Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
951
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / МЕХАНИЗМ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ПРИБЫЛЬ / КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чимирис Е. С.

В статье сформулировано определение финансового механизма, дано авторское определение механизма финансового взаимодействия государства и корпоративныхфинансов. Проведен теоретический анализ современных механизмов финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов, дана оценка роли государства в деятельности корпоративного сектора экономики. Сформулированы проблемы современных механизмов финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MECHANISMS OF FINANCIAL INTERACTION BETWEEN THE STATE AND CORPORATE FINANCE

The article defines the financial mechanism and gives the author’s definition of the mechanism of financial interaction between the state and corporate finance. A theoretical analysis of modern mechanisms of financial interaction between the state and corporate finance is carried out, and the role of the state in the activities of the corporate sector of the economy is evaluated. The problems of determining the mechanism of financial interaction between the state and corporate finance are formulated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ»

УДК:338.2: [336:334.722]

Е.С. ЧИМИРИС, ассистент кафедры финансов, e-mail: chimiris.k@ro.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ

В статье сформулировано определение финансового механизма, дано авторское определение механизма финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов. Проведен теоретический анализ современных механизмов финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов, дана оценка роли государства в деятельности корпоративного сектора экономики. Сформулированы проблемы современных механизмов финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов.

Ключевые слова: бизнес, государство, механизм, финансовый механизм, прибыль, корпоративные финансы.

Chimiris E.S. Modern mechanisms of financial interaction between the state and corporate finance.

The article defines the financial mechanism and gives the author's definition of the mechanism of financial interaction between the state and corporate finance. A theoretical analysis of modern mechanisms of financial interaction between the state and corporate finance is carried out, and the role of the state in the activities of the corporate sector of the economy is evaluated. The problems of determining the mechanism of financial interaction between the state and corporate finance are formulated.

Keywords: business, government, mechanism, financial mechanism, profit, corporate finance.

В современной науке и профессиональной деятельности термин «финансовый механизм» может пониматься как «система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений» [1], такая как «совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения» [2].

Различные мнения по части определения дефиниции «финансовый механизм», отсутствие единого мнения в трактовке определения механизма финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов обусловили актуальность данного исследования.

Целью исследования является проведение теоретического анализа современных механизмов финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов и их систематизация.

Считаем, что финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Составными элементами механизма всегда одновременно выступает и исходное явление, и весь процесс, который происходит в интервале между ними. Поэтому экономический механизм определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии

© Е.С. Чимирис, 2021

явлений [2]. Как следует из выше приведенных определений, в западных экономических исследованиях преобладает функциональный подход к толкованию механизма.

Можно утверждать об обоснованной необходимости разделения понятий «финансовый механизм» и «механизм взаимодействия».

По своей экономической природе финансовые отношения являются отношениями распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода путем создания и использования фондов денежных средств, а распределительные отношения носят объективный характер (одним из субъектов выступает государство), то можно утверждать, что именно в процессе взаимодействия с государством происходит большая часть взаимодействия звеньев механизма.

Функциональность критерия интересов сторон взаимодействия в своих работах рассматривают в большей или меньшей степени такие авторы, как П.В. Кузьмин [3], Э.В. Павлыш [4], А.А. Кунижев [5].

В случае, когда одним из участников является государство, то оно рассматривается как равноправный субъект финансовых отношений, имеющий аналогичные права и обязанности перед государством - общественно-политической системой, и осуществляет свою деятельность в таком же, как и корпоративные финансы, нормативно-правовом поле.

Обобщая подходы различных ученых к содержанию механизма финансового взаимоотношения государства и корпоративных финансов, целесообразно полагать, что это совокупность взаимовыгодных финансовых отношений, основанных на балансе интересов как коммерческого, так и некоммерческого характера, возникающих между участника-

ми корпоративного сектора экономики и органами государственного управления.

