Научная статья на тему 'МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОСОБО ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОСОБО ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presents the list of especially dangerous freight and criteria for the determination of the most dangerous substances. Offers an extra list of agents characterized by expressed toxicity.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОСОБО ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

0 Л. Г. БЛЗАЗЬЯН, С. В. СУВ01ЮН, 1995 УДК 613.632:656.21-07

А. Г. Базазьян, С. В. Суворов

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОСОБО ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва

Железнодорожная наука, в том числе и железнодорожная медицина, выделяет несколько приоритетных видов опасности перевозимых грузов, проявляющихся в экстремальных ситуациях, — взрывную, пожарную, радиационную, инфекционную, токсическую. Учитываются и некоторые другие виды опасности, например выраженные коррозионные и едкие свойства.

Медико-профилактические аспекты перевозки химических опасных грузов (ХОГ) и ликвидации аварийных ситуаций с ними на железных дорогах достаточно полно отражены в литературе последних лет |6, 10, 15, 21]. Современный перечень ХОГ, перевозимых в крытых вагонах, наливом, в сжатом и сжиженном состояниях, насчитывает более тысячи наименований. ХОГ представлены во многих классах современной комплексной грузовой классификации, приведенной в ГОСТ 19433 — 88 ''Грузы опасные. Классификация и маркировка".

Задачи нашего исследования — обноснова-ние критериев выделения среди перевозимых химических грузов категории особо опасных химических грузов (ООХГ).

Анализируя действующие отечественные и международные документы, данные литературы и справочные материалы по перевозке опасных грузов, мы убедились, что представленные в них сведения об особо опасных грузах весьма ограничены и лишены должного научного обоснования. Так, в одном из справочных изданий |1] к особо опасным грузам отнесены некоторые сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), в частности желтый фосфор, мышьяк, этиловая жидкость, являющиеся чрезвычайно-и высокотоксичными и опасными веществами, но которые в условиях аварий не вызывают массовых поражений. В правилах перевозок разрядных грузов |2, 17] фигурирует термин "наиболее опасные грузы", к которым причисляются СДЯВ, взрывчатые вещества и боеприпасы. Перевозка таких грузов по железным дорогам требует соблюдения особых мер предосторожности. Вместе с тем понятие "наиболее опасные грузы" и критерии их выделения в правилах отсутствуют. В Германии специальным правительственным постановлением определены списки грузов повышенной опасности, транспортировка которых автомобильным транспортом ограничена или осуществляется на особых условиях в зависимости от массы перевозимого груза. При этом принципы отбора веществ повышенной опасности не указаны |26]. Основной отечественный документ по перевозке опасных грузов (ГОСТ 19433—88), базирующийся на междуна-

родных рекомендациях [20], содержит по токсичным грузам различных классов определенные показатели и критерии степени их опасности (высокой, средней и низкой). Следует, однако, учитывать существенные различия в критериях оценки параметров токсичности и опасности веществ, принятых в нашей стране [22] и за рубежом [20].

Представляют интерес дифференцированные критерии для выявления опасных и особо опасных веществ (грузов), изложенные в новых правилах пожарной безопасности ППБ-01—93 [18]. Но эти данные лишь частично могут быть применены к условиям перевозок грузов, поскольку касаются требований пожарной безопасности при совместном хранении веществ и материалов (на складах и базах), в основу которых положены их едкие и (или) коррозионные свойства.

Как видно из изложенного, поиск критериев особой опасности перевозимых химических грузов отмечается в ряде важнейших регламентирующих документов, но четкости, а тем более единообразия в этом вопросе нет.

Для решения поставленной выше задачи необходимо прежде всего определение понятия ООХГ. В порядке дискуссии предлагаем следующую формулировку: к ООХГ следует относить вещества и материалы, обладающие такими свойствами, которые при аварийных ситуациях могут обусловить массовые поражения людей или нанесение ущерба окружающей среде в крупных масштабах. Это понятие преемственно связано с более широким понятием особо опасный груз, разработанным нами совместно с В. Н. Андросюком, Э. С. Фрейманом, В. М. Рудановским и др. [12], которое касается не только химических, но и взрыво- и пожароопасных грузов. В данной статье обсуждаются только ООХГ.

