Научная статья на тему 'Финансы корпораций: теоретический и методологический аспект'

Финансы корпораций: теоретический и методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6146
658
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / ФИНАНСЫ КОРПОРАЦИЙ / FINANCE CORPORATIONS / СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ / CORPORATE FINANCIAL MANAGEMENT / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ / FINANCIAL POLICY OF CORPORATIONS / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ORGANIZATIONAL STRUCTURE CORPORATE GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Виталий Юрьевич, Федчишин Юрий Иванович

В статье рассматривается сущность корпоративных финансов и принципы их организации. Дается характеристика системы корпоративного финансового управления, описываются ее цели, задачи и функции. Дается определение финансовой политики компании. Рассматривается организационная структура корпоративного финансового управления с современных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCE CORPORATIONS: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The article deals with the essence of corporate Finance and the principles of their organization. The characteristic of the system of corporate financial management, describes its purpose, objectives and functions. Given the definition of a financial company policy. Review the organizational structure of corporate financial management from the current position.

Текст научной работы на тему «Финансы корпораций: теоретический и методологический аспект»

ФИНАНСЫ КОРПОРАЦИЙ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК: 658. 15:665.7

Виталий Юрьевич Зайцев,

аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» Ярославский филиал

Тел.: 8 (960) 538-44-79

Эл. почта: [email protected]

Юрий Иванович Федчишин,

к.э.н., профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» Ярославский филиал

Тел.: 8 (905) 647-87-25 Эл. почта: [email protected]

В статье рассматривается сущность корпоративных финансов и принципы их организации. Дается характеристика системы корпоративного финансового управления, описываются ее цели, задачи и функции. Дается определение финансовой политики компании. Рассматривается организационная структура корпоративного финансового управления с современных позиций.

Ключевые слова: корпорация, финансы корпораций, система корпоративного управления финансами, финансовая политика корпорации, организационная структура корпоративного управления.

Vitaly Yu. Zaitsev,

Post-graduate student, Moscow state University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Yaroslavl branch Tel.: 8 (960) 538-44-79 E-mail: [email protected]

Yurii I. Fedchishin,

Doctorate in Economics, Professor, Moscow state University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Yaroslavl branch Tel.: 8 (905) 647-87-25 E-mail: [email protected]

FINANCE CORPORATIONS: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The article deals with the essence of corporate Finance and the principles of their organization. The characteristic of the system of corporate financial management, describes its purpose, objectives and functions. Given the definition of a financial company policy. Review the organizational structure of corporate financial management from the current position.

Keywords: corporation, finance corporations, corporate financial management, financial policy of corporations, organizational structure corporate governance.

1. Введение

В последние годы в нашей стране наблюдается широкое развитие интеграционных процессов, возникновение различных видов, типов и форм корпоративных структур. На сегодняшний день главной организационно-правовой формой крупного бизнеса является корпорация. Но для эффективного управления деятельностью таких структур, в том числе и их финансами, в России до сих пор не сформирована, ни правовая, ни научно-методологическая база. До настоящего времени в российском законодательстве нет даже определения термина «корпорация», как организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта. Найти такое определение можно только в специальной литературе. Так, например, Романовский М.В. понимает под корпорацией «объединение физических и юридических лиц для осуществления социально полезной деятельности, имеющее статус юридического лица, т.е. практически любая фирма - юридическое лицо, обладающее собственным капиталом и выполняющее контракты по поставке товаров и услуг и свои обязательства» [2, с. 17].

Вопрос о развитии корпоративного законодательства является очень актуальным на сегодняшний день, поскольку в действующем законодательстве, регулирующим деятельность юридических лиц, имеются значительные пробелы. Еще в 2006 году Экспертным советом по корпоративному управлению при Минэкономразвитии РФ была разработана Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года. Но до сих пор не реализован ряд намеченных Концепцией мероприятий и не сформирован ряд законопроектов, которые бы способствовали повышению инвестиционной привлекательности компаний и их конкурентоспособности. Кроме того, предполагается изменить Налоговый кодекс РФ в части налогообложения группы лиц, а также внести изменения в бухгалтерское, гражданское, и бюджетное законодательство.

