Научная статья на тему 'МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВАРИЙНОЙ КАРТОЧКИ НА ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ'

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВАРИЙНОЙ КАРТОЧКИ НА ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВАРИЙНОЙ КАРТОЧКИ НА ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ»

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 614.84/.86-084:656

С. Д. Кривуля, В. А. Капцов, С. В. Суворов

медико-профилактическая концепция аварийной карточки

на опасные грузы

Врачебно-санитарное управление МПС России, Москва; ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

Аварийные карточки на опасные грузы представляют собой важнейший медико-информационный и инструктивно-методический документ на случаи аварий и ликвидации их последствий. Работа над ними началась в 1980 г. В ней приняли участие специалисты по перевозке грузов, химики, специалисты по пожарной обороне (А. М. Островский, Н. Н. Боговарова — Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта), гигиенисты, токсикологи, клиницисты-профпатологи, радиологи (С. В. Суворов, И. Ф. Боярчук, Т. С. Тихова, Л. А. Во-роновицкая, Э. С. Фрейман — ВНИИЖГ), клиницист-токсиколог (Т. В. Новиковская — МНИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосов-ского), специалисты Главного грузового управления МПС (В. В. Дьяконов, А. Г. Дробинина), специалисты других управлений МПС и научных центров Москвы.

В 1984 г. на основе такого сотрудничества был издан справочник «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций» (М.: Транспорт), включающий в себя 130 аварийных карт на 567 веществ. В последующие годы ВНИИЖГ дополнил и уточнил медико-профилактические разделы всех 130 аварийных карточек этого справочника.

Медико-профилактические разделы сразу заняли одно из ведущих мест в содержании аварийных карточек. Основная форма аварийной карточки включала в себя данные по физико-химическим свойствам, номер ООН, степень токсичности по видам опасности, в том числе для человека, пути поступления веществ в организм человека, меры первой помощи (доврачебной и первой врачебной). В приводимом ниже по источнику [3] примере дана заполненная форма аварийной карточки 11.1, позволяющая достаточно полно раскрыть пути и способы ликвидации аварийных ситуаций, помочь специалистам в принятии решений по ликвидации сложнейших аварийных ситуаций с хлором.

В руководстве по медико-профилактическим аспектам работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте [3] материал расположен в порядке нумерации аварийных карточек, принятом в правилах 1984 г. Авторы разукрупнили некоторые карточки, сохранив, однако, за каждой дочерней карточкой номер первого источника, т. е. издания 1984 г. Различаются такие дочерние карточки дополнительной нумерацией в десятичной системе. Например, цитированную карточку 11.1, содержащую хлор и хлор трех-фтористый, разбили на 2 самостоятельные карточки: 11.1 (хлор) и 11.2 (хлор трехфтори-стый). Это позволило более правильно отразить индивидуальные токсичные свойства и более точно учесть меры по ликвидации аварийной ситуа-

ции по подбору средств индивидуальной защиты (СИЗ) и оказанию медицинской помощи. Например, конкретизированы марки противогазов, рекомендован изолирующий костюм типа Л-1, уточнен тип перчаток (из дисперсии бутилкау-чука).

Кроме цитированного руководства [3], тем же авторским коллективом разработаны и изданы [1] медицинские разделы для будущих комплексных аварийных карточек еще на 400 опасных грузов. В этом издании авторы отказались от описаний специализированной медицинской помощи, которая была дана в [3], поскольку в очаге аварии обычно осуществляется доврачебная само-и взаимопомощь и первая врачебная помощь в объеме скорой медицинской помощи. Более сложные приемы специализированной медицинской помощи изложены в руководствах по скорой медицинской помощи и для врачей специализированных токсикологических центров. Перспектива в этом разделе видится в разделении догоспитальных и госпитальных объемов оказания медицинской помощи. В этой работе были сделаны также уточнения по средствам индивидуальной защиты. Если ранее в этих разделах давались лишь классификационные типы таких средств, то теперь указаны конкретные их виды. Авторы учитывали, что фильтрующие противогазы должны применяться в тех случаях, когда суммарный объем токсичных паров и газов не превышает 0,5 %, а объемная доля кислорода во вдыхаемом воздухе составляет не менее 18 %. В то же время фильтрующие респираторы применяются при той же объемной доле кислорода во вдыхаемом воздухе и концентрации токсичных веществ, не превышающих ПДК более чем в 15 раз.

