Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА В КРУПНЫХ МЕГАПОЛИСАХ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА В КРУПНЫХ МЕГАПОЛИСАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лерман Е.Б.

Актуальность. Современная городская застройка характеризуется повышенной плотностью, масштабностью и сложностью инфраструктурного обеспечения. В подобных условиях критерий мобильности граждан имеет важнейшее социально - экономическое и социально - культурное значение. Интенсификация экономических, технологических, социальных, демографических процессов в стране и мире, приводит к увеличению плотности городской застройки и как следствие, требований к развитию городского транспорта. Подобная динамика определяет актуальность научных исследований к вопросам оценки экономической эффективности управления и развития городского транспорта. Объект исследования. Методология оценки эффективности управления и развития городского транспорта. Предмет исследования. Методологический подход к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта в условиях городской застройки. Цель исследования. Заключается в детекции методологических подходов к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта в условиях городской застройки. Задачи исследования. Заключаются в дескриптивном описании методологических подходов оценки и эффективности управления и развития городским транспортом, с раскрытием содержания и формы подхода. Методология исследования. Использованы теоретико - эвристические методы экстраспективного характера, базирующиеся на общепризнанных методах научного познания: анализ, синтез, аналогии, абстрагирование, дедукцию и др., обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования. Результаты исследования. Выражаются в детализированном описании методологических подходов к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF MANAGEMENT AND DEVELOPMENT OF URBAN TRANSPORT IN LARGE METROPOLITAN AREAS

Relevance. Modern urban development is characterized by high density, scale and complexity of infrastructure support. In such conditions, the criterion of mobility of citizens is of the most important socio-economic and socio-cultural importance. The intensification of economic, technological, social, and demographic processes in the country and the world leads to an increase in the density of urban development and, as a result, the requirements for the development of urban transport. Such dynamics determine the relevance of scientific research to the issues of assessing the economic efficiency of management and development of urban transport. The object of the study. Methodology for assessing the effectiveness of management and development of urban transport. The subject of the study. Methodological approach to the assessment of the economic efficiency of the management and development of urban transport in urban development. The purpose of the study. It consists in the detection of methodological approaches to the assessment of the economic efficiency of the management and development of urban transport in urban development. Research objectives. They consist in a descriptive description of methodological approaches to the assessment and effectiveness of management and development of urban transport, with the disclosure of the content and form of the approach. Research methodology. Theoretical and heuristic methods of an extraspectual nature, based on the generally recognized methods of scientific knowledge: analysis, synthesis, analogies, abstraction, deduction, etc., conditioned by the phenomenological and systemic principles of research, are used. The results of the study. They are expressed in a detailed description of methodological approaches to assessing the economic efficiency of urban transport management and development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА В КРУПНЫХ МЕГАПОЛИСАХ»

Современные методологические подходы к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта в крупных мегаполисах

см о

см ^

О!

о ш т

X

<

т о х

X

Лерман Евгения Борисовна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая теория и антикризисное управление» Сибирского государственного университета путей сообщения, gsv-73@yandex.ru

Актуальность.

Современная городская застройка характеризуется повышенной плотностью, масштабностью и сложностью инфраструктурного обеспечения. В подобных условиях критерий мобильности граждан имеет важнейшее социально - экономическое и социально - культурное значение. Интенсификация экономических, технологических, социальных, демографических процессов в стране и мире, приводит к увеличению плотности городской застройки и как следствие, требований к развитию городского транспорта. Подобная динамика определяет актуальность научных исследований к вопросам оценки экономической эффективности управления и развития городского транспорта. Объект исследования. Методология оценки эффективности управления и развития городского транспорта. Предмет исследования. Методологический подход к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта в условиях городской застройки. Цель исследования. Заключается в детекции методологических подходов к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта в условиях городской застройки.

Задачи исследования. Заключаются в дескриптивном описании методологических подходов оценки и эффективности управления и развития городским транспортом, с раскрытием содержания и формы подхода.

Методология исследования. Использованы теоретико - эвристические методы экстраспективного характера, базирующиеся на общепризнанных методах научного познания: анализ, синтез, аналогии, абстрагирование, дедукцию и др., обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования.

Результаты исследования. Выражаются в детализированном описании методологических подходов к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта. Ключевые слова: система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности, управление по целям, транспорт.

Основная часть

Современный уклад хозяйственного комплекса страны и мира, характеризуется интенсификацией инновационных процессов экономических систем и, как следствие, трансформацией окружающей действительности. Изменения определяют последующее развитие различных аспектов общественной и экономической жизни, в том числе развитие городского транспорта в условиях городской застройки. Очевидно, что содержание методических подходов к оценке эффективности управления и развития городского транспорта, также претерпевают изменения. Рассмотрим динамику изменения показателей автобусного парка на 100000 населения и автомобилей в России (рисунок 1) и динамику изменения числа легковых автомобилей в России (рисунок 2).

