разованиях. Основными проблемами и препятствиями развития предпринимательства в Крыму выступали жесткие условия для развития предпринимательской деятельности, создаваемые региональными органами власти, недостаточность организаций инфраструктуры и поддержки субъектов малого предпринимательства.
Литература:
1. Автономная Республика Крым в цифрах в 2005 году. Краткий статистический справочник / под ред. В. И. Колесник. - Симферополь : Главное управление статистики в АР Крым, 2006. - 202 с.
2. Аналитический отчет "Состояние малого бизнеса в Автономной Республике Крым". - Симферополь : Министерство экономики АРК, 2010. - 75 с.
3. Андреева Т.Б. Приватизация, структура собственности и работа предприятия// Государственный информационный бюллетень о приватизацию. - 2000,- №12 . - С. 48-51.
4. Архангельский Ю.. О выборе форм собственности в контексте экономической эффективности приватизации в Украине // Экономика Украины. - 2005. - №1. - С. 65-72.
5. Богиня Д. Приватизация; цели, направления, проблемы // Экономика Украины. - 1999. - №4. -С. 3-6.
6. Закон Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" от 19.10.2000 г. |№ 2063-111.
7. Крым: настоящее и будущее : сб. статей / под ред. Г.М. Фомина. - Симферополь : Таврия, 1995. - 586 с.
8. Мальгин A.B. "Опытное поле Российской государственности" / Крым и Россия: неразрывные исторические судьбы и культура: материалы республиканской научно-общественной конференции. - Симферополь, 1994. - 60 с.
9. Отчет "Уровень жизни в 14 районах Автономной Республики Крым". - Симферополь, 2009. -107 с.
Ю.Предпринимательство. - К. : Центр учебной литературы,2003.- 61 бс.
11.Постановление Верховного Совета Крыма "О Государственной программе приватизации имущества государственных предприятий на 1992 год" от 25 сентября 1992 г. №156-1.- ВВСК, 1993 г., №1, ст. 11.
12. Проблемы теории и практики управления предпринимательской деятельностью : монография /
С.Ю. Цёхла, Е.В. Плугарь и др. - Симферополь : ДИАЙПИ, 2010.- 182 с.
13.Статистический бюллетень за 2004 год "О деятельности предприятий, изменивших форму собственности" / отв. за выпуск Н. М. Кочнова. - Симферополь : Главное управление статистики в АР Крым, 2005.- 71 с.
14.Статистический ежегодник Автономной Республики Крым за 2004 год / под ред. В. И. Колесник. - Симферополь : Главное управление статистики в АР Крым, 2005. - 596 с.
15.Статистический ежегодник Автономной Республики Крым за 2010 год / под ред. А.И. Питюрен-ко. - Симферополь : Главное управление статистики в АР Крым , 2011. - 551 с.
16.Статистический ежегодник Автономной Республики Крым за 2000 год. - Симферополь : Главное управление статистики в АРК, 2001 г. - 446 с .
17.Статистический ежегодникУкраины за 2004 год / под ред. О. Осауленко. - М.: Государственный комитет статистики Украины, 2005. - 864 с.
18.Статистический сборник "Деятельность предприятий - субъектов предпринимательской деятельности Автономной Республики Крым за 2007 год" / отв. за выпуск Н. М. Кочнова. - Симферополь : Главное управление статистики в АР Крым, 2008. - 229 с.
19.Статистический сборник за 2006 год "Деятельность предприятий - субъектов предпринимательской деятельности". Часть I / отв. за выпуск М.С. Кузнецова. - М .: Государственный комитет статистики Украины, 2007. - 236 с.
20.Указ Президента Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" от 12.05.98 г. № 456.
21.Указ Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 года № 727/98.
22.Указ Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/ 99 "О внесении изменений в Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727".
23.Цёхла С.Ю. Состояние трансформации собственности в Автономной Республике Крым // Экономика Крыма. - 2005. - №15. - С. 64-67.
24.Чижова В. Региональные особенности смены форм собственности в Украине // Экономика Украины. - 1999. - №7. - С.36 - 38.
СО
1-Н
О CU
-О 0-
ш <
1=с
си
2Г
201
CONCEPTUAL APPROACHES IN THE STUDY OF CORPORATE FINANCE
Chernenko Vladimir Anatolievich, DSc of Economics, Professor, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg
E-mail: chernenkoW03@yandex.ru
This article discusses corporate finance issues in relation to the category of "finance". Substantiates the relationship of elements of the financial system and the conditions of development of the corporate sector of the economy. Highlighted the problems hindering the development of monetary relations in corporations. Identify approaches to financing economic entities of regional infrastructure. The application of finance expansion format, proposed to amend and supplement some of the principles defined by the Budget Code of the Russian Federation.
Keywords: finance; corporate finance; financial policies; principles; net income; banks; budget; corporation; financing; infrastructure.
> <
X
■X.
