Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 2
А.А. Окорочкова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СТРАНАХ БРИКС
После принятия Целей устойчивого развития (ЦУР) и проведения Международной конференции по изменению климата в Париже COP21, представители государств и бизнеса стали более внимательно относиться к вопросам регулирования корпоративной социальной ответственности (КСО) и формирования соответствующей институциональной среды. В данной статье представлены характерные черты и роль государственного управления КСО в странах БРИКС.
Ключевые слова: устойчивое развитие (УР), корпоративная социальная ответственность (КСО), государственное управление, политика государства, институционализация, институт, БРИКС.
After the adoption of the Sustainable Development Goals (SDGs) and COP21 in Paris, the international community, states and businesses have become more attentive to the issues of corporate social responsibility (CSR) regulation and to the formation of an appropriate institutional environment. In this article, the author sets a goal to study the role and the characteristics of public CSR governance in the BRICS countries.
Keywords: sustainable development (SD), corporate social responsibility (CSR), public administration, state policy, Institutionalization, institution, BRICS.
Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) являются быстроразвивающимися, с большим ресурсным потенциалом и желанием выйти на международный рынок, странами. Однако для того, чтобы выйти на глобальный уровень достойными игроками, предпринимателям приходится формировать новые модели ведения бизнеса, а государственным управленцам способствовать развитию корпоративной социальной ответственности (КСО)1.
Окорочкова Анастасия Александровна — аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
1 КСО — сложная система ответственности владельцев крупного/среднего/ малого бизнеса перед представителями заинтересованных сторон за результаты ведения бизнеса, которые выражаются в экономической эффективности и создании стратегической корпоративной ценности благодаря обязательному: управлению и регулярной работе по предотвращению, минимизации и ликвидации нефинансовых рисков (социальных, экологических, юридических, техноло-
Институт КСО2 в странах БРИКС находится в стадии становления, компании постепенно, добровольно-принудительно начинают следовать международным стандартам и внедрять принципы нефинансовой отчетности.
В статье исследованы процессы становления и развития института КСО, институционализации КСО3 как многомерного глобального процесса4, специфика его проявления в России5 и других стран БРИКС6.
гических, политических и других); управлению социальными инвестициями с целью обеспечения устойчивого развития организации и сообщества территории присутствия компании; регулярной работе над выстраиванием и поддержкой отношений с заинтересованными сторонами; соблюдению глобального/локального законодательства, корпоративного кодекса поведения и этических стандартов. См.: Окорочкова А.А. Измеримая макроэкономика: новые индексы устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности // Государственное управление. Электронный вестн. 2015. № 53. C. 68. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/ vestnik/item/53_2015okorochkova.htm (дата обращения: 04.05.2017); Окорочкова А.А. Управление и устойчивое развитие // Государственное управление. Электронный вестн. 2016. № 57. С. 156—185. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/ 57_2016okorochkova.htm (дата обращения: 04.05.2017); Окорочкова А.А. Корпоративная социальная ответственность в эпоху «сознательного капитализма» // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 7. С. 1253—1272; Okorochkova A.A. International Development Cooperation in the Field of CSR Institutionalization // International Journal of Arts and Sciences. May 28, 2014. URL: https://ijas2014harvard. sched.com/event/2d911c83a8e76f7ceddbd07998827eca (accessed: 04.05.2017); Okorochkova A.A. Russia's Turbulence Could Drive Sustainable Development // Yale Global. April 14, 2015. URL: http://yaleglobal.yale.edu/content/russias-turbulence-could-drive-sustainable-development (accessed: 04.05.2017).
2 Институт КСО — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями общества форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.
3 Институционализация КСО — процесс создания социально-экономического института КСО или формы социально-экономических отношений с определенными принципами, ценностями, нормами и санкциями.
4 Петрунин Ю.Ю., Пурлик В.М. Доминирующая логика современного этапа эволюции корпоративной социальной ответственности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 2. С. 10—23; Петрунин Ю.Ю., Пурлик В.М. Корпоративная социальная ответственность: поиск методологических оснований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 3. С. 19-33.
5 Петрунин Ю.Ю., Плакасов Т.О. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 1. С. 61-68.
6 Sharma D, Agrawal P. Human Resource Management and Corporate Social Responsibility in Emerging Economics. New Dehli: Excel India Publishers, 2014. P. 139-151.
Бразилия
В Бразилии институционализация КСО началась еще в 2000-х гг., после представления в Европе «Белой книги по вопросам корпоративного управления в Латинской Америке»7. Свод рекомендаций, как следует институционализировать КСО в Бразилии, был разработан ОЭСР совместно с представителями власти Бразилии с учетом региональных и институциональных особенностей. Безусловно, тот факт, что сторонние государства рекомендовали Бразилии, как следует организовать управление, на что необходимо обратить особое внимание, свидетельствовали о сложности противоречий, существовавших на политическом и управленческом уровнях в стране.
Тем не менее, модель управления бизнесом в Бразилии постепенно менялась, становилось больше бизнес-структур, которые, понимая несовершенство государственного управления, самостоятельно брали на себя ответственность и старались изменить действительность, решая такие сложные проблемы, как социальное неравенство, дискриминация и коррупция8.
В Бразилии, например, около 1 300 компаний создали сеть "Instituto Ethos"9, главной целью которой стало внедрение практики КСО в стране и создание социально ответственного рынка производителей и потребителей. "Instituto Ethos" занимается научно-исследовательской и просветительской деятельностью, публикует учебные пособия, практикумы, проводит тренинги по КСО. "Instituto Ethos" имеет собственную систему показателей КСО для отраслевых исследований10.
Наиболее ответственными компаниями в Бразилии признаны Natura, Aracruz, Repsol S.A., Compañía Española de Petróleos, S.A.U., Mercadona, S.A., Endesa Energía, S.A.U., Iberdrola Generación, S.A.U., El Corte Inglés, S.A., Centros Comerciales Carrefour, S.A., SEAT, S.A., Harineras Villamayor.
Роль государства в области КСО в Бразилии долгое время сводилась к стимулированию практики управления в бизнесе в соответ-
7 Latin American White Paper on Corporate Governance // OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/daf/ca/corporategovernanceprinciples/latinamericanwhite paperoncorporategovernance.htm (accessed: 04.05.2017).
8 Ramos R. Brazil: Social Corporate Responsibility in Brazil: Making A Difference // Mondaq [Site]. 21 January 2014. URL: http://www.mondaq.com/braziVx/287412/ Corporate+Governance/Social+Corporate+Responsibility+In+Brazil+Making+A+ Difference (accessed: 04.05.2017).
