НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В.И. Колесов, кандидат экономических наук,
доктор педагогических наук, профессор;
Ю.Г. Баскин, доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.
О.Н. Орлова, кандидат педагогических наук, доцент.
Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Показано, что эффективность работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которого являются анализ и оценка обстановки, сбор данных об обстановке, подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ; принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил, а это, в свою очередь, обусловлено необходимостью подготовки управленческих кадров подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России к обеспечению безопасности в региональных чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: основные задачи МЧС России, управление ликвидацией чрезвычайной ситуацией, координационные органы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, система ОКСИОН, организационная структура управления комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации
SCIENTIFIC TEORETICHESKIE FUNDAMENTALS OF MANAGEMENT TRAINING UNITS OF THE STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA TO ENSURE SECURITY IN THE REGIONAL EMERGENCIES
V.I. Kolesov; Yu.G. Baskin.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. O.N. Orlova. Academy of State fire service of EMERCOM of Russia
In article it is shown that the efficiency of works on liquidation of emergency situations directly depends on the proper organization of work management, the main contents are: the collection of data about the situation, analysis and evaluation of situation, preparation of conclusions and proposals for decision to carry out works; adoption (clarification) decision and notification of tasks to performers, organisation of interaction and comprehensive support of actions of forces, and this in turn is due to the necessity of management training units of the State fire service of EMERCOM of Russia to ensure security in the regional emergencies.
Keywords: the main tasks of the Ministry of emergency situations, management response, coordinating emergency prevention and response agencies, system OKSION, organizational structure of the Commission on prevention and liquidation of emergency management
Руководители разных уровней по своей специфике, отличаются набором основных функций, их долей в общественной структуре, диапазоном и формами контактов, средствами деятельности, возможностями и объемом возложенных полномочий.
Соответственно, одним из важных вопросов обеспечения способности и готовности сотрудников МЧС России к управлению в кризисных ситуациях является формирование у них в ходе подготовки профессиональной культуры как важного качества профессионала -сотрудника МЧС России [1].
Управленческая деятельность руководителя является сложным, многогранным явлением, не сводимым к автоматическому выполнению в процессе ее реализации задач, поступающих как со стороны вышестоящего руководства, так и возникающих в связи с объективным процессом развития организации [2].
Среди основных задач МЧС России можно обозначить наиболее значимые, а именно:
- организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства (п. 4 Положения «О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 457) [3];
- обеспечение функционирования и дальнейшего развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и т. д.
В связи с вышеуказанными задачами МЧС России на базе Академии ГПС МЧС России была разработана одна из учебных программ по специальности «Государственное и муниципальное управление» специализация «Управление в чрезвычайных ситуациях» составлена в целях проведения переподготовки специалистов с пожарно-техническим образованием для работы в Центре управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), Национальном ЦУКС (НЦУКС), которая ориентирует слушателей на формирование теоретических и практических знаний для решения профессиональных задач.
Целью переподготовки является подготовка к выполнению функциональных обязанностей в ЦУКС, НЦУКС, совершенствование знаний и практических навыков, прогнозирование и уточнение общей обстановки по кризисам, чрезвычайным ситуациям (КЧС) и пожарам; организация оперативного дежурства в оперативно-диспетчерской службе (ОДС) и вертикали НЦУКС.
Переподготовка включают в себя следующие разделы: прогнозирование и уточнение общей обстановки по кризисам; нормативно-правовое обеспечение технических систем оповещения гражданской обороны и РСЧС; пропаганду в этой области, в том числе с использованием системы ОКСИОН и т.д. [4].
По действиям в ЧС однозначно необходим единый подход в области знаний о происхождении, развитии ЧС, о способах защиты и их основных характеристиках [5].
Данная программа включает в себя 11 разделов, в том числе тематический план с тематикой переподготовки специалистов с пожарно-техническим образованием для работы в ЦУКС, НЦУКС.
На рис. 1 представлены и проанализированы воздействия, оказывающие наиболее сильное влияние на устойчивость и в значительной мере на существование самой системы управления работы КЧС и обеспечение пожарной безопасности (ОПБ).
