Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: формы общественных интересов'

Государственно-частное партнерство: формы общественных интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
745
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА / ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИЯ / АРЕНДА / GOVERNMENT / BUSINESS / INFRASTRUCTURE / PARTNERSHIP / CONCESSION / LEASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко Владимир Анатольевич, Скороход Александрина Юрьевна

Рассмотрены основные формы партнерства государства и частного бизнеса в различных странах, проблемы формирования и условия развития государственно-частного партнерства. Даны модели использования партнерства, механизмы взаимоотношения государства и предпринимательства в формате создания современной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP: FORMS OF PUBLIC INTEREST

The main forms of partnership between the state and private business in different countries, the problems of formation and conditions of development of public-private partnership are considered. Models of use ofpartnership, mechanisms of relationship of the state and business depending in a format of creation of modern infrastructure are given.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: формы общественных интересов»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация. Рассмотрены основные формы партнерства государства и частного бизнеса в различных странах, проблемы формирования и условия развития государственно-частного партнерства. Даны модели использования партнерства, механизмы взаимоотношения государства и предпринимательства в формате создания современной инфраструктуры.

Ключевые слова. Государство, бизнес, инфраструктура, партнерство, концессия, аренда.

Chernenko V.A., Skorokhod A.Yu. PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP: FORMS OF PUBLIC INTEREST

Abstract. The main forms of partnership between the state and private business in different countries, the problems of formation and conditions of development of public-private partnership are considered. Models of use ofpartnership, mechanisms of relationship of the state and business depending in a format of creation of modern infrastructure are given.

Keywords. Government, business, infrastructure, partnership, concession, lease.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - совокупность форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач c учетом взаимных интересов. ГЧП включает взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса. ГЧП выступает как важное связующее звено в экономике страны между субъектами в процессе производства необходимых благ и как средство осуществления государственной политики.

При рассмотрении партнерства государства и частного сектора в качестве единой организационной системы можно отметить основные признаки, описывающие данное сотрудничество: сторонами сотрудничества являются лишь государство и частный сектор; сотрудничество оформляется юридически: в виде договора, соглашения и т.п.; финансовые риски и расходы четко определяются и закрепляются в договоре за каждым из участников партнерства; государство заинтересовано в данном партнерстве. ГЧП можно одновременно рассматривать как инструмент реализации инвестиционного проекта и как механизм государственной политики. ГЧП имеет смешанный и явно мериторный характер в силу того, что инвестиции направляются в социальные сферы: наука, культура, образование. При изучении вопроса становления и развития государственно-частного партнерства с общенациональных позиций, его можно рассматривать как процесс, который позволяет формировать взаимотолерантные отношения между государством, общественными институтами и бизнесом. Причем данные отношения направлены на достижение национальной безопасности и социально-экономической стабильности.

Термин государственное партнерство с частным сектором впервые появился в США при реализации сотрудничества по финансированию программ образования. Позднее такое сотрудничество рас-

ГРНТИ 06.73.15

© Черненко В.А., Скороход А.Ю., 2018

Владимир Анатольевич Черненко - доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Александрина Юрьевна Скороход - кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Скороход А.Ю.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 458-97-30. Е-mail: dept.kkfob@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 15.09.2018.

ширилось до проектов по финансированию общественных объектов, строительства и перестройки городов. Первым официально зарегистрированным проектом государственно-частного партнерства является постройка канала королем Генрихом II во Франции. Другой знаменитый проект совместного сотрудничества - Эйфелева башня в Париже [3].

С тех пор такой вид сотрудничества используется все чаще и чаще, а также подключает все большее количество направлений деятельности. Новейшим этапом развития государственно-частного партнерства считается привлечение частных инвестиций в Великобритании для строительства государственных объектов. Интересной чертой такого строительства стало то, что частный бизнес осуществлял как его финансирование, так и его контроль в такой степени, что государство даже не принимало участия в отборе персонала.

