Научная статья на тему 'Современные модели групповой социальной работы (зарубежный опыт)'

Современные модели групповой социальной работы (зарубежный опыт) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2652
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лифинцев Д. В.

Анализируются современные зарубежные теоретические подходы к социальной работе с группой и организация социально-педагогической помощи через групповые формы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern models of group social work

In the article modern approaches to social groupwork has been analyzed. The relationship of social group work to the larger social work profession and social pedagogical help and services are explored.

Текст научной работы на тему «Современные модели групповой социальной работы (зарубежный опыт)»

13. Федоров Г. М., Симаева И. Н. Социально-демографический кризис и его следствия для Калининградского социума // Калининградский социум в европейском контексте. Калининград, 2002. С. 122 — 142.

14. http:// stat.edu.ru

15. http:// dic.edu.ru/ information

16. www.unescko.ru

Об авторах

И. Н. Симаева — д-р психол. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

А. В. Алимпиева — канд. социол. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

14

УДК 316.6

Д. В. Лифинцев

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ГРУППОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)1

Анализируются современные зарубежные теоретические подходы к социальной работе с группой и организация социальнопедагогической помощи через групповые формы деятельности.

In the article modern approaches to social groupwork has been analyzed. The relationship of social group work to the larger social work profession and social pedagogical help and services are explored.

В современной зарубежной литературе по социальной работе можно найти большое число определений групповой работы. Например, групповая социальная работа может рассматриваться как:

— «метод социальной работы, который помогает индивидам улучшить их социальное функционирование через целенаправленную организацию группового опыта и дает возможность более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми или общинными проблемами» [1];

— «целенаправленная деятельность в контексте малых групп, нацеленная на удовлетворение социоэмоциональных потребностей и решение групповых задач. Эта деятельность может быть направлена как на индивида в качестве члена группы или на группу в целом» [2];

— «работа с малой группой, направленная на оказание помощи членам группы с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих проблем в психосоциальном

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта № 06-06-00623а («Теоретико-методологические основы социально-педагогической деятельности в Западной Европе и США»).

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 14- 20.

функционировании, превенции возможных проблем, развития групповой и организационной структуры, ликвидации препятствий для нормальной жизнедеятельности в социальной среде» [3].

При имеющихся различиях в определениях в них присутствуют два центральных для социальной работы с группой момента. Во-первых, эти определения репрезентируют магистральное направление социальной работы — улучшение и развитие способности к социальному функционированию. В данной парадигме отправной точкой социальной работы является актуальная или потенциальная проблема — мак-ро- или микросоциальная, личностная или межличностная — в ее конкретной представленности индивиду. Такая прагматическая ориентация «от проблемы» весьма характерна для американских моделей социальной работы, которые не актуализируют, по крайней мере на уровне теоретических построений, общеразвивающих и воспитательных задач. Но, видимо, не следует полагать, что решение проблемы в социальном функционировании индивида при этом сводится к оказанию утилитарной помощи. Проблема в этом смысле заключается не просто в нехватке чего-либо для нормальной жизнедеятельности, но в реальном противоречии между потребностями индивидуального развития и внутренними и внешними возможностями личности или общности людей. Снятие этого противоречия актуализирует потенциал развития личности и тем самым соотносится с целями воспитания в широком смысле как «планомерного создания условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации» [4]. Второй центральный момент социальной работы с группой, отчетливо просматривающийся в приведенных выше определениях, — это целесообразная организация группового опыта, дающая возможность членам группы искать эффективные решения общей проблемы и тем самым развивать, видоизменять и обогащать индивидуальный опыт участников. В этом плане групповая работа предназначена для обретения конструктивных жизненных целей и содействия изменениям в оценке реальности, в структуре самосознания, коммуникативных и социальных навыков участников группы через организацию позитивного группового опыта и взаимодействия. Это своего рода инструмент содействия самоопределению личности, способ развития личностной автономии, социальной ответственности и достоинства [5].

Эти два аспекта являются ключевыми и при определении общих целей социальной работы с группой. Обычно в качестве таковых называют [6]:

1) помощь группе в достижении совместно определенных целей;

2) содействие желаемым изменениям в структуре индивидуального опыта, в понимании личностных, семейных, профессиональных проблем и проблем взаимоприспособления;

3) оказание помощи группе в более полном использовании возможностей совместной деятельности для саморазвития и взаимного обогащения ее членов.