Фактический материал, изложенный выше, послужил основой разрабатываемой авторами медико-профилактической концепции аварийных карточек. Исходной точкой ее является перечень перевозимых опасных грузов, определение терминов «опасный груз» и «массовые опасные грузы». Знание этих вопросов позволяет лучше ориентироваться во всей предметной области аварийных карточек. Основу такого списка должен составлять перечень наиболее часто перевозимых отечественных опасных грузов, конечно, с учетом рекомендаций последних сессий Комитета эспер-тов ООН по перевозке опасных грузов (ЭКОСОС ООН). Комитет экспертов предполагает расширять его и в будущем охватить «все опасные вещества, имеющие торговое значение». Международные перечни являются своеобразными классификациями, поскольку отражают наряду с названиями веществ (грузов) различные виды опасностей (основной и дополнительных), присущих грузам, группы и виды упаковки, данные

Аварийная карточка № 11.1 (лицевая сторона)

Перечень опасных грузов

Номер ООН Наименование груза

1017 Хлор

Основные свойства и виды опасности

Основные свойства Зеленовато-желтый газ с характерным запахом. Мало растворим в воде. Сильный окисли-

тель. Коррозионен. Перевозится в сжиженном состоянии под давлением. При выходе в атмосферу дымит. Скапливается в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях. Класс опасности груза — 2.2. Класс токсичности и опасности вещества — 3. ПДКр 3 I мг/м3

Взрыво- и пожароопасность

Опасность для человека Опасен при I — вдыхании, III — попадании на кожу и IV — в глаза.

I — высокие концентрации: одышка, удушье, синюшность кожи, резкое возбуждение, нарушение координации, шумное клокочущее дыхание, потеря сознания, пульс частый, нитевидный; средние и низкие концентрации: резкие загрудинные боли, мучительный сухой кашель, одышка, обильная пенистая мокрота, желтая или красноватая, сердцебиение, рвота, затрудненное глотание; малые концентрации: легкая одышка, охриплость, чувство давления в груди, рвота, III — краснота, боль, отек, IV — краснота, слезотечение, жжение и резь.

Возможен смертельный исход от отека легких

Средства индивидуальной защиты

Изолирующий костюм типа Л-1. Противогаз изолирующий или фильтрующий В, БФК. Перчатки нз дисперсии бутилкаучука.

(оборотная сторона) Необходимые действия

Общего характера Удалить посторонних. Держаться с наветренной стороны. Избегать низких мест. Изолиро-

вать опасную зону и не допускать посторонних. В зону аварии входить только в защищенном костюме. Пострадавшим оказать первую доврачебную помощь. Отправить людей из очага поражения на медобследование.

Не прикасаться к разлитому веществу. Удалить горючие вещества. При интенсивной утечке для осаждения газа использовать распыленную воду. Изолировать район в радиусе 200 м, пока газ не рассеется. Эвакуировать людей из зоны, подвергнувшейся опасности заражения ядовитым газом. Зона эвакуации 10 км. Не допускать попадания вещества в водоемы. В случае заражения воды сообщить СЭС. Место разлива залить водой, известковым молоком, раствором соды или каустиком

При пожаре'

При возгорании1

Меры первой помощи

Доврачебная Свежий воздух, покой, тепло, чистая одежда. Увлажненный кислород. Длительное иро-