Корпорация отличается от других хозяйствующих субъектов тем, что при ее образовании предусматривается долевая собственность и возможность привлечения профессиональных менеджеров для выполнения управленческих функций. А основной формой корпорации большая часть авторов считает акционерное общество.

Каждая корпоративная структура, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность, ставит перед собой определенные цели и задачи. Прежде всего, это получение прибыли, минимизация затрат, оптимизация финансовых потоков, рост объемов производства и реализации произведенной продукции, обеспечение конкурентных преимуществ на рынке. Очевидно, что успешное функционирование корпорации, ее развитие, достижение намеченных результатов зависит от правильно организованной финансовой деятельности, грамотного финансового обеспечения производственного процесса, способов мобилизации капитала, вариантов использования финансовых ресурсов. То есть деятельность корпорации полностью зависит от состояния ее финансов, а финансовые отношения в структуре корпораций являются одной из главных сфер управленческой деятельности. Но поскольку тема корпоративных финансов, принципов и особенностей их организации и управления российскими учеными на сегодняшний день исследована недостаточно полно, имеется необходимость в разработке положений и рекомендаций по организации системы управления финансами корпораций.

2. Сущность финансов корпораций

Авторы экономических трудов по-разному дают определения финансам корпораций. Так, например, по мнению Бочарова В.В., «финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов» (фондов потребления, накопления и резервных фондов) [1, с. 10]. Романовский М.В. считает, что «финансы корпораций - это относительно самостоятельная сфера финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формирования и использования капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций и выражается в виде различных денежных потоков» [2, с. 21].

По нашему мнению, финансы корпораций - это экономическая категория, представляющая собой совокупность экономических, распределительных, денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием капитала, доходов, фондов финансовых ресурсов и накоплений, предназначенных для обеспечения производства и реализации продукции и услуг для удовлетворения общественной потребности, технического и социального развития, оплаты и стимулирования труда членов трудового коллектива, выполнения обязательств перед государством и вышестоящими органами, и выражающаяся в виде различных денежных потоков.

Такой подход обеспечивает включение в содержание финансов корпораций понятий «фонды финансовых ресурсов» и «финансовый поток», которые по своему содержанию шире понятия «денежный поток» и «денежный фонд», так как в корпорациях обращаются разнообразные финансовые инструменты (облигации, векселя, сертификаты и др.).

Сущность финансов корпораций раскрывается через характеристику следующих понятий:

1. Форма финансов корпораций - фонды финансовых ресурсов, которые являются «денежной оболочкой» финансовых отношений и их материальным носителем, постоянно находятся в движении и опосредствуют процессы хозяйственной и иной деятельности. Источниками образования финансовых ресурсов корпорации являются: собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; ассигнования из федерального бюджета; денежные средства, поступающие в порядке перераспределения - страховые возмещения, поступления от отраслевых структур, паевые взносы, дивиденды и проценты по ценным бумагам.

2. Содержание финансов корпораций - это разнообразные финансово-экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, возникающие с финансовой системой страны, с финансовыми учреждениями региональных и местных органов власти, с вышестоящими органами, с финансовыми органами министерств, федеральных служб и агентств, отраслей, с банковско-кредитной системой, с поставщиками и покупателями, с юридическими и физическими лицами, с персоналом корпорации, с аудиторскими фирмами и консалтинговыми компаниями.

3. Проявление финансов корпораций находит свое выражение через внутренне присущие им функции. К основным функциям финансов, по мнению большинства ученых, можно отнести: распределительную, контрольную, воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую. Романовский М.В. предлагает следующую детализацию функций финансов организаций:

А. Функция «регулирования денежных потоков корпорации (организации)» отражает специфику общественного назначения финансов предприятий, присущую только данной категории и связанную с процессом формирования и использования финансовых ресурсов, который опосредствован соответствующими денежными потоками.

