УДК 336.334.55/56(470)
Е.А. Пехтерева*
ИННОВАЦИИ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ И ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ: ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТА В РОССИИ
Аннотация. Рассматриваются блокчейн-технология как перспективная инновация и направления ее применения в отечественной экономике, практика использования цифровых денег и цифровых активов. Затрагиваются проблемы регулирования виртуальных финансов в России.
Ключевые слова: криптовалюта; биткоин; технология блокчейн; майнинг; ICO.
E.A. Pekhtereva Innovation in the financial sector and practical life:
The blockchain technology and cryptocurrency in Russia
Abstract. Blockchain technology is regarded as a promising innovation, the directions of its application in the domestic economy are shown. The use of digital money and digital assets is also considered. The problems of regulation of virtual finance in Russia are touched upon.
Keywords: cryptocurrency; bitcoin; blockchain technology; mining; ICO.
* Пехтерева Елена Александровна, кандидат экономических наук, ведущий редактор Отдела экономики ИНИОН РАН.
Pekhtereva Elena Aleksandrovna, candidate in economic sciences, leading editor of the Department of economics at the Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).
DOI: 10.31249/espr/2019.01.03
© Пехтерева Е.А., 2019 51
Блокчейн-технология: Направления использования
Российские власти и отечественные деловые круги проявляют очень большой интерес к блокчейн-технологии1, которая находит применение во многих сферах экономики. Результаты международного исследования компании Deloitte, в ходе которого было опрошено больше 1 тыс. респондентов - руководителей высшего
2 «3
звена из семи стран и девяти отраслей , показали, что, несмотря на проблемы с регулированием, технология блокчейн становится глобальной. 74% руководителей компаний заявляют, что использование блокчейна в их компании имеет «убедительное экономическое обоснование», и многие из них уже применяют эту технологию. Так, 34% респондентов отмечают, что их компании в том или ином виде используют блокчейн в работе, и еще 41% - что их организации внедрят блокчейн в ближайшее время. По оценке Bank of America, глобальный рынок блокчейна может достичь объема в 7 млрд долл. - одномоментно в нем будет задействовано 2% всех серверов в мире [Разумный Е., 2018].
Особое внимание этой технологии уделяют банки, несмотря на то что блокчейн теоретически способен заменить их как посредников, например в денежных переводах. Этот интерес объясняется тем, что, по признанию президента и председателя правления Сбербанка Г. Грефа, блокчейн-технология способна перевернуть все сферы жизни, в частности государственное регулирование и финансы [Носов Н., 2016 а]. Консалтинговая компания Deloitte квалифицирует блокчейн как «возможно, самую важную инновацию из всех» инноваций в финансовой сфере. По мнению ее аналитиков, у технологии есть потенциал изменить рынок платежей, который оценивается в 26 трлн долл. в год, за счет ускорения сделок, сокращения операционных издержек и устранения посредников [Государственные валюты.., 2017].
В Центральном банке России (ЦБ РФ) в 2015 г. была создана рабочая группа для изучения возможности использования техно-
1 Подробнее об особенностях функционирования блокчейн-технологии см.: Пехтерева Е.А. Перспективы использования технологии блокчейн и крипто-валюты в России // Экономические и социальные проблемы России. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - № 1. - С. 71-95.
2 Канада, США, Мексика, Великобритания, Германия, Франция, Китай.
3 Финансы - 23%, технологии, медиа и телекоммуникации - 18, производство - 14, другое - 10, нефть и газ - 7, автомобильный сектор - 6, биотех и фарма - 5, публичный сектор - 4, еда - 3%.
логии блокчейн. Большое внимание уделяется этому вопросу и в Сбербанке. Он начал применять технологию блокчейн при управлении счетом через доверенность (выдача доверенности, ее отзыв, поиск доверенностей и работа со счетом на основании доверенности) еще в декабре 2015 г. В сентябре 2016 г. дочерняя компания Сбербанка «Деловая среда» провела первую международную сделку на основе блокчейна.
Для формирования идей по развитию банковских технологий на базе блокчейна, созданию прототипов новых банковских продуктов, реализации пилотных проектов и разработке прикладных бизнес-решений для группы Сбербанк в 2018 г. была создана блок-чейн-лаборатория. Она также предназначена для популяризации блокчейна и подготовки образовательных программ в этой сфере.
Сбербанк вошел в несколько консорциумов, занимающихся развитием блокчейн-технологии. В сентябре 2016 г. он присоединился к международному блокчейн-консорциуму Hyperledger, в котором участвуют крупнейшие игроки мирового финансового рынка и ведущие ИТ-компании (например, London Stock Exchange, SWIFT, «Московская биржа», IBM, Cisco, Intel и др.). В октябре 2016 г. Сбербанк участвовал в первых транзакциях между банками в ходе тестирования мастерчейн - прототипа блокчейн-сервиса для обмена данными о клиентах.
В 2014-2017 гг. Сбербанк запустил 15 пилотных проектов, связанных с технологией блокчейн. Некоторые из них не получили дальнейшего развития и были закрыты, другие введены в эксплуатацию и приносят пользу. Представитель центра технологических инноваций Сбербанка Д. Булычков отметил, что Сбербанк стремится применить технологию блокчейн там, где нужна публичность и возможность доказательства неизменности информации. Внедрение блокчейна позволяет Сбербанку ускорять бизнес-процессы, повышать прозрачность и надежность деятельности. При этом разработка, внедрение и эксплуатация блокчейна стоит дешевле централизованных систем.
