Научная статья на тему 'Анализ основных мероприятий по сбору, обмену и передаче информации при ликвидации ЧС в национальном центре управления кризисными ситуациями'

Анализ основных мероприятий по сбору, обмену и передаче информации при ликвидации ЧС в национальном центре управления кризисными ситуациями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / ликвидация последствий ЧС / Национальный центр управления кризисными ситуациями / органы власти / сбор информации / чрезвычайная ситуация. / analysis / emergency response / National Crisis Management Center / authorities / information gathering / emergency

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М В. Маховиков

В статье приведены результаты анализа основных мероприятий по сбору, обмену и передаче информации при ликвидации ЧС в НЦУКС. Также раскрыто, каким образом поступающая оперативная информация о ЧС обрабатывается и используется для принятия решения на ликвидацию последствий ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — М В. Маховиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MAIN ACTIVITIES FOR COLLECTION, EXCHANGE AND TRANSFER OF INFORMATION WHILE ELIMINATION IN THE NATIONAL CRISIS MANAGEMENT CENTER

In this article presents the results of the analysis of the main activities for collecting, exchanging and transmitting information during emergency to the NCUKS. It also discloses how the incoming operational information about an emergency is processed and used to make an emergency response decision.

Текст научной работы на тему «Анализ основных мероприятий по сбору, обмену и передаче информации при ликвидации ЧС в национальном центре управления кризисными ситуациями»

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СБОРУ, ОБМЕНУ И ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС В НАЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

М.В. Маховиков, слушатель

Академия гражданской защиты МЧС России

(Россия, г. Химки)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10582

Аннотация. В статье приведены результаты анализа основных мероприятий по сбору, обмену и передаче информации при ликвидации ЧС в НЦУКС. Также раскрыто, каким образом поступающая оперативная информация о ЧС обрабатывается и используется для принятия решения на ликвидацию последствий ЧС.

Ключевые слова: анализ, ликвидация последствий ЧС, Национальный центр управления кризисными ситуациями, органы власти, сбор информации, чрезвычайная ситуация.

В настоящее время во всем мире постоянно происходит значительное количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для противодействия природным и техногенным угрозам в Российской Федерации создана и эффективно функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), одним из важнейших элементов которой является межведомственное информационное взаимодействие на всех уровнях государственной власти.

Как известно, быстрое реагирование на ЧС - залог успешной ликвидации ее последствий. Но во многом быстрота реагирования зависит от правильного и быстрого использования информации о ЧС. Значит, от правильно выстроенной работы в рамках информационного взаимодействия зависит и то, как быстро будет проведено оповещение, как быстро оперативные службы приедут к пострадавшим, будет ли достаточно сил и средств на ликвидацию последствий ЧС и т.д.

В МЧС России уполномоченным органом в системе РСЧС является Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС), который предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также координации в установленном порядке деятельности федеральных орга-

нов исполнительной власти в рамках РСЧС.

При ликвидации ЧС НЦУКС принимает непосредственное участие в информационном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти (далее -ФОИВ), по организации и проведению работ в рамках РСЧС.

Основным нормативным правовым актом в МЧС России, определяющим мероприятия по реагированию на возникновение (угрозе возникновения) ЧС, пожаров и социально-значимых происшествий является Приказ МЧС России от 26.10.2012 г. №640 «О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации» [1].

При возникновении (угрозе возникновения) ЧС, пожаров и социально-значимых происшествий (далее - ЧС) для организации работы в составе рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении ЧС межрегионального и федерального характера (далее - рабочая группа Правительственной комиссии) осуществляется сбор руководящего состава МЧС России, руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА), учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения. Решение на сбор руководящего состава МЧС России и перечень при-

влекаемых структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения принимается директором Департамента гражданской защиты по согласованию с заместителем Министра (руководителем рабочей группы Правительственной комиссии), исходя из складывающейся обстановки и доводится до старшего оперативного дежурного -дежурного заместителя начальника НЦУКС. В целях организации работы руководители структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения самостоятельно определяют состав, порядок оповещения и привлечения к работе специалистов своих подразделений (учреждений, организаций).

Одним из мероприятий по обеспечению готовности структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения к реагированию на ЧС является заблаговременное обеспечение автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) оперативной дежурной смены (далее - ОДС) НЦУКС, закрепленных за структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения, необходимыми базами данных, образцами документов и другими информационно-справочными материалами. О важности такой работы неоднократно писали ученые и специалисты Академии гражданской защиты МЧС России [2].

