Научная статья на тему 'Современные концептуальные подходы к построению государственной инновационной политики'

Современные концептуальные подходы к построению государственной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные концептуальные подходы к построению государственной инновационной политики»

7. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления / Д.А. Поспелов. -М.: Энергоиздат, 1981.

8. Тихонов А.Н. Методы решения некорректных задач / А.Н. Арсенин [и др.]. - М.: Наука, 1979. - 286 с.

A.Б. Ярощук

B.М Груздев

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: национальная инновационная система, модернизация, национальная экономика, научно-исследовательская деятельность, государственное регулирование.

Государственная инновационная политика представляет собой одну из главных частей общей социально-экономической политики, которая, в свою очередь, показывает отношение государства к инновационной сфере, намечает цели, направления, способы деятельности государственных структур в сфере науки, техники и применении достижений в этих областях. Она отображается в реализуемой правительством РФ концепции социально-экономического роста Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического роста РФ на среднесрочную перспективу [6, С. 62].

Разработка и реализация государственной инновационной политики Российской Федерации основывается на следующих главных принципах [1]:

определении приоритетности инновационной деятельности для увеличения продуктивности степени технологического развития общественного производства, уровня жизни населения, конкурентоспособности наукоемких товаров и экономической безопасности;

проведении государственного регулирования инновационной политики в комплексе с эффективной работой конкурентного механизма в сфере инноваций;

концентрировании государственных средств на создании и распространении приоритетных новаций, которые обеспечивают прогрессивные структурные экономические сдвиги;

формировании условий, необходимых для обеспечения развития рыночных отношений в инновационной среде и ликвидации недобросовестной конкуренции в самой инновационной деятельности;

формировании и развитии благоприятного инвестиционного климата в процессе осуществления инновационной деятельности;

усилении сотрудничества Российской Федерации в сфере инноваций на международных рынках;

обеспечении национальной безопасности страны и повышение обороноспособности путем осуществления инновационной политики.

© Ярощук А.Б., Груздев В.М., 2013

Поэтому на начальных этапах инновационной модернизации экономики следует максимально использовать меры государственной поддержки инновационной деятельности предприятий. Поддержка со стороны государства должна быть оказана им в необходимых объёмах (финансовыми или нефинансовыми ресурсами). Так, она может осуществляться в следующих формах:

прямого государственного стимулирования НИОКР, осуществляемого путем распределения финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных, таких как госзаказ, гранты, кредитование) между разными сферами научно-исследовательских разработок согласно разработанной системе научных приоритетов;

косвенного государственного стимулирования науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий [3, С. 32];

предоставления различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);

создания благоприятного инновационного климата в экономике и инфраструктуре, обеспечение исследований и разработок (включая службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики и пр.).

Финансовые ресурсы национальной экономики для развития инновационной предпринимательской деятельности на промышленных предприятиях формируются за счет собственных (как государства, так и предпринимательских структур) и привлекаемых финансовых средств, а также государственных гарантий под кредит предпринимателей.

Для активизации инновационного развития российской экономики требуется в разумных пределах усилить регулирующую функцию государства в управлении [12, С. 11]. К примеру, действенным регулирующим инструментом может стать аккумуляция и целевое направление части доходов, получаемых государством от экспорта энергоносителей и сырья для формирования финансовой базы и инфраструктуры инновационной модернизации. То есть это подразумевает предоставление определённого кредита ресур-сопроизводящих отраслей государству в результате пересмотра системы их налогообложения. В результате, это могло бы способствовать формированию условий, необходимых для активной инновационной деятельности предприятий, как это было в советский период существования эффективной государственной системы создания научно-технических новшеств с финансированием, ориентированным на предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Разработкой и проведением государственной инновационной политики в России занимаются государственные органы исполнительной власти, которые назначаются Правительством РФ. Региональная инновационная политика разрабатывается и осуществляется государственными органами власти самих субъектов Российской Федерации с учетом федеральной инновационной политики и интересов регионов. В разработке и осуществлении государственной инновационной стратегии могут быть задействованы общественные объединения, которые функционируют в рамках предоставленных им полномочий, обозначенных законодательством Российской Федерации [5, С. 30].

