мигрантам оставаться на более длительный срок, что обуславливает их незначительное участие в восполнении демографических потерь, ведь даже отмечая улучшение своего материального положения, большая часть (74%) трудовых мигрантов намерены покинуть республику.
4. Лишь около трети трудовых мигрантов успешно проходят социально-культурную, экономическую и правовую адаптацию, интегрируются в социальную среду Республики Бурятия.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики / Бюллетень: предположительная численность населения Российской Федерации // [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru
2. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. - 2004. - №5. - С.8.
3. Зайончковская Ж. Трудовая миграция // Отечественные записки. - 2003. - №3(11) // [Электронный ресурс] - URL: http://www.strana-oz.ru/2003/3Trudovaya-migraciya; Вишневский А. Демографическое будущее России // Отечественные записки. - 2004. - №4(18) // [Электронный ре-
сурс] - URL: http://www.strana-oz.ru/2004/4/demografiches koe-budushchee-ro ssii.
4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - С.22-67.
5. Управление федеральной миграционной службы России по Республики Бурятия / Аналитический обзор миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Республике Бурятия по реализации государственной политики в сфере миграции в регионе // [Электронный ресурс] -URL: http://www.ufmsrb.ru
6. Республиканское агентство занятости населения Республики Бурятия / Доклад о результатах и основных направлениях деятельности в 2012 году и на перспективу развития до 2016 года // [Электронный ресурс] - URL: www.burzan.ru
Саргаев Алексей Вячеславович, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Sargaev Alexey Vyacheslavovich, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Agricultural Academy, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 377.5.02 (14.33.05) © Т.А. Кондратюк
СОВРЕМЕННЫЕ МИРОВЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДГОТОВКУ РАБОЧИХ КАДРОВ
Статья посвящена рассмотрению актуальных мировых социально-экономических условий, влияющих на подготовку рабочих кадров: глобализация и интеграция мирового рынка труда; изменение концепции занятости рабочих кадров и характеристик рабочих мест.
Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, глобализация и интеграция мирового рынка труда, концепция занятости рабочих кадров и характеристик рабочих мест.
T.A. Kondratyuk
CONTEMPORARY GLOBAL SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS AFFECTING THE TRAINING OF PERSONNEL
The article is devoted to relevant contemporary world social and economic conditions affecting the training of personnel: globalization and integration of the world labor market, change of the conception of personnel employment and jobs characteristics.
Keywords: personnel training, globalization and integration of the world labor market, conception of personnel employment and jobs characteristics.
Современный мир характеризуется растущими глобальными процессами, охватившими все сферы жизни человечества. Исследователи рассматривают факт глобализации рынка труда, как неизбежный исторический процессе. По мнению М. Алброу и Э. Кинга, глобализация относится ко всем тем процессам, которыми люди мира объединены в единое мировое сообщество [1]. Глобализация затра-
гивает не только международное производство и торговлю, но и сферу культуры: умение мыслить масштабно, иметь лингвистическую и культурную конвергенцию, быть способным к межкультурному обучению и толерантному общению. Кроме того, в мире неизбежно происходит и политическая глобализация.
6(1) /2014
Д. Розенау называет этот процесс «управление без правительства», так как огромное значение на рынок труда оказывают неправительственные организации, например, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский союз, Совет Европы, Азиатский банк развития и другие международные организации. «Глобальной фабрикой» называют антропологи глобализацию рабочей силы, которая теперь может трудиться на любом промышленном производстве, расположенном в любом регионе мира, даже на разных континентах, объединяя многочисленные группы рабочих, трудящихся по передовым технологиям и занятых в различных как стандартных, так и нестандартных производственных процессах. Во многих странах реструктуризация экономики связана с передвижением производств как внутри стран, так и с внешними соседями, распространением транснациональной практики заключения субдоговоров с иностранными работниками и фирмами
[4].
Изменение концепции занятости рабочих кадров связано с достаточно широким спектром теневой экономики и демографическими показателями. В последние годы как отмечает Д. Уат, Б. Перре в европейских странах большое место занимает теневая экономика, которая помогает избежать маргинальным слоям нищеты и социальной деградации, а в некоторых отраслях экономики создает конкурентное преимущество [11]. По данным экспертов соотношение теневой деятельности к основной составляет в среднем от 4,5 до 6 часов в неделю. К созданию теневой занятости вынуждают высокое налогообложение европейских стран (до 50% от дохода). При этом количество рабочих часов в неделю в США и большинстве стран Европы составляет 37 часов (по сравнению с 40 часами согласно трудовому кодексу Российской Федерации).
