УДК 364.07
Д. В. Лифинцев, А. Н. Анцута
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕТИ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Представлены теоретическое обоснование и авторская методика организации социально-педагогической поддержки подростков, воспитывающихся в условиях приюта, основанная на методах анализа социальных сетей и сетевой работы.
This article offers a theoretical framework and authors' methodology for organizing social and pedagogical support for adolescents in residential care based on the methods of social network analysis and social support networking.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, социальные сети подростков, организация социальных сетей поддержки.
Key words: social and pedagogical support, adolescent social networks, social support, social networking.
В обобщенном вице под социальными сетями в настоящее время понимается система социальных взаимодействий и связей человека с другими людьми [3]. Существующий мировой опыт в области социально-педагогической работы с социально неблагополучными детьми и подростками, воспитывающимися в учреждениях постоянного пребывания (социальных приютах, детских домах и т. п.), показывает необходимость уделять специальное внимание развитию социальных контак-
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 87—92.
тов воспитанников. Одной из форм такого рода работы в последние годы становится организация социальной помощи на основе создания социальной сети поддержки, включающей связи и отношения, которые могут дать подростку ресурсы развития, с опорой на контакты со значимыми для него людьми. Данный метод позволяет обеспечить поддержку контактов ребенка с семьей и его социальным окружением, что, как известно, имеет решающее значение для его дальнейшего психического развития. Для того чтобы подросток смог как можно скорее вернуться в родное для него окружение, специалисты по социальной работе и социальные педагоги должны во время его пребывания в учреждении активно работать с его отношениями с семьей и близкими родственниками.
Работа с сетью социальных контактов позволяет, во-первых, мобилизовать, активизировать и использовать ресурсы социальных связей, предоставляемые средой, окружающей подростков в естественных условиях, и, во-вторых, дает подростку возможность найти оптимальный выход из тяжелой для него ситуации.
Как показано в многочисленных исследованиях, результатом помещения человека в учреждение постоянного пребывания становится резкое сужение его социальных контактов. Например, известно, что количество социальных контактов пациентов психиатрических клиник постепенно уменьшается, причем данное снижение находится в прямой зависимости от количества случаев их помещения на лечение в стационар. Сетевая карта подростков, находящихся в учреждении постоянного пребывания, в среднем состоит из 19 человек. Связующим, «ключевым» человеком в социальной сети такого подростка, как правило, является его друг или ровесник, пребывающий с ним в данном учреждении. В основном социальная сеть этих детей представлена теми людьми, с которыми они встретились и познакомились в приюте или детском доме. Для дальнейшего позитивного психического развития подростка специалисту по социальной работе и/или социальному педагогу очень важно научить ребенка поддерживать и сохранять данные связи и одновременно «раскрывать», возвращать каналы связи с теми людьми, которые входили в его социальную сеть до помещения его в учреждение. Естественно, прежде всего речь идет о социальных связях подростка с семьей и родственниками.
Мы полагаем, что метод работы с социальными сетями может быть основан на социоэкологической теории, являющейся краеугольным камнем в социотерапевтической работе. Данная теория предложена и разработана в трудах американского психолога Ури Бронфенбренне-ра и в своих основных положениях исходит из того, что развитие человека не может рассматриваться изолированно, исключительно как развитие, развертывание «внутренних» потенций, а должно анализироваться в контексте отношений индивида с окружающей средой [2]. Теория экологических систем основывается на общей теории систем Л. фон Берталанфи [1] и в трактовке У. Бронфенбреннера предостав-
ляет специалистам возможности проанализировать бытие подростка во всей его сложности и многообразии. Анализу и социальной работе с социальными сетями в рамках социально-экологической теории подлежат:
1) сами системы, в которые включен ребенок;
2) механизм взаимодействия и взаимовлияния этих систем друг на друга;
3) связи, оказывающие косвенное воздействие на подростка (например, общественные изменения и т. д.).
Системы первого уровня у. Бронфенбреннер называет микросистемами. В микросистеме внимание специалистов должно сосредотачиваться на отношениях, существующих внутри определяемой системы. Например, рисунок 1 показывает особенности системы первого уровня, куда может входить подросток.
89
( Школа | 1 Родственники Л
отца у
Ребенок
Семья
Р одственники матери
Рис. 1. Система первого уровня социальной сети подростка
Самые первые модели семейной терапии были сосредоточены именно на работе с микросистемой. Однако системная семейная терапия очень редко выходит за рамки семейной системы, что в социально-педагогической работе с подростками не всегда позволяет добиться нужного эффекта. Из теории систем нам известно, что для психического развития ребенка большое значение имеют изменения, происходящие в межсистемном пространстве, которое У. Брон-фенбреннер назвал мезосистемой. Именно применительно к мезо-системе в первую очередь и разработан метод работы с социальными сетями подростков.
На самом верху системной иерархии находится макросистема, описывающая догмы и существующие в обществе ценности. В контексте социальной работы с подростками макросистема находится вне терапевтической деятельности, являясь объектом социально-критического анализа и политической деятельности.