Государственно-частное партнерство осуществляется в тех сферах, в которых ответственность несет государство: муниципальные объекты общественного пользования, медицина, транспортная инфраструктура, реновация и строительство муниципальных зданий и сооружений, здравоохранение и др. Целью такого сотрудничества является объединение ресурсов для оптимизации и минимизации затрат проекта партнерства. Результатом сотрудничества должно быть: повышение качества услуг, сокращение временных интервалов реализации проекта, и, как итог, ускорение получения общественных благ.

Обычно выделяются несколько форм государственно-частного партнерства. Это могут быть контракты, являющиеся официальным договором по выполнению конкретных работ, услуг, поставке товара, между частным сектором и органами государственной власти. Обычно выделяют следующие формы ГЧП:

1. Контракт, являющийся формальным договором между органом государственной власти (местного самоуправления) и частным сектором по исполнению работ, указываемых в контракте, оказанию общественных услуг, поставке товаров для общественных нужд. В таких договорах ответственность за исполнение условий договора несет государство, в то же время, перехода собственности из государственного владения в частные руки не происходит. Для частного бизнеса такая форма сотрудничества является наиболее привлекательной. В условиях договора прописываются доли получаемого бизнесом дохода, прибыли, требуемые затраты. Кроме того, данная форма сотрудничества подразумевает получение бизнесом гарантированного устойчивого дохода в конкретной сфере, определение привилегий и льгот.

2. Договор аренды, или лизинговый договор, подразумевающий передачу в частные руки собственности государства на определенное время в соответствии с оговоренными условиями. Данное соглашение при определенных оговорках позволяет производить выкуп арендованной собственности, передача же государственной собственности в субаренду невозможна.

3. Договор концессии. В настоящее время он менее распространен и довольно специфичен. Специфика такого соглашения состоит в следующем: государство передает свою собственность частному партнеру на условиях, оговоренных в соглашении, на определенный срок. Переданные по договору объекты недвижимости остаются в собственности государства. Концессионер осуществляет выплаты за право пользования государственной (муниципальной) собственностью в соответствии с условиями концессионного соглашения. Концедент в соответствии с договором обязан предоставить концессионеру права владения и пользования объектом договора на определенный срок в соответствии с данным соглашением.

Выделяются следующие признаки концессии: предметом соглашения является собственность государства либо объекты, контролируемые государством; одной из сторон соглашения является государственный (муниципальный) орган; соглашение должно быть взаимовыгодным. В соответствии с данным соглашением частный партнер обязуется действовать во благо общества, безоговорочно выполнять условия соглашения, предоставлять равный доступ к услугам. Концессионным договором также предусмотрены санкции за неисполнение условий договора и ущемление прав общественности. Концессионные соглашения получили распространение в технологических, инфраструктурных отраслях, требующих крупных инвестиций с участием частного бизнеса и эффективного управления для устойчивого развития инфраструктуры.

Выделяют следующие концессионные соглашения: на строительство и реконструкцию значимых объектов; посредством передачи управления государственной собственностью частному бизнесу.

Главным минусом концессионного соглашения можно назвать защищенность концессионера без учета макроэкономических изменений, происходящих в экономике страны.

4. Совместное предприятие. Это распространённая форма партнёрства частного сектора с государством. Акционерами могут быть различные субъекты экономических отношений. Управление зависит от степени возможного влияния и приобретения акций корпорации. При этом в определенных случаях частные партнеры имеют возможность принятия самостоятельных решений. Величина рисков, кото -рые принимают на себя акционеры или соучредители, зависит от доли в совместном предприятии. Отличительной чертой совместных предприятий является обязательное участие государства в экономических процессах организации. При национализации концессионного предприятия государство обязано выплатить частным инвесторам полную стоимость вложенного капитала, а также компенсировать упущенную выгоду.

