Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирпань Юрий Викторович

Актуальность. Управление хозяйствующими субъектами, это системообразующий фактор, который определяет результативность хозяйственной деятельности предприятия. Трансформация экономической действительности, вызванная изменением общественной формации, как следствие пандемии 2020 года, актуализирует научно-исследовательские вопросы в области управления хозяйствующими субъектами. Особую актуальность данные вопросы приобретают в экономических системах, развитие которых, обусловлено инновационным развитием экономических процессов. Объект исследования. Методология оценки эффективности управления инновационными компаниями. Предмет исследования. Методы управления инновационными предприятиями, как предметная область современного экономического знания. Цель исследования. Заключается в дескрипции формы и содержания современных методов управления инновационными предприятиями. Задачи исследования. Заключаются в детекции содержания современных методов управления инновационными предприятиями. Методология исследования. Использованы формально-качественные методы экономического знания, базирующиеся на общепризнанных методах качественного экономического анализа: описание, интерпретации, детекции свойств предмета исследования, абстрагировании и др., обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования. Результаты исследования. Выражаются в раскрытии формы и содержания управления хозяйствующими субъектами, основная деятельность которых, характеризуется инновационным характером развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ENTERPRISES FROM THE PERSPECTIVE OF MODERN ECONOMIC THOUGHT

Relevance. Management of economic entities is a system-forming factor that determines the effectiveness of the economic activity of the enterprise. The transformation of economic reality caused by a change in the social structure, as a result of the 2020 pandemic, actualizes research issues in the field of management of economic entities. These issues are particularly relevant in economic systems, the development of which is due to the innovative development of economic processes. The object of the study. Methodology for assessing the effectiveness of management of innovative companies. The subject of the study. Methods of management of innovative enterprises as a subject area of modern economic knowledge. The purpose of the study. It consists in describing the form and content of modern management methods of innovative enterprises. Research objectives. They consist in detecting the content of modern management methods of innovative enterprises. Research methodology. Formal - qualitative methods of economic knowledge based on the generally recognized methods of qualitative economic analysis are used: description, interpretation, detection of the properties of the subject of research, due to the phenomenological and systemic principles of research. The results of the study. They are expressed in the disclosure of the form and content of management of economic entities, the main activity of which is characterized by the innovative nature of development.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

УДК 332

DOI 10.23672/f4508-0058-9037-x

Кирпань Юрий Викторович

заместитель генерального директора, ООО «СТРОЙКОМ» Kirpan@mail.ru

Yurii V. Kirpan

Deputy General Director, «STROYKOM» LLC Kirpan@mail.ru

Управление инновационными предприятиями с позиций современной экономической мысли

Management of innovative

enterprises from the perspective of modern economic thought

Аннотация. Актуальность. Управление хозяйствующими субъектами, это системообразующий фактор, который определяет результативность хозяйственной деятельности предприятия. Трансформация экономической действительности, вызванная изменением общественной формации, как следствие пандемии 2020 года, актуализирует научно-исследовательские вопросы в области управления хозяйствующими субъектами. Особую актуальность данные вопросы приобретают в экономических системах, развитие которых, обусловлено инновационным развитием экономических процессов. Объект исследования. Методология оценки эффективности управления инновационными компаниями.

Предмет исследования. Методы управления инновационными предприятиями, как предметная область современного экономического знания. Цель исследования. Заключается в дескрипции формы и содержания современных методов управления инновационными предприятиями. Задачи исследования. Заключаются в детекции содержания современных методов управления инновационными предприятиями.

Методология исследования. Использованы формально-качественные методы экономического знания, базирующиеся на общепризнанных методах качественного экономического анализа: описание, интерпретации, детекции свойств предмета исследования, абстрагировании и др., обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования.

Результаты исследования. Выражаются в раскрытии формы и содержания управления хозяйствующими субъектами, основная деятельность которых, характеризуется инновационным характером развития.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей, экономические методы, социально-психологические методы, административные методы, ключевые показатели эффективности.

Annotation. Relevance. Management of economic entities is a system-forming factor that determines the effectiveness of the economic activity of the enterprise. The transformation of economic reality caused by a change in the social structure, as a result of the 2020 pandemic, actualizes research issues in the field of management of economic entities. These issues are particularly relevant in economic systems, the development of which is due to the innovative development of economic processes.