Одним из наиболее интересных проектов Сбербанка считается использование блокчейна в эскроу - сервисе, который гарантирует одновременное проведение всех транзакций, например, при покупке квартиры или покупке в Интернете.
Другой интересный и успешный проект Сбербанка связан с документооборотом. В середине октября 2016 г. Сбербанк и ФАС России запустили пилотный проект Digital Ecosystem по обмену документами на основе технологии блокчейн, которая повышает
скорость, надежность и качество взаимодействия в этом процессе. Благодаря блокчейну документы можно передавать и хранить в зашифрованном виде, а также использовать электронную подпись. В проекте также участвуют компании «Аэрофлот», «Русский уголь», «ФортеИнвест». Несмотря на закрытую блокчейн-систему, новые члены к ней будут добавляться, а участники смогут предоставлять сервисы и для сторонних компаний.
Важный проект реализуется дочерней компанией Сбербанка «Сбербанк Факторинг» и «М. Видео». Компании протестировали загрузку реестра поставок, шифрование данных (хэширование), их последующую проверку и хранение по технологии блокчейн. Сведения о поставках, которые загружает в систему «М. Видео», сверяются с данными компании «Сбербанк Факторинг» для последующего финансирования сделок. Из процесса подтверждения поставок исключен человеческий фактор - сверка коммерческих данных происходит автоматически. Если данные совпадают у обоих участников, сделка подтверждается. Информирование по обязательствам поставщика перед дебитором осуществляется день в день. Ежедневно сверяется до 1000 поставок, сумма сверок достигает 2,5 млрд руб. Время сверки при этом сокращено с 2 дней до 1 часа. Так технология блокчейн позволяет ускорить процесс сверки данных и исключить риск утечки коммерчески важных материалов [Носов Н. Блокчейн.., 2017].
В числе работающих проектов Сбербанка - обмен информацией между банками о мошенниках. Централизованную систему для этого построить не удалось, а децентрализованный подход по технологии блокчейн банки восприняли положительно. В обмене данными о мошенниках с использованием блокчейн участвует несколько банков и некоторые операторы связи.
Однако пока Сбербанк использует блокчейн только для работы с документами, а не с денежными транзакциями, поскольку в настоящее время нет соответствующих законодательных норм и инфраструктуры для денежных транзакций [Блокчейн в Сбербанке, 2018].
Блокчейн уверенно завоевывает позиции в различных деловых и управленческих сферах. Минэкономразвития вместе с Внешэкономбанком (ВЭБ) тестируют технологию блокчейн в закупочной деятельности, апробируя, например, возможность автоматического возврата залога участникам торгов. По мнению специалистов, при использовании этой технологии за счет автоматизации процессов и минимизации человеческого фактора сделки станут прозрачными,
увеличится скорость закупок, существенно повысится эффективность в этой сфере [Минэкономики начало.., 2018].
Все больше российских компаний приходят к пониманию удобства и эффективности применения в своей деятельности технологии блокчейн. Авиакомпания S7 и «Альфа-банк» создали блок-чейн, которым пользуются авиакомпания и агенты-посредники по продаже билетов. Результатом стало значительное сокращение времени расчетов посредников с S7. Если раньше компания сначала распределяла агентам определенное количество билетов, а сверку и расчет производила раз в неделю, то теперь все операции производятся в режиме реального времени. Это снижает уровень дебиторской задолженности для S7, позволяет банку оперативно отслеживать все платежные операции между авиакомпанией и ее агентами по продаже билетов. Также S7 Airlines и «Альфа-банк» провели первую в России сделку по оплате услуг через аккредитив с использованием смарт-контрактов на основе технологии блок-чейн. Процесс закрытия аккредитива был уменьшен с пяти дней до трех часов [Блокчейн банков, 2017].
Мэрия Москвы совместно с Росреестром начали внедрять блокчейн-технологию при регистрации сделок с недвижимостью [Минэкономики начало.., 2018]. В ноябре 2017 г. был запущен блокчейн в проекте «Активный гражданин». Таким образом, распределенные реестры (блокчейн) входят в повседневную практику.
В целом специалисты приходят к выводу, что блокчейн - это реальный инструмент повышения эффективности взаимодействия между участниками рынка, помогающий бизнесу решить проблему доверия между партнерами и сэкономить на посредниках. Он может существенно изменить многие области бизнеса, относящиеся к финансовому рынку, к классической деятельности банков и их клиентов. Внедрение технологии блокчейн в банковскую практику обеспечивает не только будущее банковской сферы России, но и будущее экономики страны в целом [Сбербанк запустил.., 2017].
Кроме укрепления доверия и ухода от посредников, развитие и применение технологии блокчейн предоставляет бизнесу и обществу в целом такие возможности, как защита интеллектуальной собственности посредством блокчейн-регистраторов; создание реестра статуса владения и обслуживания устройств, составляющих Интернет вещей; хранение интеллектуальных (умных, смарт) контрактов; открытие рынков для производителей любого размера и типа; обеспечение прозрачности в глобальных цепочках поставок продукции потребителю [Маккендрик Д., 2016].