Известно, что подавляющее большинство перевозимых химических соединений представляет опасность острых и хронических интоксикаций в результате нарушений безопасных условий их транспортирования или в условиях аварийной ситуации. Однако лишь небольшая часть веществ, обладающих определенным сочетанием токсических и физико-химических свойств, способна привести к групповым и массовым отравлениям при возникновении аварий. Для таких веществ в гражданской обороне используется термин "сильнодействующие ядовитые вещества" (СДЯВ) [2]. К сожалению, до сих пор нет четких критериев отнесения веществ к категории СДЯВ, а само понятие "сильнодействующие ядовитые вещества" остается еще предме-

том научных дискуссий. Вызывает, например, критику формулировка, содержащаяся в ГОСТе 22.0.002—86 "Термины и определения": "СДЯВ — это химические вещества, применяемые в народнохозяйственных целях, которые при выливе или выбросе могут приводить к заражению воздуха с поражающими концентрациями или дозами". Это слишком широкое понятие не фиксирует внимания на масштабах и тяжести последствий аварийных ситуаций с этими веществами.

Число наиболее опасных веществ, признаваемых таковыми, в разных странах неодинаково и требует серьезных сопоставлений, что, однако, выходит за рамки нашей статьи. Приводим лишь основные сведения по этому вопросу. Подготовленный агентством по охране окружающей среды США (ЕРА) перечень химических веществ, представляющих наибольшую опасность для людей при попадании в окружающую среду, включает 308 наименований |7|. Перечень наиболее опасных веществ, принятый Международной организацией труда при участии ЮНЕП и ВОЗ, содержит 180 веществ [13]. Отечественный "Временный перечень СДЯВ" [2|, действовавший до 1990 г., насчитывал 107 наименований. Однако наряду с веществами, представляющими опасность массовых поражений, данные перечни содержат ряд веществ, которые даже при крупных утечках не будут представлять реальной опасности таких последствий. По-видимому, с учетом таких обстоятельств в настоящее время отечественный перечень СДЯВ сокращен до 34 наименований [3, 14].

Конечно, потенциальная токсичность веществ классов чрезвычайно- и высокоопасных имеет решающее значение в оценке влияния на индивидуальный организм в условиях непосредственного контакта с веществом. Что касается реальной опасности массовых отравлений, то она зависит от ряда дополнительных условий (массы вещества, физико-химических свойств, метеорологических и ландшафтных условий).

Анализ последствий различных аварийных ситуаций со СДЯВ и накопленный опыт по оценке складывающейся при этом химической обстановки |4, 7, 25] подтверждают справедливость положения, что круг особо опасных веществ должен быть ограничен 3 основными критериями:

— чрезвычайная и высокая токсичность вещества (груза);

— высокая летучесть, т. е. способность легко переходить в аварийных условиях в атмосферу в виде пара (газа) и тонкодисперсного аэрозоля;

— наличие на промышленных и транспортных подвижных объектах таких объемов (массы), которые превышают нормативы безопасности и обусловливают возможность массовых поражений людей.

С этой точки зрения более приемлемыми можно считать определения понятия СДЯВ, изложенные в последних изданиях [5, 25]. В них в отличие от предыдущих формулировок частично учитываются перечисленные выше факторы и, главное, подчеркивается возможность тяжелых последствий при авариях (массовые отравления или гибель людей и животных).

Профилактическая токсикология давно и успешно характеризует опасность летучих токсичных веществ коэффициентом возможности острого ингаляционного отравления (КВИО по И. В. Саноцкому). Согласно ГОСТу (ССБТ) 2.1.007—76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности", к чрезвычайно опасным веществам относятся те из них, которые имеют КВИО более 300, а к высокоопасным — с коэффициентом 30-300. Вещества последнего списка СДЯВ [3, 14] отвечают этим характеристикам.

КВИО, на наш взгляд, вообще является наиболее важным критерием выявления ООХГ среди опасных грузов. Необходимость такой оценки ХОГ ощущалась и до 1990 г., когда перечень СДЯВ содержал 107 веществ. Ныне, когда перечень СДЯВ сокращен до 34 наименований, выявление ООХГ среди всей массы перевозимых ХОГ становится остро актуальным.

Отдавая должное значению КВИО при отборе ООХГ, следует отметить, что данный показатель не учитывает некоторые рассмотренные выше стороны реальной опасности химического вещества (груза). Поэтому в дополнение к КВИО мы использовали такой адекватный.показатель реальной аварийной опасности для людей, как глубина зоны заражения, который свидетельствует о возможных масштабах распространения химических веществ в поражающих токсодозах при их выбросе (проливе) в окружающую среду. Относительно СДЯВ имеются данные литературы о наличии прямой-зависимости размеров зон заражения от величины КВИО |4].

