Научная статья на тему 'Современные механизмы защиты избирательных прав при проведении агитации в сети Интернет'

Современные механизмы защиты избирательных прав при проведении агитации в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное обеспечение выборов / агитация / Интернет / защита избирательных прав / information support of elections / campaigning / Internet / protection of electoral rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубровина Юлия Яковлевна

Введение: широкомасштабное применение современных избирательных технологий (в т.ч. в агитационной деятельности) ставят задачи по разработке новых механизмов защиты избирательных прав. Цель: на основе комплексного анализа рассмотреть проблемы, возникающие при размещении агитационных материалов в киберпространстве и сформулировать предложения по совершенствованию электорального законодательства. Методологическая основа: формально-юридический метод, также использованы методы анализа и синтеза. Результаты: рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие размещение агитационных материалов в сети Интернет, исследованы современные механизмы защиты избирательных прав при осуществлении агитационной деятельности в киберпространстве, сформулированы предложения по правовому регулированию агитации, размещаемой на личных страницах кандидатов. Выводы: агитационная деятельности в сети урегулирована не в полном объеме и на сегодняшний день остаются вопросы, связанные с началом и окончанием агитационной деятельности в сети Интернет, полномочиями Центральной избирательной комиссии России по требованиям к агитационным материалам, мнениям, размещаемым на личных страницах участников избирательного процесса и др. В целях совершенствования механизма защиты избирательных прав предлагается дополнить Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязанностью кандидатов и избирательных объединений вместе с макетами агитационных материалов предоставлять в избирательную комиссию и электронные адреса своих страниц в социальных сетях. Кроме этого, автором обосновывается расширение перечня организаций, предоставляющих уведомления о готовности изготовления и распространения агитационных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Mechanisms for the Protection of Electoral Rights when Campaigning on the Internet

Background: the widespread use of modern electoral technology (including in campaigning) raises the challenge of developing new mechanisms for the protection of electoral rights. Objective: on the basis of a comprehensive analysis, to study the problems arising from the placement of campaign materials in cyberspace and to formulate proposals for improving the electoral legislation. Methodology: the formal legal method, and the methods of analysis and synthesis were also used. Results: the author reviewed the legal acts regulating the placement of campaign materials on the Internet, studied modern mechanisms for the protection of electoral rights when carrying out campaign activities in cyberspace, and formulated proposals on the legal regulation of campaigning on candidates’ personal pages. Conclusions: the campaign activities on the Internet are not fully regulated and to date there are still issues related to the beginning and end of the campaign activities on the Internet, the powers of the Central Election Commission of Russia in relation to the requirements for campaign materials, opinions posted on personal pages of participants in the electoral process, etc. In order to improve the mechanism of protection of electoral rights, it is proposed to supplement the Federal Law “On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in Referendums of the Citizens of the Russian Federation” with the obligation of candidates and electoral associations to provide to the election commission, together with the layout of campaign materials, the electronic addresses of their pages on social networks. In addition, the author substantiates the expansion of the list of organizations providing notifications of readiness to produce and distribute campaign materials.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы защиты избирательных прав при проведении агитации в сети Интернет»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-64-75 УДК 342.843.2

Ю.Я. Дубровина

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АГИТАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Введение: широкомасштабное применение современных избирательных технологий (в т.ч. в агитационной деятельности) ставят задачи по разработке новых механизмов защиты избирательных прав. Цель: на основе комплексного анализа рассмотреть проблемы, возникающие при размещении агитационных материалов в киберпространстве и сформулировать предложения по совершенствованию электорального законодательства. Методологическая основа: формально-юридический метод, также использованы методы анализа и синтеза. Результаты: рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие размещение агитационных материалов в сети Интернет, исследованы современные механизмы защиты избирательных прав при осуществлении агитационной деятельности в киберпространстве, сформулированы предложения по правовому регулированию агитации, размещаемой на личных страницах кандидатов. Выводы: агитационная деятельности в сети урегулирована не в полном объеме и на сегодняшний день остаются вопросы, связанные с началом и окончанием агитационной деятельности в сети Интернет, полномочиями Центральной избирательной комиссии России по требованиям к агитационным материалам, мнениям, размещаемым на личных страницах участников избирательного процесса и др. В целях совершенствования механизма защиты избирательных прав предлагается дополнить Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязанностью кандидатов и избирательных объединений вместе с макетами агитационных материалов предоставлять в избирательную комиссию и электронные адреса своих страниц в социальных сетях. Кроме этого, автором обосновывается расширение перечня организаций, предоставляющих уведомления о готовности изготовления и распространения агитационных материалов.