Одна из наиболее широко цитируемых классификаций моделей социальной работы с группой предложена К. Пэйпелл и Б. Ротман [7].

16

Они обозначили три модели работы с группой, в разной степени выраженности представленные в практике социальной работы.

1. Модель социальных целей (Social Goals Model).

Она возникла на ранних стадиях развития социальной работы, когда своей основной задачей социальные работники видели создание системы социальной помощи в рамках общины и государства. В этой модели группа рассматривается прежде всего как ассоциация граждан, существующая в контексте сложноструктурированного и институализированного общества. Именно внешние социальные и культурные институты определяют наличие и доступность ресурсов, необходимых для удовлетворения базовых индивидуальных, групповых и социальных потребностей. Личное и общественное благосостояние взаимосвязаны в той мере, в какой люди оптимально функционируют и выполняют свои гражданские обязанности и задачи через участие в жизнедеятельности социальных институтов, таких как семья, экономика, политическая система. Люди сталкиваются с трудностями, когда социальные структуры и институты действуют неэффективно или неадекватно и не обеспечивают оптимальных стандартов существования [8]. И в этом случае они имеют право на организованные действия с целью изменения существующих социальных структур.

Эта модель, таким образом, ориентируется на оказание помощи группам в достижении социально значимых в контексте общины целей и решении организационно-правовых проблем на местном уровне. Стратегия деятельности группы здесь определяется социально-детерминированными интересами. Социальный работник выступает в качестве координатора деятельности группы или ее представителя, консультанта или даже в качестве лидера-активиста. Подобные формы групповой работы используется главным образом в рамках деятельности общественных советов, общинных центров и сеттльмент-центрах (то есть специальных центров, цель которых — организация взаимопомощи и установление конструктивных и кооперативных отношений между жителями общины). Групповая работа на основе модели социальных целей осуществляется преимущественно социальными работниками, специализирующимися в области организации общины и социального планирования. Эту сферу социальной работы мы рассмотрим далее, где и остановимся подробнее на подобных формах работы с группой.

2. Коррекционная модель (Remedial Model).

Основная цель групповой работы при данной модели заключается в том, чтобы посредством специально организованного внутригруппового взаимодействия и общения внести коррективы в структуру самосознания и/или поведения участников группы. Речь идет о специально создаваемых малых группах, участники которых при содействии ведущего (в данном случае — социального работника) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, во время которого они учатся пониманию других и самопониманию, делятся своими переживаниями, постигают принципы неформального и межличностного контакта. Иными словами, приобретают особый психологический опыт рефлек-

сивного обшения. Совершенствование внутреннего и внешнего опыта включает процесс перестройки, коррекции уже сложившегося, наличного потенциала участников. Группа в этом случае выступает как особая реальность, условие индивидуальных изменений ее членов.

Подобные группы широко распространены в практике психологической помоши и реабилитации и представлены огромным разнообразием теоретических школ и направлений: от групп тренинга сензитивности до групп танцевальной терапии, от групп встреч до групп тренинга умений, от групп терапии искусством до гештальтгрупп и психодрамы. Каждое направление формирует свою систему понятий, теоретических постулатов и принципов, создает свое представление о целях и методах организации группового процесса. Так, например, цели групповой деятельности в зависимости от теоретической ориентации могут определяться как достижение участниками групп индивидуальной адаптации в социуме (поведенческие подходы), осознание внутриличностных конфликтов (психоанализ, гештальттерания), осушествление жизненных смыслов (экзистенциализм), самоактуализация (гуманистическая психология).

Таким образом, коррекционная модель групповой социальной работы направлена главным образом на достижение индивидуальных целей и удовлетворение индивидуальных потребностей участников группы. Группа рассматривается в качестве социально организованной среды, особой реальности, отделенной от внешнего мира рамками обусловленного обшения. Такие группы ориентированы прежде всего на решение психологических проблем.

З. Взаимодополнительная модель (Reciprocal Model).

