Научная статья на тему 'Социальные ориентиры инновационного процесса: роль крупных городов'

Социальные ориентиры инновационного процесса: роль крупных городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КРУПНЫЙ ГОРОД / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / МЕГАПОЛИС / ИННОВАЦИИ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / THE REGION’S ECONOMY / LARGE CITY / METROPOLIS / INNOVATION / MANAGEMENT STRUCTURE / STRATEGY OF DEVELOPMENT / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осеевский М. Э.

Рассмотрены особенности социально-территориальных образований - мегаполисов и управление их развитием с использованием современных подходов. Система стратегического планирования и целеполагание инновационного процесса строится с ориентацией на повышение качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social goals of the innovation process: the role of cities

The peculiarities of socio-territorial entities large cities and their development are discussed using modern approaches. Strategic planning system and the purpose of the innovation process is building with a focus on improving the quality of human life.

Текст научной работы на тему «Социальные ориентиры инновационного процесса: роль крупных городов»

ИННОВАЦИИ № 7 (165), 2012

Социальные ориентиры инновационного процесса: роль крупных городов

Рассмотрены особенности социально-территориальных образований — мегаполисов и управление их развитием с использованием современных подходов. Система стратегического планирования и целеполагание инновационного процесса строится с ориентацией на повышение качества жизни населения.

Ключевые слова: крупный город; мегаполис; инновации; структура управления; стратегия развития; качество жизни; экономика региона.

М. Э. Осеевский,

к. э. н., Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Мы живем в удивительное время, когда в мире происходят принципиальные изменения, накладывающие новые жесткие требования на все уровни человеческой деятельности [1]. Глобализация выступает как новая культура и виртуальная реальность [2], как сетевое общество — символическая среда и мир без границ [3]. Весьма важным результатом глобализации становится кризис национальных государств как суверенных замкнутых социальноэкономических систем, образование новых форм человеческого общения и взаимодействия. Следует вспомнить важную мысль М. Кастельса, что условием существования глобальной экономики является инновационная среда как специфическая совокупность отношений производства и управления. Специфику инновационной среды определяет ее синергетическая основа, т. е. формирование добавленной стоимости за счет взаимодействия составляющих элементов.

Основа развития человеческой цивилизации — постоянное получение и использование новых знаний. В современной экономике конкурентные преимущества, основанные на знании, более устойчивы, а полученные знания объективно становятся базой и инициаторами для создания новых, еще более значимых знаний.

Процесс урбанизации, сопровождающий всю историю человеческой цивилизации, объективно приводит к сосредоточению реальной генерации знаний в крупных городах. В последнее время роль мегаполисов, сформировавшихся либо как общественно-административные, либо как образовательно-производственные конгломераты, в развитии отдельных стран и мира в целом постоянно возрастает. Некоторые из них, например Лондон, Нью-Йорк, Токио или Париж, уже сегодня характеризуются экономическим потенциалом, сравнимым или превосходящим некоторые весьма успешные

государства. В результате рациональное управление инновационным социально-экономическим развитием мегаполисов и большинства крупных городов фактически определяет регуляцию общей мировой поступательной парадигмы. Соответственно, возрастает и ответственность системы управления крупными городами перед его собственным населением, нацией и мировым сообществом в целом, в реализации процессов экономической и социальной интеграции государств, выборе приоритетов развития.

В исследовании компании PricewaterhouseCoopers прямо указывается на ключевую роль крупнейших городов мира в концентрации интеллектуальных и производственных ресурсов планеты, определяющих дальнейшее развитие человечества, и выделяется сто таких мегаполисов [4].

Если в начале ХХ века только 16 городов в мире имели численность населения свыше 1 млн человек, то сейчас их более 400, причем 3/4 из них находятся в отсталых или развивающихся странах.

Наблюдается тенденция роста урбанизации: если в середине ХХ века сельское население в 2 раза превышало численность жителей городов, в 2010 г. практически сравнялось, то к 2030 г. по оценкам ООН в городах будет проживать около 5 млрд человек против 3 млрд — в сельской местности.

