ПРОБЛЕМЫ МЕГАПОЛИСА
26 (119) - 2011
УДК 332.122
проблема идентификации мегаполисов как узлов глобального экономического пространства
о. в. Фетисова,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия и инновационной деятельности E-mail: fetissova66@inbox. ru
а. с. новосельцева,
аспирант кафедры экономики предприятия и инновационной деятельности E-mail: annnovoseltseva@mail. ru Волгоградский государственный университет
В статье представлен анализ индикаторов, используемых в классических и современных исследованиях, для идентификации мегаполисов как центров экономической активности, узлов глобального экономического пространства.
Ключевые слова: мегаполис, урбанистика, глобализация, глобальная экономика.
Современные мегаполисы развиваются в качестве связующих межнациональных узловых элементов глобального экономического пространства за счет локализации и концентрации важнейших функций, товарных, финансовых, людских, информационных потоков, инновационных видов деятельности. Крупные городские агломерации фиксируют важнейшие импульсы развития человечества, становясь центрами формирования гражданского общества, совершенствования общечеловеческих норм и институций и приобретают все большую значимость, воздействуя на развитие ключевых глобальных политических, экономических, социальных, демографических, культурных и иных процессов. Интерес ученых к мегаполисам объясняется непрерывным возрастанием влияния последних на глобальную экономику, приобретением ими новых функций, усложнением внутренней структуры и изменением характера внешних связей.
Число мегаполисов, формирующих пространственно-организационный каркас глобальной экономики, непрерывно увеличивается вследствие расширения географии деловых связей, появления новых центров деловой активности, интеграции в глобальную экономическую систему новых элементов. Состав списка ключевых городов во многом зависит от подходов к исследованию, при этом большинство современных исследователей сходятся во мнении, что мегаполисы, имеющие важное международное значение, представляют собой интегрированные на глобальном уровне сетевые структуры, которые являются одновременно и средством и результатом глобализации мирового хозяйства. Мегаполисы — это узлы «...циркуляции глобальных экономических отношений» [2, с. 78], связи и потоки между которыми экономически структурируют пространство планеты, формируя систему глобальной экономики. Функции и полномочия наиболее влиятельных городских агломераций могут существенно варьироваться (табл. 1).
Первые попытки идентификации городов, играющих важную роль в процессах общемирового развития, были предприняты в работах П. Геддеса (Р. Geddes) [12], Ж. Готтмана (Т. Gottman) [16], Л. Мамфорда Mumford) [24, 25]. Для выявления ключевых городских агломераций ученые использовали такие показатели развития городов,
Таблица 1
Роль наиболее влиятельных городских агломераций в глобальной экономической системе [31, с. 237]
Городская агломерация Мировые города с высокой степенью включенности в глобальную экономическую систему Международные финансовые центры с высокой степенью включенности в глобальную экономическую систему Доминирующие центры Командные центры глобального уровня Командные центры регионального уровня Города — «ворота» с высокой степенью включенности Города — «ворота» в процессе становления
Амстердам +
Пекин +
Брюссель +
Бостон +
Буэнос-Айрес +
Каракас +
Чикаго + + + +
Франкфурт + + +
Гонконг + + + + +
Джакарта + +
Куала-Лумпур +
Лондон + + + + +
Лос-Анджелес +
Мадрид + +
Мельбурн +
Мехико Сити +
Майами + +
Милан + +
Москва +
Мумбаи +
Нью-Йорк + + + + +
Париж + + + +
Сан-Паулу + + +
Сеул +
Сингапур + + + +
Сидней +
Тайбэй +
Токио + + + + +
Торонто + +
Вашингтон +
Цюрих + +
как количество и плотность населения, площадь занимаемой территории, вклад в национальную экономику и т. д.
Следующий этап в развитии систем оценки роли городов в мировом хозяйстве связан с появлением в 1966 г. работы П. Холла (P. Hall) «Мировые города». Определив ключевые города как те, «в которых осуществляется непропорциональная часть наиболее важных всемирных дел» [17, с. 7], Холл предложил комплексную систему индикаторов для их выявления и выделил в качестве мировых городов Лондон, Париж, Ранштадт, Рейн-Рур, Москву, Нью-Йорк, Токио [17, с. 23].