9 Instituto Ethos [Site]. URL: http://www3.ethos.org.br/ (accessed: 04.05.2017).
10 Corporate Social Responsibility in Brazil // AboutBrazil [Site]. URL: http://www. aboutbrasil.com/modules/brazil-brasil/business_brasil_business_brazil.php?hoofd= 2&sub=9&art=1389 (accessed: 04.05.2017).
ствии с установками КСО. Государство способствовало формированию законодательной базы в области корпоративного управления, организовывало мероприятия по присуждению наград за существенный вклад компаний в развитие местных сообществ. Однако в настоящее время сформировался тренд усиления государственного регулирования в области КСО в Бразилии: компании совершенно разных отраслей прежде, чем начать свою деятельность, должны получить разрешение на ее осуществление и подписать контракты, в которых прописаны как социальные, так и экологические обязательства.
К примеру, для реализации проектов или мероприятий, которые могут оказать существенное воздействие на окружающую среду, руководителям требуется предоставить в соответствующие органы власти корпоративное исследование о потенциальных рисках негативного воздействия их деятельности на окружающую среду и способах их предотвращения, минимизации и ликвидации. На государственном уровне существует перечень видов деятельности, которые невозможно осуществить без предоставления такого рода исследований.
Более того, в настоящее время в Бразилии для получения компанией лицензии, разрешения или льготы, ей необходимо дать обязательство вкладывать часть своей прибыли в решение проблем социального порядка. Безусловно, размер социальных инвестиций зависит от размера и отраслевой принадлежности компании, но, тем не менее, делиться прибылью становится обязательным условием ведения бизнеса в Бразилии.
Именно поэтому многие бразильские компании формируют корпоративные фонды и регулярно направляют часть своих денежных средств на решение существующих в обществе проблем.
За продвижение принципов КСО в Бразилии отвечают Министерство экологии; Министерство экономического развития, промышленности и международной торговли; Министерство финансов; Министерство труда и социальной обеспеченности; Министерство науки, технологий, инноваций и коммуникаций.
Помимо органов власти в Бразилии существуют специализированные некоммерческие организации, которые способствуют продвижению КСО — Comunitas, Gife и другие.
В Бразилии также существует система эко-маркировки или лейблинга: в системе "Ecolabel Index" зарегистрирован 41 эко-лейбл11.
11 Ecolabel Index [Site]. URL: http://www.ecolabelindex.com/ecolabels/?st=country,br (accessed: 04.05.2017).
Кроме того, в Бразилии используется ряд рыночных механизмов по продвижению КСО. Например, фондовая биржа Сан-Паулу (порт. Bolsa de Valores, Mercadorias e Futuros de Sao Paulo) или «Бо-веспа» (порт. Bovespa) является одним из наиболее эффективных рыночных механизмов стимулирования КСО.
«Бовеспа» использует устойчивое развитие как конкурентное преимущество, привлекая этим инвесторов, крупных эмитентов и получая преференции от государства. «Бовеспа» стала первой биржей, подписавшей «Глобальный договор ООН» (UN Global Compact), инициативу ООН, направленную на поощрение социальной ответственности бизнеса и предоставление корпоративных отчетов по КСО.
В 2010 г. «Бовеспа» стала первой среди бирж развивающихся стран, подписавшей «Принципы ответственного инвестирования» (Principles for Responsible Investment — PRI), и в том же году стала первой биржей в мире, способствующей продвижению глобальной инициативы отчетности (Global Reporting Initiative — GRI).
«Бовеспа» является членом множества экологических и социальных организаций: "UN's Sustainable Stock Exchanges (SSE) Initiative", "Network of Brazilian Women Leaders for Sustainability", "Business for Climate Platform" ("Empresas pelo Clima"), GRI, "Sustainability Research Group", Бразильского института корпоративного управления (IBGC), Группы институтов, фондов и компаний (GIFE) и многих других.
«Бовеспа» разработала и запустила два индекса в области устойчивого развития. Индекс ISE (Corporate Sustainability Index), который показывает прибыльность акций компаний с подтвержденной приверженностью к устойчивому развитию и ICO2 (Carbon Efficient Index), который отслеживает прибыльность акций, выпущенных компаниями из списка IBrX-50, предоставляющих данные выбросов парниковых газов. ISE — один из лидирующих индексов устойчивого развития в Бразилии и в мире. Чтобы быть включенными в базу индекса, эмитенты участвуют в конкурсном отборе, включающем заполнение опроса и сбор документов для доказательства реализации ими практик устойчивого развития.
На бирже существует отдельная бизнес-единица, BM& FBOVESPA Institute, целью деятельности которой является стимулирование инвесторов и эмитентов к участию в экологических мероприятиях и инвестиционных программах.
BM&FBOVESPA Institute был основан в 2007 г. для интеграции и координации проектов в области социальных инвестиций. Одним из наиболее масштабных проектов BM&FBOVESPA Institute
является проект "BVSA — Environmental & Social Investment Exchange". Он представляет собой интернет-платформу, объединяющую бразильские неправительственные организации, которые требуют финансирования социально-экологических проектов, с социальными инвесторами.
Помимо всего перечисленного, «Бовеспа» является примером для своих эмитентов в публикации нефинансовых отчетов, в создании политики устойчивого развития и во внедрении принципов КСО во все процессы компании12.
Таким образом, можно сделать вывод, что институционализа-ция КСО в Бразилии происходила посредством стимулирования КСО и регулирования внедрения КСО в бизнес-структуры государством, хотя запрос на институционализацию КСО был сделан со стороны бизнес-сообщества. Поэтому государственное управление КСО играло значимую роль в ее реализации, а сама практика КСО в Бразилии осуществляется на добровольно-принудительных началах.
Несмотря на то, что в Бразилии большое значение уделяется рыночному воздействию на формирование института КСО, существует и государственное управление КСО. Оно реализуется преимущественно за счет использования нормативно-правовых, организационно-управленческих и социальных механизмов, посредством применения методов административно-правового регулирования, а также за счет использования информационно-аналитических технологий, технологий взаимодействия с обществом и популяризации ценностей КСО.
Среди составляющих института КСО Бразилии можно выделить: свод требований, выдвигаемых на национальном уровне в отношении корпораций в области КСО, правила по открытию нового бизнеса, по выходу на фондовую биржу; результаты интеллектуальной деятельности организаций, которые занимаются информированием общества по вопросам КСО — Instituto Ethos, Comunitas, Gife; систему эко-маркировки (эко-лейблинга).
