Научная статья на тему 'Современные мегаполисы мира и их социальные проблемы'

Современные мегаполисы мира и их социальные проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11626
920
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / АГЛОМЕРАЦИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / КОНГЛОМЕРАТИВНОСТЬ / ОПОРНЫЙ КАРКАС РАССЕЛЕНИЯ / ГОРОДА-СПУТНИКИ / КОЭФФИЦИЕНТ И ИНДЕКС АГЛОМЕРАТИВНОСТИ / METROPOLIS / AGGLOMERATION / URBANIZATION / CONGLOMERATE / THE REFERENCE FRAME OF RESETTLEMENT / THE SATELLITE TOWNS / THE COEFFICIENT AND INDEX OF AGGLOMERATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Середина Мария Игоревна

В статье рассмотрен ряд социальных проблем современных мегаполисов мира: социальные проблемы миграции населения, теории аномии Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта, корреляционные связи, концепция транснациональной миграции, глобальная социальная трансформация, неблагоприятные тенденции в естественном движении населения, рождаемость, смертность, высокий уровень преступности, состояние окружающей среды в мегаполисе. Одной из важнейших особенностей мегаполисов является необходимость решения сложных социальных проблем, возникающих из-за большого разнообразия этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article a number of social problems of modern megacities of the world is considered: social problems of population migration, the Emile Durkheim and Luis Artas theory of anomie, correlation communications, the concept of transnational migration, global social transformation, the adverse trends in natural movement of the population, birth rate, death rate, a high crime rate, a state of environment in a megacity. One of the major features of megacities is necessity of the solution of the difficult social problems arising because of the big variety of ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Современные мегаполисы мира и их социальные проблемы»

ка, без которой немыслимо спасение. Любовь служит отличительным признаком истинных учеников Христовых, обозначая четко границу между ними и миром «ветхого» человечества.

Первохристианский аскетизм немыслим вне эсхатологической перспективы, которая является сущностной чертой христианской религии. Борьба с грехом, преодоление «ветхого» человека и стяжание добродетелей человека «нового», определялась ясным осознанием причастности к Царству Небесному. Оно не было для первохристиан внешним институтом, а являлось внутренней созидающей силой.

При этом, однако, не следует забывать и того, что Царство Божие, по словам Самого Христа, «не от мира сего» (Ин. 18, 36), а значит в условиях земного существования и в пределах земной истории недостижимо. Только новое небо и новая земля, то есть преображенный мир века грядущего будут местом и временем Царства славы. Необходимым условием развития добра является, по учению Христа, напряженное стремление человека к добру и постоянство этого стремления. Если только «употребляющие усилие восхищают Царство Божие» (Лк. 16, 16), то это усилие не должно быть минутным настроением.

Итак, по евангельскому учению, «восхищающий» здесь Царство Божие в подвиге веры и трудничестве самим своим подвигом снимает и разрешает кажущуюся антиномию между земным и небесным, материальным и духовным, временным и вечным. Вратами в вечную жизнь может быть только аскеза. Таким образом, христианство изначально провозгласило себя религией аскетической. Поэтому сразу под аскетизмом, в самом его кратком определении, понималось «совершеннейшее христианство [4. С. 30].

Другими словами, аскетизм не есть удел немногих избранных, но есть непременное и необходимое условие подлинно христианской жизни, поскольку каждый христианин обязан быть подвижником. Поэтому в Новом Завете, как говорит С.М. Зарин, «под аскетизмом разумеется деятельное осуществление религиозно-нравственного совершенства, путем напряжения всех телесных сил христианина, посредством борьбы с различными препятствиями; точнее сказать, — в этом понятии мыслится самый процесс, а также вспомогательные приемы или в целой и полной своей совокупности, или же по преимуществу некоторые из них, взятые в отдельности, например, молитва, телесные подвиги и лишения» [3. С. 295].

Литература

1. Библия. М., 1997.

2. ЕвсевийПамфил. Церковная история. М., 1993.

3. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.

4. Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. В 2-х томах. Т. 1. М., 2000.

5. Смирнов Н.П. Терапевты и сочинение Филона Иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909.

6. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.

УДК 316 (075.8)

I СОВРЕМЕННЫЕ МЕГАПОЛИСЫ МИРА I И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

I Середина Мария Игоревна, соискатель, преподаватель, marinya_99@mail.ru, I ФГОУВПО «<Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

In the article a number of social problems of modern megacities of the world is considered: social problems of population migration, the Emile Durkheim and Luis Arta's theory of anomie, correlation communications, the concept of transnational migration, global social transformation, the adverse trends in natural movement of the population, birth rate, death rate, a high crime rate, a state of environment in a megacity. One of the major features of megacities is necessity of the solution of the difficult social problems arising because of the big variety of ethnic groups.

В статье рассмотрен ряд социальных проблем современных мегаполисов мира: социальные проблемы миграции населения, теории аномии Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта, корреляционные связи, концепция транснациональной миграции, глобальная социальная трансформация, неблагоприятные тенденции в естественном движении населения, рождаемость, смертность, высокий уровень преступности, состояние окружающей среды в мегаполисе. Одной из важнейших особенностей мегаполисов является необходимость решения сложных социальных проблем, возникающих из-за большого разнообразия этнических групп.

Key words: metropolis, agglomeration, urbanization, conglomerate, the reference frame of resettlement, the satellite towns, the coefficient and index of agglomerate

Ключевые слова: мегаполис, агломерация, урбанизация, конгломеративность, опорный каркас расселения, города-спутники, коэффициент и индекс агломеративности

Мегаполисы — это компактная форма расселения, основанная на территориально-производственной, трудовой и социально-экономической, культурно-бытовой, рекреационной интеграции главного города (население которого несколько миллионов человек) с близлежащими городами и поселками. Современные мегаполисы выражают собой структуру античных полисов — городов-государств, с прилегающей к ним территорией. Каждый мегаполис представляет собой сложную многокомпонентную динамическую систему, пространственно несовпадающую с административными границами. Количество крупных городов стало расти после первой и второй мировых войн. С 1920—1960 годов количество городов с населением более 500 тыс. человек увеличилось с 83 до 234, а крупнейших (более 2,5 млн человек) с 7 до 26, эти города являются центрами формирования агломераций. Рассмотрим территориальную структуру и типы городских агломераций [5. С. 72].

Территориальная структура крупной городской агломерации состоит из опорного каркаса (центральный город, основные центры и радиальные транспортные магистрали). Вдоль этих транспортных лучей формируются зоны расселения, которые сходят на нет там, где затраты на регулируемые поездки в город-центр превышают целесообразные пределы. Агломерация при многолучевом транспортном размещении приобретает вид звезды. Между лучами расселения (в виде цепочки населенных пунктов) простираются зеленые клинья, выполняющие роль барьеров, препятствующих срастанию лучей расселения в сплошную застройку.

Зоны спутников охватывают городские центры и в развитых агломерациях делятся на пояса, которые отличаются по степени вза-

имодействия, плотности населения, густоте автомобильных дорог и населенных пунктов (иногда это продолжение города-центра). Здесь значителен встречный поток миграции как в город-центр, так и в город-спутник. Привлечение на работу жителей других поселений создает предпосылки раздвижения границ агломерации. Многим городам свойственна конгломеративность, что характерно и для ближайших спутников. Замыкающие спутники располагаются там, где потоки маятниковой миграции теряют свое значение. В ряде случаев им отводится роль центров приоритетного развития, что в свою очередь должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру. В пределах развитых агломераций часто формируются агломерации второго порядка (чаще всего они возглавляются отчетливо выраженным центром). Кроме того, в агломерациях выделяются второй пояс спутников и периферийная зона, окаймляющая зону спутников. Обычно в качестве границы агломерации применяется двухчасовая доступность (очерчивается территория формирования агломерации по условиям доступности центра). Для оценки уровня развитости агломерации используется коэффициент и индекс агломеративности. Первое — это отношение плотности сети городских поселений к среднему кратчайшему расстоянию между ними, а второе — отношение численности городского населения зоны спутников к городскому населению всей агломерации.