Б. «Формирование капитала, денежных доходов и фондов» предопределено условиями регулирования денежных потоков, которые и проявляются в данной функции, имманентно присущей только финансам корпораций и предприятий, которые и создают общественные условия для осуществления этого процесса.

В. Функция «использования капитала, доходов и денежных фондов» которая обеспечивает условия для использования других распределительных категорий (заработная плата, торговля, кредит и др.).

Реализация всех этих трех функций в процессе управления финансами предприятий естественно сопровождается, и осуществлением контроля как одной из функций любого управленческого процесса. Контрольная функция финансов предприятия реализуется посредством внешнего и внутрифирменного (корпоративного) контроля [2, с. 27].

По мнению Щедрова В.И., правильное вычленение функций категории, их тщательный анализ, выявление алгоритма взаимосвязей дает твердую основу для оптимального использования той или иной категории в практической жизни [4, с. 62]. Поэтому, по нашему мнению, с учетом специфики организации финансовой деятельности корпораций можно дополнительно выделить функции централизации финансовых ресурсов и ресурсосбережения, регулирования финансовых потоков. Финансовый поток по своему содержанию шире понятия денежный поток, т.к. в корпорациях обращаются разнообразные финансовые инструменты.

Необходимо отметить, что финансы корпораций четко ориентированы по видам деятельности, которую они осуществляют, и строятся на определенных принципах, которые тесно связаны с целями и задачами их финансовой стратегии и тактики. Различают общие и частные принципы организации финансов корпораций. К общим принципам, связанным с производственно-хозяйственной деятельностью корпорации, относят хозяйственную са-

мостоятельность; самоокупаемость; самофинансирование; материальную заинтересованность; материальную ответственность; обеспечение финансовыми резервами. Среди частных принципов выделяют плановость, финансовое соотношение сроков, гибкость, минимизацию финансовых издержек, рациональность, финансовую устойчивость. По нашему мнению, организация финансов корпораций должна быть построена еще и на таких принципах, как сбалансированная система стимулов и санкций, рационализация налогового режима, урегулирование всех видов задолженностей.

Сбалансированная система стимулов и санкций - это система методов управления компанией с оптимально подобранными финансовыми стимулами и санкциями, с помощью которой можно воздействовать на всех участников и достичь повышения эффективности производственной, финансовой, снабженческо-сбытовой деятельности. Среди финансовых стимулов особо следует выделить налоги, кредит, процентные ставки, цены, тарифы, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, финансовые санкции и льготы, дивиденды, премии и т.д.

Важным фактором усиления эффективности деятельности компаний является и рационализация налогового режима. Стоит отметить, что налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. А поскольку компании стремятся максимизировать свой доход и прибыль, то важной задачей для них является выбор варианта уплаты налогов, который позволяет оптимизировать систему налогообложения.

Большое значение для повышения эффективности функционирования компаний имеет урегулирование всех видов задолженностей. Оптимальное соотношение дебиторской или кредиторской задолженностей будет способствовать финансовой устойчивости предприятий, их эффективной деятельности и дальнейшему развитию.

Очевидно, что все эти принципы организации финансов корпорации

должны учитываться при разработке финансовой политики и построении системы управления ее финансами.

3. Система корпоративного управления финансами

Стоит отметить, что на современном этапе экономического развития система управления финансами в российских корпорациях имеет определенные особенности. Среди отечественных компаний есть такие компании, которые освоили и успешно используют в своей деятельности довольно сложные модели и методы управления финансами, а есть еще и такие компании, в которых используются простейшие схемы управления финансами. И поскольку система управления финансами в компаниях развита неравномерно, то для каждой компании будет характерен свой набор форм, способов и методов эффективного управления финансами, зависящий от уровня финансового менеджмента в этой компании.

При формировании системы корпоративного управления необходимо учитывать структуру собственности корпорации, тип финансирования ее деятельности, степень концентрации акционерного капитала, наличие или отсутствие над ней государственного контроля, принципы принятия стратегических решений и наблюдения за их исполнением.

