Кулаева П.Ю. ©
Магистрант, кафедра Финансовый менеджмент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И
КОРПОРАЦИЙ
Аннотация
В статье рассмотрен механизм взаимодействия государства с корпорациями, его основные элементы. Исследованы свойственные современным экономикам механизмы регулирования государством корпоративных финансов, взаимодополняемость
государственного и корпоративного финансовых механизмов.
Ключевые слова: корпорация, государство, финансовое взаимодействие.
Keywords: corporation, state, financial interaction.
Взаимоотношения государства и крупного бизнеса представляют собой определенную систему взаимодействия, отличающуюся сложностью, многообразием и противоречивостью. Обусловлено это наличием множества теорий взаимодействия данных двух экономических единиц. Наибольшее развитие эта проблема обретает на современном капиталистическом этапе, так как именно в это время происходит выраженное отделение интересов государства от интересов хозяйствующих субъектов и их становление.
Любая экономическая единица имеет свои особенности, формы и методы. В экономической сфере именно они выступают в роли механизма управления определенными операциями. С технической точки зрения, механизм (греч. mechane — машина) — это
внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие [1]. Механизмы служат для передачи движения и преобразования энергии. Под механизмом будем понимать некое средство способное привести что-то в действие или побудить к какой-либо деятельности. Финансовый механизм, как и любой другой, имеет определенное устройство. Для его описания необходимо использовать следующие понятия: подсистема, блок, элемент, представляющие из себя, как бы, звенья данного механизма.
Подсистему будем рассматривать как наиболее значимую движущую силу финансового механизма, которая может принимать вид финансового планирования, финансовых рычагов и стимулов, правового режима предприятия, организации управления. Далее, блок рассмотрим как совокупность похожих и связанных между собой элементов, объединенных единой целью. В свою очередь, за элемент финансового механизма примем простейшую хозяйственную форму, необходимую для проявления интересов участников производства.
В реальной экономической ситуации абстрактные категории посредствам финансового механизма обретают вполне реальные материальные формы. Под конкретными формами понимаются такие категории, которые могут планироваться, видоизменяться, учитываться людьми. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые субкатегории) -бюджет, доходы, расходы, происходит использование людьми экономических законов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы являются стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства [2, 212].
Финансовый механизм состоит из множества динамично совершенствующихся, находящихся в постоянном движении и тесно связанных элементов. Нельзя забывать о том, что плохая работа одного элемента может приводить к некорректному функционированию других элементов, а так же к дисбалансу всего механизма в целом.
Финансовый механизм находит применение во всех сферах экономических и производственных взаимоотношений общества в целом и, в частности, отношений государства и корпораций. Следовательно, для активного воздействия на производство, повышения его
© Кулаева П.Ю., 2013 г.
эффективности, способствующего росту экономики необходим отлично слаженный, бесперебойно работающий механизм финансового взаимодействия государства и бизнеса. Далее ознакомимся с отдельными частями рассматриваемого в данной статье механизма.
Под корпорацией (от новолат. согрогайо — объединение предприятий) будем понимать юридическое лицо, которое, будучи объединением предприятий физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле корпорация - это всякое объединение предприятий с экономическими целями деятельности.
Г осударство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории. Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества [3].
Далее рассмотрим несколько наиболее распространенных теорий возникновения и определений государства, а так же его взаимодействия с обществом и корпорацией, как его частью соответственно.
По марксистской теории, государство - это социальная организация, выполняющая роль защитника интересов буржуазии. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий» [4,7].
Согласно данной теории, к концу XIX века общество постепенно пришло к уровню развития производства, когда противоборствующие классы стали не нужны и даже во многом стали мешать дальнейшему развитию. Следовательно, общество постепенно приблизилось к отмиранию различных классов и, как результат, исчезновению самого государства.
По неомарксистской теории, господствующий класс или буржуазия использует государство не только для перераспределения в свою пользу необходимых ресурсов, но и как инструмент создания определенного общественного мнения и принятия решений. В отличие от классической марксистской теории здесь контроль обусловлен не прямым принуждением и эксплуатацией со стороны господствующего класса, а с незаметной для людей манипуляцией и пропагандой для создания «нужного» общественного мнения и укрепления сложившегося социального порядка.