мЫвание кожи и слизистых. I — полоскание горла щелочными растворами, 2 % раствором питьевой соды, боржоми; питье молока, слизистых отваров. III — повязка с нейтральным жиром, мазью Вишневского. IV — в течение 10—15 мин промывать проточной водой, затем 2 % раствором питьевой соды

Врачебная I — вдыхание распыленных щелочных растворов, промывание носа и полости рта 2 %

раствором адреналина. При болезненном кашле — кодеин, тусупрекс. Для предупреждения отека легких внутривенно глюкоза (40%, 40 мл), эуфиллин (2,4 %, 10 мл), нредни-золон 60—80 мг, лазикс 40 мг. Подкожно атропин (0,1 %, 1 мл), платифиллин (0,2%, 1 мл), димедрол (1 %, 1 мл), папаверин (2 %, 2 мл).

' Меры при возгорании и пожаре разрабатываются в исследованиях технических специалистов и готовятся специальным изданием.

о контрольной и аварийной температуре. Данные перечней о видах упаковки позволяют рационально решать вопросы совместимости грузов.

Международный перечень содержит вещества (грузы) с порядковыми номерами по ООН от 0004 до 3073 (с небольшими пропусками в связи с изъятием некоторых веществ из перечня).

Отечественный алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам в крытых вагонах и контейнерах, приведенный в правилах перевозок опасных гру-

зов 1987 г., содержал 772 наименования. Указатель переиздания этих правил 1992 г. насчитывал около 1000 наименований. Указатели содержат важные для технологов перевозочного процесса и гигиенистов сведения о роде вагона (крытые общего парка, крытые специальные вагоны грузоотправителя, полувагоны и платформы), видах отправки (повагонные, мелкие отправки, универсальные контейнеры МПС и специализированные контейнеры грузополучателя), о знаках опасности, номерах аварийных карточек, типах штемпелей на перевозочных документах (типа

«легко воспламеняется», «ядовитое», указываются формулы прикрытия и т. д.).

Достаточно полная систематизация перевозимых грузов представлена в [2]. В алфавитном перечне опасных грузов в этой монографии представлено 1749 названий веществ и продуктов. Токсиколого-гигиеническая характеристика (паспортизация) в этом издании шире, чем в других названных перечнях (ПДК веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде и почве, указаны вид подвижного состава и вид упаковки, а также идентификационные номера ООН и др.).

Принцип токсиколого-гигиенической паспортизации опасных грузов должен строго соблюдаться в системе аварийных карточек, поскольку в них отражены все наиболее существенные ме-дико-профилактические данные по конкретным грузам.

Однако в этом случае сталкиваются интересы нескольких авторских коллективов предполагаемых карточек. Если для врачей предпочтительнее индивидуальные карточки, так как для них ведущим показателем является токсикометриче-ская характеристика вещества, а руководством к действию — рекомендации по доврачебной и первой врачебной помощи, то для специалистов по противопожарной обороне главным являются химические характеристики воспламенения и горючести вещества, а алгоритм действия определяет наличие или отсутствие необходимых средств пожаротушения.

В процессе переработки (а она длится уже более года) возникают противоречия, заключающиеся в том, что специалистам в области пожарного дела удобней объединять большое число опасных грузов (до 70—100 веществ!) в одну карточку по их физическим пожароопасным свойствам, что совершенно неприемлемо с врачебной точки зрения, так как даже 2 вещества с одинаковыми физическими свойствами могут иметь различные токсикологические характеристики, относиться к разным классам опасности и требовать при ликвидации аварийной ситуации принципиально разных действий по оказанию медицинской помощи.

В связи с этим задача многопрофильного авторского коллектива — сортировать вещества в каждой аварийной карточке таким образом, чтобы был соблюден принцип оптимальной относительности требований смежных наук.