Особенности рынка криптовалют
Особым направлением применения технологии блокчейн сегодня является добыча (майнинг) криптовалюты. В этом случае блок в цепи содержит не сведения о транзакциях, а условленное количество единиц (монет) криптовалюты. Первоначально процесс майнинга криптовалюты был относительно простым и быстрым, и заниматься им мог любой человек при наличии мощного компьютера. Но постепенно, по мере роста добычи криптовалюты, этот процесс усложнялся. Сегодня для майнинга криптовалют создаются так называемые майнинговые фермы, предназначенные для генерации новых блоков криптовалюты. Они оснащаются специализированным вычислительным оборудованием и должны иметь доступ к источникам электроэнергии (процесс майнинга очень энергозатратен).
Самой известной и популярной является первая криптова-люта - bitcoin, который появился в 2009 г. Название биткоин сложилось из сочетания двух английских слов: bit - единица измерения информации и coin (монета). Система добывания биткоина была разработана анонимным программистом либо группой людей, целью которых было создать принципиально новую независимую систему финансовых расчетов. Все операции в этой системе должны были быть мгновенными, невозвратными и абсолютно прозрачными, чтобы все пользователи могли беспрепятственно отследить любую транзакцию. Для предотвращения обесценения биткоина в программный код системы были внесены условия добычи новых монет, предусматривавшие лимит в 21 млн биткоинов. Однако предотвратить обесценение биткоина не удалось, поскольку любая криптовалюта в условиях относительно узкого рынка очень волатильна, в большой степени зависит от действий регуляторов и атак спекулянтов. Биткоин не стал исключением [Пехтерева Е.А., 2018, с. 78-79].
Многие специалисты считают, что криптовалюты нельзя считать деньгами, поскольку они не обеспечены материальными активами. Другие эксперты говорят о том, что обычные деньги самостоятельной стоимости также не имеют. И государство опасается, что криптовалюты, которые по крайней мере обеспечены затратами вычислительных мощностей и электроэнергии, имеющие встроенные ограничения на эмиссию, могут стать конкурентами национальных денег.
Особую озабоченность, связанную с криптовалютами, вызывает анонимность транзакций, которая теоретически может привести к финансированию терроризма и отмыванию денег. Спецслужбы, однако, способны отследить цепочку операций в криптовалюте, если злоумышленник хоть раз раскроет свою связь с конкретным электронным адресом или электронным кошельком. А вот наличные деньги являются полностью анонимными, и преступники используют в основном их.
В рейтинге опасений Международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ (Financial Action Task Force - FATF)1, связанных с финансированием терроризма, криптовалюты занимают последнее место. Такую позицию разделяет и МВФ. В России эксперты предлагают просто запретить анонимные электронные кошельки и ввести обязательную идентификацию их владельцев, что сделало бы все сделки, включая сделки с криптовалютами, прозрачными.
Представляются и сильно преувеличенными опасения государства в части соперничества криптовалют с реальными деньгами. Даже самая популярная криптовалюта - биткоин, не может сейчас выступать реальным средством сбережения и расчетов из-за своей высокой волатильности, результатом которой стал его обвал в 2018 г.
При «рождении» в 2009 г. биткоин стоил 1 долл. США, в 2015 г. за него давали 200 долл., а за 2017 г. его курс вырос более чем в 20 раз, достигнув максимума в декабре 2017 г. - более 20 тыс. долл. Затем началось его снижение [Носов Н., 2016 б; Гордеев В., Литова Е., 2018]. Инвесторы в криптовалюту по итогам 2018 г. могли лишь фиксировать убытки: биткоин за год подешевел в 4,4 раза, с 17 161 долл. на 31 декабря 2017 г. до 3862 долл. на 27 декабря 2018 г. Критики криптовалюты предрекали ее крах заранее. Так, глава PayPal Д. Шульман высказывал мнение, что вола-тильность криптовалюты делает ее фактически непригодной для замены традиционных денег [Казарновский П., Пустякова А., 2019].
Снижение курса биткоина аналитики связывают с политикой ряда государств в сфере крипторегулирования. Например, в Южной Корее с недавних пор для торговли криптовалютой каждый
1 Межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Создана в 1989 г. по решению стран «Большой семерки».
трейдер должен идентифицировать себя с помощью банковского счета. Власти Индии планируют сделать цифровые валюты незаконными в существующей системе платежей. Торговлю криптова-лютами также не поддерживают крупные банковские группы -JPMorgan Chase, Bank of America и Citigroup [Биткойн не может выйти из пике, 2018]1.