о
ш T
IS
О X
о
со
202
УДК Збб.б ВАК РФ 08.00.10
© Черненко В.А., 2016
ЧЕРНЕНКО Владимир Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Пе тербургский государственный экономический университет, Санкт-Пе тербург chernenkoW03@yandex.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ КОРПОРА ТИВНЫХФИНАНСОВ
В статье рассматриваются вопросы корпоративных финансов во взаимосвязи с категорией "финансы". Обосновывается взаимосвязь элементов финансовой системы и условия развития корпоративного сектора экономики. Выделены проблемы, препятствующие развитию денежных отношений в корпорациях. Определен подход к финансированию экономическими субъектами инфраструктуры регионов. Обосновано применение расширительного формата финансов, предложено изменить и дополнить некоторые принципы, определенные Бюджетным кодексом РФ.
Ключевые слова: финансы; корпоративные финансы; финансовая политика; принципы; чистый доход; банки; бюджет; корпорация; финансирование; инфраструктура.
I
Корпоративные финансы следует рассматривать во взаимосвязи с экономической категорией "финансы". В экономической литературе существуют различные точки зрения на природу финансов.
В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская дают определение финансов на основе выделения существенных признаков ( денежный характер, распределительный (перераспределительный) характер, фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию "финансы" и др). " Финансы, отмечают авторы, выражают систему экономических денежных отношений, регулируемых государством для формирования и использования фондов финансовых ресурсов, удовлетворяющих различные общественные потребнос-ти"[2].При этом, авторы отождествляют категории финансы и корпоративные финансы, аргументируя свою точку зренияпри рассмотрении вопроса: "Экономическое содержание и назначение корпоративных финансов". Авторы отмечают, что корпорации - это хозяйствующие субъекты всех организационно-правовых форм в частной, государственной и смешанной форм собственности [3]. В этой связи, требует пояснения два момента. Во-первых, если система экономических денежных отношений (из определения. - Прим. В.Ч) регулируется государством, то под определение не попадают корпорации (госкорпорации) как субъекты, находящиеся под юрисдикцией государства. Во-вторых, экономическая природа образования корпоративной собственности различна и определяется государством (носит императивный характер). Например, в России для малого бизнеса, занимающегося определенным видом деятельности, государством определен льготный формат фискальной политики. Поэтому эти субъекты не участвуют в формировании государственных денежных фондов в связи с освобождением от уплаты налога на определенный срок. Отсюда, возникает "усеченный" инструментарий денежных отношений в области корпоративных финансов.
П.И. Гребенников, Л.С. Тарасевич определяют корпоративные финансы на основе фирмы(предприятие) [4]. Авторы отмечают: "Основными организационно-правовыми формами фирмы являются индивидуальные предприятия, товарищества и акционерные предприятия (корпорации). В развитых экономиках преобладающая часть валового внутреннего продукта производится корпорациями. Но не только поэтому управление финансами фирмы рассматривается на примере корпорации. Даже если фирма имеет другую
организационную форму, цели ее инвестиционно-финансовой политики те же, что у корпорации"^]. "Предметом изучения теории корпоративных финансов являются входящие и исходящие денежные потоки, сопровождающие производственную деятельность фир-мы"[6].
Предложенный подход авторами к категории "корпоративные финансы" основан на следующем. Во-первых, в область корпоративных финансов попадают различные фирмы, независимо от организационно-правовой формы. Во-вторых, к корпоративным финансам относятся все денежные отношения, связанные с производственной деятельностью. В-третьих, не зависимо от организационно-правовой формы, у различных фирм одинаковые цели, которые определяет корпорация в рамках инвестиционно-финансовой политики. В-четвертых, из области корпоративных финансов исключаются экономические агенты: банки, страховые компании и другие финансовые институты.
В этой связи, спорной является позиция авторов, что у различных фирм одинаковые цели при формировании инвестиционно-финансовой политики. Это объясняется многими причинами: объемом денежных (финансовых) операций, а, следовательно, и характером денежных потоков, финансовым положением фирмы, финансовой стратегией фирмы; степенью участия на рынке денежного капитала, влияния экзогенных фа кторов на деятельность фирмы, например, в период кризисов и др.
Т.В. Теплова отмечает:" Учебный курс "Корпоративные финансы" изучает финансовые инструменты и логику, алгоритмы принятия
решений..... в организациях определенной
организационно-правовой формы (корпорациях). Функционирование компании( организации) как корпорации, ... позволяет выявить определенные закономерности и зависимости, понимание которых может быть полезно и для управления компаниями других организационно-правовых форм"[7]. Позиция автора заключается в том, что при выделении организационно-правовых форм определяется и категория "корпоративные финансы", которая распространяется на корпорации (акционерные общества). В частности, автор замечает, что для традиционно рассматриваемой корпорации характерны: распыленность структуры собственности, разделение функций управления и владения, наличие рыночных котировокакций[8].Т.В.Теплова, выделяя кор-
порацию, правомерно отмечает, что на основе корпорации можно выделить какие преимущества для выстраивания аналитического инструментария дает (для других форм. - Прим. В.Ч) эта организационно-правовая форма"[9].