Сегодня не время конкретизировать решение — это дело рабочей группы. Наша задача — определить принципиальное направление работы. Что касается медико-профилактической стороны дела, то совершенно ясно и понятно, что профилактика нарушений состояния здоровья, несмотря на все трудности общественной жизни, осталась и навсегда останется нашим главным приоритетом. В этом мы находим полную поддержку руководства врачебно-санитарного управления МПС, утвердившего как форму, так и основные разделы аварийной карточки.

Конечно, изложенным не исчерпывается область дальнейшего совершенствования аварийных карточек. Ближайшими задачами видятся расширение экологических и создание санитарно-хими-ческих разделов карточек.

Необходимость создания последних диктуется недостаточно реализуемыми указаниями ряда пунктов действующего «Порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» (1984 г.). Согласно этому порядку, начальник отделения дороги совместно с главным врачом санитарно-эпидемиологической станции (ныне центра сан-эпиднадзора — ЦСЭЕ) принимает решение о порядке ликвидации аварийной ситуации. В этом документе есть ряд пунктов о необходимости сложной санитарно-химической работы.

Приведем пакет этих пунктов.

«Работники санэпидстанций (теперь ЦСЭН) железных дорог, прибыв к месту аварийной ситуации, обязаны незамедлительно организовать контроль за выполнением предписаний и рекомендаций по безопасному ведению работ, отбор проб воздуха, воды, почвы, смывов с транспортных средств на анализ для определения уровня загрязнения опасными грузами, при необходимости организовать работы по обеззараживанию транспортных средств и др.» (пункт 10).

«Возможность возобновления движения поездов через зону аварийных ситуаций с опасными токсичными или радиоактивными грузами определяется работниками санэпидстанций (теперь ЦСЭН) железных дорог после проведения анализов, характеризующих состояние окружающей среды» (пункт 12).

«Работники санэпидстанций (ЦСЭН) после проведения работ по обеззараживанию обязаны организовать лабораторный контроль за эффективностью их проведения, а при необходимости организовать повторное обеззараживание» (пункт

13).

«В случае аварийной ситуации с опасными грузами в зимнее время лабораторный контроль эффективности обеззараживающих работ повторить в теплое время года, при необходимости работы по обеззараживанию повторить» (пункт

14),

Правда, пункт 15 существенно смазывает эти указания: «Если невозможно выполнить мероприятия по пунктам 10, 12, 13, 14 силами санэпидстанции (ЦСЭН) железных дорог, к данным работам должны привлекаться специалисты и формирования гражданской обороны, специализированные воинские подразделения, а также органы здравоохранения».

Тем не менее аварийные карточки все же должны содержать основные указания санитарному химику (хотя бы в обобщенном виде в приложении к аварийным карточкам).

Ныне, когда разработаны (август 1993 г.) временные правила о работе ЦСЭН в зоне аварии, а ВНИИЖГ приступил по заказу Врачебно-санитарного управления к созданию постоянного" документа по этим вопросам, появилась возможность конкретизировать изложенные положения.

Анализ всего предшествующего . опыта разработки аварийных карточек позволил сформулировать следующие основные положения медико-профилактической концепции аварийных карточек на опасные вещества (грузы):

1. Аварийная карточка должна быть единым комплексным медико-техническим инструктивно-методическим документом.

2. В медико-профилактических разделах аварийная карточка должна включать в себя не только общие для группы веществ рекомендации, но и специфические, учитывающие особенности действия отдельных веществ, если эти особенности представляют опасность для жизни и здоровья, не устраняемую общими мерами.

3. Аварийные карточки должны включать медицинскую информацию в следующие разделы:

— указатель степени токсичности в паспортной части;

— опасные физико-химические свойства, влияющие на условия вредного действия (с учетом гигиенических критериев вредности и опасности для жизни персонала и населения);

— опасность для человека (симптомы отравлений) ;

— средства индивидуальной защиты;

— необходимые действия общего характера;

— меры доврачебной помощи;

— первая врачебная помощь (в объеме первичной реанимации и неотложной врачебной помощи) на догоспитальном и госпитальном уровнях;

— мероприятия по охране окружающей природной среды по тем грузам, для которых накоплен научно обоснованный материал;

— краткие указания санитарному химику (приложение) .