Россия
В России институционализация КСО началась в 2000-е гг., в период становления современного, цивилизованного рынка.
Бизнес постепенно становился более внимательным к интересам и потребностям общества, всех заинтересованных сторон.
12 Киселева Е.В. Методы фондовых бирж по усилению социальной ориентации компаний // Экономика и социум. 2016. № 11-1 (30). С. 684—689.
Первые нефинансовые отчеты появились в России в 2000—2003 гг. С 2003 г. российские компании стали добровольно соблюдать международные требования и следовать международным стандартам Global Reporting Initiative (GRI) — Глобальная инициатива по отчетности, AccountAbility Principles Standard (AA—1000) — Стандарт верификации AA1000, Social Accountability 8000 (SA-8000) — Социальная ответственность 8000, ISO 14000 — международный стандарт, содержащий требования к системе экологического управления ИСО 14000. Большое внимание российские компании уделяли ежегодному предоставлению нефинансовых отчетов, что было чревато сведением деятельности в области КСО к предоставлению ежегодных отчетов.
2004 г. стал «годом перемен» в области КСО для России. Президент Российской Федерации Владимир Путин в Ежегодном послании Федеральному Собранию в 2004 г. отметил, что задачами для социально ответственного бизнеса являются «безусловная и полная уплата налогов, участие крупного бизнеса в реализации жизненно важных проектов, в том числе концентрация внимания на самых насущных для граждан страны проблемах»13. Проблемами, затрагивающими интересы всего общества, президент назвал коррупцию, социальное неравенство и безработицу. В 2004 г. была принята «Социальная хартия российского бизнеса» — стандарт ответственного ведения бизнеса для российских компаний, разработанный Российским союзом промышленников и предпринимателей. 2004—2005 гг. представляют период формирования соответствующего информационного поля: был создан информационный портал «Агентство социальной информации», информационно-аналитический портал «Бизнес и общество».
В конце 2010-х — начале 2020-х гг. крупные российские предприятия стали активно сотрудничать с представителями органов государственной власти и реализовывать совместные проекты по благоустройству территорий присутствия компаний, создавать механизмы формирования государственно-частного партнерства (ГЧП) в реализации социальных и экологических проектов.
В 2012 г. был принят национальный стандарт по КСО — ГОСТ Р ИСО 26000—2012. «Руководство по социальной ответственности», который идентичен международному стандарту по КСО — ИСО 26000:2010* «Руководство по социальной ответственности» (ISO 26000:2010 «Guidance on social responsibility»).
13 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 года // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/22494 (дата обращения: 04.05.2017).
Однако бизнес в последующие годы не стремился брать на себя дополнительную ответственность без требования государства. Бизнес-сообщество воспринимало КСО как сверхнагрузку, и главное, с точки зрения руководителей крупных компаний, КСО означало только следование законодательству, своевременную и полную уплату налогов, а также периодическое оказание помощи нуждающимся.
Особой популярностью пользовалась филантропическая деятельность компаний. Крупные российские компании, с тем чтобы выглядеть «социально-ответственными», периодически проводили различного рода благотворительные мероприятия.
Безусловно, российские компании также и добровольно интегрировали в свою целевую операционную модель принципы КСО, которые включены в обязательные требования фондовых бирж к компаниям, выходящим на IPO. Международные требования финансовых институтов играли определяющую роль для российских компаний в процессе их выхода на международный рынок.
Позднее представители бизнес-сообщества стали проявлять больший интерес к вопросам социальных инвестиций, к управлению нефинансовыми рисками и к социальному предпринимательству. Компания «РУСАЛ» в партнерстве с Агентством стратегических инициатив, к примеру, в 2013—2014 гг. вкладывала довольно большие средства в развитие социального предпринимательства в России.
Корпоративные лидеры стали осознавать, что делать добро можно не «за бесплатно» в форме благотворительности, а «за деньги» в виде практики социальных инвестиций. «Делать добро выгодно: проверено жизнью и опытом нашей компании!», — комментировал эту практику Генеральный директор «Сити XXI век» Антон Борисенко14. В целом, бизнес становился более «сознательным», и ввиду глобализации постепенно начинал обращать внимание на практику КСО, связывая ее с устойчивым развитием.
На данный момент в России существуют деловые и научные объединения, которые способствуют развитию института КСО: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), общероссийская общественная организация «Деловая Россия», общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА», Ассоциация менеджеров, нацио-
14 Делать добро выгодно // Московская перспектива [Сайт]. URL: http:// www.mperspektiva.ru/topics/7410/ (дата обращения: 04.05.2017).
нальная Ассоциация этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов как в России, так и на международном уровне. РСПП является членом Глобального договора ООН, способствует развитию КСО в России, разрабатывая «Социальную хартию российского бизнеса»15 (кодекс поведения социально ответственных компаний), индексы по КСО16, национальный Регистр17, формируя библиотеку корпоративных нефинансовых отчетов18. В РСПП создан Комитет по КСО и демографической политике, который занимается формированием единой позиции представителей бизнес-сообщества — членов РСПП по вопросам КСО и демографической политике.
Ассоциация менеджеров — деловое объединение России, способствующее формированию института КСО, проводит различного рода тематические мероприятия, составляет рейтинг ТОП-50 менеджеров по корпоративной социальной ответственности19. Ассоциация этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности — организация в России, которая занимается исследовательской деятельностью в сфере КСО и продвижением принципов функционирования этичного и социально ответственного бизнеса. Эта организация большое внимание уделяет также разработке и пропаганде принципов устойчивого развития в России и мире. Основной задачей Ассоциации этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности является создание профессионального сообщества специалистов в области этики бизнеса и КСО, которое поможет вывести данную область исследований и преподавания в России на новый качественный уровень. У Ас-
15 Социальная хартия российского бизнеса // Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [Официальный сайт]. URL: http://рспп.рф/ simplepage/474 (дата обращения: 04.05.2017).
16 Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности и отчетности / Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП); Европейский университет в Санкт-Петербурге. .
17 Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов // Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [Официальный сайт]. URL: http://www.rspp.ru/simplepage/157 (дата обращения: 04.05.2017).
18 М.; СПб., 2015. URL: http://media.rspp.ru/document/1/f/a/faf7584e813cffd7c 20315d47adf8a42.pdf (дата обращения: 04.05.2017).
19 Рейтинг Т0П-50 менеджеров по корпоративной социальной ответственности 2016 // Ассоциация менеджеров [Сайт]. URL: http://www.amr.ru/press/news/ kso/assotsiatsiya-menedzherov-zapuskaet-reyting-top-50-menedzherov-po-kso-2016/ (дата обращения: 04.05.2017).