Демографические изменения в части снижения прироста населения характерны как для США, так и большинства европейских стран. По данным Бюро переписи США к 2050 г. прирост населения снизится от 0,9% в 2001 г. до 0,7% к 2050 г. При этом, прирост рабочей силы составит ежегодно 1%. Связан этот прирост с ежегодно входящими на рынок труда 35% иммигрантами, которые в 25% случаев являются высококвалифицированными специалистами, а остальным 10% необходима
лишь дополнительная профессиональная подготовка. При этом, 20% американских детей из материально не обеспеченного класса, ежегодно не получают даже школьного образования и не получают никаких трудовых навыков [4, с. 38].
Международная организация труда «структурная перестройка экономики и установление демократических моделей общества может оказать значительное воздействие на рынок труда. Квалификация и гибкость рабочей силы станут непременным условием стабильного и долгосрочного развития» [5].
Значительно меняются требования к уровню профессиональной подготовки рабочих кадров, входящих на рынок труда. Так, по данным исследователей, в США с 2000 г. 70% рабочих мест не требуют высшего образования. По прогнозам американских специалистов в будущем лишь 15% профессий потребуют высшего образования, а для более 50% профессий достаточно будет послесреднего образования [3].Таким образом, рабочие профессии станут основой экономики и будут определять ее продуктивность.
Тенденция роста потребности в рабочих кадрах на мировом рынке труда объясняется: расширением международной торговли; сокращением рабочих мест за счет внедрения новых технологий; возрастающей миграцией. Об этом свидетельствуют и статистические данные. В 1950 г. 20% было занято квалифицированным трудом, 60% - неквалифицированным. В 2000 г. 65% профессий - требуют квалификации и 15% приходиться на неквалифицированный труд [3, с. 32]. Современная ситуация на мировом рынке труда свидетельствует о невозможности трудоустроить всех специалистов с высшим образованием. Значительный процент (более 30%) выпускников высших учебных заведений мира вынуждены проходить переподготовку для получения рабочей профессии, в основном в сфере точного машиностроения, здравоохранения, сфере обслуживания. Занятость именно в этих сферах по рабочим специальностям требует высокой квалификации и обеспечена заработной платой.
Данная мировая тенденция в изменении структуры трудовой деятельности свидетельствует о возрастающем значении подготовки рабочих кадров.
Наблюдается мировая тенденция продления сроков выхода на пенсию: в США - до 67 лет, а в европейских странах до 65 лет. В США в 2010 г. каждый четвертый гражданин перешагнул возрастную планку 55 лет. Соотношение пенсионеров и работающего населения в США в 2003 г. составило 1,5 к одному пенсионеру. Эта тенденция «старения» работающего населения сохраняется и в европейских странах [3; 8].
Таким образом, можно сделать вывод о мировом объективном противоречии между требованиями, предъявляемыми современным работодателем и уровнем квалификации потенциальных рабочих будущего. Данное противоречие усиливается и уже занятыми в производстве рабочими, которые не могут адаптироваться к новым требованиям и новым технологиям. [2, с. 36]. Данная ситуация вызывает обеспокоенность работодателей и является вызовом для поиска новых подходов к подготовке рабочих кадров в современных условиях.
Кроме того, соотношение предложений и потребностей мирового рынка труда предполагает, что система подготовки рабочих кадров должна быть гибкой, достаточно качественной, оптимальной по продолжительности и, кроме того, сконцентрированной.
Изменения, влияющие на подготовку профессиональных рабочих, происходят в социальном институте семьи. В США и европейских странах более 30% семей являются неполными и уровень жизни их достаточно низок. При этом, лишь в 75% полных семей на постоянной основе работают оба родителя. По прогнозам социологов данная тенденция будет расти.
Таким образом, социальная функция подготовки рабочих кадров в будущем будет связана не только с формированием профессиональных компетенций и профессиональной ориентацией, но и замещающей функцией семьи - заботы о молодежи, подготовки ее к родительским обязанностям, привитию нравственных социальных норм. Данные функции невозможно осуществить без формирования духовно-нравственных ценностей у молодежи.
Новая концепция занятости, принятая в большинстве европейских стран, постепенно становится российской реальностью. Важность приобретает мнение аналитиков о том, что в условиях пост-модернизма развивается система общих ценностей. Р. Инглехарт, провел международное исследование в 34 странах. Им была выявлена тенденция превалирования индивидуальных ценностей, таких как свобода, собственность, личное выражение над социальными ценностями, такими как социальный порядок, при-
надлежность. При этом, наблюдается тенденция замены материальных ценностей, таких как деньги, труд на пост-материалистические ценности, такие как общественная активность, толерантность, добровольная работа, солидарность, общность [6].
