaniya-kriptoekonomiki-v-ros-sii.html
17. The best mirovny practices for the aid to regulation of cryptoeconomy in Russia [An electronic resource]. — Access mode: http://itm.ranepa. ru/doc/conf2018/Levashenko_02.03.18.pdf
18. Why the tax on cryptocurrency is necessary: taxation conditions in the different countries [An electronic resource]. — Access mode: https:// tradehow.ru/crypto/nalog-na-kriptovalutu.html
19. The Ministry of Finance explained how to pay people taxes on cryptocurrencies. — [Electronic resource]. — Access mode: https://www. banki.ru/news/bankpress/?id=10110938
Контактная информация:
Клочкова Елена Николаевна — к.э.н., доцент, доцент кафедры статистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва, Россия), e-mail: klotchkova.EN@rea.ru Klochkova Elena Nikolaevna — Candidate of EconomicsAssociate professor of the Department Statistics Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), e-mail: klotchkova.EN@rea.ru
Овешникова Людмила Владимировна — профессор кафедры статистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва, Россия), доктор экономических наук, e-mail: Oveshnikova. LV@rea.ru
OveshnikovaLyudmila Vladimirovna — Professor of the Department Statistics, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), Doctor of Economics, e-mail: Oveshnikova.LV@rea.ru