Основными проблемами, затрудняющими практическое применение первых методик оценки роли
городов в мировом хозяйстве, стали нечеткость критериев и сложности в получении исходных эмпирических данных для сравнительного анализа в разрезе городских агломераций. Заслуга пионерных работ в рамках рассматриваемого направления урбанистических исследований заключается в признании необходимости идентификации ключевых городов, определения их отличий от других мировых центров.
Дальнейшее развитие данного направления связано с работами Р. Коэна (R. Cohen), П. Нокса (P. Knox), Дж. Фридмана (J. Freidman), Г. Вулфа (Wolff), Н. Гликмана (N. Glickman), в которых идентификация ключевых городов мира тесным образом увязывалась с теорией международного
- 65
разделения труда [33, с. 9—10]. В качестве исходных индикаторов данных для анализа использовались экономические (статистические) показатели развития городов [13, 17, 38], а также индикаторы, связанные с деятельностью транснациональных корпораций [8], бирж и банков [23], с перемещением капитала [6, 10, 20, 26].
С развитием системного подхода во всех областях знания исследователи позиционируют мегаполисы как структурные элементы мирового геополитического и глобального экономического пространства, самостоятельно формирующие сети транснациональных взаимодействий. В этой связи ключевым индикатором для определения значимости мегаполиса в глобальной экономической системе становится степень включенности в систему глобальных взаимосвязей, определяемая, как правило, на основе комплексного анализа активности транснациональных фирм. Данный подход, сформировавшийся в работах Б. Годфри и Й. Чжоу (B. Godfrey and Y. Zhou) [15], М. Кастельса (M. Castells) [7], С. Сассена (S. Sassen) [27, 28], А. Ол-дерсона и Дж. Бэкфилда (А. Alderson and Beckfield) [5], получил дальнейшее развитие в деятельности Группы по исследованию глобализации и мировых городов (GaWC) британского университета Лафбо-ро (Loughborough), разработавшей первую из современных методик идентификации и ранжирования мегаполисов (с четкими и доступными для оценки индикаторами), предполагающую анализ степени включенности города в систему глобальных экономических взаимодействий [9, 30].
2000-е гг. стали временем распространения рейтингов и рэнкингов ключевых городов мира [14, 32, 34], востребованных не только в научной среде, но и бизнес-сообществом (компаниями, выбирающими место для размещения бизнеса), и отдельными индивидами (в целях выбора места жительства, работы, приобретения недвижимости, туристических поездок и т. д.). Как правило, идентификация городов, оказывающих наибольшее влияние на глобальные процессы развития, осуществляется посредством применения комплексных (комбинированных) наборов критериев, для анализа которых применяются методы экспертных оценок и опросов. Рейтинги городских агломераций разрабатываются при сотрудничестве представителей бизнес-структур (консалтинговых агентств, банков), научного сообщества (ученых-урбанистов, чьи работы к настоящему моменту стали классическими), отдельных индивидов, проживающих или работающих в крупных городских агломерациях. Одним из достоинств современных методик является возмож-
66 -
ность выявления городов-лидеров в определенных процессах вследствие изначальной группировки индикаторов по сферам деятельности (экономика, политика, культура и др.). Такой подход позволяет при сохранении комплексности анализа подчеркнуть специфику отдельных мегаполисов и внести разнообразие в список ключевых городов.
Несмотря на появление разнообразных методик оценки роли городов в мировой экономике, возрастание числа оцениваемых факторов, развитие новых методов сбора и обработки информации и повышение доступности данных для исследования в разрезе городских агломераций, проблема идентификации ключевых городов остается по-прежнему актуальной. Определение истинной значимости отдельных мегаполисов и оперативное отражение динамики изменений в транснациональных урбанистических системах по-прежнему являются важными задачами, особенно для России, в которой процесс интеграции городских агломераций в глобальную систему взаимодействий находится на начальной стадии развития.
