УДК 336.025
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В РОССИИ
С.В. ЧЕРЕПАНОВ, аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: sergey@cherepanov.me Тюменский государственный университет
В статье отмечается, что в последнее время по всему миру в отношениях между государством, гражданскими институтами и частными компаниями произошли изменения, которые способствовали появлению новых форм общественного взаимодействия. Одна из таких форм основывается на исключительно добровольно построенной системе взаимоотношений, - это корпоративная (социальная) ответственность. Проанализирована сложившаяся в России практика государственного регулирования корпоративной социальной ответственности (КСО), сделан вывод об отсутствии сформированной институциональной среды, предложены меры для построения комплексной системы государственного стимулирования КСО.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, государственное регулирование, налоговое регулирование, социальная отчетность.
В современном мире формирование и развитие социальной ответственности корпораций становится все более остро востребованной проблемой, обусловленной тем, что для большинства стран мирового сообщества, испытывающих воздействие процессов глобализации экономики, возрастает роль и значение бизнеса в решении задач экологической безопасности, социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, уровень жизни которых не соответствует современным социальным стандартам. Решение данных проблемы невозможно без социально ответственного поведения как российского бизнеса, так и государства.
В то время как в зарубежных исследованиях корпоративная социальная ответственность рассматривается как действенный инструмент государственной политики в целях повышения благосостояния общества, в России на сегодняшний день практически отсутствует сильная мотивация для социальной ответственности бизнеса, поскольку государство не стимулирует этой деятельности, а общество не вполне понимает, кто и какие задачи должен решать.
Другим препятствием на пути успешного распространения КСО в России, по мнению автора, является отсутствие стабильной институциональной среды, что не позволяет предприятиям инвестировать в долгосрочные социальные проекты. Вот почему российских компаний нет в списках устойчиво развивающихся в общемировом списке индекса Доу-Джонса [3, с. 32].
В течение последних 5-7 лет ряд интегрированных в мировую экономику крупнейших российских компаний сочли для себя необходимым на добровольной основе информировать общество и государство о своих мероприятиях в области реализации КСО [2, с. 26]. Именно поэтому, на взгляд автора, серьезное внимание следует уделить разработке механизмов государственного управления процессом КСО, которые позволят оптимизировать деятельность бизнес-структур при проведении социально ответственных мероприятий.
Позиция государства по отношению к КСО отражена в Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (одобрена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р). Концепция предусматривает содействие распространению корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, а также реализации организациями принципов социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению КСО.
Среди основных мер, направленных на поддержку благотворительной и добровольческой деятельности граждан, указаны:
- расширение налоговых стимулов участия в благотворительной деятельности;
- формирование культуры участия в благотворительной деятельности и добровольчестве. Расширение моральных и иных нефинансовых стимулов участия в добровольческой деятельности;
- содействие распространению практики реализации предприятиями деятельности, соответствующей принципам КСО, ведению ими корпоративной социальной отчетности. Таким образом, можно сделать вывод о превалирующей роли бизнеса и некоммерческих организаций в развитии социальной ответственности предприятий, которая проявляется в негосударственных стандартах и рейтингах социальной ответственности.
Основным инструментом государственного регулирования и стимулирования поведения компаний в настоящее время являются налоговые льготы. Компании согласны обменивать финансовые ресурсы, сэкономленные при уплате налога на прибыль, на реализацию социальных проектов. При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются (подп. 13-15 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации):
- имущество, полученное некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала;
- денежные средства, полученные некоммерческими организациями от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал;
- денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом. С 01.01.2012 реализуются некоторые меры налогового регулирования по созданию условий для участия бизнеса в развитии общества.
Для бизнеса введен социальный налоговый вычет в сумме пожертвований социально ориентированным некоммерческим организациям, а также на формирование или пополнение целевого капитала, но не более 25% дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению на ставке 13% (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральные закон от 21.11.2011 № 328-Ф3).
Бизнес освобожден от налогообложения налогом на добавленную стоимость (О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ (далее - Закон № 235-ФЗ) касательно:
- услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- безвозмездной передаче имущественных прав в рамках благотворительной деятельности. Бизнес освобожден от налогообложения налогом
на доходы физических лиц сумм выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной формах, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (Закон № 235-ФЗ).
Бизнес освобожден от налогообложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание, на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование (Закон № 235-ФЗ).
Бизнес освобожден от налогообложения налогом на добавленную стоимость при безвозмездном оказании услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы (Закон № 235-Ф3).
По мнению автора, несмотря на позитивные изменения в налогообложении бизнеса, некоторые моменты в Налоговом кодексе Российской Федерации требуют пересмотра.
Согласно п. 28 ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)», работник, получивший адресную материальную помощь, превышающую 4 000 руб., обязан заплатить соответствующий налог. Целесообразно рассмотрение возможности увеличения данного материального ценза.
