Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ И ПУТЕВОЙ ТЕХНИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ И ПУТЕВОЙ ТЕХНИКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within a short period of time the temperature conditions have been improved at working places of locomotive drivers and their assistants, a new switchboard for locomotives developed. noise and vibration in cabins were reduced, etc. Hygienic problems associated with improvement of locomotives are supervised by the Ministry of Communications and by special commissions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ И ПУТЕВОЙ ТЕХНИКЕ»

своих выраженных токсических свойств. Ряд из них (8 наименований) представляет опасность отравлений с тяжелыми последствиями для людей и природной среды, что позволяет отнести эти вещества к категории ООХГ.

3. ООХГ нельзя противопоставить другим перевозимым химически опасным грузам. И те и другие требуют точного соблюдения действующих на железнодорожном транспорте норм и правил. Однако в отношении ООХГ необходимы дополнительные меры профилактики аварийных ситуаций и прежде всего организация системы постоянного контроля в процессе их перевозки по железным дорогам России.

Литература

1. Лвекитян М. А.. Фефелов А. М. Справочник работника технической конторы. — М., 1982.

2. Временный перечень сильнодействующих ядовитых веществ для организации защиты рабочих, служащих и населения от них: Директива начальника Г'О СССР № 7, 1987. - М., 1987.

3. Временный перечень СДЯВ: Директива начальника ГО СССР № 3. 1990. — М.. 1990.

4. Исаев В. С.. Корзунов С. П., Лепикоршев Е. П. и др. // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — М„ 1991. — Вып. 10. — С. 46—47.

5. Каталог основных понятий Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. ВНИИ ГОЧС. - М„ 1993. - С. 14.

6. Кривули С. Д., Коршунов /О. //., Суворов С. П., Штеренгарц Р. Я. Гигиена на железнодорожном транспорте. — М.. 1992.

7. Ливанов Г. А., Михалева А. Л., Рамш С. М. // Журн. Все-союз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. — 1990. — Т. 35, № 4. — С. 447-452.

8. Маршалл В. Основные опасности химических производств. — М.. 1989.

9. Материалы анализа токсикологической обстановки ... по РФ за период 1985—1992 гг. (ГК.ЧС России № 403/17 от 2(1.02.93). - М., 1993.

10. Медицинские вопросы ликвидации последствии аварий на железнодорожном транспорте / Под ред. 10. Н. Коршунова, С. В. Суворова. — Т. 1—3. — М., 1991.

11. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте. — М., 1990.

12. Отчет о НИР. ВНИИЖТ МПС "Совершенствование и расширение применения системы слежения за перевозками ООГ". - Т. 2. - М., 1994.

13. Перечень опасных веществ. МОТ. — Женева, 19S8.

14. Перечень опасных химических продуктов, при нахождении которых на производстве, либо на хранении выше установленных объемов необходима разработка дополнительных мероприятий по защите населения на случай аварии с этими продуктами (Утв. Нач. штаба ГО СССР от 20.12.1990). - М.. 1990.

15. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. — М., 1984.

16. Правила перевозок опасных грузов (Раздел 42 Правил перевозок грузов. — Ч. 2). — М.. 1987.

17. Правила перевозок разрядных грузов. — М., 1980.

18. Правила пожарной безопасности в России (ППБ-01-93). - M.. 1994. — С. 72—88.

19. Профилактические меры при перевозках опасных грузов на железнодорожном транспорте. — М., 1995.

20. Рекомендации по перевозке опасных грузов. ООН. — 6-е изд. — Нью-Йорк, 1987.

21. Руководство по медико-профилактическим аспектам работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте / Под ред. С. Д. Кривули, Ю. H. Коршунова, С. В. Суворова. — М., 1991.

22. Саноцкий М. В., Уланова И. Г1. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценки опасности химических соединений. — М„ 1975. — С. 74—93.

23. Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта № 370. — М.. 1990.

24. Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта № 392. — М„ 1992.

25. Сильнодействующие ядовигые вещества и защита от них. — М., 1989. - С. 5-8.

26. Anlage В zur Gefargutverordnung Strase (GOVS) (zum ADR). — Berlin, 1990.

Поступила 24.02.45

Summary. Presents the list of especially dangerous freight and

criteria for the determination of the most dangerous substances.

Offers an extra list of agents characterized by expressed toxicity.