Рисунок 1. Динамика изменения автобусного парка в России, на 100000 населения, ед

Рисунок 2. Динамика изменения числа легковых автомобилей в России, ед.

Как можно увидеть из рисунка 1, 2 динамика автобусного парка при увеличении плотности застройки практически не меняется (снижение не существенно), но при этом наблюдается значительный рост числа легковых автомобилей в пользовании, что характеризует увеличение требований населения к мобильности и комфорту. Учитывая, характерные тенденции в экономических системах последнего десятилетия, из современных методических подходов к оценке эффективности управления и развития городского транспорта, мы можем выделить два: МВО - система управления по целям [6] и РМ - система управления эффективностью [1].

П. Дукер [6] предложил систему управления по целям, как подход к оценке эффективности управления и

развития, предполагающий совместную постановку целей и путей их достижения по всей вертикали управления, с оценкой результативности по факту достижения цели. Современный метод в рамках данного подхода, имеет аббревиатуру и название OKR - цели и ключевые результаты, его мы разберём далее по тексту нашего исследования.

PM [1] - система управления эффективностью, современный методический подход в рамках которого, упор делается на оценку ключевых показателей элементов объектной системы (в нашем случае, это городской транспорт). Современное представление методического подхода PM выражается в концепции BSC - система сбалансированных показателей [3], в рамках которого наиболее современным методом является метод KPI - оценка ключевых показателей эффективности. Его мы также рассмотрим далее по тексту исследования.

Для содержательного отражения методических подходов, воспользуемся четырёхуровневой системой транспортного планирования в городах, предложенной Вучиком Ваканом [2], рисунок 3.

2. Objectives - Транспортная сеть, Key Results - протяжённость автомобильных дорог, количество единиц общественного транспорта, площадь внутридомовых переходов и пешеходных дорожек;

3. Objectives - Маршруты, Key Results - количество маршрутов;

4. Objectives - Объект инфраструктуры городского транспорта, Key Results - торговая площадь, количество маршрутов, протяжённость маршрутов.

Таким образом, по методу OKR, по предлагаемой нами элементарной разбивке, плановое значение Key Results сравнивается с фактическим значением Key Results, величина их расхождения будет свидетельствовать об экономической эффективности и технической результативности управления и развития городского транспорта.

Таблица 1

Система сбалансированных показателей и ключевые показатели эффективности управления и развития городским транспортом_

Рисунок 3. Четырёхуровневая система транспортного планирования в городах, источник [2]

Вучик Вакан предлагает иерархическое представление городского транспорта в виде элементов транспортной системы, расположенных иерархически, рисунок 3. Воспользуемся, предлагаемым методом системы транспортного планирования в городах, для содержательного отображения современных методических подходов к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта.

OKR метод, складывается из двух элементов, это Objectives - образ цели (представление) и Key Results -количественное выражение показателей, имеющих ключевое значение для достижения цели. Применительно к городскому транспорту, метод OKR, можно представить следующим образом:

1. Objectives - Город, Key Results - бюджет, количество дорог, пропускная способность, количество парко-вочных мест, уровень загрязнения воздуха, количество развязок;

Показатели Развития и управления городским транспортом

Город -транспорт

Интегрированная интермодальная сеть

Маршруты

Объект ин-фраструк-туры городского транспорта

Содержание показателя

реализация стратегии, выполнение стратегических IT -проектов

развитие 1Т -архитектуры, исследование и анализ применения новых технологий, управление знаниями, повышение качества управления персоналом, улучшение производительности 1Т -сервисов

высокое качество процессов: результативность, эффективность, безопасность и надежность, повышение производительности труда

партнерские отношения с бизнесом, поддержка заданного качества 1Т -сервисов, качественное выполнение программных разработок, повышение удовлетворенности пользователей

Область приложения

-экономика;

-жилищная

сфера;

- социальная

сфера;

-окружающая

среда;

-транспорт.

Чистый дисконтированный доход; -внутренняя норма доходности;

социальный и бюджетные эффекты; экологический эффект.

-общественный

транспорт

-автомобильная

дорога

-пешеходные

передвижения

- маршруты

-общественный

транспорт

-торговая площадь;

-маршрут отдельно взятый; -количество перекрёстков

KPI

количество ед. общественного транспорта протяжённость автомобильных дорог (приращение)

-площадь и протяжённость пешеходных покрытий

средняя протяжённость маршрута -количество маршрутов

-площадь торгового объекта;

протяжённость маршрута до торгового объекта;

BSC-система сбалансированных показателей, выделяя ключевые показатели эффективности КР1, в рамках которых, могут быть использованы «классические» показатели, такие как, чистый дисконтированный доход, модифицированный для условий неопределённости [4],

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

es

0 es

01

индекс рентабельности инвестиций, модифицированная внутренняя норма доходности. Сведём систему сбалансированных показателей и ключевые показатели эффективности, применительно к городскому транспорту в таблицу 1.