Связь между системами в системно-экологической модели У. Брон-фенбреннера и социальной работе с подростками, по нашему мнению, можно было бы представить следующим образом (рис. 2):
Минисистема — Индивидуальная социальная работа
Микросистема — Социальная работа с семьей
Мезосистема — Социальная работа с социальной сетью
Экзосистема — Социальная работа с социальной средой
Макросистема — Социально-критический анализ
На основе данной модели мы предлагаем методику социальной поддержки подростков с помощью инструментов анализа социальных сетей и принципов их организации. Мы полагаем, что одним из ключевых элементов социально-педагогического сопровождения подростков во время их пребывания в приюте должна стать работа по сохранению и/или восстановлению их социальных связей и развитие навыков использования социальной поддержки, которую предоставляют естественные сети социальных связей в обществе.
Рассмотрим теперь некоторые компоненты социально-педагогической помощи подросткам, воспитывающимся в органичных условиях социального приюта.
Во-первых, необходимо способствовать установлению и поддержанию контактов подростка с его родителями и доступными родственниками. Несмотря на то что семья подростка часто может рассматриваться как основной источник его страданий и эмоциональной дезадаптации, необходимо сохранять и поддерживать адаптивные, «здоровые» формы привязанности к родителям в той степени, в какой это возможно. Кроме того, чрезвычайно плодотворным может оказаться привлечение родственников, готовых принять участие в судьбе подростка, к сотрудничеству в рамках создания сети его социальной поддержки. Родственники могут выполнять функции стабилизации нук-леарной семьи подростка и способствовать сохранению его чувства семейной идентичности и сопричастности к семейной истории. Способом поддержания таких связей может быть посредничество социального работника в коммуникации с членами семьи подростка и/или его родственниками, эмоциональная поддержка его усилий, направленных на восстановление или сохранение отношений с родственниками, и т. д.
Во-вторых, усилия социального работника или социального педагога должны быть направлены на развитие системы социальных контактов подростка в реальных социальных системах за пределами приюта: школе, различных организациях и учреждениях, религиозных общинах и т. д. Формальные организации в современном обществе не только
обеспечивают структурирование основных форм жизнедеятельности — дают человеку образование, работу, социальный статус, источники дохода, условия для самореализации, — но и расширяют круг общения, делают доступными новые социальные связи, способствуют интеграции в значимые социальные и профессиональные группы. Любую организацию отличает формальный характер контактов между ее сотрудниками, формализованность рабочих процедур, наличие нормативных предписаний и ограничений, создающих специфическое пространство бюрократической коммуникации. И подростку необходима поддержка, помогающая ему научиться ориентироваться в формальных нормах и правилах организаций, с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности. С другой стороны, любая организация представляет собой еще и сеть отношений, в рамках которых формальные правила трансформируются в личные контакты, способные смягчить негативные или, наоборот, усилить позитивные эффекты ее воздействия на жизненное пространство подростка. Поэтому учеба в школе, работа в коммерческой организации, взаимодействие с государственными учреждениями не только дает подростку ресурс включенности в социальные системы (в противовес социальной изоляции и исключенности), но и выступает источником увеличения диапазона его социальных связей и отношений.
В-третьих, особое значение для обретения социальных опор и развития форм «здоровой» привязанности у подростков могут получать неформальные объединения: друзья, соседи, объединения и сообщества, различные собрания, объединяющие людей со схожими интересами и/или ценностями. Такого рода ресурсы, обеспечивающие возможности социального обмена, в полной мере способны стать источником удовлетворения основных социальных потребностей подростка. Но способность сохранять и дифференцировать социальные связи у подростков, воспитывающихся в условиях приюта, зачастую слабо развита и нуждается в специальной поддержке. Работа социального педагога / социального работника требует в этом случае умения устанавливать устойчивый эмоциональный контакт с подростком, основанный на уважение к его индивидуальным возможностям и ограничениям, в процессе которого могла бы появиться возможность для совместного регулярного рефлексивного анализа реальных отношений, складывающихся у подростка со значимыми людьми из его сети социальных контактов и, собственно, с его непосредственным социальным окружением. Социальный работник должен быть готов выполнять целый диапазон ролей, которые необходимы, чтобы фасилитировать социальное развитие подростка, находясь рядом с ним, но не подменяя его собственную активность в социальной среде своей.
Таким образом, соблюдение предлагаемых нами методических принципов позволяет как активизировать собственные усилия подростка в направлении установления и поддержания отношений с теми людьми из его социального окружения, которые могут стать источником эмоциональной и инструментальной поддержки, так и способство-
вать расширению источников социальной поддержки, развитию социальных связей, противодействующих потенциальной стигматизации и социальной изоляции подростков, воспитывающихся в условиях приюта.
92
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Теоретико-методологические основы социально-педагогической деятельности по развитию социальных связей в микросоциуме» (проект 11-06-00441а).
Список литературы
1. Bertalanffy L. von. General system theory: Foundation, development, application. N.Y., 1968.
2. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge (Massachusetts), 1979.
3. Fischer C. S., Jackson R.M., Steuve C.A. et al. Networks and places. N. Y., 1977.
Об авторах
Дмитрий Валентинович Лифинцев — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Анна Николаевна Анцута — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About authors
Prof. Dmitriy Lifintsev, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]
Dr Anna Antsuta, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]