X") Коллектив авторов, 1995 УДК 613.6:«56.2]-07И.

И. Ф. Боярчук. Б. И. Школьников, А. А. Дорфман

ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИИ ТРУДА НА ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ И ПУТЕВОЙ ТЕХНИКЕ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва

За период 1992-1994 гг. заводами транспортного машиностроения разработаны и по с-троены для МПС грузовые электровозы постоянного тока ВЛ65, ВЛ80С, ВЛ85 Новочеркасского завода, пассажирский тепловоз ТЭП80 Коломенского завода, маневровые тепловозы ТЭМ116, ТЭМ18 Брянского завода, тепловозы для Сахалина ТГМ11, ТГМ22 Людиновского завода. На Демеховском машиностроительном заводе построен отечественный электропоезд ЭД-2Т (пока на комплектующих изделиях РЭЗ), а на Торжокском заводе по заданию РАО ВСМ — электропоезд постоянного тока ТР-2Т. По заданию МПС на Коломенском заводе разрабатывается высокоскоростной электровоз постоянного тока (до скорости 250 км/ч), а на Людиновском

заводе планируется дизель-поезд ДЛ-2 с прицепными вагонами Тверского завода для межобластных перевозок. РАО ВСМ "Высокоскоростные магистрали" начинает проектировать высокоскоростной электропоезд "Сокол" для его эксплуатации на путях МПС и специализированной магистрали со скоростями 250 и 350 км/ч.

Таким образом, в настоящее время определены поставщики подвижного состава, необходимого железным дорогам МПС.

ВНИИ железнодорожной гигиены, будучи аттестованным центром для проведения санитарно-гигиенических и эргономических испытаний, в рамках государственных приемочных испытаний провел все виды порученных заводами испытаний и подготовил в каждом случае пере-

чснь рекомендаций по гигиеническому совершенствованию локомотивов и МВПС.

В процессе испытаний 1992—1994 гг. установлено, что заводы решили многие вопросы гигиенического совершенствования кабин, которые не удавалось долгие годы улучшить.

Так, на АО "Новочеркасский завод" на кабине электровоза ВЛ65 за счет улучшения термоизоляции ограждений удалось достигнуть коэффициент теплопередачи кабины менее 1,4 Вт/м К (при норме 1,7—2,33 Вт/м2К). При этом количество инфильтрационного воздуха, поступающего в кабину, составило всего 12,9 г/ч. Это позволило существенно улучшить параметры микроклимата в кабине, ликвидировать значительные перепады температуры по объему кабины. уменьшить скорость движения воздуха до нормируемых величин.

Этим же заводом совместно с предприятием "Квант" разработан и внедряется термоэлектрический кондицйонер, который в перспективе сможет работать на охлаждение и подогрев воздуха.

В настоящее время завод совместно с институтом решает вопрос о надежном автоматическом поддержании температуры воздуха в кабине.

Начаты работы по созданию нового пульта управления грузового электровоза с использованием новых средств индикации и дисплеев на базе микропроцессорной техники.

Созданный АО "Коломенский завод" и принятый ВНИИЖГ тепловоз ТЭП80 имеет ходовую тележку, обеспечивающую низкие параметры вибрации на рабочих местах в кабине. На базе этой тележки разрабатывается новый электровоз и в качестве соразработчика привлекается институт по вопросам эргономического дизайнерского и гигиенического обустройства кабины, проверки перспективных СОИ и ОУ, теплотехнических расчетов конструкции ограждений кабины.

Помимо традиционных гигиенических исследований, проводимых через испытательный центр ВНИИЖГ, институт все чаще привлекается для проведения эргономической экспертизы и создания средств отображения микропроцессорной техники.

В частности, оценивалась возможность безопасного использования на тепловозе 2ТЭ116 комплекса МСКУ-1. Были выявлены серьезные отступления от действующих общепромышленных стандартов и нормативов. К сожалению, специальные требования для средств информации пультов локомотивов не разрабатывались из-за недальновидной политики руководителей локомотивного хозяйства МПС.

Программой повышения безопасности движения на железнодорожном транспорте предусматривается внедрение системы АСУБ на базе микроэлектроники и средств ЭВМ. Предусмотрено внедрение этой системы на тепловозах ТЭП70, 2ТЭ116, электровозе ВЛ65, дизель-поезде ДЛ-2. Экспертиза технической документации проекта выявила практическое отсутствие в нем требований по эргономике и гигиене труда.