Расчетные размеры зон заражения определялись для ООХГ с учетом данных литературы и официальных справочных источников по оценке аварийной химической обстановки, в том числе на железнодорожном транспорте [8, 9. 19|.

Повышенную опасность, по нашему мнению, могут представлять те чрезвычайно- и высокотоксичные летучие вещества, которые при аварийных выбросах (проливах) образуют зону заражения с поражающими концентрациями, выходящую за пределы железнодорожных объектов, создавая тем самым угрозу для жизни окружающего населения. Размеры такой зоны для ООХГ приняты нами для 2 вариантов аварийной обстановки: при авариях, связанных только с выбросом или проливом веществ (без пожара), — более 500 м от источника; при авариях, сопровождающихся пожаром и одновременно выбросом (проливом) веществ, — более 800 м от источника, т. е. в обоих случаях учитывается превышение общепринятой опасной аварийной зоны.

Следовательно, повышенная опасность острых смертельных ингаляционных отравлений, количественным выражением которой является КВИО (30 и более), в сочетании с повышенными размерами зоны заражения вследствие аварийного выброса или пролива ХОГ (более 500-800 м) рассматриваются нами в качестве ведущих критериев для отнесения перевозимых химических грузов к категории ООХГ. Точнее, ХОГ различных классов, имеющие оба неблагоприятных показателя, должны быть отнесены к ООХГ.

Помимо этого, для оценки опасности некоторых химических грузов нами предложен еще

один критерий, который применим к относительно малочисленной группе высокотоксичных веществ с умеренной летучестью (таких как би-циклофосфаты, гептил, трикрезилфосфат, фто-рацетат натрия, хлорбензол и ряд других). Даже при кратковременном воздействии этих веществ у пораженных можно ожидать резко выраженные и длительно протекающие интоксикации, трудно поддающиеся лечению. Кроме того, такие вещества характеризуются высокой стабильностью в очаге (скорость испарения более 1 сут), что существенно повышает риск поражений. Поэтому вполне правомерно относить подобные вещества к ООХГ, несмотря на то что они не отвечают указанным выше критериям ингаляционной опасности.

Что касается такого важнейшего показателя особой опасности, как масса груза, то он всегда актуален для перевозимых ХОГ, поскольку перевозки подавляющего большинства из них осуществляются повагонными отправками, при которых масса вещества, как правило, составляет десятки тонн и в аварийных условиях вероятность отравлений персонала железных дорог достаточно велика.

В ходе настоящих исследований с учетом указанных выше критериев проведена аналитическая и расчетная проверка опасности у всех ныне перевозимых летучих массовых химических грузов1.

В качестве исходных материалов использовали официально действующие сборники правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта, которые содержат полный список известных на сегодня опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам в крытых вагонах, контейнерах, цистернах и бункерных полувагонах [13, 16, 23, 24]. Для всех токсичных веществ, обладающих ингаляционной опасностью, рассчитывали КВИО и максимальную зону заражения. При этом особое внимание уделяли грузам, относящимся к соответствующим подклассам 2-го класса "грузовой опасности" (ядовитые газы, ядовитые и воспламеняющиеся газы), 3-го класса (легковоспламеняющиеся жидкости), 6-го класса (ядовитые вещества) и 8-го класса (едкие и (или) коррозионные вещества) по ГОСТу 19433—88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".

Показатель КВИО рассчитывали по общепринятой формуле:

КВИО = См/СЬ50,

где См — максимально достижимая концентрация паров вещества в воздухе при температуре 20°С, мг/л; CL5q — среднесмертельная концентрация данного вещества, установленная для белых мышей при 2-часовой экспозиции, мг/л.

Расчеты максимальной глубины зоны поражения проводили по действующей в настоящее время методике [11] с учетом определенных стандартных условий: полное разрушение типовой емкости (50 т), наиболее неблагоприятные

Таблица 1

Классификация и перечень перевозимых особо опасных химических грузов (ООХГ) с высокой ингаляционной опасностью

№ п/п

Наименование вещества

В расчетах принимал участие ст. науч. сотр. С. Н. Корзунов.