"Любой бизнес, отмечают М.А. Эскиндаров, М.А.Федотова, независимо от рода и масштабов деятельности представляет собой систему, на входе которой имеется распределенный по времени и направлениям денежный поток на приобретение необходимых для ведения бизнеса активов. На выходе системы собственник получает денежные потоки"[10]. И далее авторы замечают, что можно выделить три формы организации и ведения бизнеса: 1) индивидуальное предпринимательство (единоличное владение); 2) товарищество или партнерство; 3) корпорация или акционерное общество" [11].
Т.Б. Вилкова в этом же учебнике рассматривает корпоративные финансы в рамках акционерного общества[12]. Аналогично, Т.В. Та-зихина анализирует денежные потоки в корпоративных финансах (компаниях) с акционерной формой собственности[13]. В целом логика содержания учебника сводится к анализу корпораций с акционерной формой собственности, в том числе транснациональных корпораций, в рамках которых обосновывается и исследуется движение денежного капитала, принимающего форму "корпоративные финансы".
В учебнике "Корпоративные финансы" под редакцией М.В. Романовского, А.И. Вострокну-товой определен логический подход к содержанию понятия "корпоративные финансы". Авторы начинают свое рассуждение от категории "финансы". "Финансы - это стоимостная категория, но это не просто деньги, а совокупность денежных отношений (связей), порождаемых и регламентируемых государством. Здесь мы хотим подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных признаков финансов. Они обладают своим естественным атрибутом - регламентацией денежных отношений государством. Иначе говоря, финансовые отношения (связи) всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени регламентирующими их"[14]. "С развитием акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финан-
Ф
1-Н
О си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
203
> <
X
■X.
о
ш т
о
X
о
со
204
совых посредников),термин "финансы" вышел за рамки узкого понимания государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, в частности, применительно к финансам хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах хозяйствующих субъектов (корпораций), т.е. корпоративные финан-сы"[15]. Позжеавторами определены экономические субъекты, на которые распространяются действие корпоративных финансов, "....мы будем исходить из широкого понятия корпорации, как объединения физических и юридических лиц для осуществления социально полезной деятельности, имеющее статус юридического лица, т.е. практически любую фирму - юридическое лицо, обладающее собственным капиталом и выполняющим контракты по поставке товаров и услуг и выполнении своих обязательств [1б]. В этой связи авторы выделяюткорпоративные финансы-коммерческих компаний и организаций, финансовых посредников (Центральный банк, коммерческие банки, страховые организации, частные пенсионные фонды и другие финансовые институты);некоммерческих организаций.
В предложенном учебнике "Корпоративные финансы" (под редакцией М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой) авторы выделяют две науки при рассмотрении экономической категории "финансы", так как термин "финансы" вышел за рамки узкого понимания государственных (публичных) финансов.
Заметим, что аксиоматично исследовать в рамках финансовой системы государственные, муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. В то же время, "формировать" науку на базе корпоративных финансов, значит исключать взаимосвязанные элементы единого целого: всесторонний, сквозной характер денежных отношений при рассмотрении категории "финансы". Обоснуем свою точку зрения.
В свое время Э.А. Вознесенский писал: "Наука о финансах социалистических государств, как важнейший раздел общей науки о финансах....... призвана изучать общие закономерности развития финансовых отношений, раскрывая содержание этой категории, ее общественное назначение, общие принципы построения финансов и на этой основе их роль в общественном воспроизводстве" [20]. "Фи-
нансовые отношения, будучи объективными экономическими отношениями, имеют.....императивную форму, прежде всего потому, что они органически связаны с государством и вне его не существуют. Указанную форму этим отношениям государство придает с тем, чтобы использовать их как фактор материального обеспечения реализации намеченных экономических, политических и социальных задач. Императивная форма проявления подчеркивает непосредственную обусловленность финансов от существования государства, а не регулирование им экономических отношений вообще"[21]. И далее, автор отмечает, что ни одна стоимостная экономическая категория, кроме финансов, не образует...системы перераспределительных денежных отношений, образования и использования денежных фондов, комплексно сочетающих два признака: 1. стоимостные (денежные) отношения между субъектами воспроизводства. 2. денежные отношения.... государство сводит в систему образования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в соответствии с потребностями общества" [22]. И еще хотелось обратить внимание на объективную позицию автора, заключающую в том, что "система финансов социалистических государств (с точки зрения рассматриваемой категории, общественный строй не имеет значения. - Прим. автора. В.Ч) в целом выступает в виде укрупненной трехчленной модели, включающей финансы отраслей народного хозяйства; общегосударственные финансы; кредит в различных его формах" [23].