При этом нужно иметь в виду, что цена любого актива не может расти постоянно. Сейчас происходит коррекция, и капитализация рынка криптовалют довольно низкая по сравнению с рынком акций - всего около 130 млрд долл., но специалисты считают, что рынок вернется к росту. И. Чанпэн Чжао, основатель крупнейшей криптобиржи мира Binance, полагает, что развитию этого рынка способствовал бы приход институциональных инвесторов. Например, осенью 2018 г. стало известно, что американская финансовая компания Fidelity Digital Assets запускает сервис по холодному хранению криптоактивов (ключи от криптовалютных кошельков клиентов содержатся на серверах, отключенных от Интернета для защиты средств от пропажи). Если Fidelity, в чьем управлении находятся активы на 2 трлн долл., хотя бы 5% своего портфеля перевела в криптовалюты, рынок получил бы колоссальный импульс. Чем больше институциональных инвесторов (инвестфондов, банков, пенсионных фондов, страховых организаций) будет на
1 В разных странах к криптовалютам относятся по-разному. В 2015-2017 гг. многие страны резко активизировали создание и совершенствование правовой базы для криптовалют и блокчейна. Например, в ЕС криптовалюты признаны договорным средством платежа, т.е. средством платежа между лицами, которые договорились принимать его в таком качестве. Для налоговых целей биткоин было предложено рассматривать как услугу. Тем не менее Европейский центральный банк (ЕЦБ) предостерегает граждан ЕС от вложения средств в крипто-валюты, а Европарламент и Европейский совет одобрили требование обязательной идентификации участников криптовалютных бирж. В США регулированием криптовалют занимаются специальное бюро Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN), Комиссия по торговле товарными фьючерсами, Комиссия по ценным бумагам и рынкам. Операции с криптовалютами не запрещены. Майнинг представляется услугой денежных переводов. Криптовалюты рассматриваются как имущество и облагаются соответствующими налогами. Они не признаются платежным средством. Этот статус закреплен только за долларом США.
Есть страны, например Китай, Германия, где запрещено работать с крип-товалютой банкам и разрешено физическим лицам. Есть и страны, где криптова-люты полностью запрещены, но таких не много (Алжир, Марокко, Пакистан, Боливия, Индонезия [Где биткойну хорошо.., 2017].
рынке, тем стабильнее он станет. И приход институциональных инвесторов на рынок лишь дело времени [Носырев И., 2019].
В России, по мнению специалистов, запрет криптовалют или слишком жесткое регулирование неизбежно уведет их в тень, и государство лишится возможности получать доход от обложения налогом соответствующих операций в криптовалюте. Это также создаст спрос на действительно анонимные криптовалюты, использующие встроенные механизмы маскировки трафика, поскольку методов противодействия подобным технологиям пока не существует. При этом всем известные криптовалюты типа биткоина открыты и легко обнаруживаются в трафике у провайдеров. Эксперты также опасаются, что жесткие ограничения на работу с криптовалютами помешают развитию блокчейн-технологий в России, приведут к оттоку ИТ-специалистов за рубеж. Запретительные меры не снимают рисков участия населения во всякого рода мошеннических схемах, но сделки с криптовалютами представляются не самыми опасными с точки зрения рисков потери средств.
В России существует несколько противоположных мнений о криптовалютах: от призывов к их полному запрету до приравнивания к традиционным валютам с использованием аналогичного регулирования, как это происходит в Японии, где оборот крипто-валют не ограничен законодательством и где криптовалюта считается легальным средством платежа [Пехтерева Е.А., 2018, с. 88].
И Минфин, и ЦБ РФ неоднократно выступали против создания национальной криптовалюты. Однако было анонсировано начало обсуждения создания единой цифровой валюты с партнерами из стран ЕАЭС и БРИКС, что, по мнению ЦБ РФ, более оправдано с макроэкономической точки зрения, чем создание национальной криптовалюты [Сарычева М., 2017 а; Сарычева М., 2017 б].
В связи с введением все новых санкций против России в СМИ широко обсуждается вопрос о том, можно ли с помощью криптовалют и блокчейн-технологий обойти западные санкции. Теоретически физические лица и компании из санкционных списков имеют возможность работать с партнерами из США и Европы через электронные кошельки, держать на них криптовалюту и вместо 8'^БТ-переводов осуществлять платежи через блокчейн. Так, Управление по контролю за иностранными активами (ОБЛС) безуспешно пыталось заблокировать работу двух биткоин-адресов, связанных предположительно с резидентами, которые могут помогать Ирану обходить американские санкции [Разрушительный эффект.., 2019]. Использование блокчейн может помочь банкам
найти рабочую альтернативу SWIFT не только в условиях санкций, но и потенциального отключения от системы, поскольку технология блокчейн исключает политический фактор [Носов Н., 2016 а].
Однако следует учитывать не только высокую волатиль-ность криптовалют, но и то, что 95% сделок с криптовалютами проводятся через американские банки-корреспонденты. Платеж из России может быть как минимум заблокирован, а резиденту США придется отвечать перед властями за обход санкций. Для того чтобы криптовалюту перевести в обычные деньги, нужно раскрыть информацию об участниках сделки: названия компаний и имена организаторов сделки. Анонимность криптовалюты лишь условна и использовать ее для обхода санкций невозможно [Пех-терева Е.А., 2018, с. 86].
Проблемы регулирования цифровых финансовых активов
Правовые основы регулирования рынка криптовалют в России были впервые представлены для обсуждения в опубликованном Минфином в январе 2018 г. проекте закона «О цифровых финансовых активах». Документ содержал определения основных понятий, описывал особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов (ЦФА) и т.д. В законопроекте вводились понятия цифровой транзакции, майнинга, смарт-контракта, токена1, криптовалюты, цифрового кошелька и т.д.
Цифровой финансовый актив признавался имуществом, то-кены и криптовалюты - видами ЦФА, применять которые в рас-четно-платежных целях не предполагалось. Операции с ЦФА должны производиться на основе договора мены (ст. 567 ГК РФ). Оператором обмена цифровых финансовых активов может быть брокер, дилер, форекс-дилер и организатор торговли с соответствующей лицензией. Предлагалось упорядочить процедуру эмиссии токенов, объявления публичной оферты и выпуска инвестиционного меморандума в рамках ICO2.
