Научная статья на тему 'Методологические основы социального взаимодействия этнических групп в современных мегаполисах мира'

Методологические основы социального взаимодействия этнических групп в современных мегаполисах мира Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
746
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ МЕГАПОЛИСЫ МИРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ / СОЦИОЛОГИЯ МИГРАЦИЙ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА / ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ СОЛИДАРНОСТИ И ВЗАИМОПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фодоря А.Ю., Середина М.И.

В статье рассмотрены теории формирования глобальных (мировых) городов мегаполисов, понятие «социальная проблема». Проведена классификация социальных проблем и выделены девять концепций. Проанализированы основные концепции этносоциологии и социологии миграций. Сделаны выводы по их использованию в социологических исследованиях. Показана роль теорий социального взаимодействия, социологии конфликта и общественной солидарности и взаимопомощи в изучении межэтнических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы социального взаимодействия этнических групп в современных мегаполисах мира»

41 (134) - 2011

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 330.351

методологические основы социального взаимодействия этнических групп в современных мегаполисах мира

а. ю. фодоря,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры психологии и социальной работы

E-mail: marinya_99@mail. ru

м. и. середина,

преподаватель кафедры иностранных языков, соискатель кафедры психологии и социальной работы E-mail: marinya_99@mail. ru

Российский государственный университет туризма и сервиса

В статье рассмотрены теории формирования глобальных (мировых) городов — мегаполисов, понятие «социальная проблема». Проведена классификация социальных проблем и выделены девять концепций. Проанализированы основные концепции этносоциологии и социологии миграций. Сделаны выводы по их использованию в социологических исследованиях. Показана роль теорий социального взаимодействия, социологии конфликта и общественной солидарности и взаимопомощи в изучении межэтнических отношений.

Ключевые слова: современные мегаполисы мира, социальные проблемы, концепции этносоци-ологии, социология миграций, теория социального взаимодействия, социология конфликта, теория общественной солидарности и взаимопомощи.

Основоположником исследования глобальных городов считается американский урбанист П. Гед-дес, который в работе «Эволюция города» в 1915 г. предложил сочетание трех критериев — политическое значение, экономическая мощь и численность населения города. Важным этапом разработки концепции мировых городов стало появление трудов британского ученого П. Холла, который показал, что это центры политической власти, местоположение

правительственных и других организаций, национальной и международной торговли, банковских, финансовых и страховых услуг, мощных транспортных потоков и т. д. В 1970-е и 1980-е гг. особое значение получил фактор «вывоза капитала», о чем написал Г. Рид.

Мировой город по Дж. Фридману должен отвечать целому ряду ключевых индикаторов: большая численность населения, концентрация штаб-квартир крупнейших транснациональных компаний (ТНК), мировой финансовый центр, крупный транспортный и коммуникационный узел, крупный центр деловых услуг.

Социолог С. Сассен показал, что если производство рассеивается по всему миру, то услуги концентрируются в относительно небольшом количестве городов. С. Сассен такие центры называет «глобальными городами» и интерпретирует их как места производства высокоспециализированных производственных услуг, которые представлены крупными финансовыми институтами, консалтинговыми и аудиторскими компаниями, коллегиями адвокатов, рекламными агентствами и т. д.

Классификация мировых городов разработана с учетом их роли и взаимодействия в рамках сегмента

- 73

глобального рынка высокопрофессиональных услуг (по П. Тейлору). Было выделено П. Тейлором 55 глобальных городов, в том числе четыре — Лондон, Нью-Йорк, Париж и Токио — высшей категории. Западноевропейская зона глобальных городов имеет самую длительную историю урбанистического развития. Наблюдается также их постоянная ротация. Североамериканская зона глобальных городов моложе предыдущей, но является крупнейшей и наиболее втянутой в систему мирового хозяйства [17, с. 2—3]. '

По основным параметрам жизнедеятельности каждый из ведущих глобальных центров — Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж—сопоставим, а часто и превосходит целые государства.

Термин «мегаполис» применяется в экономической географии для обозначения высокоурбанизированных зон полосовидной конфигурации, образующихся при срастании нескольких или многих городских агломераций. Данный термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополя, основанного в IV в. до н. э. и сформированного в результате объединения более 35 населенных пунктов. В середине XX в. французский ученый Жан Готтман применил этот термин для обозначения большой урбанизированной полосы, простирающейся вдоль атлантического побережья США на северо-востоке этой страны [14, с. 364].