Среди традиционных форм занятости все большее распространение получают работа на неполный рабочий день, работа на дому, участие в добровольных и общественных видах деятельности. Различные формы обучения и переобучения теперь тоже рассматривается как занятость. Занятость на неполный рабочий день, которая зачастую имеет почасовую оплату, имеет свои причины: рост занятости в обслуживающем секторе; работа студентов, школьников; сокращение расходов работодателей на содержание рабочей силы в виде отчислений пенсий и страховых пособий. Работа на неполный рабочий день распространена среди женщин (более чем на 30%); среди мужчин в возрасте от 16 до 25 лет и старше 65 лет (16%). Поэтому ученый К. Тилли утверждает о «двойном рынке труда», означающем, что для некоторых профессий и типов труда единовременно существуют два рынка труда: первый для мужчин среднего возраста и второй для женщин и молодых людей [9]. На мировом рынке труда западных стран распространена тенденция деления рабочего места между двумя или несколькими сотрудниками. Это позволяет уменьшить безработицу, предоставить более широкую возможность для добровольной работы, организовывать самозанятость и создавать условия для самовыражения личности в различных социальных сферах жизни. Такое деление рабочего места начало широкое распространение в 1990 гг., как среди рабочих профессий, так и среди интеллигенции.
В научной литературе отношение к данной тенденции диаметрально противоположное. С одной стороны, государственные органы различных стран считают прогрессивным деление рабочего места между сотрудниками, так как оно обеспечивает занятость большого числа людей, снимает социальную напряженность между работающими и безработными, формирует базовые ценности работы и занятости и является единственным демократическим путем развития стран. Противоположная точка зрения в основном принадлежит экономистам, которые считают, что реальный экономический рост всегда связан с увеличением числа рабочих мест, а добровольный почасовой труд трактуется как средство сокращения налогов для работодателей [7, с. 53].
6(1) /2014
Повышение эффективности процессов труда на производстве связано с сокращением времени хранения материально-производственных запасов на основе передовых, в том числе компьютерных, технологий и мониторинга потребностей производства. Данный процесс привел к сокращению числа постоянных работников, обеспечивающих сохранность материально-технических средств и появлению новых рабочих мест в секторе производства. Социологи вводят понятие «рабочая сила на непредвиденный случай». Основой использования данного подхода в управлении персоналом является сокращение накладных расходов (не нужно выплачивать страховые и пенсионные выплаты) на содержание значительного объема основной рабочей силы за счет замены ее совместителями, временными рабочими, которые привлекаются по необходимости на короткий период времени. Поиск рабочих кадров для сезонной работы осуществляют специальные агентства, поэтому предприятия не несут расходов по привлечению рабочих кадров.
Ведущей мировой тенденцией, влияющей на подготовку рабочих кадров, является внедрение инновационных технологий в производственный процесс. Более 50% профессий сегодня связаны с инновационным развитием производства, повышением продуктивности труда, уменьшением числа менеджеров среднего уровня, уменьшением размеров предприятий. Указанные изменения приводят к изменениям в организационной структуре труда: от централизованной пирамидальной структуры управления к горизонтальной, децентрализованной. В новой управленческой структуре функции менеджеров среднего звена выполняют квалифицированные рабочие, которые входят в состав рабочих команд. Построение рабочих команд, кружков качества позволяет оперативно разрешать различные типы организационных или производственных проблем.
Изменения организационной структуры труда, характера трудовой занятости, внедрение инновационных технологий приводят к изменению характеристик рабочих мест. Комиссией по достижению необходимых навыков при секретариате труда США были проанализированы требования к 50 рабочим местам из сфер промышленности и непроизводственного сектора. В результате определены основные характеристики будущих рабочих мест, позволяющие определить ведущие характеристики, необходимые для подготовки рабочих кадров [10, с. 3]. Основной стратегической линией производства становится не массовое производство, а гибкое,
работающее под заказ с децентрализованным контролем качества. Контроль качества осуществляется не в конце производства, а на производственной линии через создание рабочих команд, в которые включены разносторонне квалифицированные рабочие, способные к функциональной взаимозаменяемости. При делегировании части управленческих полномочий рабочим особое значение приобретают личные качества ответственности, умения работать в команде, рефлексии, самоконтроля, совести. Профессиональный отбор осуществляется с учетом владения базовыми навыками, предыдущего опыта работы, личных характеристик. Продвижение рабочих по карьерной лестнице ограничено внутренним рынком труда и осуществляется на основе сертифицированных навыков, полученных через профессиональную подготовку через систему формирования широких квалификаций. Гибкая автоматизация, интенсивно меняющийся график труда, позволяют внедрять систему профессионального повышения квалификации на постоянной основе. Поэтому высококвалифицированные рабочие оцениваются на инновационном производстве как вложение, а не как затраты как при традиционной модели производства.