Среди городских агломераций к 2007 г. лидировали по численности населения Токио, Нью-Йорк, Мехико, Бомбей и Сан-Паулу, прогнозная оценка по 30 мегаполисам с наибольшей численностью населения по материалам [5] представлена в табл. 1.

Суммарная численность населения 30 крупнейших городов мира возрастет с 308 млн в 2007 г. до 391 млн — в 2025 г. Однако, если численность — это базовый параметр, относящий город к категории мегаполиса, то место в мировой политике и экономике

Таблица 1

Список крупнейших городских агломераций

Место в списке 1950 1990 2007 2025

Город /Численность населения, млн чел.

1 Нью-Йорк 12,3 Токио 32,5 Токио 35,7 Токио 36,4

2 Токио 11,3 Нью-Йорк 16,1 Нью-Йорк 19,0 Бомбей 26,4

3 Лондон 8,4 Мехико 15,3 Мехико 19,0 Дели 22,5

4 Шанхай 6,1 Сан-Пауло 14,8 Бомбей 19,0 Дакар 22,0

5 Париж 5,4 Бомбей 12,3 Сан-Пауло 18,8 Сан-Пауло 21,4

6 Москва 5,4 Осака 11,0 Дели 15,9 Мехико 21,0

7 Буэнос-Айрес 5,1 Калькутта 10,9 Шанхай 15,0 Нью-Йорк 20,6

8 Чикаго 5,0 Лос-Анжелес 10,9 Калькутта 14,8 Калькутта 20,6

9 Калькутта 4,5 Сеул 10,5 Дакар 13,5 Шанхай 19,4

10 Пекин 4,3 Буэнос-Айрес 10,5 Буэнос-Айрес 12,8 Карачи 19,1

11 Осака 4,1 Рио-де-Жанейро 9,6 Лос-Анжелес 12,5 Киншаса 16,8

12 Лос-Анджелес 4,0 Париж 9,3 Карачи 12,1 Лагос 15,8

13 Берлин 3,3 Каир 9,1 Каир 11,9 Каир 15,6

14 Филадельфия 3,1 Москва 9,1 Рио-де-Жанейро 11,7 Манила 14,8

15 Рио-де-Жанейро 3,0 Дели 8,2 Осака 11,3 Пекин 14,5

16 Санкт-Петербург 2,9 Шанхай 8,2 Пекин 11,1 Буэнос-Айрес 13,8

17 Мехико 2,9 Манила 8,0 Манила 11,1 Лос-Анжелес 13,7

18 Бомбей 2,9 Лондон 7,7 Москва 10,5 Рио-де-Жанейро 13,4

19 Детройт 2,8 Джакарта 7,7 Стамбул 10,1 Джакарта 12,4

20 Бостон 2,6 Чикаго 7,4 Париж 9,9 Стамбул 12,1

21 Каир 2,5 Пекин 7,4 Сеул 9,8 Гуанчжоу 11,8

22 Манчестер 2,4 Карачи 7,1 Лагос 9,5 Осака 11,4

23 Теджен 2,4 Стамбул 6,6 Джакарта 9,1 Москва 10,5

24 Сан-Пауло 2,3 Дакар 6,5 Чикаго 9,0 Лахор 10,5

25 Бирмингем 2,2 Тегеран 6,4 Гуанчжоу 8,8 Чанчжэн 10,2

26 Шиньон 2,1 Бангкок 5,9 Лондон 8,6 Чанной 10,1

27 Рим 1,9 Лима 5,8 Лима 8,0 Париж 10,0

28 Милан 1,9 Теджен 5,8 Тегеран 7,9 Чикаго 9,9

29 Сан-Франциско 1,9 Гонконг 5,7 Киншаса 7,8 Тегеран 9,8

30 Барселона 1,8 Чанной 5,3 Богота 7,8 Сеул 9,7

определяется состоянием и динамикой его экономических показателей.

Как указывала Э. С. Набиуллина со ссылкой на исследование консалтингового агентства МсКішеу в настоящее время 600 крупнейших городов мира создают более половины мирового ВВП, а в 2025 г. их доля в экономике планеты приблизится к 60% [6].