Одной из главных проблем, осложняющих выявление наиболее влиятельных городов, является отсутствие строгости в концептуализации статуса важнейших городов и многообразие используемых исследователями понятий для обозначения городских агломераций, оказывающих существенное влияние на развитие экономической, политической, социально-культурной сфер человеческого бытия. Решение обозначенных вопросов осложняется не столько определенными недостатками, присущими в той или иной степени каждой из современных систем оценки, сколько отсутствием ясного и четкого представления о том, с помощью каких индикаторов (или их совокупности) определяется значение города в системе глобальной экономики.
Понятие «мегаполис» по-прежнему является одним из наиболее часто употребляемых исследователями, родовым понятием по отношению к появившимся в последние десятилетия многочисленным терминам для обозначения городских агломераций. Однако, для того чтобы подчеркнуть роль городов как узлов глобального экономического пространства, в исследованиях используются понятия «мировой город» [17, с. 7], «глобальный город» [28, с. 3—5] или «альфа-город» [35, 36, 37], общим критерием для которых является высокая степень влияния на мировые экономические, политические, социально-культурные и иные виды процессов.
В зарубежной литературе существует четкое разделение концептов мега-города (megacity), в
состав которого входят понятия «конурбация» (conurbation), «метрополис» (metropolis), «мегало-полис» (megalopolis), «глобальный городской регион» (global city-region) [29, с. 14—15], «глобализу-ющийся город» (globalizing city) [19], «мегарегион» (megaregion / mega-region) [11, 22], и «глобальный город», близкими по значению к которому являются дефиниции мировой город и альфа-город. Данное разграничение обусловлено тем, что генезис обозначенных групп понятий происходил под влиянием разных исследовательских традиций в урбанистике: демографико-географической, основанной на анализе
статистических и количественных показателей развития городских агломераций и функциональной, оформившейся в связи с углублением исследований экономической роли крупных городов. Таким образом, концепты мега-города и глобального города обозначают различные свойства городских агломераций — размерность и функциональное значение соответственно. Необходимо отметить, что в большинстве российских исследований обозначенные концептуальные ограничения отсутствуют, так же, как и отечественные работы, в рамках данной проблематики. Термины «мега-город», «глобальный
Таблица 2
Ключевые мегаполисы мира [37, 40]
№ позиции в рейтинге Альфа-города Мега-города Города, являющиеся одновременно мега-и глобальными городами
1 Лондон Токио Лондон
2 Нью-Йорк Дели Нью-Йорк
3 Гонконг Сан-Паулу Гонконг
4 Париж Мумбай (Бомбей) Париж
5 Сингапур Мехико-Сити Токио
6 Токио Нью-Йорк-Ньюарк Пекин
7 Пекин Шанхай Шанхай
8 Шанхай Калькутта Сеул
9 Милан Дакка Москва
10 Мадрид Карачи Мумбай (Бомбей)
11 Сеул Буэнос-Айрес Буэнос-Айрес
12 Москва Лос-Анджелес-Лонг-Бич- Сан-Паулу
13 Торонто Пекин Джакарта
14 Брюссель Рио-де-Жанейро Мехико-Сити
15 Мумбай (Бомбей) Манила Бангкок
16 Буэнос-Айрес Осака-Кобе Стамбул
17 Куала-Лумпур Каир Чикаго
18 Варшава Лагос —
19 Сан-Паулу Москва —
20 Джакарта Стамбул —
21 Цюрих Париж —
22 Мехико-Сити Сеул —
23 Амстердам Чунцин —
24 Бангкок Джакарта —
25 Дублин Чикаго —
26 Тайбэй Шэньжень —
27 Рим Лима —
28 Стамбул Гуанчжоу —
29 Чикаго Киншаса —
30 Лиссабон Лондон —
31 Франкфурт Богота —
32 Стокгольм Тяньцзинь —
33 Вена Ухань —
34 Будапешт Ченнаи —
35 Прага Тегеран —
36 Афины Бангалор —
37 Каракас Лахор —
38 Окленд Гонконг —
40 Сантьяго Бангкок —
город», «мировой город», «альфа-город» зачастую употребляются как взаимозаменяемые или синонимы понятия «мегаполис», без обозначения специфики каждого из них [1, 3, 4].
Сопоставление 40 крупнейших городских агломераций (по версии ООН) и 40 ключевых а-городов (по версии GaWC) позволяет выявить мегаполисы, которым одновременно свойственны характеристики мега- и глобальных городов (табл. 2).
