Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕВОЗКАМИ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕВОЗКАМИ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕВОЗКАМИ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 614.8:65б.08):616-082

С. Д. Кривуля, В. А. Капцов, С. В. Суворов, Ю. М. Артеменков, И. Ф. Боярчук, Т. С. Тихое а, А. Г. Базазьян, И. В. Ковалева, Т. Б. Новиковская

СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕВОЗКАМИ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

Проблема перевозки опасных химических грузов достаточно полно исследована в современной железнодорожной науке, в частности в железнодорожной медицине [2, 6—9, 12|. Разработаны многочисленные правила, инструкции и методические рекомендации по безопасным условиям транспортирования этих грузов, выполнения по-грузочно-разгрузочных работ, при складировании и хранении их, при обеззараживании, обработке и ремонте подвижного состава (вагонов, цистерн) после перевозки химических грузов [2, 9]. Многие из этих документов, выпущенных в основном в 60—70-е годы, в последние 2 года переработаны и представлены для утверждения.

Более остро в настоящее время стоят вопросы медицинского обеспечения мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций с опасными химическими грузами. Основу санитарного надзора в этих вопросах составляют перерабатываемые в настоящее время с участием авторов статьи "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам" [6]. Некоторые санитарно-гигиенические разделы этих правил в последние годы были уточнены и расширены в двух инструктивных документах, разработанных Сетевым центром санэпиднадзора на железнодорожном транспорте (главный врач Ю. М. Артеменков): в Рекомендациях по проведению лабораторного контроля за объектами окружающей среды (вода, почва, атмосферный воздух) при аварийных ситуациях с химическими грузами для санитарно-эпидемиологических станций железнодорожного транспорта (утв. ГВСУ МПС СССР 12.04.89, № ЦУВСС-1) и в Инструкции по организации и проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций с опасными грузами на железнодорожном транспорте (утв. ВСУ МПС РФ 18.08.93, № ЦУВС-10).

Теоретические обобщения и анализ большого практического опыта по медицинским вопросам ликвидации последствий аварий с опасными химическими грузами и вообще по медико-профилактическим аспектам работы с перевозимыми опасными грузами представлены в двух руководствах [5, 12].

Авторами данной статьи подготовлено к печати руководство по медицинским вопросам профилактики и ликвидации последствий аварий с опасными химическими грузами, являющееся фактически вторым, исправленным и дополненным изданием последнего из указанных руководств.

В современном состоянии рассматриваемой проблемы должны быть выделены указанные выше "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами...",

в которых обобщен многолетний опыт различных железнодорожных служб и хозяйств — врачебно-санитарной, безопасности движения и экологии, грузовой, коммерческой и др.

Обязательной частью этих правил являются так называемые аварийные карточки на опасные грузы, которые зарекомендовали себя как эффективная форма экстренной медико-профилактической информации при работах по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. Действующие правила содержат 130 аварийных карточек на 567 химических грузов. Карточки созданы на основе разработок Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Сибирской академии путей сообщения) и ВНИИ железнодорожной гигиены (ВНИ-ИЖГ).

В 1991 г. ,на основе наших разработок были созданы оригинальные медико-профилактические аварийные карточки на те же 567 грузов. Они вошли в руководство под редакцией С. Д. Кривули, Ю. Н. Коршунова и С. В. Суворова [12].

В том же 1991 г. ВНИИЖГ были изданы дополнительные медицинские аварийные карточки с № 131 по № 302, которые охватывали 453 новых веществ (грузов). Эти карточки опубликованы в [5].

В настоящее время авторы разработали медицинские аварийные карточки на 1140 опасных химических грузов.