В России же 20 крупнейших городов формируют 50% национального ВВП, в дальнейшем тенденция к росту их удельного веса сохранится. Это естественный ход вещей, следующий шаг в развитии пространственной экономики и мира, и России.

Осенью 2009 г. в Милане впервые была проведена встреча руководителей ведущих мировых мегаполисов, по аналогии с саммитами руководителей государств -мировых лидеров, и Санкт-Петербург был включен в число городов - участников встречи. Это продемонстрировало отношение в мире к Санкт-Петербургу и его потенциалу, но, вместе с тем, и подчеркнуло ответственность власти и общества города за рациональное и поступательное развитие.

В условиях глобализации роль национальных государств объективно снижается, их границы становятся прозрачными для перемещения рабочей силы, производств, капиталов и товаров, а информация пре-

вращается в преимущественный источник создания богатств [7]. Одновременно реально проявляется фактор регионализации, обеспечивающий локализацию территориально выделенных агломераций, концентрацию производственных возможностей и защиту интересов, проживающего здесь населения [8]. Более того, как отмечали участники постоянного семинара «Россия в историческом и мировом пространстве», в мировом масштабе наблюдается нарастающий кризис института государства [9], в свете чего «...наиболее интригующим регистром практики является пространство новых акторов на планете — государств-корпораций и корпораций-государств — территориальных, деятельных и антропологических организованностей, активных и дерзновенных протосуверенов, отличных от прежних форм государственности и социальной организации в целом» [10].

Отдельное место занимают столичные мегаполисы, традиционно формирующиеся как национальные центры политико-управленческой, финансово-экономической и образовательно-культурной жизни большинства стран [11].

Как отмечено выше, одна из ключевых современных функций крупных городов — создание и реализация как на своей территории, так и вне ее, механизма

ИННОВАЦИИ № 7 (165), 2012

ИННОВАЦИИ № 7 (165), 2012

инновационного развития. Мегаполис — практически всегда национальный центр инноваций и созидания, благодаря расположенным в нем крупнейшим университетам и научным институтам. Соответственно, отличительными признаками таких территорий стали: высокая концентрация квалифицированного населения, большая численность обучающейся молодежи, наличие предприятий со значительной долей наукоемкой продукции, повышенные объемы инвестиционных потоков, наличие научных и культурных учреждений национального и мирового значения.

Что же становится целью непрерывного накопления знаний и их практического воплощения? Ради чего концентрируется интеллектуальный потенциал в крупных городских конгломератах? Что, в конечном счете, следует поставить ориентиром и мерилом эффективности инновационного процесса?

Очевидно, что более высокий уровень жизни и широкие образовательные, культурные и трудовые возможности становятся главным фактором привлечения в мегаполисы различных слоев населения, в том числе первоклассных специалистов.

Действительно, в современных условиях комплекс образования и науки является одним из наиболее перспективных конкурентных преимуществ крупного города, а складывающиеся здесь условия в прогрессирующем виде способствуют повышению общего уровня квалификации, формированию новых секторов и росту экономики.

Генерация и управление знаниями стало гораздо более важной задачей, чем управление материальными и финансовыми потоками, основными фондами. Причем, эта сфера требует совместного и скоординированного действия всех слоев общества, а создание и функционирование инфраструктуры, поддерживающей генерацию знаний, могут быть эффективными только при сбалансированном вертикальном и горизонтальном интегрированном управлении.

Вместе с тем, локальные модели активизации перевода экономики субъектов Российской Федерации на инновационный путь развития должны строиться с учетом различия экономической ситуации, организационных, научно-технических, технологических и образовательных традиций. Основным механизмом реализации такого подхода может быть выявление и многопараметрическая оценка возможностей и исторически сложившихся приоритетов регионов.