Будучи одной из составляющих системы государственного регулирования, инновационная политика обладает следующими свойствами:

ясно обозначенными целями и ключевыми направлениями инновационной

деятельности;

органами управления, которые реализуют функции, обеспечивающие достижение поставленных целей;

информационной системой, которая составляет информационный образ объекта регулирования и является достаточной для исполнения функций управления и регулирования;

инструментами регулирования и поддержки, которые используют государственные органы власти для воздействия на компании и среду в части реализации своих функций.

«Переход России к инновационному пути развития является единственной возможностью сделать наше государство конкурентоспособным и войти в мировое сообщество на равных» - утверждается в «Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [2]. Перестройка и переход к инновационному пути развития государства определяется в данном документе как приоритетная цель государственной стратегии в сфере развития науки и технологий. И одним из главных направлений государственной стратегии в сфере развития науки и технологий является становление национальной инновационной системы.

В Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012» прослеживается отчетливая линия Правительства РФ, направленная на то, чтобы структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные направления и обеспечить их финансирование. «На нанотехнологи (а это один из приоритетных проектов) в рамках данной программы, было запланировано израсходовать 4,4 млрд руб. за 6 лет, то есть, около 27 млн долларов в год» [3]. Для России это достаточно серьезный шаг, поскольку он отражает понимание выдвинутых временем требований и необходимости адекватно на них отвечать.

Политика, которая формируется Министерством образования и науки Российской Федерации, подразумевает осуществление данных целей и задач. Главными из них, решаемыми федеральной целевой научно-технической программой, являются: обозначение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие структуры научных и технических задач, механизмов формирования и построения государственно-частного сотрудничества; развитие инфраструктурной сферы, то есть укрепление инновационной инфраструктуры РФ; а также содействие усилению материально-технической поддержки научной работы вузов, разработка нормативно-правовой базы науки и инновационной политики и др.

Курирование программы осуществляется научно-координационным советом под началом министра. Шесть основных научно-технических направлений определяют приоритеты [10, С. 110]:

технологии живых структур; наноиндустрия и перспективные материалы;

энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии; информационно-телекоммуникационные структуры; экология и рационализация природопользования; безопасность и борьба с терроризмом

Новая редакция программы подразумевает три основных блока, на базе которых ведется работа: генерирование знаний, разработка технологий и их коммерциализация

[3].

Первый блок - генерирование знаний. Он подразумевает реализацию свыше 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментальной ориентации и прикладных разработок. Обеспечивается также поддержка научно-организационного и методического характера взаимодействия научной и образовательной деятельности, пилотных проектов, формируются научно-образовательные структуры.

Второй блок, заключающийся в разработке технологий, ориентируется на поддерживании и развитии прикладных научно-исследовательских разработок. В области этого блока свыше 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных наработок первый раз получили финансовую поддержку. Каждый из этих проектов получал в среднем примерно 10 млн рублей. Это приблизительно на порядок выше того, что было до осуществления последней редакции программы.

Третий блок является заключительным и представляет собой коммерциализацию технологий. Первым делом, здесь важно говорить о создании и развитии продуктивных способов государственного и частного партнерства. Наглядными примерами в этом плане могут стать осуществляемые, начиная с 2003 года, приоритетные инновационные проекты государственной значимости, которые поддерживались ещё Министерством промышленности, науки и технологий РФ, и на данный момент вполне успешно продолжают реализовываться при поддержке Федерального агентства науки и инноваций, фактически при поддержке министерства образования и науки России.