Несмотря на очевидные разногласия и различные трактовки понятий двух данных теорий, все же обе она рассматривают общество как систему взаимодействия неких выделенных различных социальных, экономических или политических структур. И данная система как единое целое оказывает определяющее влияние на образ жизни и поступки людей.
В то же время современное правовое государство всё же должно выражать и учитывать интересы всего общества, а не одной обособленной группы крупного бизнеса. В данном случае точка зрения автора наиболее близка к мнению Ф.И. Шамхалова, который утверждает, что «при всем непропорционально большом влиянии экономических интересов на политику государства, оно в конечном итоге не может претендовать на жизнеспособность и долговечность без признания его легитимности со стороны большинства населения» [5, 156]. В связи с этим чрезмерное преувеличение роли экономических субъектов приводит к недооценке политических общественных сил при принятии решений. Опыт многих стран говорит о том, что именно государство предотвращает произвол крупных корпораций, возложив на себя обязанности регулятора общественно-экономического порядка в обществе.
Исторически выделяет несколько признаков финансовых взаимоотношений:
1) денежный (стоимостной) характер;
2) распределительный (перераспределительный) характер;
3) фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы»;
4) финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов;
5) финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством посредством:
• налогов и налоговых льгот;
• финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства;
• процентов по государственным ценным бумагам;
• учетной ставки Центрального банка России;
• тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды и др.[6, 9].
У каждого предприятия или корпорации существуют различные денежные отношения: с контрагентами, негосударственными финансовыми посредниками, внутри организации, с бюджетной системой и государственными внебюджетными фондами и т.д. Данные денежные взаимоотношения рассматриваются как «экономическая сущность финансов предприятий (корпораций)».
Финансы (часть производственных отношений) коммерческих организаций относят к экономическому базису общества, а государственные финансы — к его надстройке [6, 11].
В современном мире взаимоотношения государства и частного предпринимательства, являющиеся основополагающей часть всего общества, постоянно изменяются. Причем трансформируются из традиционных устоявшихся форм в абсолютно новые модели поведения и взаимодействия.
Общеприняты несколько устоявшихся моделей влияния государства на экономический процесс. Начиная с тотально контроля и идеи планового ведения хозяйства и заканчивая полным невмешательством и отстраненностью от деятельности рынка. И хотя обе модели полностью в чистом виде нигде неприменимы, они, как бы, задают рамки экономического и политического поведения различных субъектов.
Рассмотрим деление взаимоотношений государства и корпораций на социальные модели. Здесь выделяются модели принуждения, подавления, патронажа, партнерства и невмешательства.
Модели принуждения и подавления очень близки по своей сути и предполагают наличие определенного административного давления. Государство, оказывая давление на организации, добивается поддержки и помощи в исполнении запланированных социальных проектов и программ. Как основной инструмент в данном случае государство использует административный аппарат и органы, осуществляющие контроль над экономической и финансовой деятельностью бизнеса.
Для модели патронажа свойственны торги по вопросу поддержки бизнесом социальной сферы. Здесь предполагается по средствам доступности к подконтрольным государству разнообразным ресурсам компенсировать корпорации затраты, понесенные её в связи с реализацией государственных социальных программ. Эта модель подразумевает как бы тендер на участие в социальных проектах государства для различных организаций.
В рамках модели партнерства достигается компромисс между властью и бизнесом. Данная модель на современном этапе развития общества является наиболее уместной. Основной принцип данной модели - взаимовыгодное партнерство. В соответствии с моделью субъекты взаимоотношений взаимовыгодно обмениваются ресурсами, так как и у государства, и у бизнеса есть ресурсы, которые могут быть полезны и выгодны другой стороне (рис. 1).
Рис.1. Партнерская модель обмена ресурсами
Государство обладает административными, политическими, экономическими, информационными ресурсами, а бизнес - инновационными, финансовыми и экспертными. В рамках рассматриваемой модели основополагающим фактором является обмен ими.
И, наконец, рассмотрим модель невмешательства. Из названия понятно, что в рамках данной модели государство не оказывает влияния на осуществляемые организациями хозяйственные процессы, а также на проводимую ими социальную политику.