Ключевые слова: информационное обеспечение выборов, агитация, Интернет, защита избирательных прав.

© Дубровина Юлия Яковлевна, 2022

Аспирант кафедры конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: yulia-1097@bk.ru © Dubrovina Yulia Yakovlevna, 2022

Postgraduate student, Department of Constitutional law named after Professor Isaak Efimovich Farber (Saratov 64 State Law Academy)

Yu.Ya. Dubrovina

MODERN MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF ELECTORAL RIGHTS WHEN CAMPAIGNING ON THE INTERNET

Background: the widespread use of modern electoral technology (including in campaigning) raises the challenge of developing new mechanisms for the protection of electoral rights. Objective: on the basis of a comprehensive analysis, to study the problems arising from the placement of campaign materials in cyberspace and to formulate proposals for improving the electoral legislation. Methodology: the formal legal method, and the methods of analysis and synthesis were also used. Results: the author reviewed the legal acts regulating the placement of campaign materials on the Internet, studied modern mechanisms for the protection of electoral rights when carrying out campaign activities in cyberspace, and formulated proposals on the legal regulation of campaigning on candidates' personal pages. Conclusions: the campaign activities on the Internet are not fully regulated and to date there are still issues related to the beginning and end of the campaign activities on the Internet, the powers of the Central Election Commission of Russia in relation to the requirements for campaign materials, opinions posted on personal pages of participants in the electoral process, etc. In order to improve the mechanism of protection of electoral rights, it is proposed to supplement the Federal Law "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in Referendums of the Citizens of the Russian Federation" with the obligation of candidates and electoral associations to provide to the election commission, together with the layout of campaign materials, the electronic addresses of their pages on social networks. In addition, the author substantiates the expansion of the list of organizations providing notifications of readiness to produce and distribute campaign materials.

Key-words: information support of elections, campaigning, Internet, protection of electoral rights.

Выборы являются важнейшим элементом демократического, правового государства. «Свободные выборы — институт прямого народного волеизъявления, посредством которого реализуются суверенитет народа и избирательные права граждан» [1, с. 468]. Информационное обеспечение выборов — одна из самых ярких и экспрессивных стадий избирательного процесса России. В соответствии со ст. 44 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав») информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию1. Непосредственно на вопросы информационного обеспечения выборов обращали свое внимание А.Г. Алгеева, Ю.С. Белоус, Р.И. Биктагиров, Т.В. Нечипоренко, З.Х. Собалирова, В.В. Шуленин, В.П. Журавлёв, В.Д. Мо-стовщикова, А.Е. Русецкий [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

Несмотря на прогрессивное реформирование избирательного законодательства, на сегодняшний день все еще сохраняется ряд проблем правового регулирования агитации.

1 См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253; 2020. № 22, ст. 2660. 65

«Среди наиболее частых проблем механизма осуществления предвыборной агитации можно выделить следующие: участие органов публичной власти в ее проведении, отсутствие критериев разграничения информирования и предвыборной агитации, осуществление действий по предвыборной агитации до установленного законом срока, отсутствие законодательного понятия политической рекламы и распространение агитационных материалов с нарушением избирательного законодательства» [9, с. 6].

В настоящее время стремительное развитие общественных отношений, появление современных избирательных технологий, социальных сетей ставят перед законодателями новые задачи правового регулирования, в том числе в сфере избирательного процесса. Нельзя не отметить вопросы соблюдения принципов избирательного права и защиты избирательных прав при осуществлении агитации в сети Интернет [10, с. 47-53].

23 мая 2020 г. Президент России Владимир Путин подписал Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. Новый закон совершенствует процедуру организации и проведения выборов и референдумов в стране, предусматривая альтернативные способы сбора подписей и голосования при формировании органов публичной власти.

Сеть помогает наладить контакт между кандидатом и избирателем. Современные технологии позволяют создавать новые формы взаимодействия с электоратом в виде вебинаров, онлайн-форумов, взаимодействию по электронной почте [11, с. 174-183]. В последнее время новые формы Интернет-агитации стали приобретать популярность среди кандидатов и избирательных объединений. В виду чего правовое регулирование агитационной деятельности в сети Интернет сегодня выступает на первый план.

