Научная статья на тему 'Социально-педагогическая поддержка развития сети социальных связей депривированных подростков'

Социально-педагогическая поддержка развития сети социальных связей депривированных подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
321
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ПОДРОСТКОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОДДЕРЖКИ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ADOLESCENT SOCIAL NETWORKS / SOCIAL SUPPORT / SOCIAL NETWORKING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лифинцев Дмитрий Валентинович, Анцута Анна Николаевна

Представлены теоретическое обоснование и авторская методика организации социально-педагогической поддержки подростков, воспитывающихся в условиях приюта, основанная на методах анализа социальных сетей и сетевой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лифинцев Дмитрий Валентинович, Анцута Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and pedagogical support for the development of social communication network by deprived teenagers

This article offers a theoretical framework and authors’ methodology for organizing social and pedagogical support for adolescents in residential care based on the methods of social network analysis and social support networking.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая поддержка развития сети социальных связей депривированных подростков»

УДК 364.07

Д. В. Лифинцев, А. Н. Анцута

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕТИ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

Представлены теоретическое обоснование и авторская методика организации социально-педагогической поддержки подростков, воспитывающихся в условиях приюта, основанная на методах анализа социальных сетей и сетевой работы.

This article offers a theoretical framework and authors' methodology for organizing social and pedagogical support for adolescents in residential care based on the methods of social network analysis and social support networking.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, социальные сети подростков, организация социальных сетей поддержки.

Key words: social and pedagogical support, adolescent social networks, social support, social networking.

В обобщенном вице под социальными сетями в настоящее время понимается система социальных взаимодействий и связей человека с другими людьми [3]. Существующий мировой опыт в области социально-педагогической работы с социально неблагополучными детьми и подростками, воспитывающимися в учреждениях постоянного пребывания (социальных приютах, детских домах и т. п.), показывает необходимость уделять специальное внимание развитию социальных контак-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 87—92.

тов воспитанников. Одной из форм такого рода работы в последние годы становится организация социальной помощи на основе создания социальной сети поддержки, включающей связи и отношения, которые могут дать подростку ресурсы развития, с опорой на контакты со значимыми для него людьми. Данный метод позволяет обеспечить поддержку контактов ребенка с семьей и его социальным окружением, что, как известно, имеет решающее значение для его дальнейшего психического развития. Для того чтобы подросток смог как можно скорее вернуться в родное для него окружение, специалисты по социальной работе и социальные педагоги должны во время его пребывания в учреждении активно работать с его отношениями с семьей и близкими родственниками.

Работа с сетью социальных контактов позволяет, во-первых, мобилизовать, активизировать и использовать ресурсы социальных связей, предоставляемые средой, окружающей подростков в естественных условиях, и, во-вторых, дает подростку возможность найти оптимальный выход из тяжелой для него ситуации.

Как показано в многочисленных исследованиях, результатом помещения человека в учреждение постоянного пребывания становится резкое сужение его социальных контактов. Например, известно, что количество социальных контактов пациентов психиатрических клиник постепенно уменьшается, причем данное снижение находится в прямой зависимости от количества случаев их помещения на лечение в стационар. Сетевая карта подростков, находящихся в учреждении постоянного пребывания, в среднем состоит из 19 человек. Связующим, «ключевым» человеком в социальной сети такого подростка, как правило, является его друг или ровесник, пребывающий с ним в данном учреждении. В основном социальная сеть этих детей представлена теми людьми, с которыми они встретились и познакомились в приюте или детском доме. Для дальнейшего позитивного психического развития подростка специалисту по социальной работе и/или социальному педагогу очень важно научить ребенка поддерживать и сохранять данные связи и одновременно «раскрывать», возвращать каналы связи с теми людьми, которые входили в его социальную сеть до помещения его в учреждение. Естественно, прежде всего речь идет о социальных связях подростка с семьей и родственниками.

Мы полагаем, что метод работы с социальными сетями может быть основан на социоэкологической теории, являющейся краеугольным камнем в социотерапевтической работе. Данная теория предложена и разработана в трудах американского психолога Ури Бронфенбренне-ра и в своих основных положениях исходит из того, что развитие человека не может рассматриваться изолированно, исключительно как развитие, развертывание «внутренних» потенций, а должно анализироваться в контексте отношений индивида с окружающей средой [2]. Теория экологических систем основывается на общей теории систем Л. фон Берталанфи [1] и в трактовке У. Бронфенбреннера предостав-

ляет специалистам возможности проанализировать бытие подростка во всей его сложности и многообразии. Анализу и социальной работе с социальными сетями в рамках социально-экологической теории подлежат:

1) сами системы, в которые включен ребенок;

2) механизм взаимодействия и взаимовлияния этих систем друг на друга;

3) связи, оказывающие косвенное воздействие на подростка (например, общественные изменения и т. д.).

Системы первого уровня у. Бронфенбреннер называет микросистемами. В микросистеме внимание специалистов должно сосредотачиваться на отношениях, существующих внутри определяемой системы. Например, рисунок 1 показывает особенности системы первого уровня, куда может входить подросток.

89

( Школа | 1 Родственники Л

отца у

Ребенок

Семья

Р одственники матери

Рис. 1. Система первого уровня социальной сети подростка

Самые первые модели семейной терапии были сосредоточены именно на работе с микросистемой. Однако системная семейная терапия очень редко выходит за рамки семейной системы, что в социально-педагогической работе с подростками не всегда позволяет добиться нужного эффекта. Из теории систем нам известно, что для психического развития ребенка большое значение имеют изменения, происходящие в межсистемном пространстве, которое У. Брон-фенбреннер назвал мезосистемой. Именно применительно к мезо-системе в первую очередь и разработан метод работы с социальными сетями подростков.

