Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ" / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Антон Константинович

Актуальность исследуемой темы обусловлена широким проникновением новых технологий во все сферы общественных отношений. В силу особого положения избирательный процесс наиболее подвержен не только внедрению современных технологий, но и большему использованию информационно-коммуникационной сети «Интернет». Представляется важной адаптация избирательного законодательства требованиям времени. Настоящее исследование направлено на комплексный анализ российского законодательства, регулирующего вопросы предвыборной агитации в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Проанализированы Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Внесение изменений в законодательство в части регулирования вопросов предвыборной агитации в сети «Интернет» рассматривается как своевременный и адекватный ответ росту использования «Интернета» в агитационных целях. Избирательные комиссии наделены дополнительными правами в части пресечения распространения в сети «Интернет» агитационных материалов и информации, не соответствующих требованиям избирательного законодательства. С такими обращениями избирательные комиссии могут выходить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обращено внимание на возможные трудности правоприменения новых норм законодательства, такие как дополнительные ресурсы, профессиональные навыки по отслеживанию, выявлению и документированию фактов нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ELECTION CAMPAIGNING IN THE INTERNET INFORMATION AND COMMUNICATION NETWORK

The relevance of the topic under study is due to the wide penetration of new technologies in all spheres of public relations. Due to its special situation, the electoral process is the most susceptible not only to the introduction of modern technologies, but to a greater use of the information and communication network "Internet" as well. Adaption of the electoral legislation to the requirements of the time appears to be important. The present study is aimed at a comprehensive analysis of the Russian legislation regulating the issues of election campaigning in the information and communication network "Internet". The article analyzes Federal Law № 43-FZ dated March 9, 2021 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", Federal Law №67-FZ dated June 12, 2002 "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of the Russian Federation Citizens", Federal Law № 149-FZ dated July 27, 2006 "On Information, Information Technologies and Information Protection", Federal Law № 20-FZ dated February 22, 2014 "On Elections of Deputies to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation". Amendments to the legislation regarding regulation of election campaigning in the Internet are considered as a timely and adequate response to the growth of Internet use for campaigning purposes. Election commissions have additional rights to prevent dissemination of campaign materials and information in the Internet that do not meet the requirements of the electoral legislation. Concerning these appeals, election commissions can contact the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media. Attention is drawn to possible difficulties in new legislation enforcement, such as additional resources, professional skills in tracking, identifying and documenting violations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"»

DOI: 10.47026/2499-9636-2021-2-49-54

УДК 342.8 ББК Х400.82

А.К. КУЗНЕЦОВ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Ключевые слова: правовое регулирование, предвыборная агитация, информационные технологии, информационно-коммуникационная сеть «Интернет», избирательное законодательство.

Актуальность исследуемой темы обусловлена широким проникновением новых технологий во все сферы общественных отношений. В силу особого положения избирательный процесс наиболее подвержен не только внедрению современных технологий, но и большему использованию информационно-коммуникационной сети «Интернет». Представляется важной адаптация избирательного законодательства требованиям времени.

Настоящее исследование направлено на комплексный анализ российского законодательства, регулирующего вопросы предвыборной агитации в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Проанализированы Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 43-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Внесение изменений в законодательство в части регулирования вопросов предвыборной агитации в сети «Интернет» рассматривается как своевременный и адекватный ответ росту использования «Интернета» в агитационных целях. Избирательные комиссии наделены дополнительными правами в части пресечения распространения в сети «Интернет» агитационных материалов и информации, не соответствующих требованиям избирательного законодательства. С такими обращениями избирательные комиссии могут выходить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обращено внимание на возможные трудности правоприменения новых норм законодательства, такие как дополнительные ресурсы, профессиональные навыки по отслеживанию, выявлению и документированию фактов нарушения.

Совершенствование предвыборной агитации - весьма значимый вопрос избирательного права и процесса. Актуальность темы адекватного правового регулирования вопросов агитации в условиях повсеместного использования информационно-коммуникационных технологий и сетей не вызывает сомнения [2]. Несмотря на значительный масштаб распространения агитационных материалов в сети «Интернет», рост числа нарушений избирательного законодательства с использованием сети «Интернет», до недавнего времени у избирательных комиссий отсутствовал действенный механизм реагирования на нарушения изготовления и (или) распространения агитационных материалов в информационно-коммуникационных сетях.