Преимущества социальных медиа и Интернета перед традиционными СМИ неоспоримы. С их помощью можно получать непосредственный доступ к молодой аудитории, повышать уровень доверия электората, таргетировать аудиторию (например, по полу, возрасту месту жительства, интересам и др.). Как указывает политолог О.А. Матвейчев «все социальные сети анализируют вас. Там встроен так называемый «слабый искусственный интеллект», который определенные закономерности вашего поведения в сети. Он анализирует то, как быстро вы листаете ленту, как реагируете на те или иные сообщения, где ставите лайки, где делаете репосты. Все это — ваши личные данные, которые вы сами и предоставляете. Отслеживается место, где вы находитесь. Вы посылаете фотографии, вы рассказываете друзьям о своей жизни, вы переписываетесь с людьми — вы сами все сообщаете о своей персоне. Все это сохраняется в социальных сетях и может быть использовано для того, чтобы кто-то с вами работал [12, с. 435]. Например, этими данными могут воспользоваться кандидаты и политические партии для того, чтобы грамотно выстроить предвыборную агитацию.

С помощью современных технологий можно распространять агитационные ролики по социальным сетям точечно, воздействуя исключительно на электорат в пределах округа, можно «достать» пользователя на самом популярном экране и в самом популярном приложении, социальная сеть может убирать надписи «на правах рекламы», рекомендовать определенных людей в друзья, например,

1 См.: Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 110.

баллотирующихся кандидатов, показывать нужный контент. Кроме того, стоимость контакта с аудиторией в социальных сетях гораздо дешевле по сравнению с традиционными СМИ.

Социальные медиа — это интерактив, позволяющий получать реакции аудитории от радости до горя, комментарии, на размещенный в сети материал, реакции на комментарии и дискуссии вокруг комментариев, что в свою очередь продвигает публикации, повышает охват и просматриваемость контента, делает кандидата и политическую партию более узнаваемыми перед избирателями. Используя сеть Интернет, можно размещать информацию о кандидатах и партиях на различных информационных сайтах, страницах и сообществах в социальных сетях, запускать вирусные ролики, проводить прямые трансляции и др.

В качестве примеров Интернет-агитации можно привести кампанию по выборам президента Российской Федерации в 2018 г. (официальные аккаунты кандидатов в президенты В.В. Путина, П.Н. Грудинина, Г.Я. Явлинского в Твиттере, официальная страница В.В. Жириновского в «ВКонтакте»), выборы в Конгресс США в 2015 г. (эксперимент «I voted» в Facebook), избирательную кампанию президента США Д. Трампа в 2016 г. (активное ведение личной страницы в Твиттере).

Долгое время законодатель и ЦИК России пытались урегулировать вопрос об использовании агитации в сети Интернет. О необходимости правового регулирования агитации в сети Интернет в нашей стране начали говорить еще в 2002 г., когда впервые были применены подобные технологии. До 2021 г. в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» интернет-агитация относилась к иным способам предвыборной агитации. «Как отмечали ученые, это не способствовало учету особенностей создания и распространения данного типа информации» [13, с. 93]. Ранее слово «Интернет» употреблялось лишь в п. 10 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», где устанавливается требование о размещении предвыборной программы партии, выдвинувшей кандидатов, в срок за 10 дней до дня голосования.

В целях регулирования предвыборной агитации в сети Интернет ЦИК России были разработаны рекомендации по правомерному размещению агитационных материалов1. Указывалось, что размещенные агитационные материалы в сети Интернет, должны быть оплачены из избирательного фонда кандидата либо соответствующего избирательного объединения. При размещении агитационных материалов представители СМИ должны соблюдать требования ст. 48-50, а также 51 или 52 Закона2. Фотографии (скриншоты) агитационных материалов до размещения на сайте в режиме свободного доступа, должны также, как и иные агитационные материалы, предоставляться в избирательную комиссию3.

Следует отметить, что соблюдение инструкций ЦИК России и норм законодательства были обязательны при размещении агитационных материалов от имени

1 См.: Разъяснения ЦИК России по вопросу размещения агитационных материалов в сети Интернет. URL: http://cikrf.ru/izbiratel/interesting/2011/kovalev/cik.php (дата обращения: 31.01.2021).