Практическая потребность более широкого развития основных разделов аварийных карточек обусловила разработку ряда частных проблем медицины катастроф. При этом теоретической основой этих разработок явилась медико-профилакти-ческая концепция аварийной карточки [4]. Теперь, когда в новом издании книги "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, перевозимыми железными дорогами" выхолощены медицинские и природоохранные разделы, очень важны положения названной концепции, согласно которой "Аварийная карточка должна быть единым комплексным медико-техническим инструктивно-методическим документом". Упомянутые новые правила 1995 г. содержат аварийные карточки, в каждой из которой насчитывается до 50 веществ и более. Такое объединение было осуществлено головными техническими разработчиками (Сиб-ГАПС) на основании общности приоритетных видов транспортной опасности грузов (пожарной и взрывной) и связанной с ними общности проведения противопожарных и ряда общих ликвидационных мероприятий в случаях аварии. Именно поэтому медико-профилактическая концепция требует отражения в таких укрупненных аварийных карточках не только групповых, но и специфических свойств веществ. Мы добиваемся этого

разукрупнением некоторых карточек, сохраняя за каждой дочерней номер исходной карточки, пользуясь десятичной системой. Например, аварийную карточку № 11, пока действующих правил безопасности 1984 г., содержащую хлор и хлор трехфтористый, разделили на 2 самостоятельные: № 11.1 (хлор) и № 11.2 (хлор трехфтористый). Это позволило лучше отразить индивидуальные токсические свойства веществ, признаки отравлений и меры оказания помощи. Например, конкретизированы марки противогазов, рекомендованы костюм типа Л-1 и защитные перчатки на основе дисперсии бутилкаучука, уточнены меры оказания медицинской помощи.

Одним из актуальных разделов медицины катастроф представляется обеспечение противоава-рийного персонала адекватной спецодеждой (СО) и средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Эти вопросы достаточно хорошо разработаны. И тем не менее в последние годы аварийно-спасательные службы обогатились рядом новых видов СО и СИЗОД. Т. С. Ти-ховой и Р. Я. Штеренгарцем отобраны и адаптированы для аварийных бригад некоторые эффективные автономные СИЗОД, выпускаемые бывшими военными предприятиями. Среди таких устройств должны быть названы портативное дыхательное устройство ПДУ-3 и самоспасатель промышленный изолирующий (СПИ-20). ПДУ-3 работает на химически связанном кислороде и пригоден лишь для одноразового применения. Он позволяет вести работы при температуре окружающей среды от —35 до 40°С и влажности до 98%. Имея переговорное устройство, оно облегчает общение членов аварийных бригад при работе. Апробированный в производственных условиях СПИ-20 также нашел применение для работы при пожарах в условиях железнодорожных аварий с опасными грузами, обеспечивая защиту человека от токсичных газообразных продуктов любой природы. Хорошо зарекомендовал себя также новый для практики противоаварийной работы на железных дорогах изолирующий костюм КИХ-5 (ТУ 6-ВН. 071.00.000—89). Он предназначен для защиты работников аварийно-спасательных и ремонтных бригад в условиях воздействия газообразной и жидкой фазы хлора, аммиака, окислов азота, производных гидразина, концентрированных кислот. В процессе испытаний (Т. С. Тихова, Р. Я. Штеренгарц) уточнены временные параметры работы в зависимости от температурных условий и степени тяжести труда.

Принципиальное значение имеет характер и объем информации аварийных карточек по картине отравления и адекватным мерам доврачебной и врачебной помощи. В ряде работ [5, 12] мы представляем теоретические основы и анализ практического опыта в разделе железнодорожной катаст-рофной медицины, разработанные Т. В. Новиков-ской — доцентом кафедры клинической токсикологии Российского университета последипломного медицинского образования. В реальных условиях не всегда имеется возможность привлечь к работе в зоне аварии врачей, достаточно знакомых с особенностями действия опасных грузов. Кроме того, не на всех перегонах, где могут быть аварии, возможно участие высококвалифицированных специалистов скорой помощи. Поэтому

разделы врачебной помощи, представленные в аварийных карточках ВНИИЖГ [4, 5, 12], содержат необходимый минимум конкретных рекомендаций, согласующихся с современными требованиями клинической токсикологии. Этими разделами отечественные аварийные карточки принципиально отличаются от американских и немецких.