1 Токен - единица учета, предназначенная для представления цифрового баланса в некотором активе. Токены представляют собой запись в регистре, распределенную в блокчейн-цепочке.
2 Initial coin offering - форма привлечения инвестиции в новые компании (как правило, из IT-сектора), при которой в рамках проекта выпускается собственная криптовалюта (токены), а инвесторы покупают ее или за реальные деньги, или за распространенные криптовалюты (bitcoin, ethereum). ICO - это нечто среднее между первичным размещением на рынке ценных бумаг (IPO) и крауд-
Цифровые активы могли выпускать юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). У токена может быть только один эмитент. При этом объем привлекаемых на ICO средств ограничивался суммой в 1 млрд руб., а максимальная сумма вложений неквалифицированных инвесторов1 в рамках одного ICO токенами суммой не превышающей 50 тыс. руб. Для квалифицированных инвесторов ограничения вводить не планировалось.
Кроме ограничений по объему привлечения и инвестирования, в документе устанавливались нормы, регулирующие качество проектов, выходящих на ICO. Эти вопросы планировалось контролировать через механизм раскрытия информации. В рамках публичной оферты и инвестиционного меморандума эмитент должен будет разместить описание проекта на своем сайте, где должны быть раскрыты сведения об эмитенте и его бенефициаре, об органах управления компании, о депозитарии, описаны основные цели выпуска токенов и права их покупателей, указана цена, дата начала размещения, порядок направления оферты, правила ведения реестра транзакций и так далее. До опубликования оферты о выпуске токенов запрещается реклама размещения и предложение токенов потенциальным приобретателям. Эксперты считают, что такой подход способствует легализации рынка. Следить за исполнением норм закона и качеством проектов будет ЦБ РФ [Ано-шин И., Петухова Л., 2018].
Минфин выступал против усложнения регулирования на рынке ICO и уподобления его регулированию IPO, поскольку, по мнению специалистов Минфина, это может привести к перемещению инвесторов в более либеральную юрисдикцию, например в Белоруссию2. Некоторые участники рынка, в частности Удмуртия,
фандингом: в обмен на криптоденьги инвесторы получают токены, которые могут представлять собой долю в компании, внутреннюю валюту компании, криптова-люту, которая так же, как биткоин, начинает торговаться на бирже.
1 Неквалифицированные инвесторы - физические или юридические лица, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
2 Белоруссия стала первой страной, где легализовали майнинг и крипто-валюты. С марта 2018 г. граждане страны могут официально владеть токенами и криптовалютами, а также заниматься майнингом, т. е. добывать криптовалюту, хранить, менять, покупать и продавать за белорусские рубли, иностранную валюту или электронные деньги. Майнинг и продажа криптовалюты не считаются предпринимательской деятельностью и не облагаются налогом. Нет даже специального тарифа на электричество для тех, кто устанавливает оборудование для добычи электронных денег [Белоруссия зовет.., 2017].
уже ведут переговоры с белорусской криптобиржей Currency.com о возможности размещения токенизированных облигаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в экономику Удмуртии [Чернышова Е., 2019].
В Минфине также считали, что законодательный запрет на совершение сделок с криптовалютами может увести этот рынок в тень. Представители бирж в свою очередь полагают, что создание регулируемой системы торговли криптовалютами снизит риски для инвесторов и будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного финансового рынка и выражают готовность заняться организацией торгов по криптовалютам. Позитивно оценивают перспективы централизованной легальной торговли криптовалютой и участники традиционного финансового рынка.
В настоящее время россияне проводят операции с цифровыми деньгами на зарубежных криптобиржах, через нелегальные обменные площадки в Интернете и незарегистрированные биржи, что довольно опасно. При этом комиссии на проведение операций очень высоки: 5-15%. По неофициальным оценкам, ежедневный оборот виртуальных денег только в Москве составляет около 20 млн долл., а 5% от всех участников рынка - россияне, т.е. около 150-300 тыс. активных пользователей. Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в конце декабря 2017 г., 13% россиян предметно интересуются биткоином [Аношин И., Петухова Л., 2018].
Официальные власти, естественно, хотят контролировать этот процесс и взимать налоги с операций. Однако российские держатели криптовалюты встретили законодательную инициативу довольно скептически, опасаясь, что сертифицированные брокеры назначат еще большую комиссию, чем нелегальные. Кроме того, ограничить операции с криптовалютами рамками официальных бирж будет очень сложно.
Минфин РФ был готов разрешить торговлю криптовалютами на биржах. Соответствующая норма прописана в законопроекте, внесенном в Госдуму. Идет работа и над созданием безопасного для всех сторон механизма такой торговли. Ожидается, что, когда эта работа будет завершена, рынок расширится, станет легальным и прозрачным, что обеспечит дополнительное пополнение бюджета за счет налогов [Минфин готов дать криптовалютам.., 2018].
Правительство РФ в целом поддержало законопроект, но предложило его доработать. Одна из главных претензий заключается в отсутствии в нем норм, препятствующих отмыванию денег.