Систему корпоративного управления мы будем характеризовать как совокупность инструментов и механизмов принятия необходимых решений и осуществления контроля их исполнения в корпорациях. Основой корпоративного управления являются отработанные и существующие нормы в области управления, финансов, ценных бумаг, организационных структур, трудовых взаимоотношений. Среди основных этапов при построении системы корпоративного управления следует выделить определение целей деятельности корпорации, разработку единых принципов ее работы в виде миссии, выбора организационной структуры.

Миссия представляет собой ориентир развития корпорации, смысл ее существования. Цель является

важнейшим фактором успешной деятельности компании, она конкретизирует миссию.

Компании имеют два типа целей: бизнес-цели и финансовые цели. Бизнес-цели определяют положение, которое компания хочет достичь на своих рынках товаров и услуг, а финансовые цели - это все цели, результат достижения которых компания измеряет в денежном выражении, например, объем продаж, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность, платежеспособность, финансовая устойчивость.

В зависимости от периода, в течение которого цели будут достигнуты, различают долгосрочные цели (на несколько лет), среднесрочные, краткосрочные (год, полгода) и оперативные (текущие) цели. Все цели должны быть четко сформулированы, закреплены во внутренних документах компании и доведены до сведения ее работников. Цели определяют конкретный результат деятельности компании, а пути достижения этих целей определяются ее стратегией.

Необходимо отметить, что корпорации должны не только выработать свою стратегию развития, но и определить способы и механизмы, с помощью которых эта стратегия будет осуществляться. Важная роль при этом отводится системе корпоративного управления, значение которой в последнее время очень возросло. И, в условиях усиливающейся конкуренции между мировыми компаниями, возникает потребность в создании наиболее эффективных моделей корпоративного управления.

В настоящее время в мире существуют британо-американская модель, германская или континентальная модель и японская модель корпоративного управления.

В британо-американской модели корпоративного управления в деятельности компаний широко используются инструменты фондового рынка. Акционерный капитал большей части компаний сильно распылен. Предприятия в основном финансируются за счет эмиссии ценных бумаг. Основные игроки на фондовом рынке - пенсионные фонды, страховые и инвестиционные

_

компании, частные лица. Деятельность банков на фондовом рынке ограничена законом. Эта система корпоративного управления характеризуется стремлением к росту, постоянным наращиванием рыночной доли и конгломератными явлениями. В состав советов директоров входят менеджеры, крупные акционеры и аутсайдеры. Менеджеры считаются агентами акционеров, которые стремятся только к максимизации стоимости акций.

Главная роль в германской или континентальной модели корпоративного управления принадлежит банковской системе, с преобладанием крупных банков, контролирующих значительную часть финансового рынка. Основными акционерами являются крупные банки, физические лица и корпорации. В этой модели двухуровневая система контроля за деятельностью компании: совет директоров (в него входят менеджеры и крупные акционеры) и наблюдательные советы (состоят из акционеров, крупных кредиторов и представителей работников компании). В такой модели корпоративного управления в управлении компании активно участвуют ее работники, а развитие компании и ее роль важнее, чем увеличение стоимости для акционеров. Германскую модель называют системой инсайдеров.

Японская модель корпоративного управления является многосторонней. Ключевыми участниками японской модели являются главный банк (основной внутренний акционер), связанная с корпорацией (аффилированная) корпорация или кэйрэцу (группа корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом, это еще один основной внутренний акционер), правление и правительство. Основными владельцами акций являются инсайдеры. Совет директоров японских корпораций практически полностью состоит из внутренних участников (исполнительных директоров, управляющих, руководителей крупных отделов корпорации) и правления. Независимых акционеров (внешних инвесторов) крайне мало, и они не могут повлиять на дела корпорации.

Что касается российской системы корпоративного управления, то в настоящее время она находится еще на стадии формирования. Но поскольку на экономику России в течение последних столетий оказывали влияние западные страны, то для нее более подходящей будет германская или, так называемая, континентальная модель корпоративного управления. Стоит отметить, что в отечественной экономике на сегодняшний день наблюдается целый ряд негативных явлений: высокая концентрация капитала у крупных инвесторов, сконцентрированность фондового рынка вокруг нефтегазового и энергетического сектора, монополизация рынков, финансовых потоков и др. Все это препятствует полноценному применению в компаниях эффективных форм корпоративного управления.