Таким образом, позиция Э.А. Вознесенского к науке о финансах сводится к взаимосвязанным и сквозным элементам, без которых невозможно рассматривать категорию "финансы". К таким элементам(звеньям) относятся: общественное назначение, императивная форма денежных отношений и комплексное сочетание двух признаков в системе перераспределительных денежных отношений: денежных отношений между субъектами воспроизводства и денежных отношений при образовании и использовании денежных фондов.
Поскольку реализация функций финансов происходит на уровне макроэкономики (микроэкономики на практике не существует, так как любые решения экономическими агентами принимаются на основе исследования элементов внешней среды) и (или) уровне мегаэ-кономики (международные финансы), а денежным отношениям присущи выше названные признаки, то можно констатировать только о формировании науки о финансах.
В большой экономической энциклопедии дается следующее определение. "Наука экономическая - наука о совокупности и развитии производственных взаимоотношений, соответствующих данному уровню развития производительных сил общества, базис, главным и определяющим моментом которого являются отношения собственности на средства производства....; составная часть группы общественных наук, научная дисциплина, занимающаяся изучением определенной отрасли или сектора народного хозяйства......Экономическими дисциплинами являются бухгалтерский учет, финансы, менеджмент,маркетинг и др.[1 ].
Так как объектом исследования (комплексного и сквозного) является категория "финансы", то нет местаи науки о корпоративных финансах.
С какой целью в предложенной статье ставится вопрос о существовании науки о финансах, как фундаментальной науки, а корпоративные финансы следует рассматривать как важное звено в контексте исследования категории "финансы"?
Во-первых, эволюция экономических отношений, составной часть которых являются денежные отношения.
В мировой системе финансов основными участниками являются банки, многонациональные корпорации, портфельные инвесторы и международные официальные заемщики. На основе концентрации производства происходила концентрация и централизация банковского капитала, изменялось содержание корпоративных финансов в бизнесе. Происходило сращивание банковского и промышленного капитала, создавались крупные монополистические объединения. Изменялась и форма вывоза капитала. Господствующим в бизнесе становится вывоз капитала в денежной форме.
Неравномерность экономического развития отдельных стран приводило к относительному избытку капитала в одних странах и недостатку его в других. Образование избытка капитала в наиболее развитых странах способствовало "переливу" капитала в другие страны и получение высокой доходности в странах, испытывающих недостаток финансовых ресурсов. Избыточный капитал способствовал дальнейшему расширению формата в корпоративном секторе экономики. Мировой рынок капиталов представлен акциями крупнейших промышленных компаний, международных компаний, ценными бумагами государства и др. Образовывались центры международного
бизнеса. Вступление в международные соглашения, создание монополистических союзов, позволяло компаниям получать монопольно высокую прибыль. На мировом рынке создавалась предпринимательская среда, формирующая более высокий порядок ведения бизнеса в корпоративном секторе экономики.
В значительной степени высокий уровень капитала корпораций достигается на основе сращивания монополистического банковского капитала с монополистическим промышленным капиталом. Это проявляется в том, что банковские монополии вторгаются в промышленность, а промышленные монополии - в банковскую деятельность.
"Интенсификация процесса глобализации и интеграции финансов, возрастания их роли в мировом развитии с нарастающим трендом четко прослеживаются с 1990-х гг. За эти годы произошли фундаментальные изменения в системе и в инфраструктуре международных финансов и рынков; были внедрены новые финансовые продукты и инновационные формы их торговли и перераспределения. Усилилась важнейшая функция международных финансов -функция перераспределения глобальных финансовых ресурсов между официальными и частными, юридическими и физическими лицами стран - участниц мировой экономики" [18].
Россия после вступления в МВФ получила финансовую поддержку в 1992 г. и 1997 г. на общую сумму 17 млрд долл. Состояние экономики России в 90-е годы прошлого столетия, внешние заимствования, высокий уровень инфляции, зависимость от цен на нефть на мировом рынке не способствовали созданию условий накопления капитала в корпоративном секторе экономики. На протяжении длительного периода времени российские банки и компании заимствовали денежные средства на мировом рынке ссудного капитала. Введение санкций США в 2014 г. и рядом других стран предусматривал запрет на привлечение "длинных" денег корпоративным сектором экономики.
Во-вторых, экономическая система страны на протяжении длительного периода времени под воздействием внешних факторов испытывает определенные сложности. Основное, связующее звено финансовой системы - корпоративные финансы - не обеспечивают условия роста национальной экономики.
Именно в этой сфере формируется основная часть финансовых ресурсов, которые служат основным источником экономического
со
1-й
о си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
205
> <
X
■X.
о
ш т
о
X
о
со
206
роста и социального развития общества. Исследование автором финансов в советский и постсоветский периодывыявило основные проблемы экономики СССР: дефицит бюджета, подчиненность бюджета безудержным ведомственным расходам порождает давление на эмиссию денег, убыточность производства, большие непроизводительные расходы, рост числа республик, имеющих дефицит бюджета, недостаток собственных ресурсов для экономического и социального развития предприятий (автоматически восполняется финансовой поддержкой "сверху"), разная покупательская способность рубля в регионах и отраслях экономики, отсутствие сбалансированности спроса и предложения.