В этой модели группа рассматривается не просто как ассоциация граждан или лаборатория индивидуального развития, но как реальный способ включения индивида в значимые отношения со сверстниками, коллегами, соседями и вообше любыми людьми, имеюшдми схожие интересы и стремления. Группа — прежде всего средство развития и обогашения жизнедеятельности участников через включение их в совместную групповую деятельность, направленную на достижение определенных целей. Программы работы таких групп не имеют ни коррекционных, ни политических или правовых целей в качестве основных (хотя они и могут спонтанно возникать в процессе групповой жизнедеятельности). Цели и направления деятельности группы определяются самими участниками исходя из принципов взаимного интереса и взаимопомоши. Социальный работник участвует в определении целей групповой работы в той мере, в какой он может предоставить возможности для совместной деятельности. Его усилия в большей степени концентрируются на вовлечении участников группы в совместную деятельность, межличностное взаимодействие и межличностные отношения. Социальный работник здесь выступает в роли посредника во взаимодействии между членами группы и во взаимодействии группы с внешними социальными институтами. Иными словами, он ничего не делает для группы, но все делает совместно с группой.

Как отмечает А. Браун, выделенные Пэйпел и Ротман типы групп не достаточно адекватно отражают содержание и специфику группо-

1?

18

вой социальной работы и, в свою очередь, предлагает более конкретизированную классификацию групповых видов деятельности, основанную на целевых ориентациях участников и общегрупповых целях [9]. Группы в системе профессиональных координат социальной работы, с его точки зрения, могут создаваться и существовать в следующих целях:

1. Индивидуальная диагностика и оценка. Эти группы преимущественно ориентированы на диагностику и оценку индивидуальных потребностей, способностей или поведения участников. Диагностические данные, получаемые в ходе работы такой группы, — это комбинация самодиагностики в групповом процессе и оценок индивидуальных действий и поведения, предлагаемых друг другу другими участниками. Последние представляют самую ценную информацию, поскольку суждения партнеров помогают осознанию многих аспектов собственного индивидуального опыта участников. Такие группы используются, например, для работы с кандидатами в приемные родители или на семейный патронат, правонарушителями, впервые нарушившими закон или претендующими на смягчение условий наказания.

2. Индивидуальная поддержка и помощь. Группы создаются для целей психологической и иной поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они, например, могут формироваться для поддержки инвалидов, их родителей или опекунов. Иногда деятельность подобных групп может предполагать и внешние по отношению к внутригрупповой реальности цели (например, активное участие в социально значимых инициативах).

3. Индивидуальные изменения и развитие. Это большая часть групповой работы, в которой в качестве ведущей цели групповой деятельности рассматривается стимулирование широкого диапазона индивидуальных изменений. Такие группы могут фокусироваться на целях:

— социального контроля (например, при работе с людьми, демонстрирующими склонность к насилию);

— социализации (группы для клиентов, длительное время находящихся в институализированной социальной изоляции, например, в стационаре, интернате и т. п.); цели группы предполагают обучение социальным навыкам и способам самоорганизации и самообеспечения, необходимым для самостоятельной жизнедеятельности в обществе;

— развития навыков межличностного общения (например, группы тренинга уверенности);

— формирования личных целей и установок (например, группы поддержки для наркозависимых);

— преодоления негативных жизненных ситуаций и обстоятельств (например, группы помощи людям, ищущим работу, или борющимся за свои социальные права);

— повышения самооценки и самоуважения (например, для представителей депривированных социальных меньшинств);

— личностного роста и саморазвития (Т-группы и т. п.).

4. Образование и обучение (например, группы обучения здоровому образу жизни, волонтерские группы и т. д.).

5. Досуг и рекреация. Обычно группы с такими целями создаются для компенсации отсутствия возможностей для полноценной досуговой деятельности каких-либо уязвимых социальных групп.

6. Посредничество между индивидом и социальной средой. Такие группы предполагают интенсивное взаимодействие между их членами и социальным агентством, взаимную адаптацию целей, ожиданий и действий с обеих сторон. Примером является группа пациентов психиатрического стационара, готовящаяся к выписке, в которой социальный работник выступает в качестве посредника между участниками группы, социальными учреждениями, администрацией стационара и пытается помочь пациентам вернуться к независимой полноценной жизнедеятельности в локальном социуме.