Итак, мега-города могут быть легко идентифицированы на основе анализа пространственных и демографических характеристик, т. е. четких и относительно легко поддающихся сравнительному анализу критериев. Типичными критериями в данном случае являются размеры занимаемой территории, количество и плотность населения, протяженность транспортных магистралей, площадь зданий и сооружений и т. д. Идентификация городов, оказывающих значительное влияние на развитие глобальной экономики, является более сложной проблемой ввиду отсутствия научного консенсуса относительно того, что определяет глобальность города. В этом основная причина многочисленности исследований мегаполисов в аспекте оценки их значимости в развитии мирового хозяйства.
Безусловно, сложно обосновать фиксированный набор критериев, которые позволят оценить роль мегаполиса в структуре глобального экономического пространства. Города, имеющие ключевое значение для развития глобальной экономики, могут существенно различаться по таким параметрам, как количество и плотность населения, размеры, развитость инфраструктуры. В современных условиях ни количество и плотность населения города, ни площадь занимаемой им территории, ни его столичный статус в крупном государстве не обеспечивают ему ключевой роли в глобальной экономике. Конечно, крупные и густонаселенные города являются значимыми в экономическом плане, что во многом обусловлено преимуществами агломерирования и дополнительными возможностями аккумуляции и оптимального распределения всех видов ресурсов и капитала, однако зависимость между размерностью и функциональной значимостью города не является прямой. Многие города, являющиеся мегаполисами по таким критериям, как площадь и размер населения, не относятся к глобальным, т. е. оказывающим существенное влияние на процессы мирового развития, городам. В качестве примера можно привести такие городские агломерации, как Калькутта, Дакка, Карачи, которые, занимая значительные территории и обладая численностью населения в 13—15 млн чел., не идентифицируют-
68 -
ся ни в одном исследовании в качестве ключевых городов. В то же время Цюрих, признаваемый экспертами одним из ключевых городов [14, 32, 34, 37], не относится к мегаполисам в общепринятом понимании (в 2005 г. население Цюриха составляло всего 1,1 млн чел. [39, с. 177]. В целом важнейшие мегаполисы мира характеризуются экстремальными концентрациями ресурсов, возможностей и элементов инфраструктуры, а также значительной функциональной ролью в системе глобальной экономики и высокой степенью включенности в систему транснациональных взаимодействий.
Исследования в рамках рассматриваемого направления также осложняет нечеткость пространственных и административных границ и стремительный экстенсивный рост отдельных мегаполисов, что делает проблематичным поиск необходимых данных в разрезе исследуемых городских агломераций. Динамичное развитие последних приводит к пересечению окраин крупных близкорасположенных городов. Юридически они остаются отдельными административными единицами, но фактически представляют собой определенную целостность в качестве экономического субъекта. Например, население Токио (City of Tokyo) составляет более 8 млн чел., агломерации Большого Токио (Greater Tokyo) — 12 млн чел., мегалополиса Йокогама-Ка-васаки-Чиба (Greater Tokyo Area) — более 35 млн чел. [21, с. 12].
В условиях усиления значимости нематериальных факторов производства, виртуализации различных видов человеческой активности, становления и развития общепланетарного информационно-коммуникационного пространства роль и значение отдельного мегаполиса определяются не столько показателями концентрации финансовых и экономических институтов и различных видов капитала и ресурсов, сколько степенью включенности мегаполиса в глобальную экономическую среду как систему транснациональных взаимодействий, определяемую разнообразием и прочностью его связей с элементами структуры глобального экономического пространства. Таким образом, базовым индикатором для идентификации мегаполисов как узлов глобального экономического пространства становится степень интегрированности мегаполиса в глобальную экономическую систему, а предметом анализа — характер отношений мегаполиса с внутренней и внешней средой.
В XXI в. процессы трансформации роли отдельных мегаполисов в глобальной экономике становятся более динамичными. Американские и европейские города постепенно вытесняются в рейтингах
2000-х гг. городскими агломерациями развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона [35, 36, 37]. Крупнейшие межнациональные корпорации и транснациональные компании рассматривают крупные индустриальные мегаполисы не как управленческие центры, а как города-исполнители, соответствующим образом корректируя стратегии территориального размещения. Таким образом, промышленные мегаполисы играют роль вспомогательных центров экономического управления, лидеров региональных урбанистических систем и центров торгово-посреднической деятельности.
