Снежинская Елена Юрьевна
Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии
Доцент Snezhinskaya Elena Moscow State University of Geodesy and cartography
Associate Professor E-Mail: snejinskayalena@mail.ru
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
Современные мегаполисы в вихре экономических кризисов
Modern metropolises in the whirlwind of economic crisis
Аннотация: Статья посвящена влиянию развития потенциала территории на
различные стороны жизни человека. В статье рассматриваются существующие понятия городских агломераций в современном мире и влияние экономических кризисов на мегаполисы.
Abstract: The article is devoted to the impact of the development potential of the territory on various aspects of human life. The article discusses the concept of existing urban agglomerations in the world today, and the impact of economic crises on megacities.
Ключевые слова: Мегаполис; городские агломерации; умный город; развитие мегаполисов; экономические кризисы.
Keywords: Megapolis; metropolitan areas; smart city; development of megacities; economic
crises.
***
МЕГАПОЛИС журналистский термин, широко применяемый для обозначения очень большого города, города-гиганта. «Поскольку такой город не может не обрасти городами-спутниками, то под мегаполисом понимается, по существу, крупная ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ к мегаполисам (по определению ООН) относятся городские агломерации с населением свыше 8 млн. чел., с 1990 года статистический порог был поднят до 10 млн. Официальным термином, близким по значению к «мегаполису», является «мегагород» или «мегасити»» [1]. До 1975 года в мире было три мегаполиса подходивших под определение «мегасити» (Токио, Нью-Йорк и Мехико), а к 2011 мы насчитываем до 21 (11 из них -столицы государств - выделены цветом).
Таблица 1
Численность населения мегаполисов в 2011 г. и прогноз на 2025 г.
№ Государство Городская агломерация 2011 год № 2025 год
1. Япония Токио 36,50 1. 37,7
2. Индия Мумбай (Бомбей) 21,34 3. 25,8
3. Бразилия Сан-Паулу 19,89 7. 21,7
4. Индия Дели 19,70 2. 28,6
5. Мексика Мехико 19,30 4. 25,6
6. США Нью-Йорк 19,30 9. 20,6
7. Китай Шанхай 18,80 5. 23,8
8. Индия Калькутта 17,50 10. 20,1
9. Бангладеш Дакка 14,11 13. 16,6
10. Пакистан Карачи 13,20 16. 15,0
11. Аргентина Буэнос-Айрес 13,20 18. 14,6
12. США Лос-Анджелес 13,90 12. 17,8
13. Китай Пекин 13,89 8. 20,7
14. Бразилия Рио-де-Жанейро 13,62 19. 14,0
15. Филлипины Манила 13,50 6. 21,9
16. Япония Осака-Кобе 13,46 14. 15,6
17. Египет Каир 13,40 11. 17,9
18. Нигерия Лагос 12,61 20. 12,8
19. РФ Москва 12,60 15. 15,6
20. Турция Стамбул 12,40 17. 14,8
21. Франция Париж 11,90 21. 12,6
По прогнозным данным ООН к 2025 году количество мегаполисов увеличится до 29 -это пять городов в Азии (Китай - Гуанчжоу, Цзюлуна и Чунцина, Пакистан - Лахора, Индонезия - Джакарта), два в Латинской Америке (Боливия - Богота, Перу - Лима) и один в Африке (Демократическая Республика Конго - Киншасы). В настоящее время в мегаполисах проживает примерно каждый десятый городской житель (9,4%), или каждый двадцатый житель Земли (4,7% населения мира). Численность населения, сконцентрированного в мегаполисах, возросло за 1950-2010 годы с 24 до 324 миллионов человек, а к 2025 году увеличится до 469 миллионов человек[2].
Получается, что все функции города исторически сформированы и связаны с увеличением численности населения, что ведет к территориальному разрастанию поселения за счет пригородных территорий. В результате имеем современные групповые формы городского расселения, которые являются системой поселения, размещаемой на определенной территории и объединенной между собой постоянными трудовыми, культурно-бытовыми, административными, управленческими, производственными связями.
В условиях рыночной экономики оценка потенциала развития территории дает возможность определить конкурентоспособность региона и его дальнейшее развитие. Ведь современный мегаполис очень чутко реагирует на все проявления экономического кризиса. Мировое индустриальное общество развивается на протяжении почти двухвекового периода, за это время в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдается спад производства, падение или взлет цен, крушение системы взаиморасчетов, резкий скачек безработицы. Безусловно, это яркие и негативные стороны экономического кризиса. Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами двух трех стран, а затем приобрели международный характер. Причем с кризисом заканчивается один период развития
экономики и начинается другой. Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики[3].
Предлагаю выделить критерии экономической оценки мегаполисов, разделив их на следующие группы:
1. Индикаторы, характеризующие численность населения:
• Численность экономически активного населения региона;
• Структура экономически активного населения региона по возрасту;
• Структура экономически активного населения региона по уровню образования;
• Квалификация экономически активного населения региона;
• Доля занятых во всех сферах деятельности региона;
• Уровень заработной платы занятых во всех сферах деятельности региона.
2. Показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности:
• Темпы развития (спада) промышленного производства;
• Рентабельность хозяйственного комплекса региона;
• Прибыль на одного занятого в хозяйственном комплексе региона;
• Отдача хозяйственного комплекса на вложенные инвестиции за счет всех
источников финансирования;
• Отдача хозяйственного комплекса на вложенные инвестиции за счет
собственных средств;
• Предпринимательская активность;
• Производительность труда;
• Фондовооруженность;
• Уровень безработицы;
• Объем экспорта продукции на душу населения.
3. Показатели, отражающие финансовое состояние региона:
• Потенциальная кредитоспособность хозяйственного комплекса (отношение просроченной кредиторской и дебиторской задолженности по хозяйственному комплексу региона);
• Бюджетная результативность (доходы на душу населения);
• Бюджетная обеспеченность региона (расходы бюджета региона на душу
населения);
• Уровень дотационности/донорства региона;
• Уровень региональных и местных налогов и налоговых льгот.
4. Показатели, характеризующие уровень развития региональной инфраструктуры:
• Обеспеченность рыночной инфраструктурой (предприятия и организации,
оказывающие торгово-посреднические, финансово-кредитные,
информационные, консультационные, маркетинговые, страховые и иные
услуги);
• Обеспеченность инженерно-технической инфраструктурой (протяженность дорог с твердым покрытием, связь, энерго-, газо-, водо-, теплоснабжение и т. д.);
• Обеспеченность социальной инфраструктурой (жилье, розничная торговля, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, образование, культура, досуг и т. п.);
• Объем инвестиций, вложенных в развитие объектов региональной инфраструктуры.
5. Показатели, формирующие инновационный климат в регионе:
• Доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Валовом региональном продукте;
• Доля государственных затрат в общем объеме затрат в сфере НИОКР;
• Затраты на одного занятого в науке;
• Доля научных работников в общей численности занятых и численность занятых в научной сфере; темпы роста (снижения) затрат на НИОКР;
• Темпы роста (снижения) численности научных кадров;
• Число зарегистрированных изобретений;
• Интенсивность инновационной деятельности (количество патентов на тысячу жителей региона).
6. Показатели, отражающие экологическую среду в регионе:
• Уровень загрязнения, в том числе и радиационного, воздушного и водного бассейнов, почв;
• Уровень утилизации вредных веществ;
• Количество и темпы роста (снижения) источников загрязнения;
• Затраты на охрану природной среды на душу населения (или доля затрат на
охрану природной среды от ВРП);
• Эффективность очистных сооружений.
7. Показатели, отражающие уровень индивидуального потребления:
• Розничный товарооборот на душу населения;
• Объем реализации бытовых услуг населению;
• Производство товаров народного потребления;
• Обеспеченность населения жильем, его благоустроенность;
• Индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги;
• Доля населения, совокупный среднедушевой доход которого ниже прожиточного минимума.
Самая крупная в России агломерация - Московская. Московская агломерация отражает общие тенденции развития агломераций и её можно считать классической. Общая численность Московской агломерации более 12 млн. человек, состоит из 60 городов, нескольких десятков поселков городского типа и сотни сельских поселений. Агломерация вытягивается лучами вдоль железнодорожных радиусов, а ближние города спутники являются прямым продолжением Москвы и по функциям и по типу застройки и по характеру основных производств. По прогнозу аудиторской компании PricewaterhouseCoopers в 2020 году Москва может занять 19-20-е место среди крупнейших городских экономик мира. При этом ее валовой региональный продукт (ВРП) составит не менее 325 млрд. долларов. Экономический рост на период до 2020 года предполагается на уровне 4%, а доход на душу населения возрастет с 17 тыс. долларов до 29,8 тыс. долларов по паритету покупательной способности. Первая десятка по ВРП в РФ за 2010 год (млн.руб.) выглядит следующим образом[4]:
1. Москва - 8 401 858,9
2. Тюменская область - 3 292 882,9
3. Ханты-Мансийский автономный округ - 1 976 223,5
4. Московская область - 1 796 535,6
5. Санкт-Петербург - 1 673 684,4
6. Красноярский край - 1 050158,5
7. Свердловская область - 1 033 747,7
8. Краснодарский край - 1 008 152,5
9. Татарстан - 1 004 690,0
10. Ямало-Ненецкий автономный округ - 771 769,0
Несмотря на экономический кризис, рыночные преобразования, происходящие в стране, обеспечивают формирование конкурентной среды. Конкурентный потенциал Московской агломерации на международном уровне достаточно высок. Но чтобы эффективно привлекать инвестиции, регион нуждается в современной и эффективной инфраструктуре. При этом важным фактором повышения конкурентоспособности является качество базовых услуг и конечно люди, имеющие доступ к качественному жилью и образованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. (География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006. dic.academic.ru> Географическая энциклопедия)
2. Данные Института демографии ГУ Высшей школы экономики (Демоскоп №429430 от 1-22 августа 2010).
3. Транспортные революции: Монография/ Кирсанов К.А., Богомолов О.А., Подобедов В.Н., Кошевой П.А.- М.:2012.-157.,стр.50-51.
4. Википедия: Валовый региональный продукт.-
кйр://т^1к1ре&а.ог§^1к1/0%Б2_%В0%ББ%В0%БЕ_%В0%92%В0%А0%Б0%9 Б.
Рецензент: Кирсанов К. А., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО ГУУ.