Стратегическим преимуществом крупного города становятся связи в треугольнике «университет - исследовательская организация - производственная фирма». Многие ведущие транснациональные компании демонстрируют эффективность таких связей, а обязательным условием размещения их филиалов и производств является наличие стратегического партнера в виде ведущего национального университета. С другой стороны, взаимодействие с фирмами выгодно и университетам, которые получают задачи для исследований, финансовые ресурсы, сферу для приложения труда преподавателей и выпускников. Для нашей страны, как отмечают ректоры петербургских вузов, «...роль отраслевых вузов и региональных университетов в инновационном обновлении России

будет только возрастать. Можно даже конкретизировать: битву за повышение конкурентоспособности России без участия вузов выиграть невозможно. Всемерная поддержка национальной системы образования, в первую очередь, со стороны деловых людей, позволит отрегулировать взаимоотношения вузов и промышленности, повысить продуктивность использования российского интеллектуального капитала, остановить утечку мозгов и создать высокотехнологичные производства» [12]. Действительно, успех будет сопутствовать агломерациям, которые эффективно интегрируют все имеющиеся возможности, привлекают и стимулируют людей, способных работать в областях с высоким уровнем творческой и практической активности.

Реализация такой задачи основывается на системе решений по кооперации, ориентации инвестиционного капитала в перспективные технологические направления, обеспечению инновационных индустриальных территорий коммуникациями и трудовыми ресурсами.

Особенность управления крупным городом базируется на том, что это особый класс саморазвивающих-ся систем, со своими научно обоснованными законами и правилами. В этом случае, экономический рост обусловлен плодотворной кооперацией между экономическими субъектами мегаполиса, которые формируют инновационные комплексы и структуры — особые образования в виде целевых кластеров. Позитивное развитие ситуации требует использования инновационных механизмов координации, опережающих импульсов со стороны органов городского управления. Конкурентные преимущества достигаются на основе особых экономических, социальных, экологических и культурных условий для воспитания, привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы.

Инновационная стратегия развития города включает в себя совмещение интересов государственного, частного и общественного секторов в приоритетах развития, создание структур для реализации выработанных перспектив, мобилизация внешних и внутренних ресурсов. Инновационное городское управление проявляется через создание условий, привлекающих инвестиции. Успешные стратегии развития более вероятны при сильной администрации, обладающей выбором ресурсов, широкими полномочиями, доступом к внешним инвестициям, способной к разработке эффективных механизмов и форм организации деятельности.

Во второй половине прошедшего века мировое разделение труда определялось потребностью экономики в снижении издержек на рабочую силу без особых требований к ее качеству. Новая постиндустриальная экономика менее адаптивна к местным традиционным культурам, более требовательна к качеству трудовых ресурсов [13]. В научных агломератах снижается спрос на рабочую силу низкой квалификации, поощряется приток высококвалифицированных специалистов, изменяется отношение к вывозу капитала.

Несомненно, надо учитывать, что Россия — значительно более урбанизированная страна, чем мир в целом, поскольку 73% наших граждан являются го-

рожанами. Это немногим менее уровня урбанизации США — 80% и выше среднемирового — 53% [6].

В России до недавнего времени было 12 городов с миллионным населением (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Самара, Пермь, Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Омск, Новосибирск). В апреле 2012 г. к этому списку присоединился Красноярск. Малые города по их численности составляют 85% и в них проживает около 40 млн человек.

Перспективы развития определенных видов деятельности в крупном городе всегда рассматриваются с точки зрения роли отдельных отраслей реального сектора или сферы обслуживания для региональной и городской экономики, влияния объектов производственной деятельности на экологическое состояние города, проблем размещения объектов промышленности и сопутствующей инфраструктуры в условиях недостатка территориальных, энергетических и трудовых ресурсов.

Более того, постановка задачи модернизации и инновационного развития принципиально меняет содержание вопроса о качестве городской среды, поскольку носители инноваций — это люди, и инновационное развитие впрямую зависит от качества человеческого капитала. Человек, включенный в инновационную экономику, обладает определенными характеристиками и определенными требованиями к образу жизни. Инновационная экономика — глобальна по сути и осуществляется в условиях конкуренции не только за инвестиции в инновации, но и за людей — носителей компетенций и инновационного предпринимательства.