Индекс прогрессивности отраслей промышленных специализаций позволяет судить о качественной стороне развитости агломерации. Обычно выделяются две основные категории городов-спутников: 1) города, ориентированные своими функциями на удовлетворение

потребностей города-центра как сгустка населения, производственного и строительного комплексов; 2) центры, специализирующиеся на видах деятельности, которые составляют верхние ярусы функциональной структуры главного города. В агломерациях он также распространен как спутник узкоспециализированного центра.

Термин «опорный каркас» расселения (ОКР), выражающий иерархически построенную совокупность центров разного уровня, был введен в науку известным географом Б.С. Хоревым. Узлы ОКР — это города и агломерации, у них три главных функции: районо-образующая и районоорганизующая роль, роль фактора взаимодействия и освоенческая роль. К линейным элементам ОКР относятся магистрали и полимагистрали [5. С. 117].

Концепция каркасного подхода имеет большое теоретическое и практическое значение. Под каркасным эффектом обычно понимается совокупность положительных результатов экономического и социального взаимодействия, которая обусловлена деятельностью ОКР как остова территориальной организации жизни общества.

Скопления агломераций и городов, расположенных близко друг от друга и имеющих тенденцию к слиянию, часто называют мегаполисом, что в переводе на русский означает крупный город. Этот термин был введен в употребление в 1960 году Ж. Готтманом, который написал книгу с одноименным названием «Мегаполис». В результате мегаполисы стали своеобразным показателем новейшего этапа развития агломераций и городов.

К наиболее распространенным характеристикам мегаполиса (глобального города) относятся [8. С. 74]:

• величина города (сначала численность населения, а затем величина территории); общемировая роль в качестве делового и финансового центра; развитость сферы услуг (доля услуг в ВВП города, разнообразие видов услуг); мировое значение как информационного центра; ведущая роль как национального и мирового политического центра; значимость города в выполнении международных функций; роль в качестве центра национальной и мировой торговли; роль центра высококвалифицированных видов деятельности; центр культуры и искусства; роль транспортного узла;

• увеличение диспропорций (социальных и экономических) между основными группами населения.

Мегаполисы, будучи крупнейшими городами мира, в определенном смысле отражают уровень социально-экономического развития в своих странах. Особенно эти тенденции заметны, когда мегаполисы являются столицами крупных стран мира. Будучи центрами экономического и политического влияния на международном уровне, они одновременно оказывают существенное воздействие на прилегающие к ним территории и ближайшие малые и средние города и поселения.

В Западной Европе наиболее яркими примерами такого интенсивного развития крупных городов и прилегающих территорий являются мегаполисы Парижа и Лондона. Лондонский мегаполис с населением в 16,8 млн чел. и площадью в 27,4 тыс. кв. км. на юго-востоке Великобритании выполняет еще и столичные функции.

Мегаполисы по своей сути представляют собой наивысшее звено агломераций и процесса урбанизации в целом. В США примером мегаполиса может служить «Босваш» (Бостон-Вашингтон, включает в себя города Нью-Йорк и Филадельфию с общей численностью населения 40 млн человек); «Чипитс» (район Великих озер, от Питсбурга до Чикаго); «Сан-сан» (на Тихоокеанском побережье от Сан-Франциско до Сан-Диего).

Самым крупным и наиболее развитым мегаполисом мира считается «Токайдо» в Японии, объединяющий агломерации трех городов Токио, Осака и Киото, здесь сконцентрировано 50% населения страны.

Анализ структуры занятости по всем сферам по крупнейшим столицам мира показал, что максимальный процент занятости в сфере бытового обслуживания наблюдается в Нью-Йорке (43,5%), в Токио и Лондоне (по 25—26% в каждом) и только в Москве 21%, что в конечном счете свидетельствует индустриальном типе урбанизации в Москве по сравнению с другими крупными мегаполисами мира [8. С. 77].

