Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / БИЗНЕС - ЦЕННОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Елена Юрьевна

Актуальность. Инновационный характер развития современных экономических систем актуализирует вопросы управления хозяйствующими субъектами, обусловленные процессами трансформации окружающей действительности. Вопросы оценки эффективности управленческих решений в компаниях, продуктом деятельности которых является инновационная продукция, представляют методический и прикладной интерес, для обеспечения максимизации результативности деятельности хозяйствующего субъекта. Объект исследования. Методология оценки эффективности управления инновационными компаниями. Предмет исследования. Методы оценки эффективности управления хозяйствующими субъектами, продуктом деятельности которых являются инновации. Цель исследования. Заключается в раскрытии формы и содержания современных методов оценки эффективности управления компаний инновационной сферы. Задачи исследования. Заключаются в детекции содержания методов оценки эффективности управления инновационными компаниями. Методология исследования. Использованы теоретико - эвристические методы дескриптивного характера, базирующиеся на общепризнанных методах научного познания: анализ, синтез, аналогии, абстрагирование, дедукцию и др., обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования. Результаты исследования. Выражаются в раскрытии формы и содержания методов оценки эффективности управления компаний инновационного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE COMPANIES

Relevance. The innovative nature of the development of modern economic systems actualizes the issues of management of economic entities caused by the processes of transformation of the surrounding reality. The issues of evaluating the effectiveness of management decisions in companies whose products are innovative products are of methodological and applied interest, in order to maximize the effectiveness of the economic entity. The object of the study. Methodology for assessing the effectiveness of management of innovative companies. The subject of the study. Methods for assessing the effectiveness of management of economic entities, the product of which is innovation. The purpose of the study. It consists in revealing the form and content of modern methods for evaluating the management effectiveness of companies in the innovation sector. Research objectives. They consist in detecting the content of methods for evaluating the effectiveness of management of innovative companies. Research methodology. Theoretical and heuristic methods of a descriptive nature, based on the generally recognized methods of scientific knowledge: analysis, synthesis, analogies, deduction, etc., due to the phenomenological and systemic principles of research, are used. The results of the study. They are expressed in the disclosure of the form and content of methods for evaluating the management effectiveness of companies in the innovation sector.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ»

УДК 332

DOI 10.23672/j0834-7525-5821 -p

Осипова Елена Юрьевна

советник,

АО «Технополис»

economicadvisor@mail.ru

Elena Yu. Osipova

Counselor,

AO «Technopolis»

economicadvisor@mail.ru

Современные методы оценки эффективности управления инновационными компаниями

Modern methods of assessing

the effectiveness of management of innovative companies

Аннотация. Актуальность. Инновационный характер развития современных экономических систем актуализирует вопросы управления хозяйствующими субъектами, обусловленные процессами трансформации окружающей действительности. Вопросы оценки эффективности управленческих решений в компаниях, продуктом деятельности которых является инновационная продукция, представляют методический и прикладной интерес, для обеспечения максимизации результативности деятельности хозяйствующего субъекта.

Объект исследования. Методология оценки эффективности управления инновационными компаниями.

Предмет исследования. Методы оценки эффективности управления хозяйствующими субъектами, продуктом деятельности которых являются инновации.

Цель исследования. Заключается в раскрытии формы и содержания современных методов оценки эффективности управления компаний инновационной сферы.

Задачи исследования. Заключаются в детекции содержания методов оценки эффективности управления инновационными компаниями. Методология исследования. Использованы теоретико - эвристические методы дескриптивного характера, базирующиеся на общепризнанных методах научного познания: анализ, синтез, аналогии, абстрагирование, дедукцию и др., обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования.

Результаты исследования. Выражаются в раскрытии формы и содержания методов оценки эффективности управления компаний инновационного сектора.

Ключевые слова: управление по целям, экономическая добавленная стоимость, бизнес - ценность, сбалансированные показатели, ключевые показатели эффективности.

Annotation. Relevance. The innovative nature of the development of modern economic systems actualizes the issues of management of economic entities caused by the processes of transformation of the surrounding reality. The issues of evaluating the effectiveness of management decisions in companies whose products are innovative products are of methodological and applied interest, in order to maximize the effectiveness of the economic entity.

The object of the study. Methodology for assessing the effectiveness of management of innovative companies. The subject of the study. Methods for assessing the effectiveness of management of economic entities, the product of which is innovation.