Наши крупные города пока имеют больше барьеров, чем стимулов для притока квалифицированной рабочей силы. Один из признанных мировых рейтингов привлекательности городов для проживания, рассчитываемый компанией Mercer, анализирует в этом качестве 221 город, а об уровне российской городской среды свидетельствует факт включения в этот рейтинг только 4 российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани. Причем, Москва занимает 163-е место, остальные — находятся в 20% нижней части рейтинга [6].

Знания сами по себе не изменяют экономику. Они приносят соответствующую отдачу, если используются в тесном сочетании с другими ресурсами, в рамках единой инновационной системы — взаимоувязанной системы учреждений образования, научных органи-

заций, инновационных предприятий, обеспеченных соответствующей коммуникационной инфраструктурой, нормативной и законодательной базой. Стране или региону необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы сформировать и поддерживать взаимодействие элементов этой системы.

Выработать рекомендации по управлению развитием крупного города можно, основываясь на положениях теории экономического роста. Неоклассическая теория роста экономики позволяет объяснять происходящие события в экономике мегаполиса, построить секторные и кластерные экономические модели городской экономики, выработать экономически целесообразные административные решения по стимулированию факторов производства [14].

Для принятия квалифицированных решений и их реализации на всех уровнях необходимы соответствующие специалисты. Однако они появляются только в том случае, если созданы стимулирующие условия и вкладываются средства в развитие человеческого капитала. Территории, не обладающие значимым научно-техническим потенциалом, отстают в реализации общественных и человеческих благ, таких как повышение качества жизни и средней продолжительности жизни, снижение детской смертности, улучшение здоровья, питания и санитарных условий. В этом случае будет наблюдаться отток населения и нарастающий дефицит рабочей силы.

Санкт-Петербург — особый российский город, специфична история его возникновения и исключительна его государственная и экономическая роль. Без выявления логики этапов развития, анализа исторических корней петербургской и российской ментальности, причин и результатов происходивших процессов невозможно понимание миссии Санкт-Петербурга [15]. В противовес многим западным политикам и философам, отводящим российскому народу место вне мировой истории [16], Петр Первый осуществил перестройку всей страны через строительство нового города, создал ключевой военный и торговый форпост, открывший для России свободный интеллектуальный обмен с остальным миром.

В последующие времена история формирования Санкт-Петербурга как социально-экономического феномена непосредственно связана с высокой долей науки и квалифицированным промышленным производством. Многие виды разработанной и выпускаемой здесь продукции носили уникальный характер не

Таблица 2

Основные показатели экономики Санкт-Петербурга

Ед. изм. 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Доходы бюджета млрд руб. 75,6 87,3 142,7 218,1 281,3 343,1 319,8 329,1 380,9

Расходы бюджета 76,7 91,7 136,3 186,1 262,4 359,8 326,2 378,8 431,9

Валовой региональный продукт 409,6 542,4 666,4 825,1 1119,7 1431,8 1473,3 1708,6 1926,6

Инвестиции в основной капитал 111,7 117,8 156,9 193,7 303,4 372,6 334,1 375,0 293,6

Иностранные инвестиции $ млн 695,8 985,1 1417,2 5254,8 6283,9 5927,6 5525,1 5231,4 6120,7

Численность населения на конец года тыс. чел. 4656 4624 4590 4576 4568 4581 4591 4868 4925

Среднегодовая численность занятых в экономике 2418 2425 2429 2474 2473 2472 2453 2471 2626

Ввод жилья тыс. м2 1757,9 2311,0 2273,4 2375,6 2636,9 3211,6 2603,2 2656,5 2706,0

Число родившихся тыс.чел. 40,2 40,9 39,5 40,1 43,3 47,5 52,1 55,56 56,6

ИННОВАЦИИ № 7 (165), 2012

ИННОВАЦИИ № 7 (165), 2012

Таблица 3

Темпы роста ВРП Санкт-Петербурга и ВВП Российской Федерации, %

РФ

СПб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005

106,4

108,3

2006

108,2

108,3

2007

108,5

113,1

2008

105,2

109,3

2009

92,1

2010

104,0

106,1

2011

104,2

105,7

только в национальном, но и в международном разделении труда [17].