Стоит отметить, что при осуществлении своей финансово-хозяйственной деятельности компании обязательно должны определить приоритетность поставленных целей. Причем финансовые цели у компаний могут быть различными. Для одних компаний основной финансовой целью является максимизация прибыли, ее получение в течение длительного времени. Но, оказывается, что в идеале такого максимума достичь невозможно. Во-первых, существуют различные виды прибыли: прибыль от основной деятельности, чистая прибыль, балансовая, налогооблагаемая и другие виды. Во-вторых, существует такое понятие, как «временной фактор», он обесценивает доходы во времени. В-третьих, существуют различные риски, которые могут негативно повлиять на получение ожидаемых доходов. Поэтому сейчас чаще используется термин «нормальной» прибыли - прибыли, которая бы устраивала владельцев данного бизнеса.

Многие компании стремятся наращивать объемы производства и сбыта продукции, не заботясь при этом о прибыльности. На практике такой несбалансированный рост объемов, превышающий темпы роста прибыли, приводит к различным проблемам текущего финан-

сирования, к кассовым разрывам, снижению платежеспособности компании.

При оценке эффективности финансовой деятельности компании учитывается такой показатель, как «доход на акцию», а эффективность инвестиций оценивается показателем «рентабельность инвестированного капитала». Но эти показатели не учитывают целый ряд факторов, таких, например, как динамика денежных потоков, рентабельность текущей деятельности и т. д. Поэтому в последнее время считается, что, ни прибыль, ни рентабельность, ни объемы производства не могут приниматься за основные критерии эффективности принимаемых финансовых решений. Потому что основной критерий должен учитывать не только ожидаемые доходы собственников компании, но также и все элементы процесса финансового управления от поиска источников средств до распределения дивидендов. Авторы такой теории основываются на том, что процветание общества и экономическое, и социальное достигается только через частную собственность. Поэтому в качестве основной финансовой цели развития компании они считают максимизацию ее стоимости, а за основной критерий финансовой эффективности компании принимают критерий максимизации собственного капитала компании или критерий максимизации рыночной цены обыкновенных акций. Однако практически такую финансовую цель реализовать не всегда возможно. Прежде всего, это связано с тем, что не все компании котируют свои акции на бирже. Поэтому определить рыночную стоимость такой компании довольно сложно. Кроме того, есть такие компании, которые, планируя получение сверхприбыли в далеком будущем, могут позволить себе рисковое (венчурное) вложение капитала. В этом случае цена их акции может быть снижена из-за возможного риска их инвестиционной деятельности. Поэтому критерий максимизации рыночной цены акций компании будет наиболее эффективен только в том случае, когда на рынке капиталов нет никаких

ограничений в установлении цен на ценные бумаги.

Стоит отметить, что в реальной жизни в деятельности любой компании существует проблема в виде разрыва между интересами владельцев компании и ее управленцев, то есть между функциями управления и контроля, поскольку одни хотят иметь прибыль сейчас, а другие в перспективе.

4. Финансовая политика корпорации

Построение эффективной системы управления финансами корпорации зависит от ее финансовой политики. Определение финансовой политики, как общей финансовой идеологии предприятия, необходимой для достижения выбранной экономической цели, дал Слепов В.А. [3, с. 56]. Кроме того, существуют и другие подходы к ее определению. Однако, по нашему мнению, финансовая политика корпорации - это система взглядов ее собственников, инвесторов и руководства на достижение тактических и стратегических целей финансово-экономической деятельности в интересах извлечения максимальной прибыли и иного положительного эффекта через систему способов и форм, методов, рычагов и инструментов экономического воздействия. Финансовая политика включает концепцию по использованию возможностей категории финансов в экономической и социальной сфере, в том числе финансовую стратегию и тактику, финансовый механизм, систему управления финансами. Она реализуется через налаживаемый людьми финансовый механизм использованием возможностей финансов [6].