Содержание инструментов механизмов взаимодействия государства и корпоративных финансов могут принципиально отличаться по характеру, целевым установкам и элементам. Многообразие таких взаимодействий рассмотрел Э.В. Павлыш [4]. В своей работе «Взаимодействие государства и бизнеса в формировании механизмов инновационного развития» автор выделил 4 условные группы:

1) жесткие формы регулирования, такие как авторитарные и тоталитарные, когда государство пользуется своей властью для достижения исключительно интересов представителей власти;

2) нейтральные, когда государство играет роль «ночного сторожа», а бизнес самостоятельно реализует свои функции;

3) партнерские отношения государства и бизнеса, предполагающие равноправие сторон, стремление к компромиссу, непротиворечивость целей, сотрудничество и согласованность взаимных действий;

4) монопольная власть одного из субъектов, если в основе взаимоотношений лежит конфронтация, злоупотребление своими преимуществами, жесткие и безальтернативные отношения принципала и агента.

Считаем, что данная классификация механизмов финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов не соответствует реалиям современной ситуации в мире, которая характеризуется следующим:

активное использование отдельным государством или группой стран неэкономических инструментов продвижения собственных интересов;

игнорирование национальных интересов конкретного государства (или группы государств), ограничение или

откровенное нарушение их экономического суверенитета;

усиление объективной необходимости защиты национальных интересов государствами в условиях искусственного ограничения в доступе к финансовым, сырьевым ресурсам, традиционным и потенциальным рынкам сбыта продукции.

Считаем, что классификацию, предложенную Э.В. Павлыш, необходимо дополнить адаптационными механизмами, которые представляют собой комплекс стратегических задач и тактических мер и инструментов их реализации, направленный на минимизацию негативных последствий внешних воздействий на национальную экономику со стороны внешних игроков, а также создание условий для дальнейшего эффективного функционирования отдельных отраслей и национальной экономики в целом.

Классифицируя механизмы финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов по степени участия государства, подразумевается определение роли и функций государства в данном механизме. Государство может выполнять роль тотального контролера, проводника собственных интересов или партнера.

Группировка механизмов взаимодействия государственных и корпоративных финансов, дополненная автором, выглядит следующим образом (рис. 1).

Авторитарные (тоталитарные, монопольные) механизмы представляют собой такие механизмы, при которых государство не просто подавляет бизнес структуры в экономической и управленческой свободе, а стремится к тотальному контролю сферы экономики и управления, либо создает условия, которые на практике делают невозможной экономическую самостоятельность. В результате такого подхода к организации финансового взаимоотношения с бизнесом все его институты превращаются в объект

государственного управления, а в конечном итоге ликвидируются.

Нейтральные механизмы предполагают присутствие государства как органа контроля за соблюдением законодательства всеми участниками. В данной ситуации государство заинтересовано в создании и поддержании благоприятного бизнес-климата и репутации стабильной бизнес-среды. Примером таких механизмов являются механизм ценообразования на отдельные виды продукции, механизм субсидирования затрат отдельных товаропроизводителей, механизм налогообложения, механизм банковского кредитования.

В процессе функционирования партнерский механизмов государство, выполняет роли старшего арбитра, который оговаривает собственные интересы, учитывает интересы корпоративных структур, закрепляет достигнутые договоренности законодательно и следит за выполнением сторонами взятых на себя обязательств. Примером данного вида механизмов являются государственно-частное партнерство и проектное финансирование.

Адаптационные механизмы государство использует в период кризиса. В такие периоды государство реализует собственные стратегические интересы, корпоративный сектор выступает инструментом реализации поставленных задач. В качестве примера адаптационных механизмов можно привести механизмы реализации национальных проектов и национальных программ, механизмы финансовой поддержки бизнеса в период введения экономических санкций в 2014 г. В тех условиях Правительство Российской Федерации вынуждено было проводить программу импортозамеще-ния, т.е. создать условия для производства продукции, запрещенной к ввозу в страну, отечественными производителями [6].

Рис. 1. Классификация механизмов финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов

В зависимости от методов взаимодействия государства и корпоративных финансов выделяют механизмы прямого финансового взаимодействия и косвенного финансового взаимодействия.