В настоящее время ценой неимоверных усилий удается через ВНИИ внести в создание новой системы требования по обеспечению допус-

тимых условий для зрительной работы по считыванию информации и организации правильного алгоритма работы машиниста.

Примером другого сотрудничества являются работы совместно с авиастроительными заводами по созданию кабин и пультов перспективных локомотивов, в частности высокоскоростного электропоезда В-250 Коломенского завода.

По заданию МПС продолжаются работы по созданию унифицированного кресла машиниста на основе учета вибраций от разных систем вибродемпфирования эксплуатируемых локомотивов. Разработаны, построены и проходят эксплуатационные и стендовые испытания кресла завода "Звезда" с эргономическими параметрами, соответствующими лучшим отечественным и зарубежным образцам.

Освоение отечественными заводами новых типов электропоездов и дизель-поездов определяет необходимость участия института в подготовке новых требований к салонам: системам отопления и вентиляции, искусственного освещения, оборудованию мест пассажиров и персонала. Это требует экспериментальной проработки и подготовки санитарных нормативов. Заводы не финансируют экспериментальные разработки, в связи с чем эта работа находится в стадии становления.

Заводы-изготовители путевой техники остались в основном на территории России, что даже при инфляционных процессах создает меньшие трудности в работе, чем в локомотивостроении, поскольку "ближнезарубежный спрос" на такую технику стимулирует се производство.

Основные направления работы по решению проблемы улучшения условий оплаты труда на путевой технике сводятся к поэтапному участию института в экспертизе конструкторской документации на путевые машины и регламентирующих их изготовление технических условий, в приемочных, эксплуатационных и периодических испытаниях путевых машин, разработке на их основе предложений по совершенствованию образцов, их модернизации, освоению производства.

Важное значение придается отработке регламентирующих гигиенических параметров и требований к проектированию машин.

Многолетнее участие института в такой работе дало возможность внедрить в конструкцию машин целый ряд оптимальных технических решений и проверить их эффективность на новых образцах.

На новых путевых машинах внедрены системы кондиционирования воздуха, эффективные шумо- и виброзащиты, пылеподавления, надежные средства теплоизоляции кабин для машин круглогодичного использования (автомотрисы, дрезины, снегоземлеуборочные поезда), хотя поставщики этих средств настолько взвинтили цены и усложнили условия поставки, что заводы-изготовители порой от них отказываются (например, от кондиционеров).

Целевая установка работы по оптимизации условий труда машинистов путевых машин в настоящее время состоит в достижении стабильности гигиенических и эргономических показателей качества изделия путем четкой реализа-

Таблица

Загрязнения воздушной среды в кабинах путевых машин при работе отопителей ОВ-95 (в мг/м3)

Тип машины Окись углерода Сернистый ангидрид Окись азота

н мин. макс. М + т п МИН. макс. М ± т я мин. макс. М ± т

АГД-02 (автомотриса грузовая) 12 3,9 11,7 8,5 ± 1,0 6 1.0 2,0 1,5 ± 0,2 6 7,7 11.5 8.9 ± 1.0

111>-1 (планировщик балласта) 6 69,4 71,6 70,3 + 0,3 6 0,3 0,3 _ 6 0,1 0,2 0.15 ± 0,03

ции на стадии технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) оптимальных технических решений, показавших свою эффективность на уже испытанных аналогах таких машин. Тем не менее отступления от таких решений приводят, как показывают исследования, к значительному ухудшению гигиенических параметров. Конкретных примеров таких отступлений может быть приведено, к сожалению, еще немало. Опыт установки и эксплуатации на машинах отопительно-вентиляционных установок (ОВ-65. ОВ-95), например, свидетельствует, что конструктивно выброс отработанных газов сжигаемого топлива (соляровое масло) должен предусматриваться над крышей машины, а забор чистого воздуха — в нижней и средней зонах (вып-равочно-подбивочно-рихтовочные машины ВПР-02, снегоуборщики СМ-4М, планировщик балласта ПБ № 01 Калужского завода и т. д.). В этом случае дополнительных загрязнений кабин от работающих отопителей не наблюдается. При расположении заборного и выбросного устройства ОВ на одном уровне и тем более на негарантированном удалении кабины загрязняются отработавшими сажей и газами в концентрациях, значительно превышающих ПДК (до 3 раз и более). Такие нарушения выявлены на автомотрисах и планировщике балласта (ПБ-1) Ижор-ского машиностроительного завода. Эксплуатация таких установок до их технического переоборудования должна запрещаться. Сравнительные данные санитарно-химичсских исследований приведены в табл. 1.