Для эффективного достижения цели финансовая политика должна учитывать не только внутренние, но и внешние условия функционирования предприятия. Внутренне условия - это организационно-правовая форма компании, вид и масштабы деятельности компании, ее отраслевая принадлежность, организационная структура управления компанией, наличие автоматизированных информационных систем, уровень развития финансового менеджмента.

К внешним факторам относят состояние финансового рынка, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики, законодательных основ государства и иные факторы.

Финансовая политика компании проводится ее руководством через все доступные финансовые формы и способы, методы, рычаги и инструменты экономического воздействия. Она подразумевает выработку основных принципов и использование собственных и заемных средств для достижения производственных результатов, таких как: прибыльность предприятия, увеличение объема продаж, увеличение активов предприятия, а, следовательно, и основных фондов, регулирования объемов оборотных средств, занятие предприятием и регулирование определенной доли рынка. Кроме того, финансовая политика отражает особенности экономического развития региона-субъекта Российской Федерации с учетом его роли в национальной экономике. Методической основой для разработки финансовой политики на конкретном предприятии может служить Приказ Министерства экономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».

Финансовая политика компании означает разделение финансовой стратегии на отдельные элементы управления финансовой деятельностью. Финансовая политика направлена на построение эффективной системы управления финансами. Каждый элемент финансового управления должен представить собой набор правил и инструкций, в которых описывается, как следует управлять отдельными процедурами и отражать их в финансовом учете. Примерами отдельных элементов финансовой политики могут служить: учетная политика; налоговая политика; ценовая политика; дивидендная политика; политика привлечения разных источников финансирования; политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью; политика управления рисками; политика управления инвестициями; политика управления оборотными активами; политика

управления внеоборотными активами. Каждый элемент финансовой политики должен быть взаимосвязан с финансовой стратегией и корпоративной стратегией предприятия.

Ценовая политика определяет все направления финансовых действий компании. Причем, с усилением конкуренции усиливается и влияние ценовой политики на финансовое состояние и финансовую устойчивость компании. К основным факторам, способствующим усилению роли цен, относятся следующие: увеличение размеров компаний и усложнение форм их деятельности в условиях рынка; неустойчивость макроэкономической конъюнктуры; усиление конкуренции на рынке; снижение рентабельности и общей экономической эффективности промышленного производства.

Налоговая политика подразумевает обоснованный выбор систем уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании. В ней можно отметить такие основные направления, как: выбор схемы налогового учета; выбор способов оптимизации налогов; налоговое планирование. Каждая компания заинтересована в уменьшении налоговых выплат и соответственно в увеличении финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости. Следовательно, чем выше налоговые ставки, тем сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых отчислений. Большие потенциальные возможности оптимизации налогов выражены в учетной политике корпорации, которая представляет собой выбор компанией совокупности способов ведения бухгалтерского учета, обеспечивающей оптимизацию финансовых потоков и прибыли компании.

Инвестиционная политика компании заключается в выборе наиболее эффективных форм ее инвестиций и их реализации для обеспечения высоких темпов развития компании и увеличения ее рыночной стоимости. Инвестиционная политика направлена на рост инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых ею инвестиций.

_

Основной целью дивидендной политики корпорации является установление оптимальных пропорций между потребляемой прибылью и будущим ее ростом с целью максимизации рыночной стоимости компании и обеспечения ее стратегического развития.

Политика управления оборотными активами состоит в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования для достижения целей и поддержания высокого уровня финансовой устойчивости компании.

Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами компании и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении ее инкассации, ускорении востребования долгов и снижении риска неплатежей.

Основа финансовой политики заключается в четком определении единой концепции развития любого предприятия в долгосрочной и краткосрочной перспективе, выборе механизма для достижения наиболее оптимальных целей, а также в разработке эффективных механизмов контроля. Следует понимать, что финансовая политика компании должна быть гибкой, и при различных изменениях существующей ситуации должна своевременно корректироваться.