2 См.: Документы ЦИК России. URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/vypiski-iz-protokolov/27600/ (дата обращения: 31.01.2021).

3 См.: Гришина М.В., Смолянская М.Ю. Организационно-правовые аспекты рассмотрения избирательными комиссиями обращений о нарушениях правил информационного обеспечения выборов в Интернете. URL: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/opinions/21179.html

(дата обращения: 15.11.2021). 67

и за счет средств избирательного объединения или кандидата непосредственно, это, так называемая, «законная агитация». Однако же нередки ситуации, когда агитация в сети осуществлялась иными лицами, не за счет средств кандидата, партии или же когда пользователи сети, в том числе и непосредственными участники избирательного процесса, начинают публичное общение, с нарушением норм законодательства об агитации. Такие случаи именуются «незаконной агитацией» и находятся вне рамок правового поля.

В 2021 г. п. «в» п. 3 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» был расширен и теперь включает возможностью осуществления предвыборной агитации посредством сети Интернет. Теперь норма прямо предусматривает, что предвыборная агитация может проводиться в сети Интернет. Также в закон была введена норма, предусматривающая возможность установления дополнительных требований к агитационным материалам со стороны ЦИК России.

Вместе с тем, ни закон, ни дополнительные разъяснения ЦИК России до сих пор не устанавливают особенностей к агитационным материалам для киберпро-странства. По нашему мнению, законодательное игнорирование такого способа проведения агитации, как «агитация в сети Интернет» является большой ошибкой. Отсутствие четких законодательных рамок и ограничений при распространении агитационных материалов в виртуальном пространстве могут привести к нарушению избирательных прав кандидатов, партий, избирателей. Особо видны проблемы правового регулирования распространения агитационных материалов в сети Интернет при применении голосования в течение нескольких я дней подряд и сопряженным с этим новым порядком запрета на осуществление ? предвыборной деятельности.

а Часть 2 ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных

g прав» устанавливает, что предвыборная агитация на каналах организаций теле-i радиовещания, в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до | дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, пред-1 шествующего дню голосования. Часть 4 этой статьи также предусматривает,

>s

§ что ранее изготовленные агитационные материалы (листовки, плакаты и другие | материалы) могут сохраняться и в день голосования на прежних местах. 31 июля § 2002 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» был дополнен ст. 63.1 предусматривающей возможность проведения голосования | в течение нескольких дней подряд1. Новые нормы актуализируют полемику | о целесообразности проведения предвыборной агитации в указанный период. g На вопросы осуществления предвыборной агитации в дни досрочного голосо-

'§ вания и день тишины обращали свое внимание многие авторы — Н.И. Голубкова, I М.В. Гришина, А.В. Григорьев [14, с. 45-58], М.А. Кудрявцев [15, с. 22-25] и др. § Примечательно то, что нормы закона регулируют осуществление агитационной | деятельности исключительно в день тишины и непосредственно в день голосо-J вания, не затрагивая досрочное голосование.

В 2017 г. депутаты от фракции ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, предлагающий отменить «день тишины» перед выборами. В пояснительной записке авторы указывали, что у избирателей все равно сохраняется печатная продук-

1 См.: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2020. 173.

ция, которой они могут обмениваться и в день голосования и за день до него. Также в документе указывается, что «в Германии, Швеции, Великобритании и некоторых других государствах нет „дня тишины"»,1 что совершенно не мешает свободному волеизъявлению избирателей»2.

В марте 2020 г. председатель Центральной избирательной комиссии России Элла Памфилова также допустила возможность отказа, указав, что такой порядок «сделает живее процесс выборов и не будет отвлекать избиркомы от основной работы»3.

Логическое завершение полемики по данному вопросу положил законодатель в 2021 г.

Введя голосование в течение нескольких дней подряд, законодатель также изменил и сроки осуществления избирательных действий. 21 апреля 2021 г. Государственной Думой был одобрен законопроект, который предусматривает отмену «дня тишины», в случае если комиссия, организующая выборы, принимает решение о проведении голосования в течение нескольких дней подряд. В связи с этим был изменен п. 3 ст. 49. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» в части запрета на проведение агитации в день голосования и предшествующий ему день. Новое положение фактически предусматривает запрет на проведение агитации в день, предшествующий дню голосования, если не будет принято решение о многодневном голосовании.