В частности, исполнительная власть хотела ввести обязательный контроль за операциями по обмену криптовалют, если сумма превышает 600 тыс. руб. (или эквивалент в иностранной валюте). Такой контроль, являющийся стандартной практикой в отношении банковских переводов, прописан в законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Вторая претензия связана с отсутствием в законопроекте регламентации налогообложения криптовалют. Но в отзыве правительства конкретные предложения по этому вопросу прописаны не были. Минэкономики России, в свою очередь, обратило внимание на другие проблемные вопросы: как (и какие) налоги будут взиматься с майнеров (и будут ли взиматься вообще), как будут работать правила бухгалтерского учета и т.д. Таким образом, правительство настаивало на регламентировании вопросов налогообложения цифровых активов и сделок с ними [Правительство России хочет взять.., 2018].
В первом чтении законопроект «О цифровых финансовых активах» был принят Госдумой 22 мая 2018 г. в связке с законопроектами «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и «О цифровых правах». Согласно тексту документа, принятого в первом чтении, криптовалюта и токен являются имуществом. Ключевые различия между ними определяются на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов / майнеров (криптовалюта), а также целей выпуска. Владельцы ЦФА (в соответствии с законопроектом, к ним относились криптовалюты и токены) смогут совершать только один вид сделок - сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. Согласно законопроекту, ЦФА не являются законным средством платежа на территории РФ [Госдума рассмотрит.., 2019]. В июне 2018 г. все три законопроекта были приведены к единообразию ко второму чтению в Госдуме: из всех документов исчезло понятие «цифровые деньги», но оставлено единое определение ЦФА как цифровых прав.
В ходе подготовки ко второму чтению в Госдуме текст законопроекта «О цифровых финансовых активах» претерпел кардинальные изменения. Из него полностью исключены вопросы майнинга и обращения существующих криптовалют. При этом май-нинг означает выпуск токенов для привлечения инвестиций.
Законопроект регулирует только выпуск, учет и обращение ЦФА, под которыми подразумеваются денежные требования, эмис-
сионные ценные бумаги и права участия в капитале (аналог доли в ООО), выпущенные в цифровом виде (в форме токенов, хотя само понятие «токен» в законопроекте не фигурирует). Выпускать то-кены в рамках российского права смогут только юридические лица и ИП, в том числе иностранцы и лица без гражданства, внутри определенной информационной системы. Операторами такой системы могут быть лишь работающие по российскому праву юридические лица, включенные в специальный реестр, который будет вести ЦБ. В частности, операторами могут быть банки и депозитарии при условии их включения в реестр. ЦБ же будет устанавливать, в каких случаях цифровые активы могут приобретаться неквалифицированными инвесторами.
ЦБ предоставляется право устанавливать порядок и случаи выпуска ЦФА, оборот которых не регулируется разрабатываемым законом, так называемых цифровых операционных знаков. Специалисты считают, что под этим понятием, скорее всего, подразумевается криптовалюта, которая создается и обращается исключительно внутри и по правилам системы, в которой она была создана. Это, однако, противоречит основному принципу всех популярных криптовалют, а именно свободе их передачи и обращения. В ЦБ заявили, что обмен частных криптовалют на территории РФ не предусматривается. По мнению регулятора, обращение частных криптовалют, которые ничем не обеспечены и не гарантируются ни одним государством, несет высокие риски как для потребителей, так и для инвесторов, а операции с криптовалютами могут использоваться для отмывания доходов, полученных преступным путем.
Поправки также ограничивают куплю-продажу ЦФА и их обмен на токены другого вида либо на цифровые операционные знаки. Такие сделки могут осуществляться только через кредитные организации или биржи. Для сделок с ЦФА предполагается использовать только приватные распределенные информационные системы.
В сентябре 2018 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) представил свой вариант регулирования цифровых активов в РФ, разработанный экспертной группой РСПП по проблемам цифровизации. РСПП предложил разделить цифровые активы на три группы: токены, приравненные к ценным бумагам или к производным финансовым инструментам, криптовалюты и, наконец, нефинансовые цифровые активы, служащие доказательством заключения гражданско-правовых договоров.
По мнению некоторых специалистов, в этом случае можно построить последовательное, «гладкое» и лояльное регулирование цифрового сегмента экономики [РСПП представил.., 2018].
В АНО «Цифровая экономика» сообщили, что предусмотренный законопроектом набор требований к идентификации участников цифровых сделок может стать существенным препятствием для привлечения в Россию зарубежного криптокапитала, а ограничение доступа российских компаний к его глобальному рынку приведет к снижению их конкурентоспособности. В АНО также отметили, что существующая концепция законопроекта предполагает легализацию на территории России только российских криптовалют, которые еще будут выпускаться.
В Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) также считают, что регулирование криптовалют нормативными актами ЦБ на практике исключит их из российского легального поля. Рассматриваемый в настоящее время вариант регулирования криптоиндустрии не позволяет использовать цифровые активы для привлечения иностранных инвестиций в российские технологические стартапы. Инвесторы, использующие цифровые инструменты, не скованы санкционными режимами и, как правило, более терпимы к риску [Забытый майнинг.., 2018].
Таким образом, исходная версия минфиновского закона, подвергавшаяся резкой критике со стороны российского крипто-сообщества и предпринимателей, была более благожелательной по отношению к бизнес-сообществу.