7. Групповое взаимодействие и поддержка. Это в большинстве своем естественно сложившиеся группы, чьи цели сложно дифференцировать. Можно сказать, их цель — это сама групповая деятельность. Например, семья, стремящаяся улучшить отношения между супругами и детьми, или уличная компания, с которой пытается найти контакт социальный работник, чтобы направить ее активность в социально приемлемое русло.

8. Изменение социальной среды. Данный тип групп создается для целей целенаправленного воздействия на непосредственное социальное окружение ее членов. Например, это может быть группа местных жителей, объединившихся для организации досуга своих детей или защиты своих прав.

9. Социальные изменения. Эти группы преследуют цели социальных или политических реформ, развитие гражданского самосознания и перераспределения властных полномочий внутри институциональных систем. Очевидно, такая постановка целей группы может входить в противоречие с законодательно определенными целями деятельности социальных агентств (по крайней мере, тех из них, которые финансируются за счет федерального бюджета), поэтому некоторые авторы исключают данные цели из сферы социальной работы с группой. Тем не менее политические цели и ценности могут преследоваться различными негосударственными организациями и общественными фондами, в рамках которых социальные работники могут реализовывать свои профессиональные функции в контексте групповой работы.

Таким образом, можно утверждать, что групповая социальная работа понимается в зарубежных концепциях как целенаправленное и упорядоченное взаимодействие социального работника с группой объединенных общими интересами людей в рамках общих задач социальной работы и целей участников группы. Групповая работа может инициироваться с целью психологической и педагогической реабилитации или коррекции участников группы, их обучения или социализации и тем ограничиваться рамками внутригрупповой деятельности. Но во многих случаях социальный работник решает задачи, связанные с организацией внешней активности группы в социальной среде, помогает членам группы контролировать и изменять существующие в их социальном окружении структуры, соци-

19

20

альный работник тем самым стимулирует у членов группы процесс самоосознания самих себя как равноправных субъектов социальной жизнедеятельности и общественного прогресса.

Список литературы

1. Konopka G. The Method of Social Group Work // Concepts and Method of Social Work / Ed. by W. Friedlander. N. Y., 1958. P. 118.

2. Toseland R., Rivas R. Introduction to Group Work Practice. N. Y., 1984. P. 12.

3. Nothern H. Social Work with Groups. 2nd ed. N. Y., 1988. P. 4.

4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. Пенза, 1994. Ч. 1. C. 153

5. Brieland D., Costin L., Atherton Ch. Contemporary Social Work: An Inroduction to Social Work and Social Welfare. 2nd ed. N. Y. 1980. P. 98.

6. Skidmore R., Thackeray M., Farley W. Introduction to Social Work. N. Y. 1991. P. 78.

7. Papell C., Rothman B. Social work models: Possession and heritage // Journal of Education for Social Work. 1966. № 2. P. 66 — 77.

8. Siporin M. Introduction to Social Work Practice. N. Y. 1975. P. 303.

9. Brown A. Groupwork. London, 1994. P. 5 — 12.

Об авторе

Д. В. Лифинцев — д-р пед наук, проф., РГУ им. И. Канта, psy.albertina@rambler.ru.

УДК 33б.7(0б)

Л. Г. Абрамова

КОНСТРУКТИВНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ С. И. ГЕССЕНА

На основе конструктивно-генетического подхода выделены четыре стержневые идеи философско-педагогической концепции С. И. Гессена, сделан их аксиологический анализ.

Four main ideas of S.I. Gessen's philosophic-educational conception were found on basis of the constructive-genetic method and axiological analysis of them was made.

Философский анализ теории образования выделяет несколько философских проблем самой педагогики: идеология и образование; образование как составная часть социального механизма выживания человечества; роль образования в становлении личности; взаимосвязь науки и образования, то есть социально-философские, социологические и социально-психологические проблемы, решение которых обязательно воздействует на образование. Соответственно выделяются три концепции содержания образования, последовательно появлявшиеся в истории отечественной педагогики и отразившие разные позиции в этом вопросе. Это понимание содержания образования как педагогически адаптивных основ наук; как педагогически адап-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2QQ7. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 2Q- 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.