Число форм партнерства государства и частного бизнеса в последние годы увеличивается, что в определенной степени связано с характером изменений в экономике. Если раньше концессионное соглашение, как правило, служило инструментом сотрудничества для строительства дорог, автостоянок, инфраструктуры теплоснабжения, то в нынешнее время данные соглашения используются в сферах национальной обороны, образования, на строительство больниц и т.д.

В мировой практике выделяют разные формы осуществления государственно-частного партнерства. Обычно государственно-частные партнерства разделяют по объему и количеству обязательств по исполнению конкретного соглашения, взятых на себя партнерством, по объему полномочий и функционала, взятых на себя конкретной стороной партнерства. Таким образом происходит определение модели приватизации либо национализации. Рассмотрим экономические модели, характеризующие различные виды сотрудничества. К ним относятся: модель кооперации, модель финансирования и модель организации компании [4]:

1. Модель кооперации. Такая модель основывается на объединении определенного числа лиц, каждое из которых отвечает за определенный этап процесса производства, как правило, общественного блага. Обычно данная модель используется при формировании сложной холдинговой структуры. Данная модель применяется в производственном процессе для создания объектов социальной инфраструктуры. Государство определяет сферу сотрудничества, а частные инвесторы рассматривают варианты, предложенные государством. Порядок, при котором ГЧП формируется, как правило, следующий: этап разработки инвестиционного проекта: частные партнеры разрабатывают планы, осуществляют управление объектом сотрудничества в соответствии с заданием государственных органов; этап финансирования проекта государством, в том числе оплаты пользования объектом инфраструктуры; этап заключения долгосрочного договора, который подразумевает определение сроков, способов осуществления функций сторонами соглашения, качество предлагаемых или осуществляемых услуг, их цены в зависимости от изменения экономических условий; этап перехода объекта в частную либо государственную собственности после истечения срока договора и исполнения обязательств договора.

2. Модель финансирования включает в себя такие формы соглашений как аренда, лизинг, проектное финансирование. Общими чертами, объединяющими проектное финансирование и государстве н-но-частное партнерство являются:

• уникальность проекта в зависимости от его цели;

• создание специальной компании, обладающей требующимися ресурсами для создания и реализации проекта;

• выплаты процентов и погашение долга осуществляются за счет будущих доходов. Таким образом, для реализации капиталоемких проектов необходима разработка специальной стратегии достижения цели, включающей в себя проведение анализа и составление прогноза будущих денежных платежей, а также прогнозирование рисков и доходов;

• распределение риска между участниками проекта-соглашения;

• подписание договора для реализации проекта;

• формирование проектного бюро, позволяющего головной компании использовать активы, которые могут являться гарантией исполнения обязательств договора;

• разграничение сфер и границ ответственности и обязательств участников проекта. Проекты могут быть профинансированы посредством кредитов в полном объеме или частично, за счет активов за-

емщика (регресс активов). В том случае, когда предоставление финансирования осуществляется без права регрессии, то возможность в получении подобного кредита нивелируется. Чаще всего встречаются проекты с ограниченным регрессом.

3. Организационная модель подразумевает участие в соглашении третьих лиц в целях исполнения оговоренных функций, переуступку обязательств и передачу государственной собственности частным партнерам. Распространенной формой такой модели являются концессионные соглашения.

Важным моментом проектов ГЧП является определение полномочий и задач, распределение рисков между всеми участниками сделок. Особенным является то, что ответственность за решение определенной задачи ложится на того участника, который может выполнить ее с максимальной эффективностью. Распределение ответственности и полномочий осуществляется между государственным сектором и частным в зависимости от того, в какой сфере проект планируется. Чем больше значимость общественного блага, тем больше влияние и контроль со стороны государства.

Получение определенных выгод напрямую зависит от оптимальности структуры ГЧП, которая может учитывать следующие факторы: ускоренная амортизация необходимых проектов инфраструктуры; развитие регионов; улучшение качества предоставляемых услуг и благ; улучшение моделей развития и механизмов воздействия на экономику страны; оптимизация источников финансирования и инвестиционных затрат, причем экономия на издержках может достигать 30%.