The object of the study. Methodology for assessing the effectiveness of management of innovative companies.

The subject of the study. Methods of management of innovative enterprises as a subject area of modern economic knowledge.

The purpose of the study. It consists in describing the form and content of modern management methods of innovative enterprises.

Research objectives. They consist in detecting the content of modern management methods of innovative enterprises.

Research methodology. Formal - qualitative methods of economic knowledge based on the generally recognized methods of qualitative economic analysis are used: description, interpretation, detection of the properties of the subject of research, abstraction, etc., due to the phenomenological and systemic principles of research.

The results of the study. They are expressed in the disclosure of the form and content of management of economic entities, the main activity of which is characterized by the innovative nature of development.

Keywords: balanced scorecard, economic methods, so-cio-psychological methods, administrative methods, key performance indicators.

В

ведение.

Инновационные предприятия, это инге-рентные элементы экономической системы России последнее десятилетие, с момента

интенсификации инновационных процессов в хозяйственном комплексе страны. При этом следует отметить, что несовершенство административных, организационных, управленческих механизмов управления и регулирования

хозяйственным комплексом, является препят- рисунок 1, 2. Россия в 2020 году опустилась в гло-

ствием для закрепления России в числе лидеров бальном инновационном индексе на 47 место.

инновационного развития. Так по данным [3, 6],

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Глобальный инновационный индекс 46 43 45 46 46 47

Рес^рсыиннозаций 52 44 43 43 41 42

Результаты инноваций 49 47 51 56 59 5«

* Количество стран: 2015 г. - 141; 2016 г. - 128; 2017 г. - 127; 2018 г. - 126; 2019 г. - 129; 2020 г. - 131

Рисунок 1 - Изменение позиций Российской Федерации в глобальном инновационном индексе с 2015 по 2020 год, по данным [3, 6]

Рисунок 2 - Изменение позиций Российской Федерации по элементам глобального инновационного индекса с 2015 по 2020 год, по данным [3, 6]

Тенденция стагнации и «медленного сползания» объясняется в том числе, недостаточностью проработанности вопросов управления инновационными предприятиями согласно требованиям новой экономической реальности.

Основная часть

Если рассматривать систему управления хозяйствующими субъектами в целом, то необходимо выделить три основных элемента управления предприятием: организационно-распорядительный, социально-психологические и экономические методы. Рассмотрим содержательно эти методы.

Организационно-распорядительный метод (административный), (авторское определение) - совокупность форм и методов воздействий на хозяйственный процесс, включающий в себя стабилизационные, распорядительные, дисциплинарные меры, выражающийся в построение чёткой системы иерархий подчинённости, обязанности и ответственности работников. Следует отметить, что данная форма управления характеризуется едиными центрами ответственности и принятия решений. Данные методы, малопригодны, в

условиях неопределённости, повышенных рисков и требований к творческой активности, что является характерными процессами для создания, внедрения и коммерческой реализуемости инновационной продукции.

Социально-психологические (авторское определение) - личностно-ориентированные формы и методы воздействия, ориентированные, прежде всего, на создание комплексного социально-комфортного рабочего процесса, в котором повышение производительности труда обеспечивается мерами неэкономического характера и личность работника, ассоциирована с социальной группой, по признакам принадлежности и участия. Социально-психологические методы имеют эффективное практикоприменение в производственном процессе, где требуется вовлечённость, творческая составляющая, мотивация, способность взять на себя ответственность (высокие технологии, информационно-коммуникационное пространство и т.д.). Таким образом, если инновационные предприятия принадлежат к сфере обращения, а не сфере производства, подобные методы управления имеют значительное превосходство в прикладном применении. Из современных методов управления, относящихся к

социально-психологическим методам, можно выделить концепцию управления по целям Питера Друкера [7]. Современный метод концепции управления по целям, носит название управление по целям и ключевым показателям (англ. OKR) [2], который активно используют такие инновационные компании, как, Oracle, Google, Amazon, Facebook, и др.

Управление по целям и ключевым показателям (OKR) заключается в двух компонентах построения цели, которые по своей природе дихото-мичны:

1. Objectives - объект к чему стремится, формулировка стремления (цели);

2. Key Results - наличие количественно измеримых показателей, которые характеризуют степень освоения цели.

Метод OKR базируется на активном вовлечении работников в процесс целеполагания и

Система сбалансированных показателей (BSC),

разделения ответственности за результаты по достижению целей.

