ISSN 1994-5094 ♦-
105 -♦
Aleksey Alekseyevich Stepanov,
postgraduate student of the department of human resources management, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow УДК 331
Алексей Алексеевич Степанов,
аспирант кафедры управления человеческими ресурсами, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
г. Москва
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Подготовка рабочих кадров - приоритетное направление российской системы образования в современных экономических условиях. Национальная экономика с учетом факторов импортозамещения и ужесточения конкуренции на мировом рынке уделяет большое внимание модернизации производств и новым технологиям. Рабочие кадры, как категория персонала предприятия, воплощают основную производственную роль и являются ключевым объектом воздействия управленческого процесса. При этом требования к квалификации рабочих кадров увеличиваются с каждым годом. Таким образом, необходимо провести анализ действующей системы подготовки рабочих кадров, изучить тренды ее развития, оценить отечественный и зарубежный опыт трансформации системы подготовки рабочих кадров и предложить новые направления ее развития.
Ключевые слова: рабочие кадры, квалификация, система подготовки рабочих кадров, экономика, структура персонала, развитие экономики, государственная политика в области развития системы подготовки рабочих кадров, среднее профессиональное образование (СПО).
STATE POLICY IN THE AREA OF WORKFORCE TRAINING: MAJOR TRENDS AND PRIORITIES
The article states that training of workforce is a priority for Russian education system in current economic conditions. The Russian economy now focuses on modernization of production facilities and new technologies taking into account the factors of import substitution and tightening of competition in the world market. Workforce as personnel category performs the main production role and is the key asset of the managerial process. The requirements for the qualification of workers are increasing every year. Thus, it is necessary to analyze the current system of workforce training, examine its development trends, study Russian and foreign practice of transforming the system of workforce training and suggest new directions for its development.
Keywords: workforce, qualification, system of training, economy, personnel structure, economic development, state policy in the field of workforce training, secondary vocational education.
Согласно ст. 68 Федерального закона от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование - это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена. Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется в том, что получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании - дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждает присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего). Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые
функции в соответствии с законодательством. Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в Приказе Минобрна-уки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
В связи с принятием закона об образовании уровень начального профессионального образования (образовательные программы реализовывались в училищах) был реорганизован путем включения в уровень среднего профессионального образования. Таким образом, с 2013 г. уровень среднего профессионального образования подразумевает реализацию образовательных программ начального и среднего профессионального образования.
Под рабочими кадрами принято понимать рабочих, занятых в технологических процессах, изменяющих форму, структуру, свойства, пространственное расположение предмета труда, в результате чего создаются материальные продукты и
106 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦
услуги (основные, производственные рабочие), либо занятых в обслуживании оборудования и рабочих мест во вспомогательных подразделениях: ремонтных, транспортных, инструментальных, складских (вспомогательные рабочие).
Проблема обеспечения экономики России рабочими кадрами становится все более существенным препятствием для ее динамического развития. Актуальность вопроса обозначена в Посланиях Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путина, рассматривалась на Совете по реализации приоритетных национальных проектов, на встречах руководителей государства с представителями бизнес-сообщества, специальном заседании Совета законодателей при Совете Федерации РФ с участием Президента РФ.
Важность развития системы подготовки рабочих кадров определена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая предусматривает необходимость развития системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 предполагает увеличение к 2020 г. числа высококвалифицированных работников до 2/3 от общего числа квалифицированных работников. В целях реализации того же Указа в России до 2015 г. было утверждено более 800 профессиональных стандартов, в том числе и для квалифицированных работников, а также создан центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
В соответствии с проведенными исследованиями Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации 2/3 работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. Данный тренд определяет приоритет государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров - трансформация системы с целью повышения удовлетворенности работодателей качеством молодых специалистов, приходящих на рабочие места. Реализация данного приоритета в конечном счете повышает эффективность государственных расходов на подготовку рабочих кадров.
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. предусмотрен комплекс мероприятий по повышению общественного престижа среднего профессионального образования и рабочих профессий за счет проведения региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. В качестве главного мероприятия, ориентированного на популяризацию рабочих профессий в молодежной среде, считается '^гЫБЫШ, представляющее собой международное некоммерческое движение,
ориентированное на повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в отдельной стране, так и во всем мире [2].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р утвержден комплекс мер, ориентированных на совершенствование системы среднего профессионального образования на период 2015-2020 гг. Основные направления деятельности представлены в табл. 1.
Вопрос развития системы подготовки рабочих кадров находит отражение и в ряде государственных программ Российской Федерации (табл. 2).
В 2015 г. Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (приказ от 2 ноября 2015 г. № 832, внесение изменений приказом от 10 февраля 2016 г. № 46), согласно чему абсолютное большинство наиболее востребованных на рынке труда и перспективных профессий требуют именно профессионального образования. Отметим, что при наличии системы нормативных правовых актов на федеральном, отраслевом и региональном уровнях в области подготовки рабочих кадров в России сохраняется проблема отсутствия законодательных механизмов, подходов и эффективного опыта планирования потребности отраслей экономики и крупнейших работодателей в рабочих кадров, а следовательно, отсутствия системы обоснованного принятия решений по объемам подготовки рабочих кадров за счет бюджетных средств федерального и региональных бюджетов. При этом в Российской Федерации одобрена Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Установленные Стратегией показатели и индикаторы приведены в табл. 3.