Вполне понятно, что в социологии города принципиальное значение имеет тенденция рассматривать мегаполис в качестве мирового города, а не системы городов, как у эконом-географов.

Первыми стали заниматься проблемами городов зарубежные социологи. Согласно теории аномии Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта [5, с. 16], города по своей природе враждебны человеческим отношениям. Город заставляет человека отдаляться от других, обезличенное общение постепенно входит в привычку. Первые исследования были проведены в Чикаго еще в 1930 г. [2, с. 28].

Исследование крупнейших городов (мегаполисов) естественно должно включать в себя рассмотрение целого ряда социальных проблем. Это связано с тем обстоятельством, что крупнейшие города сформировались в том числе и с учетом внешних миграций, в результате консолидации большого числа мигрантов, которые привлекли в эти города элементы своей культуры. Вполне понятно, что крупнейшие города располагают более высоким уровнем жизни его населения, в частности

денежные доходы населения в этих городах, как правило, не ниже, а в значительной степени выше, чем в других городах страны.

Кратко рассмотрим определения понятия «социальная проблема», предложенные американскими и российскими социологами. В определении, предложенном В. Н. Куценко [13, с. 1], этот термин показан как противоречие между необходимостью совершать определенное действие и недостаточными условиями реализации этой необходимости. Американский социолог Дж. Мэнис под социальными проблемами понимает любые социальные проблемы, которые с помощью научного анализа и на базе научных ценностей идентифицируются как угрожающие благополучию людей [13, с. 1]. В соответствии с определением американского социолога Хеллмана [13, с. 1], социальные проблемы — это конструкции, определения, наблюдения (например, разочарование в ожиданиях). Основоположниками американского конструкционного подхода являются М. Спектор и Дж. Китсьюз. Согласно данному ими определению, социальные проблемы рассматриваются как деятельность групп, которые выражают недовольство и выдвигает требования [13, с. 1].

По мнению американских ученых Р. Фуллера и Р. Майерса, понятие «социальные проблемы» заключается в состоянии отклонения от общепринятых норм. Социальные проблемы определяются как социальные противоречия, осознаваемые субъектами. Из-за отсутствия средств для достижения целей и борьбы субъектов вокруг этих целей наблюдается неудовлетворение социальных потребностей [13, с. 1].

Российские социологи В. И. Добреньков и А. И. Кравченко дают свое определение и классификацию социальных проблем [7, с. 112]. Социальной проблемой они называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Примерами могут служить увеличение безработицы и снижение жизненного уровня населения и т. д.

Социология возникла как наука, призванная решать социальные проблемы. Можно выделить девять основных концепций социальных проблем:

1) социальной патологии (Г. Спенсер, У. Сам-нер, А. Смолл);

2) социальной дезорганизации (У. Томас, Ф. Знанецкий);

3) отклоняющегося поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон);

4) символического интеракционизма (Ч. Кули, Г. Блумер);

5) феноменологической социологии (А. Шютц, П. Бергер);

6) функционализма (Р. Мертон, Т. Парсонс);

7) теорию конфликта (Г. Спенсер, К. Маркс,. Р. Дарендорф, Л. Коузер);

8) марксистскую (К. Маркс, Ф. Энгельс);

9) конструкционизма (Дж. Китсьюз, М. Спек-тор).

Формирование мегаполисов в мире связано с процессами урбанизации и формированием крупных городских агломераций, на острие которых формируются сами мегаполисы — крупнейшие города мира. Одной из важнейших проблем мегаполисов является необходимость решения сложных социальных проблем, возникающих в них, в том числе и за счет размещения здесь большого разнообразия этнических групп и целого ряда других особенностей столичных городов.

Термин «этносоциология» впервые был применен в 1930-е гг. Р. Турнвальдом, который его понимал как изучение социальных явлений в до-индустриальных обществах. В советской науке в конце 1960-х гг. под этим же названием возникла пограничная дисциплина на стыке этнографии и социологии. Основная задача этой научной дисциплины — изучение взаимосвязи этнических и социальных явлений в жизни современных индустриально развитых стран.

За рубежом исследование социального развития этнических групп как самостоятельное направление отсутствует, а если и изучается, то только на примере так называемых развивающихся народов, и именуется социологией развития.

Предметом этносоциологических исследований являются прежде всего социальная структура этнических общностей, социально значимые явления в их культуре, этнические особенности социальной культуры, повседневного поведения, психики народов, а также национальное самосознание и межличностные отношения. Эмпирическими исследованиями и теоретическими разработками в этой области занимаются Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов, А. Т. Здравомыс-лов, В. А. Тишков [1, 11, 19] и др. ученые.