В постсоветский период для экономики страны характерны признаки: нецелевое использование финансовых ресурсов государства, сокращение денежного предложения, высокая стоимость банковского капитала и как следствие, изъятие денежного капитала корпораций, принимающего форму косвенного налога, в доход государства.
Из-за проблем при формировании доходной части бюджета принимаются решения, не направленные на создания оптимальных условий ведения бизнеса в регионах страны, в частности, региональные органы власти повышают кадастровую стоимостьземельных участков. В этом случае, фискальная политика приводит к стоимостным изменениям на региональных рынках, возникает ситуация, не позволяющая корпорациям обеспечивать рост экономики страны, успешно интегрироваться в мировую экономику, производить конкурентную продукцию, расширять внутренний рынок. В регионах не создаются экономические условия перехода регионов - реципиентов в регионы - доноры, нарушаются межрегиональные связи в регионах как важных звеньев обеспечения роста и воспроизводства общественного капитала.
Как справедливо отмечает М.А. Эскинда-ров: " В основе современных корпоративных финансовлежиттеория оценки стоимости ком-пании"[17]. Нарушение или изменение стоимостных связей в результате изменения величины стоимости рыночных инструментов влияет на характер денежных отношений в обществе. Регуляторы и мегарегулятор корректируют условия взаимоотношения на рынке посредничества, что приводит к изменению стоимостного соотношения в оборотном капитале корпораций. В этой связи отметим, что в 2014 г. возникли проблемы с формированием до-
ходной части бюджета страны. Банком России и Министерством финансов в ноябре 2014 г было принято решение о девальвации национальной валюты (Центральный Банк ограничил свое присутствие на валютном рынке). Необходимо было сбалансировать федеральный бюджет в условиях снижения цен на нефть на мировом рынке и снижения поступления доходов от реального сектора экономики из-за убыточности корпораций.В этой связи, основным источником формирования государственных финансовых ресурсов стали доходы населения страны. Из-за роста инфляции денежные доходы населения трансформировались в финансовые ресурсы государства, что позволило сформировать доходную часть федерального бюджет в 2014 г.
В сложившихся макроэкономических условиях корпорации должны пересматривать стратегию развития. Недостаток собственных источников финансирования восполняется привлечением заемных средств. У корпораций изменяются стоимостное соотношение, приводящее к дополнительному изъятию части собственных средств из-за высокойстоимости заимствования на внутреннем рынке ссудного капитала.
В-третьих, формат корпоративных финансов определяется перераспределением денежных средств между экономическими агентами. "Финансы выражают всегда перераспределительные отношения, но вследствие взаимосвязей стадий они выступают категорией, имманентной общественному воспроизводству в це-лом"[23]. При этом Э.А. Вознесенский отмечал: "Отношения перераспределения частично входят в другие стадии воспроизводства, что, однако, не исключает относительной самостоятельности распределения, как стадии воспроизводства" [24].
В контексте корпоративных финансов перераспределение денежных средств должно быть предметом исследования корпорации. Стоимостные (денежные) отношения корпораций приобретают форму перераспределительных отношений.
Формирование уставного капитала корпорации происходит в результате перераспределения чистого дохода общества. Государство устанавливает требования к величине уставного капитала в зависимости от организационно- правовой формы и/или вида деятельности хозяйствующего субъекта: малый бизнес, публичные компании, финансовые посреднику банки, страховые компании и др.). Во всех случаях размер уставного капитала хозяйству-
ющих субъектов определяется государством и зависит в основном от величины чистого дохода общества. Собственники корпораций определяют долевые взносы в уставный капитал. Величина взноса в уставный капитал конкретным лицом( юридическим или физическим) представляет собой часть накопленной стоимости^ денежной или имущественной форме), образовавшейся в результате перераспределения чистого дохода общества. В частности, будущие владельцы фирмы (физические лица) вносят в уставный капитал часть накопленного дохода,полученного в результате распределительных(денежных) отношений при выплате им заработной платы компаниями. У функционирующих корпораций, например банков, увеличение размера уставного капитала может происходить за счет их чистой прибыли. В процессе рыночных изменений, под влиянием различных факторов, определяющих деятельность корпораций, перераспределение стоимости может происходить и в результате слияний и поглощений.
Почему необходимо уделять столь пристальное внимание накопленной стоимости обществом в виде чистого дохода?
Прежде всего, чистый доход общества определяет и создает условия развития корпоративного сектора экономики. На его основе формируются централизованные денежные фонды и создается основа саморазвития корпораций. Расширяются возможности для развития внутреннего рынка, развивается денежный рынок, тем самым создаются условия снижения стоимости заемного капитала. У ме-гарегулятора появляется возможность применения рыночных инструментов, стоимость которых сопоставима со странами с развитой экономикой.