При реализации совместных проектов используются различные методы и механизмы в зависимости от объема и типа полномочий, передаваемых частному инвестору. Это объясняет существование целого ряда типов концессионных соглашений (ГЧП), которые различаются между собой вариантами переуступок прав:

• ВОТ - строительство-управление-передача - такой тип соглашения подразумевает строительство объекта концессионером, после завершения которого он получает право его эксплуатации в течение оговоренного срока. После этого объект передается в собственность государства;

• ВООТ - строительство-собственность-управление-передача - при таком соглашении партнер получает право эксплуатации и владения объектом на правах частной собственности в оговоренный договором срок, потом происходит передача объекта в собственность государства;

• ВТО - строительство-передача-управление - такое соглашение предусматривает передачу объекта в собственность государства сразу после строительства данного объекта, управление же объектом осуществляет частный инвестор без права собственности;

• ВОО - строительство-собственность-управление - по завершению строительства объект передается в собственность концессионера, он осуществляет его эксплуатацию, срок которой не ограничивается;

• ВОМТ - строительство-управление-обслуживание-передача - отличительной чертой от типа ВОТ является то, что дальнейшее обслуживание инфраструктурного объекта, его текущий ремонт ложится на плечи частного инвестора.

• ББООТ - проектирование-строительство-собственность-управление-передача - в обязанности частного инвестора вменяется и строительство инфраструктурного объекта, и его проектирование;

• БББО - проектирование-строительство-финансирование-управление - данное соглашение подразумевает и строительство, и проектирование, и финансирование проекта частным инвестором. Представленные механизмы служат выявлению наиболее эффективного сотрудничества между

государством и частным инвестором в целях реализации общественно значимых объектов. Выбирается оптимальный вариант, что способствует увеличению эффективности проектов. Механизмы функционирования формата ГЧП могут применяться как в проектах производственной сферы, так и в объектах сфер образования, здравоохранения, телекоммуникаций, инфраструктуры на транспорте, туризма, культуры. Следует отметить некую двоякость таких механизмов. С одной стороны, механизмы ГЧП делают социально-экономическую роль государства более сложной с точки зрения выполнения самих функций существования государства, с другой стороны, частный сектор заинтересован в новых объектах для инвестирования [4].

Изучив мировой опыт использования ГЧП, выделим основные черты, отличающие ГЧП от других форм сотрудничества и взаимоотношений между частными инвесторами и государством:

1. Определенность и долговременный характер соглашений. Соглашения о сотрудничестве, как правило, заключаются на конкретные социально-значимые объекты: здания, дороги и др. Данные соглашения носят долгосрочный характер - от 10 до 20 лет. Срок концессионных соглашений может достигать 50 лет.

2. Финансирование проекта. Финансирование проекта осуществляется посредством исключительно частных инвестиций, с привлечением дополнительных государственных ресурсов или посредством совместного инвестирования средств участниками проекта.

3. Конкуренция. Обязательное условие для таких проектов - конкурентный отбор потенциальных участников проекта.

4. Распределение ответственности. При реализации проекта общественно-значимых объектов государство определяет цели и задачи проекта, функционал сторон, устанавливает стоимость проекта и его качественные характеристики. Частный инвестор несет ответственность за проектирование, строительство объекта, управление, обслуживание и предоставление общественных услуг на оговоренных в соглашении условиях.

5. Распределение рисков. Главным условием соглашения является распределение рисков между всеми участниками.

В успешной реализации соглашения заинтересованы оба участника: и государство, и частный инвестор. Распределение ответственности, рисков, взаимная заинтересованность и обоюдная выгодность соглашения способствует формированию и улучшению инвестиционной среды в реальных секторах экономики, формированию современной инфраструктуры в регионах. Со стороны частных инвесторов ГЧП является возможностью успешного продолжения бизнеса. Частный инвестор предоставляет финансовые ресурсы для обеспечения реализации проекта, свой профессиональный опыт строительства и управления проектами. Происходит формирование отношений между подрядчиками и поставщиками, оживляется спрос на высокооплачиваемых и квалифицированных специалистов.