С момента поручения российскому правительству и ЦБ РФ президента Владимира Путина разработать регулирование рынка ICO и криптовалют прошло уже полтора года1. Из-за отсутствия внятного регулирования за это время, по оценкам РАКИБ, российская экономика потеряла порядка 2 млрд долл. Только из-за оттока средств российских майнеров за рубеж, в том числе по платежам иностранным посредникам (по комиссиям), Россия в год теряет
1 В конце февраля 2019 г. Президент России Владимир Путин назначил новый крайний срок для принятия законодательных норм, регулирующих крип-товалютную сферу - 1 июля 2019 г. Согласно распоряжению президента, законодательство должно включать нормативную базу для цифровых активов, федеральные законы, направленные на развитие цифровой экономики, а также регулирующие положения для привлечения финансовых ресурсов с использованием цифровых технологий.
более 300 млн долл. Продолжается и отток российских 1Т-разра-ботчиков и специалистов за рубеж. Больше половины команд, работающих в области блокчейн-технологий и криптовалют в мире, имеют российские корни [Россия потеряла.., 2019].
Государственная дума 12 марта 2019 г. приняла в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ», который закрепляет понятие «цифровое право» (токена) и регулирует использование смарт-контрактов (так называемый «Закон о цифровых правах»). Однако этот закон не будет работать без принятия закона «О цифровых финансовых активах». Но пока не ясно, когда последний будет принят.
Отметим, что система регулирования майнинга сформирована уже в 46 странах. При этом особое внимание уделяется трем аспектам: риску скрытого майнинга, соблюдению гражданско-правовых норм при ведении предпринимательской деятельности и решению проблемы потребления большого количества энергии. В России майнинговая деятельность пока никак специально не регулируется, она является полностью легальной и не требует получения лицензии. По нормам гражданского законодательства российский майнер должен зарегистрировать свою деятельность в качестве общества с ограниченной ответственностью (ООО) либо ИП. Наиболее близким кодом ведения экономической деятельности является код 72.40 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов». Пока соответствующий закон не принят, добывать криптовалюту можно в любом количестве [Фомичева Е., 2018].
Специалисты считают, что сегодня России необходимо перейти к более активному применению технологии блокчейн. Помимо отсутствия регулирования, процессу их внедрения мешает отсутствие реальных и четких целей: некоторые проекты внедрения блокчейн-технологий представляются необоснованными, тогда как они должны приносить максимальную социальную пользу большим группам населения. Примером могут послужить пилотные проекты, которые уже реализуются в российских регионах. Так, в Новгородской области технология блокчейн используется для льготного лекарственного обеспечения, что позволяет сэкономить до 30 млн руб. в год, а в Калининградской области блокчейн применяют для социальных региональных выплат (годовая экономия - 50 млн руб.) [Фомичева Е., 2018].
Такая же задача стоит перед разработчиками инновационных технологий во всем мире: остро не хватает реальных проектов использования криптовалют, хотя появляется все больше возможностей для оплаты кофе, авиабилетов или даже покупки недвижимости за биткоины. Интересен опыт швейцарского города Цуга, власти которого принимают биткоины в качестве оплаты коммунальных услуг. Но таких возможностей в современном мире абсолютно недостаточно. Специалисты криптобиржы Втапсе стараются вносить свой вклад в развитие всей криптовалютной среды: в частности, Втапсе инвестирует средства в различные блокчейн-стартапы. Например, недавно были вложены средства в австралийский стартап ТгауеШуВй, который позволяет путешественникам расплачиваться криптовалютой в торговых точках на территории аэропортов. Пилотный проект уже запущен в аэропорту Брисбена. Это отличный пример того, как можно использовать преимущества криптовалюты. Кроме того, есть сферы, в которых блокчейн-технология была бы очень полезна и эффективна. Например, в благотворительности с ее помощью можно отследить весь путь средств от жертвователя к нуждающемуся. В этой сфере вращаются немалые средства, что, в свою очередь, может стимулировать рост блокчейн-индустрии. Втапсе уже запустила благотворительный портал на основе технологии блокчейн [Носырев И., 2019].
В заключение еще раз подчеркнем, что российские власти и деловое сообщество осознают значение блокчейн-технологий для дальнейшего развития страны. Однако отсутствие четко прописанных законодательных норм в этой сфере существенно тормозит развитие инновационных блокчейн-технологий в России и применение их на практике.