социации есть веб-платформа для обмена учебными, научными и практическими материалами, а также для обсуждения актуальных вопросов теории и практики в области этики бизнеса, КСО и устойчивого развития. Ассоциация организует регулярные научные конференции в области этики бизнеса, КСО и устойчивого развития; проводит фундаментальные исследования; оказывает помощь в прикладных исследованиях, направленных на разработку методик управления этикой бизнеса и КСО в российском и международном бизнесе20.
Б. Кашер, профессор Йельского университета, в статье «Новая корпоративная социальная ответственность»21 отмечает, что в настоящее время правила игры в области КСО должны определять неправительственные рыночно-ориентированные организации (Non-state Market Driven (NSMD) systems). По его словам, именно они могут стать движущими силами в области КСО, что мы можем наблюдать в настоящее время в России, поскольку их позиция является довольно сильной.
Статус КСО в России определяется как изнутри, в контексте построения взаимоотношений с работниками предприятия, формирования социального партнерства, так и снаружи, в процессе формирования отношений бизнеса и других заинтересованных сторон. Особого внимания в исследовании этих процессов заслуживают работы таких авторов, как: Ю. Благов, А. Костин, Ю. Петру-нин, Е. Виттенберг, С. Перегудов, И. Семененко, В. Радаев, С. Кра-сильников, Н. Зарубина.
К практике КСО в России преимущественно обращаются крупные корпорации. Мотивация деятельности российского бизнеса в области КСО основывается, как правило, на том, чтобы нравиться государству и обществу. Именно поэтому, при рассмотрении различных организационных структур крупных российских компаний можно заметить, что КСО занимаются либо в рамках департамента по связям с общественностью, либо в рамках департамента по взаимодействию с органами государственной власти.
Согласно общенациональному исследованию в области российских компаний, проведенному в 2008 г. под научным руководством Ю. Благова, результаты которого были представлены в «До-
20 Ассоциация этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности [Сайт]. URL: https://rben.ru/ (дата обращения: 04.05.2017).
21 Auld G., Bernstein S., and Cashore B. The New Corporate Social Responsibility // Annual Review of Environment and Resources. 2008. No 33. P. 413—435.
кладе о социальных инвестициях России — 2008: Интеграция КСО в корпоративную стратегию», который подготовили Российская Ассоциация Менеджеров в рамках проекта Программы развития ООН по продвижению Глобального договора при участии Высшей школы менеджмента СПбГУ и поддержке Стратегического программного фонда Посольства Великобритании, в России существовала бессистемность как в теории, так и в практике действующих социально ответственных компаний. Компании не подходили к КСО стратегически: у большинства компаний отсутствовали стратегические документы в области КСО, не было должного организационного вовлечения сотрудников в реализацию принципов КСО и, наконец, компании пренебрегали ведением нефинансовой отчетности.
Интересно отметить, что в последнее время крупные российские компании стали ассоциировать КСО с экологической ответственностью. Произошло это не только потому, что прошла 21-я конференция в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР 21), и были приняты цели устойчивого развития ООН (ЦУР), но и потому, что в апреле 2015 г. премьер-министр Дмитрий Медведев подписал «Концепцию формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации». Компании начали формировать корпоративные стратегии и программы по сокращению выбросов парниковых газов и нормированию воздействия на окружающую среду, а также разрабатывать корпоративные системы учета и количественной оценки выбросов парниковых газов.
Государственное управление в области КСО и устойчивого развития в России представлено публичными обращениями Президента. Государство не предпринимало и не предпринимает последовательных действий в области регулирования или стимулирования бизнеса в области КСО. До сих пор на государственном уровне не представлена национальная стратегия устойчивого развития, которую, согласно решению в 1997 г. на Йоханнесбургском мировом саммите по устойчивому развитию, Россия должна была принять. Единственное, что было предпринято на уровне государства — это создание Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию22.
22 Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 04.05.2017).
В настоящее время формируется модель отношения государства и бизнеса, согласно которой бизнес добровольно берет на себя социальные и экологические обязательства, заботится о состоянии окружающей среды и об обществе, активно практикует благотворительность и ориентирует свою деятельность на реализацию принципов устойчивого развития. Со стороны бизнеса в ней выражена потребность в разработке государством четких законодательно представленных его требованиях в области КСО.
На конференции «Вектор устойчивого развития бизнеса в России — 2016», которая проходила в мае 2016 г. на базе кампуса Московской школы управления «Сколково», представители бизнес-сообщества не раз заявляли о своей готовности помогать обществу и минимизировать вредные воздействия на окружающую среду. Представители бизнеса подчеркивали, что они действительно заинтересованы в реализации принципов КСО, поскольку данная практика не только способствует более эффективному использованию ресурсов и сокращению затрат, но и позитивно влияет на социально-экономическое развитие России. Представители бизнес-сообщества выражали пожелания относительно того, чтобы государство выпустило некое руководство к действию в области КСО, и установило ряд преимуществ или льгот для социально-ответственных компаний.
В качестве социально-ответственных компаний в России можно привести в пример ПАО НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк» и другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственное управление в области КСО в России реализуется преимущественно за счет использования организационно-управленческих механизмов, посредством применения методов административного регулирования, а также за счет использования технологий ГЧП при реализации социальных и экологических проектов.
Институт КСО в России представлен сводом требований, выдвигаемых на национальном уровне в отношении корпораций в области КСО, — «Социальная хартия российского бизнеса», «Руководство по социальной ответственности», ГОСТ Р ИСО 26000— 2012. В него включаются также результаты интеллектуальной деятельности организаций, информирующих общество по вопросам КСО, — «Агентство социальной информации», информационно-аналитический портал «Бизнес и сообщество», рейтинг «ТОП-50 менеджеров по КСО» или национальный Регистр социально-ответственных компаний.
Индия
В демократической и развивающейся Индии, которая становится серьезным игроком на мировом рынке, во многом определяющим международный политический контекст, государственная политика в области КСО является своеобразным механизмом разрешения социальных проблем и повышения национальной конкурентоспособности. Именно поэтому правительство Индии уделяло и уделяет серьезное внимание вопросам КСО.
Главными политическими субъектами институционализации КСО в Индии являются Центральный аппарат управления государством и отраслевые министерства, а также Национальная организация по корпоративному управлению. Роль государства в Индии сводится к регулированию и разработке законодательства в области КСО, к стимулированию социально направленных практик и организации партнерств в процессе решения социальных и экологических проблем.