Перераспределение денежных (финансовых) ресурсов должно носить сквозной, комплексный характер, пронизывающий многие звенья экономической системы. Создание госкорпораций как институтов при реализации финансовой политики России в 2007 г. определило новый вектор развития экономики страны.Разноплановый характер госкорпораций позволяет решать вопросы долгосрочного социально-экономического развития: превращение России в глобального лидера мировой экономики, инновационное лидера в мире, выхода страны на стандарты благосостояния развитых стран.
С полной уверенностью можно утверждать, что госкорпорации создают и условия расширения корпоративного сектора экономики России.
Перераспределение финансовых ресурсов в форме материнского капитала также носит всесторонний характер (приобретение квартиры, оплата образования,направление средств на формирование накопительной пенсии матери, приобретение товаров (услуг) для жизнеобеспечения детей-инвалидов). Тем самым, решаются социальные вопросы и создаются условия развития корпораций в жилищном и розничном секторах экономики.
Увеличениечистого дохода общества и уси-лениеконтроля за целевым использованием финансовых ресурсов создают и условия перехода к финансированию по укрупненному объекту инфраструктуры. Примерами в экономике России могут служить: участие государства и частных инвесторов в финансировании объектов инфраструктуры до проведения Олимпиады в г. Сочи, финансирование объектов в Крыму, финансирование Арктической зоны. Формат государственно-частного партнерства определяет возможность расширения финансирования по укрупненному объекту.
Одно из главных направлений государственной политики на современном этапе развития экономики страны - финансирование основных направлений в соответствии с утвержденными госпрограммами. В частности, государственная программа "Сбалансированное региональное развитие" должна предусматривать не только финансирование конкретных регионов, но и развитие межрегиональных связей, предусматривающих расширение экономического потенциала корпораций, учитывать развитие объектов инфраструктуры суче-том специфики регионов.
Переход экономики от точечных проектов к проектам, охватывающим инфраструктуру регионов, - единственное и определяющее направление развития экономики страны. Иностранные инвесторы в стратегически важные регионы Российской Федерации будут вкладывать деньги после инвестирования инфра-структурыгосударством и отечественным бизнесом. Необходим экономический "кураж" в стране. Убедить иностранных инвесторов вкладывать большие деньги в экономику регионов могут только реальные действия со стороны государства. Например, несмотря на активность азиатского капитала в экономику Дальнего Востока, экономика региона испытывает определенные трудности. По мнению председателя компании ТЬ|еВо51:опСоп5и11:тдСгоир Ханса - Пол Бюркнера, на Дальнем Востоке не хватает инфраструктуры, людей и инвестиционного рейтинга. Дефицит инфраструктуры
со
1-й
о си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
207
X.
>
< X
о
ш т
о
X
о
X.
со
208
делает жизнь на Дальнем Востоке экстремальной [19].
Комплексное финансирование объекта, при которомучитывается большинство объектов региональной инфраструктуры, расширяет возможности развития государственно-частного партнерства, снижается количество направлений государственного субсидирования, появляются дополнительные возможности перераспределения финансовых ресурсов государством по соответствующим направлениям.
Комплексное финансирование объекта должно являться приоритетным направлением финансовой политики государства, обеспечивая выравнивание региональных экономик. На современном этапе альтернативных, стратегических вариантов подъема национальной экономики нет. В этой связи отметим, что в постсоветский период перераспределение чистого дохода общества происходило на основе централизации денежной формы стоимости. Основные центры "притяжения" денежного капитала - г. Москва и г. Санкт-Петербург, что связано с развитием в основном банковского сектора в этих городах. В банковском секторе формировалась относительно высокая стоимость капитала как отражение состояния макроэкономическихусловий. Перераспределение денежного капитала банков (в основном московских) в регионы страны формировало и определяло рыночные условия бизнес-среды. Денежный капитал мигрировал в направлении регионы - центр (субъект Федерации г. Москва). Стоимостные диспропорции в регионах не обеспечивали формирование доходной части региональных бюджетов. В этой связи, изменить ситуацию в стране возможно только на базе синдицированного финансирования объектов инфраструктуры регионов. Инвесторами при синдицированном финансировании выступает государство, частный бизнес, банки.
Переход от отраслевого к межотраслевому финансированию, как и комплексное финансирование объекта, также создаст условия ведения бизнеса в регионах, изменит организацию бюджетного процесса в стране, обеспечит устойчивость финансовой системы, сбалансированность региональных бюджетов, уменьшит количество регионов-реципиентов.
Новая парадигма финансовых отношений найдет свое отражение и у корпораций (банков). Изменится объект,условия кредитования банками, снизятся банковские риски. Объектом кредитования станет определенное зве-
но(звенья), испытывающие недостаток собственных средств в рамках межотраслевого взаимодействия. В этой связи создадутся объективные предпосылки концентрации банковского капитала. Сокращение количества коммерческих банков в стране снизит и финансовую нагрузку госкорпорации - Аген-ства по страхованию вкладов населения. Сопряженно будут изменяться и экономические отношения с агентами в страховом секторе экономики.