Применительно к агитационной деятельности данное положение означает, что при проведении многодневного голосования агитация прекращается в 00:00 часов первого дня голосования, если же голосование проходит только один день, то «день тишины» сохраняется. Согласно новым поправкам при голосовании в течение нескольких дней подряд каждый из дней голосования является полноценным и равнозначным днем голосования, виду чего, нововведения в отношении «дня тишины» представляются законными и обоснованными.

Стоит отметить, что зарубежное электоральное законодательство изначально устанавливает более длительные сроки «дня тишины». Например, «в Индии предвыборная агитация согласно статье 39А Акта о народном представительстве заканчивается за 38 часов до дня голосования, нарушение запрета на проведение встреч с избирателями после окончания срока предвыборной агитации — наказывается лишением свободы, на срок не менее двух лет, штрафом или тем и другим одновременно». «В Уругвае в соответствии с Законом № 17045 «Об избирательной пропаганде политических партий» 1998 г. любая публичная агитация и пропаганда должна быть завершена за 48 часов до начала голосования, этот запрет не касается распространения листовок» [16, с. 89, 102, 263].

«В Индонезии предвыборная кампания проходит в течение 21 дня до начала периода тишины, который продолжается три дня накануне дня голосования. В соответствии с электоральным законодательством Словацкой Республики за 48 часов до начала голосования и в день голосования запрещается вещание на радио, телевидении, в иных СМИ информации о кандидатах, положительной

1 См.: В Думе рекомендуют отклонить проект об отмене «дня тишины» перед выборами. URL: https://ria.ru/20171010/1506551154.html (дата обращения: 22.11.2021).

2 См.: Законопроект № 149797-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прекращения агитационного периода». URL: http://asozd. duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=149797-7 (дата обращения: 02.02.2021).

3 См.: Памфилова допустила отказ от «дня тишины» перед выборами. URL: https://www. vedomosti.ru/politics/news/2020/03/05/824549-dnya-tishini (дата обращения: 02.02.2021). 69

либо отрицательной, в устной, письменной, аудио-либо визуальной форме» [17, с. 82, 211].

В противовес продлению «дня тишины» некоторые представители экспертного сообщества, поддерживают идею отказа от «дня тишины», как в день голосования, так и за день до него, обосновывая это «необходимостью снятия неоправданных ограничений на проведение предвыборной агитации, желанием дать избирателю больше возможностей для получения информации, на основе которой он делает свой выбор»1. Авторы указывают, что «косвенно или напрямую агитация за кандидатов продолжается и за день выборов в день голосования, отмена «дня тишины» также частично снимет проблему, связанную с избирательными трактовками того, что является, а что не является агитационным материалом, размещенным вблизи избирательного участка» [12, с. 226, 228].

Вопрос о «дне тишины» приобретает особую актуальность при распространении агитационных материалов в Сети. В киберпространстве достаточно сложно определить момент прекращения агитационного периода, поскольку сеть позволяет взаимодействовать лицам, находящимся в разных часовых поясах [18, с. 42]. В сети достаточно сложно контролировать размещение агитационных материалов, их правильность и соответствие закону. Легитимно размещенными материалами признаются те, которые в предусмотренном законом порядке были предоставлены в избирательную комиссии, организующую выборы. Однако часто это правило не соблюдается и в сети агитационные материалы размещаются без согласования, на личных страницах кандидатов или под предлогом политической рекламы.

Очевидно, что описанные проблемы требуют более тщательного правового регулирования осуществления агитационной деятельности в сети Интернет. В настоящее время Центральной избирательной комиссией России и законодателем разрабатываются новые механизмы защиты избирательных прав в целях совершенствования порядка осуществления агитационной деятельности в информационно-коммуникационной сети, включая сеть Интернет. В феврале 2021 г. Государственной Думой был принят проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации2. Закон предусматривает внесудебный порядок блокировки незаконно размещенной агитационной информации в сети и указывает, что особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией России с учетом требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Однако и новый документ также не разъясняет вышеописанные проблемы и не конкретизирует требования к агитационным материалам, подлежащим размещению в сети Интернет.

1 См.: Персональный сайт Аркадия Любарева. URL: http://lyubarev.narod.ru/ (дата обращения: 22.11.2021).