Государство осуществляет главные государственные функции - регулирование и контроль. Кроме того, государство предоставляет налоговые льготы и иные преференции участникам проекта. Таким образом, государство имеет возможность уделить большее внимание контрольно-административным задачам вместо проблем и задач строительства объектов. В любом случае в выигрыше оказывается общество, которое получает более качественные услуги, повышающие уровень жизни. ГЧП играет значительную роль в развитии регионов. В регионах в первую очередь необходимо строительство дорог, жилья, газопроводов, очистных сооружений и др. Строительство таких объектов сталкивается с нехваткой финансирования, поэтому привлечение частного капитала является выходом для решения данной проблемы во всем мире.

Распространение и популярность определенной модели ГЧП зависит от конкретной страны и региона. Например, в Великобритании и Германии сотрудничество в форме ГЧП преобладает для реализации малых и средних проектов. Во Франции формат ГЧП преимущественно задействован для реализации крупных инвестиционных проектов. Роль частных инвесторов в ГЧП зависит от целей, которые ставит государство. Кроме того, большое значение имеет уровень налогообложения. Например, в таких странах, как Финляндия, Швеция, Германия, уровень налогообложения довольно высокий по сравнению с другими странами. Высокий уровень налогообложения гарантирует гражданам высокий уровень медицинских услуг, образования, качества жизни. Поэтому форма ГЧП в таких странах менее необходима и в целом не очень позитивно воспринимается обществом.

Если рассматривать страны с высоким уровнем личной инициативы граждан, бизнеса, конкуренции, более низким уровнем налогообложения, такие как Великобритания, США и Австралия, то можно увидеть, что большая часть всех государственных услуг предоставляется частным лицам. Общественность сама осуществляет свой выбор на основе качества и цены. Лидером по числу проектов и количеству отраслей, в которых используются механизмы ГЧП, является Великобритания. Например, именно в Великобритании появилась первая частная тюрьма [5].

Опыт Великобритании используют многие государства, например, Германия. Отраслью, в которой форма ГЧП получила наибольшее распространение, является отрасль телекоммуникационных технологий. В Германии в последние годы активно осуществлялся и осуществляется переход к информационной среде посредством ГЧП: государство создает законодательство, проводит стимулирующую политику, частные инвесторы внедряют технологии. ГЧП существует в разнообразии своих форм. Му-

ниципалитеты предоставляют частным инвесторам полномочия в полном объеме, либо ограничивают их выполнением определенных функций. Происходит распределение ответственности, прибыли и рисков. В процессе реализации ГЧП существует и ряд проблем: нет единообразия в системе договоров, форм сотрудничества, а также правил осуществления такого партнерства. Объем оказываемых населению услуг не гарантирован, цены на проводимые работы не закреплены, не регламентирован контроль со стороны государства. В законах Германии, в европейском праве не содержатся правил и статей, описывающих данные процессы, или каких-либо запрещающих статей. Хотя в настоящее время Евросоюзом делаются попытки внесения в действующее законодательство поправок, регулирующих ГЧП, и, соответственно, деятельность частных компаний.

Если рассматривать другие страны, например, Швейцарию, то форма ГЧП существует в этой стране относительно недавно, но, в отличие от США и Великобритании, имеет свои особенности. В Швейцарии граница применения ГЧП постепенно расширяется, увеличивается степень воздействия государства на экономику. Государство внедряет новый подход: осуществляет переход от «обслуживающего» государства к «гарантирующему». Для этого привлечение частных инвесторов становится первоочередной задачей. До начала применения данного подхода в Швейцарии взаимоотношения между частным компаниями и государством существовали лишь в форме аутсорсинга.

Другие европейские страны также имеют опыт применения ГЧП. Но применение чистых моделей ГЧП, используемых в одной из стран, другими странами без модернизации этих моделей под специфику каждой из стран невозможно. Тем не менее, в Швейцарии, например, реализован проект строительства частной железной дороги [1].