Важным звеном в процессе ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами на железнодорожном транспорте является проведение мероприятий по предупреждению загрязнения окружающей среды, в том числе воздушной среды, почвы, подземных и поверхностных вод.

В настоящее время И. В. Ковалевой проведен поиск эффективных методов сбора, утилизации, сжигания, нейтрализации и других видов обеззараживания остатков химических грузов. Впервые составлен перечень нейтрализаторов. Этот перечень включает 25 основных веществ, доступных потребителям (гидроксиды и карбонаты кальция и натрия, сульфиды калия и натрия, сульфаты железа, меди и аммония, хлорная известь, хлорамин и др.), и 50 рекомендуемых на их основе нейтрализующих составов или смесей.

На основании санитарно-химических и сани-тарно-бактериологических исследований ВНИ-ИЖТ и ВНИИЖГ рекомендованы в практику противоаварийной работы на сети железных дорог препараты путидойль и олеварин на основе природных углеводородокисляющих бактерий, которые оказались высокоэффективными для разрушения (обезвреживания) попавших на почву в результате аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и соединений нефтесинтеза.

Опыт ликвидации аварийных ситуаций с опасными химическими грузами позволил сделать в последние годы ряд серьезных теоретических обобщений [1, 3, 4, 10, 11, 13], открывающих новые возможности в профилактике и более эффективной ликвидации последствий аварий. Э. С. Фрейманом, С. В. Суворовым и И. Ф. Боярчуком предложен комплексный показатель оценки "общей опасности" химического груза [11, 13], который учитывает токсичность, радиационную, взрывную, пожарную и коррозионную опасность. Показатель учитывает также защитные свойства тары и упаковки, влияние массы перевозимого вещества на его опасность, степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, уменьшающей контакт работающих с опасными грузами.

В ряде работ [11, 13] тщательно проанализирована лишь потенциальная сторона опасности химического груза. В другой работе авторов [3] выявлены две стороны реальной опасности химического груза, т. е. вещества в транспортной таре и упаковке. Для практики важно разделение понятий опасности аварийной и ординарной, т. е. обычной для стандартных условий перевозки. В аварийной опасности груза раскрываются все потенциально опасные свойства вещества. Ординарная опасность рассматривается авторами как остаточная, т. е. как "не отстраненная" от человека, т. е. как не устраненная в должной степени средствами механизации или обусловленная дефектной в гигиеническом отношении тарой и упаковкой.

Позднее был разработан более четкий термин — "аварийная реальная опасность среды", под ко-

торой понимается такая ситуация, когда в результате аварии с грубым механическим повреждением цистерн и других грузовых мест, пожара или взрыва происходит одномоментный выброс в окружающую среду больших объемов газообразных химических веществ. Абсолютные уровни содержания этих веществ в зоне аварии (рабочей зоне аварийных бригад) обычно столь значительны и в такой степени несовместимы с жизнью, что практически не имеет смысла классифицировать уровни их концентрации [1].

В то же время зона аварии является рабочей зоной аварийных бригад. Степень безопасности условий их труда мы оцениваем остаточными количествами вредных веществ, проникающими в подмасочное пространство дыхательных приборов и пододежное пространство под спецодеждой работников аварийных бригад. С. В. Суворовым, И. Ф. Боярчуком и Э. С. Фрейманом предложен норматив для оценки защитных свойств дыхательных приборов и спецодежды — АПДК, или аварийные предельно допустимые концентрации [11]. Количественно АПДК не должно превышать общепринятую ПДК для рабочей зоны. Иными словами, воздушная среда подмасочного пространства дыхательных приборов и пододеж-ного пространства должна соответствовать требованиям к воздуху рабочей зоны.

Определение размеров зоны аварии, принятие решений о масштабах эвакуации населения из опасной зоны, особенности организации медицинской помощи и другие медико-тактические вопросы в определенной степени зависят от дополнительной разработки теоретических вопросов оценки степени опасности перевозимых химических грузов и в первую очередь так называемых сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).