Экономические методы (авторское определение) -совокупность форм и методов воздействий на хозяйственный процесс, основанные на экономическом стимулировании, базирующиеся на финансовых, ценовых элементах политики и принципах коммерческого расчёта. Экономические методы управления регламентируют порядок производственного процесса, как систему стимул-результат-вознаграждение, что является эффективным в прикладном применении для инновационных предприятий сферы производства (реального сектора экономики). Также данные методы управления эффективны для управления инновационными проектами [4, 5], отдельными процессами [5]. Современная концепция в рамках экономических методов управления, носит название управление результативностью (PM) [1], одним из современных методов является система сбалансированных показателей (BSC) [1], таблица 1.

Таблица 1

при управлении инновационным предприятием

Показатели инновационного предприятия Содержание показателя Область применения показателя

Развитие предприятия Выполнение стратегических задач и достижение стратегических целей по инновационному предприятию (проекту, процессу, продукту) Топ - менеджмент предприятия

Оценка перспектив Повышение производительности, повышение доли научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, проектное управление согласно [5] Проектные подразделения компании

Производственная сфера Управление, контроль и регулирование результативность работы производственных систем, на этапе внедрения инновационного продукта Менеджмент среднего звена компании

Сфера потребления (ориентация на потребителя) Обратная связь с потребителями инновационного продукта, целевые количественно измеримые показатели качества, спроса и потребления Конечные пользователи инновационного продукта

Как мы можем увидеть из таблицы 1 система сбалансированных показателей, подразумевает управление по четырём основным сферам инновационного предприятия и оценку эффективности результатов управления. Данный метод управления эффективен для инновационных предприятий, конечным продукт которых предполагает массовость производства и потребления.

Выводы

В данном исследовании мы рассмотрели три основных концепции управления предприятием в

Литература:

1. Армстронг М. Управление результативностью: Система оценки результатов в действии / Майкл Армстронг, Анжела Бэрон. М. : Альпина Паблишер, 2014. 248 с.

2. Ветлужских Е.Н. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI / Е.Н. Ветлужских; Тех. ред. Н. Лисицина. М. : Альпина Паблишер, 2013. 216 с.

рамках предмета исследования, применительно к инновационным предприятиям. Выделили два метода управления, социально-психологические и экономические, которые наиболее эффективно с точки зрения прикладного применения для инновационных компаний. Следует отметить, что мы не исключаем в полной мере административных методов управления инновационным предприятием. Данные методы можно использовать, как методы дополнительные и регламентирующие использование других альтернативных методов управления инновационным предприятием.

Literature:

1. Armstrong M. Performance management: A system for evaluating results in action // Michael Armstrong, Angela Baron. M. : Alpina Publisher, 2014. 248 p.

2. Vetluzhskikh E.N. Remuneration system. How to develop goals and KPI for software / E.N. Vetluzhskikh; Technical ed. N. Lisitsina. M. : Alpina Publisher, 2013. 216 p.

3. Глобальный инновационный индекс 2020. URL : https://issek.hse.ru/news/396120793.html (дата обращения 18.03.2021).

4. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 (Переиздание). URL : http://docs.cntd.ru/document/1200039940 (дата обращения 18.03.2021).

5. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL http://docs.cntd.ru/document/1200068733 (дата обращения 18.03.2021).

6. Статистика и показатели. URL : https://rosin fostat.ru/innovatsii (дата обращения 18.03.2021).

7. Drucker Peter F. The Practice of Management. New-York : Harper & Row, 1954. 416 p.

3. Global Innovation Index 2020 URL : https://is-sek.hse.ru/news/396120793.html (date of application 18.03.2021).

4. GOST R ISO / TO 10017-2005 Statistical methods. Guidelines for use in accordance with GOST R ISO 9001 (Reissue). [URL : http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200039940 (date of application 18.03.2021).

5. GOST R ISO 9000-2008 Quality Management Systems. Basic provisions and dictionary. URL : http://docs.cntd.ru/document/1200068733 (date of application 18.03.2021).

6. Statistics and indicators. URL : https://rosin-fostat.ru/innovatsii (date of application 18.03.2021).

7. Peter F. Drucker Management practice. New-York : Harper & Row, 1954. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.