В 2013 г. был издан национальный закон «Акт компаний»23, который определил деятельность компаний в области КСО: компании должны формировать комитеты по КСО при советах директоров, состоящие как минимум из трех директоров, один из которых — независимый управляющий.
Этот комитет должен обеспечивать направление, по меньшей мере, 2% от чистой прибыли компании, полученной в течение трех отчетных финансовых периодов, на деятельность в области КСО. Если компания не может тратить соответствующую сумму на КСО, комитет по КСО должен обосновать причину неуплаты 2% в своем годовом отчете.
Эти требования применяются к любой компании, зарегистрированной в Индии, будь то национальная или дочерняя компания иностранной принадлежности, которая имеет (1) собственный капитал в размере 5 млрд рупий (83 млн долларов США) и более,
(2) оборот 10 млрд рупий (160 млн долларов США) и более, или
(3) чистая прибыль которой составляет 50 млн рупий (830 000 долларов США) и более в течение трех последних отчетных финансовых периодов.
Комитет по КСО при совете директоров компании отвечает за рассмотрение и утверждение инвестиций, за контроль над инвестиционными потоками компании в области КСО. Перед каж-
23 Companies Act 2013 // Government of India. Ministry of Corporate Affairs [Official Site]. URL: https://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/CompaniesAct2013.pdf (accessed: 04.05.2017).
дым ежегодным собранием совет должен представить отчет, содержащий подробную информацию об инициативах в области КСО, предпринятых в предыдущем финансовом году. Независимый директор комитета по КСО при совете директоров обеспечивает прозрачность деятельности комитета и способствует повышению доверия компании. Однако, следует отметить, что в законе не предусмотрено каких-либо указаний относительно того, что является приемлемыми причинами отказа компании тратить 2% прибыли на КСО.
Закон определяет КСО как деятельность компании в области сокращения бедности, образования, здравоохранения, экологической безопасности, гендерного равенства и развития профессиональных навыков. Компании могут выбирать, в какую область инвестировать, или вносить необходимую сумму в центральные или государственные правительственные фонды, предназначенные для социально-экономического развития. Хотя данное определение КСО является достаточно широким и открытым для толкования, оно явно подчеркивает корпоративную филантропию, а не стратегическую значимость КСО.
Во время всеобщих выборов в Индии в 2014 г. было задано большое количество вопросов относительно того, как дальше следует развивать КСО. Ответы на эти вопросы были опубликованы правительством Индии в «Общем циркуляре»24. В нем указано, что есть области в общественной жизни, такие как бедность или гендерное равенство, которым необходимо уделить особое внимание на корпоративном уровне. Все действия компаний в области КСО представлены в части VII Акта25. Компании имеют право работать в области проблем, указанных в перечне, установленном государством. К примеру, если означена тема «экологические катастрофы», то компании могут работать в теме «предотвращение экологических катастроф» или «ликвидация последствий экологических катастроф».
В Индии существует рейтинг компаний в области КСО — «ТОП 100 компаний в области КСО Индии»26. Более того, особое
24 General Circular No. 21/2014. Subject: Clarifications with regard to provisions of Corporate Social Responsibility under section 135 of the Companies Act, 2013 // Government of India. Ministry of Corporate Affairs [Official Site]. URL: http://www.mca.gov. in/Ministry/pdf/General_Circular_21_2014.pdf (accessed: 04.05.2017).
25 Ibid. Act's Schedule VII.
26 India's Top Companies for Sustainability and CSR 2016 // Futurescape [Site]. URL: https://www.futurescape.in/india-top-companies-for-sustainability-and-csr-2016/ (accessed: 04.05.2017).
внимание в Индии уделяется вопросам информирования общества о КСО. В стране действует информационный портал India CSR27 и The CSR Journal28.
В Индии представлено несколько трендов в области КСО и устойчивого развития: КСО как стратегия, а не благотворительность, когда большее внимание уделяется стратегическому развитию и встраиванию ценностей КСО в область корпоративного управления и создания ценностей корпорации; КСО с фокусом на обеспечение экологической безопасности с нулевым воздействием на окружающую среду, посредством управления водными ресурсами, развитие ВИЭ (солнечная генерация, биотопливо, ветер)29.
В 2017 г. компании в Индии представят инициативы, продукты и услуги, которые будут соответствовать требованиям экологической безопасности; большее внимание будет уделяться взаимодействию с НКО и отчетам по социально значимым проектам; появится больше компаний, которые будут формировать стратегии устойчивого развития и стремиться к решению проблем не столько внутрикорпоративного, сколько внешнего порядка. В 2017 г. планируется большее количество обсуждений и корпоративных инициатив в области управления водными ресурсами, оценки состояния водных ресурсов. Эти инициативы представляет довольно интересный опыт Индии в области институционализации КСО.
Таким образом, государственное управление в Индии в области КСО реализуется преимущественно за счет использования организационно-управленческих, нормативно-правовых и экономических механизмов, посредством применения методов административно-правового регулирования, а также за счет использования информационно-аналитических технологий и технологий взаимодействия со СМИ.
Среди составляющих института КСО в Индии можно выделить свод требований, выдвигаемых на национальном уровне в отношении корпораций в области КСО — национальный «Акт компаний», Акт «Официальные правила», «Общий циркуляр»; результаты интеллектуальной деятельности организаций, которые занимаются информированием общества по вопросам КСО — India CSR; The CSR Journal.
27 India CSR [Site]. URL: http://indiacsr.in/ (accessed: 04.05.2017).
28 The CSR Journal [Site]. URL: http://thecsqburnal.in/ (accessed: 04.05.2017).
29 Sustainability and CSR Trends for India in 2017 // Futurescape [Site]. URL: https:// www.futurescape.in/sustainability-and-csr-trends-for-india-2017/ (accessed: 04.05.2017).
Китай
Государственная политика Китая в области КСО становится все более сложной. Правительство Китая уделяет особое внимание КСО и выстраивает политику таким образом, чтобы компании воспринимали КСО как неотъемлемую практику успешного и конкурентоспособного бизнеса, как предпосылку для устойчивого развития экономики Китая30.
Связано это, безусловно, с обострением социально-экономических и экологических проблем (недостаток питьевой воды, загрязнение атмосферы, плохие условия труда, низкое качество производимой продукции, повсеместная коррупция, низкий уровень качества жизни), но и рынок был уже готов к качественно новым правилам. Согласно опросу, который был проведен в 2010 г. журналом Fortune Magazine China, 89% руководителей китайского бизнеса согласились, что социальная и экологическая ответственность бизнеса может внести существенный вклад в долгосрочное развитие не только бизнеса, но и страны в целом31. 80% потребителей в Китае предпочитают бренды социально и экологически ответственных компаний32.