С другой стороны, итоги проработки вопросов обеспечения машин достаточной теплоизоляцией ограждений кабин снегоуборочной техники обеспечили стабильные эффективные показатели коэффициента теплопередачи ограждений этих машин, отвечающие предъявляемым требованиям. В этом случае удачное конструктивное решение успешно переносится заводом-изготовителем (Энгельский завод Трансмаш) после испытаний опытного образца на все последующие изделия.

На снегоуборочных машинах типа СМ-2М достигнуты стабильные коэффициенты теплопередачи ограждений на уровне 1,8-1,9 ккал/(ч • м2)°С (при требуемом значении не более 2,3). В этом случае использование достаточно мощных отопительно-вентиляционных установок типа ОВ-65 или ОВ-95 обеспечивает поддержание в кабинах управления этих машин требуемых значений температурного режима (20±2°С) при наружной температуре до -40°С, учтенной в технических условиях на производство снегоуборочной техники на железнодорожном транспорте.

Важным направлением работы явились санитарно-гигиенические исследования на группе

путевых машин, эксплуатируемых на ремонте пути в течение до 5 лет, т. е. перед их капиталь-ным ремонтом.

В первую очередь интерес представляли путевые машины, основанные на вибрационном принципе действия. К таким машинам были отнесены выправочно-подбивочно-рихтовочные машины ВПР-02 и ВПРС-02 (для подбивки стрелочных переводов). Результаты проведенных виброакустических исследований сопоставили с аналогичными показателями, замеренными на данных машинах после их изготовления (1989-1990 гг.) или близких по срокам производства. Для удобства сравнения результатов 15 табл. 2 приведены лишь данные" замеров уровней звука на этих машинах.

Из табл. 2 следует, что на машине ВПР-02 № 1 после длительной эксплуатации (с 1988 по 1994 г.) параметры шума возросли лишь в транспортном режиме (на 7 дБА), превышая ПДУ на 4 дБА (при изготовлении машины такого превышения не отмечалось). В рабочем режиме при выполнении подбивочно-рихтовочных работ на щебеночном балласте параметры шума на этой машине практически не изменились. В то же время на ВПР-02 № 2 и 3 они возросли с 81 до 85 дБА. На машинах ВПРС-01 № 1 и 2 отмечен существенный рост параметров шума как при транспортировке, так и при рабочем режиме.

На ВПРС-02 № 1 шум в транспортном режиме возрос с 72 до 84 дБА (на 12 дБА), а в рабочем — с 77 до 88 дБА (на 1 1 дБА). На ВПРС-02 № 2 за время эксплуатации уровень звука увеличился с 72 до 82 дБА (на 8 дБА) при выполнении технологических операций. Таким образом, на обеих машинах шум возрос на 8-12 дБА.

Характеризуя параметры вибрации на рабочих местах оцененных машин, следует отметить, что в основном картина довольно благоприятная. После длительного периода эксплуатации уров-

Таблица 2

Сравнительные данные результатов измерения уровня звука при транспортировке и работе ВПР-машин серии 02

Тип машины, заводской номер

Год испытаний

Кабина водителя

транспортный режим

рабочий режим

Кабина оператора (выносная), рабочий режим

ВПР-02 № 01 ВПР-02 № 01 ВПР-02 № 02 ВПР-02 № 03 ВПРС-02 № 01 ВПРС-02 № 01 ВПРС-02 № 02 ВПРС-02 № 02

1988 1994

1989 1994 1989 1994 1989 1994

77/нет 84/4 74/нет 70/нет 72/нет 84/4 72/нет 82/2

82/2 82/2 81/1 85/5

72/нет

77/нет

76/нет 84/4

П р и м е ч а н и е. ПДУ звука в0 дБЛ. Знаменатель — превышение ПДУ (в дБЛ).

ни виброускорений на рабочих местах ВПР-ма-шин практически не превышали ранее полученных данных, а также нормируемых значений.