Успешная реализация государственно-частного партнёрства в западных странах свидетельствует о большом внимании государства к крупномасштабным проектам. Можно обозначить лидера среди развивающихся стран. Это - Китай. В этой стране потенциал использования сотрудничества в форме ГЧП чрезвычайно велик в силу того, что в Китае отношения государства и частных компаний достаточно тесные. Государство и частный бизнес в основном сотрудничают в реализации проектов в сфере инфраструктуры: строительство дорог, автомагистралей, учебных заведений и медицинских учреждений. Большей частью используются концессионные соглашения.

История совместных проектов государства и частного бизнеса насчитывает уже 20 лет. Дальнейшее развитие ГЧП продолжается. Наибольшее число проектов реализуется в таких странах как Италия, Франция, Испания, Греция. Сферы деятельности, в которых применяется формат ГЧП, также различны. В Бельгии, Финляндии, Дании, Греции, Португалии и Южной Корее приоритет государство ставит в сфере строительства дорог, здравоохранение и образование отодвигаются на второй план. Таким образом, в странах с высоким уровнем жизни и рыночной экономикой ГЧП используется в основном в сферах образования и качественного медицинского обслуживания. В странах Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой, с невысоким уровнем жизни ГЧП применяются в большей степени для строительства инфраструктуры: строительства автодорог и их обслуживания.

Следует отметить, что в таких развивающихся странах, как Индия, Гонконг, Саудовская Аравия, Бразилия, Объединенные Арабские Эмираты ГЧП используется в первую очередь при строительстве дорог, затем для строительства аэропортов и тюрем, а также других сооружений. Реализация проекта в определенной сфере зависит от наличия достаточного количества частных инвесторов.

По традиции механизмы ГЧП используются в тех областях, за которые государство несет ответственность: коммунальное хозяйство, инфраструктурные объекты, объекты культуры, автодороги. К таким сферам также можно отнести службы, которые ответственны за ремонт, обслуживание и реконструкцию объектов. В странах «Большой семерки» по числу случаев реализации механизма ГЧП на первом месте стоит сфера здравоохранения, на втором - образование, на третьем - строительство дорог. В США лидером является сфера дорожной инфраструктуры, в Великобритании - сфера здравоохранения, в Германии - сфера образования. Страны с рыночной экономикой, с более высоким уровнем показателей социально-экономического развития, производительности труда, ВВП имеют возможность гарантировать своим гражданам качественное медицинские и образовательные услуги, высокий уровень продолжительности жизни. Таким образом, вполне объяснимо, почему такие сферы как медицина и образование занимают лидирующие позиции при реализации ГЧП [8].

Исследование ГЧП за рубежом показало, что этот формат успешно применяется в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфра-

структуре (здравоохранение, образование, развлечения, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.) и других сферах (тюрьмы, объекты военной сферы). В зарубежных странах приоритеты проектов экономической и социальной инфраструктуры продиктованы политикой государства и уровнем социально-экономического развития.

В России в период проведения индустриализации и НЭПа также имелся опыт применения концессионных соглашений. В начале 20-х годов прошлого столетия концессионные соглашения имели место во всех сферах и отраслях экономики. Создание заводов и проектирование новых сфер промышленного производства осуществляли иностранные компании на основе концессионных соглашений. Почти 80% таких соглашений были внедрены в сферы добычи серебра и золота, в сфере машиностроения и энергетики. В крупных городах нашей страны, коммунальное хозяйство также было развито посредством концессий с иностранными партнерами.

В настоящее время механизм государственно-частного партнерства в России получает широкое распространение. ГЧП представляет собой такой формат сотрудничества, который позволяет частному бизнесу и государственным структурам извлекать взаимную выгоду. ГЧП способствует развитию инновационных методов, применяемых государством для сотрудничества с частным сектором, который использует свой капитал и управленческий потенциал для реализации совместных проектов согласно оговоренным срокам и бюджету. Государство несет ответственность за обеспечение населения услугами, способствует экономическому развитию, повышению качества жизни населения страны.