На рубеже XXI века петербургская экономика начала рост уже на иной, «несоциалистической» основе. После прохождения многих производств через сложный процесс структурной перестройки и обновления технологий, они ориентируются на работу на рынок, наращивание реально добавленной стоимости (табл. 2, 3).

Развитая инфраструктура города, выгодное географическое положение на побережье Балтийского моря, а также репутация крупного центра культуры и туризма делают город на Неве весьма привлекательным для иностранных и российских инвесторов, позволяют реализовывать функции, присущие ключевым мировым мегаполисам.

Стратегия развития крупного города — это приоритетная ориентация на обновление экономики, сотрудничество власти и предпринимательства, развитие интеллектуального, культурного и физического потенциала населения, а цели региональной политики — это компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью [18]. И здесь, органы государственного управления играют двойственную

роль, с одной стороны, являясь участниками выработки согласованных решений, а с другой — выполняя функции арбитра и стимулятора взаимодействия предпринимательских и общественных группы.

Общепризнанным становится понятие «устойчивого развития города», что предполагает совмещение в принимаемых и осуществляемых органами городского управления и общественным сообществом решениях и действиях интересов настоящих и будущих поколений. Схема управления инновационным социально-экономическим развитием мегаполиса, по сути, становится подобной системе менеджмента качества [19] (рис. 1).

Достижение результатов в минимальные сроки с минимальными затратами возможно только на основе системной работы, базирующейся на стандартах качества жизни и охватывающих все сферы жизнедеятельности целевых ориентирах [20]. Практические документы Санкт-Петербурга в этом направлении — постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2011 г. № 1324, которым одобрен проект закона Санкт-Петербурга «О Программе социальноэкономического развития Санкт-Петербурга на 2012-2014 гг.», и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2011 г. № 1325, где определены основные направления деятельности Правительства Санкт-Петербурга на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.

Главной целью социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2012-2014 гг. заявлен рост благосостояния и качества жизни населения, а в качестве целевого ориентира главной цели социально-

Рис. 1. Структурная схема управления инновационным социально-экономическим развитием мегаполиса

экономического развития города принимается отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В современном мире рейтинг крупного города или региона определяется, прежде всего, достигнутым качеством управления, уровнем бизнес-процессов и функций распределения. Крупный город, с одной стороны, притягивает трудовые ресурсы и предпринимательскую активность, с другой — это потребительский рынок, где в большом объеме реализуются услуги населению, товары общего потребления и промышленная продукция, здесь сосредоточен огромный экономический и интеллектуальный потенциал.

Но критерий, который становится главным в оценке крупного города или региона — качество жизни и динамика его улучшения. Человек — это основной ресурс экономики. Он обустраивает природу, создает средства производства и предметы потребления, генерирует знания и организует экономические процессы. В конечном счете, лучшее качество жизни каждого гражданина является целью развития, социальным ориентиром инновационного процесса.

Список использованных источников

1. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала/Под ред. А. И. Юрьева. СПб: Изд-во «Logos», 2006.

2. М. Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000.

3. К. Омае. Упадок национального государства: становление региональных экономик. М.: Изд-во «Европа», 1999.

4. PricewaterhouseCoopers UK Economic Outlook. November

2009.

5. Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. World Urbanization Prospects: The 2007 Revision.

6. Э. С. Набиуллина. Выступление на пленарном заседании Московского Урбанистического форума «Глобальные решения для российских городов», Москва, 08.12.2011.

7. В. В. Черный. Выход России из кризиса — развитие ее экономики на основе интеллектуального ресурса//В сб. «Особенности развития в России мирового финансово-экономического кризиса и пути его преодоления». М.: Научно-экспертный совет

при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2009.

8. Е. А. Горин. Регионализация российской промышленности в условиях глобализации мировой экономики//Инновации, № 9-10, 2002.

9. В. Э. Багдасарян. Россия как государство-цивилизация//В сб. «Геоэкономическая формула мироустройства: Россия в новом универсуме. Материалы научного семинара. Вып. 1. М.: Изд-во «Научный эксперт», 2009.