В появлении и распространении современных мегаполисов важнейшим фактором является углубление разделения общественного труда, производственно-экономических взаимосвязей и «сокращение расстояний», основанное на стремительном прогрессе транспорта, связи и особенно информационных

технологий. Мегаполис — это особый социум, со своими специфическими внутренними и внешними социально-экономическим, политическими, социокультурными, этническими и социально-психологическими противоречиями.

Цель статьи — рассмотреть социальные проблемы мегаполисов как центров обостряющихся межэтнических противоречий в результате нарастания миграционных потоков из других государств. Для того чтобы достаточно глубоко понять изучаемый феномен, необходимо его рассматривать, во-первых, как подсистему социума, во-вторых, — в наиболее развитой форме. Социальные проблемы мегаполисов представляется целесообразным исследовать в контексте общемировой ситуации и сопоставлении друг с другом.

Среди социальных проблем мегаполиса, напрямую связанных с периферийными территориями, выделяется проблема миграции. Мигранты из других стран в мегаполисе сохраняют многие признаки привычного для них образа жизни, происходит образование различных крупных этнических кварталов. В мегаполис стремится, как правило, самое молодое, образованное население, возникают проблемы и мотивы в поиске достойных рабочих мест для этого класса мигрантов. Миграции населения в мегаполисе изучают социологи.

По данным исследований, на первом месте стоит стремление получить профессию; продолжить образование (четверть опрошенных); примерно столько же опрошенных указывают на желание улучшить социально-бытовые условия. При всей привлекательности жизни в мегаполисе, она пока очень далека от идеала: скученность, безликость городской среды, особенно в новых городах, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, отклоняющегося поведения молодежи. Все заметнее проявляются отчужденность людей, одиночество.

Первыми стали заниматься проблемами городов зарубежные социологи. Согласно теории аномии Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта, города по своей природе враждебны человеческим отношениям. Город заставляет человека отдаляться от других, обезличенное общение постепенно входит в привычку. Первые исследования этой проблемы были проведены в 1930 году в Чикаго. Было выявлено, что уровень психических расстройств выше в тех рай-

онах, где не сбалансирован половой состав населения, в семьях, где не было радио [1. С. 25].

За прошедшие десятилетия в социологии накопилось еще больше наблюдений и выводов о неблагоприятном воздействии на человека городской среды. Однако сегодняшняя социология не только накапливает такие факты, но, опираясь на них, активно ищет пути улучшения среды обитания человека, совершенствования существования человека в мегаполисе. Когда идет речь о крупнейших городах мира (мегаполисах), важнейшей проблемой их исследования являются проблемы роста их населения, в том числе за счет миграции населения.

В современной социологии существуют несколько подходов к решению этой проблемы: некоторые ученые считают необходимым создать всеобъемлющую модель миграции, предложить теорию для анализа современных видов миграции, таких как вынужденная миграция или экономическая миграция. К авторам первого подхода можно отнести американского ученого Д. Массея, разработавшего синтетическую теорию миграции, а также голландца Р. Дженниссена, предложившего теорию синтетического конструкта, причем им возражает американец А. Портес и британец С. Касиз, которые предлагают исследовать миграцию как часть глобальной социальной трансформации. В русле этого последнего подхода западноевропейские ученые разработали концепцию транснациональной миграции. В результате были выделены современные социологические теории миграции населения — теория миграционных систем Д. Массея и концепция транснациональной миграции Ш. Глик. Это позволяет определить роль миграций населения в формировании мегаполисов (крупнейших городов).