Вопрос о том, какие города займут доминирующие позиции в будущем, в настоящее время остается открытым. Несмотря на то, что европейские и американские мегаполисы пока составляют большинство в рейтингах ведущих городов, доля городов стран Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона с каждым годом существенно увеличивается. При этом среди 100 крупнейших городских агломераций мира менее 20 % находятся в развитых странах, из них 14 % приходится на США и Канаду и только 5 % — на европейские государства. С одной стороны, небольшие города развитых стран смогут в полной мере использовать существующие технологические возможности для формирования, расширения и укрепления взаимосвязей с другими участниками хозяйственной жизни. С другой стороны, странам развивающегося мира тоже постепенно становятся доступными дополнительные возможности, так что вполне вероятно, что позиции таких городов, как Калькутта, Лагос, Богота (как центров влияния), будут укрепляться. В то же время с переходом к постиндустриальной экономике значимость мегаполиса города стала в большей степени зависеть от характеристик взаимодействий между городами, что нашло отражение в переходе от пространственно ориентированных иерархических систем к иерархии пространственных взаимодействий в рамках урбанистических систем, впервые предложенной учеными GaWC. В результате многие мегаполисы, обладавшие значительным влиянием на процессы мирового развития за счет выгодного экономико-географического расположения и преимуществ агломерирования, постепенно уступают статус ключевых городов меньшим по размеру, но в большей степени интегрированным в систему глобальных взаимосвязей городам.
Формирование сетевой архитектуры глобальной экономики, отражая смену пространственной организации и масштабов размещения человеческой деятельности, актуализует новые направления научного поиска, связанные с необходимостью
анализа взаимозависимости между развитием городских агломераций и ключевыми процессами глобализации и оценки степени управляемости мирового хозяйства небольшим числом центров деловой активности.
Список литературы
1. Дулина Н. В. Старые проблемы современного города в координатах «нового урбанизма» (на примере Волгограда) // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. Волгоград: ВолГТУ, 2005. № 6 (15). С. 51—58.
2. Занадворов В. С., Ильина И. П. Теория экономики города: учеб. пособие. М.: Изд. дом ВШЭ, 1999. 175 с.
3. Трейвиш А. И., Курасов А. В. Мировые города в постиндустриальной экономике: термины, теоретические конструкции и реальность // Мир России. 2009. № 1. С. 34—46.
4. Штадельбауер Й. Мегагорода как конфлик-тогенные пространства // Глобальный город: теория и реальность / под ред. Н. А. Слуки. М.: Аванглион, 2007. С. 66—78.
5. Alderson A andBeckfield J. Power and position in the world city system // American Journal of Sociology. 2004. № 109. P. 811—851.
6. Budd L. Globalization, territory and strategic alliances in different financial centres // Urban Studies. 1995. № 32. Р. 345—360.
7. Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture. Volume I, 2nd. Edition with a New Preface. Singapore: Wiley-Blackwell, 2010. 656 p.
8. Cohen R. The new international division of labour, multinational corporations and urban hierarchy // Urbanisation and Urban Planning in Capitalist Society. Ed. by Dear M. and Scott A. London: Methuen, 1981. P. 287—315.
9. Derudder B, Taylor P., Witlox F. and Catalano G. Hierarchical Tendencies and Regional Patterns in the World City Network: A Global Urban Analysis of 234 Cities // Regional Studies. 2003. № 37. P. 875—886.
10. Drennan M. The dominance of international finance by London, New York and Tokyo // The Global Economy in Transition. Ed. by Daniels P. and Lever W. Harlow: Addison Wesley Longman, 1996. P. 352—371.
11. Florida R., Gulden T. and Mellander C. The Rise of the Mega-Region. URL: http://creativeclass. typepad. com/thecreativityexchange/files/florida_ gulden_mellander_megaregions. pdf (дата обращения: 09.11.2010).