ГЧП определяет конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности. Для создания детальной отраслевой картины, отражающей возможность применения ГЧП в экономике Российской Федерации, следует опираться на зарубежный опыт применения ГЧП с учетом особенностей развития экономики страны. В России приоритетными сферами для развития ГЧП являются: транспортная инфраструктура; жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение и образование; исследовательские работы, имеющие коммерческие цели; развитие инновационных технологий. Эти направления оказывают наибольшее воздействие на экономику.

В России ГЧП находится в зоне относительно высоких рисков. Виды рисков объективно связаны с состоянием экономики: колебанием курса национальной валюты, высокой стоимостью заемного капитала, ростом цен на сырье, материалы, услуги, просчетами инвесторов в проектах ГЧП и др. В частности, удорожание первоначальной стоимости проектов может достигать до 20% и выше в год [2]. Стремление государства наладить партнерство с бизнесом обусловлено следующими причинами: снизить финансовую нагрузку в условиях дефицита бюджета, совершенствовать и развивать инфраструктуру, повысить эффективность использования государственной собственности. Партнерство государства и бизнеса в России - одна из прогрессивных форм развития экономики в условиях санкций и сложной экзогенной среды.

Нельзя не отметить, что закон о ГЧП в РФ принят в 2015 г., когда возможности бизнеса участвовать в общественном процессе были минимальны. Регулирование Банком России экономики в конце 2014 г. сопровождалось снижением курса национальной валюты, ростом цен, что не способствовало формированию высоких доходов бюджета [6]. При этом возникли проблемы у хозяйствующих субъектов, в том числе в банковской сфере, повысилась стоимость заемных ресурсов, снизились реальные доходы населения. Наладить эффективное партнерство, заинтересовать бизнес в совместном с государством инвестировании объектов - задача государства. Мировой опыт показывает, что в условиях дефицита бюджета одной из проблем является привлечение частного капитала, а также создание более привлекательных инвестиционных условий. Условия успешного развития ГЧП в России: предсказуемость стратегии развития страны, уверенность в стабильности правил игры для бизнеса [7].

В России имеется потенциал для развития различных форм ГЧП. Создание оптимальных условий функционирования этой формы хозяйствования требует решения вопросов и устранения принципиальных проблем в экономике страны. Заметим, что на протяжении длительного периода времени политика Банка России направлена на сжатие денежной массы. Недостаток денежных средств в экономике не создает условия развития бизнеса, противоречит интересам субъектов ГЧП. Смена парадигмы регулирования экономики Банком России - основное условие развития экономики.

Уменьшение размера Фонда национального благосостояния, финансовые ресурсы которого направляются на сбалансированность экономики, обязывает Банк России, Минфин создать условия

формирования дополнительной «финансовой подушки» безопасности. Дополнительная эмиссия денежных средств в экономику, в том числе и на создание Фонда ГЧП - объективная реальность стратегического развития экономики страны. «Раскрутка» экономического потенциала создает экономические предпосылки для развития бизнеса и выполнения социальных обязательств государства перед населением, в решении этих проблем важнейшую роль играет механизм ГЧП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтернативная экономика России // РБК. 2017. № 5, май.

2. Словарь филосовских терминов. М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Теория и практика корпоративных финансов (коллективная монография). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

5. Финансовые аспекты устойчивого развития России (коллективная монография). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 132 с.

6. Финансы социалистических государств / под ред. Э.А. Вознесенского. М.: Финансы и статистика, 1982.

7. Черненко В.А, Резник И.А. Электронные банковские услуги: зарубежный опыт и отечественная практика. Монография. М., 2007.

8. Черненко В.А., Скороход А.Ю. Финансовое планирование и бюджетирование. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 107 с.

9. Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: Сборник научных трудов. Выпуск 8. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.