Воздействия, оказывающие наиболее сильное влияние на устойчивость и в значительной мере на существование самой системы управления работы КЧС и ОПБ
Организационная структура системы, т.е. отношения между элементами, их взаимосвязи, а не законы функционирования этих единиц, которые, разумеется, тоже определяют динамику системы, но в меньшей степени - ее существование
Нарушение в верхних уровнях иерархии, а именно, в центрах обработки обобщенной информации и выработки решений
Разрушение системы эквивалентен разрыв информационных каналов или их перегрузка, так как приводят к затруднению в общении между элементами, то есть нарушения в обмене информацией по вертикали (начальник - подчиненный) и по горизонтали (между структурными элементами КЧС).
На качество работы системы сильно влияет степень достоверности поступающей в нее информации
Нарушение качества работы исполнительных органов и уменьшение ресурсов приводят к ухудшению управления, а значит к деформациям всех динамических процессов в системе
Качественное управление системой возможно только при условии прогнозирования поведения системы и среды, т.е. при умении предвидеть развитие ситуации. Ошибки экстраполяции приводят, как минимум, к бесполезному растрачиванию ресурсов при
Опасность для существования системы может исходить от среды через нарушение в ней порядка, дезорганизацию, а значит высокий уровень воздействия на систему
Рис. 1. Воздействия, оказывающие наиболее сильное влияние на устойчивость и в значительной мере на существование самой системы управления работы КЧС и ОПБ
Управление ликвидацией ЧС начинается с постановки целей (рис. 2).
Управление ликвидацией ЧС начинается с постановки целей
1 г 1 г 1 г
Задачи: те цели, которые надеются достичь в рамках планируемого периода. Цели: те вехи, которых не надеются достичь в рамках планируемого периода, но рассчитывают достичь позднее и к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода Идеалы: те цели, которые не считаются достижимыми, но допускают приближение к ним и в плановом периоде и за его пределами
Рис. 2. Цели, с которых начинается управление ликвидацией ЧС
Правильная и своевременная организация взаимодействия и управления силами при ликвидации ЧС зависит, в свою очередь, от качественной организации действий сил, обеспечивающих исполнение обозначенного решения и отработанного плана операции, которая является одной из важнейших задач руководства, в том числе и ЦУКС. Она включает в себя проведение мероприятий, организацию взаимодействия и всестороннего обеспечения сил, связанных с уточнением задач подчиненным силам, контроль исполнения, содержание указанных мероприятий, методы их решения, которые определяются целью и характером предстоящих действий.
Методы планирования должны обеспечивать системный подход к разработке основных вопросов, основываться на объективной оценке обстановки, учитывать ее изменение в ходе операции по спасению.
Планирование работы выполняет ЦУКС, согласует и направляет работу оперативных штабов, осуществляет контроль за качеством и своевременностью разработки ими по отработке разного рода документов и оперативных групп.
Общий порядок работы всех органов управления при планировании определяет начальник ЦУКС, следит за ходом и правильностью разработки основных планирующих документов, в установленные сроки изучает и подписывает их, докладывает руководителю
на утверждение какие документы, в какие сроки и кто отрабатывает, с кем согласовывает и когда представляет руководителю и начальнику ЦУКС на согласование.
Для планирования необходимы следующие исходные данные: информация по всем элементам обстановки, решение руководителя на спасательную операцию, результаты анализа сложившейся обстановки.
Наряду с постоянным добыванием и анализом данных обстановки руководитель, начальник ЦУКС и все сотрудники, участвующие в планировании, должны владеть методом прогнозирования возможного хода и исхода спасательной операции в целом.
Объективно представить возможный ход и исход действий позволяет руководству прогнозирование.
Эвристическое прогнозирование основано на знаниях и опыте сотрудников, занимающихся планированием операции, которое предусматривает выявление возможных вариантов изменения обстановки, коллективное обсуждение элементов обстановки, выработку способа действий сил, что позволяет получить прогноз хода и исхода планируемой операции.
Следующие прогнозирование - математическое, которое выражает тенденции ее развития и закономерности современных операций математическими зависимостями (моделями), в которых предусматриваются возможные изменения обстановки.