The purpose of the study. It consists in revealing the form and content of modern methods for evaluating the management effectiveness of companies in the innovation sector.

Research objectives. They consist in detecting the content of methods for evaluating the effectiveness of management of innovative companies. Research methodology. Theoretical and heuristic methods of a descriptive nature, based on the generally recognized methods of scientific knowledge: analysis, synthesis, analogies, abstraction, deduction, etc., due to the phenomenological and systemic principles of research, are used.

The results of the study. They are expressed in the disclosure of the form and content of methods for evaluating the management effectiveness of companies in the innovation sector.

Keywords: management by goals, economic value added, business value, balanced indicators, key performance indicators.

О

сновная часть.

Современная российская экономика характеризуется инновационным характером развития, количество организаций, осу-

ществляющих инновационную деятельность, неуклонно растёт (табл. 1, рис. 1), что актуализирует задачу оценки эффективности управления подобными хозяйствующими субъектами.

Таблица 1

Количество организаций, осуществляющих разработки, научную и инновационную деятельность в России, по данным [4]

Организации/год и № по п/п 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Число организаций - всего 3492 3682 3566 3605 3604 4175 4032 3944 3950 4053

Нормированные значения по max 0,84 0,88 0,85 0,86 0,86 1,00 0,97 0,94 0,95 0,97

в том числе:

научно-исследовательские организации 1840 1782 1744 1719 1689 1708 1673 1577 1574 1620

конструкторские организации 362 364 338 331 317 322 304 273 254 255

проектные и проектно-изыска-тельские организации 36 38 33 33 32 29 26 23 20 11

опытные заводы 47 49 60 53 53 61 62 63 49 44

образовательные организации высшего образования 517 581 560 671 702 1040 979 970 917 951

организации промышленности, имевшие научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения 238 280 274 266 275 371 363 380 419 450

прочие 452 588 557 532 536 644 625 658 717 722

Представим графически количество организаций занимающихся разработкой и внедрением инновационного продукта (рис. 1).

Рисунок 1 - Количество организаций, занимающихся разработкой и внедрением инновационного продукта

Инновационный характер деятельности компаний требует новых методов оценки эффективности управления деятельностью, с учётом особенности инновационной продукции. Классические методы оценки эффективности управления, основанные на отношении эффект/затраты не оправдывают себя, с точки зрения, прикладного применения. Обусловлено это тем, что инновационный продукт, сложно прогнозируемый рыночный фактор, где заранее спрогнозировать спрос, технические параметры производства достаточно сложно. В настоящее время, наиболее оправданными, с прикладной точки зрения, для оценки эффективности управления инновационными компаниями считаются: система управления эффективностью (РМ) [1] и система управления по целям (МВО) [б].

Система управления по целям, разработана П. Дукером [б]., ещё в 1954 году. Основной идей выступает совместная постановка целей руководством и сотрудниками и их совместная реализация. При том, что система управления по целям -достаточно старая (1954 г.), она эволюционирует, и современный метод оценки эффективности

управления высокотехнологичными компаниями носит название: цели и ключевые результаты (OKR), который используют для оценки эффективности управления такие высокотехнологичные гиганты, как Google, Twitter, Oracle, Adobe, Dropbox, GoPro, Facebook, Amazon, Yahoo и др.

Метод OKR состоит из двух этапов формулировки цели, которые взаимодополняют друг друга:

1. Представление цели (объект стремления) -Objectives.

2. Количественно выраженные ключевые показатели, по значению которых оценивается степень достижения цели (Key Results).

Приемлемым считается постановка трёх, четырёх целей и трёх, четырёх ключевых показателей.

Плюсы OKR:

- Цель выступает в виде стремления, которое количественно измеримо и имеет объективную природу.

- Внутренняя среда компании самоорганизуется для достижения цели.

- Требуется математически точная и обоснованная система планирования.

- Эффективность управления компанией определяется достаточно просто: достигнута цель или нет.

- Формирование целей и результатов представляет собой замкнутый цикл, сверху - вниз, снизу -вверх, достигается полная вовлечённость в процесс всех сотрудников.

Минусы ОКЯ:

- Возможна разбалансировка цели из-за поточного движения по вертикали снизу - вверх и сверху - вниз.