- 69
12. Geddes P. Cities in Evolution // London: Routledge. Thoemmes Press Reprint, 1997. 409 p.
13. Glickman N. Cities and the International Division of Labour // The Capitalist City: Global Restructuring and Community Politics. Oxford: Blackwell, 1987. P. 66-86.
14. Global Power City Index 2009. Institute for Urban Strategies, the Mori Memorial Foundation. October 2009. URL: http://www. mori-m-foundation. or. jp/english/research/project/6/pdf/GPCI2009_ English. pdf (дата обращения: 02.12.2010).
15. Godfrey B. and Zhou Y. Ranking world cities: multinational corporations and the global urban hierarchy // Urban Geography. 1999. № 20. P. 268-281.
16. Gottmann J. Megalopolis: the urbanized northeastern seaboard of the United States. New York: Twentieth Century Fund, 1961. 810 р.
17. Hall P. The World Cities. New York: McGraw-Hill, 1966. 256 р.
18. Knox P. World cities in a world system // World cities in a World-System. Ed. by Knox P. and Taylor P. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 3-20.
19. Marcuse P., Van Kempen R. Globalizing cities: a new spatial order? Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2000. 318 p.
20. Martin R. Stateless Monies, global financial integration and national economic autonomy: the end of geography? // Money, Power and Space. Ed. by Corbridge S., Martin R. and Thrift N. Oxford: Blackwell, 1994. P. 253-278.
21. Megacities, megarisks: trends and challenges for insurance and risk management. Munich: Mbnchener Rbckversicherungs-Gesellschaft, 2004. 78 p.
22. Megaregions: Planning for Global Competitiveness // Ed. by Catherine L. Ross. Washington: Island press, 2009. 307 р.
23. Meyer D. The world system of cities: relations between international financial metropolises and South American cities // Social Forces. 1986. № 64. P. 553-81.
24. Mumford L. The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. New York: Harcourt, Brace and World, 1961. 657 p.
25. Mumford L. The Culture of Cities. London: Routlend/Thoemmes Press Reprint, 1997. 530 р.
26. Reed H. The Preeminence of International Financial Centres. New York: Praeger, 1981. 148 p.
27. Sassen S. Cities in a World Economy. Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge, 1994. 269 p.
28. Sassen S. The Global City: New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press, 1991. 447 p.
29. Scott A. J., Agnew J., Soja E., Storper M. Global City-Regions: Trends, Policy, Theory // Ed. by A. J. Scott. New York: Oxford University Press Inc., 2001. Р. 14—15.
30. Taylor P., Catalano G. and Walker D. Measurement of the World City Network // Urban Studies. 2002. № 39 (13). P. 2367—2376.
31. Taylor P., Walker D, Catalano G. and Hoyler M. Diversity and Power in the World City Network // Cities. 2002. № 19 (4). Р. 231—241.
32. The 2008 Global Cities Index. URL: http:// www. atkearney. pl/content/misc/wrapper. php/name/ file_the-2008-global-cities-index_1232637688ad80.pdf (дата обращения: 23.09.2009).
33. The Global Cities Reader // Ed. by Brenner N., Keil R. Bell & Bain Ltd., Glasgow. 2006. 436 р.
34. The Wealth Report 2010: a Global Perspective on Prime Residential Property and Wealth. URL: www. knightfrank. com/wealthreport/ (дата обращения: 01.12.2010).
35. The World According to GaWC 2000. URL: http://www. lboro. ac. uk/gawc/world2000t. html (дата обращения: 01.12.2010).
36. The World According to GaWC 2004. URL: http://www. lboro. ac. uk/gawc/world2004t. html (дата обращения: 01.12.2010).
37. The World According to GaWC 2008. URL: http://www. lboro. ac. uk/gawc/world2008t. html (дата обращения: 02.12.2010).
38. Thrift N. The geography of international economic disorder // A world in crisis? Geographical perspectives. Ed. by Johnston R. and Taylor P. Oxford: Blackwell, 1989. P. 16—78.
39. World Urbanization Prospects: The 2007 Revision. New York: United Nations, 2008. 230 р.
40. World Urbanization Prospects: The 2009 Revision Population Database. URL: http://esa. un. org/wup2009/unup/index. asp?panel=2 (дата обращения: 23.09.2010).