В последнее время в экономике выделился новый вид взаимодействия государства и предпринимательства, описываемый иностранным термином «Public-Private Partnership» (PPP) либо российским - «Государственно-Частное Партнерство» (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в
масштабах всей страны или отдельных территорий [7]. Активное развитие данного вида партнерства в различных отраслях экономики во многих странах мира позволяет охарактеризовать его как характерную особенность современной экономики. При этом здесь неприменимы классические административные отношения и образуются новые модели управление, финансирования, отношений собственности. Особо выделяется вопрос перераспределения правомочий собственности, естественно возникающий при переходе на партнерские отношения между государством и предпринимательством. Наиболее подвержен данному явление сектор общественных услуг. Здесь государство должно гарантировать обществу бесперебойность, поэтому часть производства традиционно остается в собственности государства, однако и частный бизнес вносит ряд определенных преимуществ: инновационное развитие, мобильность, высокоэффективное использование ресурсов. И именно по средствам государственно-частного партнерства (ГЧП) удается эффективно задействовать сильные стороны обоих видов собственности.
Так как общая система финансов делится на государственные и частные финансы, необходимо разграничивать механизмы приведения в движение государственных и частных финансов соответственно. Они имеют много отличий в части форм, методов и инструментов управления. Финансовый механизм государства жестко контролируется публичными нормами финансового права. Более мягкая регламентация присуща финансовым механизмам хозяйствующих субъектов, так же им свойственна относительная свобода выбора методов и инструментов управления денежными потоками.
Существует два типа финансового механизма государства: регулирующий и
директивный. Регулирующий - распространяет свое влияние на финансовые сферы, напрямую не затрагивающие интересы государства. Данный тип механизма финансового взаимодействия применим к организации внутрихозяйственных отношений в частном предпринимательстве.
Директивный механизм, в свою очередь, разработан для финансовых отношений с непосредственным участием государства. Сюда входят налоги, финансирования из бюджета, государственное кредитование, финансовое планирование, расходы бюджета и т.д. В данной ситуации государство детально разрабатывает всю систему организации финансовых взаимоотношений, которая обязательно для всех участников. Распространение директивного финансового механизма возможно и на такие виды финансовых отношений, где государство не принимает непосредственного участия. Например, если подобные отношения очень важны для реализации всей финансовой политики, либо одной из сторон отношений являются агент государства (финансы государственных предприятий).
Внутри корпорации так же существует свой финансовый механизм. Основным объектом управления в финансовом механизме корпорации является денежный оборот, включающий в себя постоянные потоки денежных поступлений и оттоков, отражающиеся на счетах организации. Управление денежным оборотом подразумевает его прогнозирование и планирование в краткосрочных и долгосрочных перспективах. Финансовый механизм - это система финансовых рычагов, заключающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В свою очередь, организация финансового механизма представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, технологии и средств производства в процессе управления финансами и является основополагающим звеном финансового механизма. При слабой организации и работа всего финансового механизма всегда будет неэффективна и даже может идти во вред экономическим отношениям в обществе.
Для увеличения производительности рабочего процесса в финансовом механизме используются различные стимулы (чаще финансовые). Стимул — это побуждение к действию, побудительная причина. Финансовым стимулы включают цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, премии, финансовые санкции и т. п. Финансовые стимулы оказывают воздействие как на трудовую деятельность отдельного работника, так и на эффективность производственного и торгового процессов в целом.
Таким образом, в финансовом механизме объединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.
Литература
1. Толковый словарь иноязычных слов // Яндекс. Словари [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://slovari.yandex.ru/%D0%9C%D0%B5%D1 %85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%
D0%B7%D0%BC/%D0%BF%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D 1 %81 %00% B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
2. Куликов Л.М. Основы экономической теории // Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008, 400с.
3. Википедия // Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://m.wikipedia.oгg/wiki/%C3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1% F2%E2%EE
4. Ленин В. И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. Том 33 - М.: Политиздат, 1969, 434 с.
5. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления // «Издательство «Экономика», 2002, 638с.
6. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. Учебное пособие // «Питер», 2008, 272с.
7. М. Дерябина. Государственно-Частное партнерство: теория и практика.// Экономический портал -
экономика России и мировая экономика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html