2 См.: Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»». URL: file:///C:/Users/днс/Downloads/l74378502-174380080.pdf (дата обращения:

70 02.02.2021).

В пояснительной записке авторы документа указывают, что «в качестве площадки для распространения агитационных материалов все большее значение приобретают информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет. При этом у избирательных комиссий отсутствует действенный механизм реагирования при обнаружении в информационно-телекоммуникационных сетях информации либо агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»1. Законопроектом предусматривается наделение ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации полномочиями по обращению в Роскомнадзор для пресечения распространения незаконной интернет-агитации.

Устанавливается порядок реагирования Роскомнадзора на выявленные избирательными комиссиями нарушения, в соответствии с которыми в случае обнаружения обращения с представлением о принятии мер Роскомнадзор направляет уведомление операторам связи, провайдерам связи или иным лицам, обеспечивающим размещение незаконный агитационных материалов, с требованием принять меры по временному ограничению доступа к такой информации, материалам либо по их удалению. В случае, если владелец интернет-ресурса удалил информацию — доступ к информационному ресурсу возобновляется.

Стоит отметить, что новый механизм защиты прав избирателей, кандидатов и других участников избирательного процесса представляется более эффективным по сравнению с ранее действовавшим. Ранее заблокировать незаконно размещенный агитационный материал можно было только через суд. Такой процесс, в свою очередь, мог затянуться на несколько месяцев и итог уже не должного эффекта с точки зрения снижения общественной опасности подобной ситуации. С 1 февраля 2020 г. вступил в силу закон «О внесении изменения в статью 101 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», также предусматривающий новые подходы в защите избирательных прав граждан. В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что «избирательные кампании, прошедшие в недавнее время в ряде иностранных государств, показали, что социальные сети в сравнении с традиционными источниками получения информации играют в информировании общества сопоставимую, а в отдельных случаях даже превосходящую роль, в связи с чем крайне важно и в нашей стране сохранить положительную функцию социальных сетей и не допустить их использование в противоправных целях, в том числе в период проведения избирательной кампании»2. Законом введено понятие «оператор социальной сети» и установлены его обязанности. В целях совершенствования механизма защиты избирательных прав Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации были увеличены санкций за нарушение правил проведения агитации3.

Во исполнение принятого Федерального закона 16 июня 2021 г. Центральной избирательной комиссией России было принято постановление «О Порядке обра-

1 См.: В Думу внесли законопроект о праве ЦИК просить РКН пресечь незаконную агитацию в интернете. URL: https://tass.ru/obschestvo/10026421 (дата обращения: 22.11.2021).

2 См.: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» // Российская газета. 2021. 1 янв.

3 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря

2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Российская газета. 2001. № 256; 2020. № 174. 71

щения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах»1, разъясняющее порядок блокировки незаконно размещенной предвыборной агитации в сети Интернет. Порядок предусматривает, что в случае обнаружения незаконно размещенных материалов в сети Интернет избирательная комиссия проводит проверку, фиксирует материалы. В случае распространения незаконных материалов кандидатом или избирательным объединением избирательная комиссия сообщает им об этом и предоставляет возможность представления объяснений. После уполномоченное лицо избирательной комиссии готовит представление и согласовывает обращение в Роскомнадзор с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Таким образом, избирательные комиссии наделяются существенными полномочиями по защите прав и фактически становятся субъектами, имеющими право на применение санкций к участникам избирательной кампании.

Вместе с тем постановление ЦИК России так и не дает дополнительных разъяснений по поводу самих агитационных материалов и требований к ним. До сих пор не понятно считаются ли незаконными агитационными материалами сведения, фото, ролики и прочая информация, размещаемая на личных страницах кандидатов и политических партий? То же касается личных мнений, обращений и высказываний кандидатов в сети Интернет. Вызывают вопросы создания, финансирования и размещения видео-контента.

По закону кандидаты, избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять, в том числе, в сети Интернет агитационные материалы, изготовленные за счет средств избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Вместе с тем закон предусматривает, что изготавливать агитационные материалы можно только у организаций, подавших в избирательную комиссию уведомление с расценками о готовности изготовления продукции. В п. 1.1. ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» указано, что подавать уведомления обязаны только те организации, что оказывают услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. Отсюда не ясно — возможно ли самостоятельное изготовление кандидатом видеоматериалов и размещение их, например, на свои страницах? Разрешен ли запуск таргетированной рекламы, правильно ли будет размещать видеоролики и рекламу на страницах блогеров и известных личностей? В настоящее время закон не регулирует эти особенности распространения агитационных материалов в сети Интернет.