Дискуссии вокруг понимания этничности развернулись с начала 1970-х гг. К числу главных

теоретических парадигм, на которых строится этно-социология, относятся примордиалистический, инс-трументалистский и конструктивистский подходы.

В примордиалистическом (исконном) подходе выделяются два направления: эволюционно-исто-рическое и социобиологическое. Ярким представителем первого направления в 1960—1990-х гг. был академик Ю. В. Бромлей, который сформулировал свое представление об этносе. В частности, академик считал, что этносы характеризуются определенным набором этнических свойств (язык, культура, этническое самосознание), но они формируются только в особенных условиях — территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых [4]. Ю. В. Бромлей этнос в узком смысле (т. е. этническая группа) называет этникосом, а в широком смысле — этносоциальным организмом.

Социобиологическое направление в понимании этноса представлено в отечественной науке концепцией Л. Н. Гумилева (1912— 1992), его идеей евразийской пассионарности. Речь идет об учении Гумилева об этносах как биосоциальных категориях. Л. Н. Гумилев исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза и назвал ее пассионарностью.

Л. Н. Гумилев считал, что в этносе работают не сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы; человек приспосабливается к географической и этнической среде. Для создания этноса нужны силы и какая-то потенциальная энергия, и поэтому Гумилев использовал теорию, разработанную первым российским биохимиком, академиком В. И. Вернадским, о способности людей поглощать биохимическую энергию живого вещества биосферы. Главная причина этногенеза, по Гумилеву, — мутации, вызванные космическим облучением биосферы. Контакты разных этносов, и особенно суперэтносов, благодаря различию стереотипов поведения и перепадам уровней пассионарности рождают новые идеи, новые стереотипы поведения и новые этносы. По существу, Л. Н. Гумилев продолжил развитие идей, которые сформулировал в начале XX в. С. М. Широкогоров [16], который определяет «этнос или этническую единицу» как группу людей, говорящих на одном языке, объединенных верой в общее происхождение и обладающих определенным культурным комплексом, отличным от других групп населения. В его понимании этнос — одновременно биологическая и социокультурная единица. Широкогоров старал-

ся выявить синтез биологических, социальных и культурно-психологических компонентов, которые образуют этнос в его динамическом развитии [16, с. 107—109].

Существует еще одна концепция понимания этноса. Н. Н. Чебоксаров и С. А. Арутюнов развивали представление об этносе как типе общности, основанной на информационных связях. Авторы отмечают, что информационные потоки достаточно интенсивны в устойчивых социальных общностях. Сложности использования данной концепции связаны с тем, что вся ткань этноса обладает информационной стороной [20, с. 85].

Инструменталистским называют такое представление об этничности, когда сохранение этнических групп объясняют потребностями людей в преодолении отчуждения, потребительских ценностей и прагматизма. Психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству.

Конструктивистский подход к пониманию этнической общности — этническое чувство, интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков. Выразителями идей конструктивизма являются ученые Э. Гелер, В. Андерсон и др.

С этих позиций общности В. А. Тишков выделяет понимание этнической общности как группы людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности; все это «результат особых усилий, особенно процесса нациостроительства» [18, с. 6]. Конструктивисты считают этнонацию социальным конструктом, признают ее значимость реальностью, способной определить действия людей, мобилизацию для достижения целей.

Принципиальное значение для этносоциологов является обоснование в конструктивистском подходе роли идеологии и идеологов в формировании этнической солидарности.

Принципиальное значение при исследовании этносов имеет анализ этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределение его по принципу этнической (национальной) принадлежности. Обычно оценивают общее количество этносов (народов) от 4 до 5,5 тыс. Многие этносы недостаточно исследованы (в частности, например, сложно отличить язык от диалекта).

Важное значение имеет также вопрос о национальном (этническом) составе населения отдельных

стран мира. В соответствии с его особенностями обычно выделяют пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одного этноса, но при наличии более или менее значительных этнических меньшинств; 3) двунациональные;

4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом плане;

5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.

В последние годы в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия. Эти межэтнические противоречия имеют разные исторические корни. Одна из причин — сохранение угнетения коренного населения в странах, возникших в результате европейской колонизации (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии и др.). Следующий источник межэтнических противоречий — недооценка языковой и культурной самобытности этнических меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франко-канадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны значительного количества иностранных рабочих (из арабских стран во Францию, из Турции в Германию и т. д.).