Согласно п. 39 ст. 217 от налогообложения НДФЛ освобождаются дополнительные добровольные взносы работодателя на накопительную часть трудовых пенсий работников и программу государственной поддержки пенсионных накоплений, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы. Материальная планка также должна быть пересмотрена, причем наилучшим вариантом была бы полная отмена представленного ограничения.
Следует отметить, что при использовании налоговых инструментов стимулирования социально ответственного поведения для более комплексной оценки социальной ответственности бизнеса государство может использовать не только количественные, но и качественные показатели социально ответственного поведения корпораций, что позволит оценить качество взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Помимо налоговых льгот государство может участвовать в финансировании социально значимых проектов бизнеса с помощью предоставления субсидий, льготных кредитов [1, с. 183].
Важнейшей неналоговой преференцией для социально ответственного бизнеса может стать учет социальной ответственности бизнеса при отборе предприятий на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об установлении для крупных российских компаний обязательной к представлению социальной отчетности, определив соответствующий орган государственной власти, ответственный за ее принятие, обработку, аналитику и подтверждение.
В исследовании Всемирного банка Public sector roles in strengthening CSR: a baseline study отмеча-
ется, что роль государственного сектора не должна ограничиваться только содействием и одобрением корпоративной социальной ответственности [4]. Действенным инструментом вовлечения бизнеса в решение социальных вопросов может стать использование механизма государственно-частного партнерства, так как именно в рамках ГЧП происходит объединение частного интереса и общественной выгоды. Однако в настоящее время практика построения и реализации ГЧП в России рассчитана на сотрудничество государства с крупным бизнесом, так как стоимость реализуемых проектов должна составлять не менее 2 млрд руб., а срок окупаемости - более 5 лет. (Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-р). Очевидно, что такие масштабные проекты не вполне приемлемы для малого бизнеса. Вовлечение малого и среднего бизнеса в ГЧП за свет разработки особых правовых и финансово-экономических механизмов позволит объединить частный интерес и общественную выгоду.
Следование курсу построения социально ответственного государства способно обеспечить России переход к более благополучному и социально справедливому обществу в обозримой перспективе. Этому будет способствовать формирование условий для реализации социально ответственной корпоративной политики со стороны бизнеса на условиях, не противоречащих его коммерческим интересам. Немаловажными моментами в создании мотивирующих принципов для компаний в рассматриваемой сфере являются экономическая эффективность и инвестиционная привлекательность проектов социально ответственного направления. С точки зрения экономической целесообразности российским властям и бизнесу предстоит многое сделать для формирования позитивного и социально ответственного образа отечественных компаний в обществе.
Список литературы
1. Никитина Л.М. О государственном регулировании корпоративной социальной ответственности в «новых социально ориентированных странах» // Вестник ВГУ. 2011. № 1. С. 181-185.
2. Суева Ю.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом //
Вопросы инновационной экономики. 2011. № 10. C.25-33.
3. Bitcha C. Corporate social responsibility: a role in government policy and regulation? // Centre for the study of regulated industries, University of Bath. 2011. P. 32.
4. Public Sector Roles in Strengthening Corporate Social Responsibility: A baseline study. The World Bank. International Institute for Environment and Development. 2012. Oct. P. 5.
Issues on economics
GOVERNMENT REGULATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN RUSSIA
Sergei V. CHEREPANOV
Abstract
The article notes that in recent years around the world in the relationship between state, civil society institutions and private companies have been changes which have contributed to the emergence of new forms of social interaction . The author claims that one of such forms is based on the exclusively voluntary constructed system of relationship, is a corporate (social) responsibility. He analyzes the prevailing practice in the Russian state regulation of corporate social responsibility (CSR), concludes that there was formed the institutional environment, proposes measures to building an integrated system of state incentives CSR
Keywords: corporate social responsibility, state regulation, tax regulation, social reporting
References
1. Nikitina L.M. O gosudarstvennom regulirovanii korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti v "novykh sotsial'no orientirovannykh stranakh" [On government regulation of corporate social responsibility in "new socially focused countries"]. Vestnik VGU - Bulletin of VSU, 2011, no. 1, pp. 181-185.
2. Sueva Iu.V. Korporativnaia sotsial'naia otvet-stvennost' biznesa kak faktor ustoichivogo razvitiia ekonomiki regiona i strany v tselom [Corporate social responsibility of business as factor of sustainable development of economy in the region and country in whole]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki - Questions of innovative economy, 2011, no. 10, pp. 25-33.
3. Bitcha C. Corporate social responsibility: a role in government policy and regulation? Centre for the study of regulated industries, University of Bath, 2011, p. 32.
4. Public Sector Roles in Strengthening Corporate Social Responsibility: A baseline study. The World Bank. International Institute for Environment and Development, Oct., 2012, p. 5.
Sergei V. CHEREPANOV
Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation sergey@cherepanov. me