Значение КСО за последние годы в Китае значительно выросло: если раньше КСО воспринималось чужеродным, навязанным извне, то сегодня КСО становится неотъемлемой составляющей успешного китайского бизнеса, которая создает не только имидж компании, но и имидж страны (существует даже такой термин как КСО «в Китае и для Китая» — "In-China-for-China" CSR); если раньше основной акцент в рамках КСО делался на обеспечении безопасных условий труда работникам и соблюдении компанией законодательства в области охраны окружающей среды, на аудите практик в области КСО и установлении кодексов корпоративного поведения, то в настоящее время китайские компании работают над бизнес-моделью, выстраивая систему управле-
30 Corporate Responsibility and Sustainable Economie Development in China: Implications for Business / Asia U.S. Chamber of Commerce; National Chamber Foundation (NCF). March 2012. URL: https://www.uschamber.com/sites/default/files/lega-cy/international/files/17296_China%20Corp%20Social%20Responsibility_0pt.pdf (accessed: 04.05.2017).
31 The Dawn of Consumer-Driven CSR in China / Fortune China; AccountAbility. March 2010. URL: http://www.ideaspaz.org/tools/download/49043 (accessed: 04.05.2017).
32 Citizens Engage! Good Purpose Study 2010 // Edelman [Site]. 11.11.2011. URL: http://www.edelman.com/white-paper/citizens-engage-edelman-goodpurpose%C2%AE-study-2010/ (accessed: 04.05.2017).
ния нефинансовыми рисками (экологическими, социальными и другими) и повышением качества управления персоналом; если прежде было много вопросов относительно торговли и инвестиционных барьеров, то в настоящее время китайское правительство разрабатывает национальные стандарты, которые соотнесены с международными и формирует национальную нормативную базу, которая регламентирует деятельность компаний в области КСО и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с инвесторами.
Китайское правительство относится к КСО как к инструменту по содействию бизнеса в решении социальных и экологических проблем, связанных с быстрым и неравномерным переходом Китая к рыночной экономике. В экономике, в которой исторически государство играло определяющую роль, большое значение приобретает официальное принятие стандартов КСО, рейтингов и индексов. Именно это может стать фактором конкурентного преимущества китайского национального бизнеса и страны в целом.
Нормы, регулирующие КСО, представлены в законах «О защите окружающей среды», «О воде», «О защите и контроле за загрязнением воды», «О защите и контроле за загрязнением земли», «Об управлении земельными ресурсами», «О развитии чистого производства», «О трудовом праве народа Китайской Республики».
Министерство коммерции Китая (MOFCOM)33 принимает активное участие в институционализации КСО, разрабатывая специализированные стандарты по ведению нефинансовой отчетности, «Руководство по подготовке КСО отчетов». Внутри страны продвижением КСО также занимаются Комитет по контролю и управлению государственным имуществом КНР (SASAC); Министерство охраны окружающей среды (MEP); Национальная комиссия развития и реформ (NDRC); Государственное управление безопасности труда (SAWS); Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения (MOHRSS); Местные (областные/город) правительства (например, Чжэцзян, Шаньдун, Шанхай, Шэнь-чжэнь, Нинбо); Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC).
Основные этапы институционализации КСО в Китае:
— В 2006 г. был принят закон, согласно которому «корпорации в процессе осуществления операционной деятельности должны соблюдать нормы права, общественной и деловой морали, доброй
33 Ministry of Commerce of the People's Republic of China (MOFCOM).
воли; должны быть под контролем государства и общественности, а также взять на себя социальные обязательства»34.
— В 2007 г. Министерство торговли Китая (МОРСОМ) издало Циркуляр об усилении надзора над экспортирующими предприятиями с целью ограничить ведение социально безответственной внешней торговли35.
— В 2008 г. Комитет по контролю и управлению государственным имуществом Китая (^И^АС) опубликовал «Руководство по КСО для предприятий центрального уровня». Это руководство носит характер обязательный и направлено на то, чтобы обязать ведущие предприятия практиковать КСО. Согласно данному руководству, КСО — это инструмент, использование которого позволяет бизнесу внести свой вклад в достижение национальных целей развития Китая, способствуя экономическому росту, содействуя повышению конкурентоспособности, развитию инноваций, улучшению репутации и повышению эффективности работы и взаимодействия сотрудников36. В Китае развита система ГЧП в области реализации социальных и экологических проектов, существует обязательная система нефинансовой отчетности для государственных корпораций. Фондовые биржи в Шанхае и Шэньчжэне опубликовали руководства для компаний по КСО. Принципы КСО продвигаются на национальном и на региональном уровнях. В провинции Шеньжень существуют даже рекомендации, как способствовать развитию КСО.
Китай активно продвигает КСО как внутри страны, так и в Азиатском регионе. В 1999 г. в Гонконге была основана «Азиатская Ассоциация Корпоративного Управления», которая исследовала КСО и распространяла знания в данной области. Также в Китае отмечается высокий уровень информированности граждан о социальной ответственности бизнеса. Существует большое количество работ и публикаций на тему КСО. Организации «Конфедерация предприятий Китая» и «Бизнес-совет Китая по устой-
34 Company Law of the People's Republic of China, promulgated by the Standing Comm. National People's Congress, Oct. 27, 2005, effective Jan. 1, 2006 // Chinala-winfo [Site]. URL: www.lawinfochina.com (accessed: 04.05.2017).
35 Commercial Information Circular No. 392/2007: Strengthening the Supervision on Export Enterprises Regarding Environmental Protection / MOFCOM, 2007. URL: www.tid.gov.hk/textonly/english/aboutus/tradecircular/cic/asia/2007/ci3922007.html (accessed: 04.05.2017).
36 Guidelines on CSR Fulfillment by Central-Level Enterprises // State-owned Assets Supervision and Administration Commission of the State Council (SASAC), the People's Republic of China [Official Site]. 2008. URL: http://www.sasac.gov.cn/n2963340/ n2964712/4891623.html (accessed: 04.05.2017).
чивому развитию» опубликовали «Рекомендованные стандарты КСО для корпораций Китая» и «Собрание лучших практик применения КСО». Из СМИ, следует отметить следующие информационные сервисы: Syntao37; China CSR38, CSR-China39, CSR Asia40.