5. Организационная структура финансового управления в корпорациях

Структура управления отражает организационную взаимосвязь и взаимоподчиненности субъекта и объекта управления, иерархию управленческих органов и руководителей. Для корпораций характерна двух-трехступенчатая линейно-функциональная структура управления, которая включает:

а) управление финансово-экономической деятельностью компаний, предприятий и организаций через подчиненную руководителям финансово-экономическую службу и должностных лиц, осуществляю-

щих планирование и расходование денежных средств - низшая ступень управления, которая обеспечивает организацию деятельности непосредственно исполнителей процесса финансовой деятельности;

б) управление со стороны руководства корпорации через специальный функциональный орган финансового управления - финансовый департамент - вторая ступень управления. Она может быть промежуточной между предприятием и отраслью (корпорацией), обеспечивающая организацию, руководство и контроль финансово-хозяйственной деятельности. В финансовый департамент входят:

аналитическое управление, которое выполняет работу по накоплению и анализу информации, оказанию информационно-справочных услуг, подготовке отчетов о деятельности корпорации, анализу финансового состояния предприятий-участников, планированию производства в соответствии со стратегией функционирования корпорации, составлению инвестиционных проектов;

бухгалтерия, выполняющая функции обобщения учетной информации, составления бухгалтерских и налоговых документов, консолидированной отчетности подразделений корпорации, начисления заработной платы и др.;

оперативное управление, занимающееся распределением прибыли в рамках совместной деятельности предприятий-участников корпорации, распределением кредитных ресурсов, установлением внешних экономических связей, составлением внешнеторговых контрактов.

Финансовый департамент свою деятельность координирует с производственным департаментом, который выполняет функции управления производством, и снабженческим и коммерческим департаментами -на которые возложены функции управления снабжением и сбытом в рамках, определенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией и тактикой функционирования корпорации. По мнению Романовского М.В., в подчинении финансового директора корпорации должны находиться

отделы: бюджетирования; финансового контроллинга; финансового риск-менеджмента, внутреннего контроля и аудита; 1Т-отдел и казначейство, которые выполняют специфические функции управления [1, с. 81-82];

в) высшим органом корпорации являются общее собрание акционеров и наблюдательный совет Корпорации; исполнительный орган -генеральный директор Корпорации и правление Корпорации - третья ступень управления.

С учетом специфики производственно-коммерческой и финансовой деятельности корпораций в современных условиях наиболее характерны унитарные, холдинговые, мультидивизионные и сетевые организационные структуры управления.

Таким образом, организационная структура финансового управления дает возможность распределить функции и ответственность за то, как они будут выполнены между исполнителями: службами, отделами. Эффективное выполнение поставленных финансовых задач возможно только при согласованном взаимодействии всех этих подразделений. Очевидно, что по мере углубления процессов интеграции капитала в российских компаниях и дальнейшего распространения в них современных управленческих технологий, финансовая служба компаний будет реформироваться и развиваться.

6. Заключение

Таким образом, успешное функционирование корпораций напрямую зависит от правильно организованной их финансово-экономической деятельности. Финансовые отношения в структуре корпораций являются одной из главных сфер управленческого процесса, а деятельность корпорации полностью зависит от состояния ее финансов.

Сущность финансов корпораций необходимо рассматривать через характеристику таких понятий, как форма и содержание финансов корпораций. А свое выражение финансы корпораций находят через внутренне присущие им функции.

Среди функций, которые выделяют большинство ученых, мы предлагаем с учетом специфики организации финансовой деятельности корпораций дополнительно выделить еще и функции централизации финансовых ресурсов и ресурсосбережения, и регулирования финансовых потоков.

Финансы корпораций строятся на определенных принципах, которые тесно связаны с целями и задачами их финансовой стратегии и тактики. Это самоокупаемость, самофинансирование, хозяйственная самостоятельность, плановость, гибкость и др. По нашему мнению, организация финансов корпораций должна быть построена еще и на таких принципах, как сбалансированная система стимулов и санкций, рационализация налогового режима, урегулирование всех видов задолженностей. Все принципы организации финансов корпорации должны учитываться при разработке финансовой политики и построении системы управления ее финансами.