Литература
1. Albrow M., King E. Globalization, knowledge and society. - London: Sage, 1990. - P.9.
2. Carnevale A., Gainer L., Meltzer A. Workplace basics.
- San Francisco: Jossey. - Bass, 1990.
3. Eck A. Job-related education and training: their impact on earnings // Monthly Labor Review. - 1993. - October.
4. Gray K., Herr E. Workforce education: the basics. -Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1998. - 326 p.
5. International Labor Organization (ILO) Focus. - 1996.
- P.5.
6. Inglehart R. Modernization and postmodernization. Cultural, economic and political change in 43 societies. - Princeton: Princeton University Press, 1997.
7. Plant P. Eurocounsel. Phase 3. Counselling services responding to a changing labour market Denmark. European foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1994. - 99 p.
8. Thurow L. Head to head: the coming economic battle among Japan, Europe, and America. - New York: Morrow and Company, 1992.
9. Tilly C. Reasons for the continuing growth of part -time employment // Monthly Labor Review. - 1991. - March.
10. U.S. Department of Labor. What work requires of schools. A SCANS report for America 2000. - Washington, DC: The Secretary s Commission on Achieving Necessary Skills, DOL, 1991.
11. Watt G. Supporting employability. Guides to good practice in employment, counseling and guidance. European foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1998. - 36 p.
А.А. Ефанов. Структурная типологизация моральных паник как прецедентов социальной действительности
Кондратюк Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, e-mail: [email protected]
Kondratyuk Tatiana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of social pedagogy and social work, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk, e-mail: [email protected]
УДК 316.4 © А.А. Ефанов
СТРУКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ПАНИК КАК ПРЕЦЕДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В статье предлагается осмысление моральных паник как прецедентов социальной действительности, произошедших за последние тридцать лет. Систематизируются разработки отечественных и зарубежных социологов в области конструирования моральных паник. Впервые предпринимается попытка типологизировать современные моральные паники в зависимости от механизмов конструирования и характера социальной направленности.
Ключевые слова: моральные паники, типологизация, медиа-истерия, народные бесы, С. Коэн.
A.A. Efanov
STRUCTURAL TYPOLOGIZATION OF MORAL PANICS AS PRECEDENTS OF SOCIAL REALITY
This article considers the understanding of moral panics as precedents of social reality, having taken place for the last thirty years. The works by the Russian and foreign sociologists in the sphere of moral panics constructing are sys-temized. The attempt to typologize modern moral panics according to the mechanisms of constructing and the nature of social orientation has been made for the first time.
Keywords: moral panics, typologization, media-hysteria, folk devils, S. Cohen.
Развитие глобализационных процессов, характеризуемых высоким уровнем совершенствования информационных технологий, позволяет говорить о разрушении существующих границ: как географических - возникновение «глобальной деревни», - так и моральных, при котором общество становится объектом манипулирования современных средств массовой информации. Наиболее деструктивным явлением становятся моральные паники, воспринимаемые как болезнь информационного общества.
Современные отечественные и зарубежные исследователи пытаются найти прецеденты «народных бесов» в происходящих вокруг социальных процессах, нередко отождествляя с моральной паникой любое деструктивное явление действительности, независимо от механизмов его конструирования и характера социальной направленности. Таким образом, следует разграничить подобные явления, обозначаемые «моральными паниками», на собственно моральные паники и панические общественные настроения. За основу исследования были взяты основные теоретические разработки отечественных и зарубежных социологов за последние тридцать лет, анализирующие основные наиболее дест-
руктивные явления общества. Если моральные паники (по С. Коэну) выступают в качестве «угрозы социетальным ценностям», которые разрушают сложившиеся нравственные границы, панические общественные настроения - появляются в результате возникаемой опасности в отношении сохранения неимущественных социальных благ - жизнеспособности общества и каждого его отдельного индивида. При этом оба типа моральных паник конструируются вокруг социально не защищенных слоев (дети, молодежь, пенсионеры), «народными бесами» при которых выступают группы населения из так называемой «зоны риска», склонные к девиант-ности и нередко подвергаемые стигматизации.
Следует подчеркнуть, что основной социально не устойчивой категорией является молодежь, которой априори приходится преодолевать процесс самоидентификации, приобретающей различные формы выражения и коллективизации. Социологи сходятся во мнении, что появление любой новой группировки для россиян - это «слом культурного базиса народа, серьезный социальный недуг, равный по степени влияния алкоголизма или наркомании» [9, с. 104], поскольку «наклеиванию ярлыка» под-