Подводя итоги анализа новых технологий осуществления агитационной деятельности в сети Интернет, можно заключить, что правовое регулирование осуществления агитационной деятельности в киберпространстве требует дальнейшего осмысления. Современная практика использования новых избирательных технологий ставит задачи по совершенствованию механизма защиты избирательных прав.

1 См.: Постановление ЦИК России от 16 июня 2021 г. № 10/84-8 «О Порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети „Интернет", агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах».

72 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Современные законодательные новации в отношении правового регулирования Интернет-агитации, несомненно, совершенствуют механизм защиты избирательных прав граждан России. Но остаются открытыми вопросы установления особенностей изготовления и распространения агитационных материалов, которые предлагается закрепить за ЦИК России. Действующее электоральное законодательство пока эти вопросы не регулирует. Полагаем, что в целях совершенствования механизма защиты избирательных прав необходимо урегулировать вопросы, связанные с местом распространения агитационных материалов в сети и считать агитационной информацию, размещаемую на личных страницах зарегистрированных кандидатов и политических партий, принимающих участие в проводимой кампании, вне зависимости от количества подписчиков. Агитационные материалы, размещаемые на аккаунтах избирательного объединения, кандидата или их сайтах, должны быть предоставлены в соответствующую избирательную комиссию до момента их опубликования.

Предлагаем закрепить в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» обязанность кандидатов и избирательных объединений вместе с макетами агитационных материалов предоставлять в избирательную комиссию и электронные адреса своих страниц в социальных сетях. Также предлагаем расширить перечень организаций, предоставляющих уведомления о готовности изготовления и распространения агитационных материалов и включить в норму не только организации, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, но и организации и индивидуальных предпринимателей, готовых изготавливать аудио и видеоконтент, в том числе для распространения в сети Интернет.

Библиографический список

1. Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2019. 468 с.

2. Белоус Ю.С. Конституционно-правовые основы разграничения предвыборной агитации и информационного обеспечения выборов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009. 20 с.

3. Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 454 с.

4. Журавлев В.П. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в избирательном процессе в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2002. 246 с.

5. Мостовщиков В.Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. 20 с.

6. Нечипоренко Т.В. Информационное обеспечение выборов — институт избирательного законодательства Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 26 с.

7. Собалирова З.Х. Организационно-правовые основы информационного обеспечения выборов в Российском государстве (теоретический и историко-правовой аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. 26 с.

8. Шуленин В.В. Правовое обеспечение в Российской Федерации равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 30 с.

9. Троицкая Т.В. Предвыборная агитация в России: конституционно-правовой аспект // Госсоветник. 2017. № 2 (18). С. 6

10. Заметина Т.В. Принципы российского избирательного права и международные избирательные стандарты: проблемы соотношения // Право. Законодательство. Личность: сборник научных трудов. М.: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. Вып. 4. С. 47-53.

11. Обсуждение проекта Избирательного кодекса Российской Федерации, разрабатываемого под эгидой ассоциации «ГОЛОС»: сборник материалов / под ред А.Е. Любарева, Е.Е. Скосаренко. М.: ГОЛОС, 2010. 266 с.

12. Матвейчев О.А. Политическое консультирование в России. Вчера, сегодня, завтра. М.: Книжный мир, 2020. 512 с.

13. Долгова Н.А., Алиев оглы Ш.А. Агитация в сети Интернет: практика, правовое регулирование, перспектива // Известия Волгоградского государственного технического ун-та. 2015. Т. 20. № 2. С. 93.

14. Григорьев А.В. Реализация конституционного права граждан на управление делами государства в условиях цифровизации // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 45-58.

15. Кудрявцев М.А. Как учесть мнение народа: предложения по вопросам текущей политической реформы в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 22-25.

16. Современные избирательные системы. Вып. 5: Индия, Ирак, Уругвай, ЮАР / Н.Б. Шлыкова, М.А. Сапронова, А.Г. Орлов, Е.В. Черепанова; науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитинский. М.: РЦОИТ, 2010. 496 с.