Необходимо отметить, что в развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили в основном без учета этнических границ, что приводило к возникновению своеобразной «этнической мозаики».

Имеет место процесс изменения этнического состава населения под воздействием этнических процессов, которые в свою очередь подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых единый этнос либо делится на части, либо совсем прекращает свое существование; объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупной этнической общности. Все это происходит в результате межэтнической консолидации, ассимиляции и интеграции.

Принципиальное значение для классификации этносов имеет так называемая этнолингвистическая классификация (генеалогическая по своему существу). Причем она исходит из принципа родства языков, где высшей таксонометрической единицей выступает семья языков, далее следуют группы

близкородственных языков, а затем — их ветви (подгруппы) и потом — отдельные языки.

В связи с тем, что многие крупные языки мира имеют письменность, представляет определенный методологический интерес вопрос размещения основных систем письменности. Обычно выделяют тринадцать систем письменности (по классификации Д. В. Зайца).

При исследовании этносов (наций) важнейшая роль принадлежит анализу религиозного состава этносов (наций), так как и в развитых, и в развивающихся странах роль религий достаточно существенна. Обычно исследователи делят все религии мира на три группы: 1) мировые религии (христианство, ислам/мусульманство, буддизм); 2) национальные и региональные религии (примерно десять, но главные из них — индуизм, конфуцианство, синтаизм и иудаизм); 3) родоплеменные религии или культы (наиболее значимые — фетишизм, анимизм, культ предков или мертвых, тотемизм, шаманизм).

Важнейшей проблемой в исследовании наций (этносов) является проблема культурных (цивили-зационных) регионов мира. Например, академик. Ю. В. Бромлей использует понятие историко-культурных (историко-этнографических) областей, у населения которых сложились сходные культурно-бытовые черты за счет общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния. Н. Н. Чебоксаров и Б. В. Андрианов предложили термин «хозяйственно-культурный тип» (ХКТ), под которым понимают определенные комплексы хозяйства и культуры, исторически складывающиеся у народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и развивающихся в сходных естественных условиях.

Важная роль в исследовании межэтнических отношений в мегаполисах принадлежит социологическому анализу миграций населения. На практике встречаются три различных подхода к управлению миграцией — административный, позитивистский и социологический (этносоциологический).

Административный подход к управлению миграцией опирается на две парадигмы: 1) общество состоит из отдельных индивидов, слабо связанных друг с другом семейными, этническими, социальными и другими связями; 2) индивид может быть переселен в любую точку географического пространства, необязательно насильственным путем. В этносоциальной области примерами использования волевых уси-

лий могут быть процессы депортации народов в 1940-е гг.

Позитивистский подход опирается на более сложную модель общества: направлен на объяснение объективных закономерностей миграций для оценки их социальных последствий и определения рациональных управленческих мер. Суть этого подхода — миграция — результат индивидуального выбора, зависящий от целого ряда географических, экономических и экологических факторов.

В западной социологии позитивистский подход ассоциируется с попыткой построения формальных моделей миграционных процессов [3]. Первой среди них является модель гравитации Рейли (передвижение между населенными пунктами должно быть прямо пропорционально общей численности населения и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними). На базе этой модели Дж. К. Ципфом была разработана концепция «наименьших усилий» (миграция тем вероятна, чем легче получить информацию об условиях жизни и чем меньше усилия, которые надо затратить на переезд).

Социолог С. Стауффер рассматривал социальное расстояние таким образом: чем больше возможностей сконцентрировано в одном месте, тем более привлекательно оно в миграционном отношении.

С 1960-х гг. в нашей стране стали популярными обследования миграционных потоков, включавшие изучение влияющих на них объективных факторов. Это работы В. И. Переведенцева, Ж. А. Зайончковс-кой, Л. Л. Рыбаковского, Т. И. Заславской и др. [15]. Ими были получены интересные результаты, в том числе о влиянии этнического фактора на миграцию населения.

Социологический подход в целом и этносоци-ологический в частности возникают тогда, когда необходимо учитывать, что на миграционное поведение людей влияют не только их индивидуальные предпочтения, но и те социальные группы, в состав которых они входят, а также референтные группы, на нормы которых они ориентируются.

Главное в этом подходе — показать, какие особенности культуры этноса отражаются на миграционном поведении его членов, с одной стороны, и как миграции влияют на структуру этноса, его традиции, на межэтнические отношения — с другой. Важно исследовать, как совмещаются мигрирующие группы со средой вселения, какие изменения произойдут в культуре группы в результате миграции.