До 1990 г. официальный перечень СДЯВ насчитывал 107 веществ. К настоящему времени он сокращен до 34. В то же время анализ потенциальной и реальной транспортной опасности 500 химических опасных грузов, относящихся к чрезвычайно токсичным и высокотоксичным веществам, проведенный А. Г. Базазьяном и С. В. Суворовым [1] по 4 предложенным ими критериям (коэффициент возможности ингаляционного отравления — КВИО, глубина зоны заражения, стойкость вещества во внешней среде, степень тяжести отравлений и отдаленных последствий), позволил авторам составить 2 списка особо опасных химических грузов (ООХГ). Первый список является основным и включает ООХГ, обладающие высокой ингаляционной опасностью массовых отравлений ('в нем выделены класс 1 — в КВИО 300 и класс 2-е КВИО 30). Первый спи-

сок содержит 28 веществ официального перечня СДЯВ и 15 веществ с величиной КВИО более 30; 6 сильнодействующих ядовитых веществ официального перечня (метилмеркаптан, мышьяковистый водород, окислы азота, фтор, этиленимин, эгиленсульфид) авторы не включили в список ООХГ, так как в современном перевозочном процессе их не относят к "массовым грузам". Во второй список ООХГ включено 53 вещества, которые хотя и имеют КВИО ниже 30, но характеризуются стойкостью в очаге более суток и/или особенно тяжелой клинической картиной отравления и выраженными отдаленными последствиями для пострадавших.

Конечно, ООХГ нельзя противопоставлять другим перевозочным химическим опасным грузам. И те и другие требуют точного соблюдения действующих на железнодорожном транспорте норм и правил. Однако в отношении ООХГ необходимы дополнительные меры профилактики аварийных ситуаций и прежде всего организация системы постоянного контроля в процессе их перевозки по железным дорогам России.

Л итсратура

I. Базазьяп А. Г., Суворов С. В. // Гиг. и сан. — 1995. — № 5. - С. 11-15.

2.. Боярчук И. Ф. // Железнодорожная медицина: Руководство. - М„ 1991. - Т. 2. - С. 105-113.

3. Боярчук И. Ф., Суворов С. В., Фреиман Э. С // Гиг. физи-ол. и эпидемиол. на железнодорожном транспорте . — 1978. - № 64. - С. 16-17.

4. Кривуля С. Д, Концов В. А., Суворов С. В. // Гиг. и сан. — 1994. - № 6. - С. 35-38.

5. Медицинские вопросы ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте: Руководство / Под ред. 10. Н. Коршунова, С. В. Суворова. Т. 1—3. — М., 1991.

6. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. — М., 1984.

7. Предупреждение профессиональных отравлений при перевозке сыпучих химических грузов на железнодорожном транспорте / Прохоров А. А., Боярчук И. Ф., Суворов С. В. и др. - М., 1968.

8. Профилактические меры при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте / Прохоров А. А., Суворов С. В., Боярчук И. Ф. и др. — М., 1985.

9. Прохоров А. А., Суворов С. В., Боярчук И. Ф. Охрана труда при перевозке химических грузов железнодорожным транспортом. — М., 1975.

10. Прохоров А. А., Суворов С. В., Боярчук И. Ф. // Гиг. физи-ол. и эпидемиол. на железнодорожном транспорте. — 1975. - № 51. - С. 33-37.

II. Прохоров А. А., Суворов С. В., Грибанов О. И. Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте. — М., 1981.

12. Руководство по медико-профилактическим аспектам работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте / Под ред. С. Д. Кривули, Ю. Н. Коршунова, С. В. Суворова. — М., 1990.

13. Фреймап Э. С., Суворов С. В., Боярчук И. Ф. // Гиг. физи-ол. и эпидемиол. на железнодорожном транспорте. — 1977. - № 59. - С. 31-34.

Поступила 26.01.96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.