17. Современные избирательные системы. Вып. 9: Индонезия, Словакия, Филиппины, Хорватия / Л.М. Ефимова, И.А. Ракитская, А.Г. Орлов, К.А. Половченко; науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. М.: РЦОИТ, 2014. 512 с.

18. Голубкова Н.И. «День тишины» в сети Интернет: информационные технологии Я и проблемы правового регулирования // Избирательное законодательство и практика. ? 2017. № 1. С. 42.

^ References

1. Ebzeev B.S. Constitutional law of Russia: textbook. Moscow: Prospect, 2019. 468 p. | 2. Belous Y.S. Constitutional and Legal Bases of Differentiation of Pre-election Agita-

t tion and Information Support of Elections in the Russian Federation: extended abstract

1 dis. ... cand. of law SPb, 2009 20 p.

3. Biktagirov R.T. The Subject of Electoral Law of the Russian Federation: a Constitu-| tional-Legal Research: dis. ... doc. of law. М., 2010. 454 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 4. Zhuravlev V.P. Problems of Legal Regulation of Pre-election Campaigning in the 1 Electoral Process in the Russian Federation: dis. ... cand. of law. SPb, 2002. 246 p.

« 5. Mostovshchikov V.D. Problems of Legal Regulation of Pre-election Agitation and

S- Its Financing in the Russian Federation: extended abstract dis. ... cand. of law. Yekater-f inburg, 2008. 20 p.

'§ 6. Nechiporenko T.V. Information Support of Elections - Institute of the Electoral Leg-

g islation of the Russian Federation: extended abstract dis. ... cand. of law. М., 2010. 26 p. ! 7. Sobalirova Z.H. Organizational and Legal Bases of Information Support of Elections

I in the Russian State (theoretical and historical and legal aspects): extended abstract dis. й ... cand. of law. Krasnodar, 2011. 26 p.

m 8. Shulenin V.V. Legal Ensuring in the Russian Federation of Equality of Rights of

Candidates and Electoral Associations in Conducting Pre-election Campaigning: extended abstract dis. ... cand. of law. М., 2006. 30 p.

9. Troitskaya T.V. Pre-election Campaigning in Russia: Constitutional and Legal Aspect // Gossovetnik. 2017. No.2 (18). P. 6

10. Zametina T.V. Principles of Russian Electoral Law and International Electoral Stan-74 dards: Problems of Correlation // Law. Legislation. Personality. Collection of scientific

works. Moscow: Publishing house of GOU VPO "Saratov State Academy of Law", 2008. No. 4. P. 47-53.

11. Discussion of the Draft Electoral Code of the Russian Federation being Developed Under the Auspices of the Association "GOLOS": collection of materials / Ed. by A.E. Ly-ubarev, E.E. Skosarenko. MOSCOW: VOICE, 2010. 266 p.

12. Matveichev O.A. Political Consulting in Russia. Yesterday, Today and Tomorrow. Moscow: Book World, 2020. 512 p.

13. Dolgova N.A., Aliev ogly Sh.A. Agitation on the Internet: Practice, Legal Regulation, Perspective // Proceedings of Volgograd State Technical University. 2015. Vol. 20. No. 2. P. 93.

14. Grigoryev A.V. Realization of the Constitutional Right of Citizens for the Management of State Affairs in the Conditions of Digitalization // Journal of Russian Law. 2020, No. 2. P. 45-58.

15. Kudryavtsev M.A. How to Consider the People's Opinion: Proposals for the Current Political Reform in Russia // Constitutional and Municipal Law. 2013, No. 4. P. 22-25.

16. Modern Electoral Systems. Vol. 5: India, Iraq, Uruguay, South Africa / N.B. Shlyko-va, M.A. Sapronova, A.G. Orlov, E.V. Cherepanova. MOSCOW: ROSSOVIT, 2010. 496 p.

17. Modern Election Systems. Vol. 9: Indonesia, Slovakia, Philippines, Croatia / L.M. Efimova, I.A. Rakitskaya, A.G. Orlov, K.A. Polovchenko; scientific ed. M.: RTSOIT, 2014. 512 p.

18. Golubkova N.I. "Silence Day" in the Internet: Information Technologies and Problems of Legal Regulation // Electoral legislation and practice. 2017. No. 1. P. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.