Очень важный элемент - это финансовая структура. В нее, как правило, входят бюджетные и внебюджетные фонды, такие как, к примеру, РФТР - российский фонд технологического развития, и фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической области.

РФТР является внебюджетным фондом, формируемым из тех отчислений, которые компании, освобождая от налогов, направляют во внебюджетные фонды НИОКР, отраслевые фонды и центральные организации, которые координируют их работу. Он наполняется путем 25% отчислений от средств, которые собираются отраслевыми фондами. Средства тратятся на поддержку важных инновационных и научно-технических разработок [7, С. 336].

Одним из приоритетных заданий государственной инновационной политики является неуклонное наращивание национального научно-технического потенциала для поддерживания экономического роста государства, увеличения его конкурентоспособности на мировом рынке, высокого уровня жизни. Базу этого потенциала составляют «критические» технологии, то есть, те инновации, которые могут поддержать высокий уровень инновационной деятельности компаний и, как следствие этого, непрерывное увеличение конкурентоспособности национальной экономики.

На сегодняшний день еще одной особенностью технологического развития выступает использование компьютерных программ, которые концентрируют интеллект и эквивалентное по продуктивности большое количество оборудования. На данном этапе только в американской экономике, по статистике, на программное обеспечение тратится свыше 10 млрд дол. [5].

Но, все же, в России прослеживается уменьшение удельного веса наукоемких секторов. Согласно данным журнала «КоммерсантЪ» в начале 90-х годов российская телекоммуникационная отрасль использовала оборудование, которое отставало на 15-20 лет

от западного. Причиной сложившейся ситуации является пропущенная отечественной промышленностью в 70-х годах состоявшаяся первая информационная революция. Отсутствие прорыва в этой сфере приведет к тому, что станет невозможным развитие компьютерных сетей - базы информационного производства. Этот факт не мог не отобразиться на степени обеспеченности реального сектора экономики средствами информатики. К примеру, на начало 1996 г. Россия занимала по этому параметру только 48-е место в мире.

Как известно, степень значимости науки в государстве и ее активность оценивается долей расходов на НИОКР в ВВП. Российская Федерация очень сильно отстает от развитых государств по объему расходов на науку. Вообще же внутренние расходы на НИОКР, науку и научное обслуживание за время экономического кризиса уменьшились более чем в 4 раза, число занятых в науке и научном обслуживании - в 2,5 раза. Многие ученые эмигрировали в США, Канаду, Израиль, Австралию, Великобританию, Германию. В Израиле, например, 40% научного потенциала - бывшие россияне. Работу за рубежом находят преимущественно те ученые, которые исследуют космические, физические, компьютерные технологии, химию, биохимию, генетику [8, С. 86].

Печальная картина состояния инновационной деятельности на сегодняшний день в России прослеживается и в таком ее секторе, как использование новой или усовершенствованной продукции, технологии. Мировой опыт доказывает то, что именно освоение и использование передовых достижений научно-технического прогресса выступает в наше время основным инструментом и определяющим фактором увеличения конкурентоспособности промышленных производств и всей экономики в целом

Усиление глобальной конкуренции на всё более интегрирующихся мировых рынках, ухудшение производственных условий из-за роста стоимости топливно-энергетических, материальных и других ресурсов, необходимость придерживаться экологических норм вынуждает большинство предприятий промышленно развитых государств искать новые пути увеличения продуктивности производства, проведения рациональной научно-технической стратегии, которая направляется на рост конкурентоспособности. В связи с этим использование инноваций, рост на этой основе продуктивности производства, качества и конкурентоспособности товаров в сложившихся условиях является приоритетной задачей, как для отдельных предприятий, так и для государственной стратегии в инновационном секторе.