Повышение эффективности функционирования корпораций на финансовом рынке приведет к снижению инфляции, скорректирует и политику мегарегулятора. Снижение ставки рефинансирования повлечет снижение и процентных ставок по кредитам банками. Взаимодействие на финансовом рынке регулятора (Министерство финансов) и мегарегулятора позволит высвободить финансовые ресурсы и направить денежные средства на другие цели. В корпоративном бизнесе увеличится доля собственных средств на проведение финансовой политики в соответствии с долгосрочной стратегией компаний. В рамках межотраслевой кооперации перераспределятся и стоимостные элементы корпораций. Увеличение собственных средств корпораций будет связано не только с уменьшением величины заемного капитала к величине собственного капитала. Межотраслевые связи позволят устранить не нужные управленческие и посреднические структуры.
В этой связи концептуально изменится и формат корпоративных финансов. Переход к укрупненному формату объекта финансирования в результате межотраслевого взаимодействия изменит: направление исследования денежных потоков корпораций, определение средневзвешенной стоимости капитала, методические подходы при оценке стоимости капитала, оценку стоимости бизнеса и др.
На начальном этапе перехода на межотраслевой формат финансирования необходимо исследовать производственную инфраструктуры, дать ее объективную оценку. На этом этапе стоимостная оценка укрупненного объекта определяется с учетом высвобождения из процесса производства объектов инфраструктуры, которые должны быть выведены из оборота корпораций и не подлежат финансированию из-за их производственной непригодности. На первом этапе определяющим формирование объекта инфраструктуры станет производственный капитал. Оценка укрупненной стоимости бизнеса будет определяться на основе затратного
подхода. Объективная оценка стоимости бизнеса, представленного государством и бизнес-структурами, позволит на следующем этапе определить реальную величину финансирования укрупненного объекта.
Автор статьи ранее объяснил действие Банка России, направленное на сжатие денежной массы и причины высокой стоимости заемного капитала на внутреннем рынке, что не позволяет эффективно осуществлять бизнес корпоративным сектором экономики. В этой связи, следует обосновать действия регулятора и мегарегулятора,направленные на поддержание и перезагрузку экономики страны.
Обратимся к экономическим теориям.
Британский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 -1946) поддерживал идею использования фискальной политики (налоги и расходы) как инструмента контроля над экономикой. Идеология кейнсианства применяется и в современной экономики. Кейнс не соглашался с теорией Адама Смита (1723 -1790). Смит утверждал, что невидимая рука рынка, если ей не мешать, автоматически увеличивает занятость и объем производства до оптимального уровня.
Кейнс утверждал, что в период спада снижение спроса на товары может вызвать серьезный кризис, который заставляет экономику сокращаться и подстегивает безработицу. В этой ситуации государство отвечает за перезапуск экономики. Для этого государство берет деньги взаймы и тратит их, нанимает работников в госсектор и финансирует государственные инфраструктурные проекты. По Кейнсу, дополнительные траты государства разойдутся по всей экономике. Например, строительство нового шоссе создаст рабочие места в строительных фирмах. Новые работники потратят деньги на продовольствие, товары и услуги. Это в свою очередь, поможет восстановиться экономике. На основе этой позиции возникла идея мультипликатора.
Идеология Милтона Фридмена (1912 - 2006) диаметрально противоположна. Фридмен считал, что роль государства должна сводиться к наблюдению и контролю над потоком денег. В труде "Монетарная история Соединенных Штатов. 1967 - 1960", написанном в соавторстве с Анной Шварц, предложена теория монетаризма. Позиция Фридмена сводилась к контролю инфляции, а роль государства должна сводиться к наблюдению и контролю над потоком денег. По мнению Фридмэна, закачивание в систему дополнительных средств государством взвинчивает инфляцию и тем самым подвер-
гает экономику главной опасности. Фридмен считал, что Центральный банк контролирует стоимость денег. При этом все прочие аспекты экономики - безработица, экономический рост, производительность труда - придут в норму сами собой.
Современные центральные банки, формируя финансовую политику, рассматривают как монетарные, так и традиционные формы регулирования экономики. По мнению экономистов, одной из причин экономического спада после кризиса 2008 года было резкое уменьшение денежной массы, а либерализация финансовых рынков, борьба с инфляцией и ростом денежной массы, предоставление фирмам свободы брать кредиты, нанимать и увольнять работников постепенно привело к росту долгов, которые и привели к финансовому кризису.
В период финансового кризиса центральные банки насыщали экономику, используя различные способы. ФРС проводила политику "количественного смягчения": начала скупать активы и закачивать в экономику денежные средства напрямую в хедж-фонды. В России ЦБ ссужал денежные средства крупным отечественным банкам. Последние должны были перераспределить денежные средства коммерческим банкам.