Систему корпоративного управления мы характеризуем как совокупность инструментов и механизмов принятия необходимых решений и осуществления контроля их исполнения в корпорациях. Построение эффективной системы управления финансами корпорации зависит от ее финансовой политики, которую мы определяем, как систему взглядов ее собственников, инвесторов и руководства на достижение тактических и стратегических целей финансово-экономической деятельности в интересах извлечения максимальной прибыли и иного положительного эффекта. Она реализуется через налаживаемый людьми финансовый механизм. Финансовая политика компании должна быть гибкой, она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Эффективная финансовая политика должна быть направлена на оптимальное аккумулирование и распределение всех финансовых ресурсов корпорации, кругооборот которых должен приносить максимальную прибыль при соблюдении финансовой ус-

тойчивости, ликвидности активов и минимизации рисков. Чтобы достичь намеченных целей, корпорации формулируют и решают ряд задач. Они определяют возможные источники привлеченных средств, гарантий и кредитов, механизмы инвестирования, формируют программу по снижению издержек, разрабатывают механизмы по обеспечению контроля за финансовыми потоками, осуществляют переход на международные стандарты бухгалтерского учета, разрабатывают мероприятия по выводу своих ценных бумаг на фондовый рынок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешная финансовая деятельность корпорации должна быть обеспечена своевременными и правильными действиями финансового менеджмента в текущей работе. Для этого необходимо добиться сбалансированности объемов и сроков поступления денежных средств для поддержания платежеспособности корпорации в любой момент времени; разработать эффективную систему финансирования текущей деятельности компании путем разработки кредитной и налоговой политики и оптимизации величины и структуры оборотного капитала; обеспечить конкурентоспособность продукции компании путем формирования эффективной ценовой политики и политики управления затратами. Для более эффективной деятельности корпорации, необходимо совершенствовать систему управления финансами. Для этого следует внести в имеющуюся систему управления необходимые изменения, в результате которых она станет более гибкой и совершенной.

Литература

1 . Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых [и др.]. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 651 с. -Бакалавр. Академический курс.

2. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров/ В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радков-ская. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 349 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

3. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. -СПб.: Питер, 2011. - 592 с.

4. Корпоративные финансы : учебник для бакалавров / Т.В. Теп-лова. - М.: Издательство ЮРАЙТ,

2013. - 655 с. - Серия : Бакалавр. Углубленный курс.

5. Щедров В.И. К вопросу о сущности и функциях финансов /Финансы. - 2012. - №3. - С. 60-62.

6. Зайцев В.Ю., Федчишин Ю .И. Основные аспекты теории финансов корпораций / Проблемы и перспективы развития экономической науки в XXI веке: Материалы VIII Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, 23-24 ноября 2012 г. М.: «Аналитический центр «Экономика и финансы»,

2012. - С. 40-43).

References

1. Corporate Finance: the tutorial and workshop for undergraduate academic / O. V. Borisov, N. And. Small [and others]. - M.: Urait,

2014. - 651 S. - Bachelor. Academic course.

2. Corporate Finance: a textbook for bachelors/ B. E. Leontiev, V V. Bo-charov, N. P. Radkovskiy. - M.: Urait, 2014. - 349 p. - Series: the Bachelor. The basic course.

3. Corporate Finance: a Textbook for high schools/Under the editorship of M. V. Romanovsky, A. I. Vostroknu-tova. The standard of the third generation. - SPb.: Peter, 2011. - 592 p.

4. Corporate Finance : a textbook for bachelors / T. Teplova. -M.: Urait,

2013. - 655 p. - Series: the Bachelor. Advanced course.

5. Shchedrov, V. I. on the nature and functions of Finance /finances. -2012. - No 3. - P. 60-62.

6. Zaitsev V Yu., Fedchishin Y. I. The main aspects of the theory of Finance corporations / Problems and prospects of development of economic science in the XXI century: materials of the VIII International scientific-practical conference for students, postgraduates and young scientists, Moscow, 23-24 November 2012. M.: "Analytical center "Economy and Finance", 2012. - P. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.