10. А. И. Неклесса. Геоэкономическая формула мироустройства. Траектория России в новом универсуме//В сб. «Геоэкономи-ческая формула мироустройства: Россия в новом универсуме. Материалы научного семинара. Вып. 1. М.: Изд-во «Научный эксперт», 2009.

11. И. В. Федякин. Столичные мегаполисы в территориальнополитическом устройстве государства: исторический опыт// Вестник Российской нации, № 1-2, 2011.

12. Л. Дружинин. Мотивация и инновация рождаются в вузах// Конкуренция и рынок, № 1, 2012.

13. Э. А. Паин. Мирное сосуществование XXI века//Россия в глобальной политике, т. 9, № 2, 2011.

14. В. В. Глухов, М. Э. Осеевский. Инновационное развитие экономики мегаполиса: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань»,

2010.

15. В. К. Кантор. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия», 2009.

16. О. Шпенглер. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. Т. 2. М.: Изд-во «Мысль», 1998.

17. Сквозь времена: промышленность и промышленная политика Санкт-Петербурга. СПб.: ИАЦ «Время», 2006.

18. А. Г. Грандерг. Основы региональной экономики. М.: Изд-во «ГУ-ВШУ», 2001.

19.В. В. Окрепилов. Экономика качества. СПб.: Изд-во «Наука», 2011.

20. М. Э. Осеевский. Система менеджмента качества при управлении мегаполисом//Научно-технические ведомости СПбГПУ, серия «Экономические науки», № 5, 2010.

Social goals of the innovation process: the role of cities M. E. Oseevsky, Ph. D.

The peculiarities of socio-territorial entities — large cities and their development are discussed using modern approaches. Strategic planning system and the purpose of the innovation process is building with a focus on improving the quality of human life.

Keywords: large city; metropolis; innovation; management structure; strategy of development; quality of life; the region’s economy.

Предприятия промышленного комплекса готовятся к выставкам в Удмуртии

С 18 по 21 сентября в Ижевске соберутся представители предприятий нефтегазового и машиностроительного комплекса, металлургии и металлообработки. Центром притяжения станут XI Международные специализированные выставки «Нефть. Газ. Химия» и «Машиностроение. Металлургия. Металлообработка».

Выставочные проекты пользуются высоким деловым авторитетом среди организаций отрасли. За свою историю участниками выставок стали свыше 1600 предприятий. Ежегодно их посещают более 4 500 руководителей и специалистов промышленных предприятий Удмуртии и соседних регионов. В этот раз о своем участии в выставках заявили как известные компании, так и новички, желающие эффективно продемонстрировать потребителям свою продукцию и услуги и укрепить свои позиции на рынке. Среди них предприятия Удмуртии: ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Ижсталь», ОАО «Воткинский завод», а также зАо «АБАМЕТ-Урал» (Екатеринбург), ООО «ГЦ ТУЛЗ» (Димитровград), ООО «ИНТЕРКОС-Тулинг», ЗАО «ИРЛЕН-ИНЖИНИРИНГ», оОо «АСМ-Сервис», ООО Завод взрывозащищенного оборудования «КОРТЕМ-ГОРЭЛТЕХ», ООО «Еврофлекс» (Санкт-Петербург) и многие другие.

Участники представят широкий диапазон оборудования, продукции и услуг: новые технологии и материалы для нефтегазодобывающей, химической промышленности; металлообрабатывающее оборудование и инструмент, металлопродукцию; комплектующие изделия, АСУП, КИПиА; энергосберегающее оборудование и технологии, применяемые в промышленности и коммунальном хозяйстве; средства защиты, спецодежду и многое другое.

Расширению возможностей для установления и развития бизнес-контактов будет содействовать не только экспозиция, но и деловая программа, одним из событий которой станет Биржа деловых контактов.

Участие в Бирже позволит договориться о совместной реализации проектов, найти поставщиков продукции для своих предприятий, обсудить возможные варианты сотрудничества с представителями организаций Удмуртии.

Подробнее об участии в выставках на сайте www.vcudm.ru и по телефонам: (3412) 73-35-32, 73-35-87, 73-35-91, доб. 1129, 1130.

ИННОВАЦИИ № 7 (165), 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.