ресурсов необходимых для выполнения поставленных задач.
Еще одним важным фактором является повышение эффективности трудового процесса за счет рациональной организации труда.
Если рассматривать деятельность 1111 с точки зрения экономической теории [3] (Рис.2), где в качестве субъекта труда (1) представлены 1111, воздействующие на объект (7) -горящий объект посредством элементов (2 - 6), а результат труда (8) представляет собой событие, в результате которого происходит прекращение горения и спасение людей, то объектом цифровизации в первую очередь должны стать элементы (2) «Информация» и (5) «Организация труда». И здесь открываются большие перспективы повышения эффективности деятельности 11 связанные оптимизацией логистики
Рис.2. Схема трудового процесса. Субъект труда (1); опосредующие элементы (2-6) воздействия субъекта труда на его объект (7); результат труда (8)
Таким образом, необходимость цифровизации оперативно-тактической деятельности 11 связана с потребностью повышения эффективности борьбы с пожарами в рамках единого цифрового пространства, включающего в себя все жизненно важные сферы экономики и социальной сферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пожарная тактика: учебник под. ред. М.В. Данилова. - М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963
2. НИР «Провести исследования и разработать оптимальные схемы размещения пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях и боевого развёртывания пожарных подразделений на пожарах», отчёт в 2-х книгах / ВНИИПО; науч. рук. темы нач.отдела ВНИИПО В.А. Березин, зам.нач. ЛВПТШ Н.Н. Малинин. - М., 1988, 253 стр.
3. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. - М.: КНОРУС, 2010. -400 с. ISBN 9785-406-00164-6
Р.К. Гильфанов, Д.О. Ташлыков
Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ МЧС РОССИИ
В статье рассматривается деятельность специалистов по информационному сопровождению оперативных событий оперативной дежурной смены Национального центра управления в кризисных ситуациях, актуальный инструментарий мониторинга и анализа
79
информационного поля.
Ключевые слова: оперативное информирование населения, мониторинг и анализ информационного поля, НЦУКС.
R.K. Gilfanov, D.O. Tashlicov
MODERN METHODS OF MODELING AND ANALYSIS OF INFORMATION SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF EXPERTS OF THE NATIONAL MANAGEMENT CENTER IN CRISIS SITUATIONS OF EMERCOM OF RUSSIA
The article discusses the activities of specialists in information support of operational events of the operational duty shift of the National Crisis Management Center, the current toolkit for monitoring and analyzing the information field.
Keywords: operative informing of the population, monitoring and analysis of the information field.
Оперативное информирование населения о чрезвычайных (кризисных) ситуациях играет ключевую роль в обеспечении безопасности людей, а также для уменьшения ущерба от последствий чрезвычайных (кризисных) ситуаций. Сокрытие, задержка поступления или искажение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц или групп лиц могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной (кризисной) ситуации, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях. С целью недопущения вышесказанных ситуаций одним из приоритетных направлений деятельности Национального центра управления в кризисных ситуациях является организация своевременного информирования населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, особенно в местах массового пребывания людей.
Реализация указанного направления, а также организация работы по заполнению (формированию) информационного поля и оперативного информирования населения в первый час после поступления информации о ЧС (резонансных происшествиях), мониторинг средств массовой информации, блогосферы и социальных сетей - составляющие эффективной работы по оказанию адресной и конкретной помощи населению, возложенные на Управление организации информирования населения. Мониторинг и анализ информационного поля ведется в круглосуточном режиме, его результатом является не только оценка общего информационного фона, но и выявление некоторых проблемных вопросов (например, обнаружение некорректной или недостоверной информации о произошедших событиях, требующей уточнения или опровержения, а также своевременного реагирования), требующих дополнительного внимания и определенного информационного воздействия. От того, как организован процесс мониторинга и анализа информационного поля зависит качество информирования населения МЧС России в целом. В связи со сложностью данной работы и необходимостью обработки больших объемов информации автоматизация процессов, связанных с информированием населения, является необходимым условием в повышении качества решаемых задач, в том числе, в реализации современных методов информирования населения и их комплексного использования. Кроме того, возможность проведения адекватной оценки эффективности мониторинга информационного поля и использования этой оценки для повышения качества работы системы в целом может быть реализована только при значительной степени автоматизации и интеграции указанных процессов в работу специалистов информационных подразделений МЧС России. В настоящее время в Национальном центре управления в кризисных ситуациях внедрена и используется специалистами управления (организации информирования населения) автоматизированная система организации информирования населения (далее АС ОИН),