Таким образом, можно сделать вывод, что политика Китая в области КСО реализуется преимущественно за счет использования организационно-управленческих, нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов, посредством применения методов административно-правового регулирования, а также за счет использования информационно-аналитических технологий, технологий взаимодействия со СМИ.
Среди составляющих института КСО в Китае можно выделить свод требований, выдвигаемых на национальном уровне в отношении корпораций в области КСО: «Закон Китая», в котором закрепляется обязательная практика КСО; «Циркуляр о социально-ответственной внешней торговле»; «Руководство по подготовке отчетов в области КСО» или свод правил по обязательной системе нефинансовой отчетности для государственных корпораций, например; результаты интеллектуальной деятельности организаций, которые занимаются информированием общества по вопросам КСО — Syntao, China CSR, CSR-China, CSR-Asia.
Южная Африка
КСО в Южной Африке традиционно сводилось к корпоративным социальным инвестициям или даже к благотворительности по разным направлениям социальной значимости: бедность, социальное неравенство, дискриминация, а также низкий уровень развития сельских районов. Государство зачастую относило КСО к работе с чернокожим населением, которое должно было быть вовлечено в процесс создания экономических благ (Black Economic Empowerment — BEE).
Министерство торговли и промышленности Южной Африки является главным органом государственной власти, ответственным за продвижение КСО на государственном уровне, которое также несет ответственность за реализацию закона о расширении экономических прав чернокожего населения (Broad-Based Black Economic Empowerment (BBBEE) Law). КСО в Южной Африке за-
37 Syntao [Site]. URL: http://syntao.com/ (accessed: 04.05.2017).
38 China CSR [Site]. URL: http://www.chinacsr.com/en/ (accessed: 04.05.2017).
39 CSR-China [Site]. URL: http://www.csr-china.net (accessed: 04.05.2017).
40 CSR-Asia [Site]. URL: http://www.csr-asia.com (accessed: 04.05.2017).
частую рассматривается в контексте соблюдения экологических и социальных стандартов в области добычи полезных ископаемых. Правительство Южной Африки обязывает горнодобывающие компании минимизировать риски негативного социального и экологического воздействия. Хартия о расширении социально-экономических прав (Broad Based Socio-Economic Empowerment Charter — BBSEEC) и Закон о разведке и добыче минералов и топливно-энергетических ресурсов (The Minerals and Petroleum Resources Development Act — MPRDA) устанавливают строгие требования к горнодобывающим компаниям по оценке социальных последствий их деятельности с начала добычи полезных ископаемых до закрытия шахты.
Хартия о расширении социально-экономических прав (BBSEEC), разработанная южноафриканским Правительством, обязывает горнодобывающие компании 26% своих акций отдавать местному сообществу, на которое оно воздействует. В связи с этим, компании вынуждены разрабатывать социальные и трудовые планы (Social and Labor Plans — SLP), в которых они должны прописывать ответственность за социальные и экологические последствия своей деятельности. Для этого сформирован инструмент управления корпоративным воздействием на окружающую среду — «Оценка социального воздействия» (Social Impact Assessment — SIA), который все чаще начинает применяться компаниями. Партнерство между бизнесом, государством и обществом достаточно развито. Государство часто реализует вместе с бизнесом проекты социальной и экологической направленности, практикует государственные закупки с учетом экологического, социального и других факторов, что можно воспринимать, как способ стимулирования в области КСО. Компании Южной Африки должны обязательно предоставлять нефинансовую отчетность, для работы на Йохан-несбургской фондовой бирже.
В области добычи полезных ископаемых социально-ответственной компанией Южной Африки является Richards Bay Minerals.
Таким образом, политика Южной Африки в области КСО реализуется преимущественно за счет использования организационно-управленческих, нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов, посредством применения методов административно-правового и экономического регулирования.
Среди составляющих института КСО в Южной Африке можно выделить свод требований, выдвигаемых на национальном уровне в отношении корпораций в области КСО — Закон о расширении экономических прав чернокожего населения или Хартия о расширении социально-экономических прав.
Вывод о политике стран БРИКС в области КСО
В каждой из стран БРИКС институт КСО находится в стадии развития, когда уже сложились определенная траектория и элементы системы управления (нормативно-правовые акты, заинтересованные стороны, например), но еще отсутствует целостная система управления с указанием ответственных, их непосредственных функций, ценностей, принципов, норм и каналов коммуникации.
В странах БРИКС вопрос формирования института КСО возникает в силу сложных социально-экономических и экологических проблем, которые необходимо решать государству совместными с бизнесом усилиями, учитывая контекст развития мировых рыночных отношений.
Ни в одной из рассмотренных стран БРИКС не существует национальной стратегии или конкретного плана действий в области КСО. Единственное, что проявляется в политике каждой страны БРИКС, — это нормы права, которые носят обязательный характер и принуждают бизнес принимать участие не только в решении социально-значимых проблем, но и в процессе нормирования воздействия на окружающую среду. Например, в Бразилии это обязательства, которые действуют уже на этапе создания бизнеса (предоставление нормативов, согласно которым представители бизнеса обязуются быть социально-ответственными). В Индии нормативы КСО реализуются в процессе осуществления деятельности компании (2% от чистой прибыли компания обязана отчислять на деятельность в области КСО), в Южной Африке горнодобывающие компании обязаны 26% своих акций отдавать местному сообществу.
Несмотря на изначально добровольную основу КСО и посыл заинтересованности в практике КСО со стороны бизнеса, общественности и независимых деловых и научных объединений, представителям многих компаний не хватает поддержки и указаний со стороны государства.
Соответственно, государственное управление в области КСО в настоящее время играет существенную роль и в странах БРИКС существует тенденция к регулированию КСО на государственном уровне.
Большую роль в странах БРИКС играют и СМИ. Специализированные СМИ не только создают профессиональное информационное поле, но и формируют доступную обществу область знаний, и, следовательно, содействуют формированию института КСО. В России это, например, информационный портал «Агентство
социальной информации», информационно-аналитический портал «Бизнес и общество»; в КНР — Syntao, China CSR, CSR-China, CSR Asia.
Неправительственные рыночно-ориентированные организации (Non-state Market Driven (NSMD) Systems) также играют существенную роль при формировании института КСО в странах БРИКС. В Бразилии к таким организациям можно отнести Ethos, Comunitas, Gife; в России — Ассоциацию менеджеров, общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА».
В странах БРИКС складывается своеобразная модель «вынужденной КСО», связанная с экстенсивным экономическим ростом стран, растущими потребностями со стороны общества, социальной напряженностью, неравенством, экологическими катаклизмами, глобализацией. В этой ситуации бизнес не имеет больше права пренебрегать интересами общества и не заботиться о состоянии окружающей среды.