Как видим из таблицы 1, нами представлена комплексная система сбалансированных показателей, для целей оценки экономической эффективности управления и развития городского транспорта в стоимостном и натуральном выражении.

Выводы

В данном исследовании мы представили два современных методических подхода к оценке экономической эффективности управления и развития городского транспорта в стоимостном и натуральном выражении. Представили детекцию содержания походов по применяемым методам. Отдельно следует отметить, что развитие городского транспорта, в большинстве случаев, это проекты, так называемого, затратного типа [5], эффективность управления которыми должна оцениваться не через коммерческие показатели, а показатели социального и бюджетного эффектов.

Литература

1. Ветлужских Е. Н. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI/Тех. ред. Н. Лисицина. М. : Аль-пина Паблишер, 2013. -216 с.;

2. Вучик Вукан Р. Транспорт в городах удобных для жизни. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/39845, свободный - (дата обращения 15.04.2021);

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://tourism.gov.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2016-2020-gody/, свободный - (дата обращения 15.04.2021).;

4. Хайруллин В.А. Совершенствование расчета ожидаемого чистого дисконтированного дохода при оценке эффективности инновационных проектов реализуемых в автодорожном комплексе /В. А. .Хайруллин, Н.Н.Рив-кина //Интернет-журнал «Науковедение» №2 (15) 2013.-С.1-3.;

5. Хайруллин В.А. Оценка социального и бюджетного эффекта при реализации инвестиционных проектов затратного типа в строительстве: монография/В.А. Хайруллин, Э.Р. Ахундов, Д.В. Кузнецов, В.Н. Зенцов//. - Казань: Бук, 2021.-226 с.

6. Drucker Peter F. The Practice of Management. New York : Harper & Row, 1954 - 416 p.

Modern methodological approaches to assessing the economic efficiency of management and development of urban transport in large metropolitan areas

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Lerman E.B.

Siberian Transport University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Relevance.

Modern urban development is characterized by high density, scale and complexity of infrastructure support. In such conditions, the criterion of mobility of citizens is of the most important socio-economic and socio-cultural importance. The intensification of economic, technological, social, and demographic processes in the country and the world leads to an increase in the density of urban development and, as a result, the requirements for the development of urban transport. Such dynamics determine the relevance of scientific research to the issues of assessing the economic efficiency of management and development of urban transport.

The object of the study. Methodology for assessing the effectiveness of management and development of urban transport.

The subject of the study. Methodological approach to the assessment of the economic efficiency of the management and development of urban transport in urban development.

The purpose of the study. It consists in the detection of methodological approaches to the assessment of the economic efficiency of the management and development of urban transport in urban development.

Research objectives. They consist in a descriptive description of methodological approaches to the assessment and effectiveness of management and development of urban transport, with the disclosure of the content and form of the approach.

Research methodology. Theoretical and heuristic methods of an extraspectual nature, based on the generally recognized methods of scientific knowledge: analysis, synthesis, analogies, abstraction, deduction, etc., conditioned by the phenomenological and systemic principles of research, are used.

The results of the study. They are expressed in a detailed description of methodological approaches to assessing the economic efficiency of urban transport management and development.

Keywords: balanced scorecard, key performance indicators, goal management, transport.

References

1. Vetluzhskikh E. N. Remuneration system. How to develop goals and KPI

for software / Technical ed. N. Lisitsina. M.: Alpina Publisher, 2013. -216 p.;

2. Vuchik Vukan R. Transport in cities convenient for life. [Electronic

resource].- Access mode: https://culture.wikireading.ru/39845, free -(accessed 15.04.2021);

3. Federal State Statistics Service [Electronic resource].- Access mode:

https://tourism.gov.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2016-2020-gody/, free - (15 15.04.2021).;

4. Khairullin V. A. Improving the calculation of the expected net discounted

income when evaluating the effectiveness of innovative projects implemented in the road complex .Khairullin, N. N. Rivkina //Online journal "Naukovedenie" No. 2 (15) 2013. - p. 1-3.;

5. Khairullin V. A. Evaluation of the social and budget effect in the

implementation of investment projects of the cost-based type in construction: monograph/V. A. Khairullin, E. R. Akhundov, D. V. Kuznetsov, V. N. Zentsov//. - Kazan: Buk, 2021. -226 p.

6. Peter F. Drucker Management practice. New York : Harper & Row, 1954-

416 p.

o

Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.