Выстроенная государственная система нормативных актов в области подготовки рабочих кадров ориентирована на крупные предприятия, систематически осуществляющие техническое и технологическое обновление. Данная ориентация, с нашей точки зрения, не соответствует объективному состоянию отраслевой экономики. Важно ориентировать систему подготовки рабочих кадров не только на крупные предприятия, но и на малый и средний бизнес, индивидуальное предпринимательство.
Исходя из информации Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов, размещенной на портале Минтруда России, изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с Постановлением Правительства Россий-
НБЫ1994-5094 ♦-
107 -♦
Таблица 1
Основные направления деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и иных организацией в вопросах развития системы среднего профессионального образования
Приоритетные направления деятельности Основные мероприятия
Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики 1. Подготовка рабочих кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования. 2. Последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения и повышение квалификации руководителей и педагогических кадров СПО. 3. Организация и проведение региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов. 4. Государственная поддержка модернизации системы среднего профессионального образования
Объединение ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования 1. Совершенствование профессиональной ориентации и развитие системы СПО с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии. 2. Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. 3. Внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части расширения основных целей деятельности профессиональных образовательных организаций
Систематический мониторинг качества подготовки кадров в системе СПО 1. Развитие механизмов оценки и сертификации квалификаций. 2. Создание системы мониторинга качества подготовки кадров. 3. Проведение ежегодного мониторинга качества подготовки кадров, в том числе по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям
Таблица 2
Анализ государственных программ Российской Федерации, затрагивающих сферу подготовки рабочих кадров в России
Государственная программа Российской Федерации Основные предусмотренные задачи, направления планируемых изменений, целевые показатели и мероприятия в области подготовки рабочих кадров
Государственная программа «Образование» 1. Повышение эффективности системы финансирования образовательных организаций и расходования бюджетных средств. 2. Развитие оценки качества образования. 3. Прогнозирование отраслевой и региональной потребности в рабочих кадрах. 4. Содействие трудоустройству выпускников по полученной специальности. 5. Формирование безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Государственная программа «Содействие занятости населения» 1. Развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций. 2. Опережающее профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению. 3. Развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. 1. Создание и распространение структурных и технологических инноваций в СПО. 2. Создание условий для получения СПО людьми с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инновационных проектов. 3. Повышение качества управления в системе СПО. 4. Повышение активности работодателей в подготовке кадров
108 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦
Таблица 3
Основные показатели и индикаторы развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, установленных Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций
Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии) 44,4 46,7 48,9 51,1 53,3 55,6
Доля студентов, проходящих подготовку на основе договоров целевого обучения в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО и практико-ориентированного бакалавриата 5 5 10 15 20 25
Число многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, единиц 50 100 150 200 250
Удельный объем финансирования системы из расчета на одного студента (в сопоставимых величинах), тыс. руб. - 40 50 60 70 80
Доля образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, выступивших учредителями и участниками хозяйственных обществ, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы СПО и практико-ориентирован-ного бакалавриата, % 20 50 100 150 200
Доля образовательных организаций, создавших кафедры и другие подразделения на предприятиях, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы СПО и практико-ориентированного бакалавриата, % 20 30 40 50 60
Удельный вес выпускников, освоивших программы СПО или практико-ориентированного бакалавриата, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в течение 3 лет после окончания обучения, % 5 5 10 15 20
ской Федерации от 22 января 2013 г. № 23. Таким образом, институт профессиональных стандартов обязывает обеспечить соответствие образовательных программ подготовки рабочих кадров и не ориентирован на мобильное внесение изменений с целью оперативной коррекции образовательных траекторий и формируемых профессиональных компетенций. По сути, система федеральных государственных стандартов, являясь маломобильной и не отражающей актуальные потребности рынка труда, дополнена системой профессиональных стандартов. При этом образовательные организации, осуществляющие подготовку рабочих кадров, не имеют достаточной возможности для трансформации образовательного процесса с целью удовлетворения потребностей работодателей в квалифицированных рабочих кадрах с соответству-
ющей квалификацией после окончания обучения. С нашей точки зрения, образовательные организации не должны подстраиваться под рамки стандартов государства, а должны оказывать образовательные услуги на перспективу, т.е. не обеспечивать потребность работодателя в рабочих кадрах «вчерашнего дня», а предлагать рабочие кадры «завтрашнего дня».
1. Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов от 5 апреля 2016 г. URL: http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/128.
2. Степанов А.А. Проблемы и перспективы популяризации профессионального образования в России // Приоритетные направления совершенствования производственного обучения в учреждениях профессионального образования России: от теории к практике: сб. науч. ст. по итогам I Всерос. науч.-практ. конф. М., 2016.