Мировой опыт доказывает то, что больших результатов достигают те фирмы и предприятия, которые осуществляют комплексный подход к созданию, освоению и массовому применению инноваций на долгосрочной программно-целевой основе, учитывают современные перемены в рыночном спросе, перспективы развития науки, техники, технологии в дальнейшем. Как правило, это является результатом хорошей организации и управления НИОКР, совершенствования технологий и технического перевооружения производства (включая внедрение информационных технологий, современной вычислительной техники и средств автоматизации), развитости методов управления. Огромная роль в связи с этим отводится учету практических интересов основных потребителей, а также комплексному контролю над ходом разработок и применением инноваций со стороны руководства предприятия. Контроль, организационно-финансовое обеспечение инноваций и материальная мотивация сотрудников за достижение высших показателей качества товаров, продуктивности технологии, темпов освоения нововведений осуществляются ведущими предприятиями на всех основных этапах инновационной деятельно-

сти: «разработка новшеств (НИОКР) - освоение нового товара - производственное использование».

Рыночная трансформация общественно-экономической системы в РФ сделала актуальной не только проблему разработки инноваций, но и введение их в народное хозяйство. Раньше со стороны компаний не было объективно обусловленного спроса на инновации. Однако страна сама формировала этот спрос. Несмотря на то, что в некоторой степени он имел искусственный характер, но все же, пусть даже медленными темпами, поддерживал повышение научно-технического уровня товаров и производства государства. На данном этапе развития объективный спрос компаний на инновации имеет место, но в большинстве случаев он неплатежеспособен [9, С. 110].

Для Российской Федерации на сегодняшний день характерен незначительный уровень инновационной активности. В среднем улучшения технологической базы компаний практически не происходит и нет слаженности в действиях участников инновационного процесса. Также инновационная политика компаний имеет краткосрочный характер и не направляется на обеспечение производственно-технологической базы, о чем свидетельствуют невысокие расходы на НИОКР, маркетинг и подготовку специалистов в сфере технологического менеджмента.

В общем, часть компаний, где все-таки успешно завершаются инновационные работы, составляет всего 1% от их общей численности, и, следовательно, правомерно сделать вывод, что инновационная деятельность не дает на сегодня компаниям тех социально-экономических преимуществ, которые могли бы ускорить активизацию инновационной деятельности.

На сегодняшний день о состоянии инновационной деятельности государства можно судить только по отдельным монографическим исследованиям, так как полная и достоверная информация по этой теме отсутствует. Также данные монографий, посвященных изучению факторов, оказывающих влияние на инновационную деятельность, подтверждают тот факт, что государственное участие в инновационном секторе явно не является эффективным и носит лишь поверхностный характер [11, С. 95].

Следовательно, ускорение инновационной деятельности на сегодняшний день невозможно без формирования системы ее государственного регулирования и мотивации.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» № 99029071-2. Оконч. ред., принятая ГД ФС РФ 01.12.1999.

2. Письмо Президента РФ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» от 30.03.2002 №Пр-576.

3. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» от 06.07.2006 № 977-р.

4. Агарков С.А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учеб. пособие / С.А. Агарков [и др.]. - М.: Акад. естествознания, 2011.

5. Алексеев А.Н. Инновационный менеджмент / А.Н. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: МИЭМП, 2008.

6. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. - М., 2003. - № 2.

7. Горохов В.Г. Научно-технический прогресс [Словарь] / В. Г. Горохов [и др.]. - М.: Прогресс, 1987.

8. Дусь Ю.П. Миграция специалистов и научных кадров в мировом хозяйстве / Ю.П. Дусь. -Новосибирск: Наука. - 2006.

9. Жиц Г.И. Инновационный потенциал и экономический рост / Г.И. Жиц. - Саратов: СГТУ, 2000.

10. Задорожнюк И. Потенциал негосударственных вузов с позиций экономики образования // Высшее образование в России. - М., 2006. - № 9.

11. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

12. Караваев И. Е. Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономические отношения. - М.: КЭ, 2012. - № 1 (3).

13. Ярощук А.Б. Государственное регулирование инновационной деятельности // Кафедральный вестник МосГУ. 2005. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.