- Руководство может изначально выставлять заниженные цели и результаты, чтобы показать значительную эффективность своего труда.

Система управления эффективностью (PM) представляет собой систему, в которой упор делается на управление системными элементами (ключевыми сотрудниками, отделами, командами, подразделениями), в рамках нового элемента системы BSC [2], таблица 1. BSC система сбалансированных показателей, представляющая из себя методы стратегического управления результативностью, одним из которых выступает метод оценки ключевых показателей эффективности (KPI) [2].

Таблица 2

Содержание системы сбалансированных показателей (BSC), применительно к инновационным компаниям (авторское).

Показатели инновационной компании Содержание Область применения

Развитие компании реализация стратегии, выполнение стратегических инновационных проектов Руководство компании

Фронтир будущего Реализация инновационных проектов по этапам, исследование и анализ применения новых технологий, управление знаниями, повышение качества управления персоналом, улучшение производительности сервисной составляющей Подразделения 1Т компании

Производственное преимущество Повышение качества и результативности работы производственных систем Менеджмент среднего звена компании

Акцент на потребителя партнерские отношения с бизнесом, поддержка заданного качества результатов труда, качественное выполнение научно-исследовательских разработок, повышение удовлетворенности пользователей Пользователи конечного продукта

Как мы видим из таблицы 2, система сбалансированных показателей регламентирует четыре основных аспекта деятельности компании, по которым производится совокупная оценка эффек-

тивности управленческого труда. Содержание метода оценки ключевых показателей представлено в таблице 3.

Таблица 3

Метод оценки ключевых показателей

Показатели по сфере приложения Содержание показателей

Виды КР1 целевые (ориентированы на постановку и достижение целей)

процессные (ориентированы на процессы внутри организации)

проектные (основаны на принципах проектного управления)

Рассчитываемые значения КР1 финансовые

клиентские

внутренних процессов

развития

По виду отображения запаздывающие

опережающие

Как видим из таблицы 3, метод оценки ключевых показателей достаточно многообразен по содержанию и реализации и может более комплексно

представить результаты оценки эффективности управления инновационными компаниями.

Выводы.

По результатам нашего исследования мы можем уверенно выделить два основных метода оценки эффективности управления инновационными компаниями, это цели и ключевые показатели (OKR) и оценка ключевых показателей (KPI). Метод OKR относительно не нов, но при этом,

Литература:

1. Армстронг М. Управление результативностью: Система оценки результатов в действии / Майкл Армстронг, Анжела Бэрон. М. : Альпина Паблишер, 2014. 248 с.

2. Ветлужских Е.Н. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI / Е.Н. Ветлужских; Тех. ред. Н. Лисицина. М. : Альпина Паблишер, 2013. 216 с.

3. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 (Переиздание). URL : http://docs.cntd.ru/document/1200039940 (дата обращения 08.03.2021).

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL : http://docs.cntd.ru/document/1200068733 (дата обращения 08.03.2021).

5. Статистика и показатели. URL : https://rosin fostat.ru/innovatsii/ (дата обращения 08.03.2021).

6. Drucker Peter F. The Practice of Management. New-York : Harper & Row, 1954. 416 p.

учитывая эволюционный характер исследований, имеет значительную прикладную эффективность. Он более применим для инновационных компаний высокотехнологичного сектора экономики. Метод KPI, больше ориентирован на производственный сектор экономики, то есть инновационные компании реального сектора экономики.

Literature:

1. Armstrong M. Performance management: A system for evaluating results in action / Michael Armstrong, Angela Baron. M. : Alpina Publisher, 2014. 248 p.

2. Vetluzhskikh E.N. Remuneration system. How to develop goals and KPI for software / E.N. Vetluzhskikh; Technical ed. N. Lisitsina. M. : Alpina Publisher, 2013. 216 p.

3. GOST R ISO/TO 10017-2005 Statistical methods. Guidelines for use in accordance with GOST R ISO 9001 (Reissue). URL : http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200039940 (date of application 08.03.2021);

4. GOST R ISO 9000-2008 Quality Management Systems. Basic provisions and dictionary. URL : http://docs.cntd.ru/document/1200068733 (date of application 08.03.2021).

5. Statistics and indicators. URL : https://rosinfos tat.ru/innovatsii/ (date of application 08.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Peter F. Drucker Management practice. New-York : Harper & Row, 1954. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.