1-й класс. Чрезвычайноопасные для возникновении острых инга-

ляционных отравлений

1 Ангидрид сернистый (серы диоксид)

2 Акролеин ингибированный

3 Ацетонциангидрид

4 Водород фтористый безводный

5 Водород хлористый безводный

6 Диметиламин безводный

7 Кислота азотная, концентрированный раствор (кр)

8 Кислота бромистоводородная, кр

9 Кислота серная, кр

10 Кислота синильная (кислота цианистоводородная)

11 Кислота соляная, кр

12 Кислота фтористоводородная,' кр

13 Метил бромистый (мстилбромид)

14 Метил хлористый (метилхлорид)

15 Монометиламин безводный (метиламин безводный)

16 Нитрил акриловой кислоты (акрилонитрил)

17 Сероводород сжиженный

18 Смесь соляной и плавиковой кислот

19 Формальдегид (кр)

20 Фосген

21 Фосфор треххлористый (фосфора трихлорид)

22 Фосфора оксихлорид

23 Хлор —'

24 Хлорпикрин

25 Хлорциан стабилизированный

26 Этилена окись (этилена оксид)

2-й класс. Высокоопасные для возникновения острых ингаляци-

онных отравлений

27 Аммиак безводный 2в Ацетонитрил

29 Бензотрихлорид

30 Диэтиламин

31 Метилакрилат ингибированный

32 Метилвинилдихлорсилан

33 Метилдихлорсилан

34 Метилтрихлорсилан

35 Метилхлорметилдихлорсилан

36 Метилхлорсилан

37 Одорант СПМ

38 Сероуглерод

39 'Гриметиламин безводный

40 Триэтиламин

41 Хлороформ

42 Этилендиамин

43 Этилмеркаптан

Примечание. В перечне приведены официальные названия веществ как ранее установленные, так и измененные (в скобках) в соответствии с действующими сборниками правил перевозки и тарифов [23, 24].

метеорологические условия (инверсия, скорость ветра 1 м/с, температура воздуха 20°С).

На основе выполненных расчетов всего массива рассмотренных химических грузов (около 450 наименований) выделена группа из 43 веществ с высокой вероятностью острого смертельного ингаляционного отравления (КВИО 30 и более) и образования значительных зон заражения (более 500—800 м) в аварийных ситуациях и классифицируемых нами как ООХГ. По степени опасности возникновения острых ингаляционных отравлений указанные вещества в свою очередь

З-б 45

Таблица 2

Перечень перевозимых умереннолстучнх токсичных веществ, представляющих при авариях опасность отравлений с тяжелыми последствиями (КВИО < 30)

№ п/п

Наименование вещества

1 Ангидрид уксусный

2 Анилин

3 Альдегид уксусный (ацетальдегид)

4 Водорода нероксид (концентрация выше 60%)

5 Бензил хлористый (бензилхлорид)

6 Бром

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Винилацетат ингибированный

8 Винилтрихлорсилан

9 Гегггил*

10 Гидразин (гидрат или сульфат)*

11 Дикетен ингибированный

12 Днметиланилин

13 Диметилдихлорсилан

14 Диметилформсйьдегид

15 Диметилсул1>фат

16 Диметилхлорметилхлорсилан

17 Дитолилметан

18 Дихлоргидрин глицерина

19 Дихлорнитробензол

20 Диэтилдихлорсилан

21 Изоамилены

22 Изопропилнитрат

23 Кислота муравьиная

24 Кислота хлорная

25 Кислота хлорсульфоновая

26 Метила цетат

27 Метиловый спирт

28 Олеум

29 Перекись ацетила

30 Ртуть*

31 Ртути дихлорид*

32 Ртути оксицианид*

33 Ртути цианид*

34 Тетрабромэтан

35 Тетракарбонил никеля*

36 Тетрафторэтан

37 Теграфторэтилен

38 Тетрахлорпентан

39 Тетрахлорпропан

40 Тетрахлорэтан

41 Тетрахлорэтилен

42 Трифтортрихлорэтан

43 1,2,3-Трихлорпропан

44 Трихлорсилан

45 Триэтилхлорсилан

46 Углерод четырехбромистый (углерода тетрабромид)

47 Углерод четыреххлористый (углерода тетрахлорид)

48 Фенилтрихлорсилан

49 Хлорбензол*

50 Эпихлоргидрин

51 Этилдихлорсилан

52 Этилтрихлорсилан

53 Этилхлорсилан

Примечание. Звездочка — отнесены с ООХГ в соответствии с одним из предложенных критериев.