На самом верху системной иерархии находится макросистема, описывающая догмы и существующие в обществе ценности. В контексте социальной работы с подростками макросистема находится вне терапевтической деятельности, являясь объектом социально-критического анализа и политической деятельности.

Связь между системами в системно-экологической модели У. Брон-фенбреннера и социальной работе с подростками, по нашему мнению, можно было бы представить следующим образом (рис. 2):

Минисистема — Индивидуальная социальная работа

Микросистема — Социальная работа с семьей

Мезосистема — Социальная работа с социальной сетью

Экзосистема — Социальная работа с социальной средой

Макросистема — Социально-критический анализ

На основе данной модели мы предлагаем методику социальной поддержки подростков с помощью инструментов анализа социальных сетей и принципов их организации. Мы полагаем, что одним из ключевых элементов социально-педагогического сопровождения подростков во время их пребывания в приюте должна стать работа по сохранению и/или восстановлению их социальных связей и развитие навыков использования социальной поддержки, которую предоставляют естественные сети социальных связей в обществе.

Рассмотрим теперь некоторые компоненты социально-педагогической помощи подросткам, воспитывающимся в органичных условиях социального приюта.

Во-первых, необходимо способствовать установлению и поддержанию контактов подростка с его родителями и доступными родственниками. Несмотря на то что семья подростка часто может рассматриваться как основной источник его страданий и эмоциональной дезадаптации, необходимо сохранять и поддерживать адаптивные, «здоровые» формы привязанности к родителям в той степени, в какой это возможно. Кроме того, чрезвычайно плодотворным может оказаться привлечение родственников, готовых принять участие в судьбе подростка, к сотрудничеству в рамках создания сети его социальной поддержки. Родственники могут выполнять функции стабилизации нук-леарной семьи подростка и способствовать сохранению его чувства семейной идентичности и сопричастности к семейной истории. Способом поддержания таких связей может быть посредничество социального работника в коммуникации с членами семьи подростка и/или его родственниками, эмоциональная поддержка его усилий, направленных на восстановление или сохранение отношений с родственниками, и т. д.

Во-вторых, усилия социального работника или социального педагога должны быть направлены на развитие системы социальных контактов подростка в реальных социальных системах за пределами приюта: школе, различных организациях и учреждениях, религиозных общинах и т. д. Формальные организации в современном обществе не только

обеспечивают структурирование основных форм жизнедеятельности — дают человеку образование, работу, социальный статус, источники дохода, условия для самореализации, — но и расширяют круг общения, делают доступными новые социальные связи, способствуют интеграции в значимые социальные и профессиональные группы. Любую организацию отличает формальный характер контактов между ее сотрудниками, формализованность рабочих процедур, наличие нормативных предписаний и ограничений, создающих специфическое пространство бюрократической коммуникации. И подростку необходима поддержка, помогающая ему научиться ориентироваться в формальных нормах и правилах организаций, с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности. С другой стороны, любая организация представляет собой еще и сеть отношений, в рамках которых формальные правила трансформируются в личные контакты, способные смягчить негативные или, наоборот, усилить позитивные эффекты ее воздействия на жизненное пространство подростка. Поэтому учеба в школе, работа в коммерческой организации, взаимодействие с государственными учреждениями не только дает подростку ресурс включенности в социальные системы (в противовес социальной изоляции и исключенности), но и выступает источником увеличения диапазона его социальных связей и отношений.

В-третьих, особое значение для обретения социальных опор и развития форм «здоровой» привязанности у подростков могут получать неформальные объединения: друзья, соседи, объединения и сообщества, различные собрания, объединяющие людей со схожими интересами и/или ценностями. Такого рода ресурсы, обеспечивающие возможности социального обмена, в полной мере способны стать источником удовлетворения основных социальных потребностей подростка. Но способность сохранять и дифференцировать социальные связи у подростков, воспитывающихся в условиях приюта, зачастую слабо развита и нуждается в специальной поддержке. Работа социального педагога / социального работника требует в этом случае умения устанавливать устойчивый эмоциональный контакт с подростком, основанный на уважение к его индивидуальным возможностям и ограничениям, в процессе которого могла бы появиться возможность для совместного регулярного рефлексивного анализа реальных отношений, складывающихся у подростка со значимыми людьми из его сети социальных контактов и, собственно, с его непосредственным социальным окружением. Социальный работник должен быть готов выполнять целый диапазон ролей, которые необходимы, чтобы фасилитировать социальное развитие подростка, находясь рядом с ним, но не подменяя его собственную активность в социальной среде своей.

Таким образом, соблюдение предлагаемых нами методических принципов позволяет как активизировать собственные усилия подростка в направлении установления и поддержания отношений с теми людьми из его социального окружения, которые могут стать источником эмоциональной и инструментальной поддержки, так и способство-

вать расширению источников социальной поддержки, развитию социальных связей, противодействующих потенциальной стигматизации и социальной изоляции подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

92

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Теоретико-методологические основы социально-педагогической деятельности по развитию социальных связей в микросоциуме» (проект 11-06-00441а).

Список литературы

1. Bertalanffy L. von. General system theory: Foundation, development, application. N.Y., 1968.

2. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge (Massachusetts), 1979.

3. Fischer C. S., Jackson R.M., Steuve C.A. et al. Networks and places. N. Y., 1977.

Об авторах

Дмитрий Валентинович Лифинцев — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

Анна Николаевна Анцута — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About authors

Prof. Dmitriy Lifintsev, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]

Dr Anna Antsuta, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.