В современной социологии идет дискуссия о целесообразности создания гранд-теории миграции [3, с. 136—137]. Авторами такого подхода являются: Д. Массей (синтетическая теория миграции, обобщившая разрозненные классические теории миграции населения), М. Критц (теория миграционных систем), Ш. Глик (концепция транснациональной миграции), Р. Дженниссен (теория синтетического конструктора). Эти теории анализируют миграцию на макроуровне, рассматривая ее как глобальный процесс, выходящий за рамки национальных государств.

Однако в социологической литературе существуют противоположные мнения — американец А. Портес и британец С. Каслз обосновывают целесообразность создания теорий среднего уровня для анализа современных видов миграции населения, таких как вынужденная миграция или экономическая миграция.

Теории социального взаимодействия играют важную роль в анализе межэтнических отношений.

На практике большинство действий представляет собой взаимодействия или социальные интеракции — встречно направленные действия двух или более акторов, ориентированные на то, что партнер соотносит свои действия не только с настоящими, но и с прошлыми, и с будущими действиями партнера. О взаимодействии речь идет только тогда, когда между партнерами существует согласие в отношении цели действия. Социальное взаимодействие сопровождается коммуникацией — общением с прямым обменом информацией между акторами, правда, не всегда, бывают исключения.

На основе изучения социального действия возникли две теории: «понимающая» М. Вебера и позитивистская Т. Парсонса. В основе первой теории лежит глубинная смысловая интерпретация действия (непосредственное понимание и объясняющее понимание), а в основе второй — рассмотрение действия в контексте социальной структуры.

Каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий — это все звенья цепи, называемой взаимодействием. Большая роль здесь отводится взаимным ожиданиям — эпизодическим и устойчивым. Упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Социологи обычно различают два типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (называемые иногда конкуренцией).

Социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. Такие социологи, как Г. Лассвелл и А. Кэплэн, считают, что такой основой являются ценности. На неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений.

Во взаимоотношениях личностей и групп в основе зависимости лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей. Зависимость — сила, пропорциональная интенсивности возможного наказания, если действия зависимой системы идут вразрез с действиями доминирующей системы. Социальную зависимость делят по типам функционирования: структурная и латентная (различия в обладании значимыми ценностями).

У социологов нет согласия по вопросам, как осуществляются отношения власти и каков характер этого контроля. Первый подход связан с М. Вебером, который понимает власть как часть межличностных или межгрупповых отношений, с помощью которых преодолевается сопротивление других индивидов или социальных групп. Этих взглядов придерживаются Дж. Лош, К. Левин и ряд других социологов. Второй подход — «системный»: власть только тогда способна контролировать действия других, когда она узаконена в соответствии с коллективными требованиями — ожиданиями или с некоторым множеством ролей в человеческой организации.

У истоков теории конфликта стояли такие ученые, как К. Маркс, Л. Гумплович, Г. Зиммель. Карл Маркс (1818—1883) писал, что именно конфликты объясняют социальные процессы и изменения, объясняют осуществление революции и переход к новому типу общества. Основной тип конфликта по Марксу — взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями. Когда возникало между ними несоответствие, переходящее в антагонизм и конфликт, обострялась классовая борьба как особый тип конфликта; антагонистические классы исчезнут только в бесклассовом обществе, бесконфликтном. Людвиг Гумплович (1838—1909), рассматривая взаимоотношения социальных групп, прежде всего простых (примитивных), доказывал неизбежность конфликтов, которая имеет исторический характер. В конфликтах выражается общественное неравенство групп, а внутри них — индивидов. Само это неравенство определяется неравенством рас. Георг Зиммель (1858—1918), один из основоположни-

ков социологии конфликта, пытался доказать, что социальные конфликты являются всеобщими и универсальными, пронизывают все сферы жизни общества. Этому ученому принадлежит так называемый «парадокс Зиммеля»: сдержать конфликт можно только в том случае, если проводится анализ сравнительной силы конфликтующих сторон.

В 1950-е гг. активно занимался социологией конфликта американский социолог Льюис Козер, у которого речь идет о позитивных функциях конфликта, он характеризует группосозидающие и группосохраняющие его функции; принципиальное значение у этого исследователя имеют коммуникативно-информационная и связующая функции, в результате действия которых происходит замена враждебных отношений дружественными.