разделены на 2 класса: 1-й — чрезвычайноопас-ные (КВИО > 300) и 2-й — восокоопасныс (КВИО от 300 до 30). Классификация и перечень перевозимых железнодорожным транспортом ООХГ с высокой ингаляционной опасностью приведены в табл. 1.

Как видно, большинство из приведенных в указанном перечне веществ содержится в последнем официальном списке СДЯВ [3]. Однако

наблюдаются и некоторые отличия. В частности, в нашем перечне отсутствуют 6 общепринятых наименований СДЯВ, не перевозимых в настоящее время как массовые грузы (мстилмер-каптан, мышьяковистый водород, окислы азота, фтор, этиленимин, этилснсульфид). Одновременно перечень ООХГ дополнительно содержит 15 веществ, не входящих в списки СДЯВ, но которые, согласно проведенным расчетам, обладают существенной ингаляционной опасностью и должны классифицироваться как ООХГ и СДЯВ (диэтиламин, бензотрихлорид, концентрированные кислоты азотная, серная и фтористоводородная, одорант СПМ, смесь соляной и плавиковой кислот, триэтиламин, 5 соединений хлор-силанов, хлороформ и этилендиамин). Иными словами, официальный список СДЯВ недостаточен для организации медико-профилактической работы с ХОГ, вызывающих массовые отравления.

Наряду с определением перечня ООХГ, безусловно представляющих в силу своей высокой токсичности и летучести наибольшую опасность массовых ингаляционных отравлений при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте, нами выделена дополнительная группа потенциально опасных веществ, входящих в номенклатуру перевозимых грузов. К ним относятся умереннолетучие химические вещества (КВИО < 30), которые по совокупности своих токсичных свойств могут представлять опасность отравлений с тяжелыми последствиями (табл. 2).

Важно подчеркнуть, что большинство приведенных в табл. 2 веществ входили в ранее действовавший перечень СДЯВ (107 наименований) и уже по этой причине требуют к себе повышенного внимания. Выделение дополнительной, группы веществ обусловлено и тем, что критерий КВИО охватывает не все стороны токсичности и опасности химических соединений, которые, по-видимому, учитывались при составлении предыдущего более полного списка СДЯВ. Среди указанных в табл. 2 веществ мы выявили ряд соединений, вызывающих резко выраженные и длительно протекающие интоксикации, трудно поддающиеся лечению, а также характеризующихся стабильностью в очаге. Вещества, соответствующие этим 2 критериям (гидразин, гептил, тетракарбонил никеля, ртуть и ее соединения, хлорбензол), могут быть причислены к категории ООХГ. В связи с изложенным приведенные в табл. 2 вещества не должны уйти из поля зрения при последующем усовершенствовании перечня особо опасных грузов, и также при обеспечении безопасности перевозочного процесса и защите людей при авариях.

Выводы. 1. Обоснованы список особо опасных химических грузов (ООХГ), перевозимых железнодорожным транспортом, а также критерии для отнесения химических грузов к этой категории. Указанный список включает вещества, обладающие высокой ингаляционной опасностью, и содержит наряду с общепринятыми СДЯВ 15 новых особо опасных химических веществ (всего 43 наименования).

2. Дополнительный (второй) список содержит преимущественно вещества (грузы), которые хотя и не отвечают предложенным критериям, однако требуют специального внимания в силу

своих выраженных токсических свойств. Ряд из них (8 наименований) представляет опасность отравлений с тяжелыми последствиями для людей и природной среды, что позволяет отнести эти вещества к категории ООХГ.

3. ООХГ нельзя противопоставить другим перевозимым химически опасным грузам. И те и другие требуют точного соблюдения действующих на железнодорожном транспорте норм и правил. Однако в отношении ООХГ необходимы дополнительные меры профилактики аварийных ситуаций и прежде всего организация системы постоянного контроля в процессе их перевозки по железным дорогам России.

Литература

1. Лвекитян М. А.. Фефелов А. М. Справочник работника технической конторы. — М., 1982.

2. Временный перечень сильнодействующих ядовитых веществ для организации защиты рабочих, служащих и населения от них: Директива начальника Г'О СССР № 7, 1987. - М., 1987.

3. Временный перечень СДЯВ: Директива начальника ГО СССР № 3. 1990. — М.. 1990.

4. Исаев В. С.. Корзунов С. П., Лепикоршев Е. П. и др. // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — М„ 1991. — Вып. 10. — С. 46—47.

5. Каталог основных понятий Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. ВНИИ ГОЧС. - М„ 1993. - С. 14.