Механизмы прямого взаимодействия характеризуются использованием административных и финансовых инструментов, которые оказывают непосредственное влияние на величину, направление движения финансовых потоков. Данные механизмы финансового взаимодействия государства и корпора-

тивных финансов можно еще назвать механизмами софинансирования.

Механизмы косвенного взаимодействия (механизмы регулирования) подразумевают создание условий, под воздействием которых изменяются финансовые показатели деятельности корпоративных структур. Например, механизм налогообложения, который предусматривает различные налоговые льготы и преференции.

По воздействию на общественное производство выделяют следующие механизмы:

механизмы мобилизации финансовых ресурсов, к которым можно отнести механизм размещения долговых финансовых инструментов и дерривативов;

механизмы предоставления финансовых ресурсов, к которым можно отнести механизм бюджетного финансирования, механизм программно-целевого финансирования, механизм проектного финансирование. Реализация этих механизмов предусматривает наличие конкретных проектов или государственных программ, финансирование которых осуществляется за счет средств государства (механизм бюджетного финансирования, механизм программно-целевого финансирования) или частных инвесторов (проектное финансирование).

механизмы стимулирования общественного производства, целью реализации которых является реализация проектов и программ, имеющих либо коммерческий интерес и общегосударственный характер охвата, либо государственное значение с некоммерческими целями. Государство заинтересовано в реализации таких проектов: в первом случае государство достигает собственных целей привлекая средства корпоративного сектора [7];

во втором случае бизнес выступает в роли подрядчика, а государство предоставляет финансовые ресурсы и оказывает административные услуги. Примером таких механизмов являются механизм государственно-частного партнёрства, механизм реализации государственных программ и национальных проектов.

Классифицируя механизмы по признаку реализуемых функций, следует отметить, что объектами взаимодействия государственных и корпоративных финансов может быть либо капитал, либо результат функционирования, как корпораций, так и государства. По данному признаку выделяют механизмы управления капиталом и механизмы управления

результатом. К ним относят механизм распределения прибыли корпоративных объединений, дивидендную политику корпораций, механизмы предоставления финансовой помощи в чрезвычайных ситуациях. Государство оказывает поддержку бизнеса путем повышения доступности кредитных ресурсов (в т. ч. беспроцентных); предоставления средств (в т.ч. в форме государственных грантов); отсрочки налоговых и страховых платежей, а также снижения административной нагрузки на корпорации.

Примером реализации такого механизма можно считать систему мер Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку бизнеса в связи с распространением новой корона-вирусной инфекции [8].

Разработанный Правительством план поддержки бизнеса включает в себя следующие мероприятия:

1) Отменены начисления налога на прибыль за указанный период. По ранее возникшим налоговым платежам установлена отсрочка на 6 месяцев от установленной даты платежа;

2) Принята отсрочка начисления налогов на имущество, налога на доходы физических лиц, иных налогов и сборов для указанных предприятий, арендной платы за землю в т.ч. торговых центров;

3) Снижена ставка налогов с фонда оплаты труда на персонал, остающийся в штате организаций с 30% до 15%;

4) Предоставлены каникулы по выплате процентов, погашению основного долга и выполнению конвенант по кредитным договорам.

Из вышеизложенного очевидно, что пока не существует четких форм механизма финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов, однако обобщив наиболее распространённые, можно построить типовую теоретическую модель такого взаимодействия.

Все механизмы финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов можно сгруппировать в две устойчивых модели:

Государственно-корпоратистская модель взаимодействия;

Аплюралистическая модель [9].

Первая модель - «сверху», от власти, где решающую роль играет государство.

Схематически государственно-корпоратистскую модель взаимодействия государства и бизнеса можно представить следующим образом: Государство ^ бизнес ^ интересы государства (общества).

В данной модели государству отводится роль арбитра при согласовании интересов различных бизнес-групп, соревнующихся между собой за принятие экономических решений.

Аплюралистическая модель имеет иную направленность: Интересы государства (общества) ^ бизнес ^государство.