4. СИЗ должны быть подобраны с учетом специфичности и доступности на местах. Факультативно нужно указывать лучшие современные образцы и варианты СИЗ для экстремальных ситуаций, а также для работы с малыми концентрациями веществ.

5. Врачебная помощь, как указано, должна предусматривать комплекс первичной реанимации неотложной помощи. С учетом доступности и эффективности применения пересмотреть медикаментозное оснащение при оказании медицинской помощи.

6. Необходима унифицированная запись медицинской и технической информации в карточках. В первую очередь необходим пересмотр примечаний к приложению № 4 Правил 1984 г. с учетом изданий ВНИИЖГ в 1991 г. (возможны краткие инструкции по СИЗ, пожаротушению, природоохранным мероприятиям).

7. Перечень опасных грузов, описываемых в аварийных карточках по состоянию на 1994 г., должен охватывать все наименования грузов и веществ по алфавитному перечню Правил 1984 г., дополнительных списков, охваченных карточками бюро экспертизы стандартов Грузо-

вого управления МПС (1988 г.), Сибирской железнодорожной академии (1990 г.), ВНИИЖГ (1991 г.) и официальных изданий МПС, например сборник тарифов № 392, указанными дополнительными изданиями охвачены почти все «наиболее массовые опасные» грузы (вещества).

8. Перегруппировка грузов (веществ) и самих аварийных карточек должна осуществляться с учетом медико-профилактических требований и согласовываться с врачебно-санитарным управлением МПС.

9. Ныне правомерны 2 варианта группировки и перегруппировки веществ:

9.1. Максимальная разбивка веществ с учетом специфических, медицински значимых свойств веществ.

9.2.1. Оптимально укрупненная группировка по признаку общности технических восстановительных мероприятий (при обязательном в составе одной книги медицинского приложения к аварийным карточкам!).

9.2.2. Все параметры, которые не попадают под определение оптимальных, но могут помочь при ликвидации аварийной ситуации, оказании медицинской помощи, выборе СИЗ, обучении и тренировке студентов, курсантов и персонала, должны быть помещены в приложение.

Аварийные карточки на опасные грузы являются наиболее важным информационным и инструктивно-методическим документом для комплексных мероприятий при ликвидации аварийных ситуаций. Концепция аварийных карточек затрагивает перечень опасных грузов, требующих первоочередной разработки комплексных мер ликвидации аварийных ситуаций, принципы отбора информационно важных физико-химических свойств, всех видов грузовой опасности, опасности для жизни и здоровья персонала и населения, принципы и объемы догоспитальной медицинской помощи, индивидуальной защиты персонала и природоохранных мероприятий.

Литература

1. Медицинские вопросы ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте: Руководство / Под ред. Ю. Н. Коршунова, С. В. Суворова.— Т. I.— М., 1991.

2. Профилактические меры при перевозках опасных грузов на железнодорожном транспорте / Прохоров А. А., Суворов С. В., Боярчук И. Ф. и др. — М., 1985.

3. Руководство по медико-профилактическим аспектам работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте / Под ред. С. Д. Кривули, Ю. Н. Коршунова, С. В. Суворова.— М., 1991.

Поступила 28.03.94

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 616.5-022.7:579.861.2

Д. И. Дранкин, Л. П. Харитонова, М. В. Балабанова

о стафилококковой микрофлоре кожи

Саратовский медицинский университет

Изучались стафилококковая микрофлора неко- нических факторов. Методы исследования соответ-

торых участков кожных покровов (лоб, щека, ствовали рекомендациям по применению унифи-

верхняя губа, ладонь) у здоровых людей и влияние цированных микробиологических (бактериологи-

на нее ряда биологических, природных и гигие- ческих) методов исследования в клинико-диаг-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.