6. Кривули С. Д., Коршунов Ю. //., Суворов С. В., Штеренгарц Р. Я. Гигиена на железнодорожном транспорте. — М.. 1992.

7. Ливанов Г. А., Михалева А. Л., Рами/ С. М. // Журн. Все-союз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. — 1990. — Т. 35, № 4. — С. 447-452.

8. Маршалл В. Основные опасности химических производств. — М.. 1989.

9. Материалы анализа токсикологической обстановки ... по РФ за период 1985—1992 гг. (ГКЧС России № 403/17 от 26.02.93). - М„ 1993.

10. Медицинские вопросы ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте / Под ред. 10. Н. Коршунова, С. В. Суворова. — Т. 1—3. — М., 1991.

11. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте. — М., 1990.

12. Отчет о НИР. ВНИИЖТ МПС "Совершенствование и расширение применения системы слежения за перевозками ООГ". - Т. 2. - М., 1994.

13. Перечень опасных веществ. МОТ. — Женева, 19S8.

14. Перечень опасных химических продуктов, при нахождении которых на производстве, либо на хранении выше установленных объемов необходима разработка дополнительных мероприятий по защите населения на случай аварии с этими продуктами (Утв. Нач. штаба ГО СССР от 20.12.1990). - М.. 1990.

15. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. — М., 1984.

16. Правила перевозок опасных грузов (Раздел 42 Правил перевозок грузов. — Ч. 2). — М.. 1987.

17. Правила перевозок разрядных грузов. — М., 1980.

18. Правила пожарной безопасности в России (ППБ-01-93). - M.. 1994. — С. 72—88.

19. Профилактические меры при перевозках опасных грузов на железнодорожном транспорте. — М., 1995.

20. Рекомендации по перевозке опасных грузов. ООН. — 6-е изд. — Нью-Йорк, 1987.

21. Руководство по медико-профилактическим аспектам работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте / Под ред. С. Д. Кривули, Ю. Н. Коршунова, С. В. Суворова. — М., 1991.

22. Саноцкий М. В., Уланова И. Г1. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценки опасности химических соединений. — М„ 1975. — С. 74—93.

23. Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта № 370. — М.. 1990.

24. Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта № 392. — М„ 1992.

25. Сильнодействующие ядовигые вещества и защита от них. — М., 1989. - С. 5-8.

26. Anlage В zur Gefargutverordnung Strase (GOVS) (zum ADR). — Berlin, 1990.

Поступила 24.02.45

Summary. Presents the list of especially dangerous freight and

criteria for the determination of the most dangerous substances.

Offers an extra list of agents characterized by expressed toxicity.

X") Коллектив авторов, 1995 УДК 613.6:«56.2]-07И.

И. Ф. Боярчук. Б. И. Школьников, А. А. Дорфман

ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИИ ТРУДА НА ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ И ПУТЕВОЙ ТЕХНИКЕ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва

За период 1992-1994 гг. заводами транспортного машиностроения разработаны и по с-троены для МПС грузовые электровозы постоянного тока ВЛ65, ВЛ80С, ВЛ85 Новочеркасского завода, пассажирский тепловоз ТЭП80 Коломенского завода, маневровые тепловозы ТЭМ116, ТЭМ18 Брянского завода, тепловозы для Сахалина ТГМ11, ТГМ22 Людиновского завода. На Демсховском машиностроительном заводе построен отечественный электропоезд ЭД-2Т (пока на комплектующих изделиях РЭЗ), а на Торжокском заводе по заданию РАО ВСМ — электропоезд постоянного тока ТР-2Т. По заданию МПС на Коломенском заводе разрабатывается высокоскоростной электровоз постоянного тока (до скорости 250 км/ч), а на Людиновском

заводе планируется дизель-поезд ДЛ-2 с прицепными вагонами Тверского завода для межобластных перевозок. РАО ВСМ "Высокоскоростные магистрали" начинает проектировать высокоскоростной электропоезд "Сокол" для его эксплуатации на путях МПС и специализированной магистрали со скоростями 250 и 350 км/ч.

Таким образом, в настоящее время определены поставщики подвижного состава, необходимого железным дорогам МПС.

ВНИИ железнодорожной гигиены, будучи аттестованным центром для проведения санитарно-гигиенических и эргономических испытаний, в рамках государственных приемочных испытаний провел все виды порученных заводами испытаний и подготовил в каждом случае пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.