Анализируя полученные данные, следует еще раз отмстить, что 15 ходе эксплуатации этих машин обслуживающим персоналом проводится систематическая наладка машин и регулировка работы подбивочных блоков, при необходимости они заменяются на новые. Отмеченное объясняет, видимо, стабильность вибрационных характеристик за весь период после изготовления машин. Между тем за время эксплуатации происходит систематическое ухудшение звукоизоляции кабин, увеличиваются неплотности в дверных проемах, в местах прохождения отдельных элементов, чему не уделяется должного внимания.

Вибрационное воздействие на элементы конструкции машины усиливает отрицательный эффект, поскольку звуко- и теплоизолирующие наполнители стенок кабин теряют свои свойства. В связи с этим наряду с необходимостью разработки конкретных предложений по контролю за машинами серийного парка должно быть намечено расширение объема работ по экспертизной проверке состояния других путевых машин, в том числе шпалоподбивочных, а также щебне-очиститсльных, снегоуборочных и т. д.

В настоящее время завершается разработка ГОСТа, призванного регламентировать требова-

ния безопасности, эргономики, санитарно-гигиенические нормы проектирования новых путевых машин.

Выводы. 1. Условия создания и производства подвижного состава в РФ существенно изменились в связи с распадом СССР и образованием самостоятельных государств, поставляющих ранее МПС различные виды подвижного состава.

2. Ограниченный спрос железнодорожной техники в условиях конкуренции между заводами определяет необходимость ее совершенствования по гигиеническим и эргономическим показателям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. За последние годы в области гигиенического совершенствования локомотивов и путере-монтной техники во многом решены вопросы создания оптимального микроклимата, снижения параметров шума и вибрации, улучшения организации рабочих мест путем внедрения в кабинах систем управления на основе микропроцессорной техники.

Поступила 24.02.95

Summary. Within a short period of time the temperature conditions have been improved at working places of locomotive drivers and their assistants, a new switchboard for locomotives developed, noise and vibration in cabins were reduced, etc. Hygienic problems associated with improvement of locomotives are supervised by the Ministry of Communications and by special commissions.

»') КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1995 УДК 616-057:656.21:313.13

В. Б. Панкова, В. С. Карабанов, С. В. Васильева, К). М. Артеменков, Г. М. Глебова АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва; Сетевой центр санэпиднадзора МПС РФ. Москва

Наличие, выявление и профилактика профессиональных заболеваний в нашей стране — весьма актуальные вопросы, так как 50% населения России составляют работающие люди и среди них почти 5 млн трудятся во вредных и неблагоприятных условиях [2].

На предприятиях железнодорожной отрасли России 186 тыс. человек, професии которых связаны с воздействием вредных и неблагоприятных производственных факторов, что составляет 7% от общей численности работающих в МПС.

Вместе с тем абсолютное число лиц с профессиональными заболеваниями среди работников различных железнодорожных профессий, по данным официальной статистики (по картам первичного учета профессионального заболевания), невелико и составило в 1992 г. 66, а в 1993 г. 109 случаев.

Наибольшее количество случаев профессиональных заболеваний регистрируется на объектах МПС — 85,4% от общего числа вновь выявленных случаев. При этом наибольшее число случаев в 1993 г. выявлено на таких дорогах, как Московская, Горьковская, Восточно-Сибир-ская, Западно-Сибирская, Октябрьская, Свердловская и Северная.

Практическое отсутствие в течение нескольких лет случаев профессиональных заболеваний

на железнодорожных объектах других дорог, в частности Калининградской, Сахалинской, Приволжской, Куйбышевской, Забайкальской, Дальневосточной, Байкало-Амурской, Южно-Уральской, свидетельствует о недостаточной работе по диагностике и выявлению нарушений состояния здоровья у работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда.

Кроме того, диагноз профессионального заболевания часто отражает неблагоприятное воздействие лишь какого-либо одного производственного фактора, в то время как чаще всего имеет место сочетанное и комбинированное действие производственных факторов на организм. В ряде случаев наблюдаются необоснованные решения по вынесению положительных экспертных оценок связи заболеваний железнодорожников с профессией. Все это определяет необходимость кардинального совершенствования и упорядочения работы по созданию единой системы выявления, регистрации, учета и анализа профессиональной заболеваемости в отрасти.

Актуальным является создание отраслевого регистра профессиональной заболеваемости. Решение этого вопроса определит всю дальнейшую практику работы по профилактике нарушений состояния здоровья железнодорожников от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.