Целью данного исследования является комплексный анализ действующего российского законодательства, регулирующего вопросы предвыборной агитации в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Вопросы правового регулирования предвыборной агитации в сети «Интернет» получили свое освещение в исследованиях А.А. Шаповой, С.А. Куликовой [3], Е.М. Гуменниковой, К.А. Бекезина [1] и др. Тем не менее в 2021 г. действующее избирательное законодательство претерпело изменения.

9 марта 2021 г. был принят Федеральный закон № 43-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (в части совершенствования правового регулирования вопросов агитации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях), который уточнил нормы следующих законов:

- Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2;

- Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3;

- Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»4.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет». Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах [3].

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти наделяется правом обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Рос-

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Фед. закон от 09.03.2021 г. № 43-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. Фед. выпуск. 2021. № 52(8403), 12 марта. URL: https://rg.ru/2021/03/12/campaigning-dok.html.

2 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Фед. закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. Фед. выпуск. 2002. № 0(2974), 15 июня. URL: https://rg.ru/2002/06/15/vybory-dok.html.

3 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Фед. закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. Фед. выпуск. 2006. № 0(4131), 29 июля. URL: https://rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html.

4 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Фед. закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. Фед. выпуск. 2014. № 45(6317), 26 февр. URL: https://rg.ru/2014/02/26/gosduma-dok.html.

комнадзор) с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах, а также информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местных референдумов, а также территориальные избирательные комиссии, организующие выборы в органы публичной власти федеральной территории, наделяются аналогичным правом по обращению в Роскомнадзор в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Корреспондирующими изменениями Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополняется новой ст. 15.3-1, определяющей порядок ограничения доступа к агитационным материалам, изготовленным и (или) распространяемым с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

Необходимо отметить, что согласно подходу, заложенному в нормах Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», определяющих порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, а также порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона и с учетом внесудебного характера ограничения доступа к информационным ресурсам в сети «Интернет», уровень принятия решения о таком ограничении доступа возложен на Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, но не на прокуроров субъектов Российской Федерации. В этой связи при обсуждении рассматриваемого федерального закона в Государственной Думе депутатами ставился вопрос о наделении правом обращения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по вопросу ограничения доступа к агитационным материалам в сети «Интернет» только Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Новый организационно-правовой механизм контроля, появившийся в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», представляет собой право избирательных комиссий обратиться в Роскомнадзор с представлением о принятии мер по ограничению доступа к агитационным материалам, изготовленным и (или) распространяемым с нарушением требований законодательства Российской Федера-

ции о выборах и референдумах, или их удалению и (или) по временному ограничению доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам в сети «Интернет» (страницам сайтов в сети «Интернет»), на которых размещены агитационные материалы.

На основании обращения Роскомнадзор должен направить операторам связи требование о принятии мер по временному ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещены соответствующие информация, материалы. Требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страницы сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такие информацию, материалы.

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», после получения такого требования обязан незамедлительно ограничить доступ к указанному в требовании информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет». Одновременно с направлением указанного требования Роскомнадзор направляет провайдеру хостинга или иному лицу, обеспечивающему размещение в информационно-телекоммуникационной сети информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещены указанные информация и (или) агитационные материалы, уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах с требованием принять меры по удалению таких информации и (или) агитационных материалов.

Федеральным законом устанавливается срок (сутки) для удаления владельцем информационного ресурса противоправных информации и (или) агитационных материалов. В случае если владелец информационного ресурса удалил противоправные информацию и (или) материалы, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в случае отказа - ограничивает доступ к соответствующему информационному ресурсу1.

Следует обратить внимание, что ограничение доступа к информационным ресурсам, на которых размещены указанные агитационные материалы и информация, вводится не ранее дня официального опубликования (публикации) решения о назначении соответствующих выборов, референдума и оканчивается по истечении пяти дней со дня определения результатов соответствующих выборов, референдума.

Порядок взаимодействия между избирательными комиссиями и Роском-надзором определяется соглашением между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.

Корреспондирующие изменения внесены и в Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Фед. закон от 09.03.2021 г. № 43-Ф3.

Положения ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и ст. 68 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ, устанавливающие условия изготовления и распространения агитационных материалов, теперь применяются к материалам, изготовленным для распространения и распространяемым в сети «Интернет»1.

Указанные положения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.