Ральф Дарендорф (1929) полагает, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников (сторон). Для выяснения природы конфликта следует понять, какие интересы не совпадают, какова степень этого несоответствия и как осознают его сами участники конфликта; он говорит, что конфликты при их регулировании «становятся контролируемыми, и их творческая сила становится на службу постепенному развитию социальных структур» [6, с. 145].

Надо отметить, что некоторые социологи рассматривали конфликт как социальную болезнь. (Э. Дюргейм, П. Парсонс, Н. Смелзер). В последние десятилетия теория конфликта получила развитие в работах многих социологов — Д. Белла (США), М. Крозье (Франция), Й. Галтунга (Норвегия). В этих работах подчеркивается объективная ценность конфликта, стимулирующего развитие социальной системы.

По мнению А. В. Дмитриева, «под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватывать территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны» [8, с. 54].

Большинство отечественных этноконфлик-тологов применяют функциональный подход к пониманию конфликта. В частности, В. А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» [19, с. 480].

Социолог А. Г. Здравомыслов рассматривает национальные движения в Прибалтике в качестве одной из форм межнациональных конфликтов (этого же мнения придерживаются В. Н. Иванов, И. В. Лододо, А. И. Котов), причем А. Г. Здравомыслов трактует межнациональные конфликты как конфликты, «которые так или иначе включают в себя национально-этническую мотивацию» [11, с. 6].

Среди конкретных методов разрешения социального конфликта обычно называются следующие: превентивный метод ухода от конфликта, метод переговоров, метод использования посредников, метод арбитража, метод откладывания принятия окончательного решения по проблемам конфликта.

Понятно, что конфликт способен разрушать социальные общности, а внутренний конфликт разрушает групповое единство. Вместе с тем, если говорить об интеграционных сторонах конфликта, следует отметить, что частым последствием конфликта может быть усиление группового взаимодействия, а конфликт может стать единственным выходом из напряженной ситуации, приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе.

Теория общественной, или социальной солидарности и взаимопомощи является центральной проблемой в творчестве Эмиля Дюркгейма (185 8— 1917), которого всегда интересовало, каким образом люди объединяются в общество. Ответ на этот вопрос он нашел в движущей силе их поведения, которую ученый определил как социальную солидарность. Причем эту социальную солидарность он рассматривает в тесной связи с разделением общественного труда, «которое состоит, на самом деле, в разделении функций, бывших ранее общими» [10, с. 258].

В социологической концепции Фердинанда Тенниса выдвинута идея выделения двух типов социальных связей и отношений, воплощенных в понятиях общины и общества, что позволило. Э. Дюркгейму выделить общество с органической и механической солидарностью.

Вполне понятно, что разделение труда объясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Все люди связаны единой системой общественных отношений, создаваемых разделением труда, которые вызывают у людей понимание своей связи с обществом, т. е. социальной солидарности.

Необходимо отметить, что общество живет и развивается благодаря сплоченности и солидарнос-

ти. Однако борьба составляет источник постоянно действующих социальных изменений. Не бывает счастливого общества, где коллективная солидарность примирила бы индивидуальные и групповые интересы. В любом обществе наблюдается социальное неравенство, с которым индивиды не могут смириться, и обостряется борьба.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. АрутюнянЮ. В. и др. Этносоциология: учеб. пособ. для вузов. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1998.

2. Баразгова Е. С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург, Бишкек, 1997.

3. Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения: монография. М.: КДУ, 2009.

4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

5. Гофман А. Г. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

6. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологическое исследование. 1994. № 5.

7. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Социология. М.: ИНФРА-М, 2007.

8. Дмитриев А. В. Конфликтология. М., 2002.

9. Джонстон Р. Дж. География и географы. М., 1987.

10. Дюркгейм З. О разделении общественного труда. Методы социологии. М., 1991.

11. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

12. Зиммель Г. Избранное. Т. I. М., 1996.

13. Иванов О. И. Социальные проблемы: концепции и структура. URL: www. socprob. ru.

14.Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В 2-х частях. Ч. I М.: Владос, 2002.

15. Население СССР за 70 лет. М., 1988. Гл. 2.

16. Ревуненкова Е. В., Решетов А.М. Сергей Михайлович Широкогоров // Этнографическое обозрение. М., 2003. № 3.

17. Слука Н. Л. Ключевые функции глобальных городов в мировой системе. URL: http://geo. Lseptember. ru/article. php. ?D-200802006.

18. Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики России. М., 1996.

19. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997.

20. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова Н. А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.