использование которой позволяет решить проблемные вопросы в области информирования и упростить с точки зрения использования в работе, а также повысить уровень автоматизации процессов информирования и проводить их детальный анализ для выработки правильных конкретных управленческих решений. Такая программа для специалистов по информационному сопровождению деятельности МЧС России была создана силами инициативной группы из числа офицеров НЦУКС. Программа позволяет повысить эффективность информирования населения и исключить ряд ошибок, которые в большей степени связаны с большим потоком информации и работой специалистов в стрессовых ситуациях, что в свою очередь дает возможность более оперативно информировать население и, таким образом, защитить от многих рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями. В основе программы лежат несколько направлений: отработка чрезвычайных ситуаций и мероприятий, работа специалистов оперативно-дежурной смены, аналитический блок, мониторинг средств массовой информации, планирование мероприятий по информированию населения, обучение и тестирование, справочные данные. Одним из самых важных направлений является анализ чрезвычайных ситуаций и мероприятий по деятельности Министерства, который позволяет отрабатывать вопросы по организации информирования населения и структурировать данные. А именно, в основе лежит единый подход к отработке чрезвычайных ситуаций и мероприятий, связанных с деятельностью МЧС России. Структурированный подход обеспечивает возможность специалиста оперативно-дежурной смены в полной мере выполнить свой функционал, согласно установленным требованиям и функциональным обязанностям. При возникновении чрезвычайной ситуации (происшествия) система позволяет единовременно применить имеющуюся в базе данных справочную информацию (контакты специалистов информационных подразделений МЧС России и ФОИВ, удаленность места ЧС от расположения подразделений пресс-служб), а также принять управленческое решение для информирования населения посредством применения терминальных комплексов ОКСИОН (наличие, работоспособность, удаленность от места ЧС). В систему вносится первичная информация о ЧС, выявленная в СМИ и блогосфере, а также обращения от заявителей на единый телефон доверия МЧС России. При дальнейшем развитии ЧС специалистом оперативной дежурной смены в систему вносятся основные сведения о ЧС (происшествии) и способах доведении информации до населения: время и место ЧС, характер ЧС, подготовленные и направленные на федеральные телеканалы бегущие строки и аудиокомментарий официальных представителей МЧС России, вышедшие на федеральных и региональных телеканалах сюжеты об оперативной обстановке и выполненных мероприятиях по ликвидации последствий ЧС, комментарии официальных представителей МЧС России, а также ссылки на источники выходившей информации. При длительном развитии ЧС в систему вводятся данные о ходе ее ликвидации с нарастающим итогом. Программа, учитывая все необходимые направления, позволяет собрать всю информацию о происшествии и, на основании этих данных, провести детальный анализ организации информирования населения и предложить варианты управленческих решений.
В основе архитектуры программы заложен модульный принцип, который позволяет при необходимости масштабировать и увеличивать функционал. Каждый модуль соответствует определенному направлению или задаче. Реализован принцип кроссплатформенности, что в свою очередь позволяет обеспечить быстрый доступ к программе в любой точке России и мира с помощью устройств на различных операционных системах. При необходимости специалисты, находящиеся в командировке, могут подгружать информацию с места происшествия, обеспечивая оперативность её обработки. Также программа адаптирована для мобильных устройств, что исключает необходимость привязки специалиста к ПК, а допускает возможность вести работу даже в ограниченных условиях при наличии доступа в интернет. Реализована возможность общения между специалистами не зависимо от территориальной распределённой, которая позволяет находиться в постоянном
информационном контакте. Автоматизирован процесс формирования отчетных документов согласно нормативной документации в форматах программ MS Word и Excel, для получения полного отчета по информированию населения при чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время программа внедрена в работу НЦУКС, постоянно проводится её доработка и совершенствование. Программа даже на этой стадии разработки стала удобным и функциональным инструментом для специалистов.
Применение АС ОИН при отработке всех необходимых в дальнейшем вопросов информирования населения позволит: получить высокий уровень автоматизации процессов информирования на всех территориальных уровнях функционирования РСЧС, создать единую информационную среду для специалистов, тем самым реализовать «принцип одного окна», проводить детальный анализ информационных процессов, связанных с организацией информирования населения, для выработки правильных управленческих решений. Учитывая вышесказанное, автоматизация процессов, связанных с информированием населения, является важнейшим этапом в повышении качества решаемых задач, в том числе, в реализации способов информирования населения и их комплексного использования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пресс-секретарь чрезвычайного ведомства. Советы начинающим: учебное пособие МЧС России, Рыхлина М.В., М.: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2014, 316 с.
2. Проблемы информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, Рыженко А.А., Рыженко Н.Ю., Эльтемерова О.В. Технологии техносферной безопасности. 2014. № 2 (54). С. 24.
3. МЧС России в средствах массовой информации, М.:Голден-Би, 2009.
4. Сборник материалов XXVI Международной- практической конференции «Предупреждение. Спасение. Помощь» Секция № 13 «Информационно-пропагандистская деятельность МЧС России: современность и иновации», Химки 2016.
УДК 614.8.067
Д.А. Горбатов, А.М. Чуйков, О.В. Дорохова
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГПН ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
Рассматриваются права и обязанности должностных лиц органов ГПН ФПС МЧС России при исполнении государственной функции, таких как своевременное исполнение предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности.
Ключевые слова: государственная функция, пожарная безопасность, должностные лица органов ГПН, федеральные органы исполнительной власти.
D.A. Gorbatov, A.M. Chuikov, O. V. Dorokhova
RIGHTS AND RESPONSIBILITIES OF THE OFFICIALS OF THE GFN ORGANS IN THE PERFORMANCE OF THE STATE FUNCTION
Discusses the rights and obligations of officials of bodies of the State Fire Service of the Federal Security Service of the Emergencies Ministry of Russia in the performance of state