Список литературы
Ассоциация этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности [Сайт]. URL: https://rben.ru/
Делать добро выгодно // Московская перспектива [Сайт]. URL: http:// www.mperspektiva.ru/topics/7410/
Европейский университет в Санкт-Петербурге. М.; СПб., 2015. URL: http://media.rspp.m/document/1/f/a/faf7584e813cffd7c20315d47adf8a42.pdf
Киселева Е.В. Методы фондовых бирж по усилению социальной ориентации компаний // Экономика и социум. 2016. № 11-1 (30). С. 684—689.
Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности и отчетности / Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов // Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [Официальный сайт]. URL: http://www.rspp.ru/simplepage/157
Окорочкова А.А. Измеримая макроэкономика: новые индексы устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности // Государственное управление. Электронный вестн. 2015. № 53. C. 59—89. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/53_2015okorochkova.htm
Окорочкова А.А. Корпоративная социальная ответственность в эпоху «сознательного капитализма» // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 7. С. 1253-1272.
Окорочкова А. А. Управление и устойчивое развитие // Государственное управление. Электронный вестн. 2016. № 57. С. 156-185. URL: http:// e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/57_2016okorochkova.htm
Петрунин Ю.Ю., Плакасов Т.О. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации //
Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 1. С. 61-68.
Петрунин Ю.Ю., Пурлик В.М. Доминирующая логика современного этапа эволюции корпоративной социальной ответственности // Вестн. Моск. университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 2. С. 10-23.
Петрунин Ю.Ю., Пурлик В.М. Корпоративная социальная ответственность: поиск методологических оснований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 3. С. 19-33.
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 года // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/22494
Рейтинг ТОП-50 менеджеров по корпоративной социальной ответственности 2016 // Ассоциация менеджеров [Сайт]. URL: http://www. amr.ru/press/news/kso/assotsiatsiya-menedzherov-zapuskaet-reyting-top-50-menedzherov-po-kso-2016/
Социальная хартия российского бизнеса // Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [Официальный сайт]. URL: http://рспп.рф/simplepage/474
Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/9120
Auld G, Bernstein S, and Cashore B. The New Corporate Social Responsibility // Annual Review of Environment and Resources. 2008. No 33. P 413-435. China CSR [Site]. URL: http://www.chinacsr.com/en/ Citizens Engage! Good Purpose Study 2010 // Edelman [Site]. 11.11.2011. URL: http://www.edelman.com/white-paper/citizens-engage-edelman-good-purpose%C2%AE-study-2010/
Commercial Information Circular No. 392/2007: Strengthening the Supervision on Export Enterprises Regarding Environmental Protection / MOFCOM, 2007. URL: www.tid.gov.hk/textonly/english/aboutus/tradecircular/cic/asia/2007/ ci3922007.html
Companies Act 2013 // Government of India. Ministry of Corporate Affairs [Official Site]. URL: https://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/Companies-Act2013.pdf
Company Law of the People's Republic of China, promulgated by the Standing Comm. National People's Congress, Oct. 27, 2005, effective Jan. 1, 2006 // Chinalawinfo [Site]. URL: www.lawinfochina.com
Corporate Responsibility and Sustainable Economic Development in China: Implications for Business / Asia U.S. Chamber of Commerce; National Chamber Foundation (NCF). March 2012. URL: https://www.uschamber.com/sites/ default/files/legacy/international/files/17296_China%20Corp%20Social%20 Responsibility_Opt.pdf
Corporate Social Responsibility in Brazil // AboutBrazil [Site]. URL: http:// www.aboutbrasil.com/modules/brazil-brasil/business_brasil_business_brazil. php?hoofd=2&sub=9&art=1389
CSR-Asia [Site]. URL: http://www.csr-asia.com CSR-China [Site]. URL: http://www.csr-china.net
Ecolabel Index [Site]. URL: http://wwwecolabelindex.com/ecolabels/?st= country,br
General Circular No. 21/2014. Subject: Clarifications with regard to provisions of Corporate Social Responsibility under section 135 of the Companies Act, 2013 // Government of India. Ministry of Corporate Affairs [Official Site]. URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/General_Circular_21_2014.pdf
Guidelines on CSR Fulfillment by Central-Level Enterprises // State-owned Assets Supervision and Administration Commission of the State Council (SASAC), the People's Republic of China [Official Site]. 2008. URL: http:// www.sasac.gov.cn/n2963340/n2964712/4891623.html India CSR [Site]. URL: http://indiacsr.in/
India's Top Companies for Sustainability and CSR 2016 // Futurescape [Site]. URL: https://www.futurescape.in/india-top-companies-for-sustainability-and-csr-2016/
Instituto Ethos [Site]. URL: http://www3.ethos.org.br/ Latin American White Paper on Corporate Governance // OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/daf/ca/corporategovernanceprinciples/ latinamericanwhitepaperoncorporategovernance.htm
Okorochkova A.A. International Development Cooperation in the Field of CSR Institutionalization // International Journal of Arts and Sciences. May 28, 2014. URL: https://ijas2014harvard.sched.com/event/2d911c83a8e76f7ceddb d07998827eca
Okorochkova A.A. Russia's Turbulence Could Drive Sustainable Development // Yale Global. April 14, 2015. URL: http://yaleglobal.yale.edu/content/ russias-turbulence-could-drive-sustainable-development
Okorochkova A.A. What Is Not CSR: Extremes of CSR Perception in the World of Business and Strategic View on It in the Era of Conscious Capitalism // Review of Business and Economics Studies. 2016. Vol. 4. No 2. P. 83—94.
Ramos R. Brazil: Social Corporate Responsibility in Brazil: Making A Difference // Mondaq [Site]. 21 January 2014. URL: http://www.mondaq.com/ brazil/x/287412/Corporate+Governance/Social+Corporate+Responsibility+ In+Brazil+Making+A+Difference
Sharma D., Agrawal P. Human Resource Management and Corporate Social Responsibility in Emerging Economics. New Dehli: Excel India Publishers, 2014.
Sustainability and CSR Trends for India in 2017 // Futurescape [Site]. URL: https://www.futurescape.in/sustainability-and-csr-trends-for-india-2017/ Syntao [Site]. URL: http://syntao.com/ (accessed: 04.05.2017). The CSR Journal [Site]. URL: http://thecsrjournal.in/ The Dawn of Consumer-Driven CSR in China / Fortune China; AccountAbility. March 2010. URL: http://www.ideaspaz.org/tools/download/49043