Таким образом, внесенные 9 марта 2021 г. изменения в действующее законодательство в части совершенствования правового регулирования вопросов агитации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, являются своевременными, необходимыми и в части обеспечения государством гарантий избирательных прав граждан, учитывают технологическое развитие средств и методов агитации.

Заложенные в законодательстве механизмы позволят избирательным комиссиям оперативно реагировать на выявленные нарушения порядка проведения агитации и своевременно пресекать распространение в сети «Интернет» агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Тем не менее следует отметить, что соответствующие изменения необходимы и в самих избирательных комиссиях. Отслеживание, выявление, документирование фактов нарушения избирательного законодательства в сети «Интернет» потребует новых профессиональных навыков.

Кроме того, представляется важным мониторинг правоприменительной практики, анализ и обобщение опыта работы избирательных комиссий по рассматриваемым вопросам.

Литература

1. Гуменникова Е.М., Бекезин К.А. Как действующее законодательство регулирует предвыборную агитацию в сети Интернет // Вестник науки и образования. 2018. № 5(41). С. 91-94.

2. Кузнецов А.К. О применении некоторых новых информационных технологий в избирательном процессе // Выборы в контексте ценностей гражданского общества и правового государства: сб. материалов Национальной науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. С. 125-132.

3. Шапова А.А., Куликова С.А. Правовое регулирование предвыборной агитации в сети Интернет // Извести Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. № 4. С. 472-480.

КУЗНЕЦОВ АНТОН КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kuznetsov-ak@mail.ru; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0002-2025-5145)._

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Фед. закон от 09.03.2021 г. № 43-Ф3.

ANTON K. KUZNETSOV

LEGAL REGULATION OF ELECTION CAMPAIGNING IN THE INTERNET INFORMATION AND COMMUNICATION NETWORK

Key words: legal regulation, election campaigning, information technologies, information and communication network "Internet", electoral legislation.

The relevance of the topic under study is due to the wide penetration of new technologies in all spheres of public relations. Due to its special situation, the electoral process is the most susceptible not only to the introduction of modern technologies, but to a greater use of the information and communication network "Internet" as well. Adaption of the electoral legislation to the requirements of the time appears to be important. The present study is aimed at a comprehensive analysis of the Russian legislation regulating the issues of election campaigning in the information and communication network "Internet". The article analyzes Federal Law № 43-FZ dated March 9, 2021 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", Federal Law №67-FZ dated June 12, 2002 "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of the Russian Federation Citizens", Federal Law № 149-FZ dated July 27, 2006 "On Information, Information Technologies and Information Protection", Federal Law № 20-FZ dated February 22, 2014 "On Elections of Deputies to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation".

Amendments to the legislation regarding regulation of election campaigning in the Internet are considered as a timely and adequate response to the growth of Internet use for campaigning purposes.

Election commissions have additional rights to prevent dissemination of campaign materials and information in the Internet that do not meet the requirements of the electoral legislation. Concerning these appeals, election commissions can contact the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media.

Attention is drawn to possible difficulties in new legislation enforcement, such as additional resources, professional skills in tracking, identifying and documenting violations.

References

1. Gumennikova E.M., Bekezin K.A. Kak deistvuyushchee zakonodatel'stvo reguliruetpredvy-bornuyu agitatsiyu v seti Internet [How the current legislation regulates election campaigning on the Internet]. Vestniknauki i obrazovaniya, 2018, no. 5(41), pp. 91-94.

2. Kuznetsov A.K. O primenenii nekotorykh novykh informatsionnykh tekhnologii v izbiratel'-nomprotsesse [On the application of some new information technologies in the electoral process]. In: Vybory v kontekste tsennostei grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva [Proc. of Sci. Conf. «Elections in the context of the values of civil society and the rule of law»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2019, pp. 125-132.

3. Shapova A.A., Kulikova S.A. Pravovoe regulirovanie predvybornoi agitatsii v seti Internet [Legal regulation of election campaigning on the Internet]. Izvesti Saratovskogo universiteta. Seriya. Ekonomika. Upravlenie. Pravo, 2016, no. 4, pp. 472-480.

ANTON K KUZNETSOV - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Public Law Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (kuznetsov-ak@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2025-5145)._

Формат цитирования: Кузнецов А.К. Правовое регулирование предвыборной агитации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. -2021. - № 2. - С. 49-54. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/2/7. DOI: 10.47026/2499-96362021-2-49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.