Отсюда вывод. В конкретный период времени идеи Кейнса и Фридмена проходят испытание, но не являются идеологией при их использовании на практике.
Продолжим наше рассуждение относительно корпоративных финансов.
"Под устойчивостью финансовой системы, отмечают авторы, мы будем понимать готовность и способность ее институтов, инструментов и информационных технологий обеспечить эффективное функционирование всех каналов аккумуляции, распределения и перераспределения ограниченных денежных и финансовых ресурсов между всеми секторами экономики в пропорциях, необходимых для достижения стратегических, социальных и экономических целей при наличии отрицательных внутренних и внешних шоков"[26].
В частности, авторы придерживаются устоявшейся в экономической литературе точки зрения, что финансы как научная дисциплина рассматривает денежные ресурсы как ограниченные (дефицитные).
По сути, позиция ограниченности финансовых ресурсов положена в основу и межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения в мировой практике строятся на разных принципах, на основе которых функциониру-
Ф
1-Н
О си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
209
> <
X
■X.
о
ш т
о
X
о
со
210
ют федеративные бюджетные системы. Разли-чаютунитарные (Великобритания, Франция, Япония и др.) и федеративные (Германия, США, Россия и др.) бюджетные системы. Основная проблема управления государственными финансами в России (если исключить нецелевое использование финансовых ресурсов и др. причины) - обеспечение устойчивости всех звеньев финансовой системы. В противном случае, организация и регулирование межбюджетных отношений будет носить паллиативный характер.
Региональные органы власти из-за проблем при формировании доходной части бюджетов принимают решения, не способствующие успешному функционированию корпораций,о чем было отмечено ранее. Возникают противоречие внутри финансовой системы. Принципы Бюджетной системы РФ в соответствии с Бюджетным кодексом определяют различные правоотношения между субъектами. При этом не учитываются интересы экономических субъектов, функционирующих в производственной сфере. По сути, при принятии решения превалируют интересы финансового сектора и вне связи с корпоративным сектором экономики, не просчитываются последствия принимаемых решений.
В этой связи понятна логика рассуждений экономистов,утверждающих, что при рассмотрении финансов, как экономической категории, заложен методологический принцип ограниченности финансовых ресурсов. Поэтому не формируется формат развития регионов, обладающих достаточным ресурсным потенциалом, не создаются условия, обеспечивающие устойчивое их развитие. Поскольку устойчивость финансовой системы обеспечивается всеми ее звеньями, необходимо постепенно снижать экономическую "напряженность" в рамках: бюджетная система - корпорации (производственная сфера). В Бюджетном кодексе необходимо предусмотреть принцип "соблюдения интересов бюджетов и корпораций производственной сферы". Данный принцип не противоречит российской финансовой науки, рассматривающей категорию "финансы" на основе производственных отношений.
Нецелевое использование бюджетных средств - одна из проблем, препятствующих развитию экономики страны.В Бюджетном кодексе следует расширить границы принципа "эффективности использования бюджетных средств" и узаконить принцип "эффективное и целевое использование бюджетных средств".
Использование на практике предложенных принципов с перечнем существующих прин-циповв Бюджетном кодексе наряду с другими мерами обеспечит: реализацию "Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ", устойчивость финансовой системы России, благоприятные условия функционирования бизнеса, повышение доходов населения, выход России на стандарты благосостояния развитых стран.
Примечания:
1.Большая экономическая энциклопедия. - М. : ЭКСМО, 2007. - С.406-407.
2.Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. - М. : ЮРАЙТ, 2015.-С. 13-14.
3. Там же. - С. 12.
4. Корпоративные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / П.И. Гребенников, Л.С. Тарасевич. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2014. - С. 9.
5. Там же. - С. 9.
6. Там же. - С. 44.
7. Корпоративные финансы : учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - С. 7.
8. Там же. - С. 7-8.
9. Там же. - С. 7.
Ю.Корпоративные финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. - М.: КНОРУС, 2016. - С.11.
11. Там же. - С.17.
12. Там же. - С. 34-49.
13. Там же.-С. 84-108.
14. Корпоративные финансы : учебник для вузов/ под ред. М.В. Романовского, А.И.Вострокнутовой. Стандарт третье го поколения. - СПб.: Питер, 2014.
- С. 20.
15. Там же.-С. 20.
16. Там же. - С. 17.
17. Там же. - С. 8.
18. Международные финансы : учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 2012. - С. 13.
19. Огородников Е. Свой Восток// Эксперт. - 2016.
- №36.-С. 16.
20. Финансы социалистических государств : учебное пособие / под ред. Э.А. Вознесенского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 1982.-С. 4.
21. Там же.-С. 34-35.
22. Там же. - С. 33-34.
23. Там же. - С. 44.
24. Там же. - С. 32.
25. Там же.
26. Финансы и кредит. В 2 т. Т.1. Государственные финансы. Финансовые рынки и институты : учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Бе-логлазовой, Л.П. Кроливецеой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2015. - С. 26.