Отметим еще одно комплексное (комбинированное) прогнозирование, которое является наиболее совершенным, включает достоинства эвристического и математического прогнозирования и почти исключает вероятность просчетов. Однако этот прием не так прост, так как требует достаточного много времени, поскольку включает в себя двойное прогнозирование, после чего обобщается результат.
Для работы в ЦУКС представляется организация профессиональной переподготовки специалистов с пожарно-техническим образованием одним из наиболее перспективных направлений развития системы подготовки специалистов для ЦУКС, где в качестве рекомендательного характера может выступить следующий аспект: разработать и заключить с вузами Российской Федерации соглашения по подбору и отбору специалистов по профильным направлениям подготовки наиболее востребованных для работы в ЦУКС территориальных органах МЧС России с последующей дополнительной подготовкой на базе самого ЦУКС или одного из учебных заведений МЧС России.
Таким образом, на курсах повышения квалификации в ходе занятий руководители подразделений Государственной противопожарной службы (ГНС) повышают свой уровень знаний и практических навыков к выполнению функциональных обязанностей в ЦУКС, НЦУКС по оценке, прогнозированию и уточнению общей обстановки по кризисам, ЧС и пожарам; знакомятся с передовым отечественным и зарубежным опытом в области управления подразделениями пожарной охраны, организации оперативного дежурства в ОДС и вертикали НЦУКС, в том числе психологии управления, работы с кадрами, изучают различные принципы принятия управленческих решений и социально-психологические методики, применяемые в практике руководства подразделениями ГНС.
Литература
1. Орлова О.Н. Формирование профессиональной культуры управления в кризисных ситуациях в ходе подготовки сотрудников МЧС России // Воспитательная деятельность в вузах в контексте реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: материалы Межвуз. науч.-практ. конф. Киров, 2015. С. 112-116.
2. Орлова О.Н. Педагогическая модель профессиональной подготовки руководителей подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России: дис. ... канд. пед. наук. М.: Акад. ГНС МЧС России, 2010. С. 24-25.
3. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с изм. и доп.):
Постановление Правительства Рос. Федерации от 6 мая 1994 г. № 457. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
4. Учебная программа переподготовки специалистов с пожарно-техническим образованием для работы в ЦУКС, НЦУКС по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Управление в чрезвычайных ситуациях. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» / А. А. Миляев. [и др.]. М.: Акад. ГПС МЧС России, 2012. 50 с.
5. Овсяник А.И., Седнев В.А., Косоруков О.А. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. Ч. 1: Основы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. М.: Акад. ГПС МЧС России, 2010. С. 51.
References
1. Orlova O.N. Formirovaniye professionalnoy kultury upravleniya v krizisnykh situatsiyakh v khode podgotovki sotrudnikov MChS Rossii // Vospitatelnaya deyatelnost v vuzakh v kontekste realizatsii Federalnogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: materialy Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Kirov. 2015. S. 112-116.
2. Orlova O.N. Pedagogicheskaya model professionalnoy podgotovki rukovoditeley podrazdeleniy Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii: dis. ... kand. ped. nauk. M.: Akad. GPS MChS Rossii, 2010. S. 24-25.
3. Voprosy Ministerstva Rossiyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony. chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy (s izm. i dop.): Postanovleniye Pravitelstva Ros. Federatsii ot 6 maya 1994 g. № 457. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «GARANT».
4. Uchebnaya programma perepodgotovki spetsialistov s pozharno-tekhnicheskim obrazovaniyem dlya raboty v TsUKS. NTsUKS po spetsialnosti «Gosudarstvennoye i munitsipalnoye upravleniye». spetsializatsiya «Upravleniye v chrezvychaynykh situatsiyakh. Ministerstvo Rossiyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony. chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy» / A.A. Milyayev. [i dr.]. M.: Akad. GPS MChS Rossii, 2012. 50 s.
5. Ovsyanik A.I.. Sednev V.A.. Kosorukov O.A. Preduprezhdeniye chrezvychaynykh situatsiy. Ch. 1: Osnovy monitoringa i prognozirovaniya chrezvychaynykh situatsiy. M.: Akad. GPS MChS Rossii, 2010. S. 51.