Многие исследователи указывают на то обстоятельство, что такие мегаполисы как Нью-Йорк и Лондон формировались за счет миграционных потоков. Лондон получал мигрантов из бывших колоний Британской империи, а Нью-Йорк из стран Латинской Америки, Европы и Азии. Были опубликованы данные (А.Е. Слука), которые свидетельствуют, что рост населения в Западной Европе, в том числе в крупных городах, обеспечивается миграционным потоком на 87% от общего прироста населения. Великобритания, в частности Лондон, стали родиной для многих иммигрантов из Индии, Пакистана, Бангладеш, стран

Карибского бассейна, а также из африканских стран — Кения, Уганда: выходцы из этих стран составляют 8% населения страны.

Исследование крупнейших городов (мегаполисов) естественно должно включать в себя рассмотрение целого ряда социальных проблем. Это связано с тем обстоятельством, что крупнейшие города сформировались, в том числе с учетом внешних миграций, в результате консолидации большого числа мигрантов, которые привнесли в эти города элементы своей культуры и т. д. Вполне понятно, что крупнейшие города обеспечивают более высокий уровень жизни населения.

Несмотря на то, что в мегаполисах есть достижения в социальной сфере, довольно широк круг проблем, требующих решения. Причем это касается не только Москвы, но и Лондона и Нью-Йорка.

При разработке основных предложений Генерального плана по развитию сферы обслуживания населения в Москве на период до 2020 года предусматривалось развитие двух основных видов программ: в социальной сфере — ориентация на поддержание здоровья человека (физического, духовного и интеллектуального), удовлетворения возникающих у человека потребностей, а в коммерческой сфере — развитие программы, связанной с повышением деловой активности населения, развитием столичных функций и коммерческой деятельности.

Понятно, что приоритет отдается социальной программе, которая включает в себя:

1) доведение до нормативов обеспеченности объектами социально-гарантированного уровня;

2) строительство быстро окупаемых коммерческих объектов и получение прибыли в бюджет города;

3) увеличение фонда социальной инфраструктуры и. т. д. В Генеральном плане развития

города Москвы на 2020 год предусматривается развитие отраслей социальной инфраструктуры: здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, досуга, потребительского рынка. К числу новых направлений развития города отнесено развитие туризма и малого бизнеса [2. С. 104]. По каждому направлению развития отраслей социальной инфраструктуры для города Москвы расписаны мероприятия на рассматриваемый период, которые должны привести к повышению эффективности каждого из направлений. В частности, в Москве, по мнению многих авторов, существует комплекс социальных проблем, которые в ближайшие десятилетия необходимо решить. При анализе проблем расслоения общества часто используется Индекс Джини (коэффициент концентрации доходов). Преимущества населения города Москвы определяются некоторыми учеными в связи с переходом к рыночным отношениям, с возникновением новых форм экономической активности.

К числу социальных проблем города Москвы часто относят проблему оплаты труда, проблему пенсионного обеспечения, проблемы потребления, проблемы различных этнических групп. К числу острых социальных проблем города Москвы относятся: неблагоприятные тенденции в естественном движении населения, высокий уровень преступности, неудовлетворительное состояние окружающей природной среды [3. С. 331].

Таким образом, формирование мегаполисов в мире связано с проблемами урбанизации и формированием крупных городских агломераций. Одной из важнейших проблем мегаполисов является необходимость решения сложных социальных проблем, возникающих в них, в том числе из-за наличия большого разнообразия этнических групп, и целого ряда других особенностей столичных городов.

Литература

1. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. М.: Изд-во КДУ, 2009.

2. Глушкова В.Г. Социальный портрет Москвы на пороге XXI века. М.: Мысль, 1999.

3. ЖолковА. С. Москва. Социально-экономические преобразования. М.: Экономика, 1999.

4. Ильин И.А. Экономика городов: региональный аспект развития. М., 1992.

5. Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997.

6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х книгах. Кн. 1. Общая картина мира. Кн. 2. Региональная характеристика мира. М.: Дрофа, 2003—2004.

7. ПерцикЕ.Н. География городов (геоурбанистика). М., 1997.

8. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики. М.: КНОРУС, 2008.

9. Социально-экономическая география зарубежного мира. М.: Крон-Пресс, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.