Изучая методологические основы построения взаимодействия в субъектно-субъектных системах, Н.В. Куликова отмечает, что основным условием оптимизации таких взаимодействий, с точки зрения максимизации их эффективности, является достижение компромиссной согласованности целей и интересов отдельных субъектов. Систематизировать подходы, четко сформулировать цели и принципы, как общие, так и специальные принципы в части взаимодействия государственных и корпоративных финансов позволит анализ государственной финансовой политики, глубокого анализа планов стратегического развития государства [5].

Результаты такого анализа позволяют утверждать, что цели и принципы механизма взаимодействия государственных и корпоративных финансов заложены в механизмах обеспечения про-

грамм социально-экономического развития.

В процессе взаимодействия государственных и корпоративных финансов в современных условиях целесообразно использовать такой уточненный по составу и содержанию перечень специальных организационно-экономических принципов взаимодействия участников данного процесса, как:

Активная роль государства в создании институциональной среды;

Обеспечение равных конкурентных условий хозяйственной деятельности участников взаимодействия;

Прогнозированность финансовых потоков при реализации инвестиционных проектов в системе социального обслуживания населения;

Принцип реализации корпоративной социальной ответственности и ее поощрение со стороны государства [5].

Выводы.

Обобщив вышеизложенную информацию, можно сделать выводы о том, что неотъемлемым условием эффективного функционирования национальной экономики является конструктивное взаимодействие корпоративных финансов и структур государственной власти.

Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство не бывает свободным от выполнения социальных функций, связанных с общенациональными интересами, тогда как корпоративные финансы остаются источником и фактором развития и приращения общественного богатства.

В процессе определения баланса интересов государства и корпоративных финансов важное значение имеет перечень социальных гарантий и свобод граждан, закрепленный в Конституции. В случае, когда государство действует

исключительно в общественных интересах, предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может, как совпадать, так и не совпадать с общенациональным. Первое, что объединяет две структуры - это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, т.к. управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы. В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия любого государства. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

На сегодняшний день используется многообразие механизмов финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов. Они могут быть систематизированы: по степени участия государства; по методам (инструментам) взаимодействия; по воздействию на общественное производство; по реализуемым функциям.

В последнее время на передний план выходят механизмы, в которых государство выступает в роли равноправного партнера, реализующего собственные интересы.

Список использованной литературы

1. Захаров, С.В. Анализ результативности комплексных проектов развития территорий в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Захаров С.В. //

Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). -№ 04 (128). - Краснодар: КубГАУ, 2017. - URL: http://ej.kubagro.ru/2017/04/ pdf/35.pdf

2. Даценко, К.А. «Взаимодействие государства и бизнеса в России: от лоббирования к корпоративной публичной политике» // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - Выпуск № 2 (апрель-июнь)

2016 г.

3. Кузьмин, П.В. Взаимодействие государства и гражданского общества и развитие демократии // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - Т. 24 (65). -2012. - № 1-2. - С. 275-282.

4. Павлыш, Э.В. Взаимодействие государства и бизнеса в формировании механизмов инновационного развития // Стратегические направления социально-экономического и финансового обеспечения развития национальной экономики: тез. докл. I Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, Республика Беларусь, 29-30 сент. 2016 г. - Минск, 2016. -С. 102-103.

5. Кунижев, А.А. Принципы, методы, формы и модели взаимодействия государства и бизнеса в реализации крупных социально значимых проектов // Вестник Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск. - № 22. -

2017 г.

6. Грешнов, М.В. Модель финансового взаимодействия государства и малого бизнеса // Журнал Современные проблемы науки и образования. - № 6. -НОУ ВПО «Международный институт рынка», 2013 г.

7. Бизнес и государство: формы и проблемы государства [Электронный источник] - URL: https://ipinform.ru/razvitie-biznesa/o-biznese/biznes-i-gosudarstvo.html

8. План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции от 01.03.2020 г. [Электронный

источник] - URL: http://government.ru/ news/39235/

9. Курилов, К.Ю. Финансовый механизм, его содержание и основные компоненты // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 24. - 2011. -С.146-152.

E.S. CHIMIRIS, Teaching Assistant of the Department of Finance, e-mail: chimiris.k@ro.ru

SO HVE "Donetsk National University of Economics and Trade named after Michael Tugan-Baranovsky", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 29.03.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.