До прибытия руководящего состава и специалистов структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения специалисты ОДС НЦУКС в соответствии со схемой закрепления АРМ собирают, анализируют, готовят обобщенные информационно-справочные материалы по различным направлениям деятельности:

- справку по обстановке, сложившейся в результате ЧС;

- карту района ЧС;

- фото- и видеоматериалы из района ЧС;

- схему организации связи и расчет сил и средств связи, привлекаемых к ликвидации ЧС и другие документы.

По прибытии на рабочие места должностные лица структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специалистами соответствующих подразделений НЦУКС, обобщают, анализируют данные о ЧС, оценивают обстановку и готовят предложения в проекты распорядительных и аналитических документов.

Специалисты НЦУКС уточняют планы предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения паводкоопасной и пожароопасной обстановок на территории РФ, ведут хронологию проведения аварийно-спасательных, других неотложных и восстановительных работ, обеспечивают деятельность и организуют информационную и документационную поддержку рабочей группы Правительственной комиссии.

Документы, отрабатываемые в структурных подразделениях ЦА, учреждениях и организациях МЧС России центрального подчинения при реагировании на ЧС, определяются перечнем, утверждаемым заместителем министра МЧС России, курирующим вопросы антикризисного управления.

Осуществление контроля за своевременным пополнением и уточнением формализованных и информационно-справочных документов, размещенных на АРМ ОДС НЦУКС, возлагается на структурные подразделения ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения в соответствии со схемой закрепления АРМ.

Организацию работы ОДС при поступлении информации о возникновении ЧС в НЦУКС определяет Приказ НЦУКС «Об организации оперативного дежурства в федеральном казенном учреждении Национальный центр управления в кризисных ситуациях». Данный приказ издается на каждый год и раскрывает мероприятия и регламенты для реализации функций НЦУКС в целях обеспечения высокого уровня оперативного дежурства. Оперативное дежурство в НЦУКС организовывается силами ОДС из состава структурных подразделений

НЦУКС (центр (экстренного реагирования), центр (оперативно-аналитический), управление (космического мониторинга) и филиалов (приема и обработки космической информации), управление (организации информирования населения), управление (разработки и внедрения информационных технологий), пункт управления (оперативного обеспечения связи), службы (координации и контроля полетов авиации, применения авиационно-спасательных технологий и беспилотных летательных систем МЧС России и РСЧС), структурных подразделений Центрального аппарата (Департамента по-

«Антистихия» МЧС России). Также с целью организации своевременного информирования населения ОДС НЦУКС организуется работа по наполнению информационного поля в сети Интернет [3].

Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные мероприятия по сбору, обмену и передаче информации при возникновении ЧС, при поступлении в НЦУКС. Выше раскрыто, каким образом поступающая оперативная информация обрабатывается в НЦУКС и какими силами внутри Национального центра организована работа с данной информацией, ука-

жарно-спасательных сил и специальных заны структурные подразделения, участ-формирований) и учреждений (организаций) вующие в прохождении данной информа-МЧС России (ФКУ «Центр экстренной пси- ции и непосредственной работе с ней. хологической помощи МЧС России», Центр

Библиографический список

1. Приказ МЧС России от 26.10.2012г. №640 «О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) [сайт]. [2019]. URL: https://base.garant.ru/70827376/ (дата обращения: 25.02.2019).

2. Мельков С.А., Микрюков В.О., Лябах А.Ю. Должен ли выпускник российского вуза владеть аналитическими навыками? (на примере направления «Государственное и муниципальное управление») // Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 147.

3. Козырева Н.И., Микрюков В.О. Конструирование образа МЧС России в социальных сетях. // Актуальные тенденции развития социально-политических процессов в России. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 99.

ANALYSIS OF MAIN ACTIVITIES FOR COLLECTION, EXCHANGE AND TRANSFER OF INFORMATION WHILE ELIMINATION IN THE NATIONAL CRISIS MANAGEMENT CENTER

M.V. Mahovikov, student

Academy of civil protection EMERCOM of Russia (Russia, Khimki)

Abstract. In this article presents the results of the analysis of the main activities for collecting, exchanging and transmitting information during emergency to the NCUKS. It also discloses how the incoming operational information about an emergency is processed and used to make an emergency response decision.

Keywords: analysis, emergency response, National Crisis Management Center, authorities, information gathering, emergency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.