Список литературы
1. Аношин И., Петухова Л. Биткоин от дилера: почему россияне не купят крип-товалюту без посредника // РБК. - 2018. - 25.01. - Режим доступа: М1р8:// %^.гЬс.ги/топеу/25/01/2018/5а699а3а9а79471460896е07?&от=сеп1ег_5
2. Белоруссия зовет майнеров // Коммерсантъ. - 2017. - 22.12. - Режим доступа: М1р8://%г№мг.коттегеап1гиЛ1ос/3507342
3. Биткойн не может выйти из пике // Коммерсантъ. - 2018. - 07.02. - Режим доступа: М1р8://%'%гмг.коттегеап1тЛ1ос/3541021 ?query
4. Блокчейн в Сбербанке // Та<1у18ег. - 2018. - Режим доступа: ЬИ^/мм^. 1а<1у18ег. ги/т(!ех.рЬр/Проект:Блокчейн_в_Сбербанке
5. Блокчейн банков // ИосксИатЗ. - 2017. - Режим доступа: https://blockchain3.ru/ Ь1окЛе]п/Ь1окЛе]п-Ьапкоу/
6. Где биткоину хорошо. Юридический статус криптовалют в мире // Коммерсантъ. - 2017. - 15.12. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3498021
7. Госдума рассмотрит в январе-феврале законопроект о цифровых финансовых активах / ТАСС. - М., 2019. - 14.01. - Режим доступа: https://tass.ru/ekono-mika/5995839
8. Гордеев В., Литова Е. Греф на фоне падения биткоина призвал власти не запрещать криптовалюты // РБК. - 2018. - 17.01. - Режим доступа: https:// www.rbc.ru/finances/17/01/2018/5a5f11049a794701a1a25ecd
9. Государственные валюты на подходе // BitsMedia. - 2017. - Режим доступа: https://bits.media/news/gosudarstvennye-kгiptova1yuty-na-podkhode/
10. Забытый майнинг: почему бизнес недоволен законом о крипторегулировании // РБК. - 2018. - 28.11. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/28/11/2018/ 5bfd22239a794758092fe326
11. Казарновский П., Пустякова А. Аутсайдеры вышли в лидеры: куда надо было инвестировать в 2018 году // РБК. - 2019. - 06.01. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/06/01/2019/5c2380959a7947110a0763bc
12. Маккендрик Д. Шесть причин полюбить технологию блокчейн // РС^^к -2016. - 17.05. - Режим доступа: https://www.itweek.ru/idea/artic1e/detai1.php? ID=185642¶m=b1k
13. Минфин готов дать криптовалютам зеленый свет // Коммерсантъ. - 2018. -11.01. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3516502?query=крипто-валюты%20в%20России
14. Минэкономики начало тестировать блокчейн в закупках // Коммерсантъ. -2018. - 26.01. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3532847
15. Носов Н. Блокчейн в российских банках // ИКС медиа. - 2017. - 15.06. -Режим доступа: http://www.iksmedia.ru/artic1es/5415781-B1okchejn-v-rossijskix-bankax.htm1#ixzz5hwLSouZp
16. Носов Н. Перспективы блокчейн в России. - 2016 а. - 08.02. - Режим доступа: https:// www.itweek.ru/idea/artic1e/detai1.php?ID=182389
17. Носов Н. Перспективы криптовалют в России. - 2016 б. - 23.05. - Режим доступа: https://bitnovosti.com/2016/05/23/perspectivy-v-rossii/
18. Носырев И. Чанпэн Чжао - РБК: «Цена любого актива не может расти постоянно» // РБК. - 2019. - 18.12. - Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/ 5c19196b9a7947388944d414
19. Пехтерева Е.А. Перспективы использования технологии блокчейн и крипто-валюты в России // Экономические и социальные проблемы России. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - № 1. - С. 71-95. - Режим доступа: http://inion.ru/ pub1ishing/journa1s/ekonomicheskie-i-sotsia1nye-prob1emy-rossii/ekonomicheskie-i-sotsia1nye-prob1emy-rossii-2018-1/
20. Правительство России хочет взять под контроль обмен криптовалют на сумму выше 600 тысяч рублей // Блокчейн и криптовалюты в России. - 2018. -13 апреля. - Режим доступа: https://cryptorussia.ru/news/pravitelstvo-rossii-hochet-vzyat-pod-kontrol-obmen-kriptovalyut-na-summu-vyshe-600-tysyach
21. Разрушительный эффект санкций США. Есть ли выход у России? // COINLIFE. -2019. - 14.03. - Режим доступа: https://coinlife.com/analytics/razrushitelnyj-jeffekt-sankcij-ssha-est-li-vyhod-u-rossii/
22. Разумный Е. Блокчейн и порядок // Ведомости. - М., 2018. - 21.12. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2018/12/21/789632-blokchein-poryadok
23. Россия потеряла $2 млрд из-за неурегулирования криптосферы // Блокчейн и криптовалюты. - 2019. - 01.03. - Режим доступа: https://cryptorussia.ru/news/ rossiya-poteryala-2-mlrd-iz-za-neuregulirovaniya-kriptosfery
24. РСПП представил свой вариант регулирования криптовалют с разделением активов на три вида // Crypto. - 2018. - 13.09. - Режим доступа: https:// ecrypto.ru/novosti/rspp-predstavil-svoj-variant-regulirovaniya-kriptovalyut-s-razde-leniem-aktivov-na-tri-vida.html
25. Сарычева М. Крипторубль пошел на повышение // Коммерсантъ. - 2017 а. -28.12. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3512307?query=крип-товалюты%20в%20России
26. Сарычева М. Финансисты уходят от реальности // Коммерсантъ. - 2017 б. -05.06. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3317252
27. Сбербанк запустил блокчейн-лабораторию // Tadviser. - 2017. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Проект:Блокчейн_в_Сбербанке
28. Фомичева Е. Пропустили удар // РБК. - 2018. - 09.11. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/09/11/2018/5be41f369a794762060a1f94
29. Чернышова Е. Первый регион России начал переговоры о выпуске крипто-облигаций // РБК. - 2019. - 